Jump to content

Епархии Церкви Востока после 1552 г.

Традиционные территории Церкви Востока и ее ветвей в начале 20 века.

Епархиями Церкви Востока после 1552 года были епархии Церкви Востока и ее последующих ветвей, как традиционалистские (которые в конечном итоге были объединены в Ассирийскую Церковь Востока ), так и прокатолические (которые в конечном итоге были объединены в Халдейско-католическую церковь). Церковь ). [ 1 ]

Епархии линии Элия, до 1700 г.

[ редактировать ]
Монастырь Раббан Хормизд , резиденция патриархов линии Элия.

Патриарх-традиционалист на Шем VII Ишо - яхбе (1539–1558), проживавший в монастыре Раббан Хормизд , посвятил двух митрополитов, Ишо - яхба для Нисибиса, номинально обладавшего юрисдикцией также над Амидом и Мардином, и Иосифа для Газарты . Ишо Яхб , вероятно, не смог осуществлять свою власть в Амиде и Мардине, в обоих из которых были католические митрополиты, но Иосифа, похоже, приняли в Газарте . Племянник Шемона Элия оставался митрополитом Мосула и Натар-Курсии , а районы Мосула и Амадии , безусловно, оставались верными Шему VII .

Иерархия Илии VI (1558-1591)

[ редактировать ]

Патриарх Элия VI (1558-1591) имел иерархию как минимум из шести епископов: его брат Хнанишо` , митрополит Мосульский и Натар-Курсия ; Яхбаллаха, митрополит Бервари; Иосиф и Гавриил, епископы Газарты ; Ишо Яхб , митрополит Нисибисский, и Йоханнан, митрополит Урмийский. Мосул был главной цитаделью традиционалистов, и Леонард Абель заметил в 1587 году, что, хотя Сулака и трое его преемников были рукоположены в патриархи «Мосула», ни один из них не смог отвоевать город у своих соперников-традиционалистов. Теперь в Мосульском патриархате стало обычным, чтобы патриарший натар курсья был также митрополитом Мосула.

Иерархия Илии VII (1591–1617)

[ редактировать ]

Согласно отчету от 1610 года, у Илии VII митрополитов (Илия Амидский , Гавриил из Хесны д'Кифы, Якоб из Нисибиса, Иосиф из Газарты , Хнанишо из Мосула и натар курсия Шемон было шесть из Гверкеля, Йоханнан из Абная, Ефрем из Ательской епархии Унги, ИшоЯхб из Серта, Йоханнан из Ателя, Абдишо из ) и девять епископов ( Денха Салмаса, Иосиф из Шемсдина, Авраам из Райкана и Авраам из «гор». Это была значительно более обширная иерархия, чем была у его предшественников, но все митрополиты и некоторые епископы засвидетельствованы в других местах, и нет необходимости сомневаться в ее подлинности. Некоторые из епархий больше не упоминаются, и по крайней мере один епископ, Ишо Яхб Сертский, был племянником и натар курсией митрополита, для которого специальную епархию. пришлось создать [ 2 ]

В других источниках упоминаются еще несколько епископов того периода. Хотя эти два отчета во многом совпадают, в отчете 1607 года упоминаются несколько епископов, опущенных в отчете 1610 года, в том числе митрополиты Гланан Имеч из Синджара, Шемон из Эрбиля, Денха из Левуна, Яхбаллаха из Вана и Шемон из Альбака. ; и епископы Иосиф из Нахравана, Йоханнан из Ворса, Яхбаллаха из Бервари и Авраам из Тергавара. В отчете не упоминается их преданность, но известно, что Яхбаллаха Бервари зависел от Элии VII, и вполне вероятно, что митрополиты Синджара и Эрбиля также входили в его иерархию. Митрополиты Хнанишо Ванский и Авраам из персидского округа «Ведонфорес», вероятно, епископ Тергавара, упомянутый в 1607 году, присутствовали на синоде Элии VII в Амиде в 1616 году.

Иерархии Илия VIII (1617–1660) и Илия IX (1660–1700).

[ редактировать ]

Элия ​​VIII (1617–1660 гг.) не рукополагал епископов для исторических епархий Эрбиль, Нисибис и Хесна д'Кифа, вероятно, потому, что их восточно-сирийские общины уже не были достаточно большими, чтобы нуждаться в епископе, и во время его правления Мосульский патриархат состоял из из шести митрополичьих епархий: Амида , Мардина, Газарты , Серта, Мосула и Салмаса. Хотя он сердечно переписывался с Ватиканом, он не был готов отказаться от традиционной несторианской христологической формулы. Поскольку у Сима на X были аналогичные оговорки, католические общины Церкви Востока на несколько десятилетий остались без католических епископов.

Епархии линии Шимун, до 1700 г.

[ редактировать ]
Страна Церкви Востока: деталь с карты 1721 года

Иерархия Шимона VIII Иоанна Крестителя (1552–1555)

[ редактировать ]

Риму сообщили, что инициаторами восстания 1552 года против патриарха Шема на VII Ишо- яхбе были неназванные епископы Эрбиля, Салмаса и Адарбайгана, которых поддержали многие священники и монахи из Багдада, Киркука, Газарты , Нисибиса, Мардина. , Амид, Эсна д'Кифа «и многие другие близлежащие места»; в то время как, по словам Леонарда Абеля, писавшего в 1587 году, поддержка Йоханнана Сулаки исходила в основном из городов Амид и Сирт и соседних сельских округов. Сообщается, что Сулака рукоположил пять митрополитов и епископов за время своего недолгого патриархата. Почти наверняка это были митрополиты Элия Асмар и Абдишо соответственно в 1554 году, брат Сулаки Джозеф, рукоположенный в Сирт, но вскоре после Марон , рукоположенные Сулакой в ​​Амида и Газарту этого отправленный в Индию, и митрополиты Габриэль из Хесны д'Кифы и Хнанишо. ʿ Мардина .

Иерархия Абдишо IV Марона (1555–1567).

[ редактировать ]

По словам Леонарда Абеля, Абдишо Марон «породил множество священников, епископов и архиепископов, и многие города несторианских халдеев , IV ранее верных его сопернику, перешли под его власть». Авель, возможно, получил такое впечатление из пресловутого письма, которое сопровождало католическое исповедание веры, отправленное папе Абдишо Пию IV в 1562 году. Это письмо, которое сохранилось в трех немного разных латинских переводах утраченного сирийского оригинала, якобы содержит список тридцати восьми митрополитов и епископов, признавших его власть:

Я, Абдишо , , сын Йоханнана, из дома Мари города Газарты на реке Тигр, был когда-то монахом монастыря Святого Антония и братьев Мар Ахха и Мар Йоханнан, но теперь он благодаря Богу и Апостольскому Престолу, Предстоятелю или Патриарху восточного города Мосула в Аторе, под юрисдикцией которого находятся многие митрополиты и епископы. К ним относятся митрополия Арбель [Эрбиль] и епархии Сирава [Ширава] и Ханцава [ Аинкава ]; митрополия Чептиан [Телькепе] и епархии Чарамлейс [Карамлиш] и Ачуш [Алкош]; митрополия Нассибин [Нисибис] и епархии Макхазин , Таллескани и Мардин; митрополия Серт и епархия Аззен [Хесна д'Кифа]; митрополия Эльчессен [Газарта] и епархии Зуч [Захо] и Мескиара [Мансурия]; митрополия Гургель [Гверкель] и епархия Эски [Шах]; и митрополия Амед [Амид] и епархии Кьяручия [Шарухия], Хайн и Таннур [ Айн Таннур] Все эти регионы находятся под властью Турции.

Также митрополия Верхний Орми [Верхняя Урми] и епархии Ульчишми и Чучии ; митрополия Нижний Орми [Нижний Урми] и епархии Дутра , Баланс [Сулдуз] и Эскинук [Эшнук]; митрополия Эспурган [Супурган] и епархии Наре [Нери] и Гиеннум [Гавилан?]; митрополия Салмас и епархии Баумара , Скиабатана [Шапатана] и Вастана [Вастана] Все эти регионы подчиняются императору (или Софи, как его обычно называют) персов.

Кроме того, в Индии под властью португальцев находятся митрополичьи епархии Кочин, Кранганор и Гоа; а епархия Каликута, в которую также входит регион Коромандел, все еще находится в руках туземцев-язычников. [ 3 ]

Статус этого письма уже давно признан проблематичным, поскольку у четвертого католического патриарха Сима IX Денхи в 1580 году было всего четырнадцать епископов, и маловероятно, что была несколько лет назад у Абдишо гораздо более крупная иерархия. Расположение четырнадцати перечисленных столичных кафедр (за исключением Телькепе) имеет определенное правдоподобие, но некоторые из суфражистских епархий были не более чем деревнями. Ни один из них, насколько известно, ранее не был резиденцией епископа, а епископы, которые у них предположительно были в 1562 году, не упоминаются ни в одном другом источнике. Возможно, что Абдишо , просто утверждал что имеет четырнадцать епархий (столько же, сколько и его преемник), чьи митрополиты или епископы отвечали за различные местности, перечисленные в каждой митрополии, и что переводчик неправильно понял его смысл. Альтернативно, он мог намеренно преувеличивать размер своей иерархии, чтобы произвести впечатление на Ватикан. В любом случае, возможно, подтверждая существование восточно-сирийских общин в определенных районах и деревнях в этот период и указывая области, где Абдишо поддержке, но заявил о своей этому письму нельзя доверять как доказательству количества епископов в его иерархии.

