Адиабене (Восточно-сирийская церковная провинция)
Митрополия Адиабена ( сирийский : Хадиаб ����������������) была восточно-сирийской столичной провинцией Церкви Востока между 5 и 14 веками, с более чем пятнадцатью известными суфражистскими епархиями в разные периоды своей истории. Хотя название Хадиаб обычно обозначало регион вокруг Эрбиля и Мосула в современном Ираке , границы восточно-сирийской столичной провинции выходили далеко за пределы районов Эрбиля и Мосула. Его известные суфражистские епархии включали Бет-Бгаш (регион Хаккари на востоке Турции) и Адарбайган ( район Ганзак , к юго-востоку от озера Урми), значительно восточнее самого Адиабене.
Церковная история
[ редактировать ]Епископ Эрбиля, современного Иракского Курдистана , стал митрополитом Адиабене в 410 году, ответственным также за шесть суфражистских епархий Бет Нухадра ( ��������������������) , Бет Бгаш, Бет Дасен, Рамонин, Бет Махкарт и Дабарин. [ 1 ] Епископы епархий Бет-Нухадра, Бет-Бгаш и Бет-Дасен, которые охватывали современные регионы Амадия и Хаккари, присутствовали на большинстве первых синодов, и эти три епархии продолжали существовать без перерыва до 13 века. Остальные три епархии больше не упоминаются и предварительно отождествлены с тремя епархиями, более известными под другими названиями: Рамонин с Шенной д'Бет Рамман в Бет-Арамае , на реке Тигр, недалеко от ее слияния с Великим Забом; Бет-Маркарт с Бет-Карду в области Нисибис, за Тигром от области Бет-Забдай; и Дабарин с Тирханом, районом Бет-Арамайе, который лежал между Тигром и Джебель-Хамрином, к юго-западу от Бет-Гармая.
К середине VI века в провинции Адиабене также существовали епархии Маалты ( ��������������������) или Маалтайи ( ����������������������������) , города в Хните ( ����������������������) или округе Зибар к востоку от Акры, а также в Ниневии. Маалфская епархия впервые упоминается в 497 году, а Ниневийская епархия - в 554 году, и епископы обеих епархий присутствовали на большинстве более поздних синодов. [ 2 ]
Эрбиль, главный город Адиабены, потерял большую часть своего прежнего значения с ростом города Мосул, а во время правления патриарха Тимофея I (780–823) резиденция митрополитов Адиабены была перенесена в Мосул. В течение следующих четырех с половиной столетий епархиями Адиабены управлял «митрополит Мосулский и Эрбильский». Около 1200 года Мосул и Эрбиль стали отдельными столичными провинциями. Последним известным митрополитом Мосула и Эрбиля был Титтос, назначенный Элией III (1175–1189 гг.). После этого отдельные митрополиты Мосула и Эрбиля записаны в довольно полной серии с 1210 по 1318 год.
Пять новых епархий в провинциях Мосул и Эрбиль были созданы во время периодов Омейядов и Аббасидов: Марга, Салах ( ������) , Хадита, Таймана и Хебтон. Епархии Марги и Салаха, охватывающие районы вокруг Амадии и Акры, впервые упоминаются в 8 веке, но, возможно, были созданы раньше, возможно, в ответ на конкуренцию западносирийцев в регионе Мосула в 7 веке. Епархия Марги существовала до 14 века, но последний раз епархия Салаха упоминается в 9 веке. К 8 веку существовала также Восточно-сирийская епархия города Хдатта (Хадита) на реке Тигр, которая сохранялась до 14 века. Епархия Таймана, которая охватывала район к югу от Тигра в окрестностях Мосула и включала монастырь Мар-Михаил, засвидетельствована между восьмым и десятым веками, но, похоже, не сохранилась до 13-го века. [ 3 ]
Ряд восточно-сирийских епископов засвидетельствованы между восьмым и тринадцатым веками в епархии Хебтон, регионе северо-западной Адиабены к югу от Великого Заба, прилегающем к району Марга. Неясно, когда была создана епархия, но впервые она упоминается под названием «Хнита и Хебтон» в 790 году. Хнита было другим названием епархии Маалты, и говорят, что патриарх Тимофей I объединил епархии Хебтона. и Хнита, чтобы наказать за самонадеянность епископа Хнитского Рустама, который выступил против его избрания. Союз не был постоянным, и к 11 веку Хебтон и Маалта снова стали отдельными епархиями. [ 4 ]
Епископы Адарбайгана, епархии с центром в городе Ганзак, ограниченной на западе равнинами Салмас и Урми, а на востоке Каспийским морем, присутствовали на большинстве синодов V века, но Адарбайган не входил в число епархий. отнесен к столичной провинции в 410 году. К 8 веку он был частью столичной провинции Адиабене.
