Jump to content

Феодор Студит


Феодор Студит
Святой Феодор Студийский: мозаика XI века из Неа Мони монастыря , Хиос.
Монах
Рожденный 759
Константинополь
(современный Стамбул , Турция )
Умер 11 ноября 826 г. (66/67 лет)
Мыс Акритас
(современная Тузла, Стамбул , Турция )
Почитается в Католическая церковь
Восточная Православная Церковь
Праздник 11 ноября (восток), 12 ноября (запад)

Феодор Студит ( средневековый греческий : Θεόδωρος ὁ Στουδίτης ; 759–826), также известный как Феодор Студит и святой Феодор Студийский / Студий , был византийским греческим монахом и настоятелем монастыря Студий в Константинополе . [1] [2] Он сыграл важную роль в возрождении как византийского монашества, так и классических литературных жанров в Византии. Он известен как ревностный противник иконоборчества , одного из нескольких конфликтов, которые привели его к разногласиям как с императором, так и с патриархом. На протяжении всей своей жизни он поддерживал переписку со многими важными политическими и культурными деятелями Византийской империи; [3] среди них было много женщин, таких как композитор и монахиня Кассия , на которую большое влияние оказало его учение. [4]

Биография

[ редактировать ]

Семья и детство

[ редактировать ]

Феодор родился в Константинополе в 759 году. [2] Он был старшим сыном Фотейна , важного финансового чиновника в дворцовой бюрократии . [5] и Феоктиста , сама представительница знатной константинопольской семьи. [6] Брат Феоктиста, дядя Феодора Платон , был важным чиновником в имперской финансовой администрации. [7] Таким образом, семья контролировала значительную часть, если не всю, имперской финансовой администрации во время правления Константина V (годы правления 741–775). [8] У Феодора было два младших брата ( Иосиф , впоследствии архиепископ Фессалоникийский , и Евфимий) и одна сестра, имени которой мы не знаем. [9]

Часто предполагалось, что семья Феодора принадлежала к партии иконопочитателей в первый период византийского иконоборчества . Однако нет никаких доказательств, подтверждающих это, а их высокое положение в имперской бюрократии того времени делает любую позицию открытого иконопоклонства крайне маловероятной. Более того, когда Платон оставил свой пост и принял сан священника в 759 году, он был рукоположен аббатом, который, если сам не был активным иконоборцем, то, по крайней мере, не оказал сопротивления иконоборческой политике Константина V. Семья в целом К вопросу об иконах в этот период, скорее всего, был равнодушен. [10]

Согласно более поздней агиографической литературе, Феодор получил образование, соответствующее положению его семьи, и с семи лет обучался у частного репетитора, в конечном итоге сосредоточившись, в частности, на богословии. Однако неясно, были ли эти возможности доступны даже самым влиятельным византийским семьям восьмого века, и вполне возможно, что Феодор был, по крайней мере частично, самоучкой. [11]

Ранняя монашеская карьера

[ редактировать ]

После смерти императора Льва IV (годы правления 775–780) в 780 году дядя Феодора Платон, который с 759 года жил монахом в монастыре Символа в Вифинии , посетил Константинополь и убедил всю семью своей сестры Феоктисты: также принять монашеский постриг. Феодор вместе со своим отцом и братьями отплыл с Платоном обратно в Вифинию в 781 году, где они приступили к преобразованию родового поместья в религиозное учреждение, которое стало известно как монастырь Саккудион. Платон стал настоятелем нового фонда, а Феодор — его «правой рукой». Оба стремились упорядочить монастырь по писаниям Василия Кесарийского . [12]

В период регентства Ирины игумен Платон выступил сторонником патриарха Тарасия и был членом иконопоклоннической партии Тарасия на Втором Никейском соборе , где почитание икон было объявлено православным. Вскоре после этого Тарасий сам рукоположил Феодора в священники. В 794 году Феодор стал игуменом монастыря Саккудион, а Платон отстранился от повседневной деятельности монастыря и посвятил себя безмолвию. [13]

Конфликт с Константином VI

[ редактировать ]

