Басаджаун
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (март 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на баскском языке . (март 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

В мифологии баскской Басаджаун ( англ. Баскский: [bas̺ajaun] , «Повелитель леса», [ 1 ] множественное число: basajaunak , самка басандере ) — огромный, волосатый человекообразный, обитающий в лесу. Считалось, что они строили мегалиты , защищали стада домашнего скота и обучали таким навыкам, как сельское хозяйство и обработка железа людей .
Говорят, что они обитают в лесах Горбеа и Ирати . Они ходили по-человечески, их тела были покрыты волосами, а их грива достигала очень длинных ног.
не были агрессивными, Басаюнак они защищали отары овец и сигнализировали о своем присутствии единодушным покачиванием колокольчика. Когда приближалась буря или волки, басаджаун кричал и свистел на горе, чтобы предупредить пастухов. В обмен басаяунаки получают в качестве дани кусок хлеба, который они собрали, пока пастухи спали.
Однако, несмотря на это, басаяунаки иногда предстают в рассказах как устрашающие люди леса, обладающие колоссальной силой, с которой лучше не сталкиваться, а в других басаяунаки предстают первыми земледельцами и хранителями тайн архитектуры, земледелие, кузнечное дело и оседлый образ жизни. Обманщик Сан Мартин Чики приобрел у них эти различные навыки, которым впоследствии научил людей. [ 2 ]
Это существо также появляется в арагонской мифологии, в долинах Тена , Ансо и Брото , местах, сохранивших баскскую топонимику. Там его называют Басажарау , Бонжарау или Боснерау .
Некоторые авторы [ 3 ] [ 4 ] предположили, что миф о Басаджауне - это народная память о ранних контактах человека с неандертальским населением на Пиренейском полуострове.
Легенда
[ редактировать ]- Как и Джентилак , Басаджаун — крупный, волосатый, дикий человек, живший в темных джунглях и глубоких пещерах, но в отличие от них он очень мудрый.
- был Говорят, что Басаджаун одним из последних выживших Джентилаков во время прихода христианства. Он представлен как гений-защитник стад, и когда приближается буря, он кричит, призывая пастухов защитить стадо. Он также не дает волкам приблизиться к стаду. Его также изображали как грозного и злого человека огромной силы.
- В других баснях об этом персонаже хорошо говорится. Говорят, что он первым познакомился с сельским хозяйством; его также считали кузнецом и мельником; Говорят, что люди научились у него навыкам сеяния, распиливания и сварки металлов. Естественно, зарождение христианства ( Кишми ) и распространение технологий совпадают с периодом прихода римлян в Страну Басков.
Сравнительная мифология
[ редактировать ]В различных культурах Европы существует своя уникальная концепция «дикого человека» с разными именами и фольклором. Басаджаун является соответствующим народом среди басков, а также людей с историческим баскским наследием в Тене, Ансо и Брото в Арагоне, которым это существо известно как Басаджарау, Бонжарау или Боснерау. [ 5 ]
Стоит отметить потенциальную связь между басаджауном и римским богом Сильваном, который был известен как «Silvanus sylvestris deus», защитник лесов и плантаций, и «Silvanus agrestis», который защищал пастухов от вреда. Эта закономерность также распространена среди различных вариаций мифа о диком человеке. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Люркер, Манфред (1987). Словарь Рутледжа богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж . п. 30. ISBN 0-415-34018-7 .
- ^ Лезама Перье, Патси Ксавьер. Баскская мифология: История мифов и божеств баскской мифологической вселенной . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Ле Квеллек, Жан-Лоик (2020). «Неандертальца дегуманизировали под предлогом его отличия» . Археология (585): 17 . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ Чович, Кристина (2020). Вымирание неандертальцев: основные теории об исчезновении, интерпретированные через призму предсознания и с помощью палеонтологии палеонтолога Бьёрна Куртена при моделировании доисторических сценариев (магистерская диссертация) . Загребский университет, факультет гуманитарных и социальных наук. п. 44 . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ «Большая онлайн-энциклопедия Арагонеса» . www.enciclopedia-aragonesa.com (на испанском языке). ДиКом Медиос СЛ. Архивировано из оригинала 28 июля 2020 г. Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ Бернхаймер, с. 42.
- Библиография
- Барандиаран, Хосе Мигель (1973) [1922]. Баскская мифология . Полное собрание сочинений II. Бильбао: редакция La Gran Encïclopedia Vasca. ISBN 9788424801922 .
- Барандиаран, Хосе Мигель (1960). Баскская мифология . Мадрид. стр. 75–76.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бернхаймер, Ричард (1952). Дикие люди в средние века . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 42. ИСБН 0-374-90616-5 .
- Мартинес де Лесеа, Тоти (2014). Легенды Страны Басков . Мадрид стр. 25–26.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Винсон, Жюльен (1883). I. Три Истины, X. Ослепленный Баса-Яун . Париж: Мезоннёв и Лароз. стр. 10–11, 43–45.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) bnf