меловой

Халкские ворота ( греч . Χαλκῆ Πύλη были главным парадным входом ( вестибюлем ) в дворец Большой Константинопольский ) в византийский период. Название, означающее «Бронзовые ворота», они получили либо из-за бронзовых порталов, либо из-за позолоченной бронзовой черепицы, использованной в их крыше. [ 1 ] Интерьер был щедро украшен мрамором и мозаикой, а внешний фасад украшен множеством статуй. Самой известной была икона Христа, которая стала главным символом иконопочитания во время византийского иконоборчества часовня, посвященная Христу Халкитам , а в 10 веке рядом с воротами была построена . Сами ворота, судя по всему, были снесены в 13 веке, но часовня сохранилась до начала 19 века.
История
[ редактировать ]Ворота находились в юго-восточном углу Августеона , главной церемониальной площади города, с собором Святой Софии на северной стороне и термами Зевксиппа и константинопольским ипподромом на южной и западной сторонах. [ 2 ]
Первое строение на этом месте было возведено архитектором Этериусом во время правления императора Анастасия I (годы правления 491–518) в честь победы в Исаврийской войне (492–497). [ 3 ] Как и большая часть центра города, это строение сгорело во время беспорядков в Нике в 532 году и впоследствии было восстановлено императором Юстинианом I (годы правления 527–565). [ 4 ] Это здание было подробно описано историком Прокопием в его «De Aedificiis» . [ 5 ] В VII и VIII веках сам Чалке или его владения стали тюрьмой, пока император Василий I (годы правления 867–886) не отремонтировал ее и не превратил в суд. [ 6 ] [ 7 ]
Император Роман I Лакапин (годы правления 920–944) пристроил небольшую часовню, посвященную Христу Халкиту ( Χριστός Χαλκίτης ), которая позже была перестроена в более широком масштабе императором Иоанном I Цимисхием (годы правления 969–976), который наделил ее реликвиями. и сам был похоронен там. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Этой перестройке способствовало то, что его предшественник, император Никифор II Фока (годы правления 963–969), оградил территорию дворца новой стеной уменьшенного обхвата, к которой уже не была прикреплена Халка. [ 7 ] Главная сторожка, лишенная бронзовых ворот императором Исааком II Ангелом во время его первого правления (1185–1195), не упоминается византийскими летописцами после ок. 1200 . [ 7 ] [ 10 ] Однако часовня сохранилась еще долгое время: русские паломники XIV века упоминают ее как практически нетронутую. [ 11 ] а во времена Османской империи руины часовни были известны как Арсланхане и служили зверинцем. [ 12 ] Остатки часовни изображены на рисунках XVIII века, пока она не была окончательно снесена в 1804 году. [ 7 ]
Описание
[ редактировать ]Сохранилось несколько литературных описаний ворот. Прокопий является самым ранним и наиболее известным источником, но сообщения о статуях, украшающих фасад сторожки, также взяты из более позднего Parastaseis syntomoi chronikai . [ 13 ]

Халка Юстиниана представляла собой прямоугольное здание с четырьмя опорами, поддерживающими центральный купол на подвесках , которые, в свою очередь, опирались на четыре цилиндрические арки в типичном византийском стиле. Пирсы на юге и севере были несколько ниже, чем на востоке и западе. [ 14 ] К центральному строению примыкали две камеры меньшего размера с каждой стороны, с юга и севера, каждая из которых снова имела сводчатую крышу. [ 15 ] Связь церкви Христа Халкитской с воротами неясна; Сирил Манго предположил, что он был расположен слева от него, но также было высказано предположение, что на самом деле он был построен на самой сторожке. [ 16 ] Известно, что часовня была расположена на возвышении, а изображения XVIII века указывают на то, что она находится примерно в 100 м к юго-востоку от собора Святой Софии. [ 7 ]
Внутреннее убранство вестибюля описано также Прокопием: стены были украшены плитами разноцветного мрамора, а потолки покрыты мозаикой, на которой были изображены Юстиниан и его жена Феодора в окружении сената , а также победы Велизария в Вандалистская . и готская войны и его триумфальное возвращение с добычей, побежденными королями и королевствами к своему императору [ 17 ]