Также в 794 году император Константин VI (годы правления 776–797) решил расстаться со своей первой женой, Марией Амнийской Марии , и жениться на кубикулярии ( Фрейлине ), Феодоте , двоюродном брате Феодора Студита. [14] Хотя Патриарх, возможно, поначалу сопротивлялся такому развитию событий, поскольку развод без доказательства супружеской измены со стороны жены мог быть истолкован как незаконный, в конечном итоге он уступил. Бракосочетание Константина и Феодота состоялось в 795 году, правда, не патриархом, как обычно, а неким Иосифом, священником Святой Софии. [15]

Последовала несколько неясная цепочка событий (так называемый «Моехианский спор», от греческого moichos , «прелюбодей»), в ходе которого Феодор инициировал протест против брака с монастырем Саккудион и, судя по всему, потребовал отлучения от церкви, а не только священника Иосифа, но и всех, кто от него причащался, что, поскольку Иосиф был священником императорской церкви, подразумевало императора и его двор. [16] Однако это требование не имело официального веса, и Константин, судя по всему, пытался помириться с Феодором и Платоном (которые из-за его брака стали теперь его родственниками), приглашая их навестить его во время пребывания в императорских банях Пруса в Вифинии. В действительности ни один из них не появился. [17]

В результате в монастырь Саккудион были отправлены императорские войска, а община была рассеяна. Феодора высекли и вместе с десятью другими монахами сослали в Салоники, а Платона заключили в тюрьму в Константинополе. [18] Монахи прибыли в Салоники в марте 797 г., но пробыли недолго; в августе того же года Константин VI был ослеплен и свергнут, а его мать Ирина, новая императрица, отменила изгнание. [19]

Настоятель Студитов

[ редактировать ]
Монастырь Студиос, изображенный в рукописи XI века.

После воцарения Ирины священник Иосиф был лишен сана, а Феодор был принят в императорском дворце. [20] Затем монахи вернулись в монастырь Саккудион, но были вынуждены вернуться в столицу либо в 797, либо в 798 году из-за арабского набега на Вифинию. В это время Ирина предложила Феодору руководство древним Студийским монастырем в Константинополе, и он принял это предложение. [21] Затем Феодор приступил к строительству различных мастерских в монастыре, чтобы гарантировать автаркию , строительству библиотеки и скриптория , а также восстановлению и украшению церкви. Он также сочинил серию стихов об обязанностях различных членов общины, которые, вероятно, были написаны и выставлены в монастыре. [22] Кроме того, он составил правила управления монастырем: [23] и сделал сообщество Студий центром обширного собрания зависимых монастырей, включая Саккудион. Он поддерживал контакты с этими другими монастырями, прежде всего, благодаря своим потрясающим литературным произведениям (письма, а также катехизисы ), которые достигли количественного пика в это время, и разработал систему посланников, которая была настолько сложной, что напоминала частную почтовую службу. [24]

К этому же периоду можно отнести и так называемые иконоборческие эпиграммы — ямбические акростихи, сочиненные Феодором и заменившие «иконоборческие эпиграммы», ранее выставленные на Халкских воротах Большого дворца . Было высказано предположение, что они были заказаны Ириной как еще один знак ее благосклонности к Теодору, хотя заказ при Михаиле I Рангабе (годы правления 811–813) также возможен; в любом случае они были удалены в 815 г. Львом V Армянином (годы правления 813–820) и заменены новыми «иконоборческими» стихами. [25]

В 806 г. умер патриарх Тарасий, и император Никифор I (годы правления 802–811) приступил к поискам ему замены. [26] Вполне вероятно, что Платон в это время назвал имя Феодора: [27] но вместо него был выбран Никифор , мирянин, имевший звание асекретиса в имперской бюрократии. [28] Выбор Никифора вызвал немедленный протест со стороны Студитов, и в особенности Феодора и Платона, возражавших против возведения мирянина на патриарший престол. Феодор и Платон были заключены в тюрьму на 24 дня, прежде чем император Никифор разрешил им вернуться в свои собрания. [29]

Конфликт с Никифором

[ редактировать ]

