Jump to content

Адиабене (Восточно-сирийская церковная провинция)

Цитадель Эрбиля, главного города восточно-сирийской столичной провинции Адиабене.

Митрополия Адиабена ( сирийский : Хадиаб ����������������) была восточно-сирийской столичной провинцией Церкви Востока между 5 и 14 веками, с более чем пятнадцатью известными суфражистскими епархиями в разные периоды своей истории. Хотя название Хадиаб обычно обозначало регион вокруг Эрбиля и Мосула в современном Ираке , границы восточно-сирийской столичной провинции выходили далеко за пределы районов Эрбиля и Мосула. Его известные суфражистские епархии включали Бет-Бгаш (регион Хаккари на востоке Турции) и Адарбайган ( район Ганзак , к юго-востоку от озера Урми), значительно восточнее самого Адиабене.

Церковная история

[ редактировать ]
Адиабене и ее окрестности

Епископ Эрбиля, современного Иракского Курдистана , стал митрополитом Адиабене в 410 году, ответственным также за шесть суфражистских епархий Бет Нухадра ( ��������������������) , Бет Бгаш, Бет Дасен, Рамонин, Бет Махкарт и Дабарин. [ 1 ] Епископы епархий Бет-Нухадра, Бет-Бгаш и Бет-Дасен, которые охватывали современные регионы Амадия и Хаккари, присутствовали на большинстве первых синодов, и эти три епархии продолжали существовать без перерыва до 13 века. Остальные три епархии больше не упоминаются и предварительно отождествлены с тремя епархиями, более известными под другими названиями: Рамонин с Шенной д'Бет Рамман в Бет-Арамае , на реке Тигр, недалеко от ее слияния с Великим Забом; Бет-Маркарт с Бет-Карду в области Нисибис, за Тигром от области Бет-Забдай; и Дабарин с Тирханом, районом Бет-Арамайе, который лежал между Тигром и Джебель-Хамрином, к юго-западу от Бет-Гармая.

К середине VI века в провинции Адиабене также существовали епархии Маалты ( ��������������������) или Маалтайи ( ����������������������������) , города в Хните ( ����������������������) или округе Зибар к востоку от Акры, а также в Ниневии. Маалфская епархия впервые упоминается в 497 году, а Ниневийская епархия - в 554 году, и епископы обеих епархий присутствовали на большинстве более поздних синодов. [ 2 ]

Эрбиль, главный город Адиабены, потерял большую часть своего прежнего значения с ростом города Мосул, а во время правления патриарха Тимофея I (780–823) резиденция митрополитов Адиабены была перенесена в Мосул. В течение следующих четырех с половиной столетий епархиями Адиабены управлял «митрополит Мосулский и Эрбильский». Около 1200 года Мосул и Эрбиль стали отдельными столичными провинциями. Последним известным митрополитом Мосула и Эрбиля был Титтос, назначенный Элией III (1175–1189 гг.). После этого отдельные митрополиты Мосула и Эрбиля записаны в довольно полной серии с 1210 по 1318 год.

Пять новых епархий в провинциях Мосул и Эрбиль были созданы во время периодов Омейядов и Аббасидов: Марга, Салах ( ������) , Хадита, Таймана и Хебтон. Епархии Марги и Салаха, охватывающие районы вокруг Амадии и Акры, впервые упоминаются в 8 веке, но, возможно, были созданы раньше, возможно, в ответ на конкуренцию западносирийцев в регионе Мосула в 7 веке. Епархия Марги существовала до 14 века, но последний раз епархия Салаха упоминается в 9 веке. К 8 веку существовала также Восточно-сирийская епархия города Хдатта (Хадита) на реке Тигр, которая сохранялась до 14 века. Епархия Таймана, которая охватывала район к югу от Тигра в окрестностях Мосула и включала монастырь Мар-Михаил, засвидетельствована между восьмым и десятым веками, но, похоже, не сохранилась до 13-го века. [ 3 ]

Ряд восточно-сирийских епископов засвидетельствованы между восьмым и тринадцатым веками в епархии Хебтон, регионе северо-западной Адиабены к югу от Великого Заба, прилегающем к району Марга. Неясно, когда была создана епархия, но впервые она упоминается под названием «Хнита и Хебтон» в 790 году. Хнита было другим названием епархии Маалты, и говорят, что патриарх Тимофей I объединил епархии Хебтона. и Хнита, чтобы наказать за самонадеянность епископа Хнитского Рустама, который выступил против его избрания. Союз не был постоянным, и к 11 веку Хебтон и Маалта снова стали отдельными епархиями. [ 4 ]

Епископы Адарбайгана, епархии с центром в городе Ганзак, ограниченной на западе равнинами Салмас и Урми, а на востоке Каспийским морем, присутствовали на большинстве синодов V века, но Адарбайган не входил в число епархий. отнесен к столичной провинции в 410 году. К 8 веку он был частью столичной провинции Адиабене.

