Фарс (Восточно-сирийская церковная провинция)
Митрополия Фарс была восточно-сирийской столичной провинцией Церкви Востока между шестым и двенадцатым веками. Его центр находился на территории нынешней провинции Фарс , исторической колыбели древней персидской цивилизации. Помимо нескольких центров в самом регионе Фарс, эта восточно-сирийская церковная провинция также включала несколько епархий в Аравии и епархию на острове Сокотра .
Фон
[ редактировать ]Согласно традиции, христианство было принесено в персидскую провинцию Фарс ( классический сирийский : �������������������������� Бет Парсай ) персидскими купцами, подвергшимися учению апостола Аддая в римской Эдессе . Эта традиция, отвергавшая значительную роль апостола Мари , которому широко приписывают евангелизацию месопотамских провинций Церкви Востока, отражает глубокое разделение внутри Церкви Востока в сасанидский период между ее сирийскими и персидскими новообращенными. Патриархам Селевкии - Ктесифона часто было трудно осуществлять власть над церковной провинцией Фарс. [ нужна ссылка ] [ 1 ]
Несколько епархий в Фарсе и Северной Аравии (сирийский: Бет Катрайе, ������������������������) существовали к началу пятого века, но они не были сгруппированы в столичную провинцию в 410 году. После основания пяти столичных провинций в Месопотамии канон XXI синода Исаака просто предусмотрел, что «епископы более отдаленных епархий Фарса, Островов, Бет-Мадайе, Бет-Разикайе и страны Абрашахра должны принять определение, установленное на этом соборе позднее». [ 2 ]
Подпись епископа преподобного Ардашира (митрополии Фарса) стояла между подписями пяти митрополитов и епископов-суфраганов в актах синода Дадишо в 424 году, что позволяет предположить, что Фарс к тому времени был признан шестой столичной провинцией. . [ 3 ]
было по крайней мере восемь епархий В пятом веке на Фарсе и на островах Персидского залива , а к концу сасанидского периода, вероятно, одиннадцать или более. В Фарсе епархия преподобного Ардашира впервые упоминается в 420 году, епархии Ардашир-Хурра (Шираф), Дарабгард , Истахр и Казрун (Шапур или Бих-Шапур) — в 424 году, а епархия Киш — в 540 году. На аравийском берегу ) впервые упоминаются В Персидском заливе епархии Дайрина и Машмахига ( Бахрейн в 410 году и Бет Мазунайе ( Оман ) в 424 году. К 540 году епископ преподобного Ардашира стал митрополитом, ответственным за епархии Фарса и Аравии. Четвертая Аравийская епархия, Агарь, впервые упоминается в 576 году. Пятая епархия, Хатта (ранее входившая в состав епархии Агари), впервые упоминается в актах регионального синода, состоявшегося на острове Дайрин в Персидском заливе в 676 году. патриарх Гиваргис для определения епископской преемственности в Бет-Катрае, но, возможно, был создан до арабского завоевания.
После арабских завоеваний Фарс и северная Аравия (Бет-Катрай) подверглись радикальному процессу исламизации, и христианство в этих регионах пришло в упадок быстрее, чем в любой другой части бывшей Сасанидской империи. Последним известным епископом митрополичьего престола преподобного Ардашира был , Абдишо перечислил который присутствовал при интронизации патриарха Абдишо в 1138 году . III В 890 году Элия Дамаскин суфражистские кафедры Фарса в порядке старшинства: как Шираз , Истахр, Шапур (вероятно, отождествляемый с Бих Шапуром, то есть Казруном), Карман, Дарабгард, Шираф (Ардашир Хурра), Мармадит и остров Сокотра. Из материковых епархий известны только два епископа: Мелек Дарабгардский, свергнутый в 560-х годах, и Гавриил Бих Шапурский, присутствовавший при интронизации Абдишо в I в 963 году. Монголы пощадили Фарса за его своевременное подчинение 1220-х годах, но к тому времени христиан, похоже, осталось уже мало, хотя восточно-сирийская община (вероятно, без епископов) сохранилась в Ормуз . Последний раз это сообщество упоминается в шестнадцатом веке.
Из северных аравийских епархий Машмахиг последний раз упоминается около 650 г., а Дайрин, Оман (Бет Мазунайе), Агарь и Хатта - в 676 г. Сокотра оставалась изолированным форпостом христианства в Аравийском море , и ее епископ присутствовал при интронизации патриарха. Яхбаллаха III в 1281 году. Марко Поло посетил остров в 1280-х годах и заявил, что на нем находится восточно-сирийский архиепископ и епископ-суфражист на близлежащем «острове Мале». Фома Маргийский упоминает, что в Йемене и Сане во время правления патриарха Авраама II (837–850 гг.) был епископ по имени Петр, который ранее служил в Китае . Больше эта епархия не упоминается.