Император Никифор вскоре потребовал, чтобы его новый патриарх реабилитировал священника Иосифа, который служил на свадьбе Константина и Феодота, возможно, потому, что Иосиф способствовал мирному разрешению восстания Бардана Турка . В 806 году патриарх Никифор созвал для решения дела синод , на котором присутствовал Феодор. Синод решил вновь принять Иосифа в священство, против чего Феодор в то время не возражал. [30]

Таким образом, отношения между игуменом-студитом и Патриархом, по-видимому, изначально были безоблачными, и это впечатление подкрепляется выбором (806/807) брата Феодора, Иосифа, архиепископом Салоник. [31] Однако вскоре после этого рукоположения, возможно, в 808 году, Феодор начал выражать свое нежелание общаться с реабилитированным священником Иосифом или, если уж на то пошло, с кем-либо еще, кто сознательно сотрудничал с ним, поскольку он считал реабилитацию неканонической. Как и в первом споре о священнике Иосифе, этот отказ распространился за пределы Иосифа и на тех, кто был с ним связан, косвенно включал патриарха и самого императора. [32]

В начале 808 года Феодор в серии писем предложил объяснить императору свою позицию, а также совершить обычный проскинезис у его ног, от чего Никифор отклонил предложение и вместо этого отправился в летнюю военную кампанию. [33] Зимой того же года брат Феодора Иосиф посетил его в Константинополе, но отказался присутствовать на рождественской мессе в соборе Святой Софии, на которой должны были присутствовать император, патриарх и священник Иосиф. В результате он был лишен архиепископства. [34] Примерно в то же время в монастырь Студий был отправлен небольшой военный отряд для ареста Феодора, Иосифа и Платона. [35] Затем в январе 809 г. состоялся синод, на котором Феодор и его последователи были преданы анафеме как раскольники. [36] После этого Феодор, Иосиф и Платон были сосланы на Принцевы острова : Феодор — в Халки , Иосиф — в Проте , а Платон — в Оксею . [37]

Теодор вел обширную литературную деятельность в изгнании, написав многочисленные письма корреспондентам, включая своего брата, различных монахов-студитов, влиятельных членов семьи и даже Папу Льва III . Он также продолжал сочинять катехизисы для студийской общины, а также ряд стихотворений. [38]

Реабилитация при Михаиле I

[ редактировать ]

В 811 году новый император Михаил I Рангабе призвал студитов из ссылки. Священника Иосифа в очередной раз лишили сана, а Феодора, хотя бы внешне, примирили с патриархом Никифором. [39]

Однако есть признаки того, что определенное соперничество между игуменом-студитом и патриархом сохранялось. В 812 году Михаил I решил преследовать некоторых еретиков во Фригии и Ликаонии , а именно павликиан и «атинганоев» (иногда отождествляемых с ромами ). Феодор и Никифор были вызваны к императору для обсуждения законности наказания за ересь смертью, Теодор выступал против, а Никифор - за. Говорят, что Теодор одержал победу. [40]

Второе дело касалось мирного договора, предложенного Крумом Болгарским (годы правления 803–814), также в 812 году, согласно которому византийские и болгарские государства должны были обменяться беженцами. Вероятно, Крум добивался возвращения неких болгар, предавших его византийцам. В этом случае Теодор выступал против обмена, поскольку он потребовал бы обращения христиан в ряды варваров, в то время как Никифор убеждал императора принять договор. И снова мнение Теодора возобладало, хотя на этот раз с серьезными последствиями; Крум напал и взял Месембрию в ноябре того же года. [41] Михаил возглавил военную кампанию против болгар в 813 году, закончившуюся поражением, в результате чего в июле он отрекся от престола, и Лев V был коронован императором. [42]

4 апреля 814 года в Студийском монастыре после продолжительной болезни скончался дядя Феодора Платон. Теодор составил длинную надгробную речь Laudatio Platonis , которая остается одним из важнейших источников по истории семьи. [43]

Второе иконоборчество

[ редактировать ]
Мозаика Феодора Студита, расположенная в Хосиос Лукас .

