Девика Рани
Девика Рани | |
---|---|
![]() Рани в Нирмале (1938) | |
Рожденный | Девика Рани Чаудхури 30 марта 1908 г. Визагапатам , президентство Мадраса , Британская Индия (современный Вишакхапатнам , Андхра-Прадеш , Индия ) |
Умер | 9 марта 1994 г. | ( 85 лет
Другие имена | Девика Рани Рерих |
Род занятий | Дизайнер текстиля, модельер, актриса |
Годы активности | 1928–1943 |
Супруги |
|
Награды | Премия Дадасахеба Пхальке (1969) |
Почести | Падма Шри в (1958) |
Подпись | |
![]() |
Девика Рани Чаудхури (30 марта 1908 — 9 марта 1994), обычно известная как Девика Рани , была индийской актрисой, которая активно снималась в фильмах на хинди в 1930-х и 1940-х годах. Она была первой лауреаткой премии Дадасахеба Пхальке , а также была награждена премией Падма Шри . Девика Рани, получившая широкое признание как первая леди индийского кино, сделала успешную карьеру в кино, длившуюся 10 лет.
Девика Рани родилась в богатой англоязычной индийской семье и в возрасте девяти лет была отправлена в школу-интернат в Англии и выросла в этой стране. В 1928 году она познакомилась с Химаншу Раем , индийским кинопродюсером, и в следующем году вышла за него замуж. Она помогала в дизайне костюмов и художественном оформлении экспериментального немого фильма Рая «Бросок игральных костей» (1929). [а] Затем они оба отправились в Германию и прошли обучение кинопроизводству на студии UFA в Берлине . Затем Рай сыграл себя в роли героя, а ее в роли героини в своей следующей постановке, двуязычном фильме « Карма» , снятом одновременно на английском и хинди. Премьера фильма состоялась в Англии в 1933 году, он вызвал там интерес благодаря продолжительной сцене поцелуя с участием реальной пары и провалился в Индии. Пара вернулась в Бомбей, Индия, в 1934 году, где Химаншу Рай основал продюсерскую студию Bombay Talkies в сотрудничестве с некоторыми другими людьми. Они изменили название студии. В течение следующих 5–6 лет за это время студия выпустила несколько успешных фильмов, и во многих из них Девика Рани сыграла главную роль. Ее экранный дуэт с Ашоком Кумаром стал популярен в Индии.
После смерти Рая в 1940 году Девика Рани взяла под свой контроль студию и продюсировала еще несколько фильмов в партнерстве с соратниками своего покойного мужа, а именно Сашадхаром Мукерджи и Ашоком Кумаром . В старости она вспоминала, что фильмы, которые она курировала, имели тенденцию проваливаться или иметь средний успех, в то время как фильмы, контролируемые партнерами, имели тенденцию становиться хитами. В 1945 году она ушла из кино, вышла замуж за русского художника Святослава Рериха и переехала в его поместье на окраине Бангалора, после чего в течение следующих пяти десятилетий вела очень затворнический образ жизни. Ее личность, как и ее роли в кино, считалась социально нетрадиционной. Среди ее наград - Падма Шри (1958), Премия Дадасахеба Пхалке (1969) и Советская земельная премия Неру (1990).
Происхождение и образование
[ редактировать ]Девика Рани родилась как Девика Рани Чоудхури 30 марта 1908 года в Уолтере недалеко от Висакхапатнама в современном Андхра-Прадеше в чрезвычайно богатой и образованной бенгальской семье, дочери полковника доктора Манматнатха Чоудхури от его жены Лилы Деви Чоудхури.

Отец Девики, полковник Манматха Натх Чаудхури, отпрыск крупной землевладельческой семьи заминдари , был первым индийским генеральным хирургом в президентстве Мадраса . Дед Девики по отцовской линии, Дургадас Чоудхури, был заминдаром (владельцем) Чатмохара Упазилы района Пабна на территории современной Бангладеш . Ее бабушка по отцовской линии, Сукумари Деви (жена Дургадаса), была сестрой нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора . [3] [4] [5] У отца Девики было пятеро братьев, каждый из которых отличился в своей области, в основном в юриспруденции, медицине и литературе. Это были сэр Ашутош Чаудхури, главный судья Высокого суда Калькутты во время британского владычества ; Джогеш Чандра Чаудхури и Кумуднатх Чаудхури, известные Калькутты из адвокаты ; Праматанатх Чоудхари , известный бенгальский писатель, и доктор Сухриднатх Чаудхури, известный практикующий врач. [6] Будущий начальник штаба армии Джаянто Натх Чаудхури приходился Девике двоюродным братом: их отцы были братьями друг другу.
Мать Девики, Лила Деви Чоудхури, также происходила из столь же образованной семьи и приходилась племянницей Рабиндранату Тагору . Таким образом, Девика Рани была связана через обоих родителей с поэтом и лауреатом Нобелевской премии Рабиндранатом Тагором . Ее отец, Манматнатх Чоудхури, был сыном Сукумари Деви Чоудхури, сестры Рабиндраната Тагора. Мать Девики, Лила Деви Чаудхури, была дочерью Индумати Деви Чаттопадхьяй, чья мать Саудамини Деви Гангопадхьяй была еще одной сестрой нобелевского лауреата. Таким образом, отец Девики и бабушка по материнской линии приходились друг другу двоюродными братьями и детьми двух сестер Рабиндраната Тагора. [7] И это еще не все: двое дядей Девики (главный судья сэр Ашутош и Праматанатх) были женаты на своих двоюродных братьях (дочерях брата матери), племянницах Рабиндраната Тагора: Пратива Деви Чоудхури, жена сэра Ашутоша Чоудхури, была дочерью Хемендраната. Тагор и Индира Деви Чоудхури, жена Праматанаха Чоудхури, была дочерью Сатьендранатха Тагора. [8] Таким образом, Девика имела чрезвычайно прочные семейные связи с Джарасанко , резиденцией семьи Тагор в Калькутте и главным горнилом бенгальского Возрождения .
Девику Рани в возрасте девяти лет отправили в школу-интернат в Англии, и она выросла там. После окончания школы в середине 1920-х гг. [9] она поступила в Королевскую академию драматического искусства (RADA) и Королевскую музыкальную академию в Лондоне, чтобы изучать актерское мастерство и музыку. [4] [10] Она также записалась на курсы архитектуры , текстиля и дизайна декора и даже училась у Элизабет Арден . Все эти курсы, каждый из которых длился несколько месяцев, были завершены к 1927 году, и Девика Рани затем занялась дизайном текстиля. [11]
Карьера
[ редактировать ]В 1928 году Девика Рани впервые встретила своего будущего мужа, Химаншу Рая , индийского адвоката, ставшего кинорежиссером, который находился в Лондоне, готовясь к съемкам своего будущего фильма « Бросок игральных костей» . [а] [10] [12] Рай был впечатлен «исключительными способностями» Девики и пригласил ее присоединиться к продюсерской команде фильма, но не в качестве актрисы. [13] Она с готовностью согласилась, помогая ему в таких областях, как дизайн костюмов и художественное руководство. [14] Они также отправились в Германию для постпродакшн работы, где ей довелось наблюдать методы кинопроизводства немецкой киноиндустрии , в частности Г.В. Пабста и Фрица Ланга . [13] Вдохновленная их методами кинопроизводства, она записалась на короткие курсы кинопроизводства на Universum Film AG студии в Берлине . [13] Девика Рани изучила различные аспекты кинопроизводства, а также прошла специальный курс по актерскому мастерству. [10] Примерно в это же время они оба вместе сыграли в спектакле, за что получили множество похвал в Швейцарии и скандинавских странах . За это время она также прошла обучение в продюсерском подразделении Макса Рейнхардта , австрийского театрального режиссера. [15]
В 1929 году, вскоре после выхода «Броска костей» , Девика Рани и Химаншу Рай поженились. [13]
Актерский дебют
[ редактировать ]