К этому письму , как к руководству по Абдишо , поддержке следует относиться с осторожностью. Его притязания на западные округа ( Амид , Мардин и Сирт имели католических епископов, а также он контролировал монастыри Мар Петион в округе Мардин и Мар Йакоб Затворник в округе Серт) были совершенно разумными, и у него, конечно, было два митрополиты в Индии. Его притязания на районы Эрбиль, Урми и Салмас также могли быть оправданными, учитывая поддержку Сулаки со стороны их епископов. Алкош, однако, был оплотом своего соперника Сима на VII Ишо - яхбе, который также контролировал Телкепе и Карамлиш. Абдишо , возможно , чувствовал себя обязанным как «патриарх Мосула» заявить права на район Мосула и, возможно, имел епископа, номинально ответственного за деревни Мосульской равнины.

можно с полным основанием отнести к иерархии Абдишо 1562 в , и интересно отметить, что их епархии совпадают со многими столичными епархиями, перечисленными , упомянутых в других источниках , Абдишо Несколько митрополитов и епископов году: брат Сулаки Иосиф, митрополит Сертский. , ответственный также за Индию с 1555 г.; Илия Асмар, митрополит Амидский с 1554 по 1582 год; Авраам, митрополит Ангамальский в Индии; Хнанишо , митрополит Нисибисский и Мардинский; будущий патриарх Сим на VIII Яхбаллахе, митрополит Газартский ; Йоханнан из Ателя и Ботана ( ʿ Абдишо ' 'Гверкель'), замученный в 1572 году; будущий патриарх Шем на IX Денхе, митрополит Салмасский, Сертский и Джилуский; и Габриэль (и, возможно, его преемник Сабришо ) , епископ Эсна-д'Кифа.

Иерархия Шемона IX Денха (1581–1600).

[ редактировать ]

Четвертый католический патриарх Шем на IX Денхе (1581–1600) под давлением своего несторианского соперника Элии VII покинул западные центры Амида и Мардина, которые поддерживали унию с Римом, и управлял своей церковью из отдаленного монастыря Мар. Йоханнан в районе Салмас. При жизни он сохранил лояльность западных епископов и укрепил унаследованную им иерархию, создав несколько новых епархий за пределами западных округов. его сторонников, упомянутых в письме 1580 года к папе Григорию XIII вскоре после его хиротонии, были не только западные епископы Элия Амидский , Хнанишо Мардинский , Среди Иосиф Сиртский, Йоханнан Ательский и Иосиф Газартский (ранее лояльные Элии , но также митрополиты Иосиф из Салмаса, Саргис из Джилу, Хнанишо из Шемсдина, Абдишо VI ) из «Комы», трое мужчин (двое по имени Денха и один по имени Аддай), перечисленные просто как митрополиты, и епископ Йоханнан из « Челхаке». «Кома», вероятно, был монастырем Мара. Абдишо . расположен недалеко от деревни Комане в районе Амадия , а «Челхаке» может быть деформацией Слоха (��������), сирийского названия Киркука [ 4 ]

Иерархия Шемона X (1600–1638)

[ редактировать ]

Приверженность нескольких округов резко изменилась после прихода к власти протрадиционалистского патриарха Шема X в 1600 году, который разделил свою резиденцию между Салмасом и Кудшанисом . Возвращение Шемона . к старой вере приветствовалось в некоторых округах, что позволило ему посвятить епископов округов Атель и Бервари, ранее зависевших от мосульских патриархов С другой стороны, западные епископы передали свою лояльность патриарху Элии VII , главным образом потому, что он, как считалось, с большим энтузиазмом относился к унии с Римом, чем его соперник, но, возможно, также и потому, что они не хотели, чтобы ими управлял патриарх, неспособный или не желают покидать отдаленный район Салмас. Эти изменения дали Мосульскому патриархату контроль над обширной равнинной территорией, простирающейся от Амида до Эрбиля, включая важные города Амид, Серт, Газарта , Амадия , Мосул и Алкош, в то время как Шему на Х остались горные районы Бохтан, Бервари и Хаккари, а также район Урми.

Согласно отчету 1610 года, у Сима на X было всего пять митрополитов (Хнанишо из Шемсдина, Саргис из Джилу, Ишо яхб из «персидских границ», Сабришо из Бервари и натар курсия Аддай) и три епископа ( Иосиф из Урми, Гиваргис из Сата и из Ателя Абдишо ). [ 2 ]

Иерархии Шемона XI, Шемона XII и Шемона XIII.

[ редактировать ]

Объем юрисдикции патриархов линии Шимуна во время правления Шемона XI (1638–1656), Шемона XII (1656–1662) и Шемона XIII (1662–1700) известен из отрывочных свидетельств, в том числе из письма от 29 июня 1653 г. патриарх Сим на XI папе Иннокентию X:

Действительно, многие халдейские христиане под руководством Мар-Шемона в следующих регионах: Джулмар ( Джуламерк ), Барур (Барвар д'Кудшанис), Гур (Гавар), Галу ( Джилу ), Баз , Дасен, Тачума ( Тхума ), Джатира. ( Тияри ), Валта ( Вальто ), Талиг (Тал), Батнура ( Бет Таннура , т.е. Бервари), Луун (Левун), Нудис (Нордуз), Салмес ( Салмас ), Альбак ( Альбак ), Хасаф ( Хошаб ), Ван ( Ван ), Васган (Вастан), Арне (Нери), Суфтан (Шапатан), Таргур ( Тергавар ), Урми , Анзель , Салдус ( Сулдуз ), Аснок ( Эшнук ), Марго ( Мергавар ), Амид и 'Гульнка'. В этих регионах проживает 40 000 семей, все дети кельи Мар Шемона . [ 5 ]

Как и ожидалось, большинство перечисленных населенных пунктов находятся в районах Хаккари и Урми, но интересными включениями являются Амид и Ван. Оба округа зависели от патриарха Элии VII ранее в этом веке, но их зависимость примерно в середине 17 века от патриархата Кудшанис, вероятно, из-за симпатий Шема к католикам XI, подтверждается несколькими колофонами. За этими двумя исключениями, патриархат Кудшаниса в 1653 году занимал примерно ту же территорию, что и в 1610 году. Цифра в 40 000 семей кажется слишком высокой.

Подданство восточно-сирийских монастырей

[ редактировать ]
Монастырь Раббана Хормизда , Алкош

В отчетах 1607 и 1610 годов также упоминалось, что Церковь Востока имела более сотни «монастырей», и перечислялось более сорока отдельных зданий, которые все еще использовались в начале 17 века, большинство из которых можно легко идентифицировать. . Термин «монастырь», по-видимому, использовался писцами Ватикана для перевода сирийского слова « умра» , которое также могло означать большую церковь, и по крайней мере одиннадцать из этих «монастырей» (особенно в горном районе Хаккари) были просто церкви (Мар Гиваргис в Газарте в Хаусаре, Мар Абдишо , Мар Пинхас в Нереме , Мар Петион и Мар Томас в Киркуке, Мар Гиваргис в Ашите , Мар Шаллита в Кудшанисе, Мар и Абдишо , Мар Тахмасгард Мар Кардаг в Бефе ʿ Азиза, Мар Петион в Мазраа , Мар Зайа в Мата д'Мар Зайа и , возможно, другие). Другие, однако, были настоящими монастырями, и рукописные колофоны подтверждают, что во многих из них в тот период действительно были монахи.

Настоящие монастыри в двух списках (монастыри Мар Авгин, Мар Авраам из Кашкара, Мар Йа гоб Затворник, Мар Йоханнан Египтянин, Мар Ахха, Раббан Бар Идта , Мар Йа гоб из Бет Абэ , Мар Миха' иль, Мар Элия из Хирты, Раббан Хормизд Перс и Мар Сабришо из Бет-Коки), каждый из которых имел долгую и гордую историю, все были верны Элии VII в этот период. Колофоны сохранившихся рукописей подтверждают, что монашество в значительной степени практиковалось в Мосульском патриархате до середины XVIII века и практически не существовало в Кудшанисском патриархате. Из монастырей Мосульского патриархата в период с 1552 по 1743 год (когда монастырь Раббан Ормизд был временно заброшен) известно около 30 монахов-несторианцев, а в халдейских монастырях после 1808 года — около 150 монахов-католиков. Из многих писцов известно из Кудшанисского патриархата. Только один, одинокий Раббан Йонан, живший в XIX веке, называл себя монахом.

Обладание этими важными монастырями дало Мосульскому патриархату доступ к талантам грамотной и образованной элиты, а сокровища восточно-сирийской литературы, хранящиеся в их библиотеках, дали толчок развитию профессии писца и, вероятно, способствовали росту великих семей писцов. Алкош. В Кудшанисском патриархате, конечно, были и грамотные писцы, и священники, и старые рукописи, но гораздо меньше. Существование образованной элиты писцов и монахов в сочетании с происхождением ее патриархов из старой патриархальной семьи придало мосульским патриархам престиж (полностью оцененный Ватиканом), на который его соперники из Кудшани никогда не могли надеяться сравниться.

