Животные в буддизме
Положение и обращение с животными в буддизме важны, поскольку они проливают свет на восприятие буддистами их собственного отношения к миру природы, на буддийские гуманитарные проблемы в целом, а также на отношения между буддийской теорией и буддийской практикой.
Этимология
[ редактировать ]На языке Пали перевод — Тира-аччана . Тира означает против , а Акчана означает существо, которое может двигаться . Следовательно, полный смысл — это существо, которое движется горизонтально, в отличие от людей, Дэвов и Брахмы. Их мир называется Тиракчана-йони , где йони означает « тело ». [1] [ ненадежный источник? ]
В буддийском учении
[ редактировать ]В буддийской мысли животные всегда считались разумными существами. [2] Доктрина перерождения утверждала, что любой человек может переродиться животным, а любое животное может переродиться человеком. Животное может быть возрожденным мертвым родственником, и любой, кто заглянет достаточно далеко в прошлое, на протяжении всей серии своих жизней, может прийти к выводу, что каждое животное является его дальним родственником. Будда разъяснял, что разумные существа , живущие в настоящее время в мире животных, были нашими матерями, братьями, сестрами, отцами, детьми, друзьями в прошлых перерождениях. Следовательно, невозможно провести четкое различие между моральными правилами, применимыми к животным, и теми, которые применимы к людям; в конечном итоге люди и животные были частью одной семьи, все они взаимосвязаны.
С космологической точки зрения считалось, что животные обитают в отдельном «мире», отделенном от людей не пространством, а состоянием разума. Этот мир назывался Тирьягьони на санскрите , Тиракчанайони на пали . Перерождение животным считалось одним из несчастливых перерождений, обычно влекущих за собой нечто большее, чем просто человеческие страдания. Буддийские комментаторские тексты описывают множество страданий, связанных с животным миром; даже там, где нет людей, на них нападают и поедают другие животные или они живут в страхе перед ними, они переносят резкие изменения окружающей среды в течение года и не имеют надежного жилья. Тех, кто живет среди людей, часто убивают ради их тел или забирают и заставляют работать, подвергая многочисленным избиениям, пока их не убивают в конце жизни. Вдобавок ко всему, они страдают от невежества, не зная и не понимая достаточно ясно того, что с ними происходит, и не могут ничего с этим поделать, действуя в первую очередь инстинктивно.
Китайский учёный Чжии учил принципу взаимного владения Десятью Мирами . Это означало, что все живые существа обладают природой будды «в их нынешней форме». В главе «Девадатта» Лотосовой сутры дочь Короля Драконов достигает состояния будды в своей нынешней форме, тем самым открывая путь как женщинам, так и животным к достижению состояния будды.
В Джатаках
[ редактировать ]В историях Джатаки, рассказывающих о прошлых жизнях Будды в сказочной манере, животные часто фигурируют в качестве второстепенных или главных героев, и нередко Бодхисаттва ( Будда из прошлой жизни) также появляется в образе животного. В историях иногда участвуют только животные, а иногда — конфликты между людьми и животными; в последних случаях животные часто проявляют качества доброты и щедрости, отсутствующие у людей.
В Джатаках также записано, как в прошлой жизни, будучи царем Шиби, Шакьямуни пожертвовал собой, чтобы спасти голубя от ястреба. [3] В «Сутре Золотого Света» записано, как Шакьямуни в прошлой жизни, будучи принцем Саттвой, наткнулся на голодающую тигрицу и ее детенышей, он накормил их, чтобы они выжили. [4]
Поведение по отношению к животным
[ редактировать ]Первая из пяти заповедей запрещает лишение жизни. Интерпретация (во всех традициях, за исключением тибетского буддизма , который интерпретирует заповедь как эквивалент правила, найденного в пратимокше ) заключается в том, что она применима ко всем чувствующим существам, включая представителей животного мира в самом широком смысле, то есть не только к млекопитающим. , но все таксоны животных, включая насекомых и других беспозвоночных . С самого зарождения буддизма существовали правила, призванные предотвратить причинение вреда разумным существам в мире животных по разным причинам.
Будда учил, что с момента бесконечных перерождений все животные были нашими прошлыми родственниками, сестрами, матерями, братьями, отцами и детьми. Поэтому в буддизме Махаяны против первой заповеди причинять вред, убивать или есть живые существа, поскольку это то же самое, что причинять вред, убивать или есть плоть нашего собственного ребенка или матери. Монахам запрещалось намеренно убивать животных или пить воду с живыми существами (например, личинками).
Забота о животных восходит к истокам буддийской истории. Первый буддийский монарх Индии Ашока включает в свои указы выражение обеспокоенности количеством животных, убитых для его еды, и выражает намерение положить конец этим убийствам. Он также включает животных и людей в число бенефициаров своих программ по получению лекарственных растений, посадке деревьев и рытью колодцев. В своем пятом столпном указе Ашока постановляет защищать большое количество животных, которые не использовались в качестве домашнего скота; защищает от убоя молодняк и животных-матерей, еще доящих свое потомство; защищает леса от пожаров специально для защиты живущих в них животных; и запрещает ряд других действий, причиняющих вред животным. Этим Ашока выполнял совет царю Чакравартина, данный в Чаккаваттисиханада-сутте (DN.26), о том, что хороший царь должен распространять свою защиту не только на разные классы людей в равной степени, но также на зверей и птиц.
Спорный случай в Юйлине, Китай, касался 700 спасенных собак, которым было отказано в жизненно важных инъекциях и лечении в буддийском святилище. В результате многие из уже больных животных умерли от чумы и других болезней в течение нескольких дней. [5]
Вегетарианство
[ редактировать ]Основная заповедь буддизма – непричинение вреда. Действия, которые приводят к лишению жизни, прямо или косвенно, противоречат этому основному буддийскому правилу.
Многие буддисты во многих странах, в том числе монахи, не являются вегетарианцами. Однако в последние годы отношение некоторых людей меняется. В декабре 2007 года 17-й Кармапа , Огьен Тринлей Дордже (идентификация 17-го Кармапы оспаривается, см. полемика о Кармапе ), размышлял на эту тему:
В прошлом году в последний день Кагью Монлама я сказал несколько слов на тему отказа от мяса. Почти все из вас, вероятно, уже знают это. Кажется, некоторые люди не совсем поняли, что я сказал. Например, некоторые иностранные студенты, похоже, думали, что это означает, что, как только вы станете учеником Кагью, мясу нельзя будет проходить через ваши губы. Они сказали всем Кагьюпам, питающимся мясом: «Вы не сможете быть Кагьюпой, если будете есть мясо». Я не сказал ничего такого подстрекательского. Если практикующий Махаяну, считающий всех живых существ подобными своим отцам и матерям, ест плоть другого существа по неосторожности и без всякого сострадания, это нехорошо. Поэтому нам нужно подумать об этом и обратить на это внимание. Всем нам, практикующим Махаяну, признающим, что все живые существа были нашими матерями и отцами, необходимо подумать об этом. По этой причине было бы хорошо уменьшить количество мяса, которое мы едим. Вот что я сказал.
Я конечно не говорил, что мясо вообще нельзя есть. Это было бы сложно. Будь то из-за прошлой кармы или нынешних обстоятельств, некоторые люди не могут обойтись без мяса. Вот так оно и есть, и с этим ничего не поделаешь. Это не проблема. [6]
Были некоторые разногласия по поводу интерпретации сутр. Одна из интерпретаций состоит в том, что употребление мяса прямо не запрещено в суттах и Винайе Палийского канона , которые побуждают монахов принимать любую пищу, которую им дают. Однако монахам запрещается принимать мясо животных, если они знают, верят или подозревают, что данное животное было убито специально для них, т. е. если визиты просящих монахов стали поводом для забоя животных.
В сутрах Махаяны Ланкаватара и Ангулимала Будда прямо запрещает есть мясо, рыбу и любые продукты животного происхождения, которые являются результатом причинения вреда и убийства любого живого существа. Будда утверждает, что монаху разрешено принимать и есть плоть живых существ только в лечебных целях, только если животное умерло в соответствии с Дхармой, то есть животное умерло по естественным причинам.
Махаяны В китайском буддизме и в тех странах, в которых распространился китайский буддизм (например, в Корее, Вьетнаме), буддийские монахи являются более строгими вегетарианцами. Одним из библейских источников этого запрета является Махаяна Ланкаватара Сутра. Эта сутра самым решительным образом осуждает мясоедение; среди ряда других причин утверждается, что этого следует избегать, поскольку присутствие мясоеда вызывает ужас у животных, которые считают, что они могут их убить.
Хотя вегетарианство прямо не предписывается в палийском каноне, оно, очевидно, рассматривается как идеальное состояние, из которого выпали люди; Агганьня Сутта (DN.27) объясняет, как люди, первоначально питавшиеся различными видами растительной пищи (ср. Быт.1:29-30 ), в результате растущего нечестия начали жить охотой, которую первоначально считали унизительное занятие.
Выпуск животных
[ редактировать ]В восточноазиатском буддизме, особенно в Тибете и Китае, выпуск животных, особенно птиц и рыб, в их естественную среду стал важным способом демонстрации буддийского сострадания. В тибетском буддизме он известен как Цетар ; [7] в то время как в Китае он был известен как 放生 (Fàngshēng) . Эта практика основана на отрывке из Махаянской сутры «Сеть Брахмы» (гл: Фанван Цзин), в котором говорится, что «...все существа на шести путях существования — мои родители. Если я должен убить и съесть их, это это то же самое, что убить моих собственных родителей... Поскольку перерождаться в одно существование за другим - это постоянный и неизменный закон, мы должны научить людей освобождать разумные существа». Во времена поздней династии Мин были созданы общества «для освобождения жизни», которые строили пруды, в которые выпускали рыбу, выкупленную для этой цели у рыбаков. [ нужна ссылка ] . Они также покупали других животных, которые продавались на рынках, и отпускали их.
Все больше признается, что выпуск животных может иметь негативные последствия для окружающей среды, в том числе как путь для внедрения инвазивных видов в чужеродную среду. привести к утрате биоразнообразия . Это может со временем [8] Кроме того, некоторых животных отлавливают с явной целью выпустить на свободу.
См. также
[ редактировать ]- Права животных в джайнизме, индуизме и буддизме
- Жертвоприношение животных
- Благополучие животных
- Храм Тигра
- Зоология
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Путешественник по 31 плану существования» У Мьят Кьяу
- ^ Гетц, Дэниел А. (2004). Басуэлл, Роберт Э. (ред.). «Разумные существа» в «Энциклопедии буддизма» . Том. 2. Нью-Йорк, США: Macmillan Reference USA. п. 760. ИСБН 0-02-865720-9 .
- ^ Сочинения Ничирена Дайшонина , Сока Гаккай, т.1, с. 326, сноска SGI: «Согласно «Гирлянде историй о рождении», однажды бог Вишвакарман замаскировался под голубя, а Шакра превратился в ястреба, чтобы испытать короля Шиби. Ястреб преследовал голубя, который влетел в одежду короля Шиби для защиты. . Чтобы спасти голубя, Шиби предложил свою плоть голодному ястребу. Царь Шиби был Шакьямуни в одном из своих прошлых существований, когда он совершал парамиту раздачи милостыни».
- ^ Сочинения Ничирена Дайшонина, Сока Гаккай, т.1, с. 326, сноска SGI: «Согласно Сутре Золотого Света, в прошлом существовании Шакьямуни занимался парамитой раздачи милостыни как принц Саттва, сын короля Махаратхи. Он нашел раненую тигрицу, которая родила и была слишком слаба от голода. чтобы накормить ее детенышей. В то время он отдал свое тело в жертву, чтобы накормить ее».
- ^ Ноулз, Джордж (18 января 2017 г.). «Взлет и падение спасателя собак Юлинь Марка Чинга» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ kagyumonlam.org: Кагью Монлам Ченмо - Учения - Советы Гьялванга Кармапы по вегетарианству (24 декабря 2007 г.). Архивировано 9 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ kagyu.org: Карма Трияна Дхармачакра. Архивировано 3 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Шиу и Стоукс (2008) Буддийские практики выпуска животных: исторические, экологические, проблемы общественного здравоохранения и экономики , Современный буддизм 9 (2), 181-196