В начале 13 века в провинциях Мосул и Эрбиль существовало как минимум восемь суфражистских епархий: Хадита, Маалта, Хебтон, Бет Бгаш, Дасен, Бет Нухадра, Марга и Урми. Последний раз Хебтонская епархия упоминается в 1257 году, когда ее епископ Гавриил присутствовал на хиротонии патриарха Макихи II. [ 5 ] Епархия Дасен определенно сохранялась до 14 века, как и епархия Марга, хотя во второй половине 13 века она была переименована в Телла и Барбелли. Вполне возможно, что епархии Бет-Нухадра, Бет-Бгаш и Хадита также дожили до 14 века. Действительно, Хадита упоминается как епархия в начале 14 века Абдишо из Нисибиса. [ 6 ] Урми также, хотя ни один из его епископов неизвестен, возможно, также сохранял статус епархии до 16 века, когда он снова стал резиденцией восточно-сирийского епископа. [ 7 ] Епархия Маалта последний раз упоминается в 1281 году, но, вероятно, сохранялась до 14 века под названием Хнита. Епископ Абдишо Хнитский, засвидетельствованный в 1310 и 1318 годах, почти наверняка был епископом епархии, ранее известной как Маалта. [ 8 ]
Епархии в районе Эрбиля
[ редактировать ]Епархия Эрбиля
[ редактировать ]Согласно « Хроникам Эрбиля» , истории христианства в Адиабене при парфянах и сасанидах, предположительно написанной восточносирийским писателем VI века Мшиха-зха, епархия в Эрбиле была основана в начале II века. « Хроника» описывает карьеру двадцати епископов Эрбиля между вторым и шестым веками и указывает точные даты правления каждого из них. Согласно «Хроникам» , первыми епископами Эрбиля были Пакида (104–14), Самсон (120–3), Исаак (135–48), Авраам (148–63), Нух (168–79) и Авель (183). –183–183), Абд-мшиха (190–225), Хиран (225–58), Шахлуфа (258–73), Ахадабуи (273–91), Шриха (291–317), Йоханнан (317–). 46), Авраам (346).–7), Маран-зха (347–76), Шубхалишо (376–407), Даниил (407–31), Рима (431–50), Аббушта (450–99), Иосиф. (499–511) и Хнана (с 511).
Подлинность « Хроник Эрбиля» подвергается сомнению, и ученые по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, насколько можно доверять ее доказательствам. Некоторые из епископов, упомянутых в Эрбильских хрониках , особенно начиная с IV века, засвидетельствованы в других источниках, но о первых епископах, вероятно, ходят легенды.
Митрополит Даниил Адиабенский присутствовал на Исаакиевском соборе в 410 году и подписался под его актами. Он также был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 9 ]
К концу V века в Адиабене было два митрополита. Епископ Иосиф, «епископ Эрбильский, митрополит Адиабенский», был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году, а секретарь Сидура подписывал акты того же синода от имени епископа Аббушты, «митрополита Адиабене». [ 10 ]
Митрополит Хнана Адиабенский был среди тех, кто подписал акты синода Абы I в 544 году. [ 11 ]
Митрополит Мшабба Адиабенский был среди тех, кто подписал акты Иосифовского синода 554 года. [ 12 ]
Митрополит Хнана Адиабенский был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [ 13 ] Священник и архидьякон Бар Аба был среди тех, кто подписал акты синода Ишояхба I в 585 году от имени митрополита Хнаны, «митрополита Аторайе», вероятно, того же человека. [ 14 ]
Митрополит Ионадав Адиабенский был в числе подписавших акты синода Григория 605 года. [ 15 ]
Патриарх Ишояхб III Адиабены (649–659) был митрополитом Адиабены с 637 по 649 год.
