Архитектура Бенгалии
Архитектура Бенгалии , которая включает в себя современную страну Бангладеш и индийские штаты Западная Бенгалия , Трипура и Ассаме в долина Барак , имеет долгую и богатую историю, сочетающую в себе элементы коренных народов Индийского субконтинента с влиянием разных частей Индийского субконтинента. мир. Бенгальская архитектура включает древнюю городскую архитектуру, религиозную архитектуру, сельскую народную архитектуру , колониальные таунхаусы и загородные дома , а также современные городские стили. Стиль бунгало — выдающийся архитектурный экспорт Бенгалии. Угловые башни бенгальских религиозных построек были скопированы в средневековой Юго-Восточной Азии. Бенгальские изогнутые крыши , подходящие для очень сильных дождей, были приняты в особый местный стиль индо-исламской архитектуры и использовались декоративно в других местах на севере Индии в архитектуре Великих Моголов .
Бенгалия не богата хорошим камнем для строительства, а в традиционной бенгальской архитектуре в основном используются кирпич и дерево, часто отражающие стили строительства из дерева, бамбука и соломы в местной народной архитектуре домов декоративные резные или лепные доски из терракоты . Особенностью являются (того же материала, что и кирпич). Кирпич чрезвычайно прочен, и вышедшие из употребления древние здания часто использовались местными жителями в качестве удобного источника материалов, и на протяжении веков их часто разбирали до основания.
Античность и буддизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2021 г. ) |
Урбанизация отмечается в регионе с первого тысячелетия до нашей эры. Это было частью второй волны городской цивилизации на Индийском субконтиненте, последовавшей за упадком цивилизации долины Инда . [ нужна ссылка ] Древняя Бенгалия была частью сети городских и торговых центров, простиравшейся до Древней Персии . [ нужна ссылка ] Археологические памятники Махастангарх , Пахарпур, руины Вари-Батешвар , Чандракетугарх и Майнамати свидетельствуют о высокоорганизованной городской цивилизации в регионе. Терракота стала визитной карточкой бенгальского строительства, поскольку в регионе не хватало запасов камня. Кирпичи производились из глины дельты Бенгалии . [ нужна ссылка ]
Древняя бенгальская архитектура достигла своего апогея во времена Империи Пала (750–1120 гг.); это была последняя буддийская имперская держава на Индийском субконтиненте, базирующаяся в Бенгалии. Наибольшее покровительство оказывалось буддийским вихарам , храмам и ступам . Архитектура Пала повлияла на архитектуру Тибета и Юго-Восточной Азии. [ нужна ссылка ] . Самым известным памятником, построенным императорами Пала, была Великая Вихара Сомапура , ныне объект Всемирного наследия ЮНЕСКО . Историки полагают, что Сомапура был образцом для архитекторов Ангкор-Вата в Камбодже. [1]
Средневековый и ранний современный периоды
[ редактировать ]Индуист и джайн
[ редактировать ]Бенгалия была одним из последних оплотов индийского буддизма в средневековый период, а индуистские храмы до мусульманского завоевания (начиная с 1204 года) были относительно небольшими. Большинство индуистских храмов были построены в эпоху Гупта , Шашанки , Палы и династий Сена, правивших с V века до завоевания. Однако большинство храмов находятся в руинах и относительно небольшие. Династия Сена построила относительно скромный храм Дакешвари в Дакке , хотя он был значительно перестроен и сейчас является национальным храмом Бангладеш. Каменный храм Гаруи в районе Бардхаман в Западной Бенгалии был построен в 14 веке. [2]
Термин деула , деул или деул используется для обозначения стиля джайнской и индуистской храмовой архитектуры Бенгалии, где в храме отсутствует обычная мандапа рядом с главным храмом, а основной блок состоит только из храма и деула над ним. Этот тип возник между VI и X веками, и большинство примеров сейчас представляют собой руины; он был возрожден в 16-19 веках. [3] Более поздние представители этого стиля, как правило, были меньше по размеру и включали в себя черты исламской архитектуры. [3]
Большинство храмов, сохранившихся в приемлемом состоянии, датируются примерно 17 веком, после того как храмовое строительство было возрождено; он прекратился после мусульманского завоевания в 13 веке. [4] Стиль кровли архитектуры бенгальских индуистских храмов уникален и тесно связан с традиционным стилем зданий с рисовыми крышами в сельской Бенгалии. [5] «Обширная импровизация в рамках местной архитектурной идиомы». [4] То, что демонстрируют храмы, часто объясняется нехваткой местных опытных жрецов -брахманов , которые могли бы обеспечить довольно жесткое руководство по исправлению форм, которые управляли храмовой архитектурой в других местах. Точно так же терракотовые рельефы часто очень живо изображают светские сюжеты.
