Jump to content

Оставлять

(Перенаправлено с Пиштака )

XVI века в персидском стиле Множественные айваны и черепичные купола медресе Мир-и-Араб , Бухара , Узбекистан

Айван арабский ( персидский : ijoan , eyvān также латинизированный как ivan или ivān / ivān , : , إيان , 'īwān ) [1] [2] [3] представляет собой прямоугольный зал или пространство, обычно сводчатое, окруженное стенами с трех сторон и полностью открытое на одном конце. Формальные ворота в айван называются пиштак , персидский термин, обозначающий портал, выступающий из фасада здания, обычно украшенный каллиграфическими полосами, глазурованной плиткой и геометрическими узорами . [4] [5] Поскольку определение допускает некоторую интерпретацию, общие формы и характеристики могут сильно различаться с точки зрения масштаба, материала или украшения.

Иваны чаще всего ассоциируются с исламской архитектурой ; однако эта форма имеет доисламское иранское происхождение, была изобретена намного раньше и полностью развита в Месопотамии примерно в третьем веке нашей эры, в парфянский период.

Этимология

[ редактировать ]

Иван — персидское слово, которое впоследствии было заимствовано в другие языки, такие как арабский и турецкий . [6] Новоперсидская , форма — eyvān и ее этимология неясна. [7]

Теория таких ученых, как Эрнст Герцфельд и Уолтер Бруно Хеннинг, предположила, что корень этого термина — древнеперсидское ападана , но это больше не считается само собой разумеющимся. [8] [6] Слово ападана появляется в том, что современные ученые называют дворцом Ападана в Персеполе , где царь Дарий I заявляет в надписи: «Я, Дарий, ... построил эту ападану ». В данном случае слово обозначало тип сооружения, собственно айван, а не дворец.

Этот термин на древнеперсидском языке означает «незащищенный». [ нужна ссылка ] а конструкция позволяет конструкции быть открытой для элементов с одной стороны. Однако в Персеполе ападана принимает форму веранды (плоская крыша, поддерживаемая колоннами, а не сводом), но по-прежнему открыта непогоде только с одной стороны.

Ко времени Парфянской и Сасанидской империй айван возник как структура двух типов: старая колонная и новая сводчатая; оба, однако, носят одно и то же местное имя ападана/айван, потому что оба типа с одной стороны открыты элементам. [ нужна ссылка ]

Иван — альтернативная форма имени, используемая в Иране, отражающая персидское произношение. [9]

Происхождение

[ редактировать ]

Многие ученые, в том числе Эдвард Килл, Андре Годар, Роман Гиршман и Мэри Бойс, обсуждают изобретение айвана в Месопотамии, на территории вокруг современного Ирака . Хотя среди ученых продолжаются споры о том, как развился айван, существует общее мнение, что айван развился локально и, следовательно, не был импортирован из другой области. [10] [Примечание 1] Подобные конструкции, известные как «пегамы», были обнаружены во многих зороастрийских домах в Йезде , где два или четыре зала выходили в центральный двор; однако неизвестно, были ли эти помещения сводчатыми. [11]

Особенностью, которая наиболее отчетливо делает айван знаковым событием в истории древней архитектуры Ближнего Востока, является наличие сводчатого потолка. Свод — это потолок из арок, известный как арочный , обычно построенный из камня, бетона или кирпича. [12] [ не удалось пройти проверку ] Раньше здания обычно покрывались трапециевидными балками и перемычками . Однако сводчатые потолки существовали в древнем мире до изобретения айвана как в Месопотамии, так и за ее пределами. Месопотамские примеры включают Сузы , где эламиты возводили многие из своих зданий цилиндрическими сводами , и Ниневию , где ассирийцы часто сводили свои проходы в целях укрепления. [13]