В начале 13 века в провинциях Мосул и Эрбиль существовало как минимум восемь суфражистских епархий: Хадита, Маалта, Хебтон, Бет Бгаш, Дасен, Бет Нухадра, Марга и Урми. Последний раз Хебтонская епархия упоминается в 1257 году, когда ее епископ Гавриил присутствовал на хиротонии патриарха Макихи II. [ 5 ] Епархия Дасен определенно сохранялась до 14 века, как и епархия Марга, хотя во второй половине 13 века она была переименована в Телла и Барбелли. Вполне возможно, что епархии Бет-Нухадра, Бет-Бгаш и Хадита также дожили до 14 века. Действительно, Хадита упоминается как епархия в начале 14 века Абдишо из Нисибиса. [ 6 ] Урми также, хотя ни один из его епископов неизвестен, возможно, также сохранял статус епархии до 16 века, когда он снова стал резиденцией восточно-сирийского епископа. [ 7 ] Епархия Маалта последний раз упоминается в 1281 году, но, вероятно, сохранялась до 14 века под названием Хнита. Епископ Абдишо Хнитский, засвидетельствованный в 1310 и 1318 годах, почти наверняка был епископом епархии, ранее известной как Маалта. [ 8 ]

Епархии в районе Эрбиля

[ редактировать ]

Епархия Эрбиля

[ редактировать ]

Согласно « Хроникам Эрбиля» , истории христианства в Адиабене при парфянах и сасанидах, предположительно написанной восточносирийским писателем VI века Мшиха-зха, епархия в Эрбиле была основана в начале II века. « Хроника» описывает карьеру двадцати епископов Эрбиля между вторым и шестым веками и указывает точные даты правления каждого из них. Согласно «Хроникам» , первыми епископами Эрбиля были Пакида (104–14), Самсон (120–3), Исаак (135–48), Авраам (148–63), Нух (168–79) и Авель (183). –183–183), Абд-мшиха (190–225), Хиран (225–58), Шахлуфа (258–73), Ахадабуи (273–91), Шриха (291–317), Йоханнан (317–). 46), Авраам (346).–7), Маран-зха (347–76), Шубхалишо (376–407), Даниил (407–31), Рима (431–50), Аббушта (450–99), Иосиф. (499–511) и Хнана (с 511).

Подлинность « Хроник Эрбиля» подвергается сомнению, и ученые по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, насколько можно доверять ее доказательствам. Некоторые из епископов, упомянутых в Эрбильских хрониках , особенно начиная с IV века, засвидетельствованы в других источниках, но о первых епископах, вероятно, ходят легенды.

Митрополит Даниил Адиабенский присутствовал на Исаакиевском соборе в 410 году и подписался под его актами. Он также был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 9 ]

К концу V века в Адиабене было два митрополита. Епископ Иосиф, «епископ Эрбильский, митрополит Адиабенский», был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году, а секретарь Сидура подписывал акты того же синода от имени епископа Аббушты, «митрополита Адиабене». [ 10 ]

Митрополит Хнана Адиабенский был среди тех, кто подписал акты синода Абы I в 544 году. [ 11 ]

Митрополит Мшабба Адиабенский был среди тех, кто подписал акты Иосифовского синода 554 года. [ 12 ]

Митрополит Хнана Адиабенский был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [ 13 ] Священник и архидьякон Бар Аба был среди тех, кто подписал акты синода Ишояхба I в 585 году от имени митрополита Хнаны, «митрополита Аторайе», вероятно, того же человека. [ 14 ]

Митрополит Ионадав Адиабенский был в числе подписавших акты синода Григория 605 года. [ 15 ]

Патриарх Ишояхб III Адиабены (649–659) был митрополитом Адиабены с 637 по 649 год.

Митрополит Йоханнан Адиабенский процветал в первой половине VIII века. Племянник знаменитых восточносирийских писателей Хнанишо и Ишоияба из Бет-Абе, Йоханнан раньше был монахом монастыря Бет-Абе, позже его настоятелем, а позже еще епископом Бет-Бгаша. Он был рукоположен в митрополита Адиабенского патриархом Слиба-зхой (714–728) и умер во время правления патриарха Мар-Абы II (742–752). [ 16 ]

Митрополит Ахха Адиабенский процветал примерно в середине VIII века. Первоначально монах монастыря Бет-Абе, позже он стал его настоятелем. Он был назначен митрополитом Адиабенским патриархом Абой II (742–752) после смерти митрополита Йоханнана. [ 17 ] Во время своего митрополии он рукоположил епископов Саргиса Маалфского и Хнитского и Маранамме Салахского. [ 18 ]

Митрополит Маранамме Адиабенский процветал в третьей четверти VIII века. Подвижник из города Хтара Тирханского района, он в юности учился у Раббана Бабая в Гбилте, а затем открыл школу в эрбильской деревне Кфар-Узайль, где преподавал в течение многих лет. В позднем среднем возрасте, во время правления патриарха Абы II (742–752), он был рукоположен в епископа Салахского митрополитом Аххой Адиабенским. Он был назначен митрополитом Адиабены патриархом Якобом II (754–773) после смерти Аххи. Он умер от болезни и глубокой старости вскоре после воцарения Тимофея I в 780 году в деревне Бет-Ревай, и его тело было похоронено в деревенской церкви. Фома Маргийский посвятил всю третью книгу своей «Книги управляющих» жизни и творчеству Маранамме. [ 19 ]