Стили кровли включают джор-бангла , до-чала , чар-чала , ат-чала и эк-ратна . Тип до-чала имеет только два свисающих конца крыши с каждой стороны крыши, разделенных посередине коньком; у редкого типа чар-чала две половины крыши слиты в одно целое и имеют куполообразную форму; двухэтажный тип ат-чала имеет восемь углов крыши. [6] [3]
Многие из этих храмов покрыты внешними стенами из терракоты (резного кирпича) рельефами . В Бишнупуре в Западной Бенгалии есть замечательный комплекс храмов 17-го и 18-го веков с разнообразными стилями крыш, построенных династией Малла .
В более крупных и более поздних храмах небольшие башни поднимаются из центра или углов изогнутой крыши. Они прямосторонние, часто с конической крышей. Они мало похожи на типичную североиндийскую храмовую башню шикара . Стили панчаратна наваратна («пять башен») и ( «девять башен») являются разновидностями этого типа. [3]
Храмовые конструкции имеют остроконечные крыши, которые в просторечии называются чала. Например, остроконечная крыша с восьмигранной пирамидальной крышей будет называться «ат чала» или буквально «восемь граней крыши». И зачастую в здании храма имеется более одной башни. Они построены из латерита и кирпича, что делает их зависимыми от суровых погодных условий южной Бенгалии. Храм Дакшинешвар Кали — храм с девятью шпилями. [7] в то время как дополнительные небольшие храмы Шивы вдоль берега реки являются примером стиля крыш Южной Бенгалии, хотя и в гораздо меньших размерах.
- Храм деул-джайнов
- Храм Панчаратна
- Классификация бенгальской храмовой архитектуры
исламский
[ редактировать ]Индо-исламскую архитектуру в бенгальской архитектуре можно увидеть с 13 века, но до эпохи Великих Моголов она обычно сильно отражала местные традиции. Самая старая из сохранившихся мечетей была построена во времена Делийского султаната . Архитектура мечети периода независимого Бенгальского султаната (14, 15 и 16 века) представляет собой важнейший элемент исламской архитектуры Бенгалии. Этот самобытный региональный стиль черпал вдохновение из местной народной архитектуры Бенгалии, включая изогнутые крыши чала, угловые башни и сложную цветочную резьбу. Мечети эпохи султаната имели несколько куполов или один купол, богато оформленные михрабы и минбары и отсутствие минаретов . В то время как глиняные кирпичи и терракота были наиболее широко используемыми материалами, камень использовался из рудников в районе Рарха . Стиль Султаната также включает в себя ворота и мосты. Этот стиль широко разбросан по региону. [8] [ нужна страница ]
Могольская Бенгалия стала свидетелем распространения архитектуры Великих Моголов в регионе, включая форты , хавели , сады , караван-сараи , хаммамы и фонтаны . Бенгальские мечети Великих Моголов также приобрели особый провинциальный стиль. Дакка и Муршидабад были центрами архитектуры Великих Моголов. Моголы скопировали традицию крыши до-чала в Северной Индии. [9]
Бенгальский султанат
