Архитектура Великих Моголов
Архитектура Великих Моголов — это тип индо-исламской архитектуры, разработанный Моголами в 16, 17 и 18 веках на протяжении постоянно меняющихся размеров их империи на Индийском субконтиненте . Он развился из архитектурных стилей более ранних мусульманских династий в Индии, а также из иранских и среднеазиатских архитектурных традиций, особенно архитектуры Тимуридов . [3] [4] [5] [6] [7] Он также в дальнейшем включил и синкретизировал влияния более широкой индийской архитектуры , особенно во время правления Акбара (годы правления 1556–1605). [3] [4] [6] [7] Здания Великих Моголов имеют единую структуру и характер, включая большие выпуклые купола, тонкие минареты по углам, массивные залы, большие сводчатые ворота и изящный орнамент; примеры этого стиля можно найти в современном Афганистане, Бангладеш, Индии и Пакистане.
Династия Великих Моголов была основана после победы Бабура при Панипате в 1526 году . Во время своего пятилетнего правления Бабур проявлял значительный интерес к возведению зданий, хотя немногие из них сохранились. Его внук Акбар широко строил, и этот стиль активно развивался во время его правления. Среди его достижений были форт Агра , город-крепость Фатехпур Сикри и Буланд Дарваза . Сын Акбара Джахангир построил сады Шалимар в Кашмире .
Архитектура Великих Моголов достигла своего апогея во время правления Шах-Джахана , который построил Тадж-Махал , Джама-Масджид в Дели , сады Шалимар в Лахоре и отремонтировал Лахорский форт . Высокопоставленные чиновники ниже императора также могли строить крупные памятники, как, например, мечеть Вазир-хана . Последними из великих покровителей Великих Моголов был Аурангзеб , построивший мечеть Бадшахи , Биби Ка Макбара , Моти Масджид и др.
Предыстория [ править ]
Императоры и элиты Великих Моголов сознательно использовали архитектуру как способ публично продемонстрировать свое присутствие и власть. Обширное архитектурное покровительство Моголов стало возможным благодаря их значительному богатству, которое превосходило богатство других современных мусульманских империй, таких как Османская империя и Сефевиды . [8] На Индийском субконтиненте периода Великих Моголов сохранилось больше памятников, чем любого другого периода. [8] Основные памятники этого времени включают мечети, мавзолеи, дворцы, сады и крепости. [5]
Архитектура Великих Моголов возникла из трех основных архитектурных традиций: местной индо-исламской архитектуры , архитектуры исламской Персии и Центральной Азии и местной индуистской архитектуры . [4] Поскольку более ранняя индо-исламская архитектура уже заимствована как из индуистских, так и из исламских архитектурных стилей, определенные влияния в архитектуре Великих Моголов трудно отнести к тому или иному источнику. Что касается индуистской архитектуры, то местные дворцы раджпутов, вероятно, оказали ключевое влияние. [4] Ранняя архитектура Великих Моголов развилась из существующей индо-исламской архитектуры, следуя модели архитектуры Тимуридов (базирующейся в Центральной Азии), отчасти из-за Тимуридского происхождения династии Великих Моголов основателя Бабура . [3] [5] [6] [7] К концу 16 века возникла более самобытная традиция Великих Моголов, основанная на сочетании этих двух источников. [7]
Во время правления Акбара ( годы правления 1556–1605 ) использование индуистских архитектурных элементов было особенно плодотворным, в том числе в таких громких строительных проектах, как Фатехпур Сикри . При его преемниках произошел сдвиг в сторону более типично исламских архитектурных проектов. [3] В частности, при Акбаре немусульмане присутствовали среди высокопоставленных чиновников и также могли стать покровителями архитектуры. Наиболее ярким примером является Раджа Ман Сингх , индуистский эмир , который построил как индуистские храмы , так и мусульманские мечети и святыни. [7]
Во время правления Шаха Джахана ( годы правления 1628–1658 ) «классический» стиль Великих Моголов укрепился и по существу использовался до конца периода Великих Моголов. [7] Определенный уровень стилистической последовательности был достигнут во всей империи в этот период благодаря роли центрального отдела архитекторов, подобного имперским архитекторам, существовавшим в Османской империи. [5]
Архитектура Великих Моголов также оказала влияние на более поздние индийские архитектурные стили, включая индо-сарацинский стиль британского владычества , стиль раджпутов и стиль сикхов . [ нужна ссылка ] Один ученый также отметил сходство между архитектурой Великих Моголов и архитектурными проектами в Эфиопской империи в начале 17 века, в первую очередь теми, которые спонсировались Сусеньосом I и осуществлялись с помощью миссионеров -иезуитов , которым он покровительствовал. Это влияние, вероятно, было связано с сильными связями между миссиями иезуитов в Эфиопии и Индией Великих Моголов в то время. Сообщается, что над проектами также работали индийские мастера, возможно, имеющие опыт строительства могольских сооружений. [9]
