Jump to content

меловой

Координаты : 41 ° 0'21 ″ с.ш. 28 ° 58'38 ″ в.д.  /  41,00583 ° с.ш. 28,97722 ° в.д.  / 41,00583; 28.97722
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Карта церемониального и административного центра Константинополя с изображением Меловых ворот в правом центре.

Халкские ворота ( греч . Χαλκῆ Πύλη были главным парадным входом ( вестибюлем ) в дворец Большой Константинопольский ) в византийский период. Название, означающее «Бронзовые ворота», они получили либо из-за бронзовых порталов, либо из-за позолоченной бронзовой черепицы, использованной в их крыше. [ 1 ] Интерьер был щедро украшен мрамором и мозаикой, а внешний фасад украшен множеством статуй. Самой известной была икона Христа, которая стала главным символом иконопочитания во время византийского иконоборчества часовня, посвященная Христу Халкитам , а в 10 веке рядом с воротами была построена . Сами ворота, судя по всему, были снесены в 13 веке, но часовня сохранилась до начала 19 века.

Ворота находились в юго-восточном углу Августеона , главной церемониальной площади города, с собором Святой Софии на северной стороне и термами Зевксиппа и константинопольским ипподромом на южной и западной сторонах. [ 2 ]

Первое строение на этом месте было возведено архитектором Этериусом во время правления императора Анастасия I (годы правления 491–518) в честь победы в Исаврийской войне (492–497). [ 3 ] Как и большая часть центра города, это строение сгорело во время беспорядков в Нике в 532 году и впоследствии было восстановлено императором Юстинианом I (годы правления 527–565). [ 4 ] Это здание было подробно описано историком Прокопием в его «De Aedificiis» . [ 5 ] В VII и VIII веках сам Чалке или его владения стали тюрьмой, пока император Василий I (годы правления 867–886) не отремонтировал ее и не превратил в суд. [ 6 ] [ 7 ]

Император Роман I Лакапин (годы правления 920–944) пристроил небольшую часовню, посвященную Христу Халкиту ( Χριστός Χαλκίτης ), которая позже была перестроена в более широком масштабе императором Иоанном I Цимисхием (годы правления 969–976), который наделил ее реликвиями. и сам был похоронен там. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Этой перестройке способствовало то, что его предшественник, император Никифор II Фока (годы правления 963–969), оградил территорию дворца новой стеной уменьшенного обхвата, к которой уже не была прикреплена Халка. [ 7 ] Главная сторожка, лишенная бронзовых ворот императором Исааком II Ангелом во время его первого правления (1185–1195), не упоминается византийскими летописцами после ок. 1200 . [ 7 ] [ 10 ] Однако часовня сохранилась еще долгое время: русские паломники XIV века упоминают ее как практически нетронутую. [ 11 ] а во времена Османской империи руины часовни были известны как Арсланхане и служили зверинцем. [ 12 ] Остатки часовни изображены на рисунках XVIII века, пока она не была окончательно снесена в 1804 году. [ 7 ]

Описание

[ редактировать ]

Сохранилось несколько литературных описаний ворот. Прокопий является самым ранним и наиболее известным источником, но сообщения о статуях, украшающих фасад сторожки, также взяты из более позднего Parastaseis syntomoi chronikai . [ 13 ]

Просветление Константинопольского ипподрома, выполненное османским миниатюристом Матракчи Насухом в 1536 году. Церковь Христа Кальцита, известная в этот период как Арслан Хане, представляет собой большое красно-оранжевое сводчатое здание с террасой слева от цветущего луга ( месте старого Ипподрома) и справа от Софийского собора.

Халка Юстиниана представляла собой прямоугольное здание с четырьмя опорами, поддерживающими центральный купол на подвесках , которые, в свою очередь, опирались на четыре цилиндрические арки в типичном византийском стиле. Пирсы на юге и севере были несколько ниже, чем на востоке и западе. [ 14 ] К центральному строению примыкали две камеры меньшего размера с каждой стороны, с юга и севера, каждая из которых снова имела сводчатую крышу. [ 15 ] Связь церкви Христа Халкитской с воротами неясна; Сирил Манго предположил, что он был расположен слева от него, но также было высказано предположение, что на самом деле он был построен на самой сторожке. [ 16 ] Известно, что часовня была расположена на возвышении, а изображения XVIII века указывают на то, что она находится примерно в 100 м к юго-востоку от собора Святой Софии. [ 7 ]

Внутреннее убранство вестибюля описано также Прокопием: стены были украшены плитами разноцветного мрамора, а потолки покрыты мозаикой, на которой были изображены Юстиниан и его жена Феодора в окружении сената , а также победы Велизария в Вандалистская . и готская войны и его триумфальное возвращение с добычей, побежденными королями и королевствами к своему императору [ 17 ]

