Jump to content

Греко-буддизм

Гаутама Будда в греко-буддийском стиле , I–II века нашей эры, Гандхара (бассейн Пешавара, современный Пакистан).
Экспансия буддизма в Азию : Буддизм Махаяны впервые проник в Китайскую империю ( династия Хань ) через Шелковый путь в эпоху Кушана . Сухопутный и морской «Шелковый путь» были взаимосвязаны и дополняли друг друга, образуя то, что ученые назвали «большим кругом буддизма». [1]

Греко-буддизм или греко-буддизм обозначает предполагаемый культурный синкретизм между эллинистической культурой и буддизмом, возникший между 4 веком до нашей эры и 5 веком нашей эры в Гандхаре , на территории современного Пакистана и некоторых частях северо-восточного Афганистана . [2] [3] [4] Хотя греко-буддийское искусство демонстрирует явное эллинистическое влияние, большинство ученых не предполагают заметного греческого влияния на гандхарский буддизм за пределами художественной сферы. [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Культурное взаимодействие между древней Грецией и буддизмом восходит к временам греческих набегов на Индийский субконтинент со времен Александра Великого . Через несколько лет после смерти Александра самые восточные окраины империи его генерала Селевка были потеряны в войне с Империей Маурьев под властью Чандрагупты Маурья . Император Маурьев Ашока обратился в буддизм и распространил религиозную философию по всем своим владениям, как записано в Указах Ашоки . Это распространилось на Греко-Бактрийское царство , которое само вышло из состава империи Селевкидов.

После распада империи Маурьев буддизм продолжал процветать в Греко-Бактрийском царстве , Индо-греческих царствах и Кушанской империи . Буддизм Махаяны распространился с равнин Ганга в Индии в Гандхару , а затем в Центральную Азию в эпоху Маурьев, где он стал наиболее распространенной ветвью буддизма в Центральной Азии. Буддизм Махаяны позже был передан через Шелковый путь в династию Хань в эпоху Кушана, во время правления императора Канишки . В буддийской традиции говорится, что монах Маджхантика из Варанаси был назначен императором Ашокой ответственным за распространение буддизма в регионе. Позднее греко-бактрийский и индо-греческий царь Менандр I распространение этой религии также стимулировал , который, возможно, обратился в буддизм.

Исторический очерк [ править ]

Индо-греческие царства в 100–150 гг. до н. э. [11] [12] [13] [14]

Внедрение эллинистической Греции в Центральную Азию началось после завоевания этого региона Дарием Великим и его Персидской империей Ахеменидов . Он и его преемники также завоевали Анатолийский полуостров , который в то время был населен многими греческими культурами. Когда они восставали, эти греки часто подвергались этническим чисткам, переселяясь в дальний конец Персидской империи, в центральноазиатские провинции. Когда Александр Великий завоевал империю Ахеменидов и другие регионы Центральной Азии в 334 г. до н. э., он, таким образом, столкнулся со многими греками, уже обосновавшимися в самых восточных частях своей империи. Затем он отправился в Пенджаб (землю пяти рек). Александр пересек Инд и реку Джелум , победив Пора и назначив его сатрапом после битвы при Гидаспе . Армия Александра поднимет мятеж и отступит вдоль реки Беас , столкнувшись с империей Нанда , поэтому не сможет полностью завоевать Пенджаб.

Благодаря переселению Персидской империи на Дальнем Востоке империи Александра утвердилась греческая культура. Он основал несколько городов на своих новых территориях в районах Амударьи и Бактрии , а греческие поселения распространились далее до Хайберского перевала , Гандхары (см. Таксила ) и Пенджаба . После смерти Александра 10 июня 323 г. до н.э. диадохи или «преемники» основали свои собственные королевства. Генерал Селевк основал империю Селевкидов в Анатолии и Центральной Азии , простиравшуюся до Индии.

Империя Маурьев , основанная Чандрагуптой Маурья , сначала завоевала Империю Нанда . Затем Чандрагупта победил Империю Селевкидов во время войны Селевкидов и Маурьев . Это привело к переходу македонских сатрапов в долине Инда и Гандхаре в состав Империи Маурьев. Кроме того, был заключен брачный союз, по которому дочь Селевка стала женой Чандрагупты для дипломатических отношений. Конфликт также привел к передаче 500 боевых слонов Империи Селевкидов из Империи Маурьев, предположительно в качестве компенсации за потерянные жизни и нанесенный ущерб.

Император Маурьев Ашока основал крупнейшую Индийскую империю. После разрушительной войны Калинга Ашока обратился в буддизм. Отказавшись от экспансионистской программы, Ашока предпринял гуманитарную реформацию. [15] Как сказано в Указах Ашоки , император распространял Дхарму как буддизм по всей своей империи. Ашока утверждает, что обратил в буддизм многих людей, в том числе греческое население своего королевства:

Здесь, во владениях царя, среди греков, камбоджи , набхаков, набхапамкитов, бходжей, питиников, андхрасов и палид повсюду люди следуют наставлениям Возлюбленных Богов в Дхарме . [16]

Упадок и свержение Маурьев Империей Шунга , а также восстание Бактрии в Империи Селевкидов привели к образованию Греко-Бактрийского царства (250–125 до н. э.). К северу от них за греко-бактрийцами последовало отделение Индо-греческого царства (180 г. до н. э. – 10 г. н. э.). Даже когда столетия спустя эти эллинизированные регионы были завоеваны сначала юэчами , затем индо-скифами и Кушанской империей (I–III вв. н. э.), буддизм продолжал там процветать.

Буддизм в Индии был основной религией на протяжении веков, пока примерно в V веке не произошло крупное возрождение индуизма, когда оставшиеся оплоты, такие как Бенгалия, в значительной степени прекратились во время исламских вторжений в Индию .

Культурное взаимодействие [ править ]

Продолжительность греческого присутствия в Средней Азии и северной Индии предоставила возможности для взаимодействия не только в художественном, но и в религиозном плане.

Александр Македонский в Бактрии и Индии (331–325 до н. . э )

«Победная монета» Александра Македонского , отчеканенная в Вавилоне в 322 году до нашей эры по итогам его походов в древнюю Индию .
Аверс : Александр, коронованный Никой .
Реверс : Александр атакует короля Пора на его слоне.
Серебро. Британский музей .

Когда Александр вторгся в Бактрию и Гандхару, эти территории, возможно, уже находились под влиянием шраманов , вероятно, буддийских и джайнских . Согласно легенде, сохранившейся в Палийском каноне , два брата- купца из Камсабхоги в Бактрии, Тапассу и Бхалика, посетили Гаутаму Будду и стали его учениками. Легенда гласит, что затем они вернулись домой и распространяли учение Будды. [17] В 326 г. до н. э. Александр завоевал северную часть Индии. Король Таксилы Амбхи, известный как Таксил , сдал свой город, известный буддийский центр, Александру. Александр сражался против короля Пауравов Пора в Пенджабе , в битве при Гидаспе в 326 г. до н.э.

Империя Маурьев (322–183 до н.э. )

Империя Маурьев позже победила преемницу Империи Селевкидов во время войны Селевкидов-Маурьев . В результате сатрапы в долине Инда и Гандхаре , входившие в состав Ахеменидской , Македонской и Селевкидской Империи, перешли к Империи Маурьев. сохранялись Однако контакты с его греко-иранскими соседями по империи Селевкидов . Император Селевк I Никатор пришел к брачному соглашению в рамках мирного договора. [18] и несколько греков, таких как историк Мегасфен , проживали при дворе Маурьев.

Эллинистическая Паталипутре столица Паталипутры , обнаруженная в . , столице Империи Маурьев , датированная III веком до нашей эры

Внук Чандрагупты Ашока принял буддийскую веру и стал великим прозелитистом в духе традиционного палийского канона буддизма Тхеравады, настаивая на ненасилии по отношению к людям и животным ( ахимсе ) и общих заповедях, регулирующих жизнь мирян.

Согласно эдиктам Ашоки , высеченным в камне, некоторые из них написаны на греческом языке. [19] и некоторые на арамейском языке , официальном языке Ахеменидов , он отправил буддийских эмиссаров в греческие земли в Азии и вплоть до Средиземноморья. В указах именуются имена каждого из правителей эллинистического периода :

Завоевание Дхармы было одержано здесь, на границах и даже в шестистах йоджанах [4000 миль] от них, где правит греческий царь Антиох (Антийога), и за ее пределами, где четыре царя по имени Птолемей (Турамайя), Антигон (Антикини) ), Магас (Мака) и Александр (Аликасу[н]дара) правят также на юге среди чола , пандьев и вплоть до Тамрапарни . [20]

Ашока также утверждает, что он обратил в буддизм греческое население в своем царстве:

Здесь, во владениях царя, среди греков, камбоджи , набхаков, набхапамкитов, бходжей, питиников, андхрасов и палидов повсюду люди следуют наставлениям Возлюбленных Богов в Дхарме . [16]

Наконец, некоторые эмиссары Ашоки, такие как знаменитый Дхармаракшита , описаны в палийских источниках как ведущие греческие (« Йона ») буддийские монахи, активно занимавшиеся буддийским прозелитизмом (« Махавамса » , XII [21] ), основавший одноименную Дхармагуптака . школу буддизма [22]

Греческое присутствие в Бактрии (325–125 до н. . э )

Греко -бактрийский город Ай-Ханум ( ок. 300–145 до н.э.) располагался на пороге древней Индии .

Александр основал в Бактрии несколько городов (таких как Ай-Ханум и Баграм ) и администрацию, которая просуществовала более двух столетий под властью Империи Селевкидов и Греко-Бактрийского царства , все время находившейся в прямом контакте с индийской территорией. Греки отправили послов ко двору Империи Маурьев , таких как историк Мегасфен при Чандрагупте Маурье , а позже Деймах при его сыне Биндусаре , который подробно рассказал о цивилизации индейцев. Мегасфен прислал подробные отчеты об индийских религиях, которые на протяжении веков распространялись и цитировались по всему классическому миру: [23]

Мегасфен делает иное деление философов, говоря, что они бывают двух родов, одного из которых он называет брахманами , а другого сарманами ...» Страбон XV. 1. 58-60 [24]

Греко-бактрийцы поддерживали сильную эллинистическую культуру у ворот Индии во время правления Империи Маурьев в Индии, примером чего является археологический памятник Ай-Ханум . Когда империя Маурьев была свергнута империей Шунга около 180 г. до н. э., греко-бактрийцы распространились на Индию, где основали Индо-греческое царство , в котором буддизм смог процветать.

Индо-греческое царство и буддизм (180 г. до н.э. – 10 н.э. г. )

Греческие боги и «Колесо Закона» или Дхармачакра : Слева: Зевс держит Нику , которая вручает победный венок над Дхармачакрой (монетой Менандра II ). Справа: Божество в хламиде и петасе, толкающее Дхармачакру, с надписью «Тот, кто приводит в движение Колесо Закона» ( буддийская монета Тилля Тепе ).

Северная Индия представляла собой Индо-греческое царство, сосредоточенное примерно вокруг Александрии Эсхате . Они контролировали различные районы северной территории Индии до 10 г. н. э. Буддизм процветал при индо-греческих царях, и предполагалось, что их вторжение в Индию было направлено на защиту буддийской веры от религиозных преследований шунгасов ( 185–73 до н. э.), свергнувших Маурьев. Зарманочегас был шраманом (возможно, но не обязательно буддистом), который, согласно древним историкам, таким как Страбон , Кассий Дион и Николай Дамаскин, путешествовал в Антиохию и Афины , когда Август (умер в 14 году нашей эры) правил Римской империей . [25] [26]

Чеканка [ править ]

Монеты индо-греческого царя Менандра I (годы правления 160–135 до н.э.), найденные от Афганистана до центральной Индии, имеют на лицевой стороне надпись «Царь-спаситель Менандр» на греческом языке. Несколько индо-греческих царей после Менандра, таких как Зойл I , Стратон I , Гелиокл II , Теофил , Пеуколос , Менандр II и Архебий , отображают на своих монетах титул «Махараджаса Дхармика» (букв. «Царь Дхармы») на пракрите. написано на Харошти .

Некоторые монеты Менандра I и Менандра II включают буддийский символ колеса с восемью спицами, связанный с греческими символами победы, либо пальмой победы, либо венком победы, переданным богиней Никой . Согласно Милинде Панхе , в конце своего правления Менандр I стал буддийским архатом , [27] этот факт также подтверждается Плутархом , который объясняет, что его мощи были общими и хранились. [28]

Монета Менандра I (годы правления 160–135 до н.э.) с дхармачакрой и пальмой.

Повсеместный символ слона в индо-греческих монетах, возможно, также был связан с буддизмом, о чем свидетельствует параллель между монетами Антиалкида и Менандра II , где слон на монетах Антиалкида имеет то же отношение к Зевсу и Нике, что и слон в монетах Антиалкида. Буддийское колесо на монетах Менандра II. Когда зороастрийское Индо-Парфянское царство вторглось в Северную Индию в I веке нашей эры, они переняли большую часть символики индо-греческих монет, но воздерживались от использования слона, предполагая, что его значение было не просто географическим.

Витарка Мудра указывает на индо-греческие монеты. Вверху: Божества Тихе и Зевс . Внизу: изображение индо-греческих царей Никия и Менандра II .

Наконец, после правления Менандра I, несколько индо-греческих правителей, таких как Аминтас Никатор , Никий , Пеуколаос , Гермей , Гиппострат и Менандр II , изображали себя или своих греческих божеств, образующих правой рукой жест благословления, идентичный буддийской витарке. мудра (большой и указательный пальцы соединены вместе, остальные пальцы вытянуты), что в буддизме означает передачу учения Будды.

Города [ править ]

По мнению Птолемея , греческие города были основаны греко-бактрийцами на севере Индии . Менандр основал свою столицу в Сагале (современный Сиалкот , Пенджаб, Пакистан ) — одном из центров цветущей буддийской культуры . [29] Большой греческий город, построенный Деметрием и перестроенный Менандром, был раскопан на археологическом участке Сиркап недалеко от Таксилы , где буддийские ступы стояли бок о бок с индуистскими и греческими храмами , что указывает на религиозную терпимость и синкретизм.

Священные Писания [ править ]

Свидетельствами прямого религиозного взаимодействия между греческой и буддийской мыслью в этот период являются « Милинда Панха» или «Вопросы Менандра», беседа на палийском языке в платоническом стиле, проводимая между Менандром I и буддийским монахом Нагасеной .

Согласно Махавамсе , Руванвелисая в Анурадхапуре , Шри-Ланка , была освящена 30-тысячной делегацией Йона из Александрии на Кавказе ( ок. 130 г. до н. э. ).

В «Махавамсе », глава 29, записано, что во время правления Менандра греческий тхера (старший монах) по имени Махадхармараксита повел 30 000 буддийских монахов из «греческого города Александрии» (возможно, Александрии на Кавказе , примерно в 150 километрах (93 миль) к северу от сегодняшнего города). Кабул в Афганистане), Шри-Ланке для освящения ступы, что свидетельствует о том, что на территории Менандра процветал буддизм и что греки принимали в нем весьма активное участие. [30]

Записано несколько буддийских посвящений греков в Индии, например, посвящение греческого меридарха (гражданского губернатора провинции) по имени Теодор , описывающего в Харости, как он хранил реликвии Будды . Надписи были найдены на вазе внутри ступы, датированной правлением Менандра или одного из его преемников в I веке до нашей эры. [31] Наконец, буддийская традиция признает Менандра одним из великих благодетелей веры, наряду с Ашокой и Канишкой Великим .

В Афганистане были найдены буддийские рукописи, написанные курсивом на греческом языке, восхваляющие различных Будд и включающие упоминания о махаянской фигуре « Будды Локешварараджи » ( λωγοασφαροραζοβοδδο ). Эти рукописи датируются позднее II века нашей эры. [32]

Kushan empire (1st–3rd century AD) [ edit ]

Кушанская империя , одно из пяти племен юэчжи , поселилась в Бактрии около 125 г. до н.э., вытеснив греко-бактрийцев и вторгшись в северные части Пакистана и Индии примерно с 1 г. н.э. К тому времени они уже более столетия соприкасались с греческой культурой и индо-греческими царствами. Они использовали греческую письменность для написания своего языка, о чем свидетельствуют их монеты и принятие греческого алфавита .

Эллинистическая культура Индийского субконтинента: греческая одежда, амфоры , вино и музыка. Фрагмент ступы Чахил-и-Гунди , Хадда , Гандхара , I век нашей эры.

Кушанский царь Канишка, почитавший зороастрийских, греческих и брахманских божеств, а также Будду и славившийся своим религиозным синкретизмом, созвал Четвертый буддийский собор около 100 г. в Кашмире с целью редактирования канона Сарвастивадина . На некоторых монетах Канишки есть самые ранние изображения Будды (около 120 г.), выполненные в эллинистическом стиле и со словом «Боддо», написанным греческим шрифтом. оригинальные сутры Гандхари Пракрит Махаяны Канишка также перевел на санскрит , что стало «поворотным моментом в эволюции буддийского литературного канона». [33] Шкатулка Канишки , датированная первым годом правления Канишки в 127 году, была подписана греческим художником по имени Агесилас , который руководил работой над ступами Канишки ( четия ), что подтверждает прямое участие греков в буддийских реализациях в столь поздний период.

влияния Философские

Несколько греческих философов , в том числе Пиррон , Анаксарх и Онисикрит, сопровождали Александра в его восточных походах. В течение 18 месяцев пребывания в Индии они смогли пообщаться с индийскими философами , исповедовавшими аскетизм , которых обычно называют гимнософистами («голыми философами»). [34]

Pyrrhonism[editПирронизм

Пиррон вернулся в Грецию и основал пирронизм , который современные ученые считают первой западной школой скептицизма . [35] Греческий биограф Диоген Лаэртий объяснил, что невозмутимость и отстраненность от мира Пиррон приобрел в Индии. [35] [36]

Пиррон находился под прямым влиянием буддизма при разработке своей философии, которая основана на интерпретации Пирроном буддийских трех признаков существования . [35] [37]

Цинизм [ править ]

Другой из этих философов, Онесикрит, киник , как утверждает Страбон , усвоил в Индии следующие заповеди: «Все, что происходит с человеком, не является ни плохим, ни хорошим, мнения — это просто сны… Что лучшая философия [это ] то, что освобождает ум от [как] удовольствия, так и от горя». [24] Цинизм, особенно циник Перегринус Протей, находился под дальнейшим влиянием рассказов гимнософистов , особенно примеров, приведенных Каланосом , Дандамисом и Зарманочегасом . [ нужна ссылка ]

Киренаицизм [ править ]

философ Некоторые считают , что киренский Гегесий из Кирены из города Кирены , где правил Магас из Кирены , находился под влиянием учения буддийских миссионеров Ашоки. [38]

влияния Художественные

Многочисленные произведения греко-буддийского искусства демонстрируют смешение греческих и буддийских влияний в таких центрах творчества, как Гандхара . Сюжет искусства Гандхары определенно был буддийским, тогда как большинство мотивов имели западноазиатское или эллинистическое происхождение.

Антропоморфное изображение Будды [ править ]

Аниконическое изображение нападения Мары на Будду, II век нашей эры, деревня Амаравати, район Гунтур , Индия .

Хотя некоторые споры все еще ведутся, первые антропоморфные изображения самого Будды часто считаются результатом греко-буддийского взаимодействия. До этого нововведения буддийское искусство было « аниконичным »: Будда изображался только через его символы (пустой трон, Дерево Бодхи , следы Будды , Дхармачакра ).

Это нежелание к антропоморфным изображениям Будды и изощренное развитие аниконических символов, чтобы избежать их (даже в повествовательных сценах, где появляются другие человеческие фигуры), по-видимому, связано с одним из высказываний Будды, представленных в Дигха Никайе , которое не поощряло изображения Будды. самого себя после исчезновения его тела. [39]

Вероятно, не чувствуя себя связанными этими ограничениями, и из-за «своего культа формы греки первыми попытались создать скульптурное изображение Будды». [40] Во многих частях Древнего мира греки действительно развивали синкретических божеств, которые могли стать общим религиозным центром для населения с различными традициями: хорошо известным примером является Серапис , представленный Птолемеем I Сотером в эллинистическом Египте , который объединил аспекты греческого языка. и египетские боги. В Индии также для греков было вполне естественным создать единое общее божество, соединив образ греческого бога-царя ( Аполлона или, возможно, обожествленного основателя Индо -греческого царства Деметрия I Бактрийского ) с традиционные физические характеристики Будды .

Стоящий Будда, Гандхара, I век нашей эры.
Геркулесовое изображение Ваджрапани (справа) как защитника Будды, Гандхара II века нашей эры , Британский музей . [41]

Многие стилистические элементы в изображениях Будды указывают на греческое влияние: гиматий , позиция контрапоста вертикальных фигур, таких как стоящие Будды Гандхары I-II веков, стилизованные вьющиеся волосы и ушниша, очевидно, заимствованные из стиля Аполлон Бельведерский (330 г. до н.э.) и размеренность лиц, выполненные с сильным художественным реализмом . [42] Большое количество скульптур, сочетающих буддийский и чисто эллинистический стили и иконографию, было раскопано на современном месте Хадды в Афганистане . Вьющиеся волосы Будды описаны в знаменитом списке физических характеристик Будды в буддийских сутрах. Волосы с завитками, завитыми вправо, впервые описаны в Палийском каноне ; то же описание мы находим в «Дашаштасахасрика праджняпарамита» . [ нужна ссылка ] Кроме того, нагота джайнистских скульптур могла быть вдохновлена ​​аполлоническими архетипами. [42]

Греческие художники, скорее всего, были авторами этих ранних изображений Будды, в частности стоящих статуй, которые демонстрируют «реалистическую обработку складок, а в некоторых даже намек на моделируемый объем, который характеризует лучшие греческие работы. Это классические или Эллинистический греческий язык, а не архаичный греческий язык, переданный Персией или Бактрией, и не явно римский ». [43]

Греческое стилистическое влияние на изображение Будды посредством его идеалистического реализма также позволило сделать очень доступную, понятную и привлекательную визуализацию конечного состояния просветления, описанного буддизмом, что позволило ему охватить более широкую аудиторию:

Одной из отличительных особенностей гандхарской школы искусства, возникшей на северо-западе Индии, является то, что она находилась под явным влиянием натурализма классического греческого стиля. Таким образом, хотя эти изображения по-прежнему передают внутреннее спокойствие, возникающее в результате применения учения Будды на практике, они также создают у нас впечатление о людях, которые гуляли, говорили и т. д. и спали так же, как и мы. Я чувствую, что это очень важно. Эти цифры вдохновляют, потому что они не только отражают цель, но и ощущение того, что такие люди, как мы, могут достичь ее, если постараются.

В течение следующих столетий это антропоморфное изображение Будды определило канон буддийского искусства, но постепенно развивалось, включив в себя больше индийских и азиатских элементов.

пантеон Эллинизированный буддийский

Буддийская монета Канишки I с надписью ΒΟΔΔΟ «Боддо» (= Будда ) греческим шрифтом на реверсе.

Некоторые другие буддийские божества, возможно, находились под влиянием греческих богов. Например, Геракл в львиной шкуре, божество-покровитель Деметрия I Бактрийского , «служил художественной моделью для Ваджрапани , защитника Будды». [45] [46] В Японии это выражение далее переводится как наполненные гневом и мускулистые Нио боги-хранители Будды , стоящие сегодня у входа во многие буддийские храмы.

По словам Кацуми Танабэ, профессора Университета Тюо в Японии, помимо Ваджрапани, греческое влияние также проявляется в нескольких других богах пантеона Махаяны, таких как японский Фудзин , вдохновленный греческим божеством Бореем через греко-буддийского Вардо , или материнского божества. Харити , вдохновленный Тиче . [47]

Кроме того, такие формы, как гирляндами с херувимы , завитки виноградной лозы и такие получеловеческие существа, как кентавр и тритон , являются частью репертуара эллинистического искусства, представленного греко-римскими художниками на службе кушанского двора.

Биржи [ править ]

Прозелитизм на Востоке [ править ]

Среднеазиатский монах обучает восточноазиатского монаха. Фреска из пещеры Тысячи Будд Безеклик , датируемая 9-10 веками н.э. ( Царство Кара-Ходжа ).

Греческие монахи сыграли непосредственную роль в высшей иерархии буддизма и в его раннем распространении. Во время правления (165–135 гг. до н. э.) греко-бактрийского царя Менандра I ( пали : «Милинда») Махадхармараксита (буквально переводится как «Великий Учитель/Хранитель Дхармы») был «греком ( пали : Йона , букв. Ионический (гл. XXIX ) буддийский главный монах», согласно Махавамсе ), который привел 30 000 буддийских монахов из «греческого города Аласандры» ( Александрия Кавказа , примерно в 150 км к северу от сегодняшнего Кабула в Афганистане ) в Шри. Ланке за освящение Великой Ступы в Анурадхапуре . Дхармараксита ( санскрит ), или Дхаммаракхита ( пали ) ( перевод : Защищённый Дхармой ), был одним из миссионеров, посланных императором Ашокой Маурьев для обращения в свою веру буддийской веры. он описан как грек ( пали : « Йона », букв. « Ионический В Махавамсе ») , и его деятельность свидетельствует о силе участия эллинистических греков в течение столетий становления буддизма. Действительно, Менандр I был обращен в буддизм Нагасеной , который был учеником греческого буддийского монаха Дхармаракшиты . Говорят, что Менандр достиг просветления как архат под руководством Нагасены и считается великим покровителем буддизма. Диалог греческого царя Менандра I ( палийское «Милинда») с монахом Нагасеной составляет палийское буддийское произведение, известное как «Милинда Панха» .

Буддийские монахи из региона Гандхара , где греко-буддизм имел наибольшее влияние, впоследствии сыграли ключевую роль в развитии и передаче буддийских идей в направлении Северной Азии. Греко-буддийские кушанские монахи, такие как Локакшема ( ок. 178 г. н.э. ), отправились в китайскую столицу Лоян , где они стали первыми переводчиками буддийских писаний на китайский язык. [48] Буддийские монахи Центральной и Восточной Азии, по-видимому, поддерживали тесные обмены примерно до X века, о чем свидетельствуют фрески пещеры Тысячи Будд Безеклик из Таримской котловины . В легендах также Бодхидхарма , основатель чань -буддизма, который позже стал дзэн , и легендарный создатель физической подготовки монахов Шаолиня , которая привела к созданию шаолиньского кунг-фу , описывается как буддийский монах из Центральной Азии в первые китайские упоминания о нем (Янь Сюань-Чжи в 547 г.). [49] Во всем буддийском искусстве он упоминается как «Голубоглазый варвар » ( 碧眼胡 ; Bìyώn hú ). Бодхидхарма изображается как довольно вспыльчивый, обильно бородатый и широкоглазый варвар, а в китайских чаньских текстах [50] В 485 году нашей эры, согласно китайскому историческому трактату VII века Лян Шу , пять монахов из Гандхары отправились в страну Фусанг («Страна крайнего Востока» за морем, вероятно, восточная Япония ), где они представили буддизм:

« Фусанг расположен к востоку от Китая, в 20 000 ли [1500 км] к востоку от штата Да Хан (сам восточнее штата Ва в современном Кюсю , Япония ). (...) В прежние времена народ Фусанг ничего не знал о буддийской религии, но во второй год правления Да Мина династии Сун [485 г. н. э.] пять монахов из Кипина ( Кабульский регион Гандхары) отправились на корабле в Фусанг. Они распространяли буддийское учение, распространяли священные писания и рисунки. и посоветовал людям отказаться от мирских привязанностей. В результате обычаи Фусана изменились » . и изображения, и приказал им стать монахами, и обычаи изменились »).

Два сводных брата из Гандхары , Асанга и Васубандху (4 век), создали школу Йогачара , или школу «только разума», в буддизме Махаяны, которая посредством одного из своих основных текстов, Ланкаватара-сутры , стала основополагающим блоком Махаяны и, в частности, Дзен, философия.

Греко-буддизм на Западе [ править ]

Кандагарская двуязычная наскальная надпись ( греческий и арамейский ), III век до нашей эры, сделанная индийским буддийским королем Ашокой. Этот указ выступает за принятие «благочестия», используя греческий термин Eusebeia для обозначения Дхармы . Кабульский музей.

Интенсивный физический обмен на запад на Шелковом пути в то время подтверждается увлечением римлян шелком с I века до нашей эры до такой степени, что Сенат тщетно издал несколько указов, запрещающих ношение шелка по экономическим и моральным причинам. Об этом свидетельствуют как минимум три автора: Страбон (64/63 г. до н. э. — ок. 24 г. н. э. ), Сенека Младший ( ок. 3 г. до н. э. — 65 г. н. э.) и Плиний Старший (23–79 г. н. э.). Вышеупомянутые Страбон и Плутарх ( ок. 45–125 гг. н. э.) также писали об индо-греческом буддийском царе Менандре , подтверждая, что сведения об индо-греческих буддистах циркулировали по всему эллинистическому миру.

Зарманочегас (Зармарус) (Ζαρμανοχηγὰς) был монахом традиции Шраманы (возможно, но не обязательно буддистом), который, согласно древним историкам, таким как Страбон и Дион Кассий , встретил Николая Дамасского в Антиохии, когда Август (ум. 14 г. н.э.) правил Римской империей и вскоре после этого отправился в Афины, где сжег себя заживо. [25] [26] Его история и могила в Афинах стали известны более века спустя. Плутарх (ум. 120 г. н. э.) в «Жизнеописании Александра» после обсуждения самосожжения Калана Индийского ( Каланоса ), свидетелем которого был Александр, пишет: «То же самое сделал много позже другой индеец, пришедший с Цезарем в Афины, где они до сих пор показывают вам «Памятник индейцу»». [51] имея в виду гробницу Зарманочегаса в римских Афинах.

христианской Еще столетие спустя отец церкви Климент Александрийский (ум. в 215 г.) упомянул Будду по имени в своих «Строматах» (кн. I, гл. XV): «Индийские гимнософисты также входят в число, и другие варварские философы. есть два класса: некоторые из них называются сарманами, а другие - браминами. А те из сарманов, которых называют «хилобиями», не населяют городов и не имеют крыш над ними, но одеты в кору деревьев, питаются орехами и пьют. вода в их руках. Как и те, кого в наши дни называют энкратитами, они не знают ни брака, ни рождения детей. Некоторые из индийцев также подчиняются наставлениям Будды (Βούττα), которого они воспитали из-за его необычайной святости. к божественным почестям». [52]

Индийские надгробия периода Птолемеев были найдены в Александрии в Египте. [53] Присутствие буддистов в Александрии в это время важно, так как «именно в этом месте позже были созданы некоторые из наиболее активных центров христианства». [54]

Дохристианский монашеский орден Терапевтов, возможно , является деформацией палийского слова « Тхеравада ». [55] форма буддизма, и движение, возможно, «почти полностью черпало вдохновение из учения и практики буддийского аскетизма». [54] Возможно, они даже были потомками эмиссаров Ашоки на Запад. [56] Хотя описание доктрин и практик терапевтов, сделанное Филоном Александрийским , оставляет большую двусмысленность относительно того, с какой религией они связаны, анализ религиоведа Ульриха Р. Кляйнхемпеля показывает, что наиболее вероятной религией, которую практиковали терапевты, был буддизм. [57]

Буддизм и христианство [ править ]

Сон царицы Майи о белом слоне и зачатие Будды. Гандхара , II–III века нашей эры.

Хотя философские системы буддизма и христианства развивались по-разному, моральные заповеди, пропагандируемые буддизмом со времен Ашоки через его указы, действительно имеют некоторое сходство с христианскими моральными заповедями, разработанными более двух столетий спустя: уважение к жизни, уважение для слабых, неприятие насилия, прощение грешников, терпимость.

Одна из теорий состоит в том, что эти сходства могут указывать на распространение буддийских идеалов в западном мире, при этом греки выступали в качестве посредников и религиозных синкретистов. [58]

Ученые часто рассматривали возможность того, что буддизм повлиял на раннее развитие христианства. Они привлекли внимание ко многим параллелям, касающимся рождения, жизни, доктрин и смерти Будды и Иисуса. [ нужна ссылка ]

- Бентли, «Встречи в Старом Свете»

Святой Иероним (4 век нашей эры) упоминает рождение Будды, который, по его словам, «родился от девственницы». [59] а влиятельный отец раннехристианской церкви Климент Александрийский (ум. 215) упомянул Будду (Βούττα) в своих «Строматах» (Книга I, Глава XV). [52] Легенда о христианских святых Варлааме и Иосафате основана на жизни Будды. [60]

Прием [ править ]

Идею греческого влияния на развитие буддизма особенно отстаивал Этьен Ламот. [61] и Томас МакЭвилли , который предположил, что «как и художественный стиль Гандхары, буддийский стиль Гандхары, должно быть, имел заметный эллинский фактор», [62] хотя он не использует для этого термин «греко-буддизм». Теория МакЭвилли была встречена другими учеными скептически. [63] [64] [65]

Хотя эллинистические влияния в буддийском искусстве Гандхары получили широкое признание. [42] [66] [67] Среди искусствоведов остается предметом споров, отражают ли неиндийские характеристики гандхарской скульптуры непрерывную греческую традицию, укорененную в завоеваниях Александра в Бактрии, последующих контактах с более поздними традициями эллинистического Востока, прямом общении с современными художниками из Римской империи, или какое-то сложное сочетание таких источников. [68] Примеры включают статуи бодхисаттв, украшенных королевскими драгоценностями (браслетами и заколками) и шкатулки для амулетов, позицию контрапоста , акцент на драпировках и множество дионисийских тем . [42]

Однако за пределами художественной сферы большинство ученых не предполагают заметного греческого влияния на гандхарский буддизм . [5] [6] [7] [8] [9] [10] [69] Некоторые отметили необходимость дальнейших исследований в этом отношении. [3] [70] Ольга Кубица раскритиковала термин «греко-буддизм» как «неадекватный», поскольку здесь не произошло «примирение или союз различных систем верований». Она заявляет, что «не исключает возможности того, что некоторые явления внутри буддизма могут быть истолкованы как проявление синкретизма между греческими и буддийскими элементами, но термин «греко-буддизм» применим только к определенным аспектам, а не ко всей совокупности греко-буддийских отношений. ". [2]

Термин «греко-буддийское искусство» также подвергался критике со стороны искусствоведов. [71] [72] По словам Питера Стюарта, это «во многом обманчиво, и его следует избегать». [73] Йоханна Ханинк объяснила концепцию «греко-буддийского искусства» неспособностью европейских ученых признать, что туземцы могли разработать «приятные пропорции и элегантные позы скульптур древней Гандхары», цитируя Майкла Фальсера и утверждая, что само понятие «греко-буддийского искусства» Буддийское искусство с греческой «сущностью» — это колониальное навязывание, возникшее во время британского правления в Индии. [74] [75]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Акри, Андреа (20 декабря 2018 г.). «Морской буддизм» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.638 . ISBN  9780199340378 . Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 года . Проверено 30 мая 2021 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кубица, Ольга (2023). Греко-буддийские отношения на эллинистическом Дальнем Востоке. Источники и контексты . Тейлор и Фрэнсис Лтд. с. 4. ISBN  978-1-032-19302-1 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халкиас, Георгиос Т. (2014). «Когда греки обратили Будду: асимметричная передача знаний в индо-греческих культурах». В Уике, Питер; Рабенс, Волкер (ред.). Религии и торговля: религиозное формирование, трансформация и межкультурный обмен между Востоком и Западом . Динамика в истории религий. Лейден Бостон (Массачусетс): Брилл. п. 106. ИСБН  978-90-04-25528-9 .
  4. ^ Бхаскар, В.С. (2009). Вера и философия буддизма . Издательство Гян. ISBN  978-81-7835-722-5 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 18 мая 2022 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дитц, Зиглинде (2007). «Буддизм в Гандхаре». В Хейрмане, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (ред.). Распространение буддизма . Справочник востоковедения. Лейден: Брилл. стр. 56–58. ISBN  978-90-04-15830-6 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саломон, Ричард (2018). Буддийская литература древней Гандхары: введение с избранными переводами . Классика индийского буддизма. Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. ISBN  978-1-61429-168-8 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саломон, Ричард (1999). Древние буддийские свитки из Гандары: фрагменты Харости из Британской библиотеки . Вашингтон (Вашингтон): Издательство Вашингтонского университета. п. 5. ISBN  978-0-295-97769-0 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фассман, Джерард (1994). «Упайа-каушалья: утверждение буддизма в Гандхаре». В Фукуи — Фумимаса; Фуссман, Жерар (ред.). Буддизм и местные культуры: некоторые случаи взаимной адаптации: материалы франко-японской конференции сентября 1991 г. Тематические занятия / Французская школа Дальнего Востока. Париж: Французская школа Дальнего Востока. п. 26. ISBN  978-2-85539-601-9 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хартманн, Йенс (2017). «Гандхара». В Сарао – Карам Тедж Сингх; Лонг, Джеффри Д. (ред.). Буддизм и джайнизм: со 187 рисунками и 1 таблицей . Энциклопедия индийских религий. Дордрехт: Спрингер. стр. 500–502. ISBN  978-94-024-0851-5 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карттунен, Клаус (2017). «Греки». В Сарао – Карам Тедж Сингх; Лонг, Джеффри Д. (ред.). Буддизм и джайнизм: со 187 рисунками и 1 таблицей . Энциклопедия индийских религий. Дордрехт: Спрингер. стр. 526–530. ISBN  978-94-024-0851-5 .
  11. ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 145, карта XIV.1(д). ISBN  0226742210 . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 г. Проверено 11 мая 2022 г.
  12. ^ Дэвис, Катберт Коллин (1959). Исторический атлас Индийского полуострова . Издательство Оксфордского университета.
  13. ^ Нараин, АК (1976). Типы монет индо-греческих царей, 256-54 гг . до н.э. Арес. ISBN  0-89005-109-7 .
  14. ^ Штир, Ганс Эрих; Кирстен, Эрнст; Анер, Эккехард (1978). Большой атлас по всемирной истории: доисторические времена, античность, средневековье, современность . Георг Вестерманн Верлаг. ISBN  3-14-100919-8 .
  15. ^ Дрейпер, Джеральд (1995). «Вклад императора Ашоки Маурья в развитие гуманитарного идеала войны». Международное обозрение Красного Креста . 35 (305): 192–206. дои : 10.1017/S0020860400090604 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Rock Edict Nb13 (С. Дхаммика)
  17. ^ Фольц, Религии Шелкового пути , с. 43
  18. ^ «Вся область от Фригии до Инда была подвластна Селевку. Он пересек Инд и вел войну с Сандрокоттом [Чандрагуптой], царем индейцев, который жил на берегах этого потока, пока они не пришли к взаимопониманию друг с другом. и заключил брачные отношения. Некоторые из этих подвигов были совершены до смерти Антигона, а некоторые - после». Аппианская история Рима , Сирийские войны 55. Архивировано 20 октября 2015 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Английский перевод греческих указов: Религии и торговля: религиозное формирование, трансформация и межкультурный обмен между Востоком и Западом . БРИЛЛ. 2 декабря 2013 г. стр. 65–. ISBN  978-90-04-25530-2 .
  20. ^ Рок-Эдикт Nb.13 , Полный текст Указов Ашоки. См. Rock Edict 13, заархивировано 28 октября 2013 г. на Wayback Machine.
  21. ^ «Глава XII» . 20 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2014 г.
  22. ^ «Абстрактный Суджато: секты и сектантство» . www.congress-on-buddhist-women.org . Архивировано из оригинала 18 декабря 2019 г. Проверено 25 декабря 2015 г.
  23. ^ Сохранившиеся фрагменты Мегасфена: Полный текст
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Страбон, XVI.I.65: «Страбон XV.1» . Персей.tufts.edu. Архивировано из оригинала 27 декабря 2007 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Страбон, xv, 1, о сожжении Шраманы в Афинах (параграф 73) . Архивировано 4 октября 2008 г. в Wayback Machine .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дион Кассий , Лив, 9. Архивировано 25 сентября 2022 г. в Wayback Machine .
  27. Отрывок из Милинда Панха : «И впоследствии, наслаждаясь мудростью Старшего, он передал свое королевство своему сыну и, отказавшись от домашней жизни ради бездомного состояния, возвысился в проницательности и сам достиг архатства ! " ( Вопросы короля Милинды , перевод Т.В. Риса Дэвидса , 1890 г.)
  28. ^ Плутарх о Менандре: «Но когда один Менандр, который милостиво правил бактрийцами, впоследствии умер в лагере, города действительно по общему согласию праздновали его похороны; но, вступив в спор из-за его реликвий, их наконец с трудом удалось привести согласно этому соглашению, что после того, как его прах будет раздан, каждый должен унести равную долю и все воздвигнут ему памятники». (Плутарх, «Политические заповеди» Praec. reip. ger. 28, 6) стр. 147–148 Полный текст
  29. ^ Милинда Панха , Глава. я
  30. ^ Томас МакЭвилли (7 февраля 2012 г.). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Констебль и Робинсон. стр. 558–. ISBN  978-1-58115-933-2 .
  31. ^ Тарн, Уильям Вудторп (24 июня 2010 г.). Греки в Бактрии и Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 391. ИСБН  978-1-108-00941-6 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
  32. ^ Николас Симс-Уильямс, «Бактрийский буддийский манускрипт»
  33. ^ Фольц, Религии Шелкового пути , с. 45
  34. ^ Стоунман, Ричард (2019). «Индийские философы и греки» . Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Оксфорд и Принстон : Издательство Принстонского университета . стр. 289–331. дои : 10.1515/9780691185385-015 . ISBN  978-0-691-15403-9 . JSTOR   j.ctv3znwg5 . LCCN   2018958249 . S2CID   166488882 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 14 февраля 2021 г.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стоунман, Ричард (2019). «Двести лет дебатов: греческая и индийская мысль» . Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Оксфорд и Принстон : Издательство Принстонского университета . стр. 346–355. дои : 10.1515/9780691185385-016 . ISBN  978-0-691-15403-9 . JSTOR   j.ctv3znwg5 . LCCN   2018958249 . S2CID   166488882 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
  36. ^ "Он удалялся от мира и жил в одиночестве, редко показываясь своим родственникам; это потому, что он слышал индейский упрек Анаксарху , говорящий ему, что он никогда не сможет учить других тому, что хорошо, пока сам танцует прислуживание в отношении королей при их дворе Он всегда сохранял такое же самообладание». (Диоген Лаэртский, IX.63 о Пирроне)
  37. ^ Беквит, Кристофер И. (2015). Греческий Будда: Встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии (PDF) . Издательство Принстонского университета . п. 28. ISBN  9781400866328 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 ноября 2016 г. Проверено 10 мая 2017 г.
  38. ^ Лафон, Жан-Мари (2000). «Раскрытие буддизма в европейском мире» . Les Dossiers d'Archéologie (на французском языке). 254 : 78–85 [с. 78]. ISSN   1141-7137 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 14 апреля 2020 г. Философ Гегесий из Кирены (по прозвищу Писитанатос , «Защитник смерти») был современником Магаса и, вероятно, находился под влиянием учений буддийских миссионеров в Кирене и Александрии. Его влияние было таково, что ему в конечном итоге запретили преподавать.
  39. ^ «Из-за заявления Мастера в Диганикае о неодобрении его изображения в человеческой форме после исчезновения тела, некоторое время преобладало сопротивление». Также « хинаянцы выступали против поклонения образу Учителя из-за канонических ограничений». Р. К. Шарма, «Искусство Матхуры, Индия», Токийский национальный музей, 2002 г., стр. 11.
  40. ^ Линссен; Роберт (1958). Живой дзен . Лондон: Аллен и Анвин. п. 206.
  41. ^ «Будда в сопровождении Ваджрапани, имеющего характеристики греческого Геракла» Описание того же изображения на обложке в Стоунман, Ричард (8 июня 2021 г.). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. п. 4. ISBN  978-0-691-21747-5 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 12 декабря 2021 г. Также «Геракл нашел независимую жизнь в Индии в образе Ваджрапани, бородатого спутника Будды с дубинкой в ​​руках». Стоунман, Ричард (8 июня 2021 г.). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. стр. 88–89. ISBN  978-0-691-21747-5 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 12 декабря 2021 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Халкиас, Георгиос Т. (2014). «Когда греки обратили Будду: асимметричная передача знаний в индо-греческих культурах». В Уике, Питер; Рабенс, Волкер (ред.). Религии и торговля: религиозное формирование, трансформация и межкультурный обмен между Востоком и Западом . Динамика в истории религий. Лейден Бостон (Массачусетс): Брилл. п. 106. ИСБН  978-90-04-25528-9 .
  43. ^ Бордман с. 126
  44. Четырнадцатый Далай-лама , предисловие к «Отголоскам Александра Великого», 2000.
  45. ^ Фольц (2010). Религии Шелкового пути . п. 44 . ISBN  9780230621251 .
  46. ^ См. изображения Ваджрапани, находящегося под влиянием Геракла: «Изображение 1» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 г. «Образ 2» . Архивировано из оригинала 13 марта 2004 года.
  47. ^ Танабэ, Кацуми (2003). Александр Македонский: культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии . Токио: NHK Puromoshon и Токийский национальный музей. OCLC   937316326 .
  48. ^ Фольц, Ричард (2010). Религии Шелкового пути (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. п. 46 . ISBN  978-0-230-62125-1 .
  49. ^ Бротон, Джеффри Л. (1999). Антология Бодхидхармы: самые ранние записи дзэн . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 54–55 . ISBN  0-520-21972-4 .
  50. ^ Сутхилл, Уильям Эдвард; Ходус, Льюис (1995). Словарь китайских буддийских терминов (PDF) . Лондон: RoutledgeCurzon. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2014 г.
  51. ^ Плутарх. «Жизнь Александра». Жития знатных греков и римлян . Современная библиотека. Перевод Драйдена, Джона; Клаф, Артур Хью. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 850.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Климент Александрийский Стромата. БкI, гл. XV» . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 19 декабря 2012 г.
  53. ^ Тарн. Греки в Бактрии и Индии . п. 370.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линссен; Роберт (1958). Живой дзен . Лондон: Аллен и Анвин. п. 208.
  55. ^ По словам лингвиста Захариаса П. Танди [ нужна полная цитата ]
  56. ^ Грубер, Эльмар Р.; Керстен, Хольгер (1995). Оригинальный Иисус . Шефтсбери: Книги элементов. ISBN  1-85230-835-4 .
  57. ^ Ульрих Р. Кляйнгемпель, «Следы буддийского присутствия в Александрии: Филон и «терапевты»», Научно-теоретический 2019 г. https://www.academia.edu/39841429/Traces_of_Buddhist_Presence_in_Alexandria_Philo_and_the_Therapeutae_ . Архивировано 21 января 2021 г. в Wayback Machine.
  58. ^ Фольц. Религии Шелкового пути . п. 44. Некоторые индийские идеи, возможно, проникли на запад, в зарождающееся христианство Средиземноморья, через каналы греческой диаспоры.
  59. ^ МакЭвилли, стр. 391.
  60. ^ Уолбридж, Джон (2001). Мудрость мистического Востока: Сухраварди и платонический ориентализм . п. 129. Форма Būdhīsaf является оригинальной, как показывают согдийская форма Pwtysfi и ранняя новоперсидская форма Bwdysf. О христианских версиях см. А. С. Геден, Энциклопедия религии и этики, св. «Иосафат, Варлаам и» и М. П. Альфарик, .. ."
  61. ^ Ламотт, Этьен (1988). История индийского буддизма: от истоков до эпохи Шака . Публикации Лувенского института востоковедов. Лувен-ла-Нев, Бельгия: Институт востоковедов. стр. 426–442. ISBN  978-90-6831-100-6 .
  62. ^ МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Allworth Press [ua] ISBN  978-1-58115-203-6 .
  63. ^ Кернс, Эмили (2004). «Индийские связи» . Классический обзор . 54 (2): 420–423. дои : 10.1093/cr/54.2.420 . ISSN   0009-840X .
  64. ^ Аллен, Николас Дж. (2005). «Томас МакЭвилли: Недостающее измерение» . Международный журнал индуистских исследований . 9 (1/3): 59–75. ISSN   1022-4556 .
  65. ^ Расмуссен, Уилл С. (2006). «Форма древней мысли (обзор)» (PDF) . Философия Востока и Запада . 56 (1): 182–191. дои : 10.1353/pew.2006.0003 . ISSN   1529-1898 .
  66. ^ МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Allworth Press [ua] ISBN  978-1-58115-203-6 .
  67. ^ Бернар, Пол (1996). «Греческие королевства Средней Азии». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Средней Азии. 2: Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. / ред.: Янош Харматта (2. имп.). Париж: Издательство ЮНЕСКО. ISBN  978-92-3-102846-5 .
  68. ^ Саломон, Ричард (2018). Буддийская литература древней Гандхары: введение с избранными переводами . Классика индийского буддизма. Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. п. 56. ИСБН  978-1-61429-168-8 .
  69. ^ Бронкхорст, Йоханнес (1999). Почему в Индии существует философия? . Лекция Гонды. Амстердам: Королевская академия искусств и наук Нидерландов. п. 24. ISBN  978-90-6984-256-1 .
  70. ^ Вассилиадес, Деметриос Т. (2004). «Греки и буддизм: исторические контакты в развитии универсальной религии» . Восточный буддист . 36 (1/2): 156. ISSN   0012-8708 .
  71. ^ Филигенци, Анна (1 января 2012 г.). «Ориентализированный эллинизм против эллинизированного Востока: изменение взгляда на искусство Гандхары» . Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 18 (1): 111–141. дои : 10.1163/157005712X638663 . ISSN   0929-077X .
  72. ^ Оливьери, Лука М. (2022). Каменные дворы и художники в Гандхаре. Буддийская ступа Саиду Шарифа I, Сват (ок. 50 г. н.э.) . Издания Ка 'Фоскари. стр. 53–54. ISBN  978-88-6969-577-3 .
  73. ^ Стюарт, Питер (2024). Гандхарское искусство и классический мир – краткое введение . Археопресс. п. 37. ИСБН  978-1-80327-694-6 .
  74. ^ «Хватит отдавать должное Западу за то, что он «вдохновил» классическое китайское искусство» . Кварц . Проверено 18 февраля 2023 г.
  75. ^ Фальзер, М. (2015). Греко-буддийский стиль Гандхары – «Идеологическая история», или: как дискурс создает глобальную историю искусства. Журнал искусствоведения , (13), 1.

Библиография [ править ]

  • Вассилиадес, Деметриос Т. 2016. Греки и буддизм . Афины, Индо-эллинское общество культуры и развития ELINEPA.
  • Александр Великий: культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии . Токио: NHK Puromoshon и Токийский национальный музей, 2003.
  • Баумс, Стефан. 2012. «Каталог, исправленные тексты и переводы надписей гандхарских реликвариев». В: Дэвид Джонгевард, Элизабет Эррингтон, Ричард Саломон и Стефан Баумс, Гандхарские буддийские реликварии , стр. 204, Сиэтл: Проект ранних буддийских рукописей (Гандхарские исследования, Том 1).
  • Баумс, Стефан и Эндрю Гласс. 2002– . Каталог текстов Гандхари , вып. CKI 32. Архивировано 21 августа 2018 г. в Wayback Machine.
  • Джерри Х. Бентли. Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена . Оксфорд – Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1993. ISBN   0-19-507639-7
  • Джон Бордман. Распространение классического искусства в древности . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1994. ISBN   0-691-03680-2
  • Шравасти Дхаммика, пер. Указы царя Ашоки: английский перевод . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество, 1993. ISBN   955-24-0104-6
  • Ричард Фольц . Религии Шелкового пути , 2-е издание, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2010 г. ISBN   978-0-230-62125-1
  • Георгиос Т. Халкиас, « Когда греки обратили Будду: асимметричная передача знаний в индо-греческих культурах », в книге «Торговля и религии: религиозное формирование, трансформация и межкультурный обмен между Востоком и Западом» , изд. Фолькер Рабенс. Лейден: Брилл, 2013, с. 65–115.
  • Кубица, Ольга (2023). Греко-буддийские отношения на эллинистическом Дальнем Востоке: истоки и контексты . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9781003258575 .
  • Роберт Линссен. Живой дзен . Нью-Йорк: Grove Press, 1958. ISBN   0-8021-3136-0
  • Ловенштейн, Том (1996). Видение Будды . Издательство Дункана Бэрда. ISBN  1-903296-91-9 .
  • Томас МакЭвилли . Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Нью-Йорк: Allworth Press и Школа визуальных искусств, 2002. ISBN   1-58115-203-5
  • Уильям Вудторп Тарн. Греки в Бактрии и Индии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1951, ISBN   81-215-0220-9
  • Мариан Венцель. Отголоски Александра Великого: Портреты Шелкового пути из Гандхары , предисловие Далай-ламы. Эклиса Анштальт, 2000. ISBN   1-58886-014-0
  • Пол Уильямс. Буддизм Махаяны: основы доктрины . Лондон – Нью-Йорк: Рутледж, 1989. ISBN   0-415-02537-0

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7dab0d513c4f9f5c806e984f1ebff1f2__1717749540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/f2/7dab0d513c4f9f5c806e984f1ebff1f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Greco-Buddhism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)