За пределами Месопотамии стоит ряд сохранившихся сводчатых построек, в том числе множество примеров из Древнего Египта , Рима и Микен . Например, Микенская сокровищница Атрея , построенная около 1250 г. до н. э., имеет большой купол с выступом . Древняя египетская архитектура начала использовать своды в своих структурах после Третьей династии, примерно после 2600 г. до н.э., построив очень ранние цилиндрические своды из сырцовых кирпичей. [14]

Иваны были торговой маркой Парфянской империи (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.), а затем и сасанидской архитектуры Персии (224–651 гг.), позже проникшей в арабскую и исламскую архитектуру , которая начала развиваться в 7 веке нашей эры, после периода Мухаммед ( ок. 570–632 ). [15] Это развитие достигло своего пика в эпоху Сельджуков , когда айваны стали фундаментальной единицей архитектуры, а затем и архитектуры Великих Моголов . [16] [17] Форма не ограничивается какой-либо конкретной функцией и встречается в зданиях светского или религиозного назначения, а также в общественной и жилой архитектуре.

Парфянские айваны

[ редактировать ]
Вид на Иван в Хатре (современный Ирак)

Хотя некоторые ученые утверждают, что форма айвана могла возникнуть при Селевкидах , сегодня большинство ученых согласны с тем, что парфяне . изобретателями айвана были [Примечание 2] [ нужна ссылка ] Один из самых ранних парфянских айванов был найден в Селевкии (Селевкия-на-Тигре) , расположенной на реке Тигр , где примерно в I веке нашей эры произошел переход от конструкции столбов и перемычек к сводам. [13] Другие ранние айваны были предложены в Ашуре, где были найдены два здания с фундаментом, похожим на айван. Первое здание, расположенное рядом с руинами зиккурата , имело трехайванный фасад. [18] Близость здания к зиккурату позволяет предположить, что оно могло использоваться для религиозных приготовлений или ритуалов. [18] Это также могло указывать на дворцовое здание, поскольку на Древнем Ближнем Востоке зиккурат и дворец обычно располагались рядом друг с другом. То, что кажется дворцовым двором, имело айваны с каждой стороны, что оставалось общей чертой даже в исламские времена. [19]

Второе здание айвана расположено через внутренний двор, и немецкий археолог Вальтер Андрэ предположил, что оно служило административным зданием, а не религиозным центром, поскольку нет никаких свидетельств надписей или резьбы на стенах. [20] Хотя отсутствие надписей или резьбы не обязательно соответствует гражданской функции, айваны нередко служили светским целям, поскольку их часто включали во дворцы и общественные помещения. [21] Другие ранние места, включая парфянские айваны, включают Хатру , парфянские руины в Дура-Европос и Урук . [22]

Сасанидские айваны

[ редактировать ]

Сасанидские персы также отдавали предпочтение форме айвана и использовали ее в большей части своей архитектуры; однако они преобразовали функцию. Парфянский айван вел в другие помещения, но его основной функцией было само помещение. Напротив, сасанидский айван служил парадным входом в более просторное и элегантное пространство, которое обычно было куполообразным. [23] И парфянские, и сасанидские айваны часто были тщательно украшены надписями и скульптурными рельефами, включая сцены охоты, растительные мотивы, абстрактные, геометрические узоры и сцены с животными. [24] [25] Стиль рельефов демонстрирует смесь влияний, включая другие ближневосточные культуры, римские и византийские декоративные традиции. [26] Например, высеченный в скале айван в Так-и-Бустан украшен фигурами в римском стиле, растительными узорами и зубцами в восточном стиле, а также широко раскрытыми глазами, стилизованными в византийском стиле ангелами и мозаичными интерьерами.