Митрополит Ишояхб Адиабенский был рукоположен патриархом Тимофеем I вскоре после его избрания в 780 году, после смерти митрополита Маранамме. Ишоъяхб, пожилой настоятель монастыря Бет-Абе, изначально намеревался участвовать в патриархальных выборах 780 года и, как многие ожидали, одержит на них победу. Его соперник Тимофей, тогдашний епископ Бет-Бгаша, убедил его снять свою кандидатуру по причине преклонного возраста и пообещал назначить его митрополитом Адиабенским, если он сам станет патриархом. [ 20 ]

Эрбиль, главный город Адиабены, потерял большую часть своего прежнего значения с ростом города Мосул, а во время правления патриарха Тимофея I (780–823) резиденция митрополитов Адиабены была перенесена в Мосул. В течение следующих четырех с половиной столетий епархиями Адиабены управлял «митрополит Мосулский и Эрбильский». Около 1200 года Мосул и Эрбиль стали отдельными столичными провинциями. Последним известным митрополитом Мосула и Эрбиля был Титтос, назначенный Элией III (1175–1189 гг.). После этого отдельные митрополиты Мосула и Эрбиля записаны в довольно полной серии с 1210 по 1318 год.

Митрополит Сабришо ибн Кайома Хаззинский и Эрбильский присутствовал при хиротонии патриарха Сабришо IV в 1222 году. [ 21 ]

Митрополит Эрбильский Денха (будущий патриарх Денха I , 1265–81) присутствовал при хиротонии патриарха Маккихи II в 1257 году. [ 22 ]

Митрополит Эрбильский Муше присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [ 23 ]

Митрополит Эрбильский Иосиф стал патриархом в 1318 году, приняв имя Тимофей II . Согласно Абдишо Нисибисскому, он первоначально был митрополитом Мосула и был переведен в епархию Эрбиля после смерти ее митрополита Авраама.

Рамонинская епархия

[ редактировать ]

Епископ Акбаллаха Рамонинский был утвержден епископом-суфражистом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]

Дабаринская епархия

[ редактировать ]

Епископ Нух (Ной) «крепости Дабарин» был утвержден суфражистом-епископом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]

Епархия Маалта и Хнита

[ редактировать ]

Епископ Маалты Йоханнан был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году. [ 25 ]

Епископ Маалфский Шемон был среди тех, кто подписал акты синода Мар-Абы I в 544 году. [ 26 ]

Епископ Маалты Йездпана был среди тех, кто подписал акты синода Иосифа в 554 году. [ 12 ]

Епископ Бар Шабта из Маалты был среди тех, кто подписал акты синодов Иезекииля в 576 году и Ишоьяба I в 585 году. [ 27 ]

Епископ Клилишо Маалфский был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [ 28 ]

Епископ Диндовай «Маалты и Хниты», бывший монах монастыря Бет-Абе, был назначен митрополитом Йоханнаном Адиабенским в неизвестную дату в первой половине 8-го века. После смерти он был похоронен в монастыре Бет-Абе. [ 29 ]

Епископ Саргис «Маалты и Хниты», бывший монах монастыря Бет-Абе, был назначен примерно в середине VIII века митрополитом Аххой Адиабенским после смерти Диндоваи. Саргис покинул свою епархию после набега дайломайцев на район Хнита и укрылся в монастыре Бет-Абе, где оставался до своей смерти. Как и его предшественник, он был похоронен в монастыре. Фома Маргийский считал свое бегство из епархии дискредитирующим и отмечал, что он «не оправдал возложенных на него надежд». [ 30 ]

Епископ Маалты Йоханнан ибн Бохтишо был назначен митрополитом Мосула Патриархом Йоханнаном III сразу после его хиротонии 15 июля. [ 31 ]

Епископ Йоханнан Маалфский («в провинции Мосул») присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II в 1074 году. [ 32 ]

Епископ Куриакос Маалфский присутствовал при хиротонии патриарха Макихи I в 1092 году. [ 33 ]

Епископ Абдишо Маалтский присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [ 34 ]

Епископ Гиваргис Маалтский присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [ 23 ]

Епископ Абдишо Хнитский присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году. [ 35 ]

Епархия Хебтона

[ редактировать ]

Епископ Давид Хнитский и Хебтонский был среди епископов, ставших свидетелями отказа от мессаллианского текста. [ проверьте орфографию ] ересь, совершенная священником Несторием монастыря Мар Йозадак в 790 году до его хиротонии в епископа Бет Нухадры. [ 36 ]