Несколько мечетей в Малайзии , такие как мечеть Капитан Келинг , мечеть Джамек и мечеть Захир , в своих проектах находились под влиянием архитектуры Великих Моголов. [10] В Брунее мечеть Омара Али Сайфуддина также включает в себя влияние Великих Моголов. [11]
Характеристики [ править ]
Общие [ править ]
Архитектура Великих Моголов отличается элегантным стилем, в котором тщательное линейное разделение пространств и поверхностей имело приоритет над более трехмерной комбинацией элементов, которая отличала раннюю индо-исламскую архитектуру. [5] Использование цвета также было относительно сдержанным, вместо этого упор делался на отделку поверхностей высококачественными полированными материалами. Выпуклые купола и стрельчатые арки были одними из наиболее заметных повторяющихся элементов. [5] Помимо куполов и арок, продолжалась и местная традиция строительства трабеатов , особенно в светской архитектуре, такой как дворцы. [5]
Еще одной отличительной особенностью было использование красного песчаника в качестве строительного материала наряду с белым мрамором. Это заменило выдающееся положение кирпича в более ранней индо-исламской архитектуре. [5] хотя строительные материалы по-прежнему различались в зависимости от региона. [4] Песчаник — очень твердый материал, но местные индийские каменщики умели вырезать из него замысловатые детали, что было еще одной отличительной чертой стиля Великих Моголов. Белый мрамор первоначально использовался в качестве облицовки, чтобы дополнить и завершить внешний вид зданий из песчаника, как в гробнице Хумаюна , но позже он использовался в более широком масштабе для покрытия целых зданий, как в Тадж-Махале . [4] Кирпич иногда еще использовали для куполов и арок, но в этих случаях его обычно облицовывали штукатуркой или камнем в качестве отделки. [4]
Украшение [ править ]
Декоративные мотивы включали геометрические и цветочные узоры, а также сложные надписи на арабском , персидском и даже на местных языках в период позднего Великих Моголов. [12] Украшение обычно выполнялось из плитки или камня. [4]
Плитка чаще применялась для внешней отделки зданий и существовала в двух основных типах: cuerda seca и мозаичная плитка. Плитка Cuerda seca была украшена цветной глазурью, разделенной темными линиями, а мозаичная плитка состояла из кусочков одноцветной плитки, которые были разрезаны и соединены вместе для создания более крупных узоров. [4]
Каменная кладка была высокого качества и представляет собой один из самых изысканных аспектов украшения Великих Моголов. Резная каменная кладка включала колонны и кронштейны с богато украшенной скульптурой, плоские панели с низким рельефом и изображениями цветов, а также мраморные ширмы с отверстиями, известные джали как . [4] Пьетра дура , известная как парчин кари . на Индийском субконтиненте [13] была техника декорирования инкрустацией камня. Она развивалась в этом регионе независимо от итальянской техники, широко известной в других странах. [4]
Влияния [ править ]
Элементами более ранней индо-исламской архитектуры, продолжавшимися в архитектуре Великих Моголов, являются остроконечные (многолистные) арки , появившиеся ранее в архитектуре Дели и Гуджарата , а также крыша до-чала , особенность, зародившаяся в бенгальской архитектуре , которая была принята в Архитектура Бенгальского султаната . [4]
Особенностями персидского или среднеазиатского (тимуридского) влияния были айван (сводчатое пространство, открытое с одной стороны), использование куполов, остроконечная четырехцентровая арка , использование декоративной плитки и чахар-баг сад типа , а также с различными другими мотивами и планировками зданий. [4] в персидском стиле При строительстве куполов в некоторых случаях использовались скосы , но в других случаях купола поддерживались плоскими балками по углам помещения. [4]
Элементы архитектуры Великих Моголов, демонстрирующие индуистское влияние, включают использование трабеатных конструкций, использование кокошников вместо арок с вуссуарами и стиль колонн с декоративной резьбой. [4] Джарокха (выступающие балконы), чхатри являются элементами , (куполообразные киоски) и чхаджа ) также (широкие каменные карнизы которые были заимствованы из местной индуистской архитектуры и стали очень популярными в архитектуре Великих Моголов. Некоторые элементы, такие как выступающие балконы, имели параллели в исламской архитектуре в других местах, но их специфические формы Великих Моголов были вдохновлены местными традициями. [4]
