киноцефалия
Характеристика киноцефалии , или киноцефалии ( / s aɪ n oʊ ˈ s ɛ f ə l i / ) , имеющей голову собаки , обычно собаки или шакала , является широко засвидетельствованным мифическим феноменом, существующим во многих различных формах и контексты. Буквальное значение киноцефалии — «собачьеголость»; однако подразумевается, что это относится к человеческому телу с собачьей головой. Такие киноцефалы известны в мифологии и легендах многих уголков мира, включая древний Египет, Индию, Грецию и Китай. Дальнейшие упоминания происходят из средневекового Востока и Европы. В современной массовой культуре киноцефалики также встречаются как персонажи книг, комиксов и графических романов. Киноцефалию обычно отличают от ликантропии (оборотня) и собак, которые могут говорить.
Кроме того, греки и римляне называли разновидность человекообразных обезьян cynocephalus (эти обезьяны предположительно являются бабуинами ). [1] [2] [3]
Этимология
[ редактировать ]Слово кинокефалия взято (через латынь) от греческого слова κυνοκέφαλοι kynokephaloi , множественного числа слова κυνοκέφαλος, [4] от kyno– (сочетает форму κύων kyōn ), что означает «собака», и κεφαλή kephalē, что означает «голова».
Тот же «собачий» корень встречается в названии Cynomorpha («собакообразные») для подгруппы семейства Cercopithecidae , в которую входят многие виды макак и павианов.
Древняя Греция и Египет
[ редактировать ]Киноцефалия была знакома древним грекам по изображениям богов египетских Дуамутефа (сына Гора), Вепвавета (открывателя путей) и Анубиса (египетского бога мертвых). Греческое слово ( греч . κῠνοκέφᾰλοι ) «собачья голова» также отождествляло священного египетского павиана с мордой собаки. [5] Вместо того, чтобы буквально изображать гибридное состояние человека и животного, эти киноцефальные изображения божеств передавали териантропическую способность этих божеств переключаться между полностью человеческими и полностью животными состояниями. [6] В древнеегипетском гибридном изображении голова представляет собой первоначальную форму изображаемого существа, так что, как выразился египтолог Генри Фишер, «богиня с головой льва — это богиня-львица в человеческом обличии, тогда как царственный сфинкс , наоборот, , это человек, принявший облик льва». [7] Этот небуквальный подход к изображению божеств, возможно, сбил с толку посетителей из Греции, заставив их поверить в то, что египтяне поклонялись киноцефальным богам или даже что смертные киноцефальные существа населяли Египет. [8]
Сообщения о гонках с собачьими головами также восходят к греческой древности. В пятом веке до нашей эры греческий врач Ктесий в своей «Индике» написал подробный отчет о существовании киноцефалов в Индии. [9] Точно так же греческий путешественник Мегастен утверждал, что знает о собачьеголовых людях в Индии, которые жили в горах, общались посредством лая, носили шкуры диких животных и жили охотой. [10] Клавдий Элиан упоминал также о собакоголовых племенах в Индии и тоже писал, что они имеют человеческий облик и одеты в звериные шкуры. Он также добавил, что, хотя у них нет речи и они пытаются общаться, они способны понимать индийский язык. [11] Геродот сообщает об утверждениях древних ливийцев о том, что такие существа населяют восток их земель, а также обезглавленные люди и различные другие аномалии. [12]
Наилучшая оценка места, где произошла битва между аргонавтами и кинокефалами, — это современная Северная Сербия или Южная Венгрия . [13]
Некоторые греческие писатели также упоминают гемицинов (единственное число, Hemicyon), что означает полусобак (от «ἡμι», означающего «половина», и «κύων», означающего «собака»). [14] [15]
Поздняя античность
[ редактировать ]Имеется описание двух святых Ахракаса и Аугани с собачьей головой из легенды о жизни коптского святого Меркурия Абу-Сайфаина , которому они верно служили. Их изображение на иконе находится в Коптском музее . [16] [17]