[ редактировать ]Бенгальский султанат (1352–1576) обычно использовал кирпич в качестве основного строительного материала, как это делалось в доисламских зданиях. [10] Камень приходилось импортировать в большую часть Бенгалии , тогда как глины для изготовления кирпичей много. Но камень использовался для изготовления колонн и выдающихся деталей, часто повторно использованных в индуистских или буддийских храмах. [11] начала 15 века Мавзолей Эклахи в Пандуе, Мальде или Адине часто считается самым ранним сохранившимся квадратным однокупольным исламским зданием в Бенгалии, стандартной формой небольших мечетей и мавзолеев. , есть небольшая мечеть, Но в Молла-Симле, район Хугли датируемая, вероятно, 1375 годом, раньше мавзолея. [12] Мавзолей Эклахи большой и имеет несколько особенностей, которые стали обычными для бенгальского стиля, в том числе слегка изогнутый карниз , большие круглые декоративные контрфорсы и отделку из резного терракотового кирпича. [13]
Эти особенности также можно увидеть в мечети Чото Сона (около 1500 г.), которая построена из камня, что необычно для Бенгалии, но разделяет стиль и сочетает в себе купола и изогнутую «рисовую» крышу, основанную на крышах деревенских домов, сделанных из растительной соломы. Такие крыши еще более ярко представлены в поздней архитектуре индуистских храмов Бенгалии с такими типами, как до-чала , джор-бангла и чар-чала . [14] Для более крупных мечетей бенгальские архитекторы увеличили количество куполов, при этом формула с девятью куполами (три ряда по три) была одним из вариантов, сохранившихся в четырех примерах: все 15 или 16 века, а теперь и в Бангладеш. [15] хотя были и другие с большим количеством куполов. [16]
Зданиями в этом стиле являются Мечеть Девяти Куполов и Мечеть Шестидесяти Куполов (завершена в 1459 году), а также несколько других зданий в городе-мечети Багерхат , заброшенном городе в Бангладеш, который теперь включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . У них есть и другие отличительные особенности, такие как множество дверей и михрабов ; Мечеть Шестьдесят Куполов имеет 26 дверей (11 спереди, 7 с каждой стороны и одна сзади). Это увеличило освещение и вентиляцию. Другие мечети включают Баро Шона Масджид ; Мечеть Патрейл , Мечеть Багха , Мечеть Дарасбари и Мечеть Кусумба . К однокупольным мечетям относятся мечеть Сингар и мечеть Шанкарпаша Шахи Масджид .
Обе столицы Бенгальского султаната, сначала Пандуа или Адина , затем с 1450 года Гауда или Гаур , начали покидать вскоре после завоевания султаната Моголами в 1576 году, оставив после себя множество величественных зданий, в основном религиозных. Материалы светских построек в более поздние периоды были переработаны строителями. [10] Хотя в большинстве мечетей минареты явно отсутствуют, Минар Фироз был построен в Гауде в ознаменование военных побед Бенгалии.
Разрушенная мечеть Адина (1374–1375 гг.) Очень большая, что необычно для Бенгалии, с центральным залом с цилиндрическим сводом, окруженным гипостильными помещениями. Говорят, что это самая большая мечеть на субконтиненте, созданная по образцу Айван-е Касра в Ктесифоне, Ирак, а также мечети Омейядов в Дамаске. [17] Сильные дожди в Бенгалии потребовали больших крытых помещений, а девятикупольная мечеть, которая позволяла покрыть большую территорию, была там более популярной, чем где-либо еще. [18] После завершения исламской консолидации Бенгалии некоторые местные особенности сохранились, особенно в небольших зданиях, но Моголы использовали свой обычный стиль в имперских заказах. [10]
- Многокупольная мечеть эпохи Султаната.
- Бенгальский михраб
- Павильон Наулакха в форте Лахор в Пакистане демонстрирует характерную крышу в бенгальском стиле До-чала . [19]
- 3D-модель реконструированного Бара Катра (Великого караван-сарая Дакки) эпохи Великих Моголов.
