Оставлять
Айван арабский ( персидский : ijoan , eyvān также латинизированный как ivan или ivān / ivān , : , إيان , 'īwān ) [1] [2] [3] представляет собой прямоугольный зал или пространство, обычно сводчатое, окруженное стенами с трех сторон и полностью открытое на одном конце. Формальные ворота в айван называются пиштак , персидский термин, обозначающий портал, выступающий из фасада здания, обычно украшенный каллиграфическими полосами, глазурованной плиткой и геометрическими узорами . [4] [5] Поскольку определение допускает некоторую интерпретацию, общие формы и характеристики могут сильно различаться с точки зрения масштаба, материала или украшения.
Иваны чаще всего ассоциируются с исламской архитектурой ; однако эта форма имеет доисламское иранское происхождение, была изобретена намного раньше и полностью развита в Месопотамии примерно в третьем веке нашей эры, в парфянский период.
Этимология
[ редактировать ]Иван — персидское слово, которое впоследствии было заимствовано в другие языки, такие как арабский и турецкий . [6] Новоперсидская , форма — eyvān и ее этимология неясна. [7]
Теория таких ученых, как Эрнст Герцфельд и Уолтер Бруно Хеннинг, предположила, что корень этого термина — древнеперсидское ападана , но это больше не считается само собой разумеющимся. [8] [6] Слово ападана появляется в том, что современные ученые называют дворцом Ападана в Персеполе , где царь Дарий I заявляет в надписи: «Я, Дарий, ... построил эту ападану ». В данном случае слово обозначало тип сооружения, собственно айван, а не дворец.
Этот термин на древнеперсидском языке означает «незащищенный». [ нужна ссылка ] а конструкция позволяет конструкции быть открытой для элементов с одной стороны. Однако в Персеполе ападана принимает форму веранды (плоская крыша, поддерживаемая колоннами, а не сводом), но по-прежнему открыта непогоде только с одной стороны.
Ко времени Парфянской и Сасанидской империй айван возник как структура двух типов: старая колонная и новая сводчатая; оба, однако, носят одно и то же местное имя ападана/айван, потому что оба типа с одной стороны открыты элементам. [ нужна ссылка ]
Иван — альтернативная форма имени, используемая в Иране, отражающая персидское произношение. [9]
Происхождение
[ редактировать ]Многие ученые, в том числе Эдвард Килл, Андре Годар, Роман Гиршман и Мэри Бойс, обсуждают изобретение айвана в Месопотамии, на территории вокруг современного Ирака . Хотя среди ученых продолжаются споры о том, как развился айван, существует общее мнение, что айван развился локально и, следовательно, не был импортирован из другой области. [10] [Примечание 1] Подобные конструкции, известные как «пегамы», были обнаружены во многих зороастрийских домах в Йезде , где два или четыре зала выходили в центральный двор; однако неизвестно, были ли эти помещения сводчатыми. [11]
Особенностью, которая наиболее отчетливо делает айван знаковым событием в истории древней архитектуры Ближнего Востока, является наличие сводчатого потолка. Свод — это потолок из арок, известный как арочный , обычно построенный из камня, бетона или кирпича. [12] [ не удалось пройти проверку ] Раньше здания обычно покрывались трапециевидными балками и перемычками . Однако сводчатые потолки существовали в древнем мире до изобретения айвана как в Месопотамии, так и за ее пределами. Месопотамские примеры включают Сузы , где эламиты возводили многие из своих зданий цилиндрическими сводами , и Ниневию , где ассирийцы часто сводили свои проходы в целях укрепления. [13]
За пределами Месопотамии стоит ряд сохранившихся сводчатых построек, в том числе множество примеров из Древнего Египта , Рима и Микен . Например, Микенская сокровищница Атрея , построенная около 1250 г. до н. э., имеет большой купол с выступом . Древняя египетская архитектура начала использовать своды в своих структурах после Третьей династии, примерно после 2600 г. до н.э., построив очень ранние цилиндрические своды из сырцовых кирпичей. [14]
Иваны были торговой маркой Парфянской империи (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.), а затем и сасанидской архитектуры Персии (224–651 гг.), позже проникшей в арабскую и исламскую архитектуру , которая начала развиваться в 7 веке нашей эры, после периода Мухаммед ( ок. 570–632 ). [15] Это развитие достигло своего пика в эпоху Сельджуков , когда айваны стали фундаментальной единицей архитектуры, а затем и архитектуры Великих Моголов . [16] [17] Форма не ограничивается какой-либо конкретной функцией и встречается в зданиях светского или религиозного назначения, а также в общественной и жилой архитектуре.
