Алмас (фольклор)
Похожие объекты | Йети , снежный человек , скунсовая обезьяна |
---|---|
Фольклор | Кавказская мифология Тюркская мифология |
Другое имя (а) | Алмасты |
Область | Северный Кавказ , Северная Азия , Центральная Азия и некоторые части Восточной Азии. |
В северокавказском фольклоре алмас, алма или алмасты — загадочное народное существо, которое, как говорят, обитает на Кавказе , в горах Тянь-Шаня и Памира в Центральной Азии и в горах Алтая в западной Монголии . [ 1 ] [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин «алмас» и многочисленные его варианты встречаются в монгольском , тюркском и иранском языках . [ 3 ] [ 4 ]
В своей статье 1964 года ученый П.Р. Ринчен пишет, что «происхождение старого названия совершенно неизвестно… и оно не поддается переводу на другие языки». [ 5 ] [ а ]
Название связано с множеством топонимов ( топонимов ) на юго-западе Монголии, включая Алмасын Добо («Холмы Алмасеса»), Алмасын Улан Оула («Красные горы Алмасеса») и («Красные скалы Алмасеса»). ). [ 5 ]
Народная вера в алмас в Оворхангае и Баянхонгоре привела к появлению на избегание имен там табу , согласно которому существ можно называть ахаи , что означает «дядя-брат». [ 5 ]
Народные традиции Дархада включают Алмас Хара Тенгер, что означает «Алмас Черный Бог» и связано с высокогорными прериями и горными лесами. По мнению Ринчена, богу можно предлагать съедобные корни диких животных и мясо диких животных. [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]Николай Пржевальский описывает родственных ему алмасов под именем кунг-гурессу («человек-зверь») так:
Нам сказали, что у него плоское лицо, как у человека, и что он часто ходит на двух ногах, что тело его покрыто густым черным мехом, а ступни вооружены огромными когтями; что сила его была ужасна и что не только охотники боялись напасть на него, но и жители переселяли свои жилища из тех частей страны, которые он посещал. [ 7 ]
Хини предлагает отождествлять алмас с аримаспи , группой легендарных гуманоидных существ, населявших, как говорят, Рифейские горы . [ 3 ]
В науке
[ редактировать ]В 1964 году советский учёный из АН СССР предположил, что алмасти могли быть реликтовой популяцией неандертальцев, до сих пор живущей в Сибири. [ 8 ]
В 1992 году группа учёных отправилась в экспедицию по поиску алмаса в горах Кавказа . [ 9 ]
Исследование 2014 года пришло к выводу, что образцы волос, приписываемые альмасам, принадлежали к таким видам, как Ursus arctos , Equus caballus и Bos taurus . [ 10 ] Гутьеррес и Пайн пришли к выводу, что некоторые из этих образцов принадлежали бурому медведю . [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ринчен также отмечает, что Иван Т. Сандерсон , один из основоположников лженауки криптозоологии , предпринимал попытки объяснения названия, «совершенно неприемлемые с точки зрения монгольской филологии ».
- ^ Венцель 2009 , стр. 9–11, Что такое Алмас? .
- ^ Венцель 2009 , с. 5. Введение .
- ^ Перейти обратно: а б Мэр Адриенн; Хини, Майкл (1993). «Грифоны и аримаспы» . Фольклор . 104 (1–2): 40–66 и 53–54. дои : 10.1080/0015587X.1993.9715853 . ISSN 0015-587X .
- ^ Стольберг, Сабира; Сванберг, Ингвар (2017). Пивоварчик, Дариус Дж. (ред.). «Дикие люди в Средней Азии » Антропос . 112 (1). Санкт-Августин, Германия: Институт Антропоса (издательство «Академия»): 51–62. дои : 10.5771/0257-9774-2017-1-51 . ISSN 0257-9774 – через электронную библиотеку Nomos.
- ^ Перейти обратно: а б с Ринчен 1964 , с. 186.
- ^ Ринчен 1964 , стр. 186–187.
- ^ Пржевальский, Николай (1876). Монголия, страна Тангутов и уединение Северного Тибета Том. 2. Морган, Э.Д. Сэмпсон Лоу , Марстон, Сирл и Ривингтон. п. 249. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Советский учёный считает, что «снежные люди» — это выжившие неандертальцы» . Нью-Йорк Таймс . 18 февраля 1964 г. с. 14. ISSN 0362-4331 . OCLC 1645522 .
- ^ «Алмасты интернешнл». Экономист . Том. 323, нет. 7765. 27 июня 1992 г. Номер документа Гейла А12378431.
- ^ Сайкс, Брайан С.; Муллис, Реттман А.; Хагенмюллер, Кристоф; Мелтон, Терри В.; Сартори, Мишель (22 августа 2014 г.). «Генетический анализ образцов волос, приписываемых йети, снежному человеку и другим аномальным приматам» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 281 (1789): 20140161. doi : 10.1098/rspb.2014.0161 . ISSN 0962-8452 . ПМК 4100498 . ПМИД 24990672 .
- ^ Гутьеррес, Элиесер; Пайн, Рональд Х. (16 июня 2015 г.). Хелген, Кристофер М. (ред.). «Не надо заменять «аномального» примата (Primates) на «аномального» медведя (Carnivora, Ursidae)» . ZooKeys (487): 141–154. дои : 10.3897/zookeys.487.9176 . ISSN 1313-2970 . ПМК 4366689 . ПМИД 25829853 .
Источники
[ редактировать ]- Ринчен, PR (1964). «Алмас все еще существует в Монголии». Род . 20 (1/4): 186–192. ISSN 0016-6987 . JSTOR 29787582 .
- Венцель, Натан (22 сентября 2009 г.). Легенда об Алмасе: сравнительный и критический анализ (PDF) . SIT Монголия (Аспирантура SIT/Обучение SIT за рубежом) (Эссе). Сборник независимых исследовательских проектов (ISP). Брэттлборо, Вермонт, США: Школа международного обучения – через цифровые коллекции SIT.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даллос, Эдина (2019). «Албасты: женщина-демон тюркских народов» (PDF) . Acta Ethnographica Hungarica . 64 (2). Академическое издательство : 413–423. дои : 10.1556/022.2019.64.2.11 .