Основные типы зданий [ править ]
Большие укрепленные цитадели или дворцовые комплексы, такие как Форт Агры и Красный Форт в Дели, были окружены массивными стенами, усиленными полукруглыми башнями, и вход в них осуществлялся через монументальные ворота. Внутри классический дворец Великих Моголов был разбит симметричными садами и различными павильонами. Открытые павильоны с рядами остроконечных арок были постоянной особенностью. Богатое убранство использовалось для украшения комнат и залов. [4]
Сады были излюбленной заботой императоров Великих Моголов, независимо от того, создавались ли они как отдельные, выделенные садовые участки или как место для павильонов и мавзолеев в рамках более крупных архитектурных комплексов. Они были построены в формальной манере с террасами, четкими делениями и водными элементами. [4]
Мечети были относительно более сдержанны в своем убранстве, но строились с размахом. Типичная планировка мечети классической эпохи Великих Моголов включала в себя большой прямоугольный двор, окруженный аркадой с трех сторон и молитвенным залом с одной стороны. Молитвенный зал представлял собой широкий сводчатый зал, перед которым располагалась аркада монументальных арок, с центральной аркой, состоящей из большего айвана, возвышающегося над остальными. [4]
Самыми монументальными и сложными сооружениями Великих Моголов были королевские мавзолеи, специально спроектированные, чтобы продемонстрировать силу и изысканность своих покровителей. Классическая гробница Великих Моголов представляла собой восьмиугольную или прямоугольную конструкцию с центральным куполом и внешними айванами, поднятыми на террасной платформе. [4]
Другие общественные здания и инфраструктурные работы включали дороги, вехи (известные как кос минар ), караван-сараи (гостиницы для торговцев и путешественников) и мосты. Они были более функциональными по своей природе и менее декоративными, хотя некоторые караван-сараи были украшены сложными воротами. [4]
Памятники [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
Бабур [ править ]
Архитектурный покровитель Бабура, первого императора Великих Моголов, в основном известен своими террасными садами. Эти сады, часто создаваемые во дворцах и цитаделях, были созданы по образцу персидского типа чахар-баг («четыре сада»), в котором сады геометрически разделены на разные участки, обычно четыре равные части. Этот тип следовал за предшественниками Тимуридов, хотя использование водных каналов в качестве линейных разделителей, возможно, было нововведением Великих Моголов. [5] Сам Бабур первоначально был похоронен в Агре, но в 1644 году его могила была перенесена в один из его любимых садов в Кабуле, ныне известный как Сады Бабура . [8] Некоторые из архитектур, созданных Бабуром в современной Индии, включают Арам Баг в Агре , Сад Лотоса в Дхолпуре и другие. [14] [15]
В религиозной архитектуре мечети Бабура также следовали проектам более ранних мечетей Тимуридов, с высоким центральным входным порталом ( пиштак ), внутренним двором и молитвенным залом, покрытым большим центральным куполом, окруженным боковыми проходами, покрытыми куполами меньшего размера. Примером этого является его мечеть в Панипате. [5] [7]
Акбар [ править ]
Форт Агры [ править ]
Форт Агры — ЮНЕСКО объект Всемирного наследия в Агре , штат Уттар-Прадеш. Большая часть форта Агры была построена Акбаром с 1565 по 1574 год. Архитектура форта ясно указывает на свободное принятие раджпутского планирования и строительства. Некоторые из важных зданий в форте — это Джахангири Махал, построенный для Джахангира и его семьи, Моти Масджид и базары Мена. Джахангири Махал имеет внутренний двор, окруженный двухэтажными залами и комнатами.
Могила Хумаюна [ править ]
Могила Хумаюна — могила императора Великих Моголов Хумаюна в Дели, Индия. Гробница была заказана первой женой и главной супругой Хумаюна, императрицей Бега Бегум (также известной как Хаджи Бегум) в 1569–1570 годах, и спроектирована Мираком Мирзой Гиясом и его сыном Сайидом Мухаммадом, выбранными ею персидскими архитекторами. Это была первая садовая гробница на Индийском субконтиненте . Его часто считают первым зрелым примером архитектуры Великих Моголов.
Фатехпур Сикри [ править ]
Величайшим архитектурным достижением Акбара было строительство Фатехпур-Сикри , его столицы недалеко от Агры во время торгового и джайнского паломничества. [16] [17] [18] Строительство города-крепости было начато в 1569 году и завершено в 1574 году.