Парфянские айваны
[ редактировать ]Хотя некоторые ученые утверждают, что форма айвана могла возникнуть при Селевкидах , сегодня большинство ученых согласны с тем, что парфяне . изобретателями айвана были [Примечание 2] [ нужна ссылка ] Один из самых ранних парфянских айванов был найден в Селевкии (Селевкия-на-Тигре) , расположенной на реке Тигр , где примерно в I веке нашей эры произошел переход от конструкции столбов и перемычек к сводам. [13] Другие ранние айваны были предложены в Ашуре, где были найдены два здания с фундаментом, похожим на айван. Первое здание, расположенное рядом с руинами зиккурата , имело трехайванный фасад. [18] Близость здания к зиккурату позволяет предположить, что оно могло использоваться для религиозных приготовлений или ритуалов. [18] Это также могло указывать на дворцовое здание, поскольку на Древнем Ближнем Востоке зиккурат и дворец обычно располагались рядом друг с другом. То, что кажется дворцовым двором, имело айваны с каждой стороны, что оставалось общей чертой даже в исламские времена. [19]
Второе здание айвана расположено через внутренний двор, и немецкий археолог Вальтер Андрэ предположил, что оно служило административным зданием, а не религиозным центром, поскольку нет никаких свидетельств надписей или резьбы на стенах. [20] Хотя отсутствие надписей или резьбы не обязательно соответствует гражданской функции, айваны нередко служили светским целям, поскольку их часто включали во дворцы и общественные помещения. [21] Другие ранние места, включая парфянские айваны, включают Хатру , парфянские руины в Дура-Европос и Урук . [22]
Сасанидские айваны
[ редактировать ]Сасанидские персы также отдавали предпочтение форме айвана и использовали ее в большей части своей архитектуры; однако они преобразовали функцию. Парфянский айван вел в другие помещения, но его основной функцией было само помещение. Напротив, сасанидский айван служил парадным входом в более просторное и элегантное пространство, которое обычно было куполообразным. [23] И парфянские, и сасанидские айваны часто были тщательно украшены надписями и скульптурными рельефами, включая сцены охоты, растительные мотивы, абстрактные, геометрические узоры и сцены с животными. [24] [25] Стиль рельефов демонстрирует смесь влияний, включая другие ближневосточные культуры, римские и византийские декоративные традиции. [26] Например, высеченный в скале айван в Так-и-Бустан украшен фигурами в римском стиле, растительными узорами и зубцами в восточном стиле, а также широко раскрытыми глазами, стилизованными в византийском стиле ангелами и мозаичными интерьерами.
- Айван дворца Ардашира
Иван Хосровский
[ редактировать ]Самым известным примером персидского сасанидского айвана является Так-и Кисра («Иван Хосрова»), часть дворцового комплекса в Мадаине , который является единственной видимой сохранившейся структурой древней сасанидской столицы Ктесифона . Он находится недалеко от современного города Салман-Пак , в Ираке на реке Тигр, примерно в двадцати пяти милях к югу от Багдада. Строительство началось во время правления Хосрова I после кампании против восточных римлян в 540 году нашей эры. [27] Арочный айвановый зал, открытый со стороны фасада, имел высоту около 37 метров, ширину 26 метров и длину 50 метров, это был самый большой свод , когда-либо построенный в то время. [28] Ранние фотографии и рисунки XIX века показывают, что оставшаяся часть зала с тех пор уменьшилась.