Митрополит Йоханнан Адиабенский процветал в первой половине VIII века. Племянник знаменитых восточносирийских писателей Хнанишо и Ишоияба из Бет-Абе, Йоханнан раньше был монахом монастыря Бет-Абе, позже его настоятелем, а позже еще епископом Бет-Бгаша. Он был рукоположен в митрополита Адиабенского патриархом Слиба-зхой (714–728) и умер во время правления патриарха Мар-Абы II (742–752). [ 16 ]
Митрополит Ахха Адиабенский процветал примерно в середине VIII века. Первоначально монах монастыря Бет-Абе, позже он стал его настоятелем. Он был назначен митрополитом Адиабенским патриархом Абой II (742–752) после смерти митрополита Йоханнана. [ 17 ] Во время своего митрополии он рукоположил епископов Саргиса Маалфского и Хнитского и Маранамме Салахского. [ 18 ]
Митрополит Маранамме Адиабенский процветал в третьей четверти VIII века. Подвижник из города Хтара Тирханского района, он в юности учился у Раббана Бабая в Гбилте, а затем открыл школу в эрбильской деревне Кфар-Узайль, где преподавал в течение многих лет. В позднем среднем возрасте, во время правления патриарха Абы II (742–752), он был рукоположен в епископа Салахского митрополитом Аххой Адиабенским. Он был назначен митрополитом Адиабены патриархом Якобом II (754–773) после смерти Аххи. Он умер от болезни и глубокой старости вскоре после воцарения Тимофея I в 780 году в деревне Бет-Ревай, и его тело было похоронено в деревенской церкви. Фома Маргийский посвятил всю третью книгу своей «Книги управляющих» жизни и творчеству Маранамме. [ 19 ]
Митрополит Ишояхб Адиабенский был рукоположен патриархом Тимофеем I вскоре после его избрания в 780 году, после смерти митрополита Маранамме. Ишоъяхб, пожилой настоятель монастыря Бет-Абе, изначально намеревался участвовать в патриархальных выборах 780 года и, как многие ожидали, одержит на них победу. Его соперник Тимофей, тогдашний епископ Бет-Бгаша, убедил его снять свою кандидатуру по причине преклонного возраста и пообещал назначить его митрополитом Адиабенским, если он сам станет патриархом. [ 20 ]
Эрбиль, главный город Адиабены, потерял большую часть своего прежнего значения с ростом города Мосул, а во время правления патриарха Тимофея I (780–823) резиденция митрополитов Адиабены была перенесена в Мосул. В течение следующих четырех с половиной столетий епархиями Адиабены управлял «митрополит Мосулский и Эрбильский». Около 1200 года Мосул и Эрбиль стали отдельными столичными провинциями. Последним известным митрополитом Мосула и Эрбиля был Титтос, назначенный Элией III (1175–1189 гг.). После этого отдельные митрополиты Мосула и Эрбиля записаны в довольно полной серии с 1210 по 1318 год.
Митрополит Сабришо ибн Кайома Хаззинский и Эрбильский присутствовал при хиротонии патриарха Сабришо IV в 1222 году. [ 21 ]
Митрополит Эрбильский Денха (будущий патриарх Денха I , 1265–81) присутствовал при хиротонии патриарха Маккихи II в 1257 году. [ 22 ]
Митрополит Эрбильский Муше присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [ 23 ]
Митрополит Эрбильский Иосиф стал патриархом в 1318 году, приняв имя Тимофей II . Согласно Абдишо Нисибисскому, он первоначально был митрополитом Мосула и был переведен в епархию Эрбиля после смерти ее митрополита Авраама.
Рамонинская епархия
[ редактировать ]Епископ Акбаллаха Рамонинский был утвержден епископом-суфражистом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]
Дабаринская епархия
[ редактировать ]Епископ Нух (Ной) «крепости Дабарин» был утвержден суфражистом-епископом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]
Епархия Маалта и Хнита
[ редактировать ]Епископ Маалты Йоханнан был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году. [ 25 ]
Епископ Маалфский Шемон был среди тех, кто подписал акты синода Мар-Абы I в 544 году. [ 26 ]
Епископ Маалты Йездпана был среди тех, кто подписал акты синода Иосифа в 554 году. [ 12 ]
Епископ Бар Шабта из Маалты был среди тех, кто подписал акты синодов Иезекииля в 576 году и Ишоьяба I в 585 году. [ 27 ]
Епископ Клилишо Маалфский был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [ 28 ]
Епископ Диндовай «Маалты и Хниты», бывший монах монастыря Бет-Абе, был назначен митрополитом Йоханнаном Адиабенским в неизвестную дату в первой половине 8-го века. После смерти он был похоронен в монастыре Бет-Абе. [ 29 ]
Епископ Саргис «Маалты и Хниты», бывший монах монастыря Бет-Абе, был назначен примерно в середине VIII века митрополитом Аххой Адиабенским после смерти Диндоваи. Саргис покинул свою епархию после набега дайломайцев на район Хнита и укрылся в монастыре Бет-Абе, где оставался до своей смерти. Как и его предшественник, он был похоронен в монастыре. Фома Маргийский считал свое бегство из епархии дискредитирующим и отмечал, что он «не оправдал возложенных на него надежд». [ 30 ]
Епископ Маалты Йоханнан ибн Бохтишо был назначен митрополитом Мосула Патриархом Йоханнаном III сразу после его хиротонии 15 июля. [ 31 ]
Епископ Йоханнан Маалфский («в провинции Мосул») присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II в 1074 году. [ 32 ]
Епископ Куриакос Маалфский присутствовал при хиротонии патриарха Макихи I в 1092 году. [ 33 ]
Епископ Абдишо Маалтский присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [ 34 ]
Епископ Гиваргис Маалтский присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [ 23 ]
Епископ Абдишо Хнитский присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году. [ 35 ]
Епархия Хебтона
[ редактировать ]Епископ Давид Хнитский и Хебтонский был среди епископов, ставших свидетелями отказа от мессаллианского текста. [ проверьте орфографию ] ересь, совершенная священником Несторием монастыря Мар Йозадак в 790 году до его хиротонии в епископа Бет Нухадры. [ 36 ]
Монах Дна-маран из монастыря Бет-Кока был рукоположен в епископа Хебтона в неизвестную дату в первой половине 9 века. [ 37 ]
Несовершенный епископ Хебтонский, имя которого не упоминается, сопровождал митрополита Мосульского при хиротонии патриарха Илии I в 1028 году и был совершен патриархом сразу после его хиротонии. [ 38 ]
Епископ Марк Хебтонский, «в провинции Мосул», присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II (1074–1090 гг.) в 1074 году в сопровождении епископа Маалты. [ 32 ] Митрополит Дамаскин Йоаннан был низложен в неизвестную дату во время правления того же патриарха, а на его место митрополитом Дамасским был назначен Марк. [ 39 ]
Епископ Сабришо Хебтонский присутствовал при хиротонии патриарха Макихи I в 1092 году. [ 33 ]
Неназванный и несовершенный епископ Хебтона, «в провинции Мосул», присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо III в 1139 году. [ 40 ]
Епископ Гавриил Хебтонский присутствовал при хиротонии патриарха Маккихи II в 1257 году. [ 22 ]
Епархия Хадита
[ редактировать ]Епископ Хдаттинский Шлемун был одним из епископов, выступавших против избрания патриарха Тимофея I в 780 году. [ 41 ]
Патриарх Авраам Маргийский (837–850) первоначально был архимандритом монастыря Бет-Абе , а затем епископом Хдатты (Хадиты). [ 42 ]
Епископ Мерва Исходад служил епископом Хдатты где-то после Авраама до 850-х годов.
Епископ Хадиты Ишоьяб был назначен митрополитом Мосула во время правления патриарха Мари (987–999). [ 43 ]
Неназванный и несовершенный епископ Хадиты присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II в 1074 году. [ 32 ]
Епископ Хадиты Давид был рукоположен в митрополита Беф-Гармая во время правления патриарха Абдишо II (1074–1090). [ 32 ]
Епископ Абдишо Хадифский присутствовал при хиротонии патриарха Макихи I в 1092 году. [ 33 ]
Епархия аль-Бария
[ редактировать ]Неназванный епископ аль-Барии, епархии, не засвидетельствованной иным образом, сопровождал митрополита Мосула на хиротонии патриарха Элии I в 1028 году. [ 38 ]
Епархии в районе Мосула
[ редактировать ]Мосульская епархия
[ редактировать ]Эрбиль, главный город Адиабены, потерял большую часть своего прежнего значения с ростом города Мосул, а во время правления патриарха Тимофея I (780–823) резиденция митрополитов Адиабены была перенесена в Мосул. В течение следующих четырех с половиной столетий епархиями Адиабены управлял «митрополит Мосулский и Эрбильский». Около 1200 года Мосул и Эрбиль стали отдельными столичными провинциями. Последним известным митрополитом Мосула и Эрбиля был Титтос, назначенный Элией III (1175–1189 гг.). После этого отдельные митрополиты Мосула и Эрбиля записаны в довольно полной серии с 1210 по 1318 год.
Митрополит Несторий Аторский был среди епископов, ставших свидетелями опровержения мессаллианской ереси, сделанного священником Несторием монастыря Мар Йозадак в 790 году перед его хиротоной в епископа Бет Нухадры. [ 36 ]
Абдишо бар Бахриз , процветавший между 813 и 827 годами, был митрополитом Мосула и Хаззы. [ 44 ]
Будущий патриарх Енос (877–884 гг.) был назначен митрополитом Мосула патриархом Саргисом (860–872 гг.). [ 45 ]
Епископ Маалты Йоханнан ибн Бохтишо был назначен митрополитом Мосула Патриархом Йоханнаном III сразу после его хиротонии 15 июля. [ 46 ] Он присутствовал при хиротонии патриарха Иоанна IV в 900 году. [ 47 ]