В нем находились одни из самых красивых зданий – как религиозных, так и светских, которые свидетельствуют о стремлении императора добиться социальной, политической и религиозной интеграции. Главными религиозными сооружениями были огромная Джама Масджид и небольшая Гробница Салима Чисти . Буланд Дарваза, также известный как Ворота Великолепия, был построен Акбаром в 1576 году в ознаменование его победы над Гуджаратом и Деканом. Его высота 40 метров, а над землей 50 метров. Общая высота сооружения составляет около 54 метров от уровня земли.
Харамсара, королевский сераль в Фатехпур-Сикри, был районом, где жили королевские женщины. Вход в Харамсару осуществляется со стороны Хвабги, разделенной рядом монастырей. По словам Абул Фазала, в Айн-и-Акбари внутреннюю часть гарема охраняли старшие и активные женщины, снаружи ограды размещались евнухи , а на должном расстоянии стояли верные раджпутские стражи. [19]
Дворец Джодха-бай — самый большой дворец в серали Фатехпур-Сикри, соединенный с второстепенными кварталами харамсары . Главный вход двухэтажный, выступающий за фасад и образующий своего рода крыльцо, ведущее в нишу с балконом. Внутри четырехугольник, окруженный комнатами. Колонны комнат украшены разнообразными индуистскими скульптурными мотивами.
Могила Салима Чисти [ править ]
Гробница Салима Чишти известна как один из лучших образцов архитектуры Великих Моголов в Индии, построенная в 1580 и 1581 годах. Гробница, построенная в 1571 году в углу комплекса мечети, представляет собой квадратную мраморную камеру с верандой. Кенотаф окружен изящным решетчатым экраном. В нем хранится место захоронения суфийского святого Салима Чисти (1478–1572), потомка Ходжи Мойнуддина Чишти из Аджмера, который жил в пещере на хребте Сикри. Мавзолей, построенный Акбаром в знак уважения к суфийскому святому, предсказавшему рождение его сына.
Джахангир [ править ]
Мечеть Бегум Шахи [ править ]
Мечеть Бегум Шахи — мечеть начала 17 века, расположенная в городе-крепости Лахор , Пакистан . Мечеть была построена между 1611 и 1614 годами во время правления императора Великих Моголов Джахангира его матерью Мариам-Уз-Замани . [20] [21] [22] и является самой ранней мечетью Лахора эпохи Великих Моголов. [23] [20] [24] Он известен своим изысканным фресковым декором с геометрическими и цветочными мотивами, нарисованными на лепнине, а также надписями имен Бога . [23] [20] [24] Мечеть позже повлияет на строительство более крупной мечети Вазир Хана, несколько десятилетий спустя. [25]
Могила Итимада-уд-Даулы [ править ]
Могила Итимад-уд-Даулы — мавзолей в городе Агра в индийском штате Уттар-Прадеш . Часто описывается как «шкатулка для драгоценностей», иногда называемая « Бачча Тадж », поскольку гробницу Итимад-уд-Даулы часто считают проектом Тадж -Махала .
Шах Джахан [ править ]
Вместо того, чтобы строить огромные памятники, как его предшественники, чтобы продемонстрировать свою мощь, Шах Джахан построил элегантные памятники. Сила и оригинальность этого предыдущего стиля строительства уступила место при Шах-Джахане тонкой элегантности и изысканности деталей, что проиллюстрировано во дворцах, построенных во время его правления в Агре , Дели и Лахоре . Некоторые примеры включают Тадж-Махал в Агре , могилу его жены Мумтаз Махал , построенную под руководством главного архитектора Устада Ахмада Лахори , пенджабского мусульманина . [26] [27] [28] Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в форте Агры и Джама Масджид в Дели , последняя была построена под наблюдением его визиря Великого Саадуллы Хана , пенджабского мусульманина . [29] представляют собой впечатляющие здания его эпохи, а их расположение и архитектура были тщательно продуманы, чтобы произвести приятный эффект и ощущение просторной элегантности и хорошо сбалансированных пропорций частей. Шах Джахан также отремонтировал такие здания, как Моти Масджид , Шиш Махал и павильон Наулакха , которые находятся в форте Лахора . Он также построил мечеть имени себя в Татте под названием Мечеть Шахджахан (построенная не в архитектуре Великих Моголов, а в архитектуре Сефевидов и Тимуридов , находившихся под влиянием персидской архитектуры ). Шах Джахан также построил Красный Форт в своей новой столице Шах-Джаханабаде, ныне Старый Дели . Красный Форт из красного песчаника известен своими особыми постройками — Диван-и-Аам и Диван-и-Хас . Еще одна мечеть была построена во время его пребывания в Лахоре под названием Мечеть Вазир Хана шейхом Ильмуддином Ансари, который был придворным врачом императора. Он славится своим богатым украшением, которое покрывает почти каждую внутреннюю поверхность. Включены общие общественные работы высшей знати амиров Шаха Джахана. Али Мардан Хан , Ильмуддин Вазир Хан , Хан-и Дауран Насири Хан и Карталаб Хан Деккани . [30]
Тадж edit-Махал
Тадж-Махал, объект Всемирного наследия, был построен между 1632 и 1653 годами императором Шах-Джаханом в память о его жене Мумтаз-Махал. [1] Его строительство заняло 22 года, потребовалось 22 000 рабочих и 1 000 слонов и обошлось в 32 миллиона рупий . (что соответствует 827 миллионам долларов США в 2015 году). Это большое сооружение из белого мрамора, стоящее на квадратном постаменте и состоящее из симметричного здания с айваном (дверным проемом в форме арки), увенчанным большим куполом и навершием .
