Змеиная колонна
Змеиная колонна | |
---|---|
![]() Змеиная колонна в Стамбуле | |
Расположение | ипподром Константинопольский ) (ныне площадь Султанахмет , Стамбул, Турция |
( Змеиная колонна древнегреческий : Τρικάρηνος Ὄφις Τrikarenos Οphis «Трехглавый змей»; [ 1 ] Турецкий : Yılanlı Sütun «Змеиная колонна»), также известная как Змеиная колонна , Платейский треножник или Дельфийский штатив , представляет собой древнюю бронзовую колонну на Константинопольском ипподроме (известном как Атмейданы «Конская площадь» в османский период) на территории, которая сейчас находится на территории Константинополя. Стамбул , Турция . Он является частью древнегреческого жертвенного треножника , первоначально находившегося в Дельфах и перенесенного в Константинополь Константином Персидскую Великим в 324 году. Он был построен в память о греках, которые сражались и победили империю в битве при Платеях (479 г. до н. э.). Змеиные головы колонны высотой 8 метров (26 футов) оставались нетронутыми до конца 17 века (одна выставлена в близлежащем археологическом музее Стамбула ). [ 2 ]
История
[ редактировать ]

Змеиная колонна имеет одну из самых длинных литературных историй среди всех сохранившихся объектов греческой и римской древности. Вместе с оригинальным золотым треножником и котлом (оба давно отсутствующими) он представлял собой трофей или напоминание о военной победе, посвященный Аполлону в Дельфах . Это подношение было сделано весной 478 г. до н. э., через несколько месяцев после поражения персидской армии в битве при Платеях (август 479 г. до н. э.) греческими городами-государствами, объединившимися против персидского вторжения в материковую Грецию , во время Греко- Персидские войны . Среди писателей, ссылающихся на Колонну в античной литературе, — Геродот , Фукидид , псевдо- Демосфен , Диодор Сицилийский , Павсаний- путешественник, Корнелий Непот и Плутарх . Перенос колонны императором Константином в его новую столицу, Константинополь , описан Эдвардом Гиббоном , ссылаясь на свидетельства византийских историков Зосимы , Евсевия , Сократа и Созомена .
Битва при Платеях
[ редактировать ]
Когда персы вторглись в Грецию под предводительством Ксеркса в 480 г. до н.э., они первоначально одержали победу в битве при Фермопилах и битве при Артемисии в августе. В сентябре греки разгромили персидский флот в битве при Саламине . сухопутный отряд После Саламина Ксеркс отступил из Греции, но оставил во Фракии под командованием генерала Мардония . Он вернул Афины весной 479 г. до н. э., и война продолжилась. приближаются спартанские войска Узнав, что с Пелопоннеса , Мардоний снова поджег Афины и отвел свои войска на стратегическую позицию в Беотии , к северу от реки Асоп . Греки под предводительством Павсания , регента Спарты, [ а ] выстроились на возвышенности и заняли оборонительную позицию к югу от реки Асоп и над равниной Платеи. После нескольких дней перестрелок и смены позиции греческой стороны Мардоний начал полномасштабную атаку. Результатом сложного сражения стала полная победа спартанцев под предводительством Павсания. Мардоний был убит, и персы в замешательстве бежали под предводительством Артабаза , заместителя перса.
Победы греков при Платеях и одновременная морская битва при Микале положили конец вторжению в Грецию. Персидская империя никогда больше не нападет на материковую Грецию. После этих побед Афины утвердились во главе Делосского союза , достигнув своего расцвета под руководством Перикла .
Преданность
[ редактировать ]Описав победу греков при Платеях в 479 г. до н.э., Геродот рассказывает о сборе богатой добычи илотами ( спартанским низшим классом), принимавшими участие в битве, а затем описывает решение греческих городов посвятить подношение Аполлону в Дельфах: [ 1 ] [ 3 ]
Собрав всю добычу, они выделили десятину дельфийскому богу. Из него был сделан и посвящен треножник, который опирается на бронзового трехглавого змея, ближайшего к алтарю.