Киноцефалы предлагали настолько запоминающийся образ магии и жестокости, которые считались характерными для причудливых людей из далеких мест, что они постоянно возвращались в средневековую литературу. Св. Августин Гиппопотамский упомянул кинокефалов в «Граде Божием» , книга XVI, глава 8, в контексте обсуждения того, были ли такие существа потомками Адама; он рассматривал возможность того, что они вообще не существовали или не были людьми (которое Августин определяет как смертное и разумное животное: homo, id est Animal Reasonal Mortale ), но настаивал на том, что, если бы они были людьми, они действительно были потомками Адам. [18]
Святой Кристофер
[ редактировать ]В Восточной Православной Церкви некоторые иконы тайно отождествляют Святого Христофора с головой собаки. Христофор, изображенный с собачьей головой, в целом не поддерживается Православной церковью, поскольку икона была запрещена в 18 веке Москвой. [19]
Корни этой иконографии лежат в агиографическом повествовании , действие которого происходит во время правления императора Диоклетиана , в котором рассказывается о человеке по имени Репребус , Ребребус или Репробус («нечестивец» или «негодяй»), взятом в плен римскими войсками, сражавшимися с племенами, жившими в на западе Египта , в Киренаике , и был вынужден присоединиться к римскому numerus Marmaritarum или «Отряду Мармаритов», что предполагает существование иначе неопознанных «Мармаритов» (возможно, того же, что и берберское племя Мармарика в Киренаике ). Сообщалось, что он был огромного размера, с собачьей головой вместо человеческой, что, по-видимому, было типичным для жителей Мармарита. Позже он и отряд были переведены в сирийскую Антиохию , где его крестил епископ Атталии Петр и где он принял мученическую смерть в 308 году. [20] Также было высказано предположение, что это византийское изображение святого Христофора с головой собаки могло быть результатом неправильного прочтения латинского термина Cananeus ( ханаанит ) как caninus , то есть «собачий». [21]
Немецкий епископ и поэт конца X века Вальтер Шпейерский изобразил святого Христофора гигантом киноцефального вида в стране хананеев (Ханаан в Новом Завете), который ел человеческое мясо и лаял. В конце концов Кристофер встретил младенца Христа, пожалел о своем прежнем поведении и принял крещение. Он тоже был вознагражден человеческим обликом, после чего посвятил свою жизнь христианскому служению и стал Атлетой Кристи , одним из воинских святых . [22]
Средневековый Восток
[ редактировать ]Киноцефалы также фигурируют в средневековых христианских мировоззрениях. Легенда, поместившая апостола Андрея и апостола Варфоломея среди парфян, описывает случай «Безобразного», жителя «города каннибалов... чье лицо было похоже на собачье». Однако после крещения он освободился от своего собачьего облика. [23]
Ибн Баттута
[ редактировать ]Ибн Баттута встретил в своем путешествии людей, которых описывали как «собачьих пастей», возможно, описывая группу ментавайцев (практикующих заточку зубов ), живущих на острове между Индией и Суматрой : [24]
Через пятнадцать дней после отъезда из Сунаридвана мы достигли страны барахнакаров, чьи пасти подобны собачьим. Это племя — сброд, не исповедующий ни религию индусов, ни какую-либо другую. Они живут в тростниковых хижинах, крытых травой, на берегу моря, где растут банановые деревья, ареки и бетель. Их люди по форме подобны нам, за исключением того, что их рты имеют форму собачьих; однако дело обстоит иначе с их женщинами, которые наделены превосходной красотой. Их мужчины тоже ходят раздетыми, даже не скрывая своей наготы, за исключением иногда декоративного мешочка из тростника, подвешенного к их поясу. Женщины носят фартуки из листьев деревьев. Вместе с ними проживает ряд мусульман из Бенгалии и Суматры, занимающих отдельный квартал. Всю свою торговлю туземцы ведут с купцами на берегу, а воду привозят им на слонах, потому что вода находится на некотором расстоянии от берега, и они не позволяют купцам идти черпать ее себе, опасаясь за своих женщин, потому что они заигрывать с хорошо сложенными мужчинами. Слонов много в их стране, но никто не может распоряжаться ими, кроме султана, у которого они покупаются в обмен на тканые ткани.