Иван Хосровский

[ редактировать ]
Так-и Кисра , Ктесифон , Ирак, ок. 540

Самым известным примером персидского сасанидского айвана является Так-и Кисра («Иван Хосрова»), часть дворцового комплекса в Мадаине , который является единственной видимой сохранившейся структурой древней сасанидской столицы Ктесифона . Он находится недалеко от современного города Салман-Пак , в Ираке на реке Тигр, примерно в двадцати пяти милях к югу от Багдада. Строительство началось во время правления Хосрова I после кампании против восточных римлян в 540 году нашей эры. [27] Арочный айвановый зал, открытый со стороны фасада, имел высоту около 37 метров, ширину 26 метров и длину 50 метров, это был самый большой свод , когда-либо построенный в то время. [28] Ранние фотографии и рисунки XIX века показывают, что оставшаяся часть зала с тех пор уменьшилась.

Датировка Так-и Кисра обсуждалась на протяжении всей истории; однако различные документы, подробно описывающие прибытие византийских скульпторов и архитекторов, присланных византийским императором Юстинианом , позволяют предположить, что правильная дата строительства — около 540 г. н.э. [29] Дата 540 г. н. э. предполагает, что строительство Так-и Кисры и, возможно, «помощь» Юстиниана было ответом на победу сасанидского царя Хосрова I над Антиохией в 540 г. н. э., что изображено на мозаиках, украшающих внутреннюю часть Так-и Кисра. -и Кисра. [29] В конце концов, Так-и Кисра был по большей части снесен аль-Мансуром, который повторно использовал кирпичи для строительства своего собственного дворцового комплекса. [30]

Исламские айваны

[ редактировать ]
В Тадж-Махале в Агре , Индия (17 век), айваны используются как для входов, так и для декоративных элементов.

Исламское искусство и архитектура также находились под сильным влиянием римских, византийских и сасанидских образцов, как из-за присутствия дошедших до нас примеров, так и из-за контактов между культурами. Например, Великая мечеть Дамаска была построена в начале восьмого века нашей эры на месте римско-христианской церкви и включает в себя элемент, похожий на неф , с высокой аркадой и фонарем . Сасанидская империя также оказала огромное влияние на развитие исламской архитектуры; однако между сасанидами и мусульманами существовало некоторое совпадение, из-за чего иногда было трудно определить, кто на кого влиял. [31] Исламское искусство и архитектура заимствовали многие сасанидские декоративные мотивы и архитектурные формы, в том числе айван.

Иваны часто использовались в исламской нерелигиозной архитектуре до двенадцатого века, включая дома, общественные помещения и гражданские сооружения, такие как мост Си-о-Се Пол в Исфахане . [32] Более того, исламская архитектура включила сасанидское размещение айвана, сделав его парадным входом в молитвенный зал или гробницу мечети и часто размещая его перед куполообразным пространством. [33] Айван стал обычным явлением в исламской религиозной архитектуре с двенадцатого века. [34] [35]

В исламском мире айван имел особое значение в архитектуре Средней Азии и Большого Ирана , но он также был принят в местные архитектурные традиции других регионов. Он был легко адаптируем и появлялся в самых разных контекстах и ​​разных конфигурациях. [35] Иваны могли быть размещены вдоль сторон внутренних дворов зданий, как это было во многих медресе , или на внешней стороне зданий, как в Тадж-Махале и других Великих Моголов . мавзолеях [19] [34] При Айюбидах и мамлюках , правивших Египтом и Левантийским регионом, это стало общей чертой архитектуры медресе, хотя в Каире сводчатые айваны более ранних периодов были заменены айванами с плоской крышей в более поздний мамлюкский период. [36] [37] Начиная с конца 13-го и 14-го веков слово айван в самом мамлюкском Египте, похоже, стало более ограниченным, с одной стороны, светской архитектурой, а с другой стороны, оно использовалось в этом контексте для обозначения больших куполообразных сооружений. помимо сводчатых залов. [38] Знаменитый монументальный тронный зал султана ан-Насира Мухаммеда поэтому назывался Великим Иваном ( аль-Иван аль-Кабир ), хотя его основным элементом был купольный, а не сводчатый зал. [38]

План четырех айванов

[ редактировать ]