Внешнее убранство сравнительно неизвестно, но Syntomoi Parastaseis фиксируют существование различных статуй, вероятно, размещенных в нишах над центральным дверным проемом. [ 18 ] В их число входили император Маврикий (годы правления 582–602) с женой и детьми, пара статуй философов, вывезенных из Афин , протягивающих руки навстречу друг другу, [ 19 ] статуи императора Зенона (годы правления 474–491) и императрицы Ариадны , [ 20 ] а также четыре головы горгон из храма Артемиды в Эфесе , которые «окружают Халку со знаком креста над ними». [ 21 ] В том же тексте также отмечается, что статуи императора Максимиана (годы правления 285–305) и весь Дом Феодосия располагались «поблизости», тогда как точное расположение статуи императрицы Пульхерии по отношению к зданию неясно. [ 22 ] Сирил Манго, изучавший проблему скульптур, записанных в Парастасеях , пришел к выводу, что ссылки взяты из текста, написанного ок. 600 г. – во многом потому, что изображения императора Маврикия и его семьи вряд ли пережили их свержение и убийство Фокой в 602 г. [ 23 ]
Икона Христа Халкитская
[ редактировать ]
Над главным входом в Халки стояла икона Христа , так называемого Христа Халкита («Христос Мелки»). [ 7 ] Происхождение иконы неясно: судя по упоминаниям в Парастасиях , она могла существовать ок. 600, но это нельзя сказать с уверенностью. [ 25 ] Его выдающаяся экспозиция у самого входа в императорский дворец сделала его одним из главных религиозных символов города. [ 26 ] Следовательно, ее удаление в 726 или 730 году императором Львом III Исаврийцем (годы правления 717–741) было одновременно крупным политическим заявлением и искрой жестоких беспорядков в городе, а также положило начало официальному запрету икон. в Империи. [ 27 ] Икона была впервые восстановлена императрицей Ириной ок. 787 г., пока он снова не был снят Львом V Армянином (годы правления 813–820) и заменен простым крестом. После окончательного восстановления иконопочитания в 843 году его заменила мозаичная икона знаменитого монаха -иконопочитателя и художника Лазаря . [ 27 ] [ 28 ]
Точный внешний вид иконы неясен: хотя раннее изображение интерпретируется как бюст типа Христа Вседержителя , поздневизантийские упоминания, такие как монеты Иоанна III Ватаца (годы правления 1221–1254) и мозаика Деисуса в Хоре Церковь , используйте этот термин для изображения стоящего Христа на пьедестале. [ 29 ] [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Kazhdan (1991), p. 405
- ^ Kazhdan (1991), p. 232
- ^ PLRE II, «Этериус 2», с. 19
- ^ Kazhdan (1991), pp. 405–406
- ^ Прокопий, De Aedificiis I.10.11–20
- ^ Манго (1958), с. 34
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Kazhdan (1991), p. 406
- ^ Fetus (1968), стр. 529–530
- ^ Манго (1958), с. 149
- ^ Манго (1958), стр. 34–35
- ^ Мажеска (1984), стр. 241–242
- ^ Манго (1958), стр. 149–169
- ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 48–51.
- ^ Прокопий, De Aedificiis , I.10.12–14.
- ^ Прокопий, De Aedificiis , I.10.13–14.
- ^ Манго (1958), с. 154
- ^ Прокопий, De Aedificiis , I.10.16–18.
- ^ Манго (1958), стр. 99–104
- ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 63
- ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 95
- ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 121, 159.
- ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 159, 207–208.
- ^ Манго (1958), с. 102
- ^ Кормак (2000), стр. 32, 91.
- ^ Манго (1958), стр. 103, 108–112
- ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 175
- ^ Jump up to: а б Kazhdan (1991), pp. 406, 440
- ^ Кормак (2000), с. 114
- ^ Kazhdan (1991), p. 440
- ^ Манго (1958), стр. 135–142
Источники
[ редактировать ]- Кэмерон, Аверил; Херрин, Джудит (1984). Константинополь в начале восьмого века: Parastaseis syntomoi chronikai (введение, перевод и комментарий) . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-07010-3 .
- Кормак, Робин (2000). Византийское искусство . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-284211-4 .
- Джанин, Раймонд (1964). Византийский Константинополь. Градостроительный и топографический справочник (на французском языке). Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Мажеска, Джордж П. (1984). Русские путешественники в Константинополь в четырнадцатом и пятнадцатом веках . Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-101-8 .
- Манго, Кирилл (1959). Медный дом; Этюд вестибюля императорского дворца Константинополя . Копенгаген.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]41 ° 0'21 ″ с.ш. 28 ° 58'38 ″ в.д. / 41,00583 ° с.ш. 28,97722 ° в.д.