Монах Дна-маран из монастыря Бет-Кока был рукоположен в епископа Хебтона в неизвестную дату в первой половине 9 века. [ 37 ]

Несовершенный епископ Хебтонский, имя которого не упоминается, сопровождал митрополита Мосульского при хиротонии патриарха Илии I в 1028 году и был совершен патриархом сразу после его хиротонии. [ 38 ]

Епископ Марк Хебтонский, «в провинции Мосул», присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II (1074–1090 гг.) в 1074 году в сопровождении епископа Маалты. [ 32 ] Митрополит Дамаскин Йоаннан был низложен в неизвестную дату во время правления того же патриарха, а на его место митрополитом Дамасским был назначен Марк. [ 39 ]

Епископ Сабришо Хебтонский присутствовал при хиротонии патриарха Макихи I в 1092 году. [ 33 ]

Неназванный и несовершенный епископ Хебтона, «в провинции Мосул», присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо III в 1139 году. [ 40 ]

Епископ Гавриил Хебтонский присутствовал при хиротонии патриарха Маккихи II в 1257 году. [ 22 ]

Епархия Хадита

[ редактировать ]

Епископ Хдаттинский Шлемун был одним из епископов, выступавших против избрания патриарха Тимофея I в 780 году. [ 41 ]

Патриарх Авраам Маргийский (837–850) первоначально был архимандритом монастыря Бет-Абе , а затем епископом Хдатты (Хадиты). [ 42 ]

Епископ Мерва Исходад служил епископом Хдатты где-то после Авраама до 850-х годов.

Епископ Хадиты Ишоьяб был назначен митрополитом Мосула во время правления патриарха Мари (987–999). [ 43 ]

Неназванный и несовершенный епископ Хадиты присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II в 1074 году. [ 32 ]

Епископ Хадиты Давид был рукоположен в митрополита Беф-Гармая во время правления патриарха Абдишо II (1074–1090). [ 32 ]

Епископ Абдишо Хадифский присутствовал при хиротонии патриарха Макихи I в 1092 году. [ 33 ]

Епархия аль-Бария

[ редактировать ]

Неназванный епископ аль-Барии, епархии, не засвидетельствованной иным образом, сопровождал митрополита Мосула на хиротонии патриарха Элии I в 1028 году. [ 38 ]

Епархии в районе Мосула

[ редактировать ]

Мосульская епархия

[ редактировать ]
Восточно-сирийский монастырь Мар Элия, Мосул.

Эрбиль, главный город Адиабены, потерял большую часть своего прежнего значения с ростом города Мосул, а во время правления патриарха Тимофея I (780–823) резиденция митрополитов Адиабены была перенесена в Мосул. В течение следующих четырех с половиной столетий епархиями Адиабены управлял «митрополит Мосулский и Эрбильский». Около 1200 года Мосул и Эрбиль стали отдельными столичными провинциями. Последним известным митрополитом Мосула и Эрбиля был Титтос, назначенный Элией III (1175–1189 гг.). После этого отдельные митрополиты Мосула и Эрбиля записаны в довольно полной серии с 1210 по 1318 год.

Митрополит Несторий Аторский был среди епископов, ставших свидетелями опровержения мессаллианской ереси, сделанного священником Несторием монастыря Мар Йозадак в 790 году перед его хиротоной в епископа Бет Нухадры. [ 36 ]

Абдишо бар Бахриз , процветавший между 813 и 827 годами, был митрополитом Мосула и Хаззы. [ 44 ]

Будущий патриарх Енос (877–884 гг.) был назначен митрополитом Мосула патриархом Саргисом (860–872 гг.). [ 45 ]

Епископ Маалты Йоханнан ибн Бохтишо был назначен митрополитом Мосула Патриархом Йоханнаном III сразу после его хиротонии 15 июля. [ 46 ] Он присутствовал при хиротонии патриарха Иоанна IV в 900 году. [ 47 ]

Митрополит Мосульский Лука был одним из двух митрополитов, присутствовавших на хиротонии патриарха Эммануила I 23 февраля 938 года, поскольку «многие митрополиты возражали». [ 48 ]

Митрополит Гиваргис бар Тоби был назначен патриархом Эммануилом I (937–60) и был неудачным кандидатом на патриарших выборах 960, 963 и 987 годов. [ 49 ] Он также был одним из трех митрополитов, присутствовавших при хиротонии патриарха Израиля в 961 году. [ 50 ] По словам Амра и Слибы, он также присутствовал при хиротонии патриарха Мари 10 апреля 987 года. [ 43 ] Однако, по словам Мари, Мосульская епархия была вакантной в конце правления патриарха Абдишо I (968–86). [ 51 ]

Епископ Хадиты Ишоьяб был назначен митрополитом Мосула во время правления патриарха Мари (987–999). [ 43 ]

Епископ Гавриил Арсунский был рукоположен в митрополита «Эрбиля и Атора» патриархом Йоханнаном VI (1012–1016 гг.) 19 ноября 1012 г., в день своей хиротонии в сан патриарха. [ 52 ]