В самом начале своего правления император Лев V столкнулся с новым болгарским наступлением, которое достигло стен Константинополя и опустошило большие участки Фракии . Это закончилось смертью Крама 13 апреля 814 года и последовавшей за этим внутренней борьбой за власть. [44] Однако, поскольку предыдущие 30 лет с момента утверждения иконопочитания на Синоде 787 года представляли для византийцев череду военных катастроф, Лев решил вернуться к политике более успешной Исаврийской династии. Он переименовал своего сына в Константина, проведя таким образом параллель со Львом III (годы правления 717–741) и Константином V , и начиная с 814 года начал обсуждать с различными священнослужителями и сенаторами возможность возрождения иконоборческой политики исавров. Это движение встретило сильное сопротивление со стороны патриарха Никифора, который сам собрал вокруг себя группу епископов и игуменов и поклялся им поддерживать почитание изображений. Спор достиг апогея в дебатах между двумя сторонами перед императором в Большом дворце в начале 815 года, на которых присутствовали Феодор и его брат Иосиф, которые встали на сторону иконопочитателей. Феодор сказал императору: «Знай, что хотя бы ангел и пришел с небес, чтобы совратить нас, мы не повиновались бы ему. Тем более мы не повиновались бы тебе». [45]

Лев твердо придерживался своего плана по возрождению иконоборчества, и в марте 815 года патрарх Никифор был лишен своего поста и сослан в Вифинию. В этот момент Феодор остался в Константинополе и взял на себя ведущую роль в оппозиции иконопочитателей. 25 марта, в Вербное воскресенье, он приказал своим монахам пройти через виноградник монастыря, держа иконы так, чтобы соседи могли видеть их через стены. Эта провокация вызвала лишь упрек со стороны императора. [46]

Был избран новый патриарх Феодот , а в апреле в соборе Святой Софии был созван синод, на котором иконоборчество было вновь введено в качестве догмы. Феодор составил ряд писем, в которых призывал «всех, близких и дальних», восстать против решения синода. Вскоре после этого он был сослан императорским повелением в Метопу, крепость на восточном берегу озера Аполлония в Вифинии. [47] Вскоре после этого Лео приказал убрать стихи Теодора с Чалкских ворот и заменить их новым набором «иконоборческих» эпиграмм. [48]

Пока Феодор находился в изгнании, руководство студийской общиной взял на себя игумен Леонтий, который на время занял позицию иконоборца и привлек на свою сторону многих отдельных монахов. [49] Однако в конце концов его снова вернули в партию иконопочитателей. [50] Ситуация со студитами отражала общую тенденцию: ряд епископов и аббатов поначалу были готовы прийти к компромиссу с иконоборцами. [51] но затем, в период между 816 и 819 годами, отказ от позиции иконоборчества, движение, которое, возможно, было мотивировано мученической смертью монаха-студита Фаддея. [52] Именно во время этого подъема иконописных настроений Феодор начал сочинять свою собственную полемику против иконоборцев, « Refutatio» , концентрируясь, в частности, на опровержении аргументов и критике литературных достоинств новых иконоборческих эпиграмм на Халке. [53]

Теодор оказал широкое влияние в течение первого года своего изгнания, прежде всего благодаря массовой рассылке писем. Соответственно, в 816 году он был переведен в Бонету, крепость в более отдаленной анатолийской теме , откуда, тем не менее, оставался в курсе событий в столице и поддерживал регулярную переписку. Эта продолжающаяся деятельность привела к императорскому приказу высечь Теодора, который, однако, его похитители отказались выполнить. [54] В 817 году Феодор написал два письма Папе Пасхалу I , которые были подписаны несколькими другими игуменами-иконопочитателями, в первом из которых он просил созвать антииконоборческий Синод; последовали письма патриархам Александрийскому и Иерусалимскому , а также другим «иностранным» священнослужителям. [55] В результате император по крайней мере еще раз приказал высечь Феодора, и на этот раз приказ был выполнен, в результате чего Феодор сильно заболел. [56] После выздоровления Феодор был переведён в Смирну . Однако в начале 821 года Лев V стал жертвой ужасного убийства у алтаря церкви Св. Стефана в императорском дворце ; Вскоре после этого Феодор был освобожден из ссылки. [57]

