Джнянаданандини Деви
Джнянаданандини Тагор | |
---|---|
Рожденный | Джнянаданандини Мукхопадхьяй 26 июля 1850 г. |
Умер | 1 октября 1941 г. | ( 91 год
Гражданство | Британский индийский |
Занятие | Социальный реформатор |
Супруг | |
Дети | Индира Деви Чоудхурани Сурендранат Тагор |
Семья | Семья Тагор |
Джнянаданандини Тагор ( урожденная Мукхопадьяй ; 26 июля 1850 — 1 октября 1941; Гьяноданондини Деби ) была социальным реформатором, который был пионером различных культурных инноваций и повлиял на самый ранний этап расширения прав и возможностей женщин в 19 века Бенгалии . Она была замужем за Сатьендранатом Тагором, старшим братом Рабиндраната Тагора и потомком семьи Джорасанко Тагор . Сегодня она известна разработкой уникального стиля сари , сари Брахмика, основанного как на традиционном бенгальском стиле, так и на элементах драпировок в стиле гуджарати и парси , с которыми она столкнулась, живя в Бомбее. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джнянаданандини родилась у родителей Абхайчарана Мукхопадхьяя и Нистарини Деви из деревни Нарендрапур в Джессоре , Бенгальское президентство ( Бангладеш ). Абхайчаран, кулин-брамин , стал изгоем касты, женившись на семье Пирали , и был лишен наследства своим отцом. В соответствии с распространенным обычаем, Джнанаданандини вышла замуж в возрасте семи или восьми лет за Дебендранатха Тагора , Сатьендранатха, в 1857 году. второго сына [2] В отличие от своей идиллической жизни в Джессоре , она оказалась запертой в строгой пурде дома Тагоров в Джорасанко . [3] В 1862 году, проходя испытательный срок на государственной службе Индии (ICS) , Сатьендранатх попросил Джнянаданандини присоединиться к нему в Англии, однако его отец не согласился. [4] зять Джнянаданандини Хемендранат Тагор Примерно в это же время ее образованием взял на себя . Некоторое время ее обучал известный брахмо педагог- Айодхьянатх Пакраши . [5] По возвращении Сатьендранатха из Англии в 1864 году в качестве первого индийского сотрудника государственной службы Джнянаданандини переехала жить со своим мужем в Бомбей . [6]
Бомбей
[ редактировать ]Находясь в Бомбее , Джнянаданандини общалась в европейских кругах и частично адаптировалась к английским обычаям . Этот сдвиг в социальной роли потребовал от нее соответствующего одевания, для чего традиционный бенгальский стиль ношения сари стал слишком громоздким. [7] Во время тура по Гуджарату со своим мужем Джнянаданандини импровизировала над сари, которое носят женщины -парсы . Она создала свой собственный стиль накидки анчала / паллу на левое плечо – в отличие от стиля парсов – так, чтобы правая рука оставалась свободной для вежливости. [8] Она даже разместила в ежемесячном журнале «Бамабодхини Патрика» рекламу , предлагая научить других женщин носить сари в ее новом стиле. Одной из ее первых учениц в Калькутте была г-жа Судамини Гупта, жена Бехари Лала Гупты, ICS . [9] Вскоре этот стиль стал популярным среди женщин -брахмо в Калькутте, получивших эпоним Брахмика Сари. [10] Находясь в Калькутте, Джнянаданандини, нарушая обычаи семьи высшей касты, сопровождала своего мужа на рождественскую вечеринку, устроенную королем вице - лордом Лоуренсом в 1866 году. Прасанна Кумар Тагор из Патуриагхаты , который также был среди приглашенных, был глубоко возмущен высказыванием Джнанаданандини. смелость и в шоке покинул дворец наместника . [11] Ее тесть Дебендранат Тагор также не одобрял ее независимый дух. Предполагается, что это вызвало большие разногласия в семье Тагора . [12] Джнянаданандини покинула Джорасанко в 1868 году, чтобы жить одна в особняке на Парк-стрит , примыкающем к резиденции Дебендранатха . Несмотря на эту близость, они никогда не общались. [13] Однако примерно в это же время она полюбила своего младшего зятя Рабиндраната Тагора , который стал частым гостем в ее доме на Парк-стрит. Джнянаданандини вернулась в Бомбей со своим мужем в 1869 году. В