Датировка Так-и Кисра обсуждалась на протяжении всей истории; однако различные документы, подробно описывающие прибытие византийских скульпторов и архитекторов, присланных византийским императором Юстинианом , позволяют предположить, что правильная дата строительства — около 540 г. н.э. [29] Дата 540 г. н. э. предполагает, что строительство Так-и Кисры и, возможно, «помощь» Юстиниана было ответом на победу сасанидского царя Хосрова I над Антиохией в 540 г. н. э., что изображено на мозаиках, украшающих внутреннюю часть Так-и Кисра. -и Кисра. [29] В конце концов, Так-и Кисра был по большей части снесен аль-Мансуром, который повторно использовал кирпичи для строительства своего собственного дворцового комплекса. [30]
Исламские айваны
[ редактировать ]Исламское искусство и архитектура также находились под сильным влиянием римских, византийских и сасанидских образцов, как из-за присутствия дошедших до нас примеров, так и из-за контактов между культурами. Например, Великая мечеть Дамаска была построена в начале восьмого века нашей эры на месте римско-христианской церкви и включает в себя элемент, похожий на неф , с высокой аркадой и фонарем . Сасанидская империя также оказала огромное влияние на развитие исламской архитектуры; однако между сасанидами и мусульманами существовало некоторое совпадение, из-за чего иногда было трудно определить, кто на кого влиял. [31] Исламское искусство и архитектура заимствовали многие сасанидские декоративные мотивы и архитектурные формы, в том числе айван.
Иваны часто использовались в исламской нерелигиозной архитектуре до двенадцатого века, включая дома, общественные помещения и гражданские сооружения, такие как мост Си-о-Се Пол в Исфахане . [32] Более того, исламская архитектура включила сасанидское размещение айвана, сделав его парадным входом в молитвенный зал или гробницу мечети и часто размещая его перед куполообразным пространством. [33] Айван стал обычным явлением в исламской религиозной архитектуре с двенадцатого века. [34] [35]
В исламском мире айван имел особое значение в архитектуре Средней Азии и Большого Ирана , но он также был принят в местные архитектурные традиции других регионов. Он был легко адаптируем и появлялся в самых разных контекстах и разных конфигурациях. [35] Иваны могли быть размещены вдоль сторон внутренних дворов зданий, как это было во многих медресе , или на внешней стороне зданий, как в Тадж-Махале и других Великих Моголов . мавзолеях [19] [34] При Айюбидах и мамлюках , правивших Египтом и Левантийским регионом, это стало общей чертой архитектуры медресе, хотя в Каире сводчатые айваны более ранних периодов были заменены айванами с плоской крышей в более поздний мамлюкский период. [36] [37] Начиная с конца 13-го и 14-го веков слово айван в самом мамлюкском Египте, похоже, стало более ограниченным, с одной стороны, светской архитектурой, а с другой стороны, оно использовалось в этом контексте для обозначения больших куполообразных сооружений. помимо сводчатых залов. [38] Знаменитый монументальный тронный зал султана ан-Насира Мухаммеда поэтому назывался Великим Иваном ( аль-Иван аль-Кабир ), хотя его основным элементом был купольный, а не сводчатый зал. [38]
- Иваны в пятничной мечети Ардестана , Иран, построенной в XII веке сельджуками.
- Иван внутри больницы Дивриги , Турция, построенной в Анатолии во времена правления сельджуков в 13 веке.
- Иван в медресе Аль-Фирдавс в Алеппо , Сирия, построенном Айюбидами в 13 веке.
