Мадхусудан Гупта
Пандит Мадхусудан Гупта | |
---|---|
Мадхусудан Гупта | |
![]() | |
Рожденный | 1800 |
Умер | 15 ноября 1856 г. | ( 1856-11-15 )
Образование | Санскритский колледж и университет |
Занятие | Доктор |
Известный | Первое вскрытие человека в Индии с помощью западной медицины |
Медицинская карьера | |
Учреждения | Калькуттский медицинский колледж и больница |
Подспециальности | Аюрведа , анатомия |
Исследовать | Половое созревание |
Известные работы | Перевод анатомов Vade-mecum |
Пандит Мадхусудан Гупта ( бенгальский : মধুসূদন গুপ্ত ) (1800 – 15 ноября 1856) был бенгальским байдья-брахманом- переводчиком и практиком аюрведы , который также обучался западной медицине , и ему приписывают первое в Индии вскрытие человека в Калькуттском медицинском колледже (CMC) в 1836 год, почти через 3000 лет после Сушруты .
Он родился в семье байдья-брахманов , изучал аюрведическую медицину в санскритском колледже и дослужился до учителя. Здесь он начал переводы ряда английских текстов на санскрит Хупера , в том числе «Вед-мекум» анатомов . Кроме того, он посещал лекции по анатомии и медицине, знакомясь с развивающейся клинико-анатомической медициной Европы.
В 1835 году его перевели в новый CMC, где он сыграл важную роль в мобилизации индийской поддержки практической анатомии и разрушении индуистских табу на прикосновение к мертвым, в результате взяв на себя единоличную ответственность за первое вскрытие человека, выполненное под руководством профессора Генри. Гудиву и четырем другим студентам-индуистам. Споры относительно точной даты первой процедуры, проводили ли ее раньше другие студенты и отдавали ли воинское приветствие, остаются. Несмотря на все разногласия, этот необычный акт вскрытия стал символом проникновения западной медицины в Индию.
Как практик он пользовался успехом и пользовался большим уважением среди своих индийских современников, а также среди своих европейских коллег. В 1837 году его участие в работе Генерального комитета лихорадочной больницы и муниципальных улучшений включало рекомендации по санитарным условиям Калькутты, призыв к улучшению материнской заботы и благодарность вакцинаторам оспы в Калькутте. Его вклад в исследования полового созревания помог развеять мифы о несоответствии менархе у индийских и британских женщин.
Гупта умер от диабетической сепсиса в 1856 году в возрасте 56 лет.
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Мадхусудан Гупта, [1] [2] также пишется несколькими другими способами, включая Панндита Мадусуддена Гупту, [3] Мадху Гупта Судан, [4] [5] [6] и Мудусооден Гупто, [2] родился где-то в 1800 году в семье байдья- брахманов, традиционной касты врачей, в Байдьябати , Хугли . Его дед был навабом семейного врача Хугли, а его прадед был бакши . Гупта восстал против желания своего отца продолжать учебу и ушел из дома, когда учился в раннем возрасте. В декабре 1826 года он поступил на аюрведический курс санскритского колледжа. Что произошло за годы между уходом из дома и поступлением в колледж, неясно. [2]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Санскритский колледж
[ редактировать ]Гупта стал знатоком санскрита и аюрведическим врачом. В 1830 году его повысили из студента до преподавателя в Санскритском колледже, и эту должность он сохранял до января 1835 года. [7] Первоначально акция вызвала протест среди студентов, бойкотировавших его уроки. [2]
Во время учебы в Колледже санскрита Гупта посещал лекции по анатомии и медицине, которые читали Титлер и Джон Грант. Через пять лет он стал их помощником. [2]
Медицинские переводы
[ редактировать ]Также во время учебы в Колледже санскрита он начал свою работу над переводами. [2] Перевод английского языка на обычный индийский язык или на классический индийский язык был непростым делом и вызывал много дилемм относительно того, как перенести европейскую науку в Индию. Ученые осознавали, что невозможно просто стереть с лица земли то, чему индийцы научились на протяжении веков, и заменить их западными теоретическими структурами. Самым ярким примером дискуссии на эту тему была дилемма вокруг книги Хупера. [8] [9]
В 1834 году Гупте заплатили 1000 рупий Хупера за перевод «Вед-мекума» -анатома . Она была завершена под названием Шариравидья («Наука о вещах, связанных с телом»). [8] и был принят к публикации Азиатским обществом, но был оставлен после тридцать шестой страницы, [10] из-за противоречивых мнений о том, на каком языке его следует публиковать. После долгих обсуждений и формирования комитета он в конечном итоге был опубликован на санскрите, а не на хинди. [9]
Калькуттский медицинский колледж
[ редактировать ]

Комитет, созданный Ост-Индской компанией (EIC) в 1833 году, счел подготовку медицинского персонала Калькутты неудовлетворительной. Как следствие, курсы аюрведы и Юнани, преподававшиеся в Санскритском колледже и Школе местных врачей, первоначально учрежденные EIC, были отменены. Планировалось заменить их полностью оборудованным медицинским колледжем для обучения и обучения туземцев «искусству врачевания». [2] Недавно основанный в марте 1835 года, [12] Гупта был переведен в ЦМК в качестве преподавателя-носителя, где он стал участвовать в проведении первых вступительных экзаменов. [7] и где он также помогал Генри Гудиву и Уильяму Бруку О'Шонесси . [2]
Впоследствии первая группа состояла из чуть менее пятидесяти студентов, которые прошли курс и начали его. Однако вопрос анатомической диссекции поставил перед организаторами курса проблему. [2]
Введение в анатомию
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Препятствия на пути изучения практической анатомии были характерны не только для Индии. У Англии были свои сомнения относительно принятия вскрытия человека и трудностей с получением тел. Британские студенты-анатомы все чаще обращались во Францию для обучения, и западная медицина сильно ощущала упор на знание анатомии тела, больного или иного, на то, чтобы быть компетентным и опытным врачом или хирургом. Это убеждение, доклад 1834 года о состоянии медицинского образования в Бенгалии, а также последующее формирование CMC и его тогдашнее присоединение к Университетскому колледжу Лондона - все это сыграло свою роль в удовлетворении растущей потребности в подготовленных местных врачах для растущей британской армии. . Вдобавок к этому, настойчивость лорда Уильяма Бентинка , Генри Гудева и других, а также обильные запасы трупов в Калькутте открыли путь для практической анатомии из Европы в Индию. Все, что тогда было нужно, — это признание со стороны Индии. [13]
Первое вскрытие человека
[ редактировать ]
Гупте, широко известному как «первый диссектор Британской Индии», часто приписывают запуск современной медицины в Индии и нарушение религиозных табу. [14] Индуистские предрассудки против прикосновения к мертвому телу рассматривались как серьезное препятствие на пути введения практической анатомии в колледж. [15] [11] Чтобы влиятельное индийское сообщество приняло вскрытие человека, [2] Гупта находился под влиянием Дринкуотера Бетьюна. [16] и попросил Дэвида Хэра , который также обратился за советом к Радхаканте Дебу , предоставить необходимые подтверждающие литературные свидетельства из традиционной санскритской аюрведической литературы. [2] До вскрытия человека в качестве учебных пособий использовались восковые модели. [6] Гупта, как главный учитель-носитель, сыграл важную роль в получении поддержки от традиционной санскритской аюрведической литературы, чтобы получить разрешение на вскрытие трупа. [2]
Почти через 3000 лет после Сушруты , [17] Назначенная дата знаменательного вскрытия олицетворяла растущее доминирование западной медицины. Хотя часто упоминается 10 января 1836 г., [12] [18] [19] эта дата оспаривается, и другие называют ее 28 октября 1836 года. [20] [21] [22]
После полугода подготовки [17] По уговорам Бетьюна и с преднамеренной тайной Гупта последовал за профессором Гудивом в Годун. [2] где за закрытыми воротами колледжа [17] труп ребенка был подготовлен к вскрытию. [17] Ему помогали четыре ученика: Умачаран Сетт, Раджкришна Дей, Двараканатх Гупта и Набин Чандра Митра. [13] Четырнадцать лет спустя Бетьюн описал, как «в назначенный час со скальпелем в руке он [Мадхусудан] последовал за Гудивом в Годаун», и после первого разреза у зрителей с облегчением раздался «длинный вздох». [13] [11]
Ответ и споры
[ редактировать ]Чтобы защитить студентов и власти CMC, Гупта взял на себя полную ответственность за этот поступок. [2] который был провозглашен крупной победой западной цивилизации, поскольку приводились многочисленные сомнительные упоминания о салюте из пятидесяти раундов из калькуттского Форт-Уильяма . [13] Несмотря на это, подозрительность, сдержанность и сопротивление занимали западную медицину в Индии, и среди многих индийцев сохранялось глубокое отвращение к вскрытию. [23] Организованный вице-губернатором Бенгалии и Бетьюна, Гупта ответил на вопросы собрания пандитов под руководством махараджи Навадвипы . Ему удалось предоставить доказательства из санскритских писаний, и за этим последовало устойчивое развитие препарирования в CMC в последующие годы. [2]
Индийский предприниматель Дварканат Тагор , твердый сторонник западной медицины и CMC, хотя и был стойким сторонником европейских предубеждений в отношении индийцев, также активно поощрял изучение анатомии, постоянно присутствуя в анатомических кабинетах. [24] Миттра в своих мемуарах также вспоминает, как Тагор был свидетелем вскрытия, когда открывался класс анатомии для индийской молодежи. [25] Оригиналы документов вскрытия, найденные в CMC в 2011 году, указывают на то, что влиятельный Тагор, возможно, приложил руку к контрабанде трупа в анатомические кабинеты. [16]
В 1838 году в результате растущего общественного и медицинского интереса к анатомии и анатомии группа бенгальских молодых людей основала «Общество приобретения общих знаний». [2]
Чтобы сохранить это событие в памяти, Бетьюн поручил С.Ц. Белносу нарисовать портрет Гупты с черепом в левой руке, изображающий объект его исследования, и повесить его в ЦМЦ. [13] [26]
В 1848 году Гудив заявил, что за предыдущий год в CMC было проведено более 500 вскрытий. [13]
Вопрос о том, было ли вскрытие Гупты первым, обсуждался. В 1830-х годах было достаточно свидетельств того, что многие студенты-индуисты были готовы преодолеть предрассудки, взять в руки скальпель и «прикоснуться к мертвому телу для изучения анатомии». [13] В личном заявлении 1836 года Гупта говорит о своих главных достижениях, но не упоминает о вскрытии. [13]
Брэмли комментирует в 1836 году, что многие индуистские студенты интересовались «осмотром тел» и наблюдали за ним, и он описал вскрытие человека, выполненное четырьмя индуистскими студентами 28 октября 1836 года. Он раскрывает свое желание похвалить этих студентов, но из-за неблагоприятного огласки, которую они получат, он, к сожалению, воздержался. [13]
Альтернативный отчет представлен в 1899 году, когда профессор анатомии CMC Хэвлок Чарльз написал в журнал Lancet о преподавании анатомии в CMC. Он описал заслугу и честь, оказанные Гупте за первое вскрытие, несмотря на
в 1835 году… первоначальный класс из одиннадцати студентов, у которых хватило смелости вырваться из железных уз касты и заняться препарированием человеческого тела. Я считаю правильным упомянуть имена студентов этого первого класса, изучавших анатомию человека в Индии… Умачаран Сет, Дварканатх Гупто, Раджкисто Дей, Гобинд Чундер Гупто, Каллачанд Дей, Гопалчандер Гупто, Чуммун Лал, Нобин Чундер Миттер, Нобин Чандер Мукерджи, Баддинчундер Чоудри и Джеймс Поут. [3]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]После первого вскрытия руководство колледжа потребовало, чтобы Гупта получил официальную медицинскую квалификацию, чтобы избежать каких-либо возражений будущих студентов против того, чтобы их преподавал «простой кавираджа» или не врач. [2] В 1840 году он получил степень доктора медицины. [2] [27]
Генеральный комитет лихорадочной больницы и муниципального благоустройства
[ редактировать ]Как успешный практикующий врач, пользующийся большим уважением среди своих индийских современников, а также среди своих европейских коллег, Гупта был вызван перед Генеральным комитетом лихорадочной больницы и муниципального благоустройства 3 июня 1836 года. Созданный для улучшения ситуации со здоровьем в Калькутте, он дал доказательства в течение четырех дней. [2] [28]
Он объяснил высокую материнскую и неонатальную смертность из-за лихорадки ужасным состоянием родильных палат. Поэтому он призвал к созданию более квалифицированных и доступных по цене индуистских акушерок и хорошо оборудованной родильной больницы. [2]
Кроме того, он вошел в состав комиссии по оспе, созданной в марте 1850 года. [29] И вариоляция, и вакцинация против оспы использовались в Индии до 1850 года, когда вакцинация стала одобренным методом комиссии по оспе. [28] Гупта заявил, что первоначальное предубеждение против вакцинации было преодолено с годами, и похвалил местных вакцинаторов. [2]
Назвав худшие районы Калькутты, он посетовал, что переполненные узкие улицы с отвратительными стоками вредны для здоровья. Поэтому он потребовал обеспечить надлежащую вентиляцию, дренаж и воду. [2]
Больше переводов
[ редактировать ]Он перевел на бенгали Лондонскую фармакопею 1836 года, Аушад Калпабали . [4] В этой книге даны «на английском, латинском языке и названы способы приготовления кислот, щелочей, кондитерских изделий, отваров, пластырей, настоев, линиментов, металлов, пилюль, порошков, сиропов, настоек, мазей». [5]
Его навыки и понимание медицинских шастр , а также знакомство и знание западной науки оказали ему надежную и неоценимую помощь при переводе индуистских медицинских текстов. [30] Т.А. Уайз был одним из таких медицинских работников и переводчиков, которым руководил Гупта. [31] Уайз перевел рассказ Сушруты о типах и использовании пиявок. Кроме того, Гупта представил заметку о медицинском использовании пиявок в Бенгальской амбулатории. [32]
Исследовать
[ редактировать ]Занимаясь личным вопросом полового созревания , темой, не считавшейся уважительной для обсуждения в консервативных индуистских кругах, Гупта приступил к сбору данных, пытаясь определить средний возраст менархе среди индуистских девочек. [7] В середине 1840-х годов он получил информацию о половом созревании индуистских жен студентов колледжа, данные, которые он затем передал Гудиву, который, в свою очередь, переслал их Джону Робертону , а затем, наконец, нашел свое отражение в «Очерках и заметках Робертона по физиологии». и болезнях женщин и о практическом акушерстве. [33] и его исследование несоответствия между половым созреванием в Индии и Англии. [34]
Информация, предоставленная Гудивом, показала, что средний возраст менархе составлял двенадцать лет в исследовании 90 случаев в Индии, тогда как в другом исследовании более 2000 случаев в Англии он составлял четырнадцать лет. [33] Робертон чувствовал, что это различие представляет собой «физиологический феномен, характерный, насколько нам известно, свойственный народу Индии». [34] Гупта, в дополнение к профессору Уэббу, предупредил, что несоответствие, вероятно, связано с тем, что «заключение брака происходит в Бенгалии, как правило, до изменения, обозначающего половое созревание», и поэтому некоторые «не являются настоящими случаями полового созревания». [34] Гупта опросил почти 130 индуистских девочек, из которых около 80 заметили первую менструацию в 12 лет и получили первый сексуальный опыт в 9 лет. Около 30 родили ребенка к 14 годам. посвящено охране материнского здоровья и акушерству. [7]
Назначения
[ редактировать ]Чтобы решить дилемму нехватки среднего медицинского персонала, не возлагая больших надежд на индийцев, заканчивающих медицинское образование в CMC, в КМК был основан парамедицинский класс, также известный как «Военный класс» или «Хиндустанский класс». ЦМК в 1839 году. [2] Преподаваемый на хинди, он снабжал армию, но поначалу не имел успеха. После реструктуризации примерно в 1844 году Гупта стал его новым суперинтендантом (1845 год). В 1848 году его повысили до помощника хирурга первого класса. Еще один аналогичный бенгальский класс был позже основан в 1852 году, и Гупта снова был назначен его руководителем. [2]
Смерть и наследие
[ редактировать ]У него развился сахарный диабет , а после вскрытия он заразился инфекцией, которая привела к гангрене его рук. Впоследствии он умер от сепсиса 15 ноября 1856 года. [2] Национальный медицинский колледж Калькутты вручает от его имени «Премию Мемориала Пандита Мадхусудана Гупты за заслуги перед жизнью» в области анатомии. [35]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Анатомия артхат Шарир Видья на бенгальском языке
- Переведенная Лондонская фармакопея на бенгали
- Переведенный анатомом Ваде Мекум на санскрите
- Чикишта Санграха . [4]
- Первое печатное издание Сушрута Самхиты (2 тома, Калькутта, 1835 , 1836 гг .)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бозе, Прадип Кумар (7 февраля 2006 г.). Здоровье и общество в Бенгалии: выборка из бенгальских периодических изданий конца XIX века . Издательство SAGE, Индия. стр. 273–. ISBN 978-93-5280-271-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Бозе, Д. (январь 1994 г.). «Мадхусудан Гупта» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 29 (1): 31–40. ISSN 0019-5235 . ПМИД 11639687 .
- ^ Jump up to: а б «Шестьдесят седьмое ежегодное собрание Британской медицинской ассоциации» . Британский медицинский журнал . 2 (2022): 830–851. 30 сентября 1899 г. doi : 10.1136/bmj.2.2022.830 . ISSN 0007-1447 . ПМК 2412400 .
- ^ Jump up to: а б с Юлиус Теодор Ценкер (1846). Восточная библиотека . Г. Энгельманн. п. 348.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Лонг (1855). Описательный каталог произведений на бенгальском языке: содержащий секретный список из четырнадцати сотен бенгальских книг и брошюр, вышедших в печати за последние шестьдесят лет, с редкими уведомлениями о тематике, цене и месте печати . Дж. Лонг. п. 35 .
- ^ Jump up to: а б Дутта, Кришна (2003). Калькутта: культурная и литературная история . Сигнальные книги. п. 202. ИСБН 978-1902669595 . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Саманта, Арабинда (2014). «Врачи, щипцы и роды: технологическое вмешательство в репродуктивное здоровье в колониальной Бенгалии» . В Пунам Бала (ред.). Медицина и колониализм: исторические перспективы в Индии и Южной Африке . Рутледж. п. 115. ИСБН 978-1-84893-465-8 .
- ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, Джаянта (21 декабря 2016 г.). «Больница превращается в больничную медицину: краткое путешествие по древней, средневековой и колониальной Индии» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 52 : 28–53. doi : 10.16943/ijhs/2017/v52i1/41299 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Ихлеф, Хаким (2014). «9. Конструктивный ориентализм: дебаты о языках и образовательной политике в колониальной Индии, 1830-1880». . В Багчи, Барнита; Фукс, Экхардт; Русманьер, Кейт (ред.). Соединение историй образования: транснациональные и межкультурные обмены в (пост)колониальном образовании . Книги Бергана. стр. 160–165. ISBN 978-1-78238-266-9 .
- ^ Индийский журнал истории науки . Национальный институт наук Индии. 1972. с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Уитфилд, Майкл Дж. (26 марта 2020 г.). «Генри Харри Гудив (1807–1884), первый профессор анатомии в Индии» . Журнал медицинской биографии . 30 (1): 6–14. дои : 10.1177/0967772020914113 . ISSN 0967-7720 . ПМИД 32216519 . S2CID 214682735 .
- ^ Jump up to: а б Чаттерджи, Шамита; Рэй, Рамдип; Чакраборти, Дилип Кумар (октябрь 2013 г.). «Бенгальский медицинский колледж — пионер эпохи» . Индийский журнал хирургии . 75 (5): 385–390. дои : 10.1007/s12262-012-0714-2 . ISSN 0972-2068 . ПМЦ 3824763 . ПМИД 24426482 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бхаттачарья, Джаянта (10 ноября 2011 г.). «Первый спор о вскрытии: введение в анатомическое образование в Бенгалии и Британской Индии» (PDF) . Современная наука . 101 (9): 1228–1231 . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Панде, Ишита (4 декабря 2009 г.). Медицина, раса и либерализм в Британской Бенгалии: симптомы империи . Рутледж. ISBN 9781136972416 .
- ^ «Британская медицина в Индии» . Британский медицинский журнал . 1 (2421): 1245–1253. 25 мая 1907 г. doi : 10.1136/bmj.1.2421.1245 . ISSN 0007-1447 . ПМЦ 2357439 .
- ^ Jump up to: а б «Обнаружены документы о вскрытии 175-летней давности — Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 29 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Джордж (1879). Жизнь Александра Даффа . Библиотека Принстонской духовной семинарии. Нью-Йорк: AC Армстронг. п. 218.
- ^ Арнольд, Дэвид (1993) стр.58
- ^ Блант, сэр Эдвард, изд. (1938). Социальная служба в Индии . Канцелярия Его Величества. п. 185.
- ^ «Страсть к путешествиям: кто был первым индейцем, препарировавшим человеческое тело?.. Историческое противоречие или противоречивая история?…» . Страсть к путешествиям . 18 июля 2015 года . Проверено 29 августа 2018 г.
- ^ «Индийские медицинские колледжи, Медицинский колледж Калькутты» (PDF) . Национальный медицинский журнал Индии : 244–246.
- ^ Сен, Самита; Дас, Анирбан (2011). «История Калькуттского медицинского колледжа и больницы, 1835–1936» . В Ума Дас Гупта (ред.). Наука и современная Индия: институциональная история, c.1784-1947: Проект истории науки, философии и культуры в индийской цивилизации, том XV, часть 4 . Пирсон Лонгман. п. 507. ИСБН 978-81-317-2818-5 .
- ^ Арнольд, Дэвид (1993). Колонизация тела: государственная медицина и эпидемические заболевания в Индии девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 6. ISBN 978-0520082953 . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Миттра, Киссори Чанд (1870). Мемуары Дварканатха Тагора . п. 28.
- ^ Миттра, Киссори Чанд (1870) стр.120.
- ^ Панде, Ишита (2009), стр.82-83.
- ^ Гупта, Субрата Дас (2011). Пробуждение . Случайный Дом Индия. ISBN 978-81-8400-248-5 .
- ^ Jump up to: а б «Колониальная медицина в Индии» . Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. 12 марта 2008 г. стр. 160–161. ISBN 978-1-4020-4960-6 .
- ^ Арнольд, Дэвид (1993) стр.138
- ^ Арнольд, Дэвид (1993) стр.50
- ^ Уайз, Т. (Томас) (1845). Комментарий к индуистской системе медицины . Медицинская библиотека Фрэнсиса А. Каунтвея. Калькутта: Продается господами Такером и Ко. и господами. Остелл, Лепаж и Ко, Калькутта...; Лондон, Смит, Элдер и Ко.
- ^ Калифорнийский университет Датт; Кавирадж Бинод Лалл Сен (1989). Материя медика индусов . Публикации Миттала. п. 275. ГГКЛЮЧ:9PLK09XPTG0.
- ^ Jump up to: а б Панде, Ишита (2010). Медицина, раса и либерализм в Британской Бенгалии: симптомы империи . Рутледж. п. 225. ИСБН 978-0-415-77815-2 .
- ^ Jump up to: а б с Эдинбургский медицинский и хирургический журнал: 1846 г. 1846. стр. 57–60.
- ^ Гуха, Ранджит (1 апреля 2020 г.). «Профессор Асим Кумар Датта (1927–2020)» . Журнал Анатомического общества Индии . 69 (2): 116. doi : 10.4103/JASI.JASI_104_20 . ISSN 0003-2778 . S2CID 220349161 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хупер, Роберт (1801). Путеводитель анатома: содержащий анатомию и физиологию человеческого тела . Бостон: напечатано Дэвидом Карлайлом для Thomas & Andrews [и т. д.]
- Натх, Санкар Кумар (2014). Студент медицинского колледжа Калькутты Горар Катха О Пандит Мадхусудан Гупта (на бенгали). Сахитья Самсад, Калькутта. ISBN 978-8179552209