Jump to content

киноцефалия

(Перенаправлено с Cynocephali )

Киноцефал. Из Нюрнбергской хроники (1493 г.).

Характеристика киноцефалии , или киноцефалии ( / s n ˈ s ɛ f ə l i / ) , имеющей голову собаки , обычно собаки или шакала , является широко засвидетельствованным мифическим феноменом, существующим во многих различных формах и контексты. Буквальное значение киноцефалии — «собачьеголость»; однако подразумевается, что это относится к человеческому телу с собачьей головой. Такие киноцефалы известны в мифологии и легендах многих уголков мира, включая древний Египет, Индию, Грецию и Китай. Дальнейшие упоминания происходят из средневекового Востока и Европы. В современной массовой культуре киноцефалики также встречаются как персонажи книг, комиксов и графических романов. Киноцефалию обычно отличают от ликантропии (оборотня) и собак, которые могут говорить.

Кроме того, греки и римляне называли разновидность человекообразных обезьян cynocephalus (эти обезьяны предположительно являются бабуинами ). [1] [2] [3]

Этимология

[ редактировать ]

Слово кинокефалия взято (через латынь) от греческого слова κυνοκέφαλοι kynokephaloi , множественного числа слова κυνοκέφαλος, [4] от kyno– (сочетает форму κύων kyōn ), что означает «собака», и κεφαλή kephalē, что означает «голова».

Тот же «собачий» корень встречается в названии Cynomorpha («собакообразные») для подгруппы семейства Cercopithecidae , в которую входят многие виды макак и павианов.

Древняя Греция и Египет

[ редактировать ]

Киноцефалия была знакома древним грекам по изображениям богов египетских Дуамутефа (сына Гора), Вепвавета (открывателя путей) и Анубиса (египетского бога мертвых). Греческое слово ( греч . κῠνοκέφᾰλοι ) «собачья голова» также отождествляло священного египетского павиана с мордой собаки. [5] Вместо того, чтобы буквально изображать гибридное состояние человека и животного, эти киноцефальные изображения божеств передавали териантропическую способность этих божеств переключаться между полностью человеческими и полностью животными состояниями. [6] В древнеегипетском гибридном изображении голова представляет собой первоначальную форму изображаемого существа, так что, как выразился египтолог Генри Фишер, «богиня с головой льва — это богиня-львица в человеческом обличии, тогда как царственный сфинкс , наоборот, , это человек, принявший облик льва». [7] Этот небуквальный подход к изображению божеств, возможно, сбил с толку посетителей из Греции, заставив их поверить в то, что египтяне поклонялись киноцефальным богам или даже что смертные киноцефальные существа населяли Египет. [8]

Сообщения о гонках с собачьими головами также восходят к греческой древности. В пятом веке до нашей эры греческий врач Ктесий в своей «Индике» написал подробный отчет о существовании киноцефалов в Индии. [9] Точно так же греческий путешественник Мегастен утверждал, что знает о собачьеголовых людях в Индии, которые жили в горах, общались посредством лая, носили шкуры диких животных и жили охотой. [10] Клавдий Элиан упоминал также о собакоголовых племенах в Индии и тоже писал, что они имеют человеческий облик и одеты в звериные шкуры. Он также добавил, что, хотя у них нет речи и они пытаются общаться, они способны понимать индийский язык. [11] Геродот сообщает об утверждениях древних ливийцев о том, что такие существа населяют восток их земель, а также обезглавленные люди и различные другие аномалии. [12]

Наилучшая оценка места, где произошла битва между аргонавтами и кинокефалами, — это современная Северная Сербия или Южная Венгрия . [13]

Некоторые греческие писатели также упоминают гемицинов (единственное число, Hemicyon), что означает полусобак (от «ἡμι», означающего «половина», и «κύων», означающего «собака»). [14] [15]

Поздняя античность

[ редактировать ]
Святые Аракас и Ауганий (икона XVIII в.)