- Геродота Истории 9.81.1
Бронзовая колонна, состоящая из трёх переплетённых змей. [ 1 ] был призван увековечить память 31 греческого города-государства, участвовавшего в битве. Колонну венчал золотой треножник, сделанный персидским оружием, а весь памятник был посвящен богу Аполлону и поставлен рядом с алтарем Аполлона в Дельфах.
В той же главе Геродот сообщает, что были также посвящены Зевсу в Олимпии и Посейдону на перешейке . Показательно, что приоритет был отдан Аполлону в Дельфах , несмотря на двусмысленность в ответах Дельфийского оракула об исходе вторжения и подозрения, что Дельфы симпатизировали персам.
Надпись Павсания
[ редактировать ]Павсаний, полный высокомерия по поводу своей победы при Платеях и последующей легкости, с которой он наказал фиванских вождей за их поддержку персов, приказал освятить колонну, приписав победу только себе. Позже выяснилось, что он вел переговоры с персами и илотами Спарты, чтобы организовать восстание, и объявил себя тираном . Хотя его предательство поначалу не поверили в Спарте, в конце концов оно было подтверждено эфорами Спарты через его личного раба, и он был убит. Фукидид описывает [ 4 ] спартанские подозрения, что Павсаний собирался совершить измену и перейти на сторону персов, сославшись в качестве доказательства на дело Змеиной колонны. Павсаний дал и другие причины для подозрений в своем пренебрежении законами, восхищении персами и недовольстве статус-кво. Рассмотрев остальное его поведение, спартанцы вспомнили, что, когда впервые был установлен треножник в Дельфах, Павсаний счел целесообразным по собственному желанию выгравировать на нем диптих с надписью:
- «Павсаний, главнокомандующий греков,
- когда он уничтожил армию Мидян,
- посвятил этот памятник Фебу (Аполлону)».
Лакедемоняне тотчас же сняли диптих с треножника и выгравировали названия городов, объединившихся против персов и установивших жертвоприношение.
Псевдо- Демосфен [ 5 ] дает совершенно иное описание хода событий. В речи «Против Неаиры» оратор вспоминает поведение Павсания после поражения персов в битве при Платеях из-за Змеиной колонны: «Павсаний, царь лакедемонян, приказал начертать на треножнике у Дельфы, [которые греки, сражавшиеся как союзники в битве при Платеях и в морском сражении при Саламине, вместе сделали из добычи, взятой у варваров, и установили в честь Аполлона как памятник своей храбрости], следующим образом: «Павсаний, главнокомандующий греков, когда он уничтожил войско мидян, посвятил этот памятник Фебу (Аполлону)», как будто работа и приношение были принадлежать ему одному, а не союзникам вместе греки пришли в ярость, и платейцы добились разрешения подать от имени союзников иск против лакедемонян на 1000 талантов на Амфиктионическом совете; [ б ] и они заставили лакедемонян стереть надпись и написать названия тех городов, которые участвовали в этом деле».
Далее оратор Пелопоннесской утверждает, что это действие разозлило лакедемонян и послужило 50 лет спустя сильным мотивом, повлиявшим на ночное нападение фиванцев на Платеи в 431 г. до н.э., которое было первым действием в войне , описанным во 2-й книге Фукидида.
Диодор Сицилийский , писавший в I веке до нашей эры, говорит, что двустишие, сочиненное поэтом Симонидом , заменило надменное личное посвящение Павсания: [ 6 ] [ сомнительно – обсудить ]
Спасители Греции в целом посвятили это:
избавив города от жалкого рабства.