- Айван со стороны Киблы медресе аль-Гури (начало 16 века) в Каире , Египет, пример айвана с плоской крышей в мамлюкской архитектуре
- Иванский вход в мечеть шейха Лотфоллы в Исфахане , Иран, построенную при Сефевидах в начале 17 века.
- Иван из Дома Амери в Кашане , Иран (18 век)
План четырех айванов
[ редактировать ]План четырех айванов (крестообразный) — один из наиболее характерных планов этажей исламской архитектуры. [34] [40] состоящий из четырех айванов, расположенных вокруг центрального квадратного или прямоугольного двора ( дурка или сан ), причем айваны выровнены по центральным осям двора. В крестообразных мечетях и крестообразных медресе один из айванов может быть ориентирован на киблу (направление молитвы) и включать михраб , чтобы служить местом для молитвы. [41]
История эволюции стандартного плана из четырех айванов обсуждается учеными. [42] [35] План четырех айванов уже использовался в дворцовой и храмовой архитектуре как в парфянский, так и в сасанидский периоды. [13] [19] Самое раннее известное появление плана с четырьмя айванами в исламской архитектуре относится к дар аль-имара (дворцу губернатора) в Куфе , перестроенному губернатором Омейядов Зиядом ибн Абихом в конце 7 века. [34] Это стало обычным явлением в дизайне мечетей только в двенадцатом веке, спустя много времени после изобретения айвана в первом веке нашей эры. [43] Первыми, кто включил эту планировку в мечети, были сельджуки, причем первым примером, вероятно, были сельджукские модификации Великой мечети Исфахана в начале 12 века, хотя эта планировка также встречается в других мечетях в Иране, построенных или отремонтированных сельджуками. примерно в то же время. [44] [39] [35] Андре Годар связывает возникновение и распространение этого дизайна с появлением медресе, которое также началось с сельджуков, и далее утверждал, что планировка была заимствована из стиля внутренней архитектуры, свойственной Хорасану . [42] [35] Детали теории происхождения Годара не все были приняты другими учеными. [45] но широко распространено мнение, что планировка из четырех айванов распространилась на другие регионы с последующим распространением медресе по всему исламскому миру. [46] [47] [34] В некоторых регионах это также распространилось на другие типы зданий, такие как караван-сараи и бимаристаны . [42] [34] [40]
В периоды Айюбидов и Мамлюков в Египте и Сирии план четырех айванов широко использовался в архитектуре медресе, причем наиболее монументальным примером является массивная мечеть-медресе султана Хасана 14-го века . [48] [49] [50] В некоторых более отдаленных регионах, таких как Магриб , план четырех айванов не был широко принят для архитектуры мечетей. [34] но, скорее всего, это повлияло на осевые конструкции местных медресе, возникшие при правлении Маринидов и Хафсидов . [51] [52] [34] В ранней османской архитектуре , особенно в том виде, в котором она развивалась в Бурсе примерно в 14 веке, план с четырьмя айванами был прагматично адаптирован для религиозных зданий. В этих ранних османских проектах центральный двор покрыт куполом, а не открыт небу, а один из четырех айванов используется как вестибюль здания. [34]
- Медресе Чифте Минарели (13 век) в Эрзуруме , Турция, вариант плана с четырьмя айванами в анатолийской сельджукской архитектуре.
- Планировка из четырех айванов мечети -медресе султана Хасана (14 век) в Каире, Египет.
- Интерьер Зеленой мечети (14 век) в Бурсе , Турция, пример модифицированного плана с четырьмя айванами в ранней османской архитектуре.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые учёные утверждают, что айван развился не в Месопотамии, а в Нисее (древней парфянской столице), где он стал результатом работы греческих рабочих, живших и работающих в Парфии. Дополнительную информацию о теории Нисеи см. в Curatola & Scarcia (2004) , стр. 57.