— Ибн Баттута
Средневековый Запад
[ редактировать ]Павел Диакон упоминает кинокефалов в своей «Historia gentis Langobardorum» : «Они делают вид, что имеют в своих станах кинокефалов, то есть людей с собачьими головами. Они распространяют среди врага слух, что эти люди упорно ведут войну, пьют человеческую кровь и пьют человеческую кровь. свою собственную кровь, если они не смогут добраться до врага». [25] При дворе Карла было Великого норвежцам дано такое приписывание, подразумевающее нехристианские и нечеловеческие качества: «Я очень опечален, — сказал король франков в « » Ноткера Жизнеописании , — что я не был счел достойным позволить моей христианской руке поиграть с этими собачьими головами». [26] Франкский богослов девятого века Ратрамнус написал письмо Epistola de Cynocephalis о том, следует ли считать кинокефалов людьми (он считал, что таковыми являются). [27] Если бы человек был человеком, то обязанностью христианина было бы проповедовать им Евангелие. Если бы животные, а значит, и без души, это было бы бессмысленно. Цитируя святого Иеронима, Фома Кантимпре подтвердил существование киноцефалов в своей Liber de Monstruosis Hominibus Orientis , xiv, («Книга о чудовищных людях Востока » ). Энциклопедист тринадцатого века Винсент Бове познакомил своего покровителя Святого Людовика IX Франции с «животным с головой собаки, но со всеми остальными членами человеческой внешности… Хотя он ведет себя как человек… и, когда он миролюбив, он нежен как человек, в ярости он становится жестоким и мстит человечеству». [28]
Кодекс Ноуэлла , возможно, более известный как рукопись, содержащая англосаксонский эпос « Беовульф» , также содержит ссылки на киноцефалов. Одно из таких упоминаний можно найти в части рукописи, известной как «Чудеса Востока», где они называются «хилфхундингас» или «полусобаки». Кроме того, в англосаксонской Англии древнеанглийское слово wulfes heafod («волчья голова») было техническим термином для обозначения преступника , которого можно было убить, как если бы он был волком. Так называемый Leges Edwardi Confessoris , написанный около 1140 года, однако, предлагал несколько буквальное толкование: «[6.2a] Ибо со дня своего объявления вне закона он носит волчью голову, которую называют wluesheued англичане . [6.2b] И этот приговор одинаков для всех преступников». [29] Киноцефалы появляются в древневаллийском стихотворении «Па гур» ? как цинбин (собачьи головы). Здесь они — враги свиты короля Артура ; Люди Артура сражаются с ними в горах Эйдина (Эдинбург), и сотни из них падают от руки воина Артура Бедвира (позже известного как Бедивер). [30] В следующих строках стихотворения также упоминается битва с персонажем по имени Гарулвид (Грубый-Серый); Gwrgi Garwlwyd (Человек-Собака Грубо-Серый) появляется в одной из валлийских Триад , где он описан таким образом, что ученые обсуждали его как оборотня . [31] [32]
Литература о путешествиях высокого и позднего средневековья
[ редактировать ]Средневековые путешественники Джованни да Пиан дель Карпине и Марко Поло упоминают киноцефалов. Джованни пишет об армиях Угедея-хана , которые столкнулись с расой собакоголовых, живущей к северу от Далай-Нора (Северного океана) или озера Байкал . [33] В «Путешествиях Марко Поло» упоминаются собакоголовые варвары на острове Ангаманаин, или Андаманских островах . [34] Поло, хотя эти люди и выращивают специи, они, тем не менее, жестоки и «все как большие мастифы». [35] В «Путешествии и путешествиях сэра Джона Мандевиля» собакоголовые люди описываются как населяющие остров Накумера ( Никобарские острова ). [34]
Собачьи люди были найдены и в Новом Свете . Христофор Колумб сообщил, что таино были знакомы с киноцефалами. [36] В 1517 году османскому султану Селиму I была подарена карта Нового Света, нарисованная Пири Рейсом , на которой было изображение человека с собачьей головой, сражающегося с обезьяной на территории нынешней Колумбии . [37] В 1519 году губернатор Кубы поручил Эрнану Кортесу расследовать слухи о киноцефалах во время его экспедиции на материковую Америку. [38]
По мнению Анри Кордье , источник всех басен о собакоголовых варварах, будь то европейские, арабские или китайские, можно найти в « Романе об Александре» . [39]
Современный европейский
[ редактировать ]В своей статье «Гигантское яйцо » Дэвид Аттенборо предполагает, что индри , разновидность лемура из Мадагаскара , может быть одним из возможных источников мифа о собакаголовых людях. [40]
Китай
[ редактировать ]В Центральной и Восточной Азии общая календарная система состоит из двенадцатилетнего цикла, где каждый год представлен в виде животного. Одиннадцатое животное двенадцатилетнего цикла — собака. Часто таких животных изображают в виде человеческих фигур с головой животного. Так, распространено киноцефальное изображение одиннадцатого зодиакального животного (возможно, с хвостом). [ нужна ссылка ]
Кроме того, в китайской книге записей Ляна буддийский , страну , миссионер Хуэй Шэнь описывает остров собакоголовых людей к востоку от Фусана которую он посетил, и которую по-разному называют Японией или Америкой. В « Истории северных династий Ли Даши и его сына Ли Яньшоу», танских историков, также упоминается «собачье царство». [ нужна ссылка ]
Современные выступления
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Октябрь 2023 г. ) |
Использование персонажей с собачьими головами широко распространено в современной литературе, особенно в комиксах и графических романах. Они часто служат массовкой или играют значимые роли в различных произведениях. Например,
- Гуфи — известный персонаж с собачьей мордой в ранних комиксах и анимации.
- В Арта Шпигельмана « Маус , получившем Пулитцеровскую премию графическом романе » , евреи изображены с мышиными головами, американцы — с собачьими головами, немцы — с кошачьими, а французы — с лягушачьими.
- Догхед — злодей из комиксов «Призрачный гонщик» .
- Существа с собачьими головами появляются в ролевых играх, таких как Dungeons & Dragons . Варгр [41] в игре Traveler яркий тому пример.
- Терри Джонса В книге «Сага об Эрике Викинге» рассказывается о грозной расе воинов с собачьими мордами.
- В Скотта Адамса « мультфильме Дилберт » главный герой однажды встречался с женщиной с собачьей головой.
- В фильме «Маркиз» изображен маркиз де Сад с головой спаниеля.
- Мистер Арахисовое масло в «Конь БоДжека» — киноцефальный человек с чертами лабрадора-ретривера .
- В книгах «Хроники Лагеря полукровок» и «Испытания Аполлона» киноцефалы упоминаются как монстры.
- В «Мумии возвращается» представлена армия воинов с головами шакалов, называемая Армией Анубиса.
- В трилогии Паоло Бачигалупи « Разрушитель кораблей » фигурирует киноцефальный получеловек по имени Тул.
- В программе «Субботним вечером в прямом эфире» есть скетч о человеке, который прикрепляет голову своей собаки к телу умершего родственника.
- Дэва «Человек-собака» В сериале Пилки главным героем является полицейский с собакой.
- шакалов . Видеоигра Age of Mythology включает в себя анубитов, египетских мифических существ с головами
- Серия «Седрик» Валери Уиллис представляет киноцефалов через персонажа-шамана по имени Уиллим.
- На обложке альбома (Mankind) The Crafty Ape группы Crippled Black Phoenix изображен киноцефал, а также песня под названием «A Letter Concerning Dogheads».
- Ода Кирихито — это сэйнэн-манги серия Осаму Тэдзуки , в центре которой находится болезнь под названием «Монмоу», которая превращает своих жертв в людей с собачьими мордами.
- В видеоигре Dominions 5 раса собакоголовых людей, известная как киноцефалы, является одним из пяти вассалов Королевства Индия. В Dominions 6 они получают свою собственную отдельную игровую нацию в «Позднем веке», известную как Калистрийцы. Республика Андрамания.
Другие существа с собачьими головами в легендах
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
- Талмуд утверждает , что во времена, предшествовавшие приходу Мессии , «лицо поколения будет иметь лицо собаки». Талмуд, Сота 49б; Талмуд, Синедрион 97а. [42]
- Согласно греческому Апокалипсису Варуха , человекоподобные существа с собачьей внешностью и оленьими ногами видятся Варухом на Втором небе . [43]
- Китайская легенда о Фуси включала варианты, в которых у него была собачья голова или у него и его сестры Нюва были уродливые лица.
- В саамской мифологии, по мнению Крейга Чалквиста [ ВОЗ? ] Паднакджунне («Собачья морда») — гуманоиды-каннибалы с собачьими мордами. [ нужна ссылка ]
- В Соединенных Штатах ходят рассказы о существах с собачьими головами, в том числе о Мичиганском Догмене . [44] и волкоподобный Зверь с Брей-Роуд в Висконсине .
- Вулвер Шотландии Шетландский . в
- Псоглав в сербской мифологии .
- Итбарак в тюркской мифологии
- Адлет в мифологии инуитов , особенно в мифологии Гренландии , Лабрадора и Гудзонова залива.
См. также
[ редактировать ]- Упыри и кутрубы имеют одинаковое происхождение мифа
- Сен-Гинефор
- Териоцефалия — общий термин для обозначения тел в форме человека с головами животных.
- Ульфхеднар , берсерки, связанные с волками
- Оборотни , фигурирующие в архаичных греческих и других европейских традициях.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь, cynŏcĕphălus
- ^ Чарльтон Т. Льюис, Элементарный латинский словарь, киноцефал
- ^ Плиний Старший, Естественная история, Джон Босток, доктор медицинских наук, FRS, HT Райли, эсквайр, бакалавр, редактор, ГЛАВА. 35.— ЭФИОПИЯ
- ^ Диодор Сицилийский, Библиотека, 3.35.5
- ^ Биномиальное название желтого павиана — Papio cynocephalus , тогда как Cynocephalus также было принято в качестве названия рода для азиатского древесного планирующего млекопитающего, также известного как колуго .
- ^ Данн, Джимми. «Смешанные представления древнеегипетских богов» . Тур по Египту . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05120-7 .
- ^ те Вельде, Х. (1 июня 1980 г.). «Несколько замечаний о религиозном значении животных в Древнем Египте» . Нумен: Международное обозрение истории религий . 27 (1): 76–82. дои : 10.2307/3269982 . JSTOR 3269982 . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Ктесий, Indica §§ 37, 40–3
- ^ Мегасфен, Индика , по сравнению с Плинием Старшим , Historia Naturalis 7.2: 14–22; Фрагменты ХХХ. Б. Солин. 52. 26–30.
- ^ Элиан, Характеристики животных, 4.46.
- ^ Геродот. Истории . перевод А.Д. Годли. 4.191.
- ^ Экспедиция аргонавтов .
- ^ Страбон, География, 7.3.
- ^ Гесиод, Фрагменты, CW.F40
- ^ Elena Tolmacheva . Russian: Копты: Египет без фараонов . ISBN 5-89321-100-6
- ^ Русский: Кинокефалия . Православная энциклопедия . Том 33. с. 568—570. ISBN 978-5-89572-037-0
- ^ Августин Гиппопотам , Город Божий , Книга XVI, Глава 8.
- ^ Пажо, Джонатан. «Понимание собакоголовой иконы Святого Христофора», Журнал «Православное искусство» , 8 июля 2013 г.
- ^ Дэвид Вудс, 'St. Христофор, епископ Атталии Петр и Chohors Marmaritarum: новый анализ», Vigiliae Christianae , Vol. 48, нет. 2 (июнь 1994 г.), стр. 170–186
- ^ Росс, Л. (1996). Средневековое искусство: актуальный словарь . Вестпорт. п. 50.
- ↑ Вальтер Шпейерский , Жизнь и страсти святого Христофора Мученика, 75.
- ^ Дэвид Гордон Уайт, Мифы о человеке-собаке (University of Chicago Press) 1991:22.
- ^ Бонтеко, Виллем (1929). Путешествие Ибн Баттуты по Азии и Африке 1325–1354 гг . Лондон: Джордж Рутледж и сыновья.
- ^ они делают вид, что у них в лагере киноцефалы, то есть люди с собачьей головой. Пусть они распространится среди врага, чтобы они упорно воевали, пили человеческую кровь, а если не смогут настичь врага, пили собственную кровь . Павел Диакон, История лангобардов, книга 1, гл. 11.
- ^ Ноткер, Жизнь Карла Великого , Книга II §3.
- ^ Patrologia Latina 121: 1153–56.
- ^ Винсент, Естественное зеркало , 31:126.
- ^ ибо со дня его заклания он носил волчью голову, которую по-английски называют «uuluesheued» [= древнеанглийское wulfes heafod «волчья голова»] . И это мнение является общим для всех племен . Законы Эдуарда Исповедника § 6.
- ^ Грин, с. 84-85.
- ^ Бромвич, с. 73–74
- ^ Бромвич с. 385
- ^ Иоанн Плано Карпини, Долгое и чудесное путешествие брата Иоанна де Плано Карпини , главы 11 и 15.
- ^ Jump up to: а б Халм, Ф. Эдвард (Фредерик Эдвард) (1895). Естественная история, предания и легенды; Это несколько примеров причудливых и давно минувших верований, собранных из различных источников, древних и средневековых, разной степени достоверности . Робартс – Университет Торонто. Лондон Б. Куоритч. стр. 72–73 .
- ^ Юл, Генри и Кордье, Анри . Путешествия Марко Поло , Глава 13, Том II
- ^ Бабрахам, Персефона (2012). «Чудовищный Карибский бассейн». В Миттмане, Аса Саймон (ред.). Научный компаньон Эшгейта по книге «Монстры и чудовища» . Питер Дендл. Фарнем, Суррей, Англия: Эшгейт. стр. 19–22. ISBN 978-1-4094-0754-6 . OCLC 732627450 .
- ^ Макинтош, Грегори К. (2000). Карта Пири Рейса 1513 года . Афины: Издательство Университета Джорджии. ISBN 978-0-8203-4359-4 . OCLC 784967002 .
- ^ Векманн, Луис (1951). «Средние века в завоевании Америки». Зеркало . 26 (1): 133. дои : 10.2307/2852087 . JSTOR 2852087 . S2CID 161233314 .
- ^ «Примечания и дополнения» Анри Кордье в издании сэра Генри Юла « Путешествий Марко Поло», том 2 .
- ^ «Аттенборо и гигантское яйцо» . 2 марта 2011 г. – через www.imdb.com.
- ^ «Варгр» – через wiki.travellerrpg.com.
- ^ Талмуд , Сота 49б; Талмуд, Синедрион 97а.
- ^ Кулик, Александр (2010). 3 Варух: Греко-славянский Апокалипсис Варуха . Страницы 29 и 137. Де Грюйтер . ISBN 9783110212488 . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Годфри, Линда С. (2003). Зверь с Брей-Роуд: Преследуемый оборотень из Висконсина . Издательство Большая Земля. стр. 58–61. ISBN 1-879483-91-2 . Проверено 14 октября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бромвич, Рэйчел (2006). Триодд Инис Прайдейн: Триады острова Британия. Издательство Уэльского университета. ISBN 0-7083-1386-8 .
- Ктесий , Indica , согласно отрывку Фотия в его «Эпитоме» , тр. JH Freese, доступно на Livius.org. Архивировано 16 июля 2012 г. на Wayback Machine .
- Грин, Томас (2007). Концепции Артура . Страуд, Глостершир: Темпус. ISBN 978-0-7524-4461-1 .
- Мегасфен , Индика , тр. Дж. В. МакКриндл, Древняя Индия, описанная Мегасфеном и Аррианом . Калькутта и Бомбей: Такер, Спинк, 1877. 30–174, доступно в Project South Asia.
- Павел Диакон , Historia gentis Lombardorum («История лангобардов»), изд. Л. Бетманн и Г. Вайц, «История лангобардов Павла». В MGH Scriptores rerum Lombardicarum et Italicarum 1 (saec. 6-9) , изд. Г. Вайц. Ганновер, 1878. 12–187; тр. Фоулк, В. Д. История лангобардов . унив. Пенсильвания, 1907 год. Доступно с северо-запада .
- Легес Эдварди Исповедник , изд. и тр. Брюс Р. О'Брайен, Мир Божий и мир короля: законы Эдварда Исповедника . Филадельфия: Univ. Пенсильвания Пресс, 1999. ISBN 0-8122-3461-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энтони Вейр, «Святой пес и святой с собакоголовой головой»: Святой Гинефор и Святой Христофор Кинефор или Киноцефал.
- Христофор Колумб и чудовищные расы