Митрополит Элия, митрополит Мосулский (Атхор), когда Илия Нисибис завершил свою Хронографию в 1018/19 году, первоначально был епископом Пироза Шабура, а затем митрополитом Дамасским. Он бежал из Дамаска в Багдад из-за преследований, направленных против «западных христиан», и впоследствии был избран митрополитом Мосула. [ 53 ]

Епископ Яхбаллаха ибн Абу Дара из Бет-Нухадры был рукоположен в митрополита Мосула патриархом Сабришо III вскоре после его хиротонии в 1064 году, после смерти митрополита Мосула Гавриила. [ 54 ] Он присутствовал как «митрополит Хаззы и Мосула» при хиротонии патриарха Абдишо II (1074–1090) в 1074 году. [ 32 ] Он умер в 1085 году, и на посту митрополита Мосула его сменил будущий патриарх Маккиха ибн Сулейман, епископ Тирхана. [ 39 ]

Ассирийская деревня Тель-Искоф , район Мосула.

На хиротонии патриархов Бар Савмы в 1134 году и Абдишо III в 1139 году присутствовал митрополит Мосульский Йоханнан ибн аль-Хаддад. [ 55 ]

Митрополит Иосиф «Аторский и Ниневийский» упоминается вместе с патриархом Яхбаллахой II (начало правления которого условно относят к 1190 году) в колофоне восточно-сирийской рукописи августа 1189 года. [ 56 ]

Митрополит Мосульский Иосиф присутствовал при хиротонии патриарха Сабришо IV в 1222 году. [ 21 ]

Митрополит Мосульский Абдишо присутствовал при хиротонии патриарха Макихи II в 1257 году. [ 22 ]

Митрополит Мосульский Шемон присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [ 34 ]

Митрополит Мосульский Гавриил присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [ 23 ]

Митрополит Мосульский Шемон присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году. [ 35 ]

Тайманская епархия

[ редактировать ]

Епископ Тайманский Муше был среди епископов, ставших свидетелями опровержения мессаллианской ереси, сделанного священником Несторием монастыря Мар Йозадак в 790 году перед его хиротониями в епископа Бет Нухадры. [ 36 ]

Ниневийская епархия

[ редактировать ]

Епископ Аудемма Ниневийский был среди тех, кто подписал акты синода Иосифа в 554 году. [ 12 ]

Епископ Ниневии Йездпана был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [ 13 ]

Епископ Ниневии Мар Аба был среди тех, кто подписал акты синода Ишоьяба I в 585 году. [ 14 ]

Патриарх Маремме (646–650 гг.) был епископом Ниневии во время правления патриарха Ишоъяха II (628–646 гг.), который посвятил его в митрополита Илама. [ 57 ]

Патриарх Ишояхб III из Адиабены (649–659), по-видимому, сменил Маремме на посту епископа Ниневии, возможно, около 630 года. В 637 году он был назначен митрополитом Эрбиля.

Епископ Ниневии Муше был среди епископов, присутствовавших на смертном одре патриарха Ишоьяба III в 659 году. [ 58 ]

Монах Куриак из Авака из монастыря Бет-Абе стал епископом Ниневии в неизвестную дату во второй половине 8-го века или в первой половине 9-го века. [ 59 ]

Епархии в регионах Амадия и Акра

[ редактировать ]
Восточно-сирийский монастырь Раббан Хормизд , Алкош.

В районе Амадии существовало три основных скопления восточно-сирийских деревень: в долине Сапна к западу от Амадии, на равнине Тигра в районе Дахука и в Шемканском районе, вокруг долины реки Гомель. До 14 века долина Шапна была частью епархии Дасен и Бет Туре («горы»), которая лежала к северу от Марги, а также охватывала регион Бервари, а также районы Зибар и Нижний Тияри. Деревни в округе Дохук были включены в состав Восточно-сирийской епархии Бет-Нухадра, епископы которой проживали в небольшом городке Тель-Хеш недалеко от Алькоша , и в долине Гомель в епархии Марга с центром в регионе Акра. Последние известные епископы Бет Нухадры и Дасена, Малкишо и Маттай, присутствовали при хиротониях Денхи I в 1265 году и Яхбаллы III в 1281 году соответственно, и неясно, когда какая-либо из епархий прекратила свое существование.