здания Самая длинная плоскость симметрии саркофага проходит через весь комплекс, за исключением Шаха Джахана, который расположен не по центру в склепе под основным этажом. Эта симметрия распространяется и на здание целой зеркальной мечети из красного песчаника, дополняющей мечеть, обращенную к Мекке , расположенную к западу от основного сооружения. Парчин кари , метод украшения в больших масштабах - инкрустация драгоценными камнями и работа Джали, использовалась для украшения конструкции.
Мечеть Вазир Хана [ править ]
Мечеть Вазир-хана была построена во время правления императора Великих Моголов Шах-Джахана в 1634 году и завершена в 1642 году. [31] Считается самой богато украшенной мечетью эпохи Великих Моголов. [32] Мечеть Вазир Хана известна своей сложной фаянсовой работой из плитки, известной как каши-кари , а также ее внутренними поверхностями, которые почти полностью украшены изысканными фресками эпохи Великих Моголов . Мечеть находится на масштабной реставрации с 2009 года под руководством Трастового фонда Ага Хана по культуре и правительства Пенджаба . [33]
Сады Шалимара [ править ]
Это садовый комплекс Великих Моголов, расположенный в Лахоре , столице пакистанской провинции Пенджаб . Сады датируются периодом, когда Империя Великих Моголов находилась в своем художественном и эстетическом зените. [34] Строительство садов началось в 1641 году во время правления императора Шаха Джахана . [35] и было завершено в 1642 году. [36] В 1981 году сады Шалимар были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку они воплощают дизайн садов Великих Моголов на пике его развития. [34]
Мечеть Шах Джахан [ править ]
Мечеть Шах Джахан — центральная мечеть города Татта в пакистанской провинции Синд . Мечеть построена по заказу Шах-Джахана, который подарил ее городу в знак благодарности. [37] Его стиль находится под сильным влиянием среднеазиатской тимуридской архитектуры, которая возникла после походов Шаха Джахана под Балх и Самарканд . [37] Считается, что в мечети находится самая сложная выкладка плитки в Южной Азии . [37] [38] а также примечателен своей геометрической кирпичной кладкой - декоративным элементом, необычным для мечетей периода Великих Моголов. [39]
Шахи Хаммам [ править ]
Шахи Хаммам — это баня в персидском стиле , построенная в Лахоре , Пакистан , в 1635 году нашей эры во время правления императора Шаха Джахана . Он был построен главным врачом двора Великих Моголов Иламуддином Ансари, широко известным как Вазир Хан . [40] [41] [42] Бани были построены в качестве вакфа или пожертвования на содержание мечети Вазир Хана . [43]
Аурангзеб [ править ]
В правление Аурангзеба (1658–1707) камень и мрамор прямоугольной формы были заменены кирпичом или щебнем с лепным орнаментом. В Шрирангапатне и Лакхнау есть примеры поздней индо-могольской архитектуры. Он пристроил форт Лахора, а также построил одни из тринадцати ворот, которые позже были названы в его честь (Аламгир).