Двор Великой мечети Исфахана , одно из самых ранних и наиболее известных применений плана из четырех айванов в архитектуре мечети, представленное в начале 12 века. [39]

План четырех айванов (крестообразный) — один из наиболее характерных планов этажей исламской архитектуры. [34] [40] состоящий из четырех айванов, расположенных вокруг центрального квадратного или прямоугольного двора ( дурка или сан ), причем айваны выровнены по центральным осям двора. В крестообразных мечетях и крестообразных медресе один из айванов может быть ориентирован на киблу (направление молитвы) и включать михраб , чтобы служить местом для молитвы. [41]

История эволюции стандартного плана из четырех айванов обсуждается учеными. [42] [35] План четырех айванов уже использовался в дворцовой и храмовой архитектуре как в парфянский, так и в сасанидский периоды. [13] [19] Самое раннее известное появление плана с четырьмя айванами в исламской архитектуре относится к дар аль-имара (дворцу губернатора) в Куфе , перестроенному губернатором Омейядов Зиядом ибн Абихом в конце 7 века. [34] Это стало обычным явлением в дизайне мечетей только в двенадцатом веке, спустя много времени после изобретения айвана в первом веке нашей эры. [43] Первыми, кто включил эту планировку в мечети, были сельджуки, причем первым примером, вероятно, были сельджукские модификации Великой мечети Исфахана в начале 12 века, хотя эта планировка также встречается в других мечетях в Иране, построенных или отремонтированных сельджуками. примерно в то же время. [44] [39] [35] Андре Годар связывает возникновение и распространение этого дизайна с появлением медресе, которое также началось с сельджуков, и далее утверждал, что планировка была заимствована из стиля внутренней архитектуры, свойственной Хорасану . [42] [35] Детали теории происхождения Годара не все были приняты другими учеными. [45] но широко распространено мнение, что планировка из четырех айванов распространилась на другие регионы с последующим распространением медресе по всему исламскому миру. [46] [47] [34] В некоторых регионах это также распространилось на другие типы зданий, такие как караван-сараи и бимаристаны . [42] [34] [40]