Епархия Бет Нухадра

[ редактировать ]

Епископ Исаак Беф-Нухадрский был утвержден епископом-суфражистом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]

Епископ Шлемун «Нухадрский» был одним из одиннадцати названных епископов, перечисленных в актах синода Дадишо в 424 году, которые были осуждены на синодах Исаака в 410 году и Яхбаллаха I в 420 году. [ 60 ]

Епископ Самуил из Бет-Нухадры был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году. [ 61 ]

Епископ Гависишо из Бет-Нухадры был среди тех, кто подписал акты синода Ишоияба I в 585 году. [ 14 ]

Епископ Йоханнан из Бет-Нухадры был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [ 15 ]

Епископ Ефрем из Бет-Нухадры упоминается вместе с патриархом Якобом в колофоне восточно-сирийской рукописи 759/760 г. [ 62 ]

Священник Несторий монастыря Мар Йозадак был рукоположен в епископа Бет Нухадры в 790 году после отказа от мессаллианского обряда. [ проверьте орфографию ] ересь в присутствии митрополитов Нисибисского и Мосульского и ряда других епископов. [ 36 ]

Епископ Брихишо из Бет-Нухадры присутствовал при хиротонии патриарха Йоханнана IV в 900 году. [ 47 ]

Илия, Илия или Элия Нисибисский был рукоположен в епископа Бет-Нухадры патриархом Йоханнаном V в воскресенье, 15 февраля 1002 года. Он стал архиепископом Нисибиса в воскресенье, 26 декабря 1008 года, и в этом офисе он написал свою знаменитую Хронологию . [ 63 ]

Епископ Яхбаллаха ибн Абу Дара из Бет-Нухадры был рукоположен в митрополита Мосула патриархом Сабришо III вскоре после его хиротонии в 1064 году. [ 54 ]

Епископ Бет Нухадры Муше присутствовал при хиротонии патриарха Элии II в 1111 году. [ 64 ]

Неназванный епископ Бет-Нухадры присутствовал при хиротонии патриарха Бар-Савмы в 1134 году. [ 65 ]

Епископ Сабришо из Бет-Нухадры упоминается вместе с патриархом «Яхбаллаха Атора» (Яхбаллаха II) в формуле датировки восточно-сирийской рукописи 1208 года, скопированной в монастыре Раббан Хормизд . [ 66 ]

Епископ Ишоияб из Бет-Нухадры присутствовал при хиротонии патриарха Маккихи II в 1257 году. [ 22 ]

Епископ Малкишо из Бет-Нухадры присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [ 34 ]

Епархия Бет Дасен

[ редактировать ]

Епископ Ахадабуй из Беф-Дасена был утвержден епископом-суфражистом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]

Епископ Дасенский Кирис был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 67 ]

Епископ Маре-Рахме из Бет-Дасена был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году. [ 68 ]

Епископ Камишо из Бет-Дасена был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [ 13 ]

Епископ Бурцмир из Бет-Дасена был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [ 28 ]

Епископ Стефан Дасенский был современником митрополита Маранамме Адиабенского, назначенного Якобом II (754–773 гг.) и умершего вскоре после воцарения Тимофея I в 780 году. Во время епископства Стефана Маранамме скорректировал границы епархий Дасена. и Марга, передав районы Нахла и Талана из Марги в Дасен, а также передав Великий монастырь епархии Дасен. [ 69 ]

Епископ Дасенский Маттай присутствовал при хиротониях патриархов Денхи I в 1265 году и Яхбаллы III в 1281 году. [ 23 ]

Епархия Марги (Телла и Барбелли)

[ редактировать ]

Епархия Марги, засвидетельствованная между восьмым и четырнадцатым веками и часто упоминаемая в « Книге губернаторов » Томаса Марги , включала большое количество деревень и монастырей вокруг Акры. Известно, что в середине VIII века в состав епархии входили районы Сапсапа (равнина Навкур к югу от Акры, на восточном берегу реки Хазир), Талана и Нахла д'Малка (две долины вокруг верхнего течения реки Хазир). река Хазир) и Бет-Русака (гомельская долина), а также, вероятно, включала в себя несколько сел Зибарского района. Митрополит Маранамме Адиабенский, процветавший в третьей четверти VIII века, скорректировал границы епархий Дасен и Марга, передав округа Нахла и Талана из Марги в Дасен, а также отдав Великий монастырь в состав епархии Дасен. . [ 69 ]

Епархия Марга впервые упоминается в 8 веке (ранее этот регион, вероятно, входил в состав епархии Бет Нухадра), а несколько ее епископов упоминаются между 8 веком и первой половиной 13 века. Ко второй половине XIII века в название епархии были включены также названия двух деревень Гомельской долины — Телла и Барбелли (Биллан). Последний известный епископ Теллы и Барбелли Ишояхб присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году. [ 35 ] После этого епархия не упоминается, и до 19 века в регионе Акра не было известно никаких других епископов.