Епархии Амидского патриархата

[ редактировать ]

Обращение епископа-традиционалиста Иосифа Амида в католицизм в 1672 году возродило прокатолическое движение, которое процветало в западных округах после того, как османские власти признали Иосифа Амида независимым патриархом в 1681 году. Между 1681 и 1830 годами существовало три восточно-сирийских патриархата. , два несторианина и один католик. Для вновь созданного Амидского патриархата XVIII век был годом почти непрерывного успеха. В начале века у него был только один митрополит - сам Амид . Несмотря на отказ в попытке посвятить католического священника Хидра в митрополита Мосула в 1724 году, Иосиф III посвятил митрополитов Мардина и Серта перед своим отъездом в Рим в 1731 году, вернув многих восточно-сирийских христиан в регионе Серт из их прежней зависимости от Элии. линию, а также добились признания католических меньшинств в Мосуле и деревнях Мосульской равнины. В 1757 году Лазар и Хинди , халдейский митрополит Амида , подсчитал, что в Амидском патриархате насчитывалось чуть менее 20 000 католиков, из которых около 8 000 жили в регионах Амид и Мардин, 5 000 в регионе Серт и 6 000 в Мосуле Мосульская равнина. [ 6 ] Поскольку восточно-сирийское население Мосульского патриархата в этот период вряд ли превышало 50 000 человек, из которых, возможно, 10 000 проживали в районе Мосула, католики к тому времени, вероятно, составляли большинство в Мосуле и его окрестностях. Масштаб католического проникновения, несомненно, побудил Элию XI (ум. 1778) начать переговоры с Ватиканом в 1770-х годах, а Йоханнана Хормизда перейти в католицизм.

Таблица 1: Население Амидского патриархата, 1757 г.
епархия Количество церквей Количество верующих епархия Количество церквей Количество верующих
Багдад 1 400 Мардин 1 3,000
Мосул 6 или 7 6,000 Сирт 8 5,000
Среди 3 5,000 Общий 19 или 20 19,500

В 1796 году Фульжанс де Сент-Мари, апостольский викарий Багдада, посетил Амид и Мосул и записал следующую статистику в отношении двух патриархатов. [ 7 ]

Таблица 2: Население Халдейской церкви, 1796 г.
Патриархат Количество священников Число диаконов и иподиаконов Количество семей
Патриархат Амида 35 60 1,061
Патриархат Вавилона 64 2,962
Общий 99 60 или больше 4,033

Епархии линии Элия, 1700–1804 гг.

[ редактировать ]

Учитывая ресурсы, которые он контролировал, неудивительно, что 17 век стал периодом значительных достижений Мосульского патриархата. Он восстановил свою прежнюю власть в западных округах, посвятив епископов-традиционалистов для католических епархий, основанных Сулакой столетием ранее. Деятельность переписчиков, ранее сосредоточенная в районе Газарты , переместилась в Мосул, в близлежащие деревни Телкепе и Тель-Искоф и, прежде всего, в Алькош, чьи семьи Шиквана и Насро появились во второй половине века, чтобы установить господство, которого не было серьезному вызову вплоть до второй половины XIX века.

Иерархия Илии XI (1722–1778).

[ редактировать ]

К началу XVIII века Мосульский патриархат утратил свое влияние в католических оплотах Амида и Мардина, но все же сохранил лояльность значительной части Церкви Востока, пожелавшей остаться несторианской. Из рукописных колофонов ясно, что большинство многочисленных восточно-сирийских деревень в районах Серт, Газарта , Амадия и Акра в этот период все еще были несторианскими и лояльными линии Элии, как и уцелевшие восточно-сирийские общины в Эрбиле и Киркукский район. В Мосуле и нескольких деревнях Мосульской равнины были важные католические общины, но несториане оставались в большинстве, а монастырь Раббан Хормизд оставался несторианской цитаделью, пока не был заброшен в 1740-х годах. Любопытно, что в Мосульском патриархате было очень мало епископов для управления этими огромными территориями. Помимо самого патриарха и его натар-курсии , ответственного за Мосульский округ, только Газарта и Серт имели епископов в начале века, и, похоже, не было предпринято никаких усилий для консолидации лояльности других округов путем назначения им епископов. Политика Элия ​​XI, похоже, стремилась сохранить статус-кво. Он резко отреагировал на попытку Иосифа III посвятить в Мосул католического митрополита в 1724 году, а после хиротонии католического епископа Шема на Кемо для Серта около 1730 года направил в округ несторианского епископа во время отсутствия Иосифа в Риме. Однако в обоих случаях он просто реагировал на католический вызов. Эта инерция была важным фактором окончательного успеха католического движения.

Иерархия Илии XII (1778–1804).

[ редактировать ]

11 октября 1779 года недавно вступивший на престол патриарх Элия XII Ишо Яхб написал патриарху Кудшанису Симу XV числа с просьбой предоставить информацию для отчета в Ватикан. В своем письме он упомянул, что под его председательством недавно в Алькоше состоялся синод, на котором присутствовали следующие семь епископов: митрополит и натар курсия Мар Ишо Йахб ; «пожилой» Мар Хнанишо , митрополит Нухадры [ ʿ Амадия]; Мар Шемон , епископ Синджара и Мосула; Мар Яхбаллаха, епископ Газартский ; Мар Денха, епископ Акры ; Мар Саба, епископ Бет-Забе; и Мар Ишо Сабран , епископ Эрбиля. Это загадочный список, поскольку в других местах упоминается только митрополит Хнанишо , но он может быть подлинным и отражать реакцию Элии XII Ишо Яхба на консервативную политику его дяди Элии XI Денхи. Епархией Бет-Забе, о которой больше нигде не упоминается, вероятно, был район Тияри вокруг Великого Заба, самая известная церковь которого была посвящена Мар-Сабе. Хотя район Тияри находился под контролем Сима К середине XIX века ряд рукописей был скопирован в Алькоше для деревень Тияри во второй половине XVIII века, что указывает на то, что в то время они были ориентированы на Мосул. Некоторые из упомянутых епископов, возможно, были молодыми натарскими курсиями , для которых приходилось создавать специальные епархии до тех пор, пока не возникала вакансия в одной из традиционных епархий. [ 8 ]

Епархии линии Шимун, 1700-1918 гг.

[ редактировать ]
Несторианский патриарх Сим ) на XVIII Рубиле (1861–1903

Ряд епископов Кудшанисского патриархата упоминается в колофонах к рукописям, а их имена и названия их кафедр предвещают организацию, описанную западными наблюдателями в середине XIX века. На протяжении XVIII века часто встречаются упоминания о митрополитах по имени Хнанишо , которые сидели в деревне Мар Ишо в округе Шемсдин и чья юрисдикция охватывала как округа Шемсдин, так и Тергавар. Колофоны также относятся к епископам Бервари по имени Ишо Яхб , епископу Гавара в 1743 году по имени Слиба и епископу Джилу в 1756 году по имени Саргис. Хидр из Мосула упомянул ряд епископов из района Урми в 1734 году, также с именами, которые аналогичны в XIX веке: Габриэль, Йоханнан, , Иосиф Абдишо , Авраам и Ишайя .

В отчетах, сделанных в 1830-х и 1840-х годах рядом английских и американских наблюдателей (особенно Гранта, Эйнсворта и Бэджера), упоминаются по крайней мере четырнадцать епархий Кудшанисского патриархата. Помимо большой епархии в центральном Курдистане, находившейся под непосредственным контролем патриарха, и епархии Шемсдина, под управлением Хнанишо , мутрана в Турции существовали три традиционные епархии: Бервари, Гавар и Джилу, чьи епископы (Мар Ишо Йахб , Мар Слиба и Мар Саргис) сидели в деревнях Дуре, Гагоран и Матха д'Мар Зайа соответственно . существовала также недолговечная несторианская епархия «Зибар и Мезури» В 1840-х годах в округе Акра , чей митрополит Мар Авраам жил в деревне Нерем (Гундук). Эта епархия больше не упоминается и, похоже, прекратила свое существование после создания халдейской епархии Акра . Существовала также несторианская епархия в Газартинском округе, митрополит которой Мар Иосиф перед своей смертью в 1846 году сидел в монастыре Исаака Ниневийского близ Шаха, а в 1850 году в Ательском округе находились еще два несторианских епископа, Мар Шем. ʿ Он и Мар Томас. По словам Бэджера, у мутрана Хнанишо было три епископа-суфражиста, «чьи епархии включают округа Тер-Гавар , Мар-Гавар , Сомава , Брадностай и Махмедайе». , был Мар Авраам, который жил в деревне О'Армутагай Одним из этих суфражистов, судя по всему на равнине Урмия и до своей смерти в 1833 году отвечал за ряд деревень в округе Тергавар. депутат, заседал в Тисе в Хумару.

Существовали также четыре епархии в районе Урмия в Персии, чьи епископы (Мар Йоханнан, Мар Иосиф, Мар Габриэль и Мар Элия) заседали в Гавилане и Оада в районе Анзель, а Ардишай и Гугтапа в районе Барандуз соответственно. В то время как епархии Мар-Йоханнан и Мар-Габриэль содержали множество деревень и, по-видимому, были традиционными, два других епископа несли ответственность только за большие деревни, в которых они находились, и их епархии могли быть созданы ad personam .

Во второй половине XIX века несторианский епископат продолжал развиваться. В районе Урмия епархии Ады и Гугтапы , похоже, прекратили свое существование после смерти их должностных лиц. Две основные епархии, Анзель и Ардишай, продолжили свое существование, и была создана новая епархия для большого села Анзел Супурган , епископ которого Мар Йонан присоединился к Русской Православной Церкви в 1898 году. Сулдузский район был выделен из епархии Ардишай и получил своего епископа. Другие епископы упоминаются в других источниках. В округе Ботан один несторианский епископ сидел в Экроре, деревне недалеко от Захо, а другой — в монастыре Мар Куриакос в деревне Элан. В 1891 году в Зоггете Арзунского округа также записан неназванный несторианский епископ. Говорят также, что несторианский епископ жил в деревне Бервари Окри .

Несторианский епископ Элия Гугтапский, ок. 1831 год, взгляд американского миссионера Джастина Перкинса.