Митрополит Мосульский Лука был одним из двух митрополитов, присутствовавших на хиротонии патриарха Эммануила I 23 февраля 938 года, поскольку «многие митрополиты возражали». [ 48 ]
Митрополит Гиваргис бар Тоби был назначен патриархом Эммануилом I (937–60) и был неудачным кандидатом на патриарших выборах 960, 963 и 987 годов. [ 49 ] Он также был одним из трех митрополитов, присутствовавших при хиротонии патриарха Израиля в 961 году. [ 50 ] По словам Амра и Слибы, он также присутствовал при хиротонии патриарха Мари 10 апреля 987 года. [ 43 ] Однако, по словам Мари, Мосульская епархия была вакантной в конце правления патриарха Абдишо I (968–86). [ 51 ]
Епископ Хадиты Ишоьяб был назначен митрополитом Мосула во время правления патриарха Мари (987–999). [ 43 ]
Епископ Гавриил Арсунский был рукоположен в митрополита «Эрбиля и Атора» патриархом Йоханнаном VI (1012–1016 гг.) 19 ноября 1012 г., в день своей хиротонии в сан патриарха. [ 52 ]
Митрополит Элия, митрополит Мосулский (Атхор), когда Илия Нисибис завершил свою Хронографию в 1018/19 году, первоначально был епископом Пироза Шабура, а затем митрополитом Дамасским. Он бежал из Дамаска в Багдад из-за преследований, направленных против «западных христиан», и впоследствии был избран митрополитом Мосула. [ 53 ]
Епископ Яхбаллаха ибн Абу Дара из Бет-Нухадры был рукоположен в митрополита Мосула патриархом Сабришо III вскоре после его хиротонии в 1064 году, после смерти митрополита Мосула Гавриила. [ 54 ] Он присутствовал как «митрополит Хаззы и Мосула» при хиротонии патриарха Абдишо II (1074–1090) в 1074 году. [ 32 ] Он умер в 1085 году, и на посту митрополита Мосула его сменил будущий патриарх Маккиха ибн Сулейман, епископ Тирхана. [ 39 ]
На хиротонии патриархов Бар Савмы в 1134 году и Абдишо III в 1139 году присутствовал митрополит Мосульский Йоханнан ибн аль-Хаддад. [ 55 ]
Митрополит Иосиф «Аторский и Ниневийский» упоминается вместе с патриархом Яхбаллахой II (начало правления которого условно относят к 1190 году) в колофоне восточно-сирийской рукописи августа 1189 года. [ 56 ]
Митрополит Мосульский Иосиф присутствовал при хиротонии патриарха Сабришо IV в 1222 году. [ 21 ]
Митрополит Мосульский Абдишо присутствовал при хиротонии патриарха Макихи II в 1257 году. [ 22 ]
Митрополит Мосульский Шемон присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [ 34 ]
Митрополит Мосульский Гавриил присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [ 23 ]
Митрополит Мосульский Шемон присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году. [ 35 ]
Тайманская епархия
[ редактировать ]Епископ Тайманский Муше был среди епископов, ставших свидетелями опровержения мессаллианской ереси, сделанного священником Несторием монастыря Мар Йозадак в 790 году перед его хиротониями в епископа Бет Нухадры. [ 36 ]
Ниневийская епархия
[ редактировать ]Епископ Аудемма Ниневийский был среди тех, кто подписал акты синода Иосифа в 554 году. [ 12 ]
Епископ Ниневии Йездпана был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [ 13 ]
Епископ Ниневии Мар Аба был среди тех, кто подписал акты синода Ишоьяба I в 585 году. [ 14 ]
Патриарх Маремме (646–650 гг.) был епископом Ниневии во время правления патриарха Ишоъяха II (628–646 гг.), который посвятил его в митрополита Илама. [ 57 ]
Патриарх Ишояхб III из Адиабены (649–659), по-видимому, сменил Маремме на посту епископа Ниневии, возможно, около 630 года. В 637 году он был назначен митрополитом Эрбиля.
Епископ Ниневии Муше был среди епископов, присутствовавших на смертном одре патриарха Ишоьяба III в 659 году. [ 58 ]
Монах Куриак из Авака из монастыря Бет-Абе стал епископом Ниневии в неизвестную дату во второй половине 8-го века или в первой половине 9-го века. [ 59 ]
Епархии в регионах Амадия и Акра
[ редактировать ]В районе Амадии существовало три основных скопления восточно-сирийских деревень: в долине Сапна к западу от Амадии, на равнине Тигра в районе Дахука и в Шемканском районе, вокруг долины реки Гомель. До 14 века долина Шапна была частью епархии Дасен и Бет Туре («горы»), которая лежала к северу от Марги, а также охватывала регион Бервари, а также районы Зибар и Нижний Тияри. Деревни в округе Дохук были включены в состав Восточно-сирийской епархии Бет-Нухадра, епископы которой проживали в небольшом городке Тель-Хеш недалеко от Алькоша , и в долине Гомель в епархии Марга с центром в регионе Акра. Последние известные епископы Бет Нухадры и Дасена, Малкишо и Маттай, присутствовали при хиротониях Денхи I в 1265 году и Яхбаллы III в 1281 году соответственно, и неясно, когда какая-либо из епархий прекратила свое существование.