- Купола эпохи Великих Моголов в Муршидабаде
- Ворота эпохи султаната
- Отдельный минарет эпохи султаната
- Арка эпохи султаната
- Каменная мечеть эпохи султаната
- Мечеть и гробница ранней эпохи султаната
- эпохи султаната Мечеть Адина
- Интерьер императорской мечети эпохи султаната
- Мавзолей эпохи султаната
- Каменная мечеть эпохи султаната
- Мост эпохи Великих Моголов в Сонаргаоне
- Юго-восточные ворота форта Лалбаг в 1875 году.
Британский колониальный период
[ редактировать ]В период британского правления богатые бенгальские семьи, владельцы поместий заминдар и богатые торговцы нанимали европейских архитекторов для проектирования домов и дворцов. Индо -сарацинский стиль был широко распространен в регионе, но были также обнаружены версии европейской неоклассической архитектуры , особенно в торговых городах или вблизи них. В то время как большинство сельских поместий представляли собой элегантные загородные дома , города Калькутта , Дакка , Панам и Читтагонг имели широко распространенную городскую архитектуру 19-го и начала 20-го века, сравнимую с Лондоном, Сиднеем или другими городами Британской империи . Влияние ар-деко началось в Калькутте в 1930-х годах.
неоклассический
[ редактировать ]Европейское влияние на архитектуру.
[ редактировать ]- Мемориал Виктории – известный пример индо-сарасинской архитектуры.
- Индийский музей , старейший музей субконтинента, неоклассицизм .
- Дворец Хазардуари , Муршидабад, палладианский стиль
- Метрополитен Билдинг , Калькутта
- Меткалф Холл , Калькутта
- Высокий суд Дакки
- Дом писателей , Калькутта, викторианский стиль
- Телеграфная касса, Калькутта, в итальянском стиле .
- Oberoi Grand Hotel , Калькутта
- Ратуша , Калькутта, дорический стиль
Индо-сарацинскую архитектуру можно увидеть в Ахсане Манзиле и Керзон-холле в Дакке, здании суда Читтагонга в Читтагонге и дворце Хазардуари в Муршидабаде. Мемориал Виктории в Калькутте, спроектированный Винсентом Эшем, также имеет индо-сарацинские черты, возможно, вдохновленные Тадж-Махалом.
Бунгало
[ редактировать ]Происхождение бунгало уходит корнями в народную архитектуру Бенгалии. [21] Термин бангало означает «бенгальский» и эллиптически используется для обозначения «дома в бенгальском стиле». [22] Такие дома традиционно были небольшими, всего одноэтажными, отдельно стоящими и имели широкую веранду . Они были адаптированы британцами, которые использовали их в качестве домов для колониальных администраторов во время летних ретритов в Гималаях и в комплексах за пределами индийских городов. [23] Дома в стиле бунгало по-прежнему очень популярны в сельской местности Бенгалии. В сельской местности Бангладеш его часто называют «Бангла Гар» (Дом в бенгальском стиле). Основным строительным материалом, используемым в наше время, являются гофрированные стальные листы. Раньше их строили из дерева, бамбука и соломы, называемой «хар». Хар использовался на крыше дома-бунгало и сохранял холод в жаркие летние дни. Еще одним кровельным материалом для домов-бунгало была черепица из красной глины.
Арт Деко
[ редактировать ]Арт-деко, возникший после Первой Мировой войны, получил распространение по всей Индии. Арт-деко можно увидеть и в бунгало Калькутты, которые разрушаются и заменяются высотными зданиями. [20] [24] [25] Влияние ар-деко продолжалось в Читтагонге в 1950-е годы.
Модернизм
[ редактировать ]Часть серии о |
бенгальцы |
---|
*
- Здание в стиле ар-деко в Читтагонге.