В отчетах, сделанных в 1830-х и 1840-х годах рядом английских и американских посетителей (особенно Перкинсом, Грантом, Эйнсвортом и Бэджером), упоминаются по крайней мере четырнадцать епархий Кудшанисского патриархата. Помимо большой епархии в центральном Курдистане, находившейся под непосредственным контролем патриарха, и епархии Шемсдина , под управлением мутрана Хнанишо Яхб , существовали епархии Бервари , Гавара и Джилу, чьи епископы (Ишо , Слиба и Саргис) заседали в деревни Дуре, Гагоран и Мата д'Мар Зайа соответственно . В 1840-х годах существовала также недолговечная епархия Акра и Зибар, митрополит которой Авраам проживал в деревне Нерем. В Газартинском округе был митрополит Иосиф, который был вынужден удалиться в монастырь Исаака Ниневийского близ Шаха, где и умер в 1846 году, а в 1850 году в Ательском округе находились еще два несторианских епископа, Шемон и Фома. . К 1877 году мутрана Хнанишо у было три епископа-суфражиста, вероятно, все они были рукоположены несколькими годами ранее и отвечали за ряд деревень в Шемсдине, Тергаваре и других местах: Денха Тисский, Йоханнан Тулекский и Сабришо. ʿ Гавара.

В регионе Урми также было четыре епархии, епископы которых (Йоханнан, Иосиф, Габриэль и Элия) проживали в Гавилане и Оада в районе Анзель, а Ардишай и Гугтапа в районе Барандуз соответственно. (Пятый епископ, Авраам, проживал в деревне О'Армутагадж и до своей смерти в 1833 году отвечал за ряд деревень в округе Тергавар.) Согласно традиции, два других епископа несли ответственность только за большие деревни, в которых они находились, и их епархии также могли, как и суфражистские епархии Мутрана , создаваться ad personam . К этому периоду епископы исторических епархий регулярно брали отличительные имена, связанные с их епархиями (Хнанишо из Шемсдина, Ишо яхб или Яхбаллаха из Бервари , Саргис из Джилу, Слиба из Гавара, Йоханнан из Анзеля и Габриэль из Ардишая), и эти епархии явно отличались от ad personam существовавшие при них епархии в округах Шемсдин и Урми.

Присоединение епископа Йонана к Русской Православной Церкви в 1898 году. Санкт-Петербург.

Урмийские епархии Ада и Гугтапа прекратили свое существование после смерти их епископов, а в 1874 году была основана новая епархия для большой деревни Анзель Супурган, епископ которой Йонан присоединился к Русской Православной Церкви в 1896 году и Русской Духовной Миссии в Урмии. был сформирован. Пожилой епископ Ишо Яхб из Бервари умер, вероятно, вскоре после 1850 года, и к 1868 году в округе Бервари было три епископа (его натар курсий Ишо Яхб и Яхбаллаха, а также третий епископ, Йонан, который проживал в деревне Акри ). . Яхбаллаха умер между 1877 и 1884 годами, а иерархия Кудшаниса в конце 1880-х годов насчитывала двенадцать епископов: мутран Исаак Хнанишо ( хиротонат после смерти своего предшественника Иосифа в 1884 году) и натар курсия Авраама (хиротонисан в 1883 году), пять епископы округа Хаккари (Саргис из Джилу, Слиба из Гавара и три суфражиста Мутрана , Йоханнан из Тулеки, Денха из Тиса и Сабришо из Гавара), два епископа из округа Бервари (Ишо Яхб из Дуре и Йонан из ʿ Акри) и три епископа округа Урми (Гавриил Ардишайский, Йоханнан Ангельский и Йонан Супурганский).

Анзельская епархия фактически прекратила свое существование после того, как ее епископ Йоханнан уехал в Англию в 1881 году, а другая историческая урмийская епархия, Ардишай, прекратила свое существование с убийством ее епископа Гавриила в 1896 году. (Русский православный) епископ Йонан Супурганский умер в 1908 году, а в 1913 году в округе Урми было три восточно-сирийских епископа, один русский православный (Элия Тергаварский) и два зависимых от патриархата Кудшаниса (Денха Тисский и Ефрем Урмийский). В последние десятилетия перед началом Первой мировой войны в районе Хаккари также произошло несколько изменений. Натар курсья Авраам Шемонайя обратился в католицизм в 1903 году и вскоре после этого присоединился к халдейской церкви в качестве епископа эфемерной халдейской епархии Хаккари. Епископ Гаварский Слиба незадолго до 1892 года бежал в Эривань и не вернулся в свою епархию, а епископ Тулекский Йоханнан умер незадолго . 1911 до года заменен в 1907 году Ялдой Яхбаллахой. Епископ Элия Абуна был рукоположен в Алкоше в 1908 году и вскоре после этого был отправлен управлять деревнями Таймарского района. По сравнению с двенадцатью епископами, упомянутыми Маклином, Брауном и Райли в 1880-х годах, иерархия Кудшаниса накануне Первой мировой войны, по-видимому, состояла не более чем из восьми епископов: сын Исаака Хнанишо из Шемсдина; епископы Ялда Яхбаллаха из Бервари, Зайа Саргис из Джилу, Денха из Тиса, Ефрем из Урми и Авимелех Тимофей (посвящен в Малабар в 1907 году); и, если они были еще живы, епископы Сабришо Гаварский (последний раз упоминается в 1901 году) и Йонан из Акри (последний раз упоминается в 1903 году).

Мутран ( Джозеф Хнанишо 1893–1977 )

В статье, опубликованной в 1913 году, утверждалось, что в иерархию Кудшаниса на тот момент также входили епископ Гавара по имени Слиба и неназванные епископы Ашиты, Мар Бехишо , Валто, Тхума, Баз, Тал и Тияри, а также упоминалось, что епископ по имени Стефан, «Зирабад», деревня (в остальном неизвестная) в Гаварском районе, недавно умерла, и что его молодой натар курсья тогда учился в патриаршей резиденции в Кудшанисе. Этот список (хотя он и цитируется в Фия книге « Pour un Oriens Christianus Novus ») не может считаться подлинным, поскольку ни один из этих епископов не упоминается Тфинкджи или западными миссиями в Курдистане до 1914 года, или каким-либо источником после этого. Ход боевых действий в округах Хаккари и Урми во время Первой мировой войны хорошо задокументирован, и невозможно поверить, что девять епископов Хаккари бесследно исчезли в этот период. Фактически известно, что только три члена иерархии Кудшаниса умерли во время или сразу после Первой мировой войны (Денха Тисский в 1915 году, патриарх Шем ʿ XIX Вениамина в марте 1918 г. и мутрана Исаака Хнанишо ʿ в 1919 г.), а иерархия патриарха Сима ʿ XX Павла в 1919 г. состояла из четырех епископов: мутрана Иосифа Хнанишо ʿ , рукоположенного в апреле 1919 г., и епископов Саргиса Джилу, Яхбаллаха из Бервари и Абималек Тимофей из Малабара, все они были освящены перед Первой мировой войной.

Первые достаточно научные оценки численности населения Кудшанисского патриархата были сделаны в 19 веке, но поскольку в большинстве случаев данные фиксировали не отдельных лиц, а семьи (обычно определяемые как шесть, но иногда всего лишь пять или целых десять человек), предпринимаются попытки экстраполяция общей суммы на отдельных лиц может заметно различаться. В 1830-х годах Эли Смит оценил несторианское население региона Хаккари (очевидно, исключая районы Бохтан и Шемсдин) в 10 000 семей (60 000 человек), а еще 25 000 несторианцев и халдеев проживали в районах Салмас и Урми. В 1850 году Бэджер подсчитал, что население Кудшанисского патриархата насчитывало 11 378 семей, или около 70 000 особей, из которых 21 000 проживали на племенных территориях. [ 9 ]

Цифры Барсука, предоставленные патриаршим архидьяконом Авраамом и уменьшенные на треть в результате его собственных наблюдений, заслуживают большего доверия, чем его низкие оценки для халдейской церкви. Он не смог предоставить подробную информацию о округах Шемсдин и Урми, но подсчитал, что в Бохтанском районе насчитывается около 23 деревень, и сообщил названия 222 деревень в других епархиях.

Таблица 7: Население Кудшанисского Патриархата, 1850 г.
епархия Количество деревень Количество церквей Количество священников Количество семей епархия Количество деревень Количество церквей Количество священников Количество семей
ʿАкра 15 13 9 249 Труп 45 34 18 1,082
Бервари 27 20 18 348 Шемсдин и Урми 38 34 4,500
Газарта 23 23 16 220 Левун и Нордуз 15 9 7 222
Патриаршего 100 75 62 2,778 Джилу 18 14 10 1,168
Общий 249 188 11,378

Цифры Бэджера за 1850 год удачно дополняются статистикой, предоставленной Эдвардом Каттсом в 1877 году. [ 10 ] Статистика Каттса не включала несторианские деревни в округах Зибар, Бервари и Бохтан, упомянутые Бэджером, но давала подробные данные по деревням округов Шемсдин, Тергавар и Урми, по которым Бэджер не имел достоверной информации.

Таблица 8: Население Кудшанисского Патриархата, 1877 г.
епархия Количество деревень Количество церквей Количество священников Количество семей епархия Количество деревень Количество церквей Количество священников Количество семей
Патриаршего 96 88 81 2,274 Анзель 34 23 22 972
Джилу 21 38 37 1,650 Метла 3 2 1 290
Труп 74 56 43 1,497 Ардишай 90 40 28 2,888
Шемсдин 57 43 36 1,067 Общий 375 290 248 10,638

Эти две статистические данные, хотя и разделены более чем двадцатью годами, в целом совпадают в том, где они пересекаются, и статистика 1877 года также соответствует статистике, собранной в 1862 году Софонией для района Урми. Оценка Софонии о 4050 несторианских семьях в районе Урми в 1862 году очень близка к цифре Каттса о 4150 семьях в 1877 году. Учитывая широкое согласие этих трех отдельных источников, можно сделать приблизительную оценку общей численности населения Кудшанисского патриархата в 1877 году. добавив статистику Бэджера по епархиям Бервари и Ботан в 1842 году к данным Каттса по другим епархиям, в результате чего в общей сложности получится чуть более 11 000 семей, или от 80 000 до 100 000 человек, живущих примерно в 425 деревнях. Имея 248 священников, то есть соотношение примерно один священник на каждые 400 верующих, Кудшанисский патриархат не мог служить своим прихожанам так же эффективно, как халдейская церковь, и почти половина его деревень (правда, самых маленьких) не имела собственных священников.

Как и в случае с халдейской церковью, население Кудшанисского патриархата (включая общины урми, временно перешедшие в русское православие), судя по всему, значительно выросло за десятилетия до Первой мировой войны. Был сделан ряд современных оценок: от 18 000 до 190 000, при этом большинство оценок находится где-то между 70 000 и 150 000, а информированное мнение склоняется к цифре около 100 000. В 1923 г. Тфинкджи оценил свое население в 1914 г. примерно в 95 000 человек (60 000 в Турции и 30 000 в Персии). Данные двух опросов 1900 и 1914 годов позволяют предположить, что истинная цифра могла составлять от 100 000 до 120 000 человек. Хаккари проживало 97 040 восточно-сирийцев Правительство провинции Ван подсчитало, что в 1900 году в санджаке , а восточно-сирийский священник Бенджамин Калдани оценил восточно-сирийское население района Урми в 6 155 семей (около 30 000 человек) в 1914 году. Официальный представитель 1900 года статистика, вероятно, включает несколько тысяч халдеев, а цифры Калдани включают ряд халдейских деревень в округе Салмас. С учетом необходимых вычетов общая численность населения Кудшанисского патриархата накануне Первой мировой войны могла составлять от 100 000 до 120 000 человек. Если так, то она все еще была немного больше халдейской церкви, но разрыв сокращался. [ 11 ]

Епархии Халдейской католической церкви, 1830–1918 гг.

[ редактировать ]

Иерархия Иоанна VIII Хормизда (1780–1837)

[ редактировать ]

Во время бурного правления Йоханнана Ормизда (1780–1830 как патриархальный администратор и 1830–1837 как патриарх) католические митрополиты были рукоположены в Амадию , Киркук и Салмас , а несторианский митрополит Газарты, рукоположенный Элией XI, был вытеснен католическим митрополитом. Гиваргис Ди Натале. Начиная с 1812 года, во время отстранения Йоханнана, патриархаты Амида и Мосула фактически управлялись как единое целое патриархальным администратором Августином Хинди . В 1830 году патриархаты были объединены, дав Йоханнану Ормизду иерархию из восьми епархий с католическими епископами: Амид , Мардин , Сеерт , Газарта , Мосул Амадия , , Киркук и Салмас . После этого задачей халдейской церкви было укрепить свои позиции в приграничных районах ( Газарта , Амадия и Акра ), многие из деревень которых все еще были несторианскими и хотели оставаться таковыми. Примерно в середине XIX века несколько деревень в районах Газарта и Оакра были готовы последовать примеру несторианских епископов, поддержанных патриархом Кудшанисом Симом. ʿ XVII Авраама, отказавшись от своей традиционной лояльности Мосульскому патриархату.

Несмотря на внутренние раздоры правления Йоханнана Ормизда, Николая I Зайаа и Иосифа VI Аудо, вторая половина XIX века была периодом значительного роста Халдейской церкви, в ходе которой была расширена ее территориальная юрисдикция, укрепилась ее иерархия. и его членство увеличилось почти вдвое. В 1850 году англиканский миссионер Джордж Перси Бэджер зарегистрировал население Халдейской церкви как 2743 халдейских семьи, или чуть менее 20 000 человек. Цифры Бэджера не могут быть сопоставлены ни с цифрой чуть более 4000 халдейских семей, записанной Фульжансом де Сент-Мари в 1796 году, ни с чуть более поздними цифрами, предоставленными Поленом Мартином в 1867 году. Известно, что Бэджер отнес к несторианским значительное количество деревень в ʿ Район Акра, который в тот период был халдейским, и ему также не удалось включить несколько важных халдейских деревень в другие епархии. Его оценка почти наверняка слишком занижена. [ 9 ]

Таблица 3: Население Халдейской церкви, 1850 г.
епархия Количество деревень Количество церквей Количество священников Количество семей епархия Количество деревень Количество церквей Количество священников Количество семей
Мосул 9 15 20 1,160 Сирт 11 12 9 300
Багдад 1 1 2 60 Газарта 7 6 5 179
ʿ`Амадия 16 14 8 466 Киркук 7 8 9 218
Среди 2 2 4 150 Сальма 1 2 3 150
Мардин 1 1 4 60 Общий 55 61 64 2,743

проведенное в 1867 году, после создания Джозефом Аудо епархий Акра , Статистическое исследование Паулина Мартина , Захо , Басра и Сена, зафиксировало общее число членов церкви в 70 268 человек, что более чем в три раза превышает оценку Бэджера. Большинство цифр населения в этой статистике округлены до ближайшей тысячи и, возможно, они также немного преувеличены, но число членов халдейской церкви в этот период определенно было ближе к 70 000, чем к 20 000 у Бэджера. [ 12 ]

Таблица 4: Население Халдейской церкви, 1867 г.
епархия Количество деревень Количество священников Количество верующих епархия Количество деревень Количество церквей Количество верующих
Мосул 9 40 23,030 Мардин 2 2 1,000
ʿАкра 19 17 2,718 Сирт 35 20 11,000
ʿ`Амадия 26 10 6,020 Сальма 20 10 8,000
Басра 1,500 Сена 22 1 1,000
Среди 2 6 2,000 Ваш 15 3,000
Газарта 20 15 7,000 Киркук 10 10 4,000
Общий 160 131 70,268

Статистическое обследование Халдейской церкви, проведенное в 1896 г. Ж. Б. Шабо, впервые включило в себя данные о нескольких патриарших викариатах, созданных во второй половине XIX в. для небольших халдейских общин в Адане, Алеппо, Бейруте, Каире, Дамаске, Эдесса, Керманшах и Тегеран; для миссионерских станций, основанных в 1890-х годах в нескольких городах и деревнях Кудшанисского патриархата; и для недавно созданной халдейской епархии Урми. По словам Шабо, миссионерские станции были в городе Сераи д'Махмиде в Таймаре и в деревнях Хаккари Мар Бехишо , Сат, Зарне и Саламакка (Рагула д'Салабаккан). [ 13 ]

Таблица 5: Население Халдейской церкви, 1896 г.
епархия Количество деревень Количество священников Количество верующих епархия Количество деревень Количество церквей Количество верующих
Багдад 1 3 3,000 ʿ`Амадия 16 13 3,000
Мосул 31 71 23,700 ʿАкра 12 8 1,000
Басра 2 3 3,000 Сальма 12 10 10,000
Среди 4 7 3,000 Урми 18 40 6,000
Киркук 16 22 7,000 Сена 2 2 700
Мардин 1 3 850 Викариатство 3 6 2,060
Газарта 17 14 5,200 Миссии 1 14 1,780
Сирт 21 17 5,000 Ваш 20 15 3,500
Общий 177 248 78,790

Последнее довоенное обследование халдейской церкви было произведено в 1913 году халдейским священником Иосифом Цфинкджи, после периода устойчивого роста с 1896 года. Халдейская церковь накануне Первой мировой войны состояла из патриаршей архиепископии Мосула и Багдада. других архиепархии ( Амид , Киркук , Серт и Урми) и восемь епархий ( Акра , , Амадия , , четыре Газарта , Мардин , Салмас Сена, Захо и недавно созданная Ванская епархия). С 1896 года было создано еще пять патриарших викариатств (Ахваз, Константинополь, Басра, Ашшар и Дейр-эз-Зор), в результате чего в общей сложности образовалось двенадцать викариатов. [ 14 ] [ 15 ]

Общая цифра Тфинкджи, составляющая 101 610 католиков в 199 деревнях, немного преувеличена, поскольку его цифры включали 2310 номинальных католиков в 21 «новообращенной» или «полунесторианской» деревне в епархиях Амид, Серт и Окра , но это ясно. что Халдейская церковь значительно выросла с 1896 года. В 1913 году, насчитывая около 100 000 верующих, членство в Халдейской церкви было лишь немного меньше, чем в Кудшанисском патриархате (вероятно, самое большее 120 000 восточных сирийцев, включая население номинально русских православных деревень). в районе Урми). Его общины были сконцентрированы в гораздо меньшем количестве деревень, чем в деревнях Кудшанисского патриархата, и, имея 296 священников, что составляет примерно три священника на каждую тысячу верующих, духовенство обслуживало его гораздо более эффективно. Лишь около дюжины халдейских деревень, в основном в округах Серт и Акра , в 1913 году не имели своих священников.

Таблица 6: Население Халдейской церкви, 1913 г.
епархия Количество деревень Количество церквей Количество священников Количество верующих епархия Количество деревень Количество церквей Количество священников Количество верующих
Мосул 13 22 56 39,460 ʿ`Амадия 17 10 19 4,970
Багдад 3 1 11 7,260 Газарта 17 11 17 6,400
Викариатство 13 4 15 3,430 Мардин 6 1 6 1,670
Среди 9 5 12 4,180 Сальма 12 12 24 10,460
Киркук 9 9 19 5,840 Сена 1 2 3 900
Сирт 37 31 21 5,380 К 10 6 32 3,850
Урми 21 13 43 7,800 Ваш 15 17 13 4,880
ʿАкра 19 10 16 2,390 Общий 199 153 296 101,610

Статистика Тфинкджи также подчеркивает влияние образовательных реформ патриарха Иосифа VI Аудо на халдейскую церковь. Халдейская церковь накануне Первой мировой войны становилась менее зависимой от монастыря Раббана Хормизда и Коллегии пропаганды в обучении своих епископов. В период с 1879 по 1913 год было рукоположено семнадцать халдейских епископов, из которых только один (Стефан Йоханнан Кайная) получил полное образование в монастыре Раббан Хормизд. Шесть епископов получили образование в Колледже пропаганды (Джозеф Габриэль Адамо, Томас Аудо , Джереми Тимоти Макдаси, Исаак Худабахаш, Теодор Мсайе и Питер Азиз ). Из остальных девяти епископов двое ( Аддай Шер и Фрэнсис Давид) прошли обучение в сиро-халдейской семинарии в Мосуле, а семь (Филип Якоб Авраам , Якоб Йоханнан Саххар, Илия Джозеф Хайят, Шлемун Саббах, Якоб Авгин Манна, Хормизд Стивен Джибри и Исраэль Аудо) в патриаршей семинарии в Мосуле. [ 16 ]

Халдейские патриаршие викариаты, 1872–1913 гг.

[ редактировать ]

Уже упоминались патриархальные викариатства, созданные Халдейской церковью для своей диаспоры в восточном Средиземноморье и других местах, подробности о которых были даны Шабо в 1896 году и Тфинкджи в «Патриархе Иосифе VI Аудо», а затем последовали викариатства в Константинополе в 1885 г., Каир в 1890 г., Адана в 1891 г., Басра в 1892 г., Дамаск, Бейрут, Тегеран и Керманшах в 1895 г., Дейр-эз-Зор в 1906 г., Ашшар в 1907 г. и Ахваз в 1909 г. В 1913 г. викариаты Тегерана и Керманшаха были вакантны, но для остальных одиннадцати викариатов были патриархальные викарии: Павел Давид, генеральный прокуратор Антониновского ордена святого Ормизда, в Риме; Исаак Яхбаллаха Худабахаш, бывший епископ Салмасский, от Каира и небольшой халдейской общины в Александрии; Авраам Мен от Ахваза; Томас Баджари от Константинополя; Мансур Каджаджи от Басры; Йоханнан Нисан от Ашшара; Стивен Огин для Дейр эз-Зора; Михаил Хая от Алеппо; Джозеф Тавил от Бейрута; Марта Слиба от Дамаска; и Стивен Грейвс для Аданы. [ 17 ]

Большинство викариатов были небольшими, с часовнями вместо церквей, но халдейские общины Каира, Басры и Алеппо были достаточно богаты, чтобы строить солидные церкви. Церкви в Каире и Басре были посвящены Мару Антонию и Мару Фоме соответственно. города Халдейская община в Бейруте, у которой не было ни церкви, ни часовни, поклонялась в сирийской католической церкви . В 1896 году в наместнике Аданы проживало 600 халдеев, многие из которых были убиты во время нападений на армянских христиан города в 1909 году.

Епархии Ассирийской церкви Востока после 1918 года

[ редактировать ]
Ассирийская церковь в Грузии.

В годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) церковная структура Ассирийской Церкви Востока была сильно нарушена. Последующий период характеризовался упадком традиционных епархий в Месопотамии и созданием новых епархий для ассирийской и халдейской диаспор.

После смерти мутрана Исаака Хнанишо` в 1919 году и патриарха Сима` на XX Павла в 1920 году иерархия Ассирийской Церкви Востока состояла из пяти епископов: мутрана Иосифа Хнанишо` ; Абималек Тимофей, митрополит Индийский; Зайа Саргис , митрополит Джилу, Райкана и База; Ялда Яхбаллаха, епископ Бервари; и Илия Абуна, бывший епископ Алкоша, а затем Таймара. Эта иерархия сохранялась до конца Второй мировой войны.

Мар Абималек Тимофей умер в 1945 году, и на посту митрополита Индии его сменил Томас Дармо . Мар Ялда Яхбаллаха умер в 1950 году, и в 1957 году на посту епископа Бервари его сменил его племянник Эндрю Яхбаллаха, который умер в 1973 году и не был заменен. Мар Зайа Саргис умер в 1951 году, и на посту епископа Джилу его сменил Мар Ишо Саргис , который умер в 1966 году. Мар Элия Абуна присоединился к халдейской церкви в 1921 году и умер в 1956 году. Мар Джозеф Хнанишо умер в 1977 году, и должность Мутрана прекратилась после его смерти. Два других епископа были рукоположены в 1950-х и начале 1960-х годов: Мар Филип Йоханнан в 1953 году для Равандуза и Мар Хнанья Динха, нынешний патриарх, в 1962 году для Тегерана.

Ассирийская церковь Тома недалеко от Урмии , Иран Морского

Нынешняя ассирийская церковная иерархия отражает изменение распределения христиан-несторианцев в результате эмиграции после Первой мировой войны. Ассирийская община, насчитывавшая в 1980 году в общей сложности около 500 000 человек, по-прежнему имеет много членов, живущих в Ираке и Иране, но наибольшая их концентрация находится в Соединенных Штатах, особенно в Чикаго, где сейчас проживает Динка IV. Последняя группа в основном состоит из иммигрантов, покинувших Ирак после 1933 года, и их потомков. Есть также значительные ассирийские группы в Канаде, Австралии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Дании и Швеции. Небольшие ассирийские общины также существуют в некоторых частях бывшего Советского Союза, потомки ассирийцев, мигрировавших в Грузию во второй половине восемнадцатого века, и тех несториан-урми, которые мигрировали в Ереван в 1820-х годах. Существует также значительная ассирийская диаспора на Ближнем Востоке за пределами Ирака и Ирана, главным образом в Сирии, Ливане и Турции.

После раскола 1969 года Ассирийская Церковь Востока разделилась на две группы ( Ассирийская Церковь Востока и Древняя Церковь Востока ). В 1990 году иерархия Мар Динхи (т.е. Ассирийской Церкви Востока , включая Халдейско-Сирийскую Церковь ) состояла из следующих епископов:

Помимо епископов, упомянутых в этом списке, Фий также упоминает Мара Йоханнана Авраама, епископа Хабура, Газарты и Сирии с 1968 года, который проживает в Хасаке и присматривает за сирийскими общинами долины Хабур. в епископа Европы Динкха IV также недавно посвятил Мара Одишо Авраама . Два других епископа, Николас Басо и Клаудио Ветторасо, проживающие на Сицилии и в Аквилее на севере Италии соответственно, также были связаны с группой Мар Динкхи в прошлом, хотя их нынешний статус неопределенен. Епископ по имени Якоб Барклай также был недавно признан Динкой IV епископом Иерусалима.

В 1999 году Мар Априм Нафанаил был рукоположен во епископа вакантной Сирийской епархии. В том же году провинции Дохук и Эрбиль были выделены из состава Иракской архиепархии под руководством Мар Геваргиса Сливы, и был рукоположен новый епископ Мар Исаак Юсиф с резиденцией в Дахуке. Более того, на обоих иракских епископов была возложена ответственность за пастырское окормление ассирийцев в России, Армении, Грузии и на Украине. Мар Йосип Саргис проживает в Модесто, Калифорния, с 2002 года и с тех пор вышел на пенсию.

Собор Святого Иоанна Крестителя в Анкаве: Патриарший престол Ассирийской Церкви Востока .

Мар Бавай Соро из Западной Калифорнии был отстранен от должности в 2005 году, и в 2008 году его заменил новый епископ Калифорнии Мар Ава Ройель. Мар Нарсай ДеБаз из Ливана умер в 2010 году, и с тех пор епархия находится под пастырской опекой Мара Меелиса. Зая. В 2010 году в Индийской архиепископии также были рукоположены два новых епископа: Мар Йоханнан Джозеф и Мар Авгин Куриакосе. В том же году был рукоположен новый епископ Ирана Мар Нарсай Вениамин.

Мар Паулюс Бенджамин был рукоположен в сан епископа восточной части США в 2012 году.

Древняя Церковь Востока возникла в результате раскола Церкви при Мар Шимуне. Отстраненный от должности митрополит Индии Мар Тома Дармо был приглашен в Багдад в 1968 году полковником. Йосип Хошаба. Вместе они создали Древнюю Церковь Востока. Шлемун Гиваргис был рукоположен Мар Аддаи в сан митрополита Багдада, Джордж Мукен был рукоположен в Мар Апрем в сан митрополита Индии, а Мар Пулоз был рукоположен в епископа Индии. В декабре 1969 года Мар Аддай рукоположил Мара Нарсаи Тома в сан митрополита Киркука, а Мара Тома Гиваргиса в сан митрополита Мосула.

Мар Даниил Якоб, который был рукоположен в епископа новокалендарной ветви Маром Йосипом Хнанишо в 1973 году, покинул свою епархию в Киркуке в начале 1980-х годов, был принят в церковь и назначен епископом США и Канады. Мар Якоб Даниил был рукоположен в епископа Сирии и возведен в сан митрополита в декабре 1995 года. В июле 2005 года он был переведен в Австралию и Новую Зеландию. Мар Эммануил Элиа был рукоположен в патриаршие помощники в 1993 году и переведен в США в 1994 году до своей отставки в 2011 году. Мар Тимофей Шаллита из семьи Мара Яваллаха Барварского, рукоположенный Сирийской Православной Церковью в 1958 году, был принят в сан митрополита в 1995 году и назначен в Европу. Мар Шаллита Шаллита и Мар Тома Гиваргис позже вышли на пенсию в 2012 году.

В апреле 2009 года были рукоположены два епископа, а именно Мар Зайя Хошаба для Багдада и Мар Апрем Давид для Дохука, последний ушел в отставку в 2011 году. В августе 2011 года Мар Мари Эммануэль был рукоположен в епископа Сиднея. Мар Геваргис Юнан был рукоположен в епископа Чикаго в июне 2014 года, а вскоре после этого Мар Зайя был возведен в сан митрополита Северной Америки. Мар Нарсай Тома скончался в 2014 году как митрополит Киркукский.

В 1990 году иерархия Мар Аддаи (т.е. Древняя Церковь Востока ) состояла из следующих епископов:

  • Мар Апрем Мукен , митрополит Тричурский, Индия (хиротонисан 22 сентября 1968 г.);
  • Мар Нарсай Фома, митрополит Киркукский (хиротонисан в декабре 1969 г.);
  • Мар Томас Гиваргис Соро, митрополит Мосульский (хиротонисан в декабре 1969 г., назначен в 1972 г.);
  • Мар Пол, епископ Тришурский (хиротонисан 13 сентября 1968 г.); и
  • Мар Даниэль Якоб , епископ США (хиротонисан в 1973 г.). [ 19 ]

По состоянию на 2014 год иерархия Мар Аддаи (т.е. Древняя Церковь Востока ) состоит из следующих епископов:

  • Мар Якуб Даниил, митрополит Австралии и Новой Зеландии
  • Мар Зая Хошаба, митрополит Северо-Американский
  • Мар Геваргис Юнан, епископ Чикаго

Ассирийская Церковь Востока , которая после нескольких десятилетий пребывания в США приняла решение перенести свою Патриаршую кафедру в Анкаву . [ 20 ]

Епархии Халдейской католической церкви после 1918 года

[ редактировать ]

Накануне Первой мировой войны, в 1913 году, Халдейская Церковь была организована в патриаршую архиепископию Мосула и Багдада, четыре архиепископии ( Амидская , Киркукская , Сеертская и Урмийская) и восемь епархий ( Акра , ) Амадия , , Газарта . Мардин , Салмас , Сена, Ван и Захо ). Также существовал ряд патриархальных викариатов для изолированных общин в Египте, Сирии, Турции, Персии и южном Ираке.

Многие халдейские епархии пережили ужасные лишения и гонения во время Первой мировой войны. В 1928 году, согласно официальной статистике, подготовленной Священной Конгрегацией pro Ecclesia Orientali, халдейская церковь (исключая викариатов) насчитывала менее 44 000 членов по сравнению с более чем 101 000 в 1913 году. Епархии Киркук и Сена, расположенные значительно к юго-востоку от из зоны боевых действий, избежал относительно невредимых, но все остальные халдейские епархии потеряли в результате войны более половины своего христианского населения. В патриаршей архиепархии Мосула, крупнейшей из халдейских епархий, в 1928 году насчитывалось всего 18 350 халдеев по сравнению с чуть менее 32 000 в 1913 году. В епархиях Заху и ( ʿ Амадия) также были тяжелые потери, хотя их масштабы скрывались. в статистике 1928 года, поскольку эти две епархии в то время поддерживали значительное число халдейских беженцев. В епархиях Вана, Амида , Серта , Газарты , Мардина и Салмаса потери были просто катастрофическими. Эти шесть епархий могли собрать только 4500 халдеев. 1928 г. по сравнению с 33 840 в 1913 г.

Таблица 1: Население Халдейской церкви, 1928 г.
епархия Количество деревень Количество священников Количество верующих
Мосул и Багдад 10 50 18,350
ʿ`Амадия 18 22 3,765
Среди 1 3 500
Киркук 7 18 4,800
Сирт - - 1,600
Урми 10 10 2,500
ʿАкра - - 1,000
епархия Количество деревень Количество церквей Количество верующих
Газарта - - 1,600
Мардин 1 2 400
Сальма 1 1 400
Сена 3 5 894
К - - -
Ваш 16 18 8,000
Общий 137 129 43,809

Эти тяжелые потери отразились на ряде изменений в традиционной епископской иерархии Халдейской церкви. В 1915 году Якоб Авгин Манна, патриарший викарий Вана, покинул округ, и после последовавшей резни христиан в районе Вана наместничество не было восстановлено в конце войны. Аддай Шер , архиепископ Серта , и Филипп Якоб Авраам, архиепископ Газарты , были убиты в 1915 году, и ни одна епархия не была возрождена после войны. В 1929 году халдейская архиепархия Амида прекратила свое существование после смерти ее последнего архиепископа Шлемуна Муше аль-Саббаха. В 1930 году старая епархия Салмаса была объединена с архиепархией Урми, основанной в 1890 году.

В то же время требовались новые меры для растущей халдейской диаспоры в Сирии и Ливане. Патриархальные наместничества были созданы перед Первой мировой войной для халдейских общин в Алеппо, Дамаске и Дейр-эз-Зоре. В Александретте также существовала халдейская община, и после Первой мировой войны для этих четырех общин было создано единое патриаршее наместничество Сирии. В 1937 году в этом викариате насчитывалось 3326 халдеев, 6 священников и 4 церкви. Значительное количество ассирийцев и халдеев покинуло Ирак в 1930-х годах и было переселено в долину Хабур на севере Сирии, а для этих общин и халдеев Бейрута была создана новая халдейская епархия Сирии и Ливана. Первым епископом Сирии и Ливана был Габриэль Намо , который с 1939 по 1957 год заседал в Алеппо. В 1937 году в епархии насчитывалось 3107 халдеев, 11 священников и 2 церкви.

Согласно данным, опубликованным в 1938 году Стефаном Каджо, патриаршим викарием Мосула, население Халдейской церкви в 1937 году составляло чуть более 140 000 человек. Это удивительно высокая цифра по сравнению со статистикой 1928 года, но, возможно, можно примирить эти две цифры. цифры. Оценка 1928 года, сделанная в трудных обстоятельствах, когда значительное количество халдейских христиан были перемещены в лагеря беженцев, вполне могла недооценить истинную силу халдейской церкви в Месопотамии и не принять во внимание большую халдейскую эмиграцию после Первой мировой войны. С другой стороны, статистика 1937 года включала значительное количество восточно-сирийских христиан, которые были лишь номинально халдеями или совсем недавно обратились в христианство. Статистика считала халдейскими не только традиционные халдейские деревни до 1914 года, но и ряд деревень в округах Захо, Акра , Амадия и Бервари, ранее симпатизировавших несторианству. Эти деревни были заселены после 1918 года ассирийскими беженцами (большинство из которых были несторианами) и, судя по всему, вскоре после этого приняли халдейских священников.

Таблица 2: Население Халдейской церкви, 1937 г.
епархия Количество церквей Количество священников Количество верующих
Багдад и Басра 6 13 29,578
Мосул 24 40 44,314
Киркук 8 18 7,620
Ваш 16 18 10,852
ʿ`Амадия 16 17 5,457
ʿАкра 13 5 2,779
Урми - - 6,000
Сальма - 4 3,350
епархия Количество церквей Количество церквей Количество верующих
Среди 1 1 315
Мардин 1 1 400
Сирт 0 0 3,500
Газарта 1 1 2,250
Сирия и Ливан 2 11 3,107
Викариатство 8 14 9,177
Эмиграция 0 4 9,889
Сена 2 5 1,932
Общий 98 163 140,720

В начале Второй мировой войны халдейский патриарх проживал в Багдаде, а его епископат состоял из четырех архиепархий ( Акра , Мардин Киркук, Сена, Басра и Урми-Салмас) и шести епархий (Амадия , Мосул , , Сирия и Ливан и Захо ). Существовали также патриаршие наместничества в Сирии, Турции и Египте.

За последние полвека в иерархии Халдейской церкви произошел ряд других изменений. епархия Мардинская прекратила свое существование в 1941 году после смерти ее последнего епископа Исраэля Аудо. В 1957 году Сирийско-Ливанская епархия была распущена. Для Сирии была создана новая епархия Алеппо, а халдеям Бейрута был дан коадьютор с титульным саном епископа и правом наследования. (Патриарх Рафаил I Бидавид был соадьютором Бейрута с 1966 по 1989 год.) В 1960 году была создана новая епархия Алькоша. В 1962 году Багдад был передан в подчинение патриаршему вспомогательному органу с титульным саном епископа. В январе 1966 года была создана архиепархия Ахваза на юге Ирана, где значительное количество халдеев было занято в нефтяной промышленности. В 1968 году Эрбиль был отделен от Киркукской епархии, и его древний статус архиепархии был восстановлен. В 1971 году епархия Сены была переименована в Тегеран . Это изменение названия отражало решение, принятое тремя десятилетиями ранее архиепископом Сены Джозефом Шейхо, который перенес свою резиденцию в Тегеран в 1944 году в знак признания устойчивого роста халдейского населения иранской столицы.

До недавнего времени Халдейская церковь не назначала епископов для своей диаспоры, предпочитая управлять ими через патриархальных викариев. Эта политика постепенно изменилась после Второй мировой войны. Патриаршее викариатство Турции, основанное в 1865 году, было заменено в 1966 году епархией в Стамбуле. Стамбул теперь единственный город в Турции, где есть халдейский епископ. В 1980 году патриаршее викариатство Египта было также заменено епархией в Каире. В 1982 году в США был учрежден апостольский экзархат и назначен епископ экзархата с резиденцией в Детройте. В 1987 году небольшая халдейская община в Австралии находилась под опекой патриархального викария.

Халдейская иерархия, 1990 г.

[ редактировать ]

Халдейская иерархия в 1990 году выглядела следующим образом:

  • Рафаил I Бидавид , патриарх Вавилона (с 1989 года);
  • Эндрю Сана, архиепископ Киркукский (с 1977 г.);
  • Иосиф Кейхо, митрополит Сенский (с 1944 г.);
  • Йоханнан Иссаи , архиепископ Тегеранский (с 1972 года);
  • Томас Майрам, митрополит Урмийский и Салмасский (с 1973 г.);
  • Джозеф Томас, архиепископ Басры (с 1984 г.);
  • Стефан Бабекка, архиепископ Эрбильский (с 1969 г.);
  • Гиваргис Гармо , архиепископ Мосула (с 1980);
  • Йоханнан Зора, архиепископ Ахваза (с 1974 г.);
  • Антоний Аудо, епископ Алеппо (с 1992 г.);
  • Аблахад Сана, епископ Алкоша (с 1961 г.);
  • Йоханнан Келло, епископ Амадии (с 1973 г. );
  • Ибрагим Ибрагим, епископ Востока США (с 1982 г.);
  • Джозеф Авраам Сарраф, епископ Каира (с 1984 г.);
  • ʿ Абдалахад Раббан, епископ ʿ Акры и патриархальный администратор Сулеймании (с 1980 г.); и
  • Эммануэль Делли , титулярный архиепископ Кашкара и патриарший помощник Багдада (с 1962 года).

Согласно недавно опубликованным статистическим данным, в 1995 году общее число членов Халдейской церкви составляло 285 639 человек, из которых почти 150 000 проживали в Багдаде и его окрестностях, 21 000 — в районе Мосула и 60 000 — в Америке. Согласно этой статистике, церковь насчитывала 149 220 членов в Багдаде, 5 325 в районе Киркук, 10 500 в районе Эрбиль, 4 500 в Ашшаре и Басре, 20 944 в районе Мосула, 4 500 в Тегеране, 1 500 в районах Урми и Салмас, 350 в Ахвазе, 10 000 в Ливане, 500 в Египте, 15 000 в Сирии, 3300 в Турции и 60 000 в Америке. [ 21 ]

Халдейская иерархия, 2009 г.

[ редактировать ]

За последние два десятилетия в халдейской иерархии произошло несколько изменений.

С момента ее возрождения в Эрбильской архиепархии сменилось несколько руководителей. Архиепископ Эрбильский Ханна Марко умерла 23 октября 1996 года в возрасте 59 лет, и его сменил Якоб Исхак (июль 1997 г. - май 1999 г.). его сменил Якоб Денха После непродолжительной вакансии 12 января 2001 года Шер. Якоб Денха Шер умер на своем посту 8 января 2005 года в возрасте 70 лет. С тех пор архиепископией Эрбиля управляет епископ Раббан Аль. -Кас из Амадии в качестве апостольского администратора.

Йоханнан Иссаи , архиепископ Тегерана, умер 7 февраля 1999 года, и в тот же день его сменил Рамзи Гармо, архиепископ Тегерана с 5 мая 1995 года.

Абдалахад Раббан, епископ Акры апостольский администратор Сулеймании, умер 25 июля 1999 года. Епархия Акры и оставалась вакантной после его смерти, и немногие оставшиеся халдеи в округе Акра теперь находятся под опекой апостольского священника. администратор, отец Юханна Исса.

Гиваргис Гармо умер в 1999 году, и в феврале 2001 года на посту архиепископа Мосула его сменил Паулос Фарадж Раххо .

В феврале 2001 года Шлемон Вардуни Патриархом Рафаилом I Бидавидом был хиротонисан Патриаршим помощником в Багдаде.

Пожилые епископы Аблахад Сана из Алькоша ( ( умер 28 умер 7 сентября 2002 г.) и Йоханнан Йелло из Амадии февраля 2007 г.) были заменены Михой Полой Макдасси и Раббаном Аль-Касом соответственно. В то же время Петрос Ханна Исса аль-Харболи был рукоположен в епископа Захо после четырнадцатилетней вакансии в епархии после смерти ее предыдущего епископа Стефана Кайо в декабре 1987 года.

новая епархия Святого Апостола Петра В 2002 году для халдейской диаспоры запада США была создана со штаб-квартирой в Эль-Кахоне, штат Калифорния. Сархад Джозеф Джаммо был посвящен в эту епархию 25 июля 2002 года.

Луи Сако сменил Эндрю Сану на посту архиепископа Киркука 24 октября 2002 года. Эндрю Сана вышел в отставку 27 сентября 2003 года и умер в 2013 году.

Патриарх Рафаил I Бидавид умер 7 июля 2003 года, и 3 декабря 2003 года на посту патриарха Вавилона сменил Эммануил III Делли .

В октябре 2006 года Джибраил Кассаб , бывший архиепископ Басры, был рукоположен в архиепископа Сиднея, новой архиепархии, созданной для растущей халдейской диаспоры в Австралии и Новой Зеландии. С момента этого назначения архиепархия Басры осталась вакантной.

Паулос Фарадж Раххо , архиепископ Мосула, был похищен 29 февраля 2008 года и убит либо во время похищения, либо вскоре после него. Он стал самой выдающейся халдейской жертвой продолжающегося цикла насилия и беспорядков в Ираке со времени вторжения под руководством Америки в 2003 году. Его сменил Эмиль Шимун Нона , избрание которого было подтверждено Ватиканом 13 ноября 2009 года.

В 2010 году на освободившуюся епархию Эрбиля был назначен новый архиепископ Башар Матти Варда . Архиепископ Ханна Зора, проживавший в Канаде с 1991 года, был официально признан главой вновь созданной епархии Мар Аддай Торонто в июле 2011 года. Он ушел в отставку в мае 2014 года. Преемник еще не назначен.

Кардинал Эммануил III Делли вышел в отставку в декабре 2012 года, и в январе 2013 года его заменил архиепископ Киркука Луи Сако.

В 2014 году были произведены следующие назначения: Юсиф Миркис архиепископом Киркука и Сулеймании, Саад Сироп - патриаршим помощником, Хабиб ан-Науфали - архиепископом Басры, Бавай Соро - помощником епархии Св. Петра в Сан-Диего и Западной США, Фрэнк Калабат как епископ Святого Фомы Детройтского и восточных Соединенных Штатов. Епископ Св. Фомы Ибрагим Ибрагим ушел в отставку в мае 2014 года.

Нынешний халдейский епископат (ноябрь 2009 г.) выглядит следующим образом:

  • Эммануил III Делли , патриарх Вавилона (с 2003 г.);
  • Эмиль Шимун Нона , архиепископ Мосула (с ноября 2009 г.);
  • Луи Сако, архиепископ Киркукский (с октября 2002 г.);
  • Рамзи Гармо , архиепископ Тегеранский (с февраля 1999 г.);
  • Томас Майрам, митрополит Урмийский и Салмасский (с 1973 г.);
  • Йоханнан Зора, архиепископ Ахваза (с мая 1974 г.);
  • Джибраил Кассаб , архиепископ Сиднейский (с октября 2006 г.);
  • Якоб Исхак , епископ Вавилонской курии и титулярный архиепископ Нисибисский (с декабря 2005 г.);
  • Андрей Абуна, епископ Вавилонской курии и титулярный архиепископ Хирты (с января 2003 г.);
  • Миха Пола Макдасси, епископ Алкошский (с декабря 2001 г.);
  • Антоний Аудо, епископ Алеппо (с января 1992 г.);
  • Раббан Аль-Кас, епископ Амадии (с декабря 2001 г. ) и апостольский администратор Эрбиля;
  • Петрос Ханна Исса аль-Харболи, епископ Заху (с декабря 2001 г.);
  • Ибрагим Ибрагим, епископ Востока США (с апреля 1982 г.);
  • Сархад Джозеф Джаммо , епископ Запада США (с июля 2002 г.); и
  • Шлемон Вардуни , Патриарший помощник Багдада (с 2001 г.).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уилмшерст 2000 .
  2. ^ Jump up to: а б Гиамиль 1902 , с. 114.
  3. ^ Джамиль 1902 , с. 64-65.
  4. ^ Джамиль 1902 , с. 90.
  5. ^ Ассемани, BO , iii. 622
  6. ^ MS Vat Lat 8063, лист 345.
  7. ^ Белло, Конгрегация С. Хормисдаса , 13
  8. Бабахан, «Два письма Илии XI», РПЦ , 5 (1900), 481–91.
  9. ^ Jump up to: а б Барсук, несториане , т.е. 174–5
  10. ^ Каттс, Христиане под полумесяцем , 353–8.
  11. ^ Уилмшерст 2000 , с. 364–370.
  12. ^ Мартин, Халдея , 205–12.
  13. ^ Шабо 1896 , с. 433-453.
  14. ^ Тфинкджи, ЕС , 476–520.
  15. ^ Уилмшерст 2000 , с. 362.
  16. ^ Уилмшерст 2000 , с. 360–363.
  17. ^ Уилмшерст 2000 , с. 363–364.
  18. ^ Мар Апрем, Ассирийцы в Ираке , 106.
  19. ^ Мар Апрем, Ассирийцы в Ираке , 105.
  20. Ричард Спенсер, Иракский кризис: улицы нового христианского пригорода Эрбиля теперь полны беспомощных людей , The Daily Telegraph , 8 августа 2014 г.
  21. ^ Мэди, «Католические церкви восточной традиции», Christian Orient , 16 (1995), 184–5.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cd52c4f5802abd0e67738340c601803__1713179280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/03/6cd52c4f5802abd0e67738340c601803.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dioceses of the Church of the East after 1552 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)