Епархия Бет Нухадра
[ редактировать ]Епископ Исаак Беф-Нухадрский был утвержден епископом-суфражистом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]
Епископ Шлемун «Нухадрский» был одним из одиннадцати названных епископов, перечисленных в актах синода Дадишо в 424 году, которые были осуждены на синодах Исаака в 410 году и Яхбаллаха I в 420 году. [ 60 ]
Епископ Самуил из Бет-Нухадры был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году. [ 61 ]
Епископ Гависишо из Бет-Нухадры был среди тех, кто подписал акты синода Ишоияба I в 585 году. [ 14 ]
Епископ Йоханнан из Бет-Нухадры был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [ 15 ]
Епископ Ефрем из Бет-Нухадры упоминается вместе с патриархом Якобом в колофоне восточно-сирийской рукописи 759/760 г. [ 62 ]
Священник Несторий монастыря Мар Йозадак был рукоположен в епископа Бет Нухадры в 790 году после отказа от мессаллианского обряда. [ проверьте орфографию ] ересь в присутствии митрополитов Нисибисского и Мосульского и ряда других епископов. [ 36 ]
Епископ Брихишо из Бет-Нухадры присутствовал при хиротонии патриарха Йоханнана IV в 900 году. [ 47 ]
Илия, Илия или Элия Нисибисский был рукоположен в епископа Бет-Нухадры патриархом Йоханнаном V в воскресенье, 15 февраля 1002 года. Он стал архиепископом Нисибиса в воскресенье, 26 декабря 1008 года, и в этом офисе он написал свою знаменитую Хронологию . [ 63 ]
Епископ Яхбаллаха ибн Абу Дара из Бет-Нухадры был рукоположен в митрополита Мосула патриархом Сабришо III вскоре после его хиротонии в 1064 году. [ 54 ]
Епископ Бет Нухадры Муше присутствовал при хиротонии патриарха Элии II в 1111 году. [ 64 ]
Неназванный епископ Бет-Нухадры присутствовал при хиротонии патриарха Бар-Савмы в 1134 году. [ 65 ]
Епископ Сабришо из Бет-Нухадры упоминается вместе с патриархом «Яхбаллаха Атора» (Яхбаллаха II) в формуле датировки восточно-сирийской рукописи 1208 года, скопированной в монастыре Раббан Хормизд . [ 66 ]
Епископ Ишоияб из Бет-Нухадры присутствовал при хиротонии патриарха Маккихи II в 1257 году. [ 22 ]
Епископ Малкишо из Бет-Нухадры присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [ 34 ]
Епархия Бет Дасен
[ редактировать ]Епископ Ахадабуй из Беф-Дасена был утвержден епископом-суфражистом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]
Епископ Дасенский Кирис был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 67 ]
Епископ Маре-Рахме из Бет-Дасена был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году. [ 68 ]
Епископ Камишо из Бет-Дасена был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [ 13 ]
Епископ Бурцмир из Бет-Дасена был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [ 28 ]
Епископ Стефан Дасенский был современником митрополита Маранамме Адиабенского, назначенного Якобом II (754–773 гг.) и умершего вскоре после воцарения Тимофея I в 780 году. Во время епископства Стефана Маранамме скорректировал границы епархий Дасена. и Марга, передав районы Нахла и Талана из Марги в Дасен, а также передав Великий монастырь епархии Дасен. [ 69 ]
Епископ Дасенский Маттай присутствовал при хиротониях патриархов Денхи I в 1265 году и Яхбаллы III в 1281 году. [ 23 ]
Епархия Марги (Телла и Барбелли)
[ редактировать ]Епархия Марги, засвидетельствованная между восьмым и четырнадцатым веками и часто упоминаемая в « Книге губернаторов » Томаса Марги , включала большое количество деревень и монастырей вокруг Акры. Известно, что в середине VIII века в состав епархии входили районы Сапсапа (равнина Навкур к югу от Акры, на восточном берегу реки Хазир), Талана и Нахла д'Малка (две долины вокруг верхнего течения реки Хазир). река Хазир) и Бет-Русака (гомельская долина), а также, вероятно, включала в себя несколько сел Зибарского района. Митрополит Маранамме Адиабенский, процветавший в третьей четверти VIII века, скорректировал границы епархий Дасен и Марга, передав округа Нахла и Талана из Марги в Дасен, а также отдав Великий монастырь в состав епархии Дасен. . [ 69 ]
Епархия Марга впервые упоминается в 8 веке (ранее этот регион, вероятно, входил в состав епархии Бет Нухадра), а несколько ее епископов упоминаются между 8 веком и первой половиной 13 века. Ко второй половине XIII века в название епархии были включены также названия двух деревень Гомельской долины — Телла и Барбелли (Биллан). Последний известный епископ Теллы и Барбелли Ишояхб присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году. [ 35 ] После этого епархия не упоминается, и до 19 века в регионе Акра не было известно никаких других епископов.