Мечеть Бадшахи [ править ]
Мечеть Бадшахи в Лахоре, Пакистан, была построена по заказу шестого Великих Моголов императора Аурангзеба . Построенная между 1673 и 1674 годами, это крупнейшая мечеть Великих Моголов и последняя из построенных имперских мечетей. [2] Мечеть примыкает к форту Лахора и является последней в серии общинных мечетей, построенных из красного песчаника. Красный песчаник стен контрастирует с белым мрамором куполов и тонкой интарсией. Архитектурный план мечети Аурангзеба аналогичен плану мечети его отца, Шаха Джахана, Джама Масджид в Дели; хотя он гораздо больше. Он также выполняет функцию идги . Двор площадью более 276 000 квадратных футов может вместить сто тысяч верующих; Внутри мечети могут разместиться десять тысяч человек. Минареты имеют высоту 196 футов (60 м ). Мечеть является одним из самых известных сооружений Великих Моголов, но сильно пострадала во время правления махараджи Ранджита Сингха. В 1993 году правительство Пакистана включило мечеть Бадшахи в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . [44]
Дополнительные памятники [ править ]
Дополнительные памятники этого периода связаны с женщинами из императорской семьи Аурангзеба. Строительством элегантной Зинат аль-Масджид в Дарьягандже руководила вторая дочь Аурангзеба Зинат-ан-Нисса . Сестра Аурангзеба Рошан-Ара, умершая в 1671 году. Могила Рошанары Бегум и окружающий ее сад долгое время находились в запустении и сейчас находятся в стадии сильного разрушения.
Могила Биби [ править ]
Биби Ка Макбара — мавзолей, построенный императором Аурангзебом в конце 17 века как дань уважения его первой жене Дилрас Бано Бегум в Аурангабаде , Махараштра . Некоторые источники предполагают, что позже о нем позаботился Азам Шах, сын Аурангзеба. Это точная копия Тадж-Махала , спроектированная Ата-Уллой, сыном Ахмеда Лахори , который был главным проектировщиком Тадж-Махала.
Поздние Великие Моголов [ править ]
Форт Лалбах [ править ]
Форт Лалбах (также известный как «Форт Аурангабад»), дворцовая крепость Великих Моголов на реке Буриганга в юго-западной части Дакки , Бангладеш , строительство которой началось в 1678 году во время правления сына Аурангзеба Азама Шаха.
Мечеть Сунехри [ править ]
Мечеть Сунехри — мечеть поздней эпохи Великих Моголов в городе-крепости Лахор , Пакистан . Мечеть Сунехри была построена в 1753 году, когда империя находилась в упадке, во времена правления Мухаммад-шаха .
Могила Сафдара Джанга
Могила Сафдара Юнга, построенная в 1754 году, является одним из последних образцов архитектуры Великих Моголов.
Сады [ править ]
Сады Великих Моголов — это сады, построенные Моголами в исламском стиле . На этот стиль повлияли персидские сады . Они построены в форме чарбага , представляющего собой четырехугольную планировку сада, основанную на четырех райских садах, упомянутых в Коране . Этот стиль призван создать представление земной утопии, в которой человек сосуществует в полной гармонии со всеми элементами природы. [45]
Четырехугольный сад разделен дорожками или проточной водой на четыре меньшие части. Внутри стеновых ограждений широко используются прямолинейные планировки. Некоторые из типичных особенностей включают бассейны, фонтаны и каналы внутри садов.
Некоторыми известными примерами садов Великих Моголов являются Баг-э-Бабур в Кабуле , сады Мехтаб Баг в Тадж-Махале, сады у гробницы Хумаюна, сады Шалимар в Лахоре , сады Ва в Ва , Хусро Баг в Праяградже , а также сады Пинджор в Харьяна .
Ансамбль из шести садов Великих Моголов Джамму и Кашмира ( Пари-Махал , Нишат-Баг , Шалимар-Баг , Чашме-Шахи , сад Веринаг , сады Ачабал ) входят в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии.
Мосты [ править ]
Мост Шахи в Джаунпуре был построен во время правления императора Великих Моголов Акбара . Император Великих Моголов Акбар приказал построить мост Шахи, который был завершен в 1568–1569 годах Муним-ханом. На строительство моста ушло четыре года. Его спроектировал афганский архитектор Афзал Али.
Галерея [ править ]
- В гробнице Акбара в Агре , Индия, используется красный песчаник и белый мрамор, как и во многих памятниках Великих Моголов. Тадж -Махал является заметным исключением, поскольку здесь используется только мрамор.
- Могила Нитар Бегум в Хусро Баге , Аллахабад , Индия.
- Одна из гробниц Устад-Шагирда , Накодар , Индия.
- Диван-и-Хас (Зал частных аудиенций) в форте Лахора .