Девика и Химаншу Рай вернулись в Индию, где Химаншу продюсировал фильм « Карма» (1933). Этот фильм был его первым звуковым кино, и, как и его предыдущие фильмы, он был совместным производством людей из Индии, Германии и Великобритании. Рай, сыгравшая главную роль, решила взять Девику Рани на главную женскую роль, и это ознаменовало ее актерский дебют. Карма считается первым англоязычным звуковым фильмом, созданным индийцем. Это был один из первых индийских фильмов, в котором была сцена поцелуя. [16] Сцена поцелуя с участием Химаншу Рая и Девики Рани длилась около четырех минут. [17] и восемьдесят лет спустя это стало рекордом продолжительности сцены поцелуя в индийском кино по состоянию на 2014 год. [18] [19] Девика Рани также спела в фильме песню, двуязычную на английском и хинди. Говорят, что эта песня является Болливуда . первой англоязычной песней [20] [21]

снятого одновременно на английском и хинди, Премьера фильма «Карма», состоялась в Лондоне в мае 1933 года. Помимо специального показа для королевской семьи в Виндзоре, фильм был хорошо принят во всей Европе. [22] Выступление Девики Рани получило международное признание, поскольку она получила «восторженные отзывы» в лондонских СМИ . [13] Критик из Daily Telegraph отметил Девику Рани за ее «красоту» и «обаяние», а также назвал ее «потенциальной звездой первой величины». [22] После выхода фильма BBC пригласила ее сыграть роль в их первой телепередаче в Великобритании в 1933 году. Она также открыла первую коротковолновую радиопередачу компании в Индию. [23] Несмотря на успех в Англии, «Карма» не заинтересовала индийскую аудиторию и обернулась провалом в Индии, когда в начале 1934 года она была выпущена на хинди под названием « Нагин Ки Рагини» . Однако фильм получил хорошие отзывы критиков и помог Девике Рани зарекомендовать себя. как ведущая актриса индийского кино. Активистка за независимость Индии и поэтесса Сароджини Найду назвала ее «прекрасной и одаренной маленькой женщиной». [22]
Бомбейские радиостанции
[ редактировать ]После критического успеха «Кармы » пара вернулась в Индию в 1934 году. Хотя версия фильма на хинди, выпущенная в Индии в 1934 году, провалилась без следа, Химаншу Рай установил необходимые связи в Европе и смог начать киностудия Bombay Talkies в партнерстве с Ниранджаном Палом , бенгальским драматургом и сценаристом, с которым он ранее познакомился в Лондоне. [5] и Франц Остен , снявший несколько фильмов Рая. [24]
На момент создания Bombay Talkies была одной из наиболее «оснащенных» киностудий в стране. Студия послужит стартовой площадкой для будущих актеров, включая Дилипа Кумара , Лилу Читнис , Мадхубалу , Раджа Капура , Ашока Кумара и Мумтаза . [25] Первый фильм студии «Джавани Ки Хава» (1935), криминальный триллер . [26] Фильм с Девикой Рани и Наджм-уль-Хасаном в главных ролях был полностью снят в поезде. [13]
побег
[ редактировать ]Наджм-уль-Хассан также был партнером Девики в следующем проекте студии « Дживан Найя» . У двух коллег по фильму сложились романтические отношения, и во время съемок « Дживана Найи» Девика сбежала с Хасаном. Химаншу был одновременно разгневан и расстроен. Поскольку лидирующая пара отсутствовала, производство застопорилось. Была отснята значительная часть фильма и потрачена большая сумма денег, полученная в кредит от финансистов. В результате студия понесла серьезные финансовые потери и потеряла доверие среди городских банкиров, в то время как сбежавшая пара веселилась.
Сашадхар Мукерджи , помощник звукорежиссера в студии, имел братскую связь с Девикой Рани, потому что они оба были бенгальцами и говорили на этом языке друг с другом . Он установил контакт с сбежавшей парой и сумел убедить Девику Рани вернуться к мужу. В Индии той эпохи развод был юридически почти невозможен, а сбежавшие женщины считались не лучше проституток, и их собственные семьи избегали их. В глубине души Девика Рани знала, что ни при каких обстоятельствах не сможет добиться развода или выйти замуж за Хасана. Она вела переговоры со своим мужем под эгидой Сашадхара Мукерджи, добиваясь отделения своих финансов от финансов мужа в качестве условия ее возвращения. Отныне за работу в его фильмах ей будут платить отдельно, но он должен будет единолично оплачивать домашние расходы на дом, в котором они оба будут жить. Химансю согласился на это, чтобы сохранить лицо в обществе и не допустить банкротства своей студии. Девика Рани вернулась в свой семейный дом. Однако отношения между мужем и женой уже никогда не будут прежними, и говорят, что с тех пор их отношения в основном ограничивались работой, и после этого эпизода между ними не возникло почти никакой близости или вообще не было никакой близости.
Несмотря на дополнительные расходы, связанные с пересъемкой многих частей фильма, Химаншу Рай заменил Наджм-уль-Хасана на Ашока Кумара , который был братом жены Сашадхара Мукерджи , в роли героя Дживана Найи. Это ознаменовало дебют, каким бы невероятным это ни казалось, шестидесятилетней карьеры Ашока Кумара в фильмах на хинди. Наджм-уль-Хассан был уволен с работы в Bombay Talkies (это был период, когда актеры и актрисы получали регулярную ежемесячную зарплату от одной конкретной киностудии и не могли работать ни на одной другой студии). Его репутация опасного хама утвердилась, он не смог найти работу ни в одной другой студии. Его карьера была разрушена, и он канул в безвестность. [27]
Золотая эра бомбейских радиостанций
[ редактировать ]
Следующей постановкой студии «Ачхут Канья» (1936) стала трагедия, в которой Девика Рани и Ашок Кумар сыграли роли неприкасаемой девушки и -брамина . влюбившихся мальчика [28] Этот фильм считается «вехой» в индийском кино, поскольку он бросил вызов кастовой системе в стране . Выбор Девики Рани был сочтен несоответствующим, поскольку ее внешность не соответствовала роли бедной неприкасаемой девушки из-за ее «воспитания из высшего общества». [29] Тем не менее, ее союз с Ашоком Кумаром стал популярным, и они снялись в десяти фильмах, большинство из которых были постановкой Bombay Talkies. [13] [28]
В 1930-х годах компания Bombay Talkies выпустила несколько женских фильмов, во всех из которых Девика Рани сыграла главную роль. В большинстве фильмов, снятых студией, она играла в паре с Ашоком Кумаром, которого она «затмевала». [30] В фильме «Дживан Прабхат» , вышедшем на экраны в 1937 году, произошла смена ролей между Девикой Рани и Ашоком Кумаром — она сыграла женщину-брамина из высшей касты, которую общество ошибочно принимает за внебрачную связь с неприкасаемым мужчиной. Ее следующий релиз «Иззат» (1937), основанный на «Ромео и Джульетте» , был установлен в средневековый период и изображал двух влюбленных, принадлежащих к враждебным кланам империи маратхов. [28] Нирмала , выпущенная в следующем году, рассказывала о тяжелом положении бездетной женщины, которой астролог посоветовал бросить мужа, чтобы обеспечить успешную беременность. [28] В «Вачане» , ее втором выпуске в этом году, она сыграла принцессу раджпутов . [31] «Дурга» , ее единственный выпуск в 1939 году, представляла собой романтическую драму, рассказывающую историю девочки-сироты и деревенского врача, которого сыграл Ашок Кумар. [13] [32]
Вдовство и упадок студии
[ редактировать ]После смерти Рая в 1940 году произошел раскол между двумя партиями Bombay Talkies, возглавляемыми Мукерджи и Амией Чакраварти . [33] Девика Рани взяла на себя основную ответственность и возглавила студию вместе с Мукерджи. В 1941 году она спродюсировала и снялась в фильме «Анджаан» с Ашоком Кумаром в главной роли. В последующие годы на студии она продюсировала два успешных фильма — «Басант» и «Кисмет» . «Басант Кисмет» (1943) содержал антибританские послания (Индия в то время находилась под британским правлением) и оказался «рекордным» фильмом. [34] Девика Рани в последний раз появилась в кино в фильме «Хамари Баат» (1943), где Радж Капур сыграл небольшую роль.
Она выбрала новичка Дилипа Кумара на роль в фильме «Джвар Бхата» (1944), продюсером которого она выступила от имени студии. Внутренняя политика, возникшая в студии, привела к тому, что известные личности, в том числе Мукерджи и Ашок Кумар, расстались с ней и основали новую студию под названием Filmistan . [34] Из-за отсутствия поддержки и интереса она решила уйти из киноиндустрии. В интервью журналисту Раджу Бхаратану она упомянула, что ее идея нежелания идти на компромисс с «художественными ценностями» кинопроизводства является одной из основных причин ее ухода из индустрии. [35]
Выход на пенсию
[ редактировать ]После ухода из кино Девика Рани в 1945 году вышла замуж за русского художника Святослава Рериха , сына русского художника Николая Рериха . После свадьбы пара переехала в Манали , штат Химачал-Прадеш , где познакомилась с семьей Неру . Во время своего пребывания в Манали Девика Рани сняла несколько документальных фильмов о дикой природе. Пробыв в Манали несколько лет, они переехали в Бангалор , штат Карнатака , и поселились там, управляя экспортной компанией. [36] Пара купила участок площадью 450 акров (1 800 000 м²). 2 ) поместье на окраине города и всю оставшуюся жизнь вели уединенный образ жизни. [13] [37]
Смерть
[ редактировать ]Она умерла от бронхита 9 марта 1994 года — через год после смерти Рериха — в Бангалоре. [38] [39] На похоронах Девике Рани были оказаны все государственные почести. [40] После ее смерти поместье в течение многих лет подвергалось судебным разбирательствам, поскольку у пары не было законных истцов; Девика Рани всю свою жизнь оставалась бездетной. В августе 2011 года правительство Карнатаки приобрело поместье после того, как Верховный суд Индии вынес вердикт в их пользу. [37] [41]
Наследие
[ редактировать ]
Девику Рани называли первой леди индийского кино. [25] [42] [43] Ей приписывают то, что она была одной из первых личностей, которые довели индийское кино до мировых стандартов . [44] Ее фильмы представляли собой в основном трагические романтические драмы на социальные темы. [30] Роли, сыгранные ею в фильмах Bombay Talkies, обычно включали романтические отношения с мужчинами, которые были необычны для социальных норм, преобладавших в обществе того времени, главным образом из-за их кастового происхождения или принадлежности к сообществу. [28] Рани находилась под сильным влиянием немецкого кино благодаря обучению в студии UFA; [42]
Хотя на нее повлияла немецкая актриса Марлен Дитрих , [25] ее актерский стиль сравнивали с Гретой Гарбо , [40] что привело к тому, что Девику Рани назвали «Индийским Гарбо». [45] [46]
Наряд Рани как в фильмах, так и иногда в реальной жизни в то время считался «рискованным». [47] В своей книге « Благослови тебя, Болливуд!: Дань хинди-кино по случаю 100-летия » Тилак Риши упоминает, что Девика Рани была известна как «Леди-Дракон» за ее «курение, питье, ругательства и вспыльчивый характер». [48]
В 1958 году правительство Индии удостоило Девику Рани Падма Шри , четвертой по величине гражданской награды страны. Она стала первым лауреатом Премии Дадасахеба Пхальке , высшей награды страны в области кино, когда она была учреждена в 1969 году. [40] [49]
В 1990 году Советская Россия удостоила ее «Премии Неру Советской земли». [50]
Почтовая марка, посвященная ее жизни, была выпущена Министерством связи и информационных технологий в феврале 2011 года. [51]
В 2020 году Кишвар Десаи опубликовал книгу под названием « Самый длинный поцелуй: жизнь и времена Девики Рани» , которая проливает свет на профессиональные достижения Девики Рани и ее личные неудачи. [52] [53]
Фильмография
[ редактировать ]- Карма (1933)
- Джавани Ки Хава (1935)
- Мамта Аур Миан Биви (1936)
- Дживан Найя (1936)
- Джанмабхуми (1936)
- Ачхут Кання (1936)
- Савитри (1937)
- Дживан Прабхат (1937)
- Иззат (1937)
- Прем Кахани (1937)
- Нирмала (1938)
- Вачан (1938)
- Дурга (1939)
- Анджаан (1941)
- Хамари Баат (1943)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б В Индии «Бросок игральных костей» также был известен как Прапанча Паш . [2]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Химаншу Рай — Босс Bombay Talkies и две его жены.
