Jump to content

Мадхусудан Гупта

Пандит
Мадхусудан Гупта
Мадхусудан Гупта
Рожденный 1800  ( 1800 )
Умер 15 ноября 1856 г. (55–56 лет) ( 1856-11-15 )
Образование Санскритский колледж и университет
Занятие Доктор
Известный Первое вскрытие человека в Индии с помощью западной медицины
Медицинская карьера
Учреждения Калькуттский медицинский колледж и больница
Подспециальности Аюрведа , анатомия
Исследовать Половое созревание
Известные работы Перевод анатомов Vade-mecum

Пандит Мадхусудан Гупта ( бенгальский : মধুসূদন গুপ্ত ) (1800 – 15 ноября 1856) был бенгальским байдья-брахманом- переводчиком и практиком аюрведы , который также обучался западной медицине , и ему приписывают первое в Индии вскрытие человека в Калькуттском медицинском колледже (CMC) в 1836 год, почти через 3000 лет после Сушруты .

Он родился в семье байдья-брахманов , изучал аюрведическую медицину в санскритском колледже и дослужился до учителя. Здесь он начал переводы ряда английских текстов на санскрит Хупера , в том числе «Вед-мекум» анатомов . Кроме того, он посещал лекции по анатомии и медицине, знакомясь с развивающейся клинико-анатомической медициной Европы.

В 1835 году его перевели в новый CMC, где он сыграл важную роль в мобилизации индийской поддержки практической анатомии и разрушении индуистских табу на прикосновение к мертвым, в результате взяв на себя единоличную ответственность за первое вскрытие человека, выполненное под руководством профессора Генри. Гудиву и четырем другим студентам-индуистам. Споры относительно точной даты первой процедуры, проводили ли ее раньше другие студенты и отдавали ли воинское приветствие, остаются. Несмотря на все разногласия, этот необычный акт вскрытия стал символом проникновения западной медицины в Индию.

Как практик он пользовался успехом и пользовался большим уважением среди своих индийских современников, а также среди своих европейских коллег. В 1837 году его участие в работе Генерального комитета лихорадочной больницы и муниципальных улучшений включало рекомендации по санитарным условиям Калькутты, призыв к улучшению материнской заботы и благодарность вакцинаторам оспы в Калькутте. Его вклад в исследования полового созревания помог развеять мифы о несоответствии менархе у индийских и британских женщин.

Гупта умер от диабетической сепсиса в 1856 году в возрасте 56 лет.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Дом Мадхусудана Гупты в Байдьябати

Мадхусудан Гупта, [1] [2] также пишется несколькими другими способами, включая Панндита Мадусуддена Гупту, [3] Мадху Гупта Судан, [4] [5] [6] и Мудусооден Гупто, [2] родился где-то в 1800 году в семье байдья- брахманов, традиционной касты врачей, в Байдьябати , Хугли . Его дед был навабом семейного врача Хугли, а его прадед был бакши . Гупта восстал против желания своего отца продолжать учебу и ушел из дома, когда учился в раннем возрасте. В декабре 1826 года он поступил на аюрведический курс санскритского колледжа. Что произошло за годы между уходом из дома и поступлением в колледж, неясно. [2]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Санскритский колледж

[ редактировать ]

Гупта стал знатоком санскрита и аюрведическим врачом. В 1830 году его повысили из студента до преподавателя в Санскритском колледже, и эту должность он сохранял до января 1835 года. [7] Первоначально акция вызвала протест среди студентов, бойкотировавших его уроки. [2]

Во время учебы в Колледже санскрита Гупта посещал лекции по анатомии и медицине, которые читали Титлер и Джон Грант. Через пять лет он стал их помощником. [2]

Медицинские переводы

[ редактировать ]

Также во время учебы в Колледже санскрита он начал свою работу над переводами. [2] Перевод английского языка на обычный индийский язык или на классический индийский язык был непростым делом и вызывал много дилемм относительно того, как перенести европейскую науку в Индию. Ученые осознавали, что невозможно просто стереть с лица земли то, чему индийцы научились на протяжении веков, и заменить их западными теоретическими структурами. Самым ярким примером дискуссии на эту тему была дилемма вокруг книги Хупера. [8] [9]

В 1834 году Гупте заплатили 1000 рупий Хупера за перевод «Вед-мекума» -анатома . Она была завершена под названием Шариравидья («Наука о вещах, связанных с телом»). [8] и был принят к публикации Азиатским обществом, но был оставлен после тридцать шестой страницы, [10] из-за противоречивых мнений о том, на каком языке его следует публиковать. После долгих обсуждений и формирования комитета он в конечном итоге был опубликован на санскрите, а не на хинди. [9]

Калькуттский медицинский колледж

[ редактировать ]
Основание медицинского колледжа
Генри Гудив [11]

Комитет, созданный Ост-Индской компанией (EIC) в 1833 году, счел подготовку медицинского персонала Калькутты неудовлетворительной. Как следствие, курсы аюрведы и Юнани, преподававшиеся в Санскритском колледже и Школе местных врачей, первоначально учрежденные EIC, были отменены. Планировалось заменить их полностью оборудованным медицинским колледжем для обучения и обучения туземцев «искусству врачевания». [2] Недавно основанный в марте 1835 года, [12] Гупта был переведен в ЦМК в качестве преподавателя-носителя, где он стал участвовать в проведении первых вступительных экзаменов. [7] и где он также помогал Генри Гудиву и Уильяму Бруку О'Шонесси . [2]

Впоследствии первая группа состояла из чуть менее пятидесяти студентов, которые прошли курс и начали его. Однако вопрос анатомической диссекции поставил перед организаторами курса проблему. [2]

Введение в анатомию

[ редактировать ]

Препятствия на пути изучения практической анатомии были характерны не только для Индии. У Англии были свои сомнения относительно принятия вскрытия человека и трудностей с получением тел. Британские студенты-анатомы все чаще обращались во Францию ​​для обучения, и западная медицина сильно ощущала упор на знание анатомии тела, больного или иного, на то, чтобы быть компетентным и опытным врачом или хирургом. Это убеждение, доклад 1834 года о состоянии медицинского образования в Бенгалии, а также последующее формирование CMC и его тогдашнее присоединение к Университетскому колледжу Лондона - все это сыграло свою роль в удовлетворении растущей потребности в подготовленных местных врачах для растущей британской армии. . Вдобавок к этому, настойчивость лорда Уильяма Бентинка , Генри Гудева и других, а также обильные запасы трупов в Калькутте открыли путь для практической анатомии из Европы в Индию. Все, что тогда было нужно, — это признание со стороны Индии. [13]

Первое вскрытие человека

[ редактировать ]
Мемориальные доски в память о первом вскрытии в Калькуттском медицинском колледже

Гупте, широко известному как «первый диссектор Британской Индии», часто приписывают запуск современной медицины в Индии и нарушение религиозных табу. [14] Индуистские предрассудки против прикосновения к мертвому телу рассматривались как серьезное препятствие на пути введения практической анатомии в колледж. [15] [11] Чтобы влиятельное индийское сообщество приняло вскрытие человека, [2] Гупта находился под влиянием Дринкуотера Бетьюна. [16] и попросил Дэвида Хэра , который также обратился за советом к Радхаканте Дебу , предоставить необходимые подтверждающие литературные свидетельства из традиционной санскритской аюрведической литературы. [2] До вскрытия человека в качестве учебных пособий использовались восковые модели. [6] Гупта, как главный учитель-носитель, сыграл важную роль в получении поддержки от традиционной санскритской аюрведической литературы, чтобы получить разрешение на вскрытие трупа. [2]

Почти через 3000 лет после Сушруты , [17] Назначенная дата знаменательного вскрытия олицетворяла растущее доминирование западной медицины. Хотя часто упоминается 10 января 1836 г., [12] [18] [19] эта дата оспаривается, и другие называют ее 28 октября 1836 года. [20] [21] [22]

После полугода подготовки [17] По уговорам Бетьюна и с преднамеренной тайной Гупта последовал за профессором Гудивом в Годун. [2] где за закрытыми воротами колледжа [17] труп ребенка был подготовлен к вскрытию. [17] Ему помогали четыре ученика: Умачаран Сетт, Раджкришна Дей, Двараканатх Гупта и Набин Чандра Митра. [13] Четырнадцать лет спустя Бетьюн описал, как «в назначенный час со скальпелем в руке он [Мадхусудан] последовал за Гудивом в Годаун», и после первого разреза у зрителей с облегчением раздался «длинный вздох». [13] [11]

Ответ и споры

[ редактировать ]

Чтобы защитить студентов и власти CMC, Гупта взял на себя полную ответственность за этот поступок. [2] который был провозглашен крупной победой западной цивилизации, поскольку приводились многочисленные сомнительные упоминания о салюте из пятидесяти раундов из калькуттского Форт-Уильяма . [13] Несмотря на это, подозрительность, сдержанность и сопротивление занимали западную медицину в Индии, и среди многих индийцев сохранялось глубокое отвращение к вскрытию. [23] Организованный вице-губернатором Бенгалии и Бетьюна, Гупта ответил на вопросы собрания пандитов под руководством махараджи Навадвипы . Ему удалось предоставить доказательства из санскритских писаний, и за этим последовало устойчивое развитие препарирования в CMC в последующие годы. [2]

Индийский предприниматель Дварканат Тагор , твердый сторонник западной медицины и CMC, хотя и был стойким сторонником европейских предубеждений в отношении индийцев, также активно поощрял изучение анатомии, постоянно присутствуя в анатомических кабинетах. [24] Миттра в своих мемуарах также вспоминает, как Тагор был свидетелем вскрытия, когда открывался класс анатомии для индийской молодежи. [25] Оригиналы документов вскрытия, найденные в CMC в 2011 году, указывают на то, что влиятельный Тагор, возможно, приложил руку к контрабанде трупа в анатомические кабинеты. [16]

В 1838 году в результате растущего общественного и медицинского интереса к анатомии и анатомии группа бенгальских молодых людей основала «Общество приобретения общих знаний». [2]

Чтобы сохранить это событие в памяти, Бетьюн поручил С.Ц. Белносу нарисовать портрет Гупты с черепом в левой руке, изображающий объект его исследования, и повесить его в ЦМЦ. [13] [26]

В 1848 году Гудив заявил, что за предыдущий год в CMC было проведено более 500 вскрытий. [13]

Вопрос о том, было ли вскрытие Гупты первым, обсуждался. В 1830-х годах было достаточно свидетельств того, что многие студенты-индуисты были готовы преодолеть предрассудки, взять в руки скальпель и «прикоснуться к мертвому телу для изучения анатомии». [13] В личном заявлении 1836 года Гупта говорит о своих главных достижениях, но не упоминает о вскрытии. [13]

Брэмли комментирует в 1836 году, что многие индуистские студенты интересовались «осмотром тел» и наблюдали за ним, и он описал вскрытие человека, выполненное четырьмя индуистскими студентами 28 октября 1836 года. Он раскрывает свое желание похвалить этих студентов, но из-за неблагоприятного огласки, которую они получат, он, к сожалению, воздержался. [13]

Альтернативный отчет представлен в 1899 году, когда профессор анатомии CMC Хэвлок Чарльз написал в журнал Lancet о преподавании анатомии в CMC. Он описал заслугу и честь, оказанные Гупте за первое вскрытие, несмотря на

в 1835 году… первоначальный класс из одиннадцати студентов, у которых хватило смелости вырваться из железных уз касты и заняться препарированием человеческого тела. Я считаю правильным упомянуть имена студентов этого первого класса, изучавших анатомию человека в Индии… Умачаран Сет, Дварканатх Гупто, Раджкисто Дей, Гобинд Чундер Гупто, Каллачанд Дей, Гопалчандер Гупто, Чуммун Лал, Нобин Чундер Миттер, Нобин Чандер Мукерджи, Баддинчундер Чоудри и Джеймс Поут. [3]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

После первого вскрытия руководство колледжа потребовало, чтобы Гупта получил официальную медицинскую квалификацию, чтобы избежать каких-либо возражений будущих студентов против того, чтобы их преподавал «простой кавираджа» или не врач. [2] В 1840 году он получил степень доктора медицины. [2] [27]

Генеральный комитет лихорадочной больницы и муниципального благоустройства

[ редактировать ]

Как успешный практикующий врач, пользующийся большим уважением среди своих индийских современников, а также среди своих европейских коллег, Гупта был вызван перед Генеральным комитетом лихорадочной больницы и муниципального благоустройства 3 июня 1836 года. Созданный для улучшения ситуации со здоровьем в Калькутте, он дал доказательства в течение четырех дней. [2] [28]

Он объяснил высокую материнскую и неонатальную смертность из-за лихорадки ужасным состоянием родильных палат. Поэтому он призвал к созданию более квалифицированных и доступных по цене индуистских акушерок и хорошо оборудованной родильной больницы. [2]

Кроме того, он вошел в состав комиссии по оспе, созданной в марте 1850 года. [29] И вариоляция, и вакцинация против оспы использовались в Индии до 1850 года, когда вакцинация стала одобренным методом комиссии по оспе. [28] Гупта заявил, что первоначальное предубеждение против вакцинации было преодолено с годами, и похвалил местных вакцинаторов. [2]

Назвав худшие районы Калькутты, он посетовал, что переполненные узкие улицы с отвратительными стоками вредны для здоровья. Поэтому он потребовал обеспечить надлежащую вентиляцию, дренаж и воду. [2]

Больше переводов

[ редактировать ]

Он перевел на бенгали Лондонскую фармакопею 1836 года, Аушад Калпабали . [4] В этой книге даны «на английском, латинском языке и названы способы приготовления кислот, щелочей, кондитерских изделий, отваров, пластырей, настоев, линиментов, металлов, пилюль, порошков, сиропов, настоек, мазей». [5]

Его навыки и понимание медицинских шастр , а также знакомство и знание западной науки оказали ему надежную и неоценимую помощь при переводе индуистских медицинских текстов. [30] Т.А. Уайз был одним из таких медицинских работников и переводчиков, которым руководил Гупта. [31] Уайз перевел рассказ Сушруты о типах и использовании пиявок. Кроме того, Гупта представил заметку о медицинском использовании пиявок в Бенгальской амбулатории. [32]

Исследовать

[ редактировать ]

Занимаясь личным вопросом полового созревания , темой, не считавшейся уважительной для обсуждения в консервативных индуистских кругах, Гупта приступил к сбору данных, пытаясь определить средний возраст менархе среди индуистских девочек. [7] В середине 1840-х годов он получил информацию о половом созревании индуистских жен студентов колледжа, данные, которые он затем передал Гудиву, который, в свою очередь, переслал их Джону Робертону , а затем, наконец, нашел свое отражение в «Очерках и заметках Робертона по физиологии». и болезнях женщин и о практическом акушерстве. [33] и его исследование несоответствия между половым созреванием в Индии и Англии. [34]

Информация, предоставленная Гудивом, показала, что средний возраст менархе составлял двенадцать лет в исследовании 90 случаев в Индии, тогда как в другом исследовании более 2000 случаев в Англии он составлял четырнадцать лет. [33] Робертон чувствовал, что это различие представляет собой «физиологический феномен, характерный, насколько нам известно, свойственный народу Индии». [34] Гупта, в дополнение к профессору Уэббу, предупредил, что несоответствие, вероятно, связано с тем, что «заключение брака происходит в Бенгалии, как правило, до изменения, обозначающего половое созревание», и поэтому некоторые «не являются настоящими случаями полового созревания». [34] Гупта опросил почти 130 индуистских девочек, из которых около 80 заметили первую менструацию в 12 лет и получили первый сексуальный опыт в 9 лет. Около 30 родили ребенка к 14 годам. посвящено охране материнского здоровья и акушерству. [7]

Назначения

[ редактировать ]

Чтобы решить дилемму нехватки среднего медицинского персонала, не возлагая больших надежд на индийцев, заканчивающих медицинское образование в CMC, в КМК был основан парамедицинский класс, также известный как «Военный класс» или «Хиндустанский класс». ЦМК в 1839 году. [2] Преподаваемый на хинди, он снабжал армию, но поначалу не имел успеха. После реструктуризации примерно в 1844 году Гупта стал его новым суперинтендантом (1845 год). В 1848 году его повысили до помощника хирурга первого класса. Еще один аналогичный бенгальский класс был позже основан в 1852 году, и Гупта снова был назначен его руководителем. [2]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

У него развился сахарный диабет , а после вскрытия он заразился инфекцией, которая привела к гангрене его рук. Впоследствии он умер от сепсиса 15 ноября 1856 года. [2] Национальный медицинский колледж Калькутты вручает от его имени «Премию Мемориала Пандита Мадхусудана Гупты за заслуги перед жизнью» в области анатомии. [35]

Избранные публикации

[ редактировать ]
  • Анатомия артхат Шарир Видья на бенгальском языке
  • Переведенная Лондонская фармакопея на бенгали
  • Переведенный анатомом Ваде Мекум на санскрите
  • Чикишта Санграха . [4]
  • Первое печатное издание Сушрута Самхиты (2 тома, Калькутта, 1835 , 1836 гг .)
  1. ^ Бозе, Прадип Кумар (7 февраля 2006 г.). Здоровье и общество в Бенгалии: выборка из бенгальских периодических изданий конца XIX века . Издательство SAGE, Индия. стр. 273–. ISBN  978-93-5280-271-5 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Бозе, Д. (январь 1994 г.). «Мадхусудан Гупта» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 29 (1): 31–40. ISSN   0019-5235 . ПМИД   11639687 .
  3. ^ Jump up to: а б «Шестьдесят седьмое ежегодное собрание Британской медицинской ассоциации» . Британский медицинский журнал . 2 (2022): 830–851. 30 сентября 1899 г. doi : 10.1136/bmj.2.2022.830 . ISSN   0007-1447 . ПМК   2412400 .
  4. ^ Jump up to: а б с Юлиус Теодор Ценкер (1846). Восточная библиотека . Г. Энгельманн. п. 348.
  5. ^ Jump up to: а б Джеймс Лонг (1855). Описательный каталог произведений на бенгальском языке: содержащий секретный список из четырнадцати сотен бенгальских книг и брошюр, вышедших в печати за последние шестьдесят лет, с редкими уведомлениями о тематике, цене и месте печати . Дж. Лонг. п. 35 .
  6. ^ Jump up to: а б Дутта, Кришна (2003). Калькутта: культурная и литературная история . Сигнальные книги. п. 202. ИСБН  978-1902669595 . Проверено 14 апреля 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д Саманта, Арабинда (2014). «Врачи, щипцы и роды: технологическое вмешательство в репродуктивное здоровье в колониальной Бенгалии» . В Пунам Бала (ред.). Медицина и колониализм: исторические перспективы в Индии и Южной Африке . Рутледж. п. 115. ИСБН  978-1-84893-465-8 .
  8. ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, Джаянта (21 декабря 2016 г.). «Больница превращается в больничную медицину: краткое путешествие по древней, средневековой и колониальной Индии» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 52 : 28–53. doi : 10.16943/ijhs/2017/v52i1/41299 (неактивен 31 января 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  9. ^ Jump up to: а б Ихлеф, Хаким (2014). «9. Конструктивный ориентализм: дебаты о языках и образовательной политике в колониальной Индии, 1830-1880». . В Багчи, Барнита; Фукс, Экхардт; Русманьер, Кейт (ред.). Соединение историй образования: транснациональные и межкультурные обмены в (пост)колониальном образовании . Книги Бергана. стр. 160–165. ISBN  978-1-78238-266-9 .
  10. ^ Индийский журнал истории науки . Национальный институт наук Индии. 1972. с. 57.
  11. ^ Jump up to: а б с Уитфилд, Майкл Дж. (26 марта 2020 г.). «Генри Харри Гудив (1807–1884), первый профессор анатомии в Индии» . Журнал медицинской биографии . 30 (1): 6–14. дои : 10.1177/0967772020914113 . ISSN   0967-7720 . ПМИД   32216519 . S2CID   214682735 .
  12. ^ Jump up to: а б Чаттерджи, Шамита; Рэй, Рамдип; Чакраборти, Дилип Кумар (октябрь 2013 г.). «Бенгальский медицинский колледж — пионер эпохи» . Индийский журнал хирургии . 75 (5): 385–390. дои : 10.1007/s12262-012-0714-2 . ISSN   0972-2068 . ПМЦ   3824763 . ПМИД   24426482 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бхаттачарья, Джаянта (10 ноября 2011 г.). «Первый спор о вскрытии: введение в анатомическое образование в Бенгалии и Британской Индии» (PDF) . Современная наука . 101 (9): 1228–1231 . Проверено 14 апреля 2012 г.
  14. ^ Панде, Ишита (4 декабря 2009 г.). Медицина, раса и либерализм в Британской Бенгалии: симптомы империи . Рутледж. ISBN  9781136972416 .
  15. ^ «Британская медицина в Индии» . Британский медицинский журнал . 1 (2421): 1245–1253. 25 мая 1907 г. doi : 10.1136/bmj.1.2421.1245 . ISSN   0007-1447 . ПМЦ   2357439 .
  16. ^ Jump up to: а б «Обнаружены документы о вскрытии 175-летней давности — Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 29 августа 2018 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д Смит, Джордж (1879). Жизнь Александра Даффа . Библиотека Принстонской духовной семинарии. Нью-Йорк: AC Армстронг. п. 218.
  18. ^ Арнольд, Дэвид (1993) стр.58
  19. ^ Блант, сэр Эдвард, изд. (1938). Социальная служба в Индии . Канцелярия Его Величества. п. 185.
  20. ^ «Страсть к путешествиям: кто был первым индейцем, препарировавшим человеческое тело?.. Историческое противоречие или противоречивая история?…» . Страсть к путешествиям . 18 июля 2015 года . Проверено 29 августа 2018 г.
  21. ^ «Индийские медицинские колледжи, Медицинский колледж Калькутты» (PDF) . Национальный медицинский журнал Индии : 244–246.
  22. ^ Сен, Самита; Дас, Анирбан (2011). «История Калькуттского медицинского колледжа и больницы, 1835–1936» . В Ума Дас Гупта (ред.). Наука и современная Индия: институциональная история, c.1784-1947: Проект истории науки, философии и культуры в индийской цивилизации, том XV, часть 4 . Пирсон Лонгман. п. 507. ИСБН  978-81-317-2818-5 .
  23. ^ Арнольд, Дэвид (1993). Колонизация тела: государственная медицина и эпидемические заболевания в Индии девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 6. ISBN  978-0520082953 . Проверено 14 апреля 2012 г.
  24. ^ Миттра, Киссори Чанд (1870). Мемуары Дварканатха Тагора . п. 28.
  25. ^ Миттра, Киссори Чанд (1870) стр.120.
  26. ^ Панде, Ишита (2009), стр.82-83.
  27. ^ Гупта, Субрата Дас (2011). Пробуждение . Случайный Дом Индия. ISBN  978-81-8400-248-5 .
  28. ^ Jump up to: а б «Колониальная медицина в Индии» . Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. 12 марта 2008 г. стр. 160–161. ISBN  978-1-4020-4960-6 .
  29. ^ Арнольд, Дэвид (1993) стр.138
  30. ^ Арнольд, Дэвид (1993) стр.50
  31. ^ Уайз, Т. (Томас) (1845). Комментарий к индуистской системе медицины . Медицинская библиотека Фрэнсиса А. Каунтвея. Калькутта: Продается господами Такером и Ко. и господами. Остелл, Лепаж и Ко, Калькутта...; Лондон, Смит, Элдер и Ко.
  32. ^ Калифорнийский университет Датт; Кавирадж Бинод Лалл Сен (1989). Материя медика индусов . Публикации Миттала. п. 275. ГГКЛЮЧ:9PLK09XPTG0.
  33. ^ Jump up to: а б Панде, Ишита (2010). Медицина, раса и либерализм в Британской Бенгалии: симптомы империи . Рутледж. п. 225. ИСБН  978-0-415-77815-2 .
  34. ^ Jump up to: а б с Эдинбургский медицинский и хирургический журнал: 1846 г. 1846. стр. 57–60.
  35. ^ Гуха, Ранджит (1 апреля 2020 г.). «Профессор Асим Кумар Датта (1927–2020)» . Журнал Анатомического общества Индии . 69 (2): 116. doi : 10.4103/JASI.JASI_104_20 . ISSN   0003-2778 . S2CID   220349161 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b77442cb47c68415ceb8160e4146a3ff__1712890200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/ff/b77442cb47c68415ceb8160e4146a3ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madhusudan Gupta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)