Последние годы

[ редактировать ]

После освобождения Феодор вернулся в Константинополь, путешествуя по северо-западной Анатолии и встречаясь по пути с многочисленными монахами и настоятелями. В то время он, похоже, верил, что новый император Михаил II (годы правления 820–829) примет политику поддержки икон, и выразил эту надежду в двух письмах Михаилу. [58] Для группы клириков-иконопочитателей, включая Феодора, была устроена императорская аудиенция, на которой, однако, Михаил выразил намерение «оставить церковь такой, какой он ее нашел». Настоятелям должно было быть разрешено поклоняться изображениям, если они того пожелают, пока они оставались за пределами Константинополя. Теодор вернулся в Анатолию, по всей видимости, в своего рода добровольное изгнание. [59]

За деятельностью Теодора в последние годы его жизни проследить довольно сложно. Он продолжал писать многочисленные письма в поддержку использования икон и, похоже, оставался важным лидером оппозиции имперскому иконоборчеству. [60] Он присутствовал на собрании «более сотни» священнослужителей-иконопочитателей в 823 или 824 году, которое закончилось спором между Студитами и хозяином, неким Иоанником, который, возможно, представлял собой борьбу за власть внутри движения. [61] Феодор также высказался против второго брака Михаила II с монахиней Евфросиной, дочерью Константина VI, хотя и в очень умеренной форме и без какой-либо страсти или эффекта, присущих моехскому спору. [62]

Годы изгнания, регулярные посты и исключительные усилия Феодора взяли свое, и в 826 году он сильно заболел. [63] В этом году он продиктовал своему ученику Навкратию свое Завещание — форму духовного руководства для будущих настоятелей Студийского монастыря. [64] Он умер 11 ноября того же года во время мессы, по-видимому, в монастыре Святого Трифона на мысе Акритас в Вифинии. Восемнадцать лет спустя его останки вместе с останками его брата Иосифа были перевезены обратно в монастырь Студиос, где они были захоронены рядом с могилой их дяди Платона. [65]

Наследие

[ редактировать ]

Возрождение Феодором монастыря Студиос оказало большое влияние на последующую историю византийского монашества . Его ученик Навкратий восстановил контроль над монастырем после окончания иконоборчества в 842 году, и на протяжении оставшейся части девятого века игумены-студиты продолжали традицию Феодора противостоять патриархальной и императорской власти. [66] Феодора Элементы Завета были дословно включены в типики некоторых ранних афонских монастырей. [67] Наиболее важными элементами его реформы были акцент на общежительной (общинной) жизни, ручном труде и тщательно определенной административной иерархии. [68]

Феодор также превратил монастырь Студиос в крупный научный центр, в частности, благодаря его библиотеке и скриптории, которые, безусловно, превосходили в этом отношении все другие современные византийские церковные учреждения. [69] Сам Феодор был ключевой фигурой в возрождении классических литературных форм, в частности ямбического стиха, в Византии, и его критика иконоборческих эпиграмм установила связь между литературным мастерством и православной верой. [70] После его смерти монастырь Студиос продолжал оставаться важным центром византийской гимнографии и агиографии, а также копирования рукописей. [69]

После «торжества православия» (т.е. восстановления икон) в 843 году Феодор стал одним из величайших героев иконопоклоннической оппозиции. В Византии не было формального процесса канонизации , но вскоре Феодор был признан святым. На латинском Западе признание Теодором папского первенства на основании его писем к Папе Пасхалю I было частью того, что привело к его официальной канонизации Католической церковью. Его праздник - 11 ноября на Востоке и 12 ноября на Западе . [71]

Работает

[ редактировать ]

Теодор был чрезвычайно плодовитым писателем; среди его наиболее важных работ:

  • Его письма, в которых содержится множество личных подробностей, а также освещаются некоторые его исторические события. Эд. с аннотациями на немецком языке Георгиоса Фатуроса, Theodori Studitae Epistulae (= CFHB 31) (Берлин, 1992) [два тома]. ISBN   3-11-008808-8 .
  • Его стихи, представляющие собой важный этап возрождения классического стиха в Византии. Эд. с немецким переводом Пауля Спека, Теодорос Студиты: Ямбики на различных объектах (= Supplementa Byzantina 1) (Берлин, 1968).
  • Катехизы, два сборника обращений к монахам на различные темы, связанные с духовной жизнью. Первый сборник («Магна») изд. А. Пападопулос-Керамеус, Theodori Studitae Magna Catachesis (Санкт-Петербург, 1904); второе («парва») изд. Э. Овре, SPN et Confessoris Theodori Studitis Praepositi Parva Catachesis (Париж, 1891 г.), французский перевод Анн-Мари Мор, Petites catéchèses (= Les Pères dans la foi 52) (Париж, 1993 г.).
  • Надгробная речь о матери. Эд. и тр. Св. Эфтимиадиса и Дж. М. Физерстоуна, «Установление священного происхождения: погребальный катехизис Теодора Студита для его матери (Bibliotheca hagiographica graeca 2422)», в изд. М. Грюнбарта, Театрон: риторическая культура в поздней античности и Средней Азии. Возраст (= Исследования тысячелетия 13) (Берлин, 2007), стр. 13–51. ISBN   3-11-019476-7 .
  • Надгробная речь дяде Платона на .
  • Различные полемические дискурсы, связанные с вопросом поклонения изображениям, в частности Theodori praeposita Studitarum Antirretici adversus Iconomachos , PG 99, 327B-436A и Theodori Studitare. Опровержение и ниспровержение нечестивых стихов Иоанна, Игнатия, Сергия и Стефана, недавний Christomachorum Cf. . избранное в переводе Кэтрин Рот « О святых иконах» (Крествуд, 1981). ISBN   0-913836-76-1
  • Его Завещание , продиктованное его ученику Наукратию в конце его жизни: PG 99, 1813–24. Английский перевод Тимоти Миллера, в книге Дж. Томаса и AC Hero, ред., Документы Византийского монастырского фонда (= Dumbarton Oaks Studies 35) (Вашингтон, 2000), I.67–83. ISBN   0-88402-232-3 ; Доступно онлайн .
  • Проповедь об апостоле Варфоломее , изд. с итальянским переводом Джорджо ди Марии в В. Джустолизи, изд., Tre laudationes bizantine в честь апостола Сан-Бартоломео (Палермо, 2004).

Комментарий к Теодору

[ редактировать ]

Как также упоминал Кирби Пейдж в «Иисусе или христианстве» , [72] Чарльз Лоринг Брейс рассказывает нам в «Геста Кристи» , что только в IX веке Теодор впервые зафиксировал позицию против самого рабства: [73]

Однако от великого Учителя [Иисуса Христа] не прозвучало прямого слова против рабства. Лишь в девятом веке один из его смиренных последователей, святой Феодор Студийский (Константинопольский), осмелился выдвинуть повеление: «Не владей рабом ни для домашней работы, ни для работы в поле, человек создан по образу Божию».

