Афрасиаб (Самарканд)
Детали копии одной из картин Афрасиаба в Самаркандском музее Афрасиаба. | |
Расположение | Узбекистан |
---|---|
Координаты | 39 ° 40'17 "N 66 ° 59'16" E / 39,67139 ° N 66,98778 ° E |
Афрасиаб ( узбекский : Афросиаб ), ( персидский : افراسياب afrāsiyab ) — древнее место в Северном Самарканде , современный Узбекистан , которое было оккупировано с ок. с 500 г. до н.э. по 1220 г. н.э., до монгольского нашествия в 13 веке (см. Осада Самарканда (1220 г.) ). [1] Самые древние слои датируются серединой первого тысячелетия до нашей эры. [1] Сегодня это холмистый травяной курган, расположенный недалеко от мечети Биби Ханаум . В ходе раскопок были обнаружены ныне знаменитые фрески Афрасиаба, выставленные в Самаркандском музее Афрасиаба , расположенном рядом с местом археологических раскопок.
Обзор
[ редактировать ]Афрасиаб — самая старая часть и разрушенное место древнего и средневекового города Самарканда. По соображениям обороны он был расположен на возвышенности, к югу от речной долины и к северу от большой плодородной территории, которая теперь стала частью города Самарканда.
Заселение территорий Афрасиаба началось в VII–VI веках до нашей эры, как центра согдийской культуры . [2]
Термин Кала-йе Афрасиаб (Замок Афрасиаб) появился в письменных источниках только к концу 17 века. Название в народе связано с мифическим царем Афрасиабом . Ученые считают, что Афрасиаб является искаженной и искаженной формой персидского слова Парсиаб (от согдийского Паршваб ), означающего «за черной рекой», река — Сиахаб или Сиаб , которая ограничивает это место на севере. [3] Афра — это поэтическая форма персидского слова Фара (само по себе поэтическое слово), которое означает «за пределами, дальше», тогда как Сиаб происходит от сиах, означающего «черный», и Аб, означающего «вода». река; море» (в зависимости от контекста).
Первые археологические раскопки в Афрасиабе провел в конце 19 века Николай Веселовский . В 1920-е годы его масштабные раскопки провел археолог Михаил Евгеньевич Массон , который поместил найденные на этом месте артефакты в Самаркандский музей. [4] Его археологические исследования показали, что Саманидов в Афрасиябе когда-то располагался дворец . Его снова активно раскапывали в 1960-70-х годах.
Город
[ редактировать ]
Площадь Афрасиаба занимает около 220 гектаров, а мощность археологических слоев достигает 8–12 метров. Город Афрасиаб имел форму равнобедренного треугольника , угол при основании которого смотрел на юг. Афрасиаб возник на естественном холме, пересеченном многочисленными впадинами, а сам город был окружен высокими стенами, которые сейчас выглядят как массивное глиняное сооружение высотой 40 метров внутри. Самая длинная часть города имела ширину 1,5 километра. Вход в город расположен в средней части восточной стены. В Афрасиабе находились башни, максимальная длина которых составляла 3,34 километра, остатки которых были обнаружены на некоторых местах окружающей стены. [5]
Вода в город подавалась из водопроводных каналов, глиняных труб и колодцев. Значит, немало места занимали резервуары, самый большой из которых имел емкость около миллиона галлонов воды и располагался у южной стены.
Никаких остатков прорисованных улиц обнаружено не было, так как здания вокруг рухнули и испортили столь узкие и кривые следы. Для строительства домов использовался необожженный кирпич на деревянном каркасе, с глиняной лепкой. В некоторых из них были окна с гипсовыми решетками, украшенными небольшими кусочками стекла.
Было найдено много монет. На их основании были определены различные даты оккупации Афрасиаба, что в основном и сделал Вяткин. Найденные монеты принадлежали Сасанидам, часть — Бухарским Худам , часть — Омейядам и Аббасидским халифам. В большом количестве встречались саманидские монеты, реже были монеты хорезмшахов, реже всего были караханидские и сельджукские монеты. Монеты Мункэ были последними найденными монетами. Все эти найденные и исследованные монеты показывают, что Афрасиаб был заселен с четвертого-пятого по тринадцатый век. [5]
Разрушенные здания
[ редактировать ]

В Афрасиабе найдено пять бань, относящихся к IX и X векам. Баня Афрасиаба состояла из цистерн, ванн, труб, подающих тепло и воду, предбанников, массажных комнат, теплых и холодных залов и открытых дворов. Резная лепнина и фрески украшали некоторые части бани.
В 1924 году в Афрасиябе Вяткин проводил исследования на месте, где на стене старинной комнаты были найдены буддийская фреска и богато отформованное алебастровое панно. Обнаружено глиняное, крытое кирпичом купольное здание с хорошо сохранившимися стенами. Также на стенах было обнаружено множество статей. На стене небольшого здания неподалеку была найдена арабская надпись: «Во имя Бога Милостивого, Милосердного скажи: «Он — Бог единый, Бог вечный». Находки были датированы монетами девятого и десятого веков.
В 1929 году были найдены остатки дома, относящегося к двенадцатому веку, и большая неглубокая яма с сгоревшей пшеницей. Их нашли между долиной возле Сиабского оросительного канала и руинами мечети. Руины жилищ обнаружены на трех уровнях, причем самый нижний из них относится к первым векам нашей эры, а самый поздний относится к периоду Саманидов, о чем также свидетельствуют найденные и относящиеся к Саманидам монеты десятый век.
Одним из богатых средневековых жилищ Афрасиаба являются остатки дома, датируемого десятым веком. Этот дом имел купольный зал, роскошно обшитый резной гипсовой лепниной, покрывавшей как внутреннюю, так и наружную часть стен. В настоящее время этот орнамент представляет собой образец средневекового искусства.
В ходе раскопок Вяткиных в 1930-е годы были обнаружены руины дворцового комплекса со следами великолепных фресок, относящихся к караханидскому периоду (XI-XII вв. н.э.), располагавшегося в районе шахристана . Но дворец был разрушен во время восстания против власти Хорезми в 1212 году, а позже был восстановлен.
К западу от Афрасиаба были раскопаны главная мечеть и минарет. Минарет был облицован кирпичами, на которых было выбито персидское слово «Ихшид» — титул древних самаркандских правителей. Причем мечеть несколько раз реконструировалась по мере ее обнаружения. В эпоху Саманидов в 10 веке мечеть имела квадратную форму со сторонами 78 на 78 метров. Но в эпоху Караханидов в одиннадцатом-двенадцатом веках он имел прямоугольную форму, расширяясь до 120 на 80 метров. В нем обнаружено шесть дверных проемов, цепи от люстр, освещавших колонный зал, украшенный резной лепниной, резными терракотовыми плитами и голубыми изразцами.
- Эллинистическая цитадель Афрасиаб
- Руины Афрасиаба
Фрески
[ редактировать ]
Замечательные фрески изображают Вархумана , царя Самарканда , в VII веке нашей эры. Его видели, как его посещали посольства многих стран, включая Китай . [7] На фресках также имеется надпись, прямо упоминающая его. [7] Его имя также известно из китайской истории. [7]
На одной из фресок изображено китайское посольство, несущее шелк и нить коконов тутового шелкопряда местному согдийскому правителю. [7]
Сцены, изображенные на фресках Афрасиаба, возможно, были написаны в 648–651 годах, когда Западно-Тюркский каганат переживал последние дни своего существования, а династия Хань увеличивала свои территории в Средней Азии. [6] Альтернативно, это могло произойти вскоре после 658 г., когда династия Тан завоевала Западно-Тюркский каганат, и царь Самарканда Вархуман мог напрямую вступить в контакты с китайцами. [8]
- Фреска дворца Афрасиаб 7-8 веков. Согдийские камергеры и переводчик знакомят с тибетскими посланниками
- Посольство Китая в Афрасьябе (слева) несет шелк и нить коконов тутового шелкопряда , а также турецкие делегаты (справа), узнаваемые по длинным косам. [9]
- Фреска дворца Афрасиаб 7-8 веков (фрагмент всадника).
- Роспись стен в Посольском зале в Афросиабе
- офицеры во время аудиенции у царя Вархумана самаркандского Турецкие . 648-651 гг. н. э., фрески Афрасиаба, Самарканд. [10] [11] Их можно узнать по длинным косам. [7]
Исламский период
[ редактировать ]Арабы осадили город Самарканд и захватили его в 722 году нашей эры. Мечеть была основана в Афрасиабе при халифате Аббасидов , датируемая 750–825 годами. [12]
- Арабы осаждают город Самарканд , взятый в плен в 722 году. Дворец Девастичей (706-722), пенджикентская фреска.