- Мечеть Шах Джахан в Татте , Пакистан. Мечеть построена не в стиле Великих Моголов, но отражает сильное персидское влияние.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Всемирное наследие Тадж-Махала» . Всемирное наследие ЮНЕСКО. Центр . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мери, Йозеф В., изд. (2005). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. п. 91. ИСБН 978-1-135-45596-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ашер 1992 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Петерсен, Эндрю (1996). «Моголы». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 199–205. ISBN 9781134613663 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Блум и Блэр 2009 , Архитектура; VII. в. 1500–ок. 1900 г.; Д. Индия.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Воан, Филиппа (2011). «Индийский субконтинент: от султаната к империи Великих Моголов». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . Хфулльманн. стр. 464–483. ISBN 9783848003808 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Ашер, Кэтрин Б. (2020). «Архитектура Великих Моголов» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN 1873-9830 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум и Блэр 2009 , Могол.
- ^ Мартинес д'Алос-Монер 2017 , стр. 30–33.
- ^ г-н Саид, Ахмад Сид Хиджаз; Сануси Хасан, Ахмад (2019). «Влияние архитектуры Великих Моголов на Масджид Захир: исследование пяти сельских мечетей в Кедах, Малайзия» (PDF) . Международный транзакционный журнал инженерии, менеджмента, прикладных наук и технологий . 10 (12). Кедах, Малайзия: 2–3 . Проверено 17 марта 2024 г.
Али и Хасан (2017) провели исследования элементов архитектуры Великих Моголов, обнаруженных в Малайзии, на примере трех мечетей, а именно: Масджид Капитан Келинг в Джорджтауне, Пенанге, Масджид Алви в Перлисе и Масджид Джамек в Куала-Лумпуре. В этом исследовании также сравнивались оригинальные элементы, найденные в Индии, такие как мечеть Джами в Дели и Тадж-Махал в Агре. Исследователи полагали, что это исследование не было завершено, поскольку архитектурные элементы Великих Моголов, зафиксированные в местном контексте, не включали Масджид Захир. Исследование Ибрагима и Абдуллы
- ^ Руй Оливейра Лопес; Нурискандар бин Мохд Хасан (2021). «Выражение культурной идентичности в архитектуре мечетей в Брунее-Даруссаламе» . Трансрегиональные и национальные исследования Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета : 8 . Проверено 17 марта 2024 г.
...Несмотря на очевидную архитектуру в стиле Великих Моголов, крепостной корпус и минареты....
- ^ Бертон-Пейдж, Джон (2008). Индийская исламская архитектура: формы и типологии, места и памятники . Брилл. п. 36. ISBN 978-90-04-16339-3 .
- ^ Дадлани, Чанчал; Шарма, Ютика (2017). «За пределами Тадж-Махала: визуальная культура позднего Великих Моголов» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. п. 1057. ИСБН 978-1-119-06857-0 .
- ^ Документ о исследовательских и педагогических способностях-I
- ^ «Руины Великих Моголов в Дхолпуре: место, где Бабур посеял семя» .
- ^ Фатехпур-Сикри когда-то был центром паломничества джайнов: Книга . 27 февраля 2013 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Раскопки в форте Акбарс в Фатехпур-Сикри выявили процветающее поселение джайнов и индуистов» . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ «Фатехпур-Сикри когда-то был центром паломничества джайнов: Книга» . Hindustantimes.com/ . 27 февраля 2013 года . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Гупта, Фатепур Сикри: Великолепный город Акбара на холме , стр. 146.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хан, Ахмад Наби (1970). Пакистанская археология №7 . стр. 121–122, 126.
- ^ Кох, Эбба (1990). Могольская архитектура . п. 83.
- ^ Шиммель, Аннемари; Вагмар, Бурзин К. (2004). Империя Великих Моголов: история, искусство и культура . Интернет-архив. Лондон: Книги реакции. п. 148. ИСБН 978-1-86189-185-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уиллер, REM (1950). Пять тысяч лет Пакистана . п. 83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ашер 1992 , с. 116-117.
- ^ «Мечеть, которую построил Джодха Бай» . Ежедневные Таймс . 26 июня 2004 года . Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ Джанин, Хант (2006). Стремление к обучению в исламском мире, 610-2003 . МакФарланд. п. 124. ИСБН 978-0786429042 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Индийский журнал истории науки, том 44, выпуски 1–3 . Национальный институт наук Индии. 2009.
- ^ Сикхский курьер: Тома 9–12 . Сикхское культурное общество Великобритании. 1977. с. 16.