Епархии в Фарсе
[ редактировать ]Архиепископия преподобного Ардашира
[ редактировать ]Епископ Йездад преподобный Ардашир был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 4 ]
Период расцвета епископа Мари преподобного Ардашира около 450 г. Он получил знаменитое письмо от епископа Эдесского Ибаса и, как известно, написал комментарий к письмам Акакия Амидского, комментарий к книге Даниила и трактат против маги Нисибиса. [ 5 ]
Три митрополита Фарса, по-видимому, были рукоположены во время раскола Нарсая и Елисея в первые годы шестого века: Исаак, который умер до 540 года; его преемник Ишобохт; и Акакий. Ишобохт (которому было разрешено оставаться священником) и Акакий были свергнуты патриархом Абой I в 540 году и заменены митрополитом Маина который был среди тех , , кто подписал патриарший «Прагматик» в 540 году и присоединился письмом к актам Синод Абы I в 544 году. [ 6 ]
Митрополит Клавдиан Махоза Хдатта («новый город»), возможно, епископ недавней депортации с римской территории в преподобного Ардашира, был среди тех, кто подписал акты синода Иосифа в 554 году. [ 7 ]
Митрополит Фарсский Шемон получил письмо патриарха Ишоъяхба III (649–59), в котором он жаловался на обращение в ислам христиан Бет-Мазонайе (Оман) во время арабского завоевания. [ 8 ]
Ишобохт , известный ученый, был митрополитом, рукоположенным либо Хнанишо I (686–698), либо Хнанишо II (773–780).
Патриарх Тимофей I (780–823) рукоположил в митрополита другого Шемона. Он запретил ему носить белое, есть мясо или жениться, но освободил своих суфражисток от требования патриарха конфирмоваться («усовершенствоваться»). Он также вывел Индию из-под юрисдикции Фарса. [ 9 ]
Епископ Шлемун Забе (аз-Заваби) был назначен митрополитом Фарса во время правления патриарха Мари (987–999). Шлемун, судя по всему, умер вскоре после своего назначения, поскольку тот же патриарх позже посвятил епископа Йоханнана из Шенны (ас-Сина) в митрополита Фарса «после смерти его митрополита». [ 10 ]
Митрополит Йоханнан, бывший епископ Египта, был митрополитом Фарса, когда Илия Нисибис завершил свою Хронографию в 1018/19 году. [ 11 ]
Митрополит присутствовал Фарсский Абдишо . при хиротонии патриарха Абдишо в III году 1139 [ 12 ]
Истахрская епархия
[ редактировать ]Епископ Задой Истахрский был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 13 ]
Епархия Ардашир Хурра (Шираф)
[ редактировать ]Епископ Фарбохт из Ардашира Хурры был одним из одиннадцати названных епископов, перечисленных в актах синода Дадишо в 424 году, которые были осуждены на синодах Исаака в 410 году и Яхбаллаха I в 420 году. [ 14 ]
Епископ Кардах из Ардашира Хурры был среди епископов, которые объединились с патриархом Абой I в 540 году и подписали его «Прагматику». [ 15 ]
Дарабгардская епархия
[ редактировать ]Епископ Дарабгарда Йездбузид был одним из одиннадцати названных епископов, перечисленных в актах синода Дадишо в 424 году, которые были осуждены на синодах Исаака в 410 году и Яхбаллаха I в 420 году. [ 16 ]
Расцвет деятельности епископа Дарабгардского Малеха пришелся на период правления патриарха Иосифа (551–567). Он использовал влияние при дворе епископа Иезекииля Завского, чтобы добиться царского указа о приостановлении местных преследований в его епархии. Патриарх Иосиф, разгневанный тем, что с ним не посоветовались, конфисковал указ, настаивая на том, что только патриарх имеет право говорить от имени христиан в Сасанидской империи. В результате этого инцидента христиане Фарса отказались признать власть Иосифа. Их пример побудил епископов месопотамских провинций выступить против этого крайне непопулярного патриарха, и в 567 году Иосиф был низложен синодом месопотамских епископов. [ 17 ]
Епархия Бих Шапур (Казрун)
[ редактировать ]Епископ Фарбохт Бишапурский . ( Казрун ) был назначен патриархом Церкви Востока в 421 году персидским царем Бахрамом, но был свергнут всего через несколько месяцев пребывания на своем посту [ 18 ]
Епископ Бих Шапура Авраам был среди епископов, которые объединились на стороне патриарха Абы I в 540 году. [ 19 ]
Кишская епархия
[ редактировать ]Епископ Кишский Давид, епархия либо в Фарсе, либо в Бет-Катрае, был среди епископов, которые объединились на стороне патриарха Абы I в 540 году. [ 20 ]