Салахская епархия

[ редактировать ]

Епархия Салаха ( ��������) , которая охватывала горный регион к востоку от Равандуза, не фигурирует в классических списках епархий Адиабены, но несколько епископов Салаха 8-го века упоминаются в Книге губернаторов Фомы Марги ( написано ок. 840). В «Истории Мара Сабришо из Бет-Коки» также упоминается епископ Салаха 9-го века. Неизвестно, когда епархия прекратила свое существование. [ 70 ]

Епархии в регионах Хаккари и Урми

[ редактировать ]

Епархия Бет Бгаш

[ редактировать ]

Епископ Баринос из Беф-Бгаша был утвержден епископом-суфражистом митрополита Даниила Адиабенского в каноне XXI Исаакиевского синода в 410 году. [ 24 ]

Епископ Мари из Бет-Бгаша был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [ 67 ]

Епископ Афрахат из Бет-Бгаша был среди тех, кто подписал акты синода Акакия в 486 году, а его секретарь Хава подписал от его имени акты синода Бабаи в 497 году. [ 71 ]

Епископ Бет-Бгаша Муше был среди тех, кто подписал акты синода Мар-Абы I в 544 году. [ 26 ]

Епископ Тимофей из Бет-Бгаша был среди тех, кто подписал акты синодов Ишоьяба I в 585 году и Григория в 605 году. [ 72 ]

Митрополит Йоханнан Адиабенский, живший в VIII веке, племянник знаменитых восточносирийских писателей Хнанишо и Ишоьяхба из Бет-Абе, первоначально был монахом монастыря Бет-Абе, позже его настоятелем, а еще позже епископом Бет-Бгаша. Он был рукоположен в митрополита Адиабенского между 714 и 728 годами патриархом Слиба-зхой . [ 73 ]

Епископ Шемон из Бет-Бгаша, процветавший примерно в середине VIII века, несколько раз упоминается Фомой из Марги . Он был рукоположен в епископа Бет-Бгаша митрополитом Маранамме Адиабенским (754–73), построил церковь в деревне Шалмат (современный Шармен) недалеко от Акры , был епископом Бет-Бгаша всего три года, а после его смерти был похоронен. в церкви Бая. [ 74 ]

Пожилой епископ Гиваргис, дядя патриарха Тимофея I , был епископом Бет-Бгаша ок. 765 г. и вполне мог быть непосредственным преемником Шемона.

Будущий патриарх Тимофей I стал епископом Беф-Бгаша ок. 770 г., после выхода на пенсию своего дяди Гиваргиса, и оставался в епархии до своего избрания патриархом в 780 г.

Монахи Диодор и Абдишо из монастыря Бет-Абе были «избраны епископами Бет-Бгаша, один за другим» в неизвестные даты во второй половине 8-го века или в первой половине 9-го века. [ 59 ]

Епископ Беф-Бгашский Марк был назначен митрополитом Раем патриархом Йоханнаном III сразу после своей хиротонии 15 июля 893 года. [ 46 ]

Епископ Шлемун из Бет-Бгаша присутствовал при хиротонии патриарха Йоханнана IV в 900 году. [ 47 ]

Монах Сабришо из монастыря Мар-Михаил близ Мосула был рукоположен в епископа Бет-Бгаша патриархом Элией II (1111–1132 гг.). [ 75 ]

Епископ Ишозха из Бет-Бгаша присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [ 34 ]

Адарбайганская епархия

[ редактировать ]

Епархия Адарбайган, по-видимому, охватывала территорию, входившую в сасанидскую провинцию Атропатена. На западе он был ограничен равнинами Салмас и Урми к западу от озера Урми, а на юге - епархией Салаха, в которую входили районы вокруг современного города Равандуз. Центром его, по-видимому, был город Ганзак . Адарбайган не входил в число епархий, приписанных к столичной провинции в 410 году, но к 8 веку он был частью столичной провинции Адиабене. Митрополит Маранамме Адиабенский, процветавший в третьей четверти VIII века, скорректировал границы епархий Салаха и Адарбайгана, передав округ Дайбур из Салаха в Адарбайган, а округ Внутренний Салах из Адарбайгана в Салах. Эти изменения границ, вероятно, коснулись христианских общин, живших в верхней долине реки Малый Заб. [ 76 ]