- Бангладешский сад на крыше
- Здание в стиле кубика Рубика в Дакке
Восточный Пакистан был центром бенгальского модернистского движения, начатого Мужарулом Исламом . Многие известные мировые архитекторы работали в регионе в 1960-е годы, в том числе Луис Кан , Ричард Нейтра , Стэнли Тайгерман , Пол Рудольф , Роберт Буги и Константинос Доксиадис . Луис Кан спроектировал Джатио Сангшад Бхабан , выдающийся символ современной бангладешской архитектуры. современных В городских пейзажах бенгальских городов преобладают небоскребы среднего размера, которые часто называют бетонными джунглями. Архитектурные услуги составляют значительную часть городской экономики в регионе, где работают такие известные архитекторы, как Рафик Азам .
В 2015 году Марина Табассум и Кашеф Махбуб Чоудхури были объявлены победителями Премии Ага Хана в области архитектуры за проекты мечетей и общественных центров соответственно, вдохновленные древним наследием региона. [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рональд М. Бернье (1997). Гималайская архитектура . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. стр. 22 . ISBN 978-0-8386-3602-2 .
- ^ «АСИ, Калькуттский круг» .
- ^ Jump up to: а б с д Амит Гуха, Классификация терракотовых храмов
- ^ Jump up to: а б Мичелл, 156 лет
- ^ 3. http://www.kamat.com/kalranga/wb/wbtemps.htm.
- ^ «Архитектура» . Банглапедия . Проверено 6 сентября 2009 г.
- ^ «Дакшинешвар» .
- ^ Первин Хасан; Олег Грабарь (2007). Султаны и мечети: ранняя мусульманская архитектура Бангладеш . ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-381-0 .
- ^ Эндрю Петерсен (2002). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 34. ISBN 978-1-134-61365-6 .
- ^ Jump up to: а б с Банглапедия
- ^ Хасан, 34–35.
- ^ Хасан, 36–39.
- ^ Хасан, 36–37; Харли, 428
- ^ Хасан, 23–25.
- ^ Хасан, 41–44.
- ^ Хасан, 44–49.
- ^ «БЕНГАЛИЯ - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Хасан, 35-36, 39.
- ^ Дэни, АХ (2003). «Архитектура Империи Великих Моголов (Северо-Западные регионы)». В Адле, Чахриар; Хабиб, Ирфан; Байпаков, Карл М. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: с XVI до середины XIX века . Том. В. ЮНЕСКО. п. 523. ИСБН 978-92-3-103876-1 .
- ^ Jump up to: а б Чаудхури, Амит (2 июля 2015 г.). «Архитектура Калькутты уникальна. Ее разрушение — катастрофа для города» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ бунгало> обычное жилище туземцев в индийской провинции Бенгалия.
- ^ Оксфордский словарь английского языка , «бунгало»; Интернет-словарь этимологии
- ^ Бартлби.com
- ^ Сингх, Шив Сахай; Багчи, Сувожит (27 июня 2015 г.). «Старые калькуттские хромосомы» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ Гуха, Дивья (25 августа 2015 г.). «Борьба за сохранение исторических домов Калькутты» . Би-би-си . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ «2 проекта из Бангладеш среди лауреатов Премии Ага Хана в области архитектуры» . 3 октября 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Хасан, Первин, Султаны и мечети: Ранняя мусульманская архитектура Бангладеш , 2007, IBTauris, ISBN 1845113810 , 9781845113810, книги Google
- Мичелл, Джордж, (1977) Индуистский храм: введение в его значение и формы , 1977, University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-53230-1
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мичелл, Джордж (ред.), Кирпичные храмы Бенгалии - из архивов Дэвида Маккатчиона , издательство Принстонского университета, Нью-Джерси, 1983 г.
- Беккер-Риттерспах, Раймунд О.А., Храмы в стиле Ратна с амбулаторией - Избранные концепции храмов в Бенгалии и долине Катманду, Himal Books, Катманду, 2016 г., ISBN 978 9937 597 29 6