Салахская епархия
[ редактировать ]Епархия Салаха ( ��������) , которая охватывала горный регион к востоку от Равандуза, не фигурирует в классических списках епархий Адиабены, но несколько епископов Салаха 8-го века упоминаются в Книге губернаторов Фомы Марги ( написано ок. 840). В «Истории Мара Сабришо из Бет-Коки» также упоминается епископ Салаха 9-го века. Неизвестно, когда епархия прекратила свое существование. [ 70 ]
Епархии в регионах Хаккари и Урми
[ редактировать ]Епархия Бет Бгаш
[ редактировать ]Епископ Баринос из Беф-Бгаша был утвержден епископом-суфражистом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]
Епископ Мари из Бет-Бгаша был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 67 ]
Епископ Афрахат из Бет-Бгаша был среди тех, кто подписал акты синода Акакия в 486 году, а его секретарь Хава подписал от его имени акты синода Бабаи в 497 году. [ 71 ]
Епископ Бет-Бгаша Муше был среди тех, кто подписал акты синода Мар-Абы I в 544 году. [ 26 ]
Епископ Тимофей из Бет-Бгаша был среди тех, кто подписал акты синодов Ишоьяба I в 585 году и Григория в 605 году. [ 72 ]
Митрополит Йоханнан Адиабенский, живший в VIII веке, племянник знаменитых восточносирийских писателей Хнанишо и Ишоьяхба из Бет-Абе, первоначально был монахом монастыря Бет-Абе, позже его настоятелем, а еще позже епископом Бет-Бгаша. Он был рукоположен в митрополита Адиабенского между 714 и 728 годами патриархом Слиба-зхой . [ 73 ]
Епископ Шемон из Бет-Бгаша, процветавший примерно в середине VIII века, несколько раз упоминается Фомой из Марги . Он был рукоположен в епископа Бет-Бгаша митрополитом Маранамме Адиабенским (754–73), построил церковь в деревне Шалмат (современный Шармен) недалеко от Акры , был епископом Бет-Бгаша всего три года, а после его смерти был похоронен. в церкви Бая. [ 74 ]
Пожилой епископ Гиваргис, дядя патриарха Тимофея I , был епископом Бет-Бгаша ок. 765 г. и вполне мог быть непосредственным преемником Шемона.
Будущий патриарх Тимофей I стал епископом Беф-Бгаша ок. 770 г., после выхода на пенсию своего дяди Гиваргиса, и оставался в епархии до своего избрания патриархом в 780 г.
Монахи Диодор и Абдишо из монастыря Бет-Абе были «избраны епископами Бет-Бгаша, один за другим» в неизвестные даты во второй половине 8-го века или в первой половине 9-го века. [ 59 ]
Епископ Беф-Бгашский Марк был назначен митрополитом Раем патриархом Йоханнаном III сразу после своей хиротонии 15 июля 893 года. [ 46 ]
Епископ Шлемун из Бет-Бгаша присутствовал при хиротонии патриарха Йоханнана IV в 900 году. [ 47 ]
Монах Сабришо из монастыря Мар-Михаил близ Мосула был рукоположен в епископа Бет-Бгаша патриархом Элией II (1111–1132 гг.). [ 75 ]
Епископ Ишозха из Бет-Бгаша присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [ 34 ]
Адарбайганская епархия
[ редактировать ]Епархия Адарбайган, по-видимому, охватывала территорию, входившую в сасанидскую провинцию Атропатена. На западе он был ограничен равнинами Салмас и Урми к западу от озера Урми, а на юге - епархией Салаха, в которую входили районы вокруг современного города Равандуз. Центром его, по-видимому, был город Ганзак . Адарбайган не входил в число епархий, приписанных к столичной провинции в 410 году, но к 8 веку он был частью столичной провинции Адиабене. Митрополит Маранамме Адиабенский, процветавший в третьей четверти VIII века, скорректировал границы епархий Салаха и Адарбайгана, передав округ Дайбур из Салаха в Адарбайган, а округ Внутренний Салах из Адарбайгана в Салах. Эти изменения границ, вероятно, коснулись христианских общин, живших в верхней долине реки Малый Заб. [ 76 ]
Во второй половине XIII века для Адарбайгана была создана отдельная восточно-сирийская столичная провинция, возможно, с центром в Тебризе. В этот период в Месопотамии процветали набеги и разбой, а создание новой восточно-сирийской метрополии отражало миграцию христиан с равнин Тигра в относительно безопасный Адарбайган, где наблюдалось сильное военное присутствие монголов. К 16 веку титул «Адарбайган» был принят восточно-сирийскими епископами Салмаса, что, несомненно, отражает память о том, что район Салмас когда-то был частью епархии Адарбайган.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шабо, 272–3.
- ^ Фией, POCN , 106 и 115–16.
- ^ Фией, AC , ii. 336–7; и POCN , 137
- ^ Фией, POCN, 89–90.