Во второй половине XIII века для Адарбайгана была создана отдельная восточно-сирийская столичная провинция, возможно, с центром в Тебризе. В этот период в Месопотамии процветали набеги и разбой, а создание новой восточно-сирийской метрополии отражало миграцию христиан с равнин Тигра в относительно безопасный Адарбайган, где наблюдалось сильное военное присутствие монголов. К 16 веку титул «Адарбайган» был принят восточно-сирийскими епископами Салмаса, что, несомненно, отражает память о том, что район Салмас когда-то был частью епархии Адарбайган.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шабо, 272–3.
  2. ^ Фией, POCN , 106 и 115–16.
  3. ^ Фией, AC , ii. 336–7; и POCN , 137
  4. ^ Фией, POCN, 89–90.
  5. ^ Фией, POCN , 89–90.
  6. ^ Фией, POCN, 86–7.
  7. ^ Фией, POCN , 141–2.
  8. ^ Фией, POCN , 91–2 и 106.
  9. ^ Шабо, 274 и 285.
  10. ^ Шабо, 315 и 317
  11. ^ Шабо, 344–5 и 350-1.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Шабо, 366
  13. ^ Перейти обратно: а б с Шабо, 368
  14. ^ Перейти обратно: а б с Шабо, 423
  15. ^ Перейти обратно: а б Шабо, 478
  16. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 236, 253 и 265–6
  17. Уоллис Бадж, Книга управляющих , 256–8.
  18. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 265–6 и 281–2
  19. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 304–75
  20. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 383
  21. ^ Перейти обратно: а б Слиба, 116 (арабский)
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Слиба, 120 (арабский)
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Слиба, 124 (арабский)
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и Шабо, 273
  25. ^ Шабо, 310–11 и 316.
  26. ^ Перейти обратно: а б Шабо, 344–5 и 350–1.
  27. ^ Шабо, 368 и 423.
  28. ^ Перейти обратно: а б Шабо, 479
  29. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 238–9
  30. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 281–2
  31. ^ Бар Гебреус, Церковная хроника , ii. 220; Слиба, 80 (арабский)
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и Мари, 130 (арабский), 114 (латиница)
  33. ^ Перейти обратно: а б с Мари, 138 (арабский), 118 (латиница)
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Слиба, 121–2 (арабский)
  35. ^ Перейти обратно: а б с Ассемани, БО , iii. я. 567–80
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Шабо, 608
  37. ^ История Мара Сабришо из Бет-Коки , 196 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Мари, 118 (арабский), 104–5 (латиница)
  39. ^ Перейти обратно: а б Мари, 131 (арабский), 115 (латынь)
  40. ^ Мари, 158 (арабский), 133 (латиница)
  41. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 384–7
  42. ^ Мари, 110 (арабский), 68–9 (латиница); и Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 447
  43. ^ Перейти обратно: а б с Слиба, 94 года (арабский)
  44. ^ Суонсон (2008).
  45. ^ Слиба, 73 (арабский)
  46. ^ Перейти обратно: а б Слиба, 80 (арабский)
  47. ^ Перейти обратно: а б с MS Paris BN Syr 354, л. 147
  48. ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 100
  49. ^ Мари, 99, 100 и 105 (арабский), 88, 89 и 94 (латиница); и Слиба, 92 и 94 (арабский)
  50. ^ Мари, 99 (арабский), 88 (латиница)
  51. ^ Мари, 102 (арабский), 91 (латиница)
  52. ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 35 и 111
  53. ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 35
  54. ^ Перейти обратно: а б Мари, 125 (арабский), 110 (латынь)
  55. ^ Мари, 158 (арабский), 131 и 133 (латиница)
  56. ^ МС Мосул (Магдаси) 1
  57. ^ Хроника Сирта , ii. 309–10
  58. ^ Слиба, 56–7 (арабский)
  59. ^ Перейти обратно: а б Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 449
  60. ^ Шабо, 287
  61. ^ Шабо, 315
  62. ^ MS Нью-Йорк Пирпонт Морган 236
  63. ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 112
  64. ^ Мари, 152 (арабский), 129 (латиница)
  65. ^ Мари, 131 (латиница)
  66. ^ MS Гарвард Сир 141
  67. ^ Перейти обратно: а б Шабо, 285
  68. ^ Шабо, 316
  69. ^ Перейти обратно: а б Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 316
  70. ^ Фией, POCN, 126–7.
  71. ^ Шабо, 307 и 316.
  72. ^ Шабо, 423 и 478.
  73. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 236 и 253
  74. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 264–5 и 654
  75. ^ Мари, 153 (арабский), 130 (латиница); Амрус, 104 года (арабский)
  76. ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 315–16

Библиография

[ редактировать ]
  • Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
  • Ассемани, Дж. С., Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana (4 тома, Рим, 1719–1728 гг.)
  • Берти, В., Благодать, видение и божественная природа у Нестория Нухадрского, одинокого и восточно-сирийского епископа , Анналы религиозных наук 10 (2005).
  • Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
  • Фий, Дж. М. , Христианская Ассирия (3 тома, Бейрут, 1962)
  • Фий, Дж. М., Кристиан Мосул, Очерк истории, археологии и современного состояния христианских памятников в городе Мосул (Бейрут, 1959).
  • Фий, Жан Морис (1979) [1963]. Сирийские общины в Иране и Ираке от зарождения до 1552 года . Лондон: Перепечатки Variorum. ISBN  9780860780519 .
  • Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN  9783515057189 .
  • Фий, Дж. М., «Христианская протоистория турецкого Хаккари», L'Orient сирийский , 9 (1964), 443–72.
  • Суонсон, Марк Н. «Абдишу ибн Бахриз», в книге Дэвида Томаса и Барбары Роггема (ред.), Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история , Vol. 1 (600–900) (Брилл, 2008), стр. 550–552.
  • Уоллис Бадж, Э.А., Книга управляющих: Historia Monastica Томаса, епископа Марги, 840 г. н.э. (Лондон, 1893 г.)
  • Уоллис Бадж, Э.А., Монахи Хубилай-хана (Лондон, 1928)
  • Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN  9789042908765 .
  • Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN  9781907318047 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bda9d5c4fb4e85a3f4f26518c8359c4b__1717576500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/4b/bda9d5c4fb4e85a3f4f26518c8359c4b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adiabene (East Syriac ecclesiastical province) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)