Надир-уль-Асар Ахмад Мимар Лахори Шахджахани также был пенджабцем, спроектировавшим Тадж-Махал в Агре.
- ^ История и гражданство . Издательство С. Чанд. п. 226.
- ^ Ахсан Джан Кайсар, Сайид Нурул Хасан, Сом Пракаш Верма (1993). Искусство и культура: Поздравительный том в честь профессора С. Нурула Хасана . Схема публикации. ISBN 9788185263823 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Сохранение мечети Вазир Хана в Лахоре: предварительный отчет о состоянии и оценке рисков» (PDF) . Сеть Ага Хана по развитию. 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2016 года . Проверено 25 августа 2016 г.
Мечеть Вазир Хана была построена в 1634–35 гг. н.э. (1044–45 гг. хиджры) Хакимом Али уддином*, губернатором Пенджаба в начале правления императора Великих Моголов Шах-Джахана.
- ^ Массон, Вадим Михайлович (2003). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: с XVI до середины XIX века . ЮНЕСКО. ISBN 9789231038761 .
- ^ «Сохранение города-крепости Лахора» . Проверено 25 августа 2016 г.
Город-крепость Лахор известен несколькими историческими памятниками, включая Лахорский форт – объект Всемирного наследия, мечети Бадшахи и Вазир-Хан. Около 2000 зданий в городе-крепости демонстрируют ряд архитектурных особенностей, которые отмечают многовековой культурный ландшафт Лахора. Большинство этих зданий и мохаллы (районы), в которых они расположены, образуют уникальный след наследия. Работа, проводимая впоследствии Трастом Ага Хана по культуре (AKTC) и Программой Ага Хана по историческим городам (AKHCP), была начата в соответствии с рамочным соглашением о государственно-частном партнерстве 2007 года с правительством Пенджаба.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Форт и сады Шалимар в Лахоре» . ЮНЕСКО . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ РЕМАН, А. (2009). «Изменение концепций садового дизайна в Лахоре от Великих Моголов до наших дней». История сада . 37 (2): 205–217. JSTOR 27821596 .
- ^ Сады Шаламар Сады Империи Великих Моголов. Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хазени, Араш (2014). Небесно-голубой камень: торговля бирюзой в мировой истории . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 9780520279070 . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Мечеть Шах-Джахана, Татта» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Ашер 1992 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ашер 1992 , с. 225.
- ^ Шеломо Дов Гойтейн. Исследования по исламской истории и институтам BRILL, 2010 г. ISBN 9004179313 стр. 170
- ^ «Масджид Вазир Кохан» . Архнет . Проверено 25 августа 2016 г.
Мечеть была основана Хакимом Ильмудом Дином Ансари, выдающимся врачом из Чиниота, получившим министерский титул «Вазир Хан» во время правления Шаха Джахана, а позже получившим должность вице-короля Пенджаба.
- ^ «История и предыстория сохранения мечети Вазир Хана в Лахоре: предварительный отчет о состоянии и оценке рисков» . Программа Ага Хана по историческим городам . Службы Ага Хана в области культуры – Пакистан. 2012 . Проверено 25 августа 2016 г.
Впечатляющий монументальный ансамбль мечети Вазир Хана в городе-крепости Лахор был построен в 1634 году во время правления императора Великих Моголов Шах-Джахана.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Мечеть Бадшахи, Лахор – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Whc.unesco.org . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ РЕХМАН, АБДУЛ (2009). «Изменение концепций садового дизайна в Лахоре от Великих Моголов до наших дней». История сада . 37 (2): 205–217. ISSN 0307-1243 . JSTOR 27821596 .
Источники [ править ]
- Ашер, Кэтрин Бланшард (1992). Архитектура Индии Великих Моголов . Новая Кембриджская история Индии, Часть I. Том. 4. Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521267281 . Проверено 16 июля 2017 г.
- Блум, Джонатан М.; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Джордж Мичелл, Амит Пасрича (2011). Архитектура Великих Моголов и сады . Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496709 .
- Гупта, Субхадра Сен; Ирани, Пракаш (2013). Фатепур Сикри: великолепный город Акбара на холме . Книги Ниёги. ISBN 9789381523728 .
- Мартинес д'Алос-Монер, Андреу (2017). «Инфраструктура Миссии: монастыри, дворцы и храмы». Андреу Мартинес д'Алос-Монер, Виктор; Де Торрес, Хорхе; Мартинес д'Алос-Монер, Андреу; Каньете, Карлос (ред.). Археология иезуитских миссий в Эфиопии (1557–1632) . светить ISBN 9789004324695 .