Мавзолей Араб-Ата
Мавзолей Араб-Ата ( узб . Arabota maqbarasi , букв. «Святыня арабского отца») — кубический купольный кирпичный мавзолей, построенный в 977—78 годах в селе Тим области Самаркандской Узбекистана . Построенный во времена империи Саманидов , мавзолей Араб-Ата был одним из первых зданий, включавших в себя три примечательные особенности исламской архитектуры : мукарнас , михраб и пиштак . [1] [2] После появления михраба в мавзолее Араб-Ата, начиная с десятого века, михрабы стали более распространенной особенностью мавзолеев. Араб-Ата — самый ранний датированный пример пиштака, ставший основным элементом исламской архитектуры. Было высказано предположение, что пиштак получил дальнейшее развитие благодаря множеству сельджукских куполов одиннадцатого и двенадцатого веков. [3] [4]
Описание сайта
[ редактировать ]Построенный на вершине тепы , или холма треугольной формы, в десятом веке, мавзолей заполняет важный пробел в понимании эволюции архитектуры мавзолеев в Центральной Азии . [5]
Экстерьер
Мавзолей Араб-Ата представляет собой почти квадратное здание, расположенное недалеко от отдаленного села Тим на Зеравшанских холмах, к югу от дороги из Бухары . [6] [7] Размерами 8 х 8,7 метра, полностью построен из кирпича и раствора. [7] Мавзолей увенчан куполом, который, если смотреть на вход в мавзолей, затенен пиштаком, прямоугольной рамой вокруг арочного проема, высота которого при первоначальном строительстве составляла 9 метров. В мавзолее Араб-Ата впервые обнаружен пиштак. [1] Пиштак обрамляет необычный вход в форме гуся, обращенный на северо-восток. [1] Вокруг пиштака была рельефная надпись из суры 2 281, стиха из Корана , отмечающая его как один из самых ранних сохранившихся примеров арабской каллиграфии, появившихся на исламских зданиях в Центральной Азии. [1] Часть утерянной надписи сообщала посетителю о социальном положении, дате рождения и смерти умершего, а часть того, что сохранилось, указывает дату завершения (сентябрь/октябрь 979 г.). [7] Само квадратное здание имеет встроенные угловые колонны, обрамляющие мавзолей. [7] Дверной проем углубляется в мавзолей и увенчан остроконечной аркой на двух соединенных между собой колоннах, украшенных переплетающимся звездным узором, выполненным из лепнины . [7] Над аркой расположены три ниши, украшенные геометрическим орнаментом из лепнины . [7]
Интерьер
Интерьер мавзолея примечателен тем, что он является одним из первых мавзолеев, в которых мукарнас и михраб являются фундаментальными особенностями внутреннего дизайна, которые впоследствии стали важными характеристиками мавзолеев. [1] Как и мавзолей Саманидов в Бухаре, Араб-Ата представляет собой трехсторонний переход между квадратным основанием и круглым куполом посредством конструкции двух сферических треугольников. Это было сделано с помощью угловых скосов, окруженных половинными скосами с обеих сторон. [8] В результате этого мукарны превратились в важный декоративный элемент исламской архитектуры. [3] Напротив входа в мавзолей находится михраб (молитвенная ниша) сооружения. Михраб - один из самых ранних известных примеров молитвенной ниши в мавзолее, который чаще всего появляется в десятом веке вместе с Араб-Ата.
Статус всемирного наследия
[ редактировать ]Этот объект был добавлен в ЮНЕСКО предварительный список всемирного наследия 18 января 2008 года в категории «Культура». [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лейстен, Томас (1997). Узбекистан: наследники Шелкового пути . Йоханнес Кальтер, Маргарета Павалой. Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 83–84. ISBN 0-500-97451-9 . ОСЛК 37753113 .
- ^ Чекаева, Рахима; Чекаев, Фарид; Чекаев, Мнир; Чекаев, Рустам; Иссина, Асем (2016). «Охрана и сохранение памятников Центральноазиатского региона» . Специальное издание Японского геотехнического общества . 2 (77): 2667–2670. doi : 10.3208/jgssp.KAZ-02 . S2CID 111442658 .
- ^ Jump up to: а б Таблица, Ясир (1985). «Купол Мукарнаса: его происхождение и значение » Мукарнас 3 : 61–74. дои : 10.2307/1523084 . JSTOR 1523084 .
- ^ Байтенов, Эскандер; Туякаева, Айнагуль; Абдрасилова, Гульнара (01.03.2019). «Средневековые мавзолеи Казахстана: генезис, архитектурные особенности, основные центры» . Границы архитектурных исследований . 8 (1): 80–93. дои : 10.1016/j.foar.2018.11.001 . ISSN 2095-2635 . S2CID 167014893 .
- ^ Jump up to: а б Мавзолей Араб-Ата - Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ Кноблох, Эдгар (2001). Памятники Средней Азии: Путеводитель по археологии, искусству и архитектуре Туркестана . Издательство ИБ Таурис. п. 217. ИСБН 1-86064-590-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Михаилидис, Мелани (2007). «Ориентиры персидского Возрождения: монументальная погребальная архитектура в Иране и Центральной Азии в десятом и одиннадцатом веках». S2CID 128448643 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Хилленбранд, Роберт (2000). Исламская архитектура . Эдинбург. ISBN 1-4744-6915-9 . OCLC 1147257846 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хилленбранд, Роберт. Исламская архитектура, 288, 290, 291. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1999. IBSN13 9780231101332 https://doi.org/10.1017/s0041977x00031670.
- Имани, Елена (июль 2017 г.). «Исторический и геометрический анализ Мукарнаса и перспективы его отражения в современной архитектуре: диссертация, представленная в Высшую школу естественных и прикладных наук Ближневосточного технического университета» https://etd.lib.metu.edu.tr/upload/ 12621155/index.pdf
- Кноблох, Эдгар. Памятники Центральной Азии, 117. Лондон: IB Tauris Publishers, 2001. https://doi.org/10.1017/s1356186302360255.
- Рошди, Махмуд (2022). «Святыни Бухары в (8-м веке хиджры / 14-м веке нашей эры) в свете избранных моделей: сравнительное архитектурно-археологическое исследование» . Бюллетень Центра папирологических исследований (BCPS) факультета археологии Университета Айн-Шамс, Египет. 39: 987–1010.
39 ° 41'44 "N 65 ° 47'35" E / 39,695457 ° N 65,793068 ° E