сверхъестественное

Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Сверхъестественное сверхъестественное (или ) — это то, что появляется снаружи, рядом или за пределами (лат. præter ) естественного . Он «зависает между обыденным и чудесным». [1]
В богословии этот термин часто используется для того, чтобы отличить чудеса или обманные уловки, часто приписываемые колдовству или демонам , от чисто божественной силы подлинно сверхъестественного происхождения, превосходящей законы природы . Термин «Сверхъестественное» также используется для описания таких даров, как бессмертие , которыми обладали Адам и Ева до грехопадения человека в первородный грех . [2] [3] и сила полета, которой, ангелы . как полагают, обладают [4] В ранний современный период этот термин использовался учеными для обозначения аномалий и странных явлений различного рода, которые, казалось, отклонялись от норм природы.
Теология
[ редактировать ]Средневековые богословы проводили четкое различие между естественным, сверхъестественным и сверхъестественным. Фома Аквинский утверждал, что сверхъестественное состоит в «непосредственных действиях Бога»; естественное — это «то, что происходит всегда или большую часть времени»; а сверхъестественное — это «то, что случается редко, но тем не менее посредством сотворенных существ… Чудеса, собственно говоря, относятся к сфере сверхъестественного». [5] Теологи, вслед за Фомой Аквинским, утверждали, что только Бог имел власть игнорировать законы природы, которые он создал, но что демоны могли манипулировать законами природы с помощью обмана, чтобы обмануть неосторожных людей, заставив их поверить в то, что они испытали настоящие чудеса. По словам историка Лоррейн Дастон,
Хотя демоны, астральные разумы и другие духи могут манипулировать естественными причинами со сверхчеловеческой ловкостью и тем самым творить чудеса, будучи простыми существами, они никогда не смогут перейти от сверхъестественного к сверхъестественному и творить настоящие чудеса. [6]
К 16 веку термин «сверхъестественное» все чаще использовался для обозначения демонической деятельности, сравнимой с использованием магии человеческими адептами: Дьявол, «будучи естественным магом... может совершать многие действия способами, превосходящими наши знания». не превосходя нашу природную силу». [6] Согласно философии того времени, сверхъестественные явления не противоречили божественному закону, а использовали скрытые или оккультные силы, которые нарушали нормальную картину природных явлений. [6]
Орест Браунсон в своем автобиографическом романе девятнадцатого века «Дух-рэпер » говорит христианскому апологету г-ну Мертону: «Человек имеет двойную природу, состоит из тела и души... Сверхъестественная сила помогает ему подняться; сверхъестественная сила помогает ему, так сказать, спуститься». [7]
Наука
[ редактировать ]С появлением ранней современной науки концепция сверхъестественного все чаще стала использоваться для обозначения странных или аномальных явлений, которые, казалось, нарушали нормальное функционирование природы, но не были связаны с магией и колдовством. Это было развитием идеи о том, что сверхъестественные явления — это фальшивые чудеса. Как говорит Дастон: «Чтобы несколько упростить историческую последовательность: сначала сверхъестественные явления были демонизированы и тем самым случайно натурализовались; затем демоны были удалены, остались только естественные причины». [6] Использование этого термина было особенно распространено в медицине, например, в «Полном трактате о сверхъестественных опухолях» Джона Брауна (1678 г.) или Уильяма Смелли ( «Сборнике сверхъестественных случаев и наблюдений в акушерстве» 1754 г.). [8]
В 19 веке этот термин был использован в антропологии для обозначения народных верований о феях, троллях и других подобных существах, которые не считались демоническими, но считались способными влиять на мир природы непредсказуемым образом. По словам Торстейна Веблена , о таких сверхъестественных агентах часто думали как о силах, находящихся где-то между сверхъестественными существами и материальными процессами. «Сверхъестественная сила не обязательно понимается как личный агент в полном смысле этого слова, но это агент, который обладает свойствами личности до такой степени, что в некоторой степени произвольно влияет на результат любого предприятия, и особенно любого соревнования». [9]
Лингвистическая ассоциация между отдельными агентами и необъяснимыми или неудачными обстоятельствами сохраняется. Многие люди приписывают событиям, которые, как известно, являются материальными процессами, например, «гремлины в двигателе», «ошибка в машине», или приписывают мотивы объектам : «облака угрожают». Антропоморфизм в нашей повседневной жизни представляет собой комбинацию вышеупомянутых культурных основ, а также проявление нашего ума, проецирующего шаблоны. [ оригинальное исследование? ]
Стипендия
[ редактировать ]В 2011 году Penn State Press начала публиковать научный журнал под названием «Претернатура: критические и исторические исследования сверхъестественного» . Журнал под редакцией Кирстен Ушкало и Ричарда Рейсуэлла посвящен публикации статей, обзоров и коротких изданий оригинальных текстов, посвященных концепциям и восприятиям сверхъестественного в любой культуре и в любой исторический период. Журнал освещает «магию, колдовство, спиритизм, оккультизм, пророчества, чудовища, демонологию и фольклор». [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олчин, Дуглас, «Монстры и чудеса: как мы интерпретируем «сверхъестественное»?», Американский учитель биологии , ноябрь 2007 г., стр. 565.
- ^ «Какие особые дары Бог дал Адаму и Еве?» .
- ^ «Словарь: Сверхъестественные дары» .
- ^ «Сверхъестественное | Энциклопедия.com» .
- ^ Израиль Буршатин, «Елена Псевдоним Элевно: Гендеры, сексуальность и «раса» в зеркале естественной истории в Испании шестнадцатого века» в Сабрине Петре Рамет, Гендерные изменения и гендерные культуры: антропологические и исторические перспективы , Рутледж, Нью-Йорк, 1996, с.114.
- ^ Jump up to: а б с д Лоррейн Дастон, «Чудесные факты и чудесные свидетельства в Европе раннего Нового времени», Питер Г. Платт, Чудеса, чудеса и монстры в культуре раннего Нового времени , University of Delaware Press, Ньюарк, 1999, стр. 76–105.
- ^ Браунсон, Орест (1854). Дух-рэпер . Бостон: Литтл, Браун и компания. п. 304. ИСБН 9781404721098 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года.
- ^ Сэмюэл Дж. Рогал, Медицина в Великобритании от Реставрации до девятнадцатого века, 1660–1800: Аннотированная библиография , Greenwood Press, Нью-Йорк, 1992, стр.203.
- ^ Веблен Т., Теория праздного класса: экономическое исследование институтов , Макмиллан, Нью-Йорк, 1915, стр.280.
- ^ « Сверхъестественное: критические и исторические исследования сверхъестественного » . Издательство Пенсильванского государственного университета . Проверено 28 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «В чем разница между естественным, сверхъестественным и сверхъестественным?» Одержимость и экзорцизм , Дж. А. Фортеа