Внешнее убранство сравнительно неизвестно, но Syntomoi Parastaseis фиксируют существование различных статуй, вероятно, размещенных в нишах над центральным дверным проемом. [ 18 ] В их число входили император Маврикий (годы правления 582–602) с женой и детьми, пара статуй философов, вывезенных из Афин , протягивающих руки навстречу друг другу, [ 19 ] статуи императора Зенона (годы правления 474–491) и императрицы Ариадны , [ 20 ] а также четыре головы горгон из храма Артемиды в Эфесе , которые «окружают Халку со знаком креста над ними». [ 21 ] В том же тексте также отмечается, что статуи императора Максимиана (годы правления 285–305) и весь Дом Феодосия располагались «поблизости», тогда как точное расположение статуи императрицы Пульхерии по отношению к зданию неясно. [ 22 ] Сирил Манго, изучавший проблему скульптур, записанных в Парастасеях , пришел к выводу, что ссылки взяты из текста, написанного ок. 600 г. – во многом потому, что изображения императора Маврикия и его семьи вряд ли пережили их свержение и убийство Фокой в ​​602 г. [ 23 ]

Икона Христа Халкитская

[ редактировать ]
Икона, посвященная « Торжеству Православия » и восстановлению иконопочитания в 843 году. Святая Феодосия , иконопочитательница , в нижнем ряду изображена первой слева, несущая икону Христа Халкита . [ 24 ]

Над главным входом в Халки стояла икона Христа , так называемого Христа Халкита («Христос Мелки»). [ 7 ] Происхождение иконы неясно: судя по упоминаниям в Парастасиях , она могла существовать ок. 600, но это нельзя сказать с уверенностью. [ 25 ] Его выдающаяся экспозиция у самого входа в императорский дворец сделала его одним из главных религиозных символов города. [ 26 ] Следовательно, ее удаление в 726 или 730 году императором Львом III Исаврийцем (годы правления 717–741) было одновременно крупным политическим заявлением и искрой жестоких беспорядков в городе, а также положило начало официальному запрету икон. в Империи. [ 27 ] Икона была впервые восстановлена ​​императрицей Ириной ок. 787 г., пока он снова не был снят Львом V Армянином (годы правления 813–820) и заменен простым крестом. После окончательного восстановления иконопочитания в 843 году его заменила мозаичная икона знаменитого монаха -иконопочитателя и художника Лазаря . [ 27 ] [ 28 ]

Точный внешний вид иконы неясен: хотя раннее изображение интерпретируется как бюст типа Христа Вседержителя , поздневизантийские упоминания, такие как монеты Иоанна III Ватаца (годы правления 1221–1254) и мозаика Деисуса в Хоре Церковь , используйте этот термин для изображения стоящего Христа на пьедестале. [ 29 ] [ 30 ]

  1. ^ Kazhdan (1991), p. 405
  2. ^ Kazhdan (1991), p. 232
  3. ^ PLRE II, «Этериус 2», с. 19
  4. ^ Kazhdan (1991), pp. 405–406
  5. ^ Прокопий, De Aedificiis I.10.11–20
  6. ^ Манго (1958), с. 34
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Kazhdan (1991), p. 406
  8. ^ Fetus (1968), стр. 529–530
  9. ^ Манго (1958), с. 149
  10. ^ Манго (1958), стр. 34–35
  11. ^ Мажеска (1984), стр. 241–242
  12. ^ Манго (1958), стр. 149–169
  13. ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 48–51.
  14. ^ Прокопий, De Aedificiis , I.10.12–14.
  15. ^ Прокопий, De Aedificiis , I.10.13–14.
  16. ^ Манго (1958), с. 154
  17. ^ Прокопий, De Aedificiis , I.10.16–18.
  18. ^ Манго (1958), стр. 99–104
  19. ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 63
  20. ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 95
  21. ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 121, 159.
  22. ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 159, 207–208.
  23. ^ Манго (1958), с. 102
  24. ^ Кормак (2000), стр. 32, 91.
  25. ^ Манго (1958), стр. 103, 108–112
  26. ^ Кэмерон и Херрин (1984), стр. 175
  27. ^ Jump up to: а б Kazhdan (1991), pp. 406, 440
  28. ^ Кормак (2000), с. 114
  29. ^ Kazhdan (1991), p. 440
  30. ^ Манго (1958), стр. 135–142

Источники

[ редактировать ]
  • Кэмерон, Аверил; Херрин, Джудит (1984). Константинополь в начале восьмого века: Parastaseis syntomoi chronikai (введение, перевод и комментарий) . Архив Брилла. ISBN  978-90-04-07010-3 .
  • Кормак, Робин (2000). Византийское искусство . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-284211-4 .
  • Джанин, Раймонд (1964). Византийский Константинополь. Градостроительный и топографический справочник (на французском языке). Париж. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-504652-6 .
  • Мажеска, Джордж П. (1984). Русские путешественники в Константинополь в четырнадцатом и пятнадцатом веках . Думбартон-Оукс. ISBN  978-0-88402-101-8 .
  • Манго, Кирилл (1959). Медный дом; Этюд вестибюля императорского дворца Константинополя . Копенгаген. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]

41 ° 0'21 ″ с.ш. 28 ° 58'38 ″ в.д.  /  41,00583 ° с.ш. 28,97722 ° в.д.  / 41,00583; 28.97722

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd008b0649b81a97b47e0ab4b17d0f8b__1721629920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/8b/fd008b0649b81a97b47e0ab4b17d0f8b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chalke - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)