том же году она потеряла своего первого ребенка через несколько дней после рождения. [14] Ее сын Сурендранатх родился в 1872 году, когда пара жила в Пуне родилась ее дочь Индира Деви , а в следующем году в Биджапуре . Совершив еще один бесстрашный поступок, Джнянаданандини назначила мусульманку кормилицей для своих детей. [15] В те времена в богатых индуистских семьях было обычным делом оставлять своих новорожденных на попечение кормилицы или гувернантки, но всегда индуски. [16] Однако Джнянаданандини возмущалась оставлять своих детей на попечении слуг – часто вопреки желанию собственного мужа, – что делало очевидными эмоциональные контуры нуклеарной семьи, которые уже начали формироваться в ее сознании. [17] Ее третий сын Кабиндранат родился в 1876(?) во время краткого пребывания семьи в Хайдарабаде , Синд . [18]
Англия
[ редактировать ]В 1877 году Джнянаданандини Деви отплыла в Англию . [19] В то время, когда об индийской женщине, пересекающей моря, было неслыханно, не говоря уже о тяжелой беременности, с тремя детьми и без сопровождения мужа, ее сила духа произвела общественную сенсацию. [20] В Лондоне ее принял дядя ее мужа Гнанендрамохан Тагор, который, несмотря на то, что был первым азиатским адвокатом и обращенным в христианство, разделил шок. [21] После недолгого проживания в доме Гнанендрамохана Тагора в Кенсингтонских садах , Джнанаданандини переехала в дом на виллах Медина в приморском городе Брайтон , Сассекс . Сатьендранат присоединился к ней в Англии с началом своего отпуска в октябре 1878 года вместе со своим младшим братом Рабиндранатом Тагором . [22] Ее первый год в Англии был отмечен горем из-за рождения мертворожденного ребенка и кончины ее младшего сына Кабиндраната. Она организовала похороны Кабиндранатха рядом с могилой Двараканатха Тагора на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне . [23] Однако вскоре она и ее дети подружились с Рабиндранатом. [24] Ее дочь Индира в конечном итоге стала доверенным лицом Рабиндраната на всю жизнь. По завершении отпуска Сатьендранатха он занял пост в Сурате, а Джнянаданандини вернулась в Калькутту со своими детьми.
Калькутта
[ редактировать ]В Калькутте Джнянаданандини поселилась в бунгало на Лоуэр-Серкулар-роуд . Тем не менее, из мемуаров ее дочери Индиры и племянницы Саралы мы узнаем, что Джнянаданандини никогда не отказывалась от своей привязанности к дому Тагоров Джорасанко . [25] [26] Она принимала активное участие в бракосочетании Рабиндраната и даже была наставницей молодой невесты Мриналини. [27] Со временем ее отношения с Рабиндранатом проникли и в область его творчества. Джнянаданандини начала помогать ему в постановках его пьес, часто поощряя к участию других женщин в доме. Таким образом пришли: Валмики-Пратибха , Калмригая , Раджа О Рани , Майяр Кхела и Бисарджан . [28] Из воспоминаний Индиры Деви мы также узнаем, что, несмотря на свое высокое положение, Джнянаданандини не общалась с калькуттскими блестящими представителями своего времени. [29] То, что общество Калькутты не было благосклонно настроено к Джнанаданандини, видно из статьи в октябрьском выпуске 1889 года популярного бенгальского журнала « Бангабаси» , в которой она клеветала за игру в пьесе «Раджа О Рани» . [30] По иронии судьбы, дом Тагора в Бирджиталао , где проходило представление, сегодня занимает роскошный джентльменский клуб . [31]
«Моя тетя Гьянада привезла с собой из Британии новый обычай под названием «День рождения». Мы никогда раньше не слышали об этом странном празднике. На самом деле большинство из нас даже не знали, когда мы родились. Однажды, после возвращения с вечеринки по случаю дня рождения Сурена. Я отчетливо помню безумие среди детей Джорасанко – и не только детей – по поводу того, когда они родились. Наша прозападная семья, конечно, сразу же увлеклась этой идеей, как и Брахмо Самадж. И, о чудо, вскоре. вся страна праздновала их дни рождения».