Епархии в Бет-Катрае и Аравии
[ редактировать ]Митрополия Бет Катрайе
[ редактировать ]Митрополит Фома Фарсский, «епископ митрополит Бет-Катрайе», был среди тех, кто подписал акты Дайринского синода в 676 году. [ 21 ]
Машмахигская епархия
[ редактировать ]Епископ Батай Машмахигский, ранее уже осужденный за неизвестный проступок, был вновь осужден и низложен на Исаакском синоде в 410 году, а епископ Машмахигский Элия был в числе подписавших акты синода. [ 22 ]
Епархия Бет Мазунайе (Оман)
[ редактировать ]Епископ Мазуна Йоханнан был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 23 ]
Епископ Самуил Мазунский был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [ 24 ]
Епископ Стефан Мазунайский был среди тех, кто подписал акты Дайринского синода в 676 году. [ 25 ]
Епархия Дайрина
[ редактировать ]Епископ Павел был рукоположен патриархом Исааком в 410 году на «острова Ардай и Тодуру», вероятно, Дайрин. [ 26 ]
В 586 году патриарх Ишо Яхб I (582–95) написал сборник из двадцати двух канонов для использования епископом . Дайрина Я Гобом [ 27 ]
Епископ Дайрина Ишо Яхб был среди тех, кто подписал акты Дайринского синода в 676 году. [ 28 ]
Епархия Агари
[ редактировать ]Епископ Пусай из Агари был среди тех, кто подписал акты Дайринского синода в 676 году. [ 29 ]
Епархия Хатта
[ редактировать ]Епископ Шахин Хаттский был среди тех, кто подписал акты Дайринского синода в 676 году. [ 30 ]
Епархия Сокотры
[ редактировать ]Патриарх Сабришо III . посвятил безымянного епископа Сокотры вскоре после его хиротонии в 1063/4 году [ 31 ]
Епископ Сокотры Куриакос присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [ 32 ]
Епархия Йемена и Саны
[ редактировать ]Монах Петр из монастыря Бет-Абе был епископом Йемена и Саны во время правления патриарха Авраама II (837–850). Петр был учеником своего собратья-монаха Давида, который был рукоположен в митрополита Беф-Синайского (Китай) во время правления Тимофея I (780–823 гг.) и, по-видимому, сопровождал Давида в Китай в качестве епископа, прежде чем он был назначен епископом Йемен и Сана . [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Харрак, но информации, заявленной в этом абзаце, нет в цитируемой работе.
- ^ Шабо, 273
- ^ Шабо, 273 и 275.
- ^ Шабо, 273 и 275.
- ^ Райт, 51 и 59 лет.
- ^ Шабо, 322–3, 330–1 и 350–1.
- ^ Шабо, 366
- ^ Фией, POCN , 125
- ^ Уилмшерст (2011), с. 144.
- ^ Слиба, 94 (арабский)
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 35.
- ^ Мари, 158 (арабский), 133 (латиница)
- ^ Шабо, 285
- ^ Шабо, 287
- ^ Шабо, 330–1.
- ^ Шабо, 287
- ^ Хроника Сирта , ii. 178–9
- ^ Мари, 36 (арабский), 31 (латиница)
- ^ Шабо, 322
- ^ Шабо, 330–1.
- ^ Шабо, 482
- ^ Шабо, 273 и 275.
- ^ Шабо, 285
- ^ Шабо, 368
- ^ Шабо, 482
- ^ Шабо, 473
- ^ Хроника Сирта , ii. 119
- ^ Шабо, 482
- ^ Шабо, 482
- ^ Шабо, 482
- ^ Мари, 125 (арабский), 110 (латиница)
- ^ Слиба, 124 (арабский)
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , 448 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Ассемани, Дж. С., Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana (4 тома, Рим, 1719–1728 гг.)
- Брукс, Э.В., Хронологический труд митрополита Илии Нисибени (Рим, 1910 г.)
- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Даувилье, Дж., «Халдейские провинции «извне» в средние века», в Blends Cavallera (Тулуза, 1948), перепечатано в журнале «История и институты восточных церквей в средние века» (Variorum Reprints, Лондон, 1983).
- Фий, Жан Морис (1979) [1963]. Сирийские общины в Иране и Ираке от зарождения до 1552 года . Лондон: Перепечатки Variorum. ISBN 9780860780519 .
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и др Салиба: De Patriarchis Nestorianorum Commentaria I: Amri et Salibae Textus (Рим, 1896 г.)
- Жисмонди, Х., Марис, Амри и Салибы: Комментарий к несторианским патриархам II: арабский текст Мариса и латинская версия (Рим, 1899 г.)
- Харрак А., Деяния апостола Мар Мари (Атланта, 2005 г.)
- Тиссеран, Э., «Несторианская церковь», Словарь католической теологии , 11, 157–323.
- Уоллис Бадж, Э.А., Книга управляющих: Historia Monastica Томаса, епископа Марги, 840 г. н.э. (Лондон, 1893 г.)
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .
- Райт, В., Краткая история сирийской литературы (Лондон, 1894 г.)