  1. ^ Браун 1933 , с. 76.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 769.
  3. ^ Kazhdan & Talbot 1991–1992 , p. 396.
  4. ^ Kazhdan & Talbot 1991–1992 , p. 399.
  5. Он описан как tamias tōn basilikon phorōn , «распорядитель имперских денег», должность, которая, по-видимому, была эквивалентна basilikos satellarios . Таким образом, он был чрезвычайно высокопоставленным чиновником, имевшим тесные отношения с самим императором. ( Пратч, 1998 , стр. 18–21)
  6. Теодор подчеркивает высокое положение ее родителей, Сергия и Евфимии, погибших во время чумы 747/48 года. ( Пратч, 1998 , стр. 26–27)
  7. ^ Он был зигостатом , и этой позиции его обучил собственный дядя. ( Пратч, 1998 , стр. 27–28)
  8. ^ Pratsch 1998 , стр. 62–63 (включая сноску № 175).
  9. ^ Пратч 1998 , стр. 28–29.
  10. ^ Пратч 1998 , стр. 42–45.
  11. ^ Пратч 1998 , стр. 67–69.
  12. ^ Пратч 1998 , стр. 71–76.
  13. ^ Пратч 1998 , стр. 80–81.
  14. Она была дочерью Анны, сестры Феоктисты. ( Прач 1998 , стр. 53, 83)
  15. ^ Пратч 1998 , стр. 89–90.
  16. ^ Пратч 1998 , стр. 98–101.
  17. ^ Пратч 1998 , стр. 101–102.
  18. ^ Пратч 1998 , стр. 107–110.
  19. ^ Пратч 1998 , стр. 110–113.
  20. ^ Пратч 1998 , с. 118.
  21. ^ Пратч 1998 , стр. 120–122.
  22. ^ Пратч 1998 , с. 125; для стихов Speck 1984 , Jamben , стр. 114–174 (Эпиграммы 3–29).
  23. ^ Пратч 1998 , с. 126.
  24. ^ Пратч 1998 , стр. 128–133.
  25. ^ Pratsch 1998 , стр. 122–123 (с примечаниями).
  26. ^ Пратч 1998 , стр. 135–136.
  27. ^ Пратч 1998 , стр. 139–140.
  28. ^ Пратч 1998 , с. 142.
  29. ^ Пратч 1998 , стр. 144–145.
  30. ^ Пратч 1998 , стр. 147–149.
  31. ^ Пратч 1998 , стр. 151–153.
  32. ^ Пратч 1998 , стр. 153–157.
  33. ^ Пратч 1998 , стр. 159–161.
  34. ^ Пратч 1998 , стр. 162–163.
  35. ^ Пратч 1998 , с. 167.
  36. ^ Пратч 1998 , стр. 170–171.
  37. ^ Пратч 1998 , с. 173.
  38. ^ Пратч 1998 , стр. 175–176.
  39. ^ Пратч 1998 , с. 183.
  40. ^ Пратч 1998 , стр. 189–191.
  41. ^ Пратч 1998 , стр. 192–196.
  42. ^ Пратч 1998 , стр. 196–199.
  43. ^ Пратч 1998 , с. 201.
  44. ^ Pratsch 1998 , стр. 203–204 (с примечанием 8).
  45. ^ Норидж 1991 , стр. 21, 24.
  46. ^ Пратч 1998 , стр. 229–230.
  47. ^ Пратч 1998 , стр. 231–234 и 247.
  48. ^ Пратч 1998 , с. 234.
  49. ^ Пратч 1998 , стр. 242–243.
  50. ^ Пратч 1998 , стр. 245–246.
  51. ^ Пратч 1998 , стр. 235–245.
  52. ^ Пратч 1998 , стр. 245–246 и 252.
  53. ^ Пратч 1998 , стр. 246–247.
  54. ^ Пратч 1998 , стр. 247–251.
  55. ^ Пратч 1998 , стр. 253–254.
  56. ^ Пратч 1998 , стр. 255–258.
  57. ^ Пратч 1998 , стр. 259–261 и 263.
  58. ^ Пратч 1998 , стр. 263–267.
  59. ^ Пратч 1998 , стр. 268–271.
  60. ^ Пратч 1998 , с. 278.
  61. ^ Пратч 1998 , стр. 281–288.
  62. ^ Пратч 1998 , стр. 278–281.
  63. ^ Пратч 1998 , с. 288.
  64. ^ Томас, герой и констебль 2000 , I.68.
  65. ^ Пратч 1998 , стр. 288–291.
  66. ^ Томас, герой и констебль 2000 , стр. 68–69.
  67. ^ Томас, герой и констебль 2000 , I.72 и I.84.
  68. ^ Томас, герой и констебль 2000 , I.85-87.
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пратч 1998 , с. 306.
  70. ^ Speck 1984 , стр. 194 (с примечанием 18), 203.
  71. ^ Пратч 1998 , стр. 311–313.
  72. ^ Страница 1929 .
  73. ^ Брейс 1888 , с. 42.

Исследования

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48b2844803539108d9694d4867279d55__1717113240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/55/48b2844803539108d9694d4867279d55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theodore the Studite - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)