Сарала Деви Чаудхурани , Джибанер Джапата
В 1890 году Джнанаданандини переехала к Джотириндранатху Тагору , который потерял свою жену Кадамбари Деви в 1884 году. В 1891 году Джнанаданандини Деви познакомила своего племянника Абаниндранатха Тагора с Э. Б. Хавеллом , который в то время был директором Государственного колледжа искусств . Сотрудничество между этими двумя художниками в конечном итоге привело к развитию Бенгальской школы искусств . [32] Положение Джнянаданандини в семье Тагора определить сложно. С одной стороны, она одна из немногих женщин, которые председательствовали на праздновании Магхотсава в Брахмо Самадж небрахманов , а с другой, она, как известно, выступала за брак с королевской семьей Куч-Бехар , что привело ее в ссору, однако снова с Дебендранатом Тагором . [33] [34] Женщина, которая однажды поехала в Англию одна, не позволила своему сыну Сурендранатху поехать в Англию для получения высшего образования. Несмотря на свои материнские тревоги, она никогда не возражала против многих радикальных злоключений Сурендраната. Хотя она в одиночку выхаживала дочь Рабиндраната Миру Деви во время ее тяжелой беременности в 1911 году, она также поссорилась с ним из-за вопроса об изъятии ее внука Субирендраната из Шантиникетанского ашрама в 1921 году. [35] Однако ее отношения с Рабиндранатом оставались незапятнанными всю ее жизнь. По словам ее дочери Индиры Деви, «моя мать обладала… качеством централизации, то есть способностью привлекать к себе людей благодаря своей гостеприимной и сердечной натуре». [36]
В 1907 году Джнянаданандини и Сатьендранатх посетили Джотириндранатха Тагора в его доме на холме Морабади в Ранчи и стали жить там постоянно с 1911 года. [37] Она умерла в 1941 году.
Литературные достижения
[ редактировать ]Среди женщин семьи Тагоров , после Сварнакумари Деви , Джнянаданандини наиболее активно участвовала в богатой литературной атмосфере семьи. По возвращении из Англии в 1880 году Джнянаданандини начала писать статьи в бенгальском журнале « Бхарати» . Ее чутье вскоре заметила интеллигенция. [38] В 1881 году, за четыре года до создания Индийского национального конгресса , Джнанаданандини опубликовала статью под названием «Инграджнинда о Дешанураг» ( «Критика британцев и патриотизм» ), в которой призвала к созданию общенациональной организации, которая имела бы филиалы в отдаленном районе. города. Она заявила, что «каждая выгода, которую британцы даровали нам, является ударом по нашей миссии национального освобождения». [39] В 1885 году Джнянаданандини Деви основала «Балак» , первый детский литературный журнал на бенгали . Рабиндранат ряд рассказов, стихов и пьес написал для Балака . [40] Она написала две пьесы для детей — «Такдумадум» и «Саат Бхаи Чампа» , обе получившие высокую оценку в литературных кругах. [41] Несмотря на свои многочисленные литературные достижения, Джнянаданандини Деви не написала автобиографии. Однако за пару лет до ее смерти Пулинбихари Сен убедил ее написать сборник мемуаров, которые позже были опубликованы под названием «Смритикатха о Пуратани» . [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Как Джнянаданандини Деви научила бенгальских работниц носить сари» . 4 июля 2022 г.
- ^ Сенгупта, с. 74
- ^ Деви, Джнянаданандини (2012). Пуратани [ Мемуары ] (на бенгали). Издательство Ананда . п. 17. ISBN 978-93-5040-066-1 .
- ^ Сенгупта, с. 75
- ^ Деб, с. 18
- ^ Бандиопадхьяй, Хиранмай (1966). Тхакурбарир Катха О Такурбари (на бенгали). Сишу Сахитья Самсад. стр. 98–104. ISBN 81-7476-355-4 .
- ^ Сандху, Арти (2014). Индийская мода: традиции, инновации, стиль . Блумсбери. п. 33. ISBN 978-1-4725-9084-8 .
- ^ Банерджи, Мукулика; Миллер, Дэниел (2008). Сари . Блумсбери. п. 254 . ISBN 978-1-84788-314-8 .
- ^ Чаудхурани, Индира Деви. Дас, Анатнат (ред.). Смритисампут (на бенгали). Вишвабхарати. п. 265.
- ^ «Джнянаданандини Деви» . бдлинки . Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ Деб, с. 21
- ^ Пал, Прашанта Кумар (2006). Рабиджибани (на бенгали). Том. 1. Издательство Ананда . стр. 48–49. ISBN 978-81-7215-274-1 .
- ^ Сенгупта, с. 284
- ^ Сенгупта, с. 75
- ^ Деви, с. 31
- ^ Чаудхурани, Сараладеви (1975). Джибанер Джхарапата , издательство Dey's Publishing, стр. 13
- ^ Деви, с. 31
- ^ Деви, с. 32
- ^ Сенгупта, с. 76
- ^ Индира Деви, с. 82
- ^ Деб, с. 21
- ^ Анатнатх Дас, с. 38
- ^ Деви, с. 34
- ^ Тагор, Рабиндранат. Европа-Прабасир Патра (Буква 6). Вишва-Бхарати, 1935 г.
- ^ Сарала Деви Чаудхурани, с. 55
- ↑ Индира Деви Чаудхурани, Прабаси , февраль 1942 г.
- ^ Сенгупта, с. 76
- ^ Упендранат Бхаттачарджи, Рабиндра-Натья-Парикрама , Orient Book Company (2008), стр. 37. ISBN 978-81-89801-01-4
- ↑ Индира Деви Чаудхурани, Прабаси , февраль 1942 г.
- ^ Сенгупта, с. 77
- ^ Чакраборти, Аджанта (28 декабря 2014 г.). «Исследователи проследили 57 обращений Тагора» . Таймс оф Индия . Беннетт, Коулман и Ко.
- ^ Сенгупта, с. 77
- ^ Деб, с. 188
- ^ Деб, с. 142
- ^ Сенгупта, стр. 77.
- ^ Индира Деви Кахудхурани, дядя Рабиндранат в книге доктора Д. Радхакришнана (редактор), Рабиндранат Тагор: столетний том, 1861–1961 , Академия Сахитья (1961), стр. 5–6. ISBN 81-7201-332-9
- ^ Сенгупта, с. 286
- ^ Сенгупта, с. 76
- ^ Индира Деви Чаудхурани, с. 39
- ^ Сибаджи Бандйопадхьяй, Гопал-Ракхал Двандасамас: Упанисбад О Бангла Сишушахитья , Каригар (2013), стр. 166. ISBN 978-93-81640-34-0
- ^ Индира Деви Чаудхурани, с. 40
- ^ Индира Деви Чаудхурани, с. 39
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джнянаданандини Деви, Пуратони (Мемуары) , Издательство Ананда (2012) ISBN 978-93-5040-066-1
- Индира Деви Чаудхурани и Анатнатх Дас (редактор), Смритисампут , Вишвабхарати (1997) ISBN 978-81-7522-427-8
- Сарала Деви Чаудхурани , Джибанер Джхарпата , Dey's Publishing (2007) ISBN 978-81-295-1506-3
- Рабиндранат Тагор , Европа Прабасир Патра Вишвабхарати (1973) ISBN 978-81-7522-460-5
- Рабиндранат Тагор , Джибансмрити , Вишвабхарати (1953) ISBN 978-81-7522-512-1
- Прасанта Кумар Пал, Rabi-Jeebani издательство Ananda (1990) ISBN 81-7066-239-7
- Хиранмай Бандопадхьяй, Тхакурбарир Катха , Сишу Сахитья Сансад (1995) ISBN 978-81-212-0488-0
- Читра Деб , Тхакурбарир Андармахал , Ananda Publishers (2010) ISBN 81-7566-322-7
- Самир Сенгупта, Рабиндранатер Атмиясваджан , Сишу Сахитья Сансад (2005) ISBN 81-7955-061-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://web.archive.org/web/20150724120830/http://www.bdlinks.net/biography/Jnanadanandini-Devi.php
- http://en.banglapedia.org/index.php?title=Devi,_Jnanadanandini
- http://www.southasiamail.com/news.php?id=74757
- http://www.dailypioneer.com/vivacity/tagore-woman-and-her-tales.html
- http://vintageindianclothing.tumblr.com/post/31690135816/the-brahmika-sari
- http://en.banglapedia.org/index.php?title=Bamabodhini_Patrika
- 1850 рождений
- 1941 смертей
- Бенгальские индуисты
- Бенгальские преподаватели
- Ученые из Калькутты
- Брамос
- Индийские женщины-ученые
- Индийские учёные XX века
- Индийские ученые XIX века
- Индийские реформаторы
- Индийские социальные реформаторы
- Индийские социальные работники
- Женщины-преподаватели из Западной Бенгалии
- Педагоги из Западной Бенгалии
- Индийские женщины-педагоги XIX века
- Индийские педагоги XX века
- Индийские женщины-педагоги XX века
- Индийские педагоги XIX века
- Социальные работники из Западной Бенгалии
- Бенгальцы XIX века
- Бенгальцы 20-го века
- Теоретики образования индийских женщин XX века
- Индийские теоретики образования XX века
- Индийские теоретики образования XIX века
- Теоретики образования индийских женщин XIX века
- Педагоги из Индии
- Индийские активистки за права женщин
- Индийские женщины-активистки
- Активисты из Западной Бенгалии
- Индийские женщины-редакторы
- Редакторы индийских журналов
- Индийские обозреватели
- Индийские женщины-обозреватели
- Индийские писательницы-феминистки