- ^ Хотя парфянам приписывают изобретение первого полностью развитого айвана, были утверждения, что некоторые айваноподобные формы существовали в период Селевкидов в Месопотамии, а именно в Дура-Европос. Ф. Е. Браун утверждал, что в храме Зевса Мегиста мог существовать зал типа айвана; однако это было оспорено. Многие ученые полагают, что любые айваны, построенные в Храме, вероятно, были более поздними парфянскими пристройками. Браун утверждал, что Храм Зевса Мегистоса мог быть смоделирован по образцу террас с тройными айванами в Масджид-И-Сулейман или Бард-и-Неханде, которые, как утверждал археолог Роман Гиршман, датируются персами Ахеменидов; однако в ходе более поздних раскопок Гиршман обнаружил, что обе террасы на самом деле не поддерживают постройки айвана. Сьюзан Дауни утверждает, что и дата, и западное местоположение делают маловероятным появление ранних айванов в Дура-Европос. Все остальные айваны досасанидского периода встречаются дальше на восток, например, в Хатре, Ашуре или Селевкии-на-Тигре. Дополнительную информацию о заявленных айванах Селевкидов см. Дауни (1988) , стр. 78–85.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райт (1992) , с. 508
- ^ Боас (2010) , с. 366
- ^ «Эйван» . azerdict.com (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Словарь исламской архитектуры: Пиштак. Архивировано 29 июня 2011 г. на Wayback Machinearchnet.org .
- ^ Цитата Britannica.com .
- ^ Перейти обратно: а б Грабарь, Иван (1997). «Иван». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 4. Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Отчеты проекта Северный Аккад . Университет Гента. 1991. с. 78.
- ^ Грабарь, Олег (2011) [1987]. «АЙВАН» . Энциклопедия Ираника . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ Ситуэлл (1957)
- ^ Кил (1974) , стр. 129–130.
- ^ Кил (1974) , с. 126
- ^ Дулас Харпер, «Хранилище», последнее изменение: 2010 г., www.dictionary.com.
- ^ Перейти обратно: а б с Кил (1974) , с. 124
- ^ Смит и Симпсон (1998) , стр. 18, 82.
- ^ «Словарь исламской архитектуры: Иван» . Archnet.org. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года.
- ^ Фаррох (2007) , с. 173
- ^ Уоррен и Фети (1982) , с. 30
- ^ Перейти обратно: а б Дауни (1988) , с. 151
- ^ Перейти обратно: а б с Роусон, 46 лет
- ^ Дауни (1988) , с. 152
- ^ Куратола и Скарсия (2004) , стр. 56–61.
- ^ Дауни (1988) , стр. 137–173.
- ^ Куратола и Скарсия (2004) , с. 92
- ^ Куратола и Скарсия (2004) , стр. 94–104.
- ^ Дауни (1988) , стр. 156–170.
- ^ Куратола и Скарсия (2004) , стр. 92–96.
- ^ Рид (1999) , стр. 185–186.
- ^ Иран, семь лиц цивилизации - https://www.youtube.com/watch?v=NtcE37IIqfQ
- ^ Перейти обратно: а б Короткометражка (1941) , стр. 38–40.
- ^ Бир (1993) , стр. 63–64
- ^ Бир (1993) , стр. 58–61
- ^ Куратола и Скарсия (2004) , стр. 129–135.
- ^ Пиво (1993) , с. 57
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Иван». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 337. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 73-77.
- ^ Уильямс 2018 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Раббат, Насер (1993). «Тронные залы мамлюков: «Кубба» или «Иван?» » . Арс Ориенталис . 23 : 201–218. JSTOR 4629449 .
- ^ Перейти обратно: а б Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2011). «Пятничная мечеть в Исфахане». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 368–369. ISBN 9783848003808 .
- ^ Перейти обратно: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06465-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Годар (1951)
- ^ Кил (1974) , с. 123
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 140-144.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; V. 900 – ок. 1250; А. Восточно-исламские земли; 2. Иран, ок. 1050 – ок. 1250». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Медраса». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Педерсен, Дж.; Макдиси, Г.; Рахман, Мунибур; Хилленбранд, Р. (2012). «Медраса». Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Беренс-Абусейф 2007 .
- ^ Уильямс 2018 .
- ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- ^ Марсе 1954 , с. 285, 293.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VI ок. 1250–1500 гг.; D. Западные исламские земли». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
Библиография
[ редактировать ]- Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774160776 .
- Бир, Лайонел (1993). «Сасанидские дворцы и их влияние в раннем исламе». Арс Ориенталис . 23 : 57–66.
- Боас, Адриан Дж. (2010). Внутренняя обстановка: источники по внутренней архитектуре и повседневной деятельности в государствах крестоносцев . Брилл. ISBN 978-90-04-18272-1 .
- Куратола, Джованни; Скарсия, Джанроберто (2004). Искусство и архитектура Персии . Перевод Шора, Маргариты. Лондон: Абвиль Пресс.
- Дауни, Сьюзен Б. (1988). Месопотамская религиозная архитектура: Александр через парфян . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691035895 .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 9780300088670 .
- Фаррох, Каве (2007). Тени в пустыне: древняя Персия в состоянии войны . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84603-108-3 .
- Гиллиспи, Чарльз Коулстон; Девахтер, Мишель (1987). Памятники Египта: наполеоновское издание. Полное собрание археологических пластин из «Описания Египта» . Принстон, Нью-Джерси: Princeton Architectural Press. ISBN 9780910413213 .
- Годар, Андре (1951). «Происхождение медресе, мечети и караван-сарая Аквартр Иванс». Арс Исламика . 15 .
- Килл, Эдвард Дж. (1974). «Некоторые мысли о раннем айване». В Дикране Куймджяне (ред.). Ближневосточная нумизматика, иконография, эпиграфика и история, исследования в честь Джорджа К. Майлза . Бейрут: Американский университет Бейрута. стр. 123–130.
- Курц, Отто (1941). «Дата Так и Кисра». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 73 (1): 37–41. дои : 10.1017/S0035869X00093138 . S2CID 162160996 .
- Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- Наджм, Раиф (2001). «Исламский архитектурный характер Иерусалима: со специальным описанием Аль-Аксы и Купола Скалы». Исламские исследования . 40 (3): 721–734. JSTOR 20837154 .
- Раббат, Насер О. (1989). Цитадель Каира: новая интерпретация королевской мамлюкской архитектуры . Женева: АКТЦ.
- Роусон, Джессика , Китайский орнамент: Лотос и Дракон , 1984, Публикации Британского музея, ISBN 0714114316
- Рид, Джулиан (1999). Кристофер Скарр (ред.). Семьдесят чудес древнего мира. Великие памятники и как они были построены . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05096-1 .
- Ситуэлл, Сашеверелл (1957). Арабески и соты . Роберт Хейл.
- Смит, В. Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1998). Искусство и архитектура Древнего Египта . Пеликан История искусства. Том. 14. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300077476 .
- Аптон, Джозеф М. (1932). «Экспедиция в Ктесифон, 1931–1932» (PDF) . Бюллетень Метрополитен-музея . 27 (8): 188–197. дои : 10.2307/3255274 . JSTOR 3255274 .
- Уоррен, Джон; Фетхи, Ихсан (1982). Традиционные дома в Багдаде . Издательство «Тренер». ISBN 9780902608016 .
- Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
- Райт, GRH (1992). Древнее здание на Кипре . Брилл. ISBN 90-04-09547-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блер, Шейла и Блум, Джонатан М., Искусство и архитектура ислама, 1250–1800 , 1995, издательство Йельского университета и история искусства Пеликана. ISBN 0300064659 .
- Анри Франкфорт, Майкл Роуф, Дональд Мэтьюз. Искусство и архитектура Древнего Востока . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1996. ISBN 9780300064704