Классическая и римская история
[ редактировать ]Во втором веке нашей эры Павсаний заметил памятник в Дельфах: писатель-путешественник [ 7 ] «Греки вместе из добычи, взятой в битве при Платеях, посвятили золотой треножник, поставленный на бронзового змея. Бронзовая часть подношения сохранилась там даже в мое время, но фокейские вожди не оставили золота в место таким же образом». Фокейский Филиппом II полководец Филомел забрал сокровища в 354 г. до н.э. для оплаты наемников во время Третьей Священной войны , акта крайнего кощунства, повлекшего за собой изгнание фокейцев из Амфиктионического союза Македонским и навязывание им штрафа в 400 талантов. [ 3 ]
Даже во время визита Павсания Священный путь, ведущий к храму Аполлона , был с обеих сторон окружен памятниками, статуями и сокровищницами, посвященными важным событиям греческой истории. «Ближе всего к жертвеннику», как говорит Геродот , была Змеиная колонна, основание которой было найдено, как и основание жертвенника, освященного хианцами. [ 8 ] Над ними возвышалась огромная бронзовая статуя Аполлона, а на архитраве храма — щиты в память о победе греков над галлами . Павсаний также упоминает [ 9 ] подношение Зевсу в Олимпии [абзац выше] и перечислил выгравированные на нем названия городов.
Византийская история
[ редактировать ]Константин Великий перенес Змеиную колонну в Константинополь, чтобы украсить позвоночник (центральную линию) Константинопольского ипподрома , где она стоит до сих пор.
По словам У. Хоу и Дж. Уэллса, он был преобразован в фонтан с тремя устьями более поздним императором, а начиная с 1422 года его видели и описывали путешественники. [ нужна ссылка ]
На многих османских миниатюрах видно, что змеиные головы оставались нетронутыми в первые десятилетия после турецкого завоевания города. [ 10 ]
Османский период
[ редактировать ]

![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2021 г. ) |
Ахмед Бикан из Галлиполи дал краткое описание Колонны в своем труде «Дурр-и Мекнун» , написанном примерно во время падения Константинополя . Он утверждает, что это полая бронза с переплетенными трехглавыми змеями, талисман горожан от змеиных укусов. [ 11 ]
Между пятьдесят и сто лет спустя после турецкого завоевания Константинополя челюсть одной из трех змеиных голов была задокументирована как пропавшая. Принятая версия гласит, что Мехмед II разрушил его, войдя в город с триумфом как его завоеватель. [ 12 ] Эдвард Гиббон излагает версию этого события:
Завоеватель с удовлетворением и удивлением смотрел на странный, хотя и великолепный вид куполов и дворцов, столь непохожий на стиль восточной архитектуры. На ипподроме его взгляд привлекла извилистая колонна трех змей, и, проверяя свои силы, он раздробил железной булавой или боевым топором нижнюю челюсть одного из этих чудовищ, что, по мнению Турки были идолами или талисманами города. [ 13 ]
Другие османские писатели приписывали потерянную челюсть Селиму II , Сулейману II или Мураду IV , которые, как говорят, отрубили челюсть, чтобы показать свою силу. [ 14 ]
Колонна довольно подробно описана вместе с диссертацией о ее истории Петром Гиллием , посетившим Константинополь в 1550 году. Никаких упоминаний о каких-либо повреждениях колонны нет. [ 15 ] Затем колонна описана Пьетро Делла Валле , посетившим Константинополь в 1614 году. И снова нет упоминания о повреждениях, но он сообщает фольклорный рассказ о колонне как о талисмане. [ 16 ]
Позже, в конце 17 века, все три змеиные головы были уничтожены. Силахдар Финдиклили Мехмед Ага рассказывает в «Нусретнаме» («Книге побед»), что в ночь на 20 октября 1700 года головы просто отвалились. [ 17 ] Верхняя челюсть одной из голов выставлена в Стамбульском археологическом музее .
Раскопки
[ редактировать ]

Маркус Н. Тод говорит, что уровень земли был поднят в 1630 году, и часть памятника с надписью затем была спрятана. Основание колонны было раскопано в 1855 году под руководством Чарльза Томаса Ньютона . Пятнадцать витков змей были спрятаны, и была обнаружена надпись, начинающаяся с 13-го витка и заканчивающаяся 3-м. Он был расшифрован К. Фриком в 1856 году, Эрнстом Фабрициусом в 1886 году и другими с тех пор.
На 13-м витке лаконичная надпись:
«Те, кто вел войну», следовали на катушках с 12 по 3 с названиями 31 города-государства. Сюда входят восемь городов, не названных в книге Геродота 9.28, присутствовавших в битве при Платеях, и исключаются Пале в Кефалонии , которую Геродот действительно включил. В вышеупомянутом абзаце Павсаний перечисляет имена на подношении Зевсу в Олимпии, за исключением четырех городов, вписанных в Змеиную колонну. Возможно, это простая оплошность переписчика. Хотя города, вписанные в колонну, исключают другие города, упомянутые Геродотом как участвовавшие в войне, очевидно, что мемориал относится к Великой персидской войне в целом, а не только к битве при Платеях. Катушки 12 и 13 имеют рубцы и вмятины от сабельных порезов, из-за чего надписи трудно расшифровать. Посвящение, которое, по словам Диодора, было составлено Симонидом, не найдено. Одна из змеиных голов сохранилась в Музее древностей в Стамбуле . У этой головы отсутствует нижняя челюсть, что соответствует истории о том, как Мехмет II отрубил ее.
В 2015 году бронзовая литая копия змеиной колонны была изготовлена и установлена на археологических раскопках в Дельфах .
Надпись
[ редактировать ]На витках колонны была написана надпись, в которой упоминались греческие города-государства, участвовавшие в войне. Они более или менее упорядочены в зависимости от количества солдат и/или денег, которые они внесли в отряд, собравшийся в Платеях.
Катушка | Состояние | Количество мужчин |
---|---|---|
Двенадцатая катушка | лакедемоняне | 10,000 |
афиняне | 8,000 | |
Коринфянам | 5,000 | |
Одиннадцатая катушка | Противоположный | 1,500 |
сикионцы | 3,000 | |
вождение | 500 | |
Десятая катушка | Мегарцы | 3,000 |
Эпидавры | 700 | |
Орхоменцы | 600 | |
Девятая катушка | Флиазианы | 1,000 |
Трезенцы | 1,000 | |
гермионианцы | 300 | |
Восьмая катушка | Тиринфяне | 200? |
платейцы | 600 | |
Театралы | 1,800 | |
Седьмая катушка | микенцы | 200? |
Цеанс | - | |
Мелийцы | - | |
Тенианцы | - | |
Шестая катушка | Наксианцы | - |
Эретрианцы | 300? | |
халкидийцы | 400 | |
Пятая катушка | Штирийцы | 300? |
Элеанс | - | |
Потидейцы | 300 | |
Четвертая катушка | левкадцы | 400? |
Анакторианцы | 400? | |
кифиняне | - | |
сифнийцы | - | |
Третья катушка | Амбрасиоты | 500 |
Лепреаны | 200 |
Геродот добавляет стирейцев, мантинеев, кротониатов, кефалонян, лемниан и серифян.
См. также
[ редактировать ]- Делосская лига
- Ионическое восстание
- Железный столб Дели
- Список публичного искусства в Стамбуле
- Нехуштан
- Павсаний (генерал)
- Перикл
- Змея (символика)
- Ксеркс I Персидский
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Trikarinos ὄofis ὁ ἕλκεος , т.е. «бронзовый трехглавый змей»? видеть Геродот (1920). «9.81.1» . Истории . с английским переводом А.Д. Годли. Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
См. также τρικάρηνος , ὄφις . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .и когда они собрали деньги и десятину, они вышли к богу в Дельфах, от которого золотой трехглавый змей был помещен на трехглавого медного змея, покоившегося на кресте жертвенника...
Собрав всю добычу, они выделили десятину дельфийскому богу. Из него был сделан и посвящен треножник, который опирается на бронзового трехглавого змея, ближайшего к алтарю... - ^ Официальный сайт губернатора Стамбула — Змеиная колонна . веб-страница. Архивировано 2 августа 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Издание Общества фолио «История упадка и разрушения Римской империи» 1984 и 1990 годов.
- ^ Перевод Фукидида, Книга 1.132.
- ^ Перевод с псевдо-Демосфена, «Против Неайры» 97 [Аполлодор?].
- ↑ Перевод Диодора Сицилийского, книга 11.33.2.
- ↑ Перевод Павсания, «Описание греков», книга 10.13.9.
- ^ Комментарий к Геродоту, How & Wells, Oxford в Clarendon Press, впервые опубликован в 1912 году.
- ^ Подборки греческих исторических надписей, Маркус Н. Тод, Оксфорд в Clarendon Press, 1933.
- ^ Мавровитис, Джейсон К. (2000). « Атмейдан, или Ипподром в Константинополе » – веб-страница
- ^ Лабан Каптейн (ред.), Ахмед Бикан, Dürr-i meknûn , стр. 186 и § 7.110). Аш 2007. ISBN 978-90-902140-8-5
- ^ Менаж 1964 , стр. 169–70.
- ^ Гиббон, соч. цит. , Глава 68
- ^ Рольф Стротман. «Змеиная колонна: устойчивое значение языческой реликвии в христианском и исламском Константинополе». Утрехтский университет. п. 440.
- ^ Гиллий 1729 , стр. 111–112.
- ^ делла Валле 1843 , стр. 30–31.
- ^ Менаж 1964 , стр. 172–73.
Источники
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Геродот (1920). Истории . с английским переводом А.Д. Годли. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. В проекте «Персей» Университета Тафтса .
- Диодор Сицилийский (1967). Библиотека . в двенадцати томах с английским переводом CH Oldfather. Кембридж, Массачусетс; Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) В проекте «Персей» Университета Тафтса.
Современные источники
[ редактировать ]- Гиллиус, П. (1729). Древности Константинополя: с описанием его положения, удобств его порта, его общественных зданий, статуй, скульптур, архитектуры и других диковинок этого города: с сокращениями, объясняющими главные из них: в четырех книгах . Лондон.
- делла Валле, П. (1843). Путешествия Пьетро делла Валле, паломника: описанные им самим в письмах, знакомых его ученому другу Марио Скипано, разделенные на три части, а именно: Тручия, Персия и Индия, с жизнью автора . Брайтон: Г. Гансия.
- Менаж, В.Л. (1964). «Змеиная колонна в османских источниках». Анатолийские исследования . 14 . Анатолийские исследования, Том. 14: 169–73. дои : 10.2307/3642472 . JSTOR 3642472 . S2CID 191577344 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Том 4 Кембриджской древней истории
- Г.Б. Гранди, Великая персидская война [библиотека Конгресса США, номер каталожной карточки: 71-84875]
- «Разбитые кусочки Византии» (1891 г.), К. Г. Кертис и Мэри А. Уокер, Часть II, как упоминается в «Разбитых кусочках Византии» Дж. Фрили, Стамбул 1, Миф о современности, Избранные темы, стр. 23-24.
- Уильям Кастис Уэст, Греческие общественные памятники персидских войн , глава III: Всегреческие памятники персидских войн в целом. Архивировано 19 августа 2014 г. в Wayback Machine , вып. 25: Позолоченный треножник, поддерживаемый колонной из трех переплетенных змей, посвященный в Дельфах.
- Томас Ф. Мэдден, Змеиная колонна в Дельфах в Константинополе: размещение, цели и повреждения , Византийские и новогреческие исследования 16 (1992), стр. 111–45 .
- Змеиная колонна и завет Платайи у Бенджамина Дина Меритта , HT Уэйд-Гери , Малкольма Фрэнсиса МакГрегора, Списки афинской дани , том. III, Американская школа классических исследований в Афинах, Принстоне, Нью-Джерси, 1950, стр. 95–105 .
- Пол Стивенсон, Змеиная колонна: культурная биография , Oxford University Press, 2016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Британская онлайн-энциклопедия - Древнегреческая цивилизация - Персидские войны
- Византия 1200 | штатива Delphi Компьютерная реконструкция
- И.М.Варвициотис, «Забытая трехголовая змея». Архивировано 26 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- «Эпиграфические источники ранней греческой письменности». Архивировано 18 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- Атмейдан, или Ипподром – в Константинополе.
- Реконструкция треножника Платеи.
- Фокийский сценарий: Змеиная колонна. Архивировано 18 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- [1]
41 ° 00'20,33 "с.ш. 28 ° 58'30,43" в.д. / 41,0056472 ° с.ш. 28,9751194 ° в.д.