В периоды Айюбидов и Мамлюков в Египте и Сирии план четырех айванов широко использовался в архитектуре медресе, причем наиболее монументальным примером является массивная мечеть-медресе султана Хасана 14-го века . [48] [49] [50] В некоторых более отдаленных регионах, таких как Магриб , план четырех айванов не был широко принят для архитектуры мечетей. [34] но, скорее всего, это повлияло на осевые конструкции местных медресе, возникшие при правлении Маринидов и Хафсидов . [51] [52] [34] В ранней османской архитектуре , особенно в том виде, в котором она развивалась в Бурсе примерно в 14 веке, план с четырьмя айванами был прагматично адаптирован для религиозных зданий. В этих ранних османских проектах центральный двор покрыт куполом, а не открыт небу, а один из четырех айванов используется как вестибюль здания. [34]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Некоторые учёные утверждают, что айван развился не в Месопотамии, а в Нисее (древней парфянской столице), где он стал результатом работы греческих рабочих, живших и работающих в Парфии. Дополнительную информацию о теории Нисеи см. в Curatola & Scarcia (2004) , стр. 57.
  2. ^ Хотя парфянам приписывают изобретение первого полностью развитого айвана, были утверждения, что некоторые айваноподобные формы существовали в период Селевкидов в Месопотамии, а именно в Дура-Европос. Ф. Е. Браун утверждал, что в храме Зевса Мегиста мог существовать зал типа айвана; однако это было оспорено. Многие ученые полагают, что любые айваны, построенные в Храме, вероятно, были более поздними парфянскими пристройками. Браун утверждал, что Храм Зевса Мегистоса мог быть смоделирован по образцу террас с тройными айванами в Масджид-И-Сулейман или Бард-и-Неханде, которые, как утверждал археолог Роман Гиршман, датируются персами Ахеменидов; однако в ходе более поздних раскопок Гиршман обнаружил, что обе террасы на самом деле не поддерживают постройки айвана. Сьюзан Дауни утверждает, что и дата, и западное местоположение делают маловероятным появление ранних айванов в Дура-Европос. Все остальные айваны досасанидского периода встречаются дальше на восток, например, в Хатре, Ашуре или Селевкии-на-Тигре. Дополнительную информацию о заявленных айванах Селевкидов см. Дауни (1988) , стр. 78–85.
  1. ^ Райт (1992) , с. 508
  2. ^ Боас (2010) , с. 366
  3. ^ «Эйван» . azerdict.com (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 5 мая 2019 г.
  4. ^ Словарь исламской архитектуры: Пиштак. Архивировано 29 июня 2011 г. на Wayback Machinearchnet.org .
  5. ^ Цитата Britannica.com .
  6. ^ Перейти обратно: а б Грабарь, Иван (1997). «Иван». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 4. Брилл. ISBN  9789004161214 .
  7. ^ Отчеты проекта Северный Аккад . Университет Гента. 1991. с. 78.
  8. ^ Грабарь, Олег (2011) [1987]. «АЙВАН» . Энциклопедия Ираника . Проверено 7 сентября 2022 г.
  9. ^ Ситуэлл (1957)
  10. ^ Кил (1974) , стр. 129–130.
  11. ^ Кил (1974) , с. 126
  12. ^ Дулас Харпер, «Хранилище», последнее изменение: 2010 г., www.dictionary.com.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Кил (1974) , с. 124
  14. ^ Смит и Симпсон (1998) , стр. 18, 82.
  15. ^ «Словарь исламской архитектуры: Иван» . Archnet.org. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года.
  16. ^ Фаррох (2007) , с. 173
  17. ^ Уоррен и Фети (1982) , с. 30
  18. ^ Перейти обратно: а б Дауни (1988) , с. 151
  19. ^ Перейти обратно: а б с Роусон, 46 лет
  20. ^ Дауни (1988) , с. 152
  21. ^ Куратола и Скарсия (2004) , стр. 56–61.
  22. ^ Дауни (1988) , стр. 137–173.
  23. ^ Куратола и Скарсия (2004) , с. 92
  24. ^ Куратола и Скарсия (2004) , стр. 94–104.
  25. ^ Дауни (1988) , стр. 156–170.
  26. ^ Куратола и Скарсия (2004) , стр. 92–96.
  27. ^ Рид (1999) , стр. 185–186.
  28. ^ Иран, семь лиц цивилизации - https://www.youtube.com/watch?v=NtcE37IIqfQ
  29. ^ Перейти обратно: а б Короткометражка (1941) , стр. 38–40.
  30. ^ Бир (1993) , стр. 63–64
  31. ^ Бир (1993) , стр. 58–61
  32. ^ Куратола и Скарсия (2004) , стр. 129–135.
  33. ^ Пиво (1993) , с. 57
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Иван». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 337. ИСБН  9780195309911 .
  36. ^ Беренс-Абусейф 2007 , с. 73-77.
  37. ^ Уильямс 2018 , с. 30.
  38. ^ Перейти обратно: а б Раббат, Насер (1993). «Тронные залы мамлюков: «Кубба» или «Иван?» » . Арс Ориенталис . 23 : 201–218. JSTOR   4629449 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2011). «Пятничная мечеть в Исфахане». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 368–369. ISBN  9783848003808 .
