Патриархат
Патриархат ( / ˈ p eɪ t r i ɑːr k ɪ t , - k eɪ t / , UK также / ˈ p æ t r i -/ ; [1] Древнегреческий : πατριαρχεῖον , patriarcheîon ) — экклезиологический термин в христианстве , обозначающий должность и юрисдикцию церковного патриарха . Согласно христианской традиции, апостолами были учреждены три патриархата в качестве апостольских кафедр в I веке : Римский , Антиохийский и Александрийский (признанный Никейским собором ). [2] Константинополь был добавлен в IV веке , а Иерусалим – в V веке . В конце концов, вместе эти пять были признаны пентархией на Халкидонском соборе в 451 году.
В оставшуюся часть истории христианства несколько других патриархатов постепенно признавались любой из этих древних епископских кафедр . Со временем некоторые из них пали из-за военной оккупации после исламских завоеваний Ближнего Востока и Северной Африки и стали титульными или почетными патриархатами без фактической институциональной юрисдикции на первоначальном месте.
История
[ редактировать ]По мере распространения христианства в Римской империи в городах стали появляться большие концентрации верующих. Епископ таких городов стал обладать почетным преимуществом в провинции, которой была его епархия столицей , а некоторые в конечном итоге получили первенство даже над другими провинциями со своими собственными primus inter pares . кодифицировал Никейский собор это соглашение в каноническое право в соответствии с растущей стандартизацией церковной епархиальной структуры по образцу светских римских образцов. Это также дало первое задокументированное использование термина «митрополит» по отношению к таким епископам, которые председательствовали в провинции. Тем временем Рим, Александрия и Антиохия приобрели церковную известность, так что к началу IV века они уже давно признали юрисдикцию над более чем одной провинцией епископов каждая. Александрия достигла первенства над римским Египтом , римской Ливией и Пентаполем . Рим имел верховную власть над провинциями в пределах 100 миль от города. [3] В силу своей власти над множеством провинций Римские кафедры, Александрия и Антиохия, к этому времени уже осуществляли «надмитрополичью» юрисдикцию, напоминающую ту, которая позже стала известна как Патриархаты. [3] К концу IV века все провинции Италии находились под более широким первосвященническим надзором архиепископа Рима. [4]
После переезда имперской столицы в Византию в 330 году переименованный город Константинополь стал приобретать все большее значение в церковных делах греческого Востока. Константинопольскому престолу был предоставлен статус архиепископа до собора, состоявшегося в городе в 381 году , который поставил его на второе место по чести после Рима. Архиепископ Аттик много сделал для расширения юрисдикции престола в начале V века. [5] После Эфесского собора в 431 году епископ Иерусалимский Ювенал начал осуществлять юрисдикционный контроль над всеми тремя провинциями Римской Палестины , стремясь превратить Иерусалим в митрополию , но Кирилл Александрийский и папа Лев I выступили против отделения Иерусалима от избирательного права Кесария и, шире, Антиохия . [6] Ювенал зашел так далеко, что заявил о своей власти над Римской Аравией и Финикией . На Халкидонском соборе переговоры с архиепископом Антиохийским Максимом привели к утверждению надзора над всей Палестиной, но не более того. Присутствовавшие на соборе, в состав которого входили епископы Палестины, таким образом дали согласие на учреждение Иерусалимской митрополии . Степень надзора, предоставленного юрисдикции в Халкидоне, была не только значительным расширением прецедента, созданного в Никее , но и была надмитрополичьей по масштабу наряду с Римом, Константинополем, Александрией и Антиохией. [7] В свете этого столетие спустя император Юстиниан признал Иерусалим одним из пяти Патриархатов .
Раскол между Востоком и Западом 1054 года отделил церкви Латинской Римскую кафедру от византийских патриархатов Востока, образовав таким образом Католическую церковь и Восточную Православную Церковь .
Четыре восточно-православных патриархата (Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим), а также их латино-католический аналог на Западе, Рим, выделяются как «старшие» ( греч . πρεσβυγενή, presbygenē , «старшие по рождению») или «древние» (παλαίφατα, palèphata , «древней славы») и входят в число апостольских кафедр , традиционно имея одного из апостолов или евангелистов в качестве своего первого епископа: Андрея , Марка , Петра , Иакова и снова Петра соответственно. В случае с Константинополем , как говорят, Андрей посетил город Византий в 38 году нашей эры (не Константинополь, поскольку римский император Константин Великий еще не объявил Константинополь в 330 году нашей эры новой столицей Восточной Римской империи на том основании, что бывшего города Византии). По преданию, Андрей назначил епископом Апостола Стахиса , который оставался епископом в Византии до 54 г. н.э. Поэтому в случае Константинополя апостольским престолом является Византийский престол.
Костел
[ редактировать ]существует семь патриархатов В настоящее время в Католической Церкви . Шесть являются патриархатами восточно-католических церквей : [8] Александрия (коптская) , Антиохия ( маронитская , мелькитская , сирийская ), Багдад (халдейская) и Киликия (армянская) . Папа стал Патриархом Запада после того, как Папа Франциск восстановил этот титул в 2024 году.
Есть также четыре главных архиепископа , которые действуют как патриархи своей автономной церкви, но по историческим или процедурным причинам не признаются полноправными патриархами. Основное отличие состоит в том, что об избрании патриарха сообщается Папе как знак общения между равными, но избрание главного архиепископа должно быть одобрено Папой.