Имеется описание двух святых Ахракаса и Аугани с собачьей головой из легенды о жизни коптского святого Меркурия Абу-Сайфаина , которому они верно служили. Их изображение на иконе находится в Коптском музее . [16] [17]

Киноцефалы предлагали настолько запоминающийся образ магии и жестокости, которые считались характерными для причудливых людей из далеких мест, что они постоянно возвращались в средневековую литературу. Св. Августин Гиппопотамский упомянул кинокефалов в «Граде Божием» , книга XVI, глава 8, в контексте обсуждения того, были ли такие существа потомками Адама; он рассматривал возможность того, что они вообще не существовали или не были людьми (которое Августин определяет как смертное и разумное животное: homo, id est Animal Reasonal Mortale ), но настаивал на том, что, если бы они были людьми, они действительно были потомками Адам. [18]

Святой Кристофер

[ редактировать ]
Киноцефал Сент-Кристофер

В Восточной Православной Церкви некоторые иконы тайно отождествляют Святого Христофора с головой собаки. Христофор, изображенный с собачьей головой, в целом не поддерживается Православной церковью, поскольку икона была запрещена в 18 веке Москвой. [19]

Корни этой иконографии лежат в агиографическом повествовании , действие которого происходит во время правления императора Диоклетиана , в котором рассказывается о человеке по имени Репребус , Ребребус или Репробус («нечестивец» или «негодяй»), взятом в плен римскими войсками, сражавшимися с племенами, жившими в на западе Египта , в Киренаике , и был вынужден присоединиться к римскому numerus Marmaritarum или «Отряду Мармаритов», что предполагает существование иначе неопознанных «Мармаритов» (возможно, того же, что и берберское племя Мармарика в Киренаике ). Сообщалось, что он был огромного размера, с собачьей головой вместо человеческой, что, по-видимому, было типичным для жителей Мармарита. Позже он и отряд были переведены в сирийскую Антиохию , где его крестил епископ Атталии Петр и где он принял мученическую смерть в 308 году. [20] Также было высказано предположение, что это византийское изображение святого Христофора с головой собаки могло быть результатом неправильного прочтения латинского термина Cananeus ( ханаанит ) как caninus , то есть «собачий». [21]

Немецкий епископ и поэт конца X века Вальтер Шпейерский изобразил святого Христофора гигантом киноцефального вида в стране хананеев (Ханаан в Новом Завете), который ел человеческое мясо и лаял. В конце концов Кристофер встретил младенца Христа, пожалел о своем прежнем поведении и принял крещение. Он тоже был вознагражден человеческим обликом, после чего посвятил свою жизнь христианскому служению и стал Атлетой Кристи , одним из воинских святых . [22]

Средневековый Восток

[ редактировать ]

Киноцефалы также фигурируют в средневековых христианских мировоззрениях. Легенда, поместившая апостола Андрея и апостола Варфоломея среди парфян, описывает случай «Безобразного», жителя «города каннибалов... чье лицо было похоже на собачье». Однако после крещения он освободился от своего собачьего облика. [23]

Ибн Баттута

[ редактировать ]

Ибн Баттута встретил в своем путешествии людей, которых описывали как «собачьих пастей», возможно, описывая группу ментавайцев (практикующих заточку зубов ), живущих на острове между Индией и Суматрой : [24]

Через пятнадцать дней после отъезда из Сунаридвана мы достигли страны барахнакаров, чьи пасти подобны собачьим. Это племя — сброд, не исповедующий ни религию индусов, ни какую-либо другую. Они живут в тростниковых хижинах, крытых травой, на берегу моря, где растут банановые деревья, ареки и бетель. Их люди по форме подобны нам, за исключением того, что их рты имеют форму собачьих; однако дело обстоит иначе с их женщинами, которые наделены превосходной красотой. Их мужчины тоже ходят раздетыми, даже не скрывая своей наготы, за исключением иногда декоративного мешочка из тростника, подвешенного к их поясу. Женщины носят фартуки из листьев деревьев. Вместе с ними проживает ряд мусульман из Бенгалии и Суматры, занимающих отдельный квартал. Всю свою торговлю туземцы ведут с купцами на берегу, а воду привозят им на слонах, потому что вода находится на некотором расстоянии от берега, и они не позволяют купцам идти черпать ее себе, опасаясь за своих женщин, потому что они заигрывать с хорошо сложенными мужчинами. Слонов много в их стране, но никто не может распоряжаться ими, кроме султана, у которого они покупаются в обмен на тканые ткани.

Ибн Баттута

Средневековый Запад

[ редактировать ]
Киноцефалы, изображенные в Киевской Псалтири 1397 года.

Павел Диакон упоминает кинокефалов в своей «Historia gentis Langobardorum» : «Они делают вид, что имеют в своих станах кинокефалов, то есть людей с собачьими головами. Они распространяют среди врага слух, что эти люди упорно ведут войну, пьют человеческую кровь и пьют человеческую кровь. свою собственную кровь, если они не смогут добраться до врага». [25] При дворе Карла было Великого норвежцам дано такое приписывание, подразумевающее нехристианские и нечеловеческие качества: «Я очень опечален, — сказал король франков в « » Ноткера Жизнеописании , — что я не был счел достойным позволить моей христианской руке поиграть с этими собачьими головами». [26] Франкский богослов девятого века Ратрамнус написал письмо Epistola de Cynocephalis о том, следует ли считать кинокефалов людьми (он считал, что таковыми являются). [27] Если бы человек был человеком, то обязанностью христианина было бы проповедовать им Евангелие. Если бы животные, а значит, и без души, это было бы бессмысленно. Цитируя святого Иеронима, Фома Кантимпре подтвердил существование киноцефалов в своей Liber de Monstruosis Hominibus Orientis , xiv, («Книга о чудовищных людях Востока » ). Энциклопедист тринадцатого века Винсент Бове познакомил своего покровителя Святого Людовика IX Франции с «животным с головой собаки, но со всеми остальными членами человеческой внешности… Хотя он ведет себя как человек… и, когда он миролюбив, он нежен как человек, в ярости он становится жестоким и мстит человечеству». [28]

Кодекс Ноуэлла , возможно, более известный как рукопись, содержащая англосаксонский эпос « Беовульф» , также содержит ссылки на киноцефалов. Одно из таких упоминаний можно найти в части рукописи, известной как «Чудеса Востока», где они называются «хилфхундингас» или «полусобаки». Кроме того, в англосаксонской Англии древнеанглийское слово wulfes heafod («волчья голова») было техническим термином для обозначения преступника , которого можно было убить, как если бы он был волком. Так называемый Leges Edwardi Confessoris , написанный около 1140 года, однако, предлагал несколько буквальное толкование: «[6.2a] Ибо со дня своего объявления вне закона он носит волчью голову, которую называют wluesheued англичане . [6.2b] И этот приговор одинаков для всех преступников». [29] Киноцефалы появляются в древневаллийском стихотворении «Па гур» ? как цинбин (собачьи головы). Здесь они — враги свиты короля Артура ; Люди Артура сражаются с ними в горах Эйдина (Эдинбург), и сотни из них падают от руки воина Артура Бедвира (позже известного как Бедивер). [30] В следующих строках стихотворения также упоминается битва с персонажем по имени Гарулвид (Грубый-Серый); Gwrgi Garwlwyd (Человек-Собака Грубо-Серый) появляется в одной из валлийских Триад , где он описан таким образом, что ученые обсуждали его как оборотня . [31] [32]

Литература о путешествиях высокого и позднего средневековья

[ редактировать ]
Киноцефал рядом с блемми , циклопом и сциаподом из «Путешествия и путешествий сэра Джона Мандевиля».

Средневековые путешественники Джованни да Пиан дель Карпине и Марко Поло упоминают киноцефалов. Джованни пишет об армиях Угедея-хана , которые столкнулись с расой собакоголовых, живущей к северу от Далай-Нора (Северного океана) или озера Байкал . [33] В «Путешествиях Марко Поло» упоминаются собакоголовые варвары на острове Ангаманаин, или Андаманских островах . [34] Поло, хотя эти люди и выращивают специи, они, тем не менее, жестоки и «все как большие мастифы». [35] В «Путешествии и путешествиях сэра Джона Мандевиля» собакоголовые люди описываются как населяющие остров Накумера ( Никобарские острова ). [34]

Собачьи люди были найдены и в Новом Свете . Христофор Колумб сообщил, что таино были знакомы с киноцефалами. [36] В 1517 году османскому султану Селиму I была подарена карта Нового Света, нарисованная Пири Рейсом , на которой было изображение человека с собачьей головой, сражающегося с обезьяной на территории нынешней Колумбии . [37] В 1519 году губернатор Кубы поручил Эрнану Кортесу расследовать слухи о киноцефалах во время его экспедиции на материковую Америку. [38]

По мнению Анри Кордье , источник всех басен о собакоголовых варварах, будь то европейские, арабские или китайские, можно найти в « Романе об Александре» . [39]

Современный европейский

[ редактировать ]

В своей статье «Гигантское яйцо » Дэвид Аттенборо предполагает, что индри , разновидность лемура из Мадагаскара , может быть одним из возможных источников мифа о собакаголовых людях. [40]

Фигура восточно-зодиакальной собаки в виде человека с собачьей головой и, возможно, с хвостом. Натирание с могилы Ким Ю Сина в Поздней Силле (ныне Корея).

В Центральной и Восточной Азии общая календарная система состоит из двенадцатилетнего цикла, где каждый год представлен в виде животного. Одиннадцатое животное двенадцатилетнего цикла — собака. Часто таких животных изображают в виде человеческих фигур с головой животного. Так, распространено киноцефальное изображение одиннадцатого зодиакального животного (возможно, с хвостом). [ нужна ссылка ]

Кроме того, в китайской книге записей Ляна буддийский , страну , миссионер Хуэй Шэнь описывает остров собакоголовых людей к востоку от Фусана которую он посетил, и которую по-разному называют Японией или Америкой. В « Истории северных династий Ли Даши и его сына Ли Яньшоу», танских историков, также упоминается «собачье царство». [ нужна ссылка ]

Современные выступления

[ редактировать ]

Использование персонажей с собачьими головами широко распространено в современной литературе, особенно в комиксах и графических романах. Они часто служат массовкой или играют значимые роли в различных произведениях. Например,

Другие существа с собачьими головами в легендах

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь, cynŏcĕphălus
  2. ^ Чарльтон Т. Льюис, Элементарный латинский словарь, киноцефал
  3. ^ Плиний Старший, Естественная история, Джон Босток, доктор медицинских наук, FRS, HT Райли, эсквайр, бакалавр, редактор, ГЛАВА. 35.— ЭФИОПИЯ
  4. ^ Диодор Сицилийский, Библиотека, 3.35.5
  5. ^ Биномиальное название желтого павиана Papio cynocephalus , тогда как Cynocephalus также было принято в качестве названия рода для азиатского древесного планирующего млекопитающего, также известного как колуго .
  6. ^ Данн, Джимми. «Смешанные представления древнеегипетских богов» . Тур по Египту . Проверено 27 января 2021 г.
  7. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05120-7 .
  8. ^ те Вельде, Х. (1 июня 1980 г.). «Несколько замечаний о религиозном значении животных в Древнем Египте» . Нумен: Международное обозрение истории религий . 27 (1): 76–82. дои : 10.2307/3269982 . JSTOR   3269982 . Проверено 27 января 2021 г.
  9. ^ Ктесий, Indica §§ 37, 40–3
  10. ^ Мегасфен, Индика , по сравнению с Плинием Старшим , Historia Naturalis 7.2: 14–22; Фрагменты ХХХ. Б. Солин. 52. 26–30.
  11. ^ Элиан, Характеристики животных, 4.46.
  12. ^ Геродот. Истории . перевод А.Д. Годли. 4.191.
  13. ^ Экспедиция аргонавтов .
  14. ^ Страбон, География, 7.3.
  15. ^ Гесиод, Фрагменты, CW.F40
  16. ^ Elena Tolmacheva  [ ru ] . Russian: Копты: Египет без фараонов . ISBN 5-89321-100-6
  17. ^ Русский: Кинокефалия . Православная энциклопедия . Том 33. с. 568—570. ISBN 978-5-89572-037-0
  18. ^ Августин Гиппопотам , Город Божий , Книга XVI, Глава 8.
  19. ^ Пажо, Джонатан. «Понимание собакоголовой иконы Святого Христофора», Журнал «Православное искусство» , 8 июля 2013 г.
  20. ^ Дэвид Вудс, 'St. Христофор, епископ Атталии Петр и Chohors Marmaritarum: новый анализ», Vigiliae Christianae , Vol. 48, нет. 2 (июнь 1994 г.), стр. 170–186
  21. ^ Росс, Л. (1996). Средневековое искусство: актуальный словарь . Вестпорт. п. 50.
  22. Вальтер Шпейерский , Жизнь и страсти святого Христофора Мученика, 75.
  23. ^ Дэвид Гордон Уайт, Мифы о человеке-собаке (University of Chicago Press) 1991:22.
  24. ^ Бонтеко, Виллем (1929). Путешествие Ибн Баттуты по Азии и Африке 1325–1354 гг . Лондон: Джордж Рутледж и сыновья.
  25. ^ они делают вид, что у них в лагере киноцефалы, то есть люди с собачьей головой. Пусть они распространится среди врага, чтобы они упорно воевали, пили человеческую кровь, а если не смогут настичь врага, пили собственную кровь . Павел Диакон, История лангобардов, книга 1, гл. 11.
  26. ^ Ноткер, Жизнь Карла Великого , Книга II §3.
  27. ^ Patrologia Latina 121: 1153–56.
  28. ^ Винсент, Естественное зеркало , 31:126.
  29. ^ ибо со дня его заклания он носил волчью голову, которую по-английски называют «uuluesheued» [= древнеанглийское wulfes heafod «волчья голова»] . И это мнение является общим для всех племен . Законы Эдуарда Исповедника § 6.
  30. ^ Грин, с. 84-85.
  31. ^ Бромвич, с. 73–74
  32. ^ Бромвич с. 385
  33. ^ Иоанн Плано Карпини, Долгое и чудесное путешествие брата Иоанна де Плано Карпини , главы 11 и 15.
  34. ^ Jump up to: а б Халм, Ф. Эдвард (Фредерик Эдвард) (1895). Естественная история, предания и легенды; Это несколько примеров причудливых и давно минувших верований, собранных из различных источников, древних и средневековых, разной степени достоверности . Робартс – Университет Торонто. Лондон Б. Куоритч. стр. 72–73 .
  35. ^ Юл, Генри и Кордье, Анри . Путешествия Марко Поло , Глава 13, Том II
  36. ^ Бабрахам, Персефона (2012). «Чудовищный Карибский бассейн». В Миттмане, Аса Саймон (ред.). Научный компаньон Эшгейта по книге «Монстры и чудовища» . Питер Дендл. Фарнем, Суррей, Англия: Эшгейт. стр. 19–22. ISBN  978-1-4094-0754-6 . OCLC   732627450 .
  37. ^ Макинтош, Грегори К. (2000). Карта Пири Рейса 1513 года . Афины: Издательство Университета Джорджии. ISBN  978-0-8203-4359-4 . OCLC   784967002 .
  38. ^ Векманн, Луис (1951). «Средние века в завоевании Америки». Зеркало . 26 (1): 133. дои : 10.2307/2852087 . JSTOR   2852087 . S2CID   161233314 .
  39. ^ «Примечания и дополнения» Анри Кордье в издании сэра Генри Юла « Путешествий Марко Поло», том 2 .
  40. ^ «Аттенборо и гигантское яйцо» . 2 марта 2011 г. – через www.imdb.com.
  41. ^ «Варгр» – через wiki.travellerrpg.com.
  42. ^ Талмуд , Сота 49б; Талмуд, Синедрион 97а.
  43. ^ Кулик, Александр (2010). 3 Варух: Греко-славянский Апокалипсис Варуха . Страницы 29 и 137. Де Грюйтер . ISBN   9783110212488 . Проверено 27 июля 2024 г.
  44. ^ Годфри, Линда С. (2003). Зверь с Брей-Роуд: Преследуемый оборотень из Висконсина . Издательство Большая Земля. стр. 58–61. ISBN  1-879483-91-2 . Проверено 14 октября 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5e8ffaca17c2b52aad94be84837ebbb__1722093480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/bb/d5e8ffaca17c2b52aad94be84837ebbb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cynocephaly - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)