Ремесла
[ редактировать ]
Наиболее распространенной керамикой в Афрасиабе была глазурованная керамика, включавшая наиболее распространенные формы: тарелки и блюда, кувшины.
Но были найдены и разные виды керамики. Большую часть составляла неглазурованная керамика, изготовленная на круге, хорошо обожженная и просто украшенная в соответствии со своим назначением, что свидетельствует о мастерстве мастера. В него входили большие сосуды, несколько видов кувшинов, кувшинов, блюдец и чаш.
Встречалась и менее совершенная и худшая керамика второго типа. Поверхности кувшинов и горшков ручной работы тщательно полировались и покрывались маркировкой в виде параллельных линий, ромбов, крестовин и спиралей. По мнению Вфаткина, эта керамика относится к периоду трипольской культуры.
Здесь же были найдены многочисленные терракотовые плиты и миниатюрные алтари, покрытые изнутри и снаружи красивым чеканным растительным орнаментом. На алтарях были изображения птиц, колонн и арабская надпись «Хвала Богу».
Изготавливалось также стекло, из которого изготавливали маленькие изысканной формы фляги, склянки, стаканы, кружки, рюмки, кубки, ложки, кувшины, графины и бутылки.
Были найдены надгробия, для изготовления которых использовались большие речные плиты длиной до метра. Большинство из них относилось к двенадцатому, меньше к тринадцатому и гораздо меньше к четырнадцатому веку. На каждом надгробии была выгравирована надпись на арабском языке с указанием имени похороненного и года захоронения; некоторые камни были украшены арабесками. На одном камне не было никакой надписи, только выгравированный профиль головы в зубчатой короне, как это изображено на монетах Бухар-Худатов. На другом конце камня были выгравированы слон и птица. [5]
- Кладбище в Афрасиабе
См. также
[ редактировать ]- фрески Афрасиаба для настенных росписей. На месте археологических раскопок обнаружены
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Археологические исследования в Центральной Азии мусульманского периода , Мировая археологияТом. 14, № 3, Исламская археология (февраль 1983 г.), стр. 393–405 (13 страниц).
- ^ Дарместетер Дж., «Ханг-э Афрасиаб», Иранские исследования (1883): 225–27.
- ^ Яршатер, Э., «Афрасиаб», Энциклопедия Ираника - цифровая библиотека; по состоянию на 18 января 2007 г.
- ^ «Михаил Евгеньевич Массон – основатель археологической школы в Средней Азии» . ЮНЕСКО . Проверено 7 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с археологические исследования в Средней Азии 192=17-1937 гг. Генри Филда и Евгения Простова.
- ^ Jump up to: а б Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии. Сборник: В 4-х томах . Издательство Блумсбери. п. 243. ИСБН 978-1-83860-868-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уитфилд, Сьюзен (2004). Шелковый путь: торговля, путешествия, война и вера . Британская библиотека. Serindia Publications, Inc. с. 110. ИСБН 978-1-932476-13-2 .
- ^ Уитфилд, Сьюзен (2004). Шелковый путь: торговля, путешествия, война и вера . Британская библиотека. Serindia Publications, Inc. с. 112. ИСБН 978-1-932476-13-2 .
- ^ Уитфилд, Сьюзен (2004). Шелковый путь: торговля, путешествия, война и вера . Британская библиотека. Serindia Publications, Inc. с. 110. ИСБН 978-1-932476-13-2 .
- ^ Jump up to: а б Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии. Сборник: В 4-х томах . Издательство Блумсбери. п. 243. ИСБН 978-1-83860-868-2 .
- ^ Грене, Франц (2004). «Мараканда/Самарканд, домонгольский мегаполис» . Анналы. История, Общественные науки . 5/6 : Рис. б.
- ^ Jump up to: а б Аллегранци, Виола; Рассвет, Сандра (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 181. ИСБН 978-8412527858 .
Музей Афросиаба в Самарканде. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Афрасиябом (Самарканд) , на Викискладе?