Ахмед Биджан Языджиоглу
Ахмед Биджан Языджиоглу (? – ок. 1466) был османским писателем, наиболее известным благодаря космографии Дюрр-и Мекнун , авторство которой обычно приписывают ему.
Биография
[ редактировать ]О жизни Языджиоглу мало что известно. Его самая ранняя биография была написана Мустафой Али . Языджиоглу происходил из литературной семьи. Его отец Салих Языджи , который переехал в Гелиболу ( Галлиполи ) до рождения Ахмеда, и старший брат Ахмеда Мехмед Языджиоглу были писателями до него и оба до сих пор хорошо известны.
Ахмед Биджан Языджиоглу и его брат были учениками Хаджи Байрам-и Вели, основавшего орден Байрамийе . Они считали своим дервишским долгом распространять знания среди простого народа. Для этого они писали на языке своего народа, турецком . Ахмед Биджан (Языджиоглу просто означает «писец» ) переводил и компилировал литературу, используя оригинальные произведения с доминирующего в то время научного языка арабского языка. Этот религиозный акт перевода сохранил важные произведения для последующих поколений и позволил ему стать одним из самых важных деятелей османской культуры. Помимо переводов, он также написал несколько собственных оригинальных произведений. Знаменитая легенда об основании Стамбула восходит к его «Дюрр-и Мекнун» .
Языджиоглу был очень продуктивным писателем и переписал ряд популярных религиозных и энциклопедических произведений. Его самые известные книги сегодня — религиозные труды «Энварул Ашикин» и «Дурр-и Мекнун» . Вероятно, он смог выполнить эти работы благодаря своему религиозному образу жизни. Его прозвище «Бикан», что означает «безжизненный », относится к его аскетичному дервишскому образу жизни. Он был сторонником религиозного поста и сна.
Дюрр -и Мекнун приближается к миру от Творения согласно космографической традиции. За подробностями о небесных светилах следуют рассказы о древних народах, пророчествах и божественных наказаниях, беседы о камнях, изображениях, лекарственных растениях, мифических существах, далеких странах, морях и островах с их причудливыми обитателями, такими как киноцефалы . Автор завершает главу об ужасах, которые ждут нас в конце света , включая исламского антихриста : Даджаля .
Работает
[ редактировать ]- Envârü'l Âşıkîn (неразборчиво: часто указывается 1451, иногда 1446, 1449 и т. д.)
- Дюрр-и Мекнун (год написания неизвестен и вызывает много споров)
- Акаибул Махлукат (Чудеса творения, 1453 г.)
- Китабу 'л-мюнтеха аль-мустеха ала 'л-фусус (1465 г.),
- Бостаню л-хакаик (1466 г.)
- Джевахирнаме
- Равху 'л-ерва
Дюрр-и Мекнун
[ редактировать ]Примечательным отрывком из «Дюрр-и Мекнун» является гнев Языджиоглу, направленный против поклонения османам оленям и весне, языческого культа внутри империи. Еще один важный отрывок в этой книге — рассказ о Кенане (Кенане), одном из сыновей Нуха ( Ноя ). Кенан отказывается присоединиться к своему отцу в Ковчеге и надеется пережить Великий Потоп с помощью своего рода водолазного колокола , который он изобретает сам. Бог наказывает его за непослушание сверхъестественной инфекцией мочевого пузыря , и Кен'ан тонет в моче внутри своего собственного изобретения.
Легенда об основании Константинополя
[ редактировать ]Версия легенды об основании города, известная османам и туркам, была придумана Ахмедом Бицаном. Согласно этой легенде, Янко бин Мадьян (имя возникло из-за неправильного написания или неправильного прочтения в османско-турецком написании слова « никомидиан ») решил построить город на «клинообразном» участке земли, зажатом треугольником между двумя морское оружие. Чтобы быть уверенным, что строительные работы начнутся при благоприятном созвездии, его астрономы разработали систему шестов с прикрепленными к ним колоколами и шнурами, чтобы заставить армию землекопов, каменщиков и т. д. работать одновременно и в нужное время. Однако змея, схваченная местным аистом, обвилась вокруг шеи птицы, заставив ее упасть с неба на один из колоколов, тем самым обрушив все предприятие на самый зловещий из часов, на планете Марс . Будущее города неизбежно было наполнено землетрясениями, войнами и эпидемиями. [ 1 ]
Эта легенда, отчасти являвшаяся искусной переработкой уже существующих элементов византийских сказаний и мусульманских взглядов на Константинополь, простирающихся от имперских до апокалиптических, глубоко повлияла на османские настроения (многие считали город изначально чуждым) и литературу на эту тему. [ 2 ]
Могилы в Гелиболу Ахмеда и Мехмеда являются туристическими достопримечательностями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лабан Каптейн (ред.), Ахмед Бикан, Dürr-i meknûn , стр. 183ff и § 7.104–7.119; 8.45–8.49. Аш 2007. ISBN 978-90-902140-8-5
- ^ См. Стефан Ерасимос, Легенда об Империи. Основание Константинополя и Святой Софии в турецких традициях. Париж 1990. ISBN 2-7200-1073-1