Кроме того, существуют четыре титульных патриархата — епархиальные архиереи, епархии которых по разным историческим причинам получили почётный титул патриархата, но не являются главами автономных церквей sui iuris . К ним относятся Латинский Патриархат Иерусалима , Лиссабона , Венеции и Ост-Индии .
На тех же территориях действуют некоторые восточно-католические патриархаты. Дамаск является резиденцией сирийско-католического и мелькитского католического патриархатов Антиохии, а кафедра Маронитского католического патриархата Антиохии находится в Бкерке, Ливан. [9]
Восточная Православная Церковь
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Девять из нынешних автокефальных Восточных Православных Церквей , включая упомянутые выше четыре древние церкви Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, организованы как патриархаты. В хронологическом порядке основания остальные пять: Болгарский Патриархат (старейший после Пентархии ), Грузинский Патриархат , Сербский Патриархат , Московский Патриархат и Румынский Патриархат .
Восточно -православный Антиохийский патриархат перенес свою штаб-квартиру в Дамаск в 13 веке, во время правления египетских мамелюков , завоевателей Сирии . Христианская община процветала в Дамаске еще с апостольских времен ( Деян. 9). Однако патриархат по-прежнему называется Антиохийским Патриархатом.
патриархат обладает «правосубъектностью» В некоторых правовых юрисдикциях , что означает, что он рассматривается как корпорация . Например, Восточно-православный Иерусалимский Патриархат иск подал в Нью-Йорке , решение по которому было принято в 1999 году, против аукционного дома Christie's , оспаривая право собственности на « Архимеда Палимпсеста» .
Восточное православие
[ редактировать ]существует несколько патриархатов В восточном православии . К ним относятся четыре древние церкви: Александрия , Иерусалим (армянская) , Антиохия и Константинополь (армянская) . Были созданы еще два патриархата: Эфиопский Патриархат и Эритрейский Патриархат . [10] Кроме того, существует ряд автокефальных церквей, которые функционируют как патриархаты, хотя и не используют этот титул: Индийская православная церковь , Армянский католикосат Эчмиадзина и Армянский католикосат Киликии . [11]
Церковь Востока
[ редактировать ]Патриарх Церкви Востока является главой Церкви Востока . Сегодня существует три соперничающих патриарха:
- Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока
- Католикос-Патриарх Древней Церкви Востока
- Халдейский католический патриарх Багдада (католической церкви)
протестантизм
[ редактировать ]Главу Чехословацкой гуситской церкви также называют Патриархом. [12] [13]
Апостольская Католическая Церковь
[ редактировать ]Патриарх Апостольской Католической Церкви называется Патриархом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15255-6 .
- ^ Фортескью, Адриан (1911). . Католическая энциклопедия . Том. 11.
см. - II.ТРИ ПАТРИАРХА
- ^ Jump up to: а б Шафф, Филип; Уэйс, Генри (29 апреля 2022 г.). Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви, вторая серия, том 14: Семь Вселенских соборов . Wipf и Stock Publishers. стр. 15–19, 438. ISBN. 978-1-6667-4063-9 .
- ^ Хоар, Франция (1 января 1954 г.). Западные отцы (1-е изд.). Шид и Уорд. стр. xvi – xvii.
- ^ Венейблс 1911 цитирует Socr. VII. 25, 28, 37.
- ^ «Библиотека святителя Пахомия» . www.voskrese.info . Проверено 03 сентября 2023 г.
- ^ Эриксон, Джон Х. (1991). Вызов нашего прошлого: исследования православного канонического права и истории церкви . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 96. ИСБН 978-0-88141-086-0 .
- ^ В своем motu proprio [ https://www.vatican.va/holy_father/paul_vi/motu_proprio/documents/hf_p-vi_motu-proprio_19650211_ad-purpuratorum_lt.html Ad Purpuratorum Patrum от 11 февраля 1965 года Папа Павел VI постановил, что восточно-католические патриархи, ставшие кардиналами, будут причисляться к кардинальным епископам, а не к кардинальным священникам, как это было раньше, и что они будут уступать приоритет только шести кардинальным епископам, носящим титулы пригородных кафедр.
- ^ Папский ежегодник 2012, стр. 3-5
- ^ «Эфиопская православная церковь Тевахедо » энциклопедия Британская энциклопедия Британская Проверено 0 ноября 2022 г.
- ^ Стаммер, Ларри (21 октября 2000 г.). «Армяне призваны одной верой, но двумя церквями» . Калифорния Таймс. Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ Канцелярия Центрального совета Чехословацкой гуситской церкви.
- ^ Патриарх , Чехословацкая гуситская церковь
Источники
[ редактировать ]- Эриксон, Джон Х. (1991). Вызов нашего прошлого: исследования православного канонического права и истории церкви . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410860 .
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат: история его митрополий с аннотированными иерархическими каталогами . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9781434458766 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Мейендорф, Джон (1996). Рим, Константинополь, Москва: Историко-богословские исследования . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881411348 .
- Недунгатт, Джордж , изд. (2002). Путеводитель по Восточному кодексу: комментарий к Кодексу канонов восточных церквей . Рим: Издательство Восточного института. ISBN 9788872103364 .
- Фидас, Блазиос И. (2005). «Папское первенство и патриаршая пентархия в православной традиции». Петровское служение: католики и православные в диалоге . Нью-Йорк: Ньюман Пресс. ISBN 9780809143344 .
- Рансиман, Стивен (1985). Великая Церковь в плену: исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521313100 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортескью, Адриан (1911). . Католическая энциклопедия . Том. 11.