облагороженный
Адлеты ) (или Эркигдлет — раса существ в мифологии инуитов Гренландии Гудзонова , а также побережий Лабрадора и залива . Хотя это слово относится к индейским племенам, находящимся внутри страны , оно также обозначает гуманоидное племя с собаконогими ногами. [ 1 ] Нижняя часть тела собачьего Адлета похожа на собачью, а верхняя — на человеческую. Все Адлеты бегают быстро, и их встречи с мужчинами обычно заканчиваются мужчины . победой [ 2 ]
В преданиях инуитов их часто изображают конфликтующими с людьми, и предполагается, что они выше инуитов и белых людей. [ 3 ] В некоторых историях они каннибалы. [ 4 ] Инуиты из Лабрадора используют термин Адлет, племена к западу от Гудзонова залива используют слово Эркигдлит. [ 1 ] Чудовищная раса, порожденная Адлетом, была отождествлена с коренными жителями Америки племенами лабрадоров и Гудзонова залива; Инуиты из Гренландии и Баффиновой Земли , у которых не было соседей из числа коренных американцев, используют этот термин для обозначения получеловеческих, полусобачьих существ. [ 5 ]
Этимологию этого слова предложил Х. Ньюэлл Уордл: адлет может происходить от ad , «ниже», и, таким образом, обозначать «тех, кто внизу». В качестве альтернативы, утверждает он, оно могло произойти от основы agdlak , «полосатый, полосатый», то есть «полосатые», в отношении американских индейцев, которые жили на западе и раскрашивали свои лица. «Эркигдлет» может быть уничижительным термином, обозначающим одних и тех же людей. [ 6 ] Атлат означает «другие», обозначая американских индейцев с точки зрения инуитов. [ 7 ] хотя Ньюэлл Уордл считает эту возможность вторичной и проистекающей из фонетического сходства. [ 8 ]
Источник
[ редактировать ]Франц Боас , этнолог, записавший множество историй инуитов , дает объяснение происхождению Адлета; он слышал эту историю на Баффиновой Земле , особенно в Камберленд-Саунд, от инуита по имени Пакак. Его транскрипция, перевод Х. Ринка и объяснение (Боаса) были опубликованы в «Журнале американского фольклора» в 1889 году. [ 9 ] Инуиты Гренландии , по словам Ринка, рассказывают ту же историю, что и жители Баффиновой Земли. [ 10 ] Эту историю на западном побережье Гренландии часто называют «Девочка и собаки»; на восточном побережье Гренландии он известен как «Происхождение кавдлунаитов и иркигдлитов» (то есть скандинавов или нордических народов и индейцев). [ 7 ]
Женщина, Нивиарсианг («девушка»), живет со своим отцом Савирконгом, но не выходит замуж, поэтому ее также называют Уинигумисуитунг («та, кто не хочет выйти замуж»). Отвергнув всех своих женихов, она выходит замуж за собаку Иджирканга с белыми и красными пятнами. Из десяти их детей пятеро — собаки, а остальные — Адлеты, у которых тела собак составляют нижнюю половину, а тела человека — верхнюю половину. Поскольку Иджирканг не ходит на охоту, а дети очень голодны, Савирконгу приходится обеспечивать шумное хозяйство. Наконец он сажает их в лодку и увозит на небольшой остров, говоря Иджиркангу, чтобы он каждый день приходил за мясом. Нивиарсианг вешает себе на шею пару сапог и плывет к берегу, но Савирконг, вместо того, чтобы дать ему мясо, засовывает в сапоги камни, и Иджирканг тонет. В отместку Нивиарсианг посылает молодых собак грызть ноги и руки ее отца. Он в ответ вышвыривает ее за борт, когда она оказывается в его лодке, а когда она висит на планшире, отрезает ей пальцы, которые, падая в океан, превращаются в киты и тюлени . [ 11 ]
Поскольку Нивиарсианг боится, что ее отец может убить Адлета, она отправляет их вглубь страны, и от них происходит многочисленный народ. Молодых собак она отправляет через океан на самодельной лодке, и, прибыв за море, они становятся скандинавскими предками. [ 12 ]
Антропологическая интерпретация
[ редактировать ]Одна интерпретация феномена Адлета (и темы «Собачьего мужа») рассматривает разницу между собачьими детьми и другим, Адлетом, как решающую. Собак отправляют за границу, и они возвращаются в виде белых скандинавов, чтобы принести пользу инуитам, в то время как адлеты, «быстрые бегуны с агрессивным нравом», становятся своего рода внутренними духами, которых нужно держать на расстоянии. Таким образом, миф о «муже-собаке» несет в себе ценность карго-культа : «предлагая свои [сексуальные] услуги собачьим белым, то есть нордам, дочери инуитов служат посредниками в получении желаемых товаров». [ 13 ] Если прочитать этот рассказ как «миф о китобойном промысле» в культуре, в которой инуиты экономически зависели от механически более совершенных продуктов, поставляемых скандинавскими китобоями, эта история трансформирует материальную зависимость от белух во взаимные отношения, посредством чего скандинавские Норд возвращается, чтобы отплатить матери. [ 14 ]
Франц Боас и Хинрих Ринк предлагают два варианта возникновения легенды, объясняющей происхождение белых, то есть нордических людей. Либо эта традиция восходит к тому моменту, когда инуиты впервые вступили в контакт со скандинавами (что они считают крайне маловероятным), либо, что более вероятно, это адаптация уже существующей традиции, модифицированная с учетом прихода скандинавов, также известных как норды. [ 15 ] Сигне Ринк предлагает аналогичное объяснение в гипотетическом историческом повествовании, которое также принимает во внимание лингвистические данные. [ 16 ]
Тема «Муж-собака» встречается в других племенных мифологиях. Дакелы (ранее известные как «племя Карьеров» ) , коренные жители внутренних районов Британской Колумбии , рассказывают ряд подобных историй. В одной из таких историй женщина подозревает, что над ней изнасилуют каждую ночь, и бросает в нарушителя небольшой пакетик ярко-красной краски; на следующий день она идентифицирует его как большую собаку и позже рожает четырех собак. [ 17 ] Отец Морис, писая об этой и других историях, рассказанных ему людьми Кэрриера, утверждает, что может существовать «своего рода национальная традиция среди гиперборейских рас Америки, поскольку даже у эскимосов есть история, которая, очевидно, эквивалентна ей». », продолжая резюмировать отчет, данный Францем Боасом в «Центральном эскимосе» (1888). [ 18 ] Подобные истории (и об Адлете, и о женщине, вышедшей замуж за собаку) рассказывают на сибирской стороне Берингова пролива , у чукчей . [ 19 ]
Благородные истории
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2016 г. ) |
Ряд рассказов, содержащих Адлета, были записаны этнографами девятнадцатого и двадцатого веков.
«Торнит и Адлит»
[ редактировать ]Множество историй было рассказано «эскимосом Смит-Саунд», инуитом из Смит-Саунда , который был в Нью-Йорке зимой 1897–1898 годов и опубликовано А. Л. Крёбером для « Журнала американского фольклора» . Два Торнита (еще одна сказочная раса из преданий инуитов) оказываются среди диких Адлетов-людоедов. Ночью они ускользают и, уходя, перерезают на санях Адлета ремешки, которыми крепятся перекладины к полозьям. Собаки начинают лаять, но когда Адлет садится на сани, полозья падают, и Торниты убегают. [ 20 ] Тот же эскимос Смит-Саунд также рассказал вариант истории Адлета, рассказанной Боасом в «Центральном эскимосе». В этой версии Торниты также являются потомками женщины. [ 21 ] но Кребер отмечает, что они «обычно не связаны с этой историей». [ 22 ] Другие истории, рассказанные эскимосами Смит-Саунд, такие как «Происхождение Нарвала», также содержат убийственного Адлета. [ 23 ]
Асель
[ редактировать ]Инуиты из Пойнт-Барроу , Аляска , рассказывают о собаке по имени Аселу, привязанной к палке. Он освободился, перекусив палку, а затем вошел внутрь, где вступил в половой акт с женщиной. В результате она родила мужчин и собак. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Боас, «Центральный эскимос» 640.
- ^ Боас, «Фольклор эскимосов» 512.
- ^ Боас, «Эскимосы Баффиновой Земли и Гудзонова залива» 524.
- ^ Зеленый 72.
- ^ Ходж 14.
- ^ Ньюэлл Уордл 577-78.
- ^ Jump up to: а б Каток, «Девочка и собаки» 181.
- ^ Ньюэлл Уордл 578, примечание 1.
- ^ Боас и Ринк, «Эскимосские сказки и песни».
- ^ Ринк, «Сказки и предания эскимосов» 471; Боас и Ринк, «Эскимосские сказки и песни» 123.
- ^ Боас, «Центральный эскимос» 637. Этот аспект мифа об Адлете подобен элементу мифологии Седны , инуитской богини морских животных. См. Ньюэлл Уордл, «Цикл Седны: исследование эволюции мифов».
- ^ Боас, «Центральный эскимос» 637.
- ^ Вс 20.
- ^ Вс 26.
- ^ Боас и Ринк 126-27.
- ^ Каток, «Девочка и собаки» 184–86.
- ^ Морис 28-29.
- ^ Морис 35.
- ^ Богорас 671.
- ^ Кребер 167-68.
- ^ Кребер 168-69.
- ^ Кребер 169, примечание 3.
- ^ Кребер 170-71.
- ^ Мердок 594-95.
Цитируемая литература
[ редактировать ]- Боас, Франц (1888). «Центральный эскимос». Годовые отчеты . 6 . Бюро американской этнологии : 470–666.
- Боас, Франц (1907). «Эскимосы Баффиновой Земли и Гудзонова залива» . Бюллетень Американского музея естественной истории . 15 :4–570 . Проверено 25 июля 2010 г.
- Боас, Франц; Хинрих Ринк (1889). «Эскимосские сказки и песни». Журнал американского фольклора . 2 (5): 123–131. дои : 10.2307/533321 . JSTOR 533321 .
- Боас, Франц (1982). «Фольклор эскимосов» . Раса, язык и культура . Университет Чикаго P. ISBN 978-0-226-06241-9 .
- Богорас, Вальдемар (1902). «Фольклор Северо-Восточной Азии в сравнении с фольклором Северо-Западной Америки» . Американский антрополог . новая серия. 4 (4): 577–683. дои : 10.1525/aa.1902.4.4.02a00020 .
- Грин, Томас А. (2008). Гринвудская библиотека мировых народных сказок: Северная и Южная Америка . Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-33787-1 .
- Ходж, Фредерик Уэбб (1907). Справочник американских индейцев севера Мексики . Государственная типография. ISBN 1-58218-750-9 .
- Кребер, А.Л. (1899). «Сказки эскимосов Смит-Саунд». Журнал американского фольклора . 12 (46). Американское фольклорное общество : 166–82. дои : 10.2307/534175 . JSTOR 534175 .
- Морис, отец (октябрь 1896 г.). «Три мифа об авиаперевозчиках». Труды Канадского института . Королевский канадский институт : 1–36.
- Мердок, Джон (1886). «Несколько легендарных фрагментов от эскимосов Пойнт-Барроу» . Американский натуралист . 20 (7). Американское общество натуралистов : 593–99. дои : 10.1086/274287 . Проверено 26 июля 2010 г.
- Ньюэлл Уордл, Х. (1900). «Цикл Седны: исследование эволюции мифов» . Американский антрополог . новая серия. 2 (3): 568–580. дои : 10.1525/aa.1900.2.3.02a00100 . JSTOR 658969 .
- Ринк, Хинрих; Роберт Браун (1875). Сказки и традиции эскимосов: с очерком их обычаев, религии, языка и других особенностей . У. Блэквуд и сыновья. ISBN 0-486-29966-Х . Проверено 26 июля 2010 г.
- Ринк, Сигне (1898). «Девочка и собаки: Эскимосская народная сказка с комментариями» . Американский антрополог . 11 (6): 181–87. дои : 10.1525/aa.1898.11.6.02a00030 . JSTOR 658452 .
- Зонне, Биргитте (1990). Аккультурационная роль морской женщины: ранние контактные отношения между инуитами и белыми, как показано в мифе о происхождении морской женщины . Комиссия научных исследований в Гренландии . ISBN 978-87-635-1198-8 . Проверено 26 июля 2010 г.