- ^ Фией, POCN , 89–90.
- ^ Фией, POCN, 86–7.
- ^ Фией, POCN , 141–2.
- ^ Фией, POCN , 91–2 и 106.
- ^ Шабо, 274 и 285.
- ^ Шабо, 315 и 317
- ^ Шабо, 344–5 и 350-1.
- ^ Перейти обратно: а б с Шабо, 366
- ^ Перейти обратно: а б с Шабо, 368
- ^ Перейти обратно: а б с Шабо, 423
- ^ Перейти обратно: а б Шабо, 478
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 236, 253 и 265–6
- ↑ Уоллис Бадж, Книга управляющих , 256–8.
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 265–6 и 281–2
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 304–75
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 383
- ^ Перейти обратно: а б Слиба, 116 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б с д Слиба, 120 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б с д Слиба, 124 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шабо, 273
- ^ Шабо, 310–11 и 316.
- ^ Перейти обратно: а б Шабо, 344–5 и 350–1.
- ^ Шабо, 368 и 423.
- ^ Перейти обратно: а б Шабо, 479
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 238–9
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 281–2
- ^ Бар Гебреус, Церковная хроника , ii. 220; Слиба, 80 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мари, 130 (арабский), 114 (латиница)
- ^ Перейти обратно: а б с Мари, 138 (арабский), 118 (латиница)
- ^ Перейти обратно: а б с д Слиба, 121–2 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б с Ассемани, БО , iii. я. 567–80
- ^ Перейти обратно: а б с д Шабо, 608
- ^ История Мара Сабришо из Бет-Коки , 196 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мари, 118 (арабский), 104–5 (латиница)
- ^ Перейти обратно: а б Мари, 131 (арабский), 115 (латынь)
- ^ Мари, 158 (арабский), 133 (латиница)
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 384–7
- ^ Мари, 110 (арабский), 68–9 (латиница); и Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 447
- ^ Перейти обратно: а б с Слиба, 94 года (арабский)
- ^ Суонсон (2008).
- ^ Слиба, 73 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б Слиба, 80 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б с MS Paris BN Syr 354, л. 147
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 100
- ^ Мари, 99, 100 и 105 (арабский), 88, 89 и 94 (латиница); и Слиба, 92 и 94 (арабский)
- ^ Мари, 99 (арабский), 88 (латиница)
- ^ Мари, 102 (арабский), 91 (латиница)
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 35 и 111
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 35
- ^ Перейти обратно: а б Мари, 125 (арабский), 110 (латынь)
- ^ Мари, 158 (арабский), 131 и 133 (латиница)
- ^ МС Мосул (Магдаси) 1
- ^ Хроника Сирта , ii. 309–10
- ^ Слиба, 56–7 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 449
- ^ Шабо, 287
- ^ Шабо, 315
- ^ MS Нью-Йорк Пирпонт Морган 236
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 112
- ^ Мари, 152 (арабский), 129 (латиница)
- ^ Мари, 131 (латиница)
- ^ MS Гарвард Сир 141
- ^ Перейти обратно: а б Шабо, 285
- ^ Шабо, 316
- ^ Перейти обратно: а б Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 316
- ^ Фией, POCN, 126–7.
- ^ Шабо, 307 и 316.
- ^ Шабо, 423 и 478.
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 236 и 253
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 264–5 и 654
- ^ Мари, 153 (арабский), 130 (латиница); Амрус, 104 года (арабский)
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 315–16
Библиография
[ редактировать ]- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Ассемани, Дж. С., Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana (4 тома, Рим, 1719–1728 гг.)
- Берти, В., Благодать, видение и божественная природа у Нестория Нухадрского, одинокого и восточно-сирийского епископа , Анналы религиозных наук 10 (2005).
- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Фий, Дж. М. , Христианская Ассирия (3 тома, Бейрут, 1962)
- Фий, Дж. М., Кристиан Мосул, Очерк истории, археологии и современного состояния христианских памятников в городе Мосул (Бейрут, 1959).
- Фий, Жан Морис (1979) [1963]. Сирийские общины в Иране и Ираке от зарождения до 1552 года . Лондон: Перепечатки Variorum. ISBN 9780860780519 .
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Фий, Дж. М., «Христианская протоистория турецкого Хаккари», L'Orient сирийский , 9 (1964), 443–72.
- Суонсон, Марк Н. «Абдишу ибн Бахриз», в книге Дэвида Томаса и Барбары Роггема (ред.), Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история , Vol. 1 (600–900) (Брилл, 2008), стр. 550–552.
- Уоллис Бадж, Э.А., Книга управляющих: Historia Monastica Томаса, епископа Марги, 840 г. н.э. (Лондон, 1893 г.)
- Уоллис Бадж, Э.А., Монахи Хубилай-хана (Лондон, 1928)
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .