Йети
Похожие объекты | |
---|---|
Фольклор | Криптид |
Другое имя (а) | |
Страна | |
Область | Тибет , Гималаи |
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Йети ( / ˈ j ɛ t i / ) [ 2 ] обезьяноподобное существо , предположительно обитающее в Гималайских горах в Азии. В западной популярной культуре это существо обычно называют « Отвратительным снеговиком» . В попытке доказать существование йети было предложено множество сомнительных статей, включая анекдотические визуальные наблюдения, спорные видеозаписи, фотографии и гипсовые слепки больших следов. Некоторые из них предположительно или известны как мистификации.
Фольклористы связывают происхождение йети с комбинацией факторов, в том числе фольклором шерпов и ошибочно идентифицированной фауной, такой как медведь или як . [ 3 ] Йети обычно сравнивают с снежным человеком Северной Америки, поскольку эти два субъекта часто имеют схожие физические характеристики. [ 4 ]
Описание
Йети часто описывается как большое двуногое обезьяноподобное существо, покрытое коричневыми, серыми или белыми волосами, а иногда его изображают с большими острыми зубами . [ 5 ]
Этимология и альтернативные названия
Слово Йети происходит от тибетского : གཡའ་དྲེད་ , Wylie : g.ya' dred , ZYPY : Yachê , соединение слов тибетского : གཡའ་ , Wylie : g.ya' , ZYPY : ya «каменистое место», «каменистое место» и ( тибетский : དྲེད་ , Уайли : dred , ZYPY : chê ) «медведь». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Пранавананда [ 6 ] утверждает, что слова «ти», «те» и «тех» произошли от произносимого слова «тре» (пишется «дред»), что по-тибетски означает «медведь», причем буква «р» произносится так мягко, что ее почти не слышно, таким образом делая это «те» или «тех». [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ]
Тибетские предания описывают три основные разновидности йети: Ньялмо , имеющий черный мех, самый большой и свирепый, ростом около пятнадцати футов; Чути , высота которого составляет около восьми футов и живет на высоте 8 000 и 10 000 футов (2 400 и 3 000 м) над уровнем моря; и Ранг Шим Бомбо , у которого красновато-коричневый мех и рост всего 3 и 5 футов (0,91 и 1,52 м). [ 12 ]
Другие термины, используемые гималайскими народами, переводятся не совсем так, но относятся к легендарной и местной дикой природе:
- Мише ( тибетский : མི་དྲེད་ , Wylie : mi dred , ZYPY : Michê ) переводится как «человек- медведь ». [ 8 ] [ 13 ]
- Дзу-тэ – «дзу» переводится как « скот », а полное значение переводится как «крупный медведь», имея в виду гималайского бурого медведя . [ 7 ] [ 10 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Мигои или Ми-го ( тибетский : མི་རྒོད་ , Wylie : mi rgod , ZYPY : Migö/Mirgö ) переводится как «дикий человек». [ 10 ] [ 15 ]
- Бун Манчи - по-непальски означает «человек из джунглей», который используется за пределами общин шерпов, где йети является общим именем. [ 16 ]
- Мирка - другое имя «дикого человека». Местная легенда гласит, что «любой, кто его увидит, умрет или будет убит». Последнее взято из письменного заявления Фрэнка Смайта в шерп 1937 году. [ 17 ]
- Кан Адми – «Снежный человек». [ 15 ]
- Джунгли Адми – «Дикий человек». [ 18 ]
- Сюэрэнь (китайский: 雪人) — «Снежный человек»
Другие имена и места
В русском фольклоре Чучуна в – это существо, обитающее, как говорят, Сибири . Описано, что он ростом от шести до семи футов и покрыт темными волосами. [ нужна ссылка ] Согласно рассказам туземцев кочевых якутских и тунгусских племен, это хорошо сложенный, похожий на неандертальца человек, одетый в шкуры и имеющий белое пятно меха на предплечьях. Говорят, что они иногда поедают человеческое мясо, в отличие от своих близких родственников Алмастисов . Некоторые свидетели сообщили, что видели хвост на трупе существа. Его высота составляет примерно шесть-семь футов. [ нужна ссылка ] Есть и другие истории о крупных двуногих существах-затворниках по всему миру, в том числе о « снежном человеке » и «отвратительном снеговике».
Отвратительный снеговик
Название «Отвратительный снеговик» было придумано в 1921 году, когда подполковник Чарльз Ховард-Бери возглавил в 1921 году британскую разведывательную экспедицию на Эверест . [ 19 ] [ 20 ] который он записал в книге «Разведка Эвереста», 1921 год . [ 21 ] В книге Говард-Бери включает отчет о пересечении реки Лхагпа-Ла на высоте 21 000 футов (6 400 м), где он обнаружил следы, которые, по его мнению, «вероятно были оставлены большим серым волком, который на мягком снегу образовал двойные следы». скорее как у босого человека». Он добавляет, что его гиды-шерпы «сразу же согласились, что следы должны быть следами «Снежного дикаря», которому они дали название «Мето-кангми » . [ 21 ] «Мето» переводится как «человек-медведь», а «кан-ми» переводится как «снеговик». [ 6 ] [ 8 ] [ 15 ] [ 22 ]
Существует путаница между произнесением Говардом-Бери термина «метох-канми». [ 19 ] [ 21 ] и термин, использованный в Билла Тилмана книге «Гора Эверест», 1938 г. [ 23 ] где Тилман использовал слово «метч», которого нет в тибетском языке , [ 24 ] и «канми», когда речь идет о создании термина «Отвратительный снеговик». [ 8 ] [ 15 ] [ 23 ] [ 25 ] Дополнительные доказательства того, что слово «метч» является неправильным употреблением, предоставлены знатоком тибетского языка профессором Дэвидом Снеллгроувом из Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета (ок. 1956 г.), который отверг слово «метч» как невозможное, потому что согласные «tch» не может быть соединено в тибетском языке. [ 24 ] Документация предполагает, что термин «метч-канми» произошел из одного источника (1921 года). [ 23 ] Было высказано предположение, что «метч» — это просто неправильное написание слова «метох».
Использование «Отвратительного снеговика» началось, когда Генри Ньюман, давний сотрудник журнала «The Statesman» в Калькутте , писавший под псевдонимом «Ким», [ 9 ] взял интервью у носильщиков «Разведывательной экспедиции на Эверест» по возвращении в Дарджилинг. [ 23 ] [ 26 ] [ 27 ] Ньюман неправильно перевел слово «мето» как «грязный», заменив термин «отвратительный», возможно, из-за художественной лицензии. [ 28 ] Как вспоминает автор Билл Тилман: «[Ньюман] написал много позже в письме в «Таймс» : «Вся история показалась мне таким радостным произведением, что я разослал ее в одну или две газеты». [ 23 ]
История и наблюдения
До 19 века
По мнению Х. Зийгера, йети был частью добуддийских верований некоторых гималайских народов. Ему рассказали, что жители Лепчи поклонялись «Ледниковому Существу» как Богу Охоты. Он также сообщил, что последователи религии Бон когда-то верили, что кровь «мирбога» или «дикого человека» использовалась в некоторых духовных церемониях. Существо было изображено как обезьяноподобное существо, которое носит в качестве оружия большой камень и издает свистящий звук. [ 29 ]
Йети был принят в тибетский буддизм , где он считается нечеловеческим животным ( тирагьони ), которое, тем не менее, достаточно человечно, чтобы иногда быть способным следовать Дхарме . В нескольких историях рассказывается, как йети становятся помощниками и учениками религиозных деятелей. В Тибете изображения йети выставляются напоказ и иногда им поклоняются как защитникам от злых духов. Однако, поскольку йети иногда выступают в роли проводников Дхармы, их слух или вид часто считаются плохим предзнаменованием, для чего свидетель должен накопить заслуги . [ 30 ]
19 век
В 1832 году Джеймса Принсепа опубликовал журнал Азиатского общества Бенгалии отчет путешественника Х. Ходжсона Б. о его впечатлениях в северном Непале. Его местные гиды заметили высокое двуногое существо, покрытое длинными темными волосами, которое, казалось, в страхе бежало. Ходжсон пришел к выводу, что это был орангутан .
Первые записи о следах появились в 1899 году в Лоуренса Уодделла книге « Среди Гималаев ». Уодделл сообщил об описании своим гидом большого обезьяноподобного существа, оставившего отпечатки, которые, по мнению Уодделла, были оставлены медведем. Уодделл слышал истории о двуногих обезьяноподобных существах, но писал, что «однако ни один из многих тибетцев, которых я допрашивал по этому поводу, никогда не мог назвать мне подлинный случай. При самом поверхностном исследовании он всегда приводил к чему-то, о чем кто-то слышал. ." [ 31 ]
20 век
Частота сообщений увеличилась в начале 20-го века, когда жители Запада начали предпринимать решительные попытки покорить многие горы в этом районе и время от времени сообщали о том, что видели странных существ или странные следы.
В 1925 году Н. А. Томбази , фотограф и член Королевского географического общества, пишет, что видел существо на высоте около 15 000 футов (4600 м) возле ледника Зему . Позже Томбази писал, что наблюдал за существом на расстоянии примерно 200–300 ярдов (180–270 м) в течение примерно минуты. «Несомненно, фигура по очертаниям напоминала человека: он шел прямо и время от времени останавливался, чтобы покопаться в кустах карликового рододендрона . Он темнел на фоне снега и, насколько я мог разглядеть, был без одежды». Примерно через два часа Томбази и его товарищи спустились с горы и увидели отпечатки существа, описанные как «по форме похожие на человеческие, но длиной всего от 6 до 7 дюймов (150–180 мм) и 4 дюйма (100 мм). широкий... [ 32 ] Отпечатки, несомненно, принадлежали двуногим». [ 33 ]
Осенью 1937 года Джон Хант и Пасанг Шерпа (позже Пасанг Дава Лама) обнаружили на подходах к Зему-Гэпу над ледником Зему следы , которые, как предполагалось, принадлежали паре йети. [ 34 ]
В июне 1944 года Ч.Р. Кук , его жена Марагарет и группа носильщиков обнаружили очень большие отпечатки двуногих животных в мягкой грязи на высоте 14 000 футов (4300 м) чуть ниже хребта Сингалила , который, по словам носильщиков, принадлежал «Джунгли Адми» (дикие мужчина). Существо пробралось через кусты на крутом склоне холма со стороны Непала и пересекло тропу, прежде чем продолжить путь к гребню. Кук писал: «Мы положили солнцезащитные очки Марагарет рядом с каждым отпечатком, чтобы указать его размер, и сфотографировали. Эти отпечатки были странными и больше, чем любая нормальная человеческая ступня, 14 футов (4,3 м) от пятки до носка, с большим пальцем, отведенным назад в сторону. первый палец, тоже большой, и три мизинца, плотно сдвинутых вместе». [ 35 ]
Питер Бирн сообщил, что нашел след йети в 1948 году на севере Сиккима , Индия, недалеко от ледника Зему , во время отпуска из командировки Королевских ВВС в Индии. [ 36 ]
Интерес Запада к Йети резко достиг своего пика в 1950-х годах. Пытаясь покорить Эверест в 1951 году, Эрик Шиптон сфотографировал несколько крупных отпечатков на снегу на высоте около 6000 м (20 000 футов) над уровнем моря. Шиптон сделал три фотографии: на одной был изображен след, а на двух других — один конкретный отпечаток, размер которого сравнивался с киркой и ботинком. В следах были отчетливые два больших пальца ног и три меньших пальца, расположенных близко друг к другу. Эти фотографии стали предметом пристального изучения и дискуссий. Некоторые утверждают, что они являются лучшим доказательством существования Йети, в то время как другие утверждают, что это отпечатки обычного существа, искаженные таянием снега. Джеффри Мелдрам исследовал реконструированную форму отпечатка в 2008 году, отметив, что один из больших пальцев ноги стал результатом макродактилии . [ 37 ] [ 1 ]
В 1953 году сэр Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей сообщили, что видели большие следы при восхождении на Эверест. Позже Хиллари сочла отчеты Йети ненадежными. В своей первой автобиографии Тенцинг сказал, что, по его мнению, Йети был большой обезьяной, и хотя сам он никогда не видел ее, его отец видел ее дважды, но во второй автобиографии он сказал, что стал гораздо более скептически относиться к ее существованию. [ 38 ]
Во время экспедиции снежных людей Daily Mail в 1954 году. [ 39 ] лидер альпинизма Джон Анджело Джексон совершил первый поход от Эвереста до Канченджанги , в ходе которого сфотографировал символические изображения йети в Тенгбоче гомпе . [ 40 ] Джексон отследил и сфотографировал множество следов на снегу, большинство из которых можно было опознать. Однако было много больших следов, которые невозможно было идентифицировать. Эти сплющенные углубления, похожие на следы, были объяснены эрозией и последующим расширением исходного следа ветром и частицами.
19 марта 1954 года газета Daily Mail напечатала статью, в которой описывалось, как экспедиционные группы получили образцы волос из того, что предположительно было скальпом йети, найденным в монастыре Пангбоче . Волосы были от черного до темно-коричневого цвета при тусклом свете и лисьего рыжего при солнечном свете. Волосы проанализировал профессор Фредерик Вуд Джонс . [ 41 ] [ 42 ] специалист в области человеческой и сравнительной анатомии. В ходе исследования волосы обесцвечивали, разрезали на секции и анализировали под микроскопом. Исследование заключалось в том, чтобы сделать микрофотографии волос и сравнить их с волосами известных животных, таких как медведи и орангутанги. Джонс пришел к выводу, что волосы на самом деле были не с кожи головы. Он утверждал, что, хотя у некоторых животных действительно есть гребень волос, идущий от макушки к спине, ни у одного животного нет гребня (как на скальпе Пангбоче), идущего от основания лба через макушку и заканчивающегося на затылке. . Джонс не смог точно определить животное, у которого были взяты волосы Пангбоче. Однако он был убежден, что волосы принадлежали не медведю или человекообразной обезьяне , а с плеча жесткошерстного копытного животного. [ 43 ]
Славомир Равич утверждал в своей книге «Долгая прогулка» , опубликованной в 1956 году, что, когда он и некоторые другие пересекали Гималаи зимой 1940 года, их путь на несколько часов был заблокирован двумя двуногими животными, которые, по-видимому, ничего не делали, а только шаркали по снег. [ 44 ]
Начиная с 1957 года техасский нефтяной бизнесмен и искатель приключений Том Слик возглавил экспедицию в Непальские Гималаи для расследования сообщений о йети вместе с антропологом проф. Карлтон С. Кун в качестве одного из его членов. [ 45 ] В 1959 году предполагаемые фекалии одна из экспедиций Слика собрала йети; Анализ кала обнаружил паразита , который не подлежал классификации. [ нужна ссылка ] Правительство Соединенных Штатов считало, что обнаружения йети, вероятно, будет достаточно, чтобы установить три правила для американских экспедиций, занимающихся его поиском: получить непальское разрешение, не причинять вреда йети, кроме как в целях самообороны, и позволить правительству Непала одобрять любые новостные сообщения о йети. открытие животного. [ 46 ] Сообщается, что в 1959 году актер Джеймс Стюарт во время посещения Индии провез контрабандой так называемую « Руку Пангбоче» , спрятав ее в своем багаже, когда он летел из Индии в Лондон. [ 47 ]
В 1960 году сэр Эдмунд Хиллари организовал экспедицию Серебряной Хижины 1960–61 годов в Гималаи, целью которой было собрать и проанализировать вещественные доказательства существования йети. Хиллари одолжил предполагаемый скальп йети в монастыре Кхумджунг, затем он сам и Кхумджо Чумби (староста деревни) привезли скальп обратно в Лондон. [ 48 ] где для испытаний был отрезан небольшой образец. Марка Бернс провела детальное исследование образца кожи и волос с края предполагаемого скальпа йети и сравнила его с аналогичными образцами сероу , синего медведя и черного медведя . Бернс пришел к выводу, что образец «вероятно, был сделан из кожи животного, очень похожего на образец Сероу, но определенно не идентичного ему: возможно, это местная разновидность или раса того же вида или другого, но близкородственного вида». [ 49 ]
До 1960-х годов вера в йети была относительно распространена в Бутане, и в 1966 году в Бутане была выпущена марка в честь этого существа. [ 50 ] Однако в 21 веке вера в это существо пошла на убыль. [ 51 ] [ 52 ]
В 1970 году британский альпинист Дон Уилланс заявил, что стал свидетелем существа при восхождении на Аннапурну . [ 53 ] Он сообщил, что однажды видел, как оно передвигалось на четвереньках. [ 54 ]
В 1983 году гималайский защитник природы Дэниел К. Тейлор и гималайский естествоиспытатель Роберт Л. Флеминг-младший возглавили экспедицию йети в непальскую долину Барун (о чем свидетельствует открытие Кронином и Макнили в Баруне в 1972 году следов, предположительно принадлежавших йети). [ 55 ] ). Экспедиция Тейлора-Флеминга также обнаружила похожие следы, похожие на йети (гоминоида, имеющего как большой палец, так и двуногую походку), интригующие большие гнезда на деревьях и яркие сообщения местных жителей о двух медведях, рух бхалу («древесный медведь», маленький, затворник, весом около 150 фунтов (68 кг)) и бхуи бхалу («земной медведь», агрессивный, весом до 400 фунтов (180 кг)). Дальнейшие интервью в Непале подтвердили, что местные жители верят в двух разных медведей. Черепа были собраны, их сравнили с черепами, известными в Смитсоновском институте , Американском музее естественной истории и Британском музее , и подтвердили идентификацию одного вида, азиатского черного медведя , не обнаруживая никаких морфологических различий между «древесным медведем» и «наземным медведем». медведь.' [ 56 ] (И это несмотря на интригующий череп в Британском музее, «древесного медведя» собранный в 1869 году Олдемом и обсуждавшийся в «Анналах Королевского зоологического общества ».)
21 век
В 2004 году Генри Джи , редактор журнала Nature , упомянул йети как пример народной веры, заслуживающей дальнейшего изучения, написав: «Открытие того, что Homo floresiensis дожил до совсем недавнего времени, с геологической точки зрения, делает более вероятным, что истории о другие мифические человекоподобные существа, такие как Йети, основаны на крупицах истины». [ 57 ]
В начале декабря 2007 года американский телеведущий Джошуа Гейтс и его команда ( Destination Truth ) сообщили об обнаружении серии следов в районе Эвереста в Непале, напоминающих описания йети. [ 58 ] Каждый из следов имел длину 33 см (13 дюймов) и пять пальцев на ногах, общая длина которых составляла 25 см (9,8 дюйма). С отпечатков были сделаны слепки для дальнейших исследований. Следы были изучены Джеффри Мелдрамом из Университета штата Айдахо, который считал, что они слишком морфологически точны, чтобы быть поддельными или искусственными, прежде чем передумал после проведения дальнейших исследований. [ 59 ] Позже, в 2009 году, в телешоу Гейтс представил судебно-медицинскому эксперту образцы волос, которые пришли к выводу, что волосы содержат неизвестную последовательность ДНК. [ 60 ]
25 июля 2008 года BBC сообщила, что волосы, собранные Дипу Мараком в отдаленном Гаро-Хиллз районе на северо-востоке Индии, были проанализированы в Оксфордском университете Брукса в Великобритании приматологом Анной Некарис и экспертом по микроскопии Джоном Уэллсом. Эти первоначальные тесты оказались безрезультатными, и эксперт по сохранению обезьян Ян Редмонд сообщил Би-би-си, что существует сходство между рисунком кутикулы этих волос и образцами, собранными Эдмундом Хиллари во время гималайских экспедиций в 1950-х годах и переданными в дар Музею естественной истории Оксфордского университета . объявил о запланированном анализе ДНК . [ 61 ] Этот анализ впоследствии показал, что волосы произошли от гималайского горала . [ 62 ]
Группа китайских учёных и исследователей в 2010 году предложила возобновить поиски в Шэннунцзя лесном округе провинции Хубэй , который был местом экспедиций в 1970-х и 1980-х годах. [ 63 ]
На конференции 2011 года в России участвовавшие ученые и энтузиасты заявили, что имеют «95% доказательств» существования Йети. [ 64 ] Однако позже это утверждение было оспорено; Американский антрополог и анатом Джеффри Мелдрам , присутствовавший во время российской экспедиции, заявил, что найденные «доказательства» были просто попыткой местных чиновников привлечь внимание общественности. [ 65 ]
Сообщается, что йети был пойман в России в декабре 2011 года. [ 66 ] Первоначально в истории утверждалось, что охотник сообщил, что видел похожее на медведя существо, пытающееся убить одну из его овец, но после того, как он выстрелил из ружья, существо на двух ногах убежало в лес. В статье затем утверждалось, что солдаты пограничного патруля поймали волосатую двуногое существо женского пола, похожее на гориллу, которое ело мясо и растительность. Позже выяснилось, что это розыгрыш или, возможно, рекламный ход благотворительности. [ нужна ссылка ]
В апреле 2019 года группа альпинистской экспедиции индийской армии заявила, что заметила загадочные следы «йети» размером 81 на 38 см (32 на 15 дюймов) возле базового лагеря Макалу . [ 67 ]
Предлагаемые объяснения
Неправильная идентификация дикой природы Гималаев была предложена в качестве объяснения некоторых наблюдений йети, в том числе чу-те , -лангура . обезьяны [ 68 ] проживание на более низких высотах; тибетский синий медведь ; или гималайский бурый медведь или дзу-тэ , также известный как гималайский красный медведь. [ 68 ]
Точно так же возможно, что наблюдения были преднамеренной мистификацией. Джеймс Рэнди отмечает, что в фильмах использовались убедительные костюмы горилл или других обезьян, которые более убедительны, чем любые изображения Йети, представленные верующими. [ 1 ] должно быть много существ, и, учитывая предполагаемый размер Йети, трудно представить, что они были настолько неуловимы, если они реальны. Рэнди также утверждает, что для поддержания генофонда [ 1 ]
Широко разрекламированная экспедиция в Бутан первоначально сообщила, что был получен образец волос, который с помощью анализа ДНК , проведенного профессором Брайаном Сайксом , не мог быть сопоставлен ни с одним известным животным. [ 69 ] Однако анализ, проведенный после публикации в СМИ, ясно показал, что образцы были взяты от бурого медведя ( Ursus arctos ) и азиатского черного медведя ( Ursus thibetanus ). [ 70 ]
В 1986 году из Южного Тироля альпинист Райнхольд Месснер заявил в своей автобиографии «Мои поиски йети» , что йети на самом деле является находящимся под угрозой исчезновения гималайским бурым медведем , Ursus arctos isabellinus , или тибетским синим медведем , U.a. pruinosus , который может ходить как прямо, так и на четвереньках. [ 71 ] [ 72 ]
Открытия 1983 года в долине Барун побудили Тейлора, Флеминга, Джона Крейгхеда и Тирту Шресту провести три года исследований возможности появления «древесного медведя». В результате этого исследования был сделан вывод, что азиатский черный медведь в возрасте около двух лет проводит много времени на деревьях, чтобы избежать нападения более крупных медведей-самцов на земле («наземные медведи»). В течение этого периода дерева (который может длиться два года) молодые медведи тренируют внутренние когти наружу, обеспечивая противостоящий захват. Отпечаток на снегу задней лапы, переходящий через переднюю, который выглядит как большой палец, особенно когда медведь идет немного в гору, так что отпечаток задней лапы расширяет отпечаток назад, образует след, похожий на человекообразный, и то, и другое вытянутая, как человеческая ступня, но с «большим пальцем», и благодаря этому походка четвероногого животного теперь кажется двуногой. [ 73 ] Это «открытие йети», по словам редактора журнала National Geographic Билла Гаррета, «[благодаря] исследованиям на месте сметает большую часть «дыма и зеркал» и дает нам правдоподобного йети». [ 74 ]
Эти полевые исследования в непальской долине Барун привели непосредственно к созданию в 1991 году национального парка Макалу-Барун , который охранял более полумиллиона акров земли, а за границей с Китаем - национального природного заповедника Джомолунгма в Тибетском автономном районе , который охранял более шести миллионов акров земли. акры. По словам почетного президента Американского альпийского клуба Роберта Х. Бейтса, это открытие йети «по-видимому, разгадало тайну йети или, по крайней мере, частично ее, и тем самым добавило к величайшим мировым заповедникам дикой природы». [ 75 ] так что застенчивое животное, а также тайны и мифы Гималаев, которые оно представляет, могут продолжать жить на охраняемой территории размером почти со Швейцарию.
В 2003 году японский исследователь и альпинист доктор Макото Небука опубликовал результаты своего двенадцатилетнего лингвистического исследования, постулировав, что слово «йети» является искажением слова «мети», регионального диалектного термина, обозначающего «медведя». Небука утверждает, что этнические тибетцы боятся медведя и поклоняются ему как сверхъестественному существу. [ 76 ] Заявления Небуки почти сразу же подверглись критике, и его обвинили в языковой небрежности. Доктор Радж Кумар Панди, который исследовал как йети, так и горные языки, сказал, что «недостаточно винить в рассказах о загадочном звере Гималаев слова, которые рифмуются, но означают разные вещи». [ 77 ]
Некоторые предполагают, что эти существа могут быть современными экземплярами вымершей гигантской обезьяны Gigantopithecus . [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] Тем не менее, Йети обычно описывается как двуногий человек, и большинство учёных полагают, что гигантопитек был четвероногим и настолько массивным, что, если бы он не развился именно как двуногая обезьяна (как гоминиды ), прямохождение было бы ещё более трудным для современных людей. вымерший примат, чем его нынешний четвероногий родственник орангутан .
обратились с призывом В 2013 году ученые из университетов Оксфорда и Лозанны к людям, утверждающим, что у них есть образцы подобных существ. Анализ митохондриальной ДНК гена 12S РНК был проведен на образцах волос неопознанного животного из Ладакха в северной Индии на западе Гималаев и одного из Бутана . Эти образцы сравнили с образцами в GenBank , международном хранилище последовательностей генов, и сопоставили образец челюстной кости древнего белого медведя, найденный на Шпицбергене, Норвегия , который датируется периодом от 40 000 до 120 000 лет назад. [ 82 ] [ 83 ] Результаты позволяют предположить, что, если не считать подброшенных образцов или загрязнения, медведей в этих регионах можно было принять за йети. [ 84 ] Профессор эволюционной генетики Кембриджского университета Билл Амос сомневался, что это образцы белых медведей из Гималаев, но был «на 90% убежден, что в этих регионах обитает медведь, которого приняли за йети». Профессор Брайан Сайкс , чья команда проводила анализ образцов в Оксфорде, имеет свою теорию. Он полагает, что образцы могли быть получены от гибридного вида медведя, полученного в результате спаривания бурого медведя и белого медведя. [ 82 ] [ 85 ] Исследование 12S рРНК, опубликованное в 2015 году, показало, что собранные образцы волос, скорее всего, принадлежат бурым медведям. [ 86 ] В 2017 году новый анализ сравнил последовательности мтДНК медведей из этого региона с ДНК, извлеченной из волос и других образцов, которые, как утверждается, произошли от йети. Он включал в себя волосы, предположительно принадлежащие тому же сохранившемуся экземпляру, что и аномальный образец Сайкса, и показал, что это был гималайский бурый медведь, в то время как другие предполагаемые образцы йети на самом деле принадлежали тибетскому синему медведю, азиатскому черному медведю и домашней собаке. [ 87 ]
В 2017 году Дэниел К. Тейлор опубликовал всесторонний анализ столетней литературы о йети, предоставив дополнительные доказательства объяснения ( Ursus thibetanus ), основанного на первоначальных открытиях в долине Барун. В этой книге дано подробное объяснение знакового следа йети, сфотографированного Эриком Шиптоном в 1950 году, отпечатка Кронина-Макнили 1972 года, а также всех других необъяснимых следов йети. Чтобы завершить это объяснение, Тейлор также нашел в архивах Королевского географического общества никогда ранее не публиковавшуюся фотографию, сделанную в 1950 году Эриком Шиптоном , на которой были царапины, на которых явно остались следы гвоздей. [ 88 ]
См. также
- Общий
- Подобные предполагаемые существа
- Души – Центральная Азия
- Великий Серый Человек – Великобритания
- Амомонго – Филиппины
- Барману – Афганистан и Пакистан
- Снежный человек – Северная Америка
- Даэва или Див – Таджикистан, Иран
- Чучуня – Сибирь
- Фуке Монстр – США
- Хибагон – Япония
- Манде Барунг – Индия
- Мапингуари – Южная Америка
- Менк , Россия
- Монстр Момо – США
- Ниттаево - Шри-Ланка
- Очокочи – Грузия
- Народ мавас - Малайзия
- Короткие люди – Индонезия
- Скунсовая обезьяна - США.
- Йерен – Китай
- Йоуи – Австралия
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и Рэнди, Джеймс (1995). Энциклопедия утверждений, мошенничеств и мистификаций оккультного и сверхъестественного: явно скептические определения альтернативных реальностей . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. ISBN 978-0-312-15119-5 .
- ^ «Йети» . Архивировано 9 марта 2015 года в Wayback Machine . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Парияр, Камаль (28 января 2020 г.). «Посетите йети Непала: как мифическое существо разделило гималайский народ» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 2 июня 2020 года . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ «Руководство по расшифровке различий между йети, снежным человеком, снежным человеком и другими» . newsweek.com . Newsweek . 19 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 г. Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Джонс, Люси (30 июня 2015 г.). «Земля. Является ли гималайский йети настоящим животным?» . bbc.com . Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пранавананда, Свами (1957). «Отвратительный снеговик». Журнал Бомбейского общества естествознания . 54 .
- ^ Jump up to: а б Стонор, Чарльз (30 января 1954 г.). Государственный деятель в Калькутте
- ^ Jump up to: а б с д Свон, Лоуренс В. (18 апреля 1958 г.). «Отвратительный снеговик». Наука . 127 (3303): 882–84. Бибкод : 1958Sci...127..882S . дои : 10.1126/science.127.3303.882-b . ПМИД 17733822 . S2CID 5372649 .
- ^ Jump up to: а б Иззард, Ч. 2, стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с Иззард, Ч. 2, с. 199.
- ^ Стонор, Чарльз (1955). Шерпа и Снеговик . Холлис и Картер.
- ^ Бхайрав, Дж. Фурцифер; Ханна, Ракеш (2020). Призраки, монстры и демоны Индии . Индия: Blaft Publications Pvt. ООО, стр. 428–429. ISBN 9789380636474 .
- ^ Иззард, Ч. 2, с. 22.
- ^ Пранавананда, Свами (июль – сентябрь 1955 г.). «Отвратительный снеговик». Индийский географический журнал . 30 : 99–104.
- ^ Jump up to: а б с д и Джексон, Джон А. (1955). Больше, чем горы . Джордж Дж. Харрап и Ко. Лтд.
- ^ Тейлор
- ^ Тилман, с. 131.
- ^ Кук, К. Реджинальд (1988). Пыль и снег. Полжизни в Индии . CR Кук. стр. 326–328.
- ^ Jump up to: а б Ховард-Бери, Чарльз (февраль 1921 г.). «Некоторые наблюдения о подходах к Эвересту» . Географический журнал . 57 (2): 121–24. Бибкод : 1921GeogJ..57..121B . дои : 10.2307/1781561 . JSTOR 1781561 . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ Ваш муж Фрэнсис; Колли, Х. Норман и Гатин, А. (февраль 1922 г.). «Гора Эверест». Разведка: обсуждение» . The Geographical World Journal . 59 (2): 109–12. Bibcode : 1922GeogJ..59..109Y . doi : 10.2307/1781388 . JSTOR 1781388. . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Ховард-Бери, Чарльз (1921). «19». Эверест. Разведка, 1921 год . Эдвард Арнольд. п. 141. ИСБН 978-1-135-39935-1 .
- ^ Иззард, Ч. 2, с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и Тилман, стр. 127–37.
- ^ Jump up to: а б Иззард, Ч. 2, с. 24.
- ^ Штраус, Уильям Л. младший (8 июня 1956 г.). «Отвратительный снеговик». Наука . 123 (3206): 1024–25. Бибкод : 1956Sci...123.1024S . дои : 10.1126/science.123.3206.1024 . ПМИД 17800969 .
- ^ Киртли, Бэсил Ф. (апрель 1964 г.). «Неизвестные гоминиды и легенды Нового Света». Западный фольклор . 23 (1304): 77–90. дои : 10.2307/1498256 . JSTOR 1498256 .
- ^ Мастерс, Джон (январь 1959 г.). «Отвратительный снеговик» . Журнал Харпера . Том. CCXVIII, нет. 1304. с. 31. Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Иззард, Ч. 2, с. 23.
- ^ Сийгер, Х. (1978). «Отвратительный снеговик» . В Фишере, Джеймс Ф. (ред.). Гималайская антропология: индо-тибетский интерфейс . Вальтер де Грюйтер. п. 423. ИСБН 9789027977007 .
- ^ Кэппер, Дэниел С. (2012). Дружелюбный Йети . Университет Южного Миссисипи.
- ^ Уодделл, Лоуренс Остин (1899). Среди Гималаев . Арчибальд Констебль и компания с. 223 .
- ^ От 6 до 7 дюймов (от 150 до 180 мм), 4 дюйма (100 мм)
- ^ Абелл, Джордж Огден; Певец, Барри (1981). Наука и паранормальные явления: исследование существования сверхъестественного . Скрибнер. п. 32. ISBN 0-684-16655-0 . .
- ^ Кук, К. Реджинальд (1988). Пыль и снег. Полжизни в Индии . CR Кук. стр. 327–328.
- ^ Кук, К. Реджинальд (1988). Пыль и снег. Полжизни в Индии . CR Кук. п. 327.
- ^ Маклеод, Майкл (2009). Анатомия зверя: навязчивая идея и миф по следам снежного человека . Издательство Калифорнийского университета. п. 54. ИСБН 978-0-520-25571-5 .
- ^ Уэллс, К. (2008). Кто есть кто в британском скалолазании . Альпинистская компания. ISBN 978-0955660108 . .
- ^ Тенцинг Норгей (рассказанный и написанный Джеймсом Рэмси Уллманом) (1955). Человек Эвереста – Автобиография Тенцинга . Джордж Харрап и Ко, Лтд.
- ^ «Команда Daily Mail будет искать снеговика» . Каберне.demon.co.uk. Архивировано из оригинала 10 марта 2007 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ Джексон, Джон Анджело (2005). «Глава 17». Приключенческие путешествия в Гималаях . Нью-Дели: Паб Indus. Co., стр. 135–52, 136. ISBN. 978-81-7387-175-7 .
- ^ Добсон, Джесси (июнь 1956 г.). «Некролог: 79, Фредерик Вуд-Джонс, ФРС: 1879–1954». Мужчина . 56 : 82–83.
- ^ Уилфред Э. ле Грос Кларк (ноябрь 1955 г.). «Фредерик Вуд-Джонс, 1879–1954» . Биографические мемуары членов Королевского общества . 1 : 118–134. дои : 10.1098/rsbm.1955.0009 .
- ^ Иззард
- ^ Равич, Славомир (1956). «22». Долгая прогулка . Глобус Пекот Пресс. стр. 258–60 . ISBN 978-1-59921-975-2 .
- ^ Times, А. М. Розенталь, специально для Нью-Йорка (5 февраля 1957 г.). «Техасец возглавит охоту на «снежного человека»; будет расследовать истории о том, что странное существо бродит по Гималаям в Непале» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Бедард, Пол; Фокс, Лорен (2 сентября 2011 г.). «Документы показывают, что федералы верили в йети» . Новости США и мировой отчет . Архивировано из оригинала 19 июня 2018 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
- ^ «Вехи – Джимми Стюарт» . Аномалист.com. 2 июля 1997 года. Архивировано из оригинала 3 января 2011 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ «Из архива: Скальп Йети (Говорят, ему 240 лет) здесь – по воздуху» . Хранитель . 22 декабря 2009 г. [23 декабря 1960 г.] . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Бернс, Марка (1962). «Отчет об образце кожи и волос скальпа йети Кхумджунг». Род . 18 (1/4): 80–88. JSTOR 29787501 .
- ^ Крониш, Сид (10 декабря 1966 г.). «На новой марке Бутана изображен «ужасный снеговик » . Associated Press через The Morning Record . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Салливан, Тим (17 августа 2008 г.). «Миф о йети угасает по мере модернизации Бутана» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ Салливан, Тим (10 августа 2008 г.). «Потеря йети в забытой стране Бутан» . Адвокат Виктории . Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Перрин, Джим (2005). Злодей: жизнь Дона Уилланса . Книги альпинистов. стр. 261–62. ISBN 0099416727 . .
- ^ Локстон, Дэниел; Протеро, Дональд Р. (2013). Отвратительная наука!: Происхождение йети, Несси и других известных криптидов . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 102. ИСБН 978-0-231-52681-4 .
- ^ Кронин, Эдвард В. (1979). Арун: естественная история самой глубокой долины в мире . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 153. ИСБН 0395262992 .
- ^ Тейлор, стр. 106–20.
- ^ Ну и дела, Генри (2004). «Флорес, Бог и криптозоология». Новости природы . дои : 10.1038/news041025-2 .
- ^ Хэвиленд, Чарльз (1 декабря 2007 г.). « Отпечатки йети найдены возле Эвереста» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 1 декабря 2007 г.
- ^ Дэглинг, Дэвид Дж. (2004) Разоблачение снежного человека: антрополог исследует непреходящую легенду Америки , AltaMira Press, стр. 260, сноска 21, ISBN 0-7591-0538-3 .
- ^ Бутанский йети | Эпизоды | Истина о пункте назначения . Сыфи. Проверено 7 апреля 2013 г.
- ^ Лоусон, Аластер (25 июля 2008 г.). « Волосы йети для анализа ДНК» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 4 сентября 2008 года . Проверено 19 августа 2011 г.
- ↑ «Волосы йети» принадлежат козлу. Архивировано 2 марта 2009 г. в Wayback Machine. Автор Аластер Лоусон - BBC News - 11:20 по Гринвичу, понедельник, 13 октября 2008 г.
- ^ «Поиски человека-обезьяны продолжаются, несмотря ни на что» . China.org.cn. 12 октября 2010 г. Проверено 27 января 2012 г.
- ^ Старейшина Мириам (10 октября 2011 г.). «Сибирь является домом йети, утверждают энтузиасты снежного человека» . Хранитель .
Более десятка ученых и любителей йети [...] на однодневной конференции [...] "Участники конференции пришли к выводу, что найденные артефакты на 95% свидетельствуют об обитании "снежного человека" на территории Кемерово. территории региона", - говорится в сообщении.
- ^ «Доказательства йети не соответствуют действительности: учёный говорит, что местные власти организовали охоту на сибирских снежных людей ради огласки» . Aol.com. Архивировано из оригинала 29 ноября 2011 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ В горах Ингушетии пограничники поймали существо, похожее на "снежного человека" . interfax.ru (28 December 2011)
- ^ «Обнаружены загадочные следы мифического зверя Йети, - утверждает индийская армия» . Таймс оф Индия . 30 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Эверест до Канченджанги, 1954 год». Просмотр 7. Йети из Book-bw» . Cabernet.demon.co.uk. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 27 января 2012 года .
- ^ Тайный примат . Государственные деятели
- ^ Чендлер, ХК (2003). Использование древней ДНК для связи культуры и биологии в человеческих популяциях . Неопубликованный Д. Фил. диссертация. Оксфордский университет, Оксфорд.
- ^ Трулл, Д. (1998) Гризли, правда о йети – преследование отвратительного снежного медведя .
- ^ Волластон, Сэм (10 августа 2000 г.). «Охотник на йети» . Хранитель . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Кови, Джейкоб (2006) Звери: Традиционные скрытые существа , Сиэтл, Вашингтон, Fantagraphic Books/WW Norton, стр. 191–93.
- ^ Тейлор, задняя обложка.
- ^ Дэвис, Уэйд (2007). Дымчатый леопард: Книга путешествий . Таурис Парк в мягкой обложке. ISBN 978-1-84511-453-4 .
- ^ «Тибет: Мистические мелочи» . Iras.ucalgary.ca. 26 сентября 1998 года. Архивировано из оригинала 13 января 2012 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ Лак, Дэниел (26 сентября 2003 г.). «Трудно вынести «несуществование Йети»» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 13 января 2008 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ Гилман, Лаура Энн (2002) Йети, Отвратительный снеговик , The Rosen Publishing Group, Inc., ISBN 0-8239-3565-5
- ^ Шмальцер, Сигрид (2008) Народный пекинский человек: популярная наука и человеческая идентичность в Китае двадцатого века , The University of Chicago Press, стр. 220, ISBN 978-0-226-73859-8
- ^ Шреста, Тедж Кумар (1997) Млекопитающие Непала , Непал: RK Printers, стр. 352, ISBN 0-9524390-6-9
- ^ Трует, Турин и Гилман, Лаура Энн (2011) В поисках Йети: отвратительный снеговик , The Rosen Publishing Group, Inc., стр. 37, ISBN 978-1-4488-4764-8
- ^ Jump up to: а б «Британский учёный «разгадал» тайну гималайских йети» . Би-би-си. 17 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 5 мая 2019 г. . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Сайкс, Британская Колумбия; Муллис, РА; Хагенмюллер, К.; Мелтон, ТВ; Сартори, М. (июль 2014 г.). «Генетический анализ образцов волос, приписываемых йети, снежному человеку и другим аномальным приматам» . Труды Королевского общества . 281 (1789): 20140161. doi : 10.1098/rspb.2014.0161 . ПМК 4100498 . ПМИД 24990672 .
- ^ Алок Джа (17 октября 2013 г.). «Действительно ли ДНК разгадала тайну йети?» . Хранитель .
- ^ Лоулесс, Джилл (17 октября 2013 г.). «ДНК связывает загадочного йети с древним белым медведем» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ Гутьеррес, Элиесер; Пайн, Рональд (16 марта 2015 г.). «Не надо заменять «аномального» примата (Primates) на «аномального» медведя (Carnivora, Ursidae)» . ZooKeys (487): 141–54. Бибкод : 2015ZooK..487..141G . дои : 10.3897/zookeys.487.9176 . ПМК 4366689 . ПМИД 25829853 .
- ^ Лан, Т.; Гилл, С.; Бельмен, Э.; Бишоф, Р.; Заваз, Массачусетс; Линдквист, К. (6 декабря 2017 г.). «Эволюционная история загадочных медведей на Тибетском плато и в регионе Гималаев и личность йети» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 284 (1868): 20171804. doi : 10.1098/rspb.2017.1804 . ПМК 5740279 . ПМИД 29187630 .
- ^ Дэниел С. Тейлор, «Йети: экология тайны» (Нью-Дели: Oxford University Press, 2017).
Общие и цитируемые ссылки
- Иззард, Ральф (1955) Отвратительное приключение снеговика . Ходдер и Стоутон.
- Тейлор, Дэниел (1995). Что-то скрытое за хребтами: гималайский квест . Сан-Франциско: Меркурий Хаус. ISBN 1562790730 .
- Тилман, HW (1938). Приложение Б. Гора Эверест, 1938 год . Издательство Пилигрим. ISBN 81-7769-175-9 . стр. 127–37.
Дальнейшее чтение
- Энн Э. Боди, История взрывающейся коровы: об истории йети на протяжении веков , Нью-Йорк: St.Martin's Press, 1986.
- Адам Дэвис (2014). Манбесты: Личное расследование . ЦФЗ Пресс. Глава 3. ISBN 978-1-909488-21-2 .
- Жан-Поль Дебена (2015). Азиатский дикий человек: Йети, Йерен и Алмасты: культурные аспекты и свидетельства реальности . Перевод Пола Леблонда. Хэнкок Хаус. ISBN 978-0888397-195 .
- Бернард Хёвельманс (1959). По следам неизвестных животных (3-е изд. [1995 г.]). Лондон: Kegan Paul International Ltd. Глава 6. ISBN 978-0710304988 .
- Чарльз Ховард-Бери , Эверест. Разведка , 1921, Эдвард Арнольд, ISBN 1-135-39935-2 .
- Джон Анджело Джексон , «Больше, чем горы» , главы 10 (стр. 92) и 11, Прелюдия к экспедиции снеговика и экспедиции снеговика , Джордж Харрап и компания, 1954 г.
- Джон Анджело Джексон, Приключенческие путешествия в Гималаях, глава 17, Эверест и неуловимый снеговик , обновленный материал 1954 года, Indus Publishing Company, 2005, ISBN 81-7387-175-2 .
- Дэниел Локстон ; Дональд Протеро (2013). Отвратительная наука: происхождение йети, Несси и других известных криптидов . Глава 3, написанная Протеро. Издательство Колумбийского университета. стр. 73–116 . ISBN 978-0-231-15320-1 .
- Руперт Мэтьюз (2014) [2008]. Сасквотч: непреходящая загадка Северной Америки; Местоположение Kindle: 1624–1805, 2588–94 . Издательство Арктур. ISBN 978-1-78404-107-6 .
- Рейнхольд Месснер , Мои поиски йети: Столкновение с глубочайшей загадкой Гималаев , Нью-Йорк: St. Martin's Press, 2000, ISBN 0-312-20394-2
- Кристофер Мерфи (2009). «Знай снежного человека/снежного человека: продолжение и обновление для встречи с снежным человеком» . Хэнкок Хаус. стр. 278–83. ISBN 978-0-88839-689-1 .
- Джон Нэпьер (MRCS, IRCS, DSC) (1972). Снежный человек: Йети и снежный человек в мифах и реальности, страницы = 34–66, 126–39. ISBN 0-525-06658-6 .
- Брайан Регал (2013) [2008]. В поисках снежного человека: сумасшедшие, яйцеголовые и криптозоология . Глава 2. Пэлгрейв Макмиллан. стр. 31–53. ISBN 978-1137349439 .
- Шекли, Майра (1983). Все еще жив?: Йети, снежный человек и загадка неандертальца . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-01298-7 .
- Гарднер Соул, 1966, След отвратительного снежного человека , Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, ISBN 0-399-60642-4
- Стонор, Чарльз (1955). Шерпа и Снеговик . Лондон: Холлис и Картер. Рассказывает Daily Mail научный сотрудник экспедиции 1955 года об «Экспедиции отвратительных снеговиков». Это очень подробный анализ не только «Снеговика», но и флоры и фауны Гималаев и их жителей.
- Одетта Чернин (1961). Снеговик и компания . Роберт Хейл, ООО
- Одетта Чернин (1971). В погоне за отвратительным снеговиком . Издательство Таплингер. ISBN 978-0-8008-4187-4 .
- Сэр Фрэнсис Янгхасбэнд (1926). Эпос Эвереста . Эдвард Арнольд и компания.