Халдейская католическая епархия Серта
Халдейская католическая епархия Серта — епархия Халдейской католической церкви с центром в Серте . [ 1 ] Он существовал в восемнадцатом, девятнадцатом и начале двадцатого веков. Епархия была разорена во время Первой мировой войны .
Раннехалдейские и несторианские епископы Серта
[ редактировать ]Нет никаких свидетельств существования восточно-сирийского епископа или митрополита Серта до раскола 1551 года. Судя по всему, незадолго до конца пятнадцатого века Серт находился под юрисдикцией митрополита Элии Нисибисского, которого называли «митрополитом Нисибисским». , Мардин, Амид, Хесна д'Кифа и Сирт' в колофоне 1477 г.; «митрополит Нисибисский, Армянский, Амидский, Хесна-д'Кифский и Сертский» в 1480 г.; и «митрополит Нисибиса, Армении, Мардина, Амида, Серта и Хесны д'Кифы» в 1483 году. В 1504 году другой Элия, возможно, тот же самый человек, был назван «митрополитом Амида, Газарты и Серта» в колофоне скопированной рукописи. в монастыре Мар Якоб .
Согласно Тфинкджи, а затем Фиею , первым епископом или митрополитом Серта был Иосиф , брат патриарха Йоханнана Сулаки , который должен был быть среди епископов, рукоположенных Сулакой в 1554 году. Источник этого утверждения не ясен, и это возможно, вместо этого Иосиф был митрополитом Газарты, где митрополит с таким именем засвидетельствован между 1555 и 1568 годами. В любом случае Джозеф Сулака пробыл на своем посту недолго. 1555 году он был отправлен в Индию вместе с Элией Асмаром патриархом Абдишо В IV и был там рукоположен в митрополита Индии. Он не вернулся в Месопотамию и после нескольких лет борьбы за сохранение своей власти перед лицом преследований со стороны португальских властей умер в 1569 году в Риме или по пути в Рим.
в рукописных колофонах второй половины XVI века нет упоминаний о епископе Серте, монастырь Мар Йакоб в Сертском районе был резиденцией патриарха Абдишо Хотя IV Марона и его преемника Шема на VIII Яхбаллаха, а ряд рукописей были скопированы туда Абдишо и самим и католическими митрополитами Элией Асмаром из Амида Хнанишо из Мардина. Таким образом, в этот период этот район находился под сильным католическим влиянием, и неудивительно, что Серт внесен в список IV Абдишо в 1562 году как столичная кафедра, находящаяся под его юрисдикцией, с суфражистским епископом в Аззене, возможно, Хесне. 'Кифа.
По словам Питера Строццы, католический патриарх Шем IX мог быть рукоположен Абдишо Денхи (1580–1600) был архиепископом Джилу и Серта до своего избрания и, следовательно , IV . [ 2 ] Его письмо 1580 года, написанное папе Григорию XIII вскоре после его избрания, было засвидетельствовано, среди прочих, епископами Саргисом Джилуским и Иосифом Сертским, оба, вероятно, были рукоположены новым патриархом. [ 3 ]
Среди свидетелей Элией VI исповедания веры в 1586 году не было митрополита Серта, но митрополит Серта по имени Мар Якоб , «настоятель монастыря Серт», упоминается Леонардом Абелем в 1587 году как один из « наиболее образованные люди несторианского народа». [ 4 ]
Митрополит Элия Бар Таппе, зависимый от патриарха Элии VII (1591–1617), упоминается под разными титулами в формулах датировки или колофонах нескольких рукописей между 1599 и 1618 годами. На протяжении всего времени он проживал в монастыре Мар Йа Гоб . во время его правления и нес основную ответственность за епархию Серта, хотя он явно отвечал также за Амид, Газарту и Хеццо, и был считался их митрополитом, по крайней мере, часть своего правления. Он упоминается как митрополит Амида в отчете 1607 года и был среди получателей письма Петра Строццы в 1614 году. Он присутствовал на синоде Амида в 1616 году вместе с митрополитами Амида и Газарты и был по этому случаю назван просто митрополитом Сертским.
В формуле датировки рукописи, скопированной в монастыре Мар-Якоб в 1612 году, упоминаются патриарх Элия VII и «митрополиты Мар-Элия и Мар-Габриэль». Мар-Габриэль, вероятно, следует отождествлять с митрополитом Гавриилом Эсна-д'Кифа, засвидетельствованным между 1607 и 1617 годами, и нет необходимости предполагать, что у Серта в этот период было два митрополита.
Элия Бар Таппе умерла 1 марта 1618 года, в третье воскресенье Великого поста, и была похоронена в монастыре Мар Якоб Затворника недалеко от Серта. На посту митрополита ему наследовал его племянник Ишо Яхб , который построил святилищную дверь монастыря Мар Йа Коб в 1619 году. Юрисдикция Ишо Яхба , похоже, также была шире, чем сам Сирт, и он упоминается в различных источниках. названия в формулах датировки рукописей, скопированных между 1618 и 1628 годами.
Митрополит по имени Элия, «племянник Мар Ишо Яхба », умер в пятницу святого Иоанна Крестителя в 1660 году.
Письмо Патриарха Илии IX (1660-1700) от 22 ноября 1669 г. Папе Клименту IX.
Вероятно, его преемником стал митрополит Шем- он -Бар-Таппе, что засвидетельствовано в сентябре 1702 года, когда была скопирована рукопись для епископа Мар-Шемона из семьи Таппе, жившего в монастыре Мар-Йа - Гоб. Тфинкджи, а затем Фий, перепутали его со своим католическим тезкой Симом на Кемо (см. ниже) и отнесли его смерть к 1742 году. Вероятно, он был несторианским епископом, зависимым от линии Элия, и больше не упоминается, если только он не является безымянный «епископ-еретик», отвоевавший две деревни Сирт у Шема на Кемо в 1738 году.
Халдейские епископы Серта
[ редактировать ]В 1730 году, незадолго до своего отъезда в Рим, Иосиф III рукоположил в Сирт католического епископа Йоханнана Шема на Кемо, который, по-видимому, был уроженцем сертской деревни Седух. Во время отсутствия Иосифа в Риме Шемон исполнял обязанности его патриархального викария, и ему пришлось бороться с яростной несторианской реакцией в своей епархии в 1738 году, когда две деревни были отвоеваны у католиков «епископом-еретиком», когда он управлял патриархатом в Риме. Среди. Два его письма с просьбой к патриарху вернуться из Рима, написанные 28 декабря 1737 года и 5 марта 1739 года соответственно, сохранились в архивах Ватикана. Он также был переписчиком двух рукописей из коллекции Серта, одна из которых была скопирована в 1746 году. Тфинкджи говорит, что он управлял своей епархией более сорока лет, но неизвестно, когда он умер.
Петр Шавриз из Серта, племянник Михаила Шавриза, епископа Мардина, был рукоположен в митрополита Серта в 1801 году митрополитом и натаром курсией Хнанишо , племянником патриарха Элии XII (ум. 1804). В 1806 году он отправился в Рим, чтобы добиться подтверждения своего назначения, но на несколько лет его разочаровала французская оккупация. По возвращении из Рима он встретил Генри Ливза из Британского и зарубежного библейского общества и капеллана британского посольства Роберта Уолша в Константинополе в 1822 году, и предоставленная им информация побудила Ливза связаться с горными несторианами. В результате этой ассоциации он был свергнут со своей епархии Ватиканом в 1823 году, а затем был нанят Ливзом в качестве агента Общества, посетив патриарха Сима в XVII Авраама в 1824 году с сирийскими копиями Псалмов и Нового Завещание. Он умер в Хосрове в 1831 году. [ 5 ]
Ему наследовал монах Раббан Хормизд Михаил Каттула из Телькепе, один из многих противников Йоханнана VIII Хормизда, который был рукоположен в 1826 году Иосифом V. Он умер в 1855 году и был похоронен в монастыре Мар Йа Гоб .
Его сменил Петр Михаил Бартатар из Хосровы, который получил образование в Пропаганде и до своего рукоположения служил священником в Багдаде, а затем в Мосуле. Он был рукоположен патриархом Жозефом VI Аудо 7 ноября 1858 года и присутствовал вместе с патриархом на Первом Ватиканском соборе. Он удалился в монастырь Мар Гурия в 1878 году после спора с новоизбранным патриархом Элией Абулонаном и умер в селе Пироз в 1885 году.
В 1885 году его сменил Якоб Михаил Намо из Мосула, который стал священником в 1863 году, был назначен первым директором патриаршей семинарии в Мосуле в 1867 году и стал патриаршим викарием в Багдаде в 1875 году. в 1888 или 1891 году и умер в Багдаде в 1895 году. Будущее патриарх Джозеф Эммануил Томас, родившийся в Алкоше в 1852 году и ставший священником в 1879 году, сменил его на посту митрополита Серта либо в 1890 году (Де Клерк), либо в 1892 году (Фие), оставаясь там до своего избрания патриархом в 1900 году.
Последним халдейским митрополитом Серта был ученый Аддай Шер (1902–15), чьи многочисленные достижения включали каталогизацию восточно-сирийских рукописных коллекций Серта, Амида, Мардина, Мосула и Алкоша, а также редактирование для публикации Хроники Серта , наиболее важного исторический источник восточно-сирийского христианства при Сасанидах и ранних халифах. Он также был автором «Эпизодов истории Курдистана» и других научных статей по истории Церкви Востока. Он был убит 20 июня 1915 года во время резни христиан в районе Серт, и говорят, что его последние часы прошли в попытке скрыть драгоценную коллекцию рукописей в монастыре Мар Якоб . долг, которым все современные ученые Церкви Востока обязаны Шеру Фией выразил :
Финальная катастрофа 1915 года еще очень близка к нам. Из этой человеческой драмы мы, очевидно, не можем решить, что было самым трагичным. Увы! Аддай Шер напишет последний из « Эпизодов истории Курдистана» уже не в научном журнале и не чернилами . [ 6 ]
Статистика населения
[ редактировать ]Англиканский миссионер Джордж Перси Бэджер не смог собрать подробную статистику в отношении халдейской епархии Серт, но он сказал, что она состоит из одиннадцати деревень, и подсчитал, что в епархии есть 12 церквей, 9 священников и 300 халдейских семей. В 1852 году Марчи оценил халдейское население епархии в 1865 человек.
В 1888 население епархии (Серт и 33 деревни) оценивалось в 3500—4000 халдеев (П. Мюллер-Симонис и Х. Хивернат), а в 1891 — в 2600 халдеев (Куине).
В 1896 году в епархии проживало 5000 халдеев, в ней было 22 прихода (плюс еще 15 несторианских деревень, находившихся в процессе обращения в католицизм), 21 церковь и 17 священников (Шабо).
В 1913 году в состав епархии входило 37 деревень, с 5430 верующими, 21 священником, 31 церковью, 7 часовнями, 9 школами и 4 миссионерскими станциями (Тфинкджи).
Таблица 1: Халдейские общины Сертской епархии, 1913 г.
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилмшерст 2000 .
- ^ Ассемани 1719 , с. 538
- ^ Джамиль, Подлинные отношения , 90.
- ^ Джамиль, Подлинные отношения , 121.
- ^ Смит, Исследования , ii. 189–90; Хорнус, Раппорт , 22, 298; и Коакли, Церковь Востока , 18–19, 26 и 368. Некоторые детали, данные Фией ( Нисибе , 248), взяты из Тфинкджи и неверны.
- ^ Фией 1977 , с. 265.
Источники
[ редактировать ]- Ассемани, Джузеппе Симоне (1719). Восточная библиотека Клементины-Ватикана . Том. 1. Рим.
- Бааба, Юэль А., Ассирийская родина перед Первой мировой войной (Аламо, Калифорния, 2009 г.)
- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 1. Лондон: Джозеф Мастерс.
- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 2. Лондон: Джозеф Мастерс. ISBN 9780790544823 .
- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Баумер, Кристоф (2006). Церковь Востока: иллюстрированная история ассирийского христианства . Лондон-Нью-Йорк: Таурис. ISBN 9781845111151 .
- Шабо, Жан-Батист (1896). «Религиозное состояние епархий, образующих Халдейский Вавилонский Патриархат» . Христианский восточный обзор . 1 :433–453.
- Фий, Жан Морис (1977). Нисибис, восточно-сирийская метрополия и ее суфражистки от истоков до наших дней . Левен: Секретариат Корпуса ШОС. ISBN 9782801700617 .
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Джамиль, Самуэль (1902). Подлинные отношения между Апостольским Престолом и Церковью восточных ассирийцев или халдеев . Рим: Эрманно Лешер.
- Мартин, П., Халдея, исторический очерк, за которым следуют некоторые размышления о Востоке (Рим, 1867 г.)
- Тфинкджи, Джозеф (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник . 17 : 449–525.
- Тиссеран, Эжен (1931). «Несторианская церковь» . Словарь католического богословия . Полет. 11. Париж: Летузи и Ане. стр. 157–323.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь мучеников: история Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .