Jump to content

Тапа Шутер

Координаты : 34 ° 21'58 "N 70 ° 28'08" E  /  34,366041 ° N 70,468981 ° E  / 34,366041; 70,468981
Тапа Шутер
(сейчас)
Тапа Шотор, сидящий Будда, с классическими фигурами Геракла (слева, как Ваджрапани ) и Тихе (справа, как Харити ), в нише V2, 2 век н.э. Сфотографировано в 1981 году Луи Дюпри , до того, как оно было разрушено талибами в 1992 году. [1] [2]
Тапа Шотор находится в Афганистане.
Тапа Шутер
Показано в Афганистане
Координаты 34 ° 21'58 "N 70 ° 28'08" E  /  34,366041 ° N 70,468981 ° E  / 34,366041; 70,468981
Тип Буддийский монастырь
История
Основан 1 век до нашей эры
Заброшенный 9 век н.э.
Голова Будды или Бодхисаттвы лицом (IV-V вв.), вероятно, Хадда, Тапа Шотор. [3] [4]
Сидящий Будда, Тапа Шотор (Ниша V1).

Тапа Шотор , также Ленточный Шотор или Тапа-э-шотор («Верблюжий холм»), [5] был большим монастырем Сарвастивадин недалеко от Хадды , Афганистан , а сейчас является археологическим памятником. [6] По мнению археолога Алчина , местонахождение Тапа Шотора предполагает, что греко-буддийское искусство Гандхары Раймонда произошло непосредственно от искусства эллинистической Бактрии , как это видно в Ай-Хануме . [7] Александр Великий и Геракл представлены вместе с Буддой как Ваджрапани в нишах V2 и V3, таким образом, по мнению Лукаса Христопулоса, демонстрируя принятие буддизма индо-греками в контексте «эллино-буддийского универсализма». [8] Территория Тапа Шотор была разрушена в результате поджога и разграблена в 1992 году. [1]

Стилистический анализ

[ редактировать ]

Учитывая стиль предметов, найденных в Тапа Шотор, особенно глиняных фигурок, Аллчин предполагает, что либо бактрийские художники приехали и работали в буддийских монастырях, либо что местные художники «полностью знакомы» с эллинистическим искусством. [7] Это мнение подтвердил археолог, раскопавший городище Тарзи : «в свете новейших открытий уже нет никаких сомнений в продолжении греко-бактрийского художественного прошлого». [9] По мнению Тарзи, Тапа Шотор с глиняными скульптурами, датируемыми II веком нашей эры, представляет собой «недостающее звено» между эллинистическим искусством Бактрии и более поздними лепными скульптурами, найденными в Хадде, обычно датируемыми III-IV веками нашей эры. [1] Скульптуры Тапа Шортора также современны многим ранним буддийским скульптурам, найденным в Гандхаре . [1]

Традиционно приток художников, знакомых с эллинистическим искусством, связывают с миграцией греческого населения из греко-бактрийских городов Ай-Ханум и Тахт-и Сангин . [10] Тарзи далее предположил, что греческое население обосновалось на равнинах Джелалабада , включая Хадду, вокруг эллинистического города Дионисополис , и что они были ответственны за буддийские творения Тапа Шотор во 2 веке нашей эры. [10]

Хронология

[ редактировать ]

По мнению археолога Земарялая Тарзи , первый, домонашеский, период Тапа Шотора соответствует периоду правления индо-скифского царя Азеса II (35-12 гг. до н. э.). [11] Первый буддийский период относится к периоду правления кушанского царя Хувишки (155-187 гг. н.э.). Этот период соответствует созданию вихары и ниш 1, 2 и 3 в частности. [11] В период после Васудевы I до последних кушанов (225-350 гг. н.э.) возникла ниша XIII. После кушанов период стоянки соответствует кидаритам ( IV-V вв. н. э.). [11] Это место оставалось бездействующим около 250 лет, примерно с 500 по 750 год нашей эры. Последовал последний период деятельности, отмеченный только реставрациями, перед разрушением этого места пожаром в 9 веке нашей эры. Этот период был структурирован следующим образом: [11]

  • Тапа Шотор I: индо-скифский царь Азес II (35–12 гг. до н.э.)
  • Тапа Шотор II: кушанский царь Хувишка (155-187 гг. н.э.). Вихара и ниши V1, V2 и V3.
  • Тапа Шотор III: (187–191 гг. Н. Э.)
  • Тапа Шотор IV: Васудева I (191–225 гг. н.э.)
  • Тапа Шотор V: Последние кушаны (225–350 гг. н.э.)
  • Тапа Шотор VI: Кидариты (350–450 гг. Н. Э.)
  • Тапа Шотор VII: V век.
  • Тапа Шотор VIII: VI век. Соответствует 1-му периоду Ленты Топе Калан.
  • перерыв (6-8 века)
  • Тапа Шотор IX: середина VIII-IX веков. Уничтожение огнем

Раскопки

[ редактировать ]

Монастырь раскопал общеафганский археологический отряд. В результате археологических раскопок в археологически нетронутой среде были обнаружены многочисленные скульптуры, дающие прекрасное представление об искусстве региона. В главном дворе была раскопана ступа. [12]

В руинах была найдена монета индо-греческого царя Менандра , но обилие находок кушанских монет позволяет предположить, что основная дата этого места — IV век нашей эры. [12]

В Тапе Шорторе было несколько красивых скульптур в эллинистическом стиле, в частности, один сидящий Будда, которого сопровождал Геракл - Ваджрапани , и женщина, похожая на Тихе , держащая рог изобилия , ныне разрушенный (Ниша V2). [13] [14] У другого служитель, напоминающий портрет Александра Македонского . [15] [16] Бордман предположил, что скульптура в этом районе может быть «зарождающейся буддийской скульптурой в индо-греческом стиле ». [17]

Фигуры Геракла-Ваджрапани с молнией и Тиче-Харити с рогом изобилия, окружающие Будду в Тапа Шотор, Хадда, II век нашей эры. Это уникальная фотография, поскольку скульптура была разрушена талибами в 1992 году.

Многие статуи представляют собой трехмерные изображения по кругу, что является редким примером в районе Хадда, который связывает стиль Тапа Шотор с эллинистическим искусством Бактрии и с буддийскими пещерами Синьцзяна, такими как пещеры Могао. , вероятно, непосредственно вдохновленный этим. [18]

В различных нишах изображены сцены Будды в окружении служителей (особенно ниши V1, V2, V3). Ниша XIII, или «Водная ниша», также демонстрирует круглую скульптуру и изображает Нагу Калику, предсказывающую успех Бодхисаттвы на пути к просветлению. Ниша датируется периодом 250-350 гг. н.э. и, вероятно, синхронна с глиняными скульптурами Храма II в Пенджикенте . [19] [20] Эти скульптуры сделаны из глины, а более поздние скульптуры, отлитые из лепнины, также можно увидеть на этом месте. [21]

[ редактировать ]
  • Описание и план Тапа Шотора (на французском языке)
  • Знаменитого Будду с Гераклом-Ваджрапани и Тихе можно увидеть в Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 150. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  1. ^ Jump up to: а б с д Тарзи, Земарялай. «Разрушенное место Хадды» : 62 и сл. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  2. ^ «Таблица Тепе Шотор. Хадда, провинция Нангархар. Система изображений ACKU» . Accuimages.photoshelter.com .
  3. ^ Берендт, Курт А. (2007). Искусство Гандхары в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. ISBN  978-1-58839-224-4 .
  4. ^ Бордман, Джордж. Греки в Азии . с. Греки и их искусство в Индии.
  5. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 143. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  6. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 158. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  7. ^ Jump up to: а б «После открытий в Ай-Ханум , раскопок в Тапа Шотор, Хадда предоставил доказательства, указывающие на то, что гандхарское искусство произошло непосредственно от эллинизированного бактрийского искусства. на службе буддизма, или же создателями этих предметов искусства были местные художники, полностью знакомые со стилем и традициями эллинистического искусства». Олчин, Фрэнк Рэймонд (1997). Гандхарское искусство в контексте: обмены между Востоком и Западом на перекрестке Азии . Опубликовано издательством Regency Publications для Фонда Древней Индии и Ирана, Кембридж. п. 19. ISBN  9788186030486 .
  8. ^ Лукас Христопулос, Александр Великий и Геракл как стражи Будды из Тапа Шотор: https://sino-platonic.org/complete/spp350_alexander_the_great_herakles_buddha.pdf
  9. ^ Тарзи, Земарялай (2005). «Круглая скульптура и очень высокий рельеф в глиняной скульптуре Хадды: случай так называемого рыбного крыльца (ниша XIII)» (PDF) . Восток и Запад . 55 (1/4): 392. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29757655 .
  10. ^ Jump up to: а б Тарзи, Земарялай. «Разрушенное место Хадды» : 63. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  11. ^ Jump up to: а б с д Ванлин, Александра. «Тапа-э Шотор» . База данных Hadda Archeo . АрхеоБД, 2021.
  12. ^ Jump up to: а б Куваяма, Шошин (1988). «Тапа Шотор и Лалма: аспекты дворов ступ в Хадде» (PDF) . Летопись Неаполитанского университета «Л'Ориенталь» .
  13. ^ Берендт, Курт А. (2007). Искусство Гандхары в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. п. 88. ИСБН  978-1-58839-224-4 .
  14. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 148-149. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  15. ^ Бордман, Джон (1994). Распространение классического искусства в древности . Издательство Принстонского университета. п. 143. ИСБН  978-0-691-03680-9 .
  16. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 150. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  17. ^ Бордман, Джон (1994). Распространение классического искусства в древности . Издательство Принстонского университета. п. 141. ИСБН  978-0-691-03680-9 .
  18. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 152-153. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  19. ^ Тарзи, Земарялай (2005). «Круглый и очень высокий рельеф в глиняной скульптуре Хадды: случай так называемого рыбного крыльца (ниша XIII)» . Восток и Запад . 55 (1/4): 383–394. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29757655 .
  20. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 152-153. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  21. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 152-153. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  22. ^ Эррингтон, Элизабет. «Архив Массона Том 2 (1).pdf» : 36. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  23. ^ ГРИН, ЭРИК М. (2013). «Смерть в пещере: медитация, ритуал на смертном одре и образы скелетов в Tape Shotor» . Артибус Азия . 73 (2): 265–294. ISSN   0004-3648 . JSTOR   24240815 .
  24. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 154. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  25. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 150. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  26. ^ Ванлин, Александра. «География искусства Гандхары» (PDF) : 150. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  27. ^ Jump up to: а б Тарзи, Земарялай. «Разрушенное место Хадды» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09225410c6ce38ce6d9fe6544cb18016__1722562440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/16/09225410c6ce38ce6d9fe6544cb18016.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tapa Shotor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)