  40. ^ Перейти обратно: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  41. ^ Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-06465-0 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с Годар (1951)
  43. ^ Кил (1974) , с. 123
  44. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 140-144.
  45. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; V. 900 – ок. 1250; А. Восточно-исламские земли; 2. Иран, ок. 1050 – ок. 1250». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  46. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Медраса». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета.
  47. ^ Педерсен, Дж.; Макдиси, Г.; Рахман, Мунибур; Хилленбранд, Р. (2012). «Медраса». Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
  48. ^ Беренс-Абусейф 2007 .
  49. ^ Уильямс 2018 .
  50. ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300064650 .
  51. ^ Марсе 1954 , с. 285, 293.
  52. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VI ок. 1250–1500 гг.; D. Западные исламские земли». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN  9789774160776 .
  • Бир, Лайонел (1993). «Сасанидские дворцы и их влияние в раннем исламе». Арс Ориенталис . 23 : 57–66.
  • Боас, Адриан Дж. (2010). Внутренняя обстановка: источники по внутренней архитектуре и повседневной деятельности в государствах крестоносцев . Брилл. ISBN  978-90-04-18272-1 .
  • Куратола, Джованни; Скарсия, Джанроберто (2004). Искусство и архитектура Персии . Перевод Шора, Маргариты. Лондон: Абвиль Пресс.
  • Дауни, Сьюзен Б. (1988). Месопотамская религиозная архитектура: Александр через парфян . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691035895 .
  • Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN  9780300088670 .
  • Фаррох, Каве (2007). Тени в пустыне: древняя Персия в состоянии войны . Издательство Оспри. ISBN  978-1-84603-108-3 .
  • Гиллиспи, Чарльз Коулстон; Девахтер, Мишель (1987). Памятники Египта: наполеоновское издание. Полное собрание археологических пластин из «Описания Египта» . Принстон, Нью-Джерси: Princeton Architectural Press. ISBN  9780910413213 .
  • Годар, Андре (1951). «Происхождение медресе, мечети и караван-сарая Аквартр Иванс». Арс Исламика . 15 .
  • Килл, Эдвард Дж. (1974). «Некоторые мысли о раннем айване». В Дикране Куймджяне (ред.). Ближневосточная нумизматика, иконография, эпиграфика и история, исследования в честь Джорджа К. Майлза . Бейрут: Американский университет Бейрута. стр. 123–130.
  • Курц, Отто (1941). «Дата Так и Кисра». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 73 (1): 37–41. дои : 10.1017/S0035869X00093138 . S2CID   162160996 .
  • Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  • Наджм, Раиф (2001). «Исламский архитектурный характер Иерусалима: со специальным описанием Аль-Аксы и Купола Скалы». Исламские исследования . 40 (3): 721–734. JSTOR   20837154 .
  • Раббат, Насер О. (1989). Цитадель Каира: новая интерпретация королевской мамлюкской архитектуры . Женева: АКТЦ.
  • Роусон, Джессика , Китайский орнамент: Лотос и Дракон , 1984, Публикации Британского музея, ISBN   0714114316
  • Рид, Джулиан (1999). Кристофер Скарр (ред.). Семьдесят чудес древнего мира. Великие памятники и как они были построены . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-05096-1 .
  • Ситуэлл, Сашеверелл (1957). Арабески и соты . Роберт Хейл.
  • Смит, В. Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1998). Искусство и архитектура Древнего Египта . Пеликан История искусства. Том. 14. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300077476 .
  • Аптон, Джозеф М. (1932). «Экспедиция в Ктесифон, 1931–1932» (PDF) . Бюллетень Метрополитен-музея . 27 (8): 188–197. дои : 10.2307/3255274 . JSTOR   3255274 .
  • Уоррен, Джон; Фетхи, Ихсан (1982). Традиционные дома в Багдаде . Издательство «Тренер». ISBN  9780902608016 .
  • Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
  • Райт, GRH (1992). Древнее здание на Кипре . Брилл. ISBN  90-04-09547-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Блер, Шейла и Блум, Джонатан М., Искусство и архитектура ислама, 1250–1800 , 1995, издательство Йельского университета и история искусства Пеликана. ISBN   0300064659 .
  • Анри Франкфорт, Майкл Роуф, Дональд Мэтьюз. Искусство и архитектура Древнего Востока . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1996. ISBN   9780300064704
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d98780118b43983409495a42927b91c0__1721521500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/c0/d98780118b43983409495a42927b91c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iwan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)