- ^ Папамихаэль, Стелла (24 августа 2007 г.). «Бросок игральных костей (Прапанча Паш) (2007)» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ «Женщины из Б-города, которые осмелились!» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Эрик 1980 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б «Девика Рани» (PDF) . Бюро пресс-информации . п. 1. Архивировано (PDF) из оригинала 2 февраля 2014 г. Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Пол, Самар (17 марта 2012 г.). «Дом Праматхи Чаудхури: Наша ответственность» . Финансовый экспресс . Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ «Семья Тагор» . Архивировано из оригинала 13 мая 2015 года . Проверено 9 декабря 2014 г.
- ^ Семья Тагора. Архивировано 24 октября 2014 года в Wayback Machine.
- ^ Роговский 2010 , стр. 168.
- ^ Jump up to: а б с «Девика Рани Рерих» . Рерих и ДевикаРани Совет поместья Рерих, правительство штата Карнатака . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Гош 1995 , стр. 28–29.
- ^ Гош 1995 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Варма, Мадулика (26 марта 1994 г.). «Некролог: Девика Рани» . Независимый . Архивировано из оригинала 9 апреля 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Гульзар, Нихалани и Чаттерджи 2003 , стр. 545.
- ^ Патель 2012 , с. 19.
- ^ «Карма 1933» . Индус . 10 января 2009 года. Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 года . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Джайкумар 2006 , с. 229.
- ^ Баррасс, Натали (14 апреля 2014 г.). «В постели с Болливудом: секс и цензура в индийском кино» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Дасгупта, Приянка (30 апреля 2012 г.). «Самые длинные сцены поцелуя в Индии из фильма Паоли» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Ранчан 2014 , с. 42.
- ^ Чакраварти, Рия (3 мая 2013 г.). «Индийское кино@100:40 новинок индийского кино» . НДТВ . Архивировано из оригинала 4 мая 2013 года . Проверено 6 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Первопроходец Кармы» . Индус . 10 января 2009 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ «Топ-героини Болливуда» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Манджапра 2014 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с Кохли, Суреш (15 апреля 2014 г.). «Примадонна индийского кино» . Декан Вестник . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 15 апреля 2014 г.
- ^ Харди 1997 , с. 180.
- ^ Манто 2003 , стр. 244–245.
- ^ Jump up to: а б с д и Манджапра 2014 , с. 270
- ^ Маджумдар 2009 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Манджапра 2014 , с. 271
- ^ Патель 2012 , с. 23.
- ^ Багдади и Рао 1995 , с. 353.
- ^ Патель 2012 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Патель 2012 , с. 24.
- ^ Патель 2012 , стр. 24–25.
- ^ Патель 2012 , с. 25.
- ^ "Специальный выпуск Rediff / MD Рити" . 4 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2012 г. Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ «Девика Рани Рерих» . Сарасота Геральд-Трибюн . 11 марта 1994 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Каур 2013 , с. 12.
- ^ Рохит БР (19 февраля 2014 г.). «Усадьба Рерихов Татагуни обретет новую жизнь» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 15 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Роговский 2010 , стр. 169.
- ^ Риши 2012 , стр. 98.
- ^ Манджапра 2014 , стр. 258.
- ^ Выходные данные 1973 , с. 31.
- ^ «Индийское Гарбо» . Индостан Таймс . 30 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 г. . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ Манджапра 2014 , стр. 270–271.
- ^ Риши 2012 , стр. 112.
- ^ «Премия Дадасахеба Пхальке» . Дирекция кинофестивалей . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 14 апреля 2014 г.
- ^ «Приманки для глаз» . Индия сегодня . 15 февраля 1990 года. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 года.
- ^ «Марки 2011» . Департамент почты Министерства связи и информационных технологий (Индия). Архивировано из оригинала 18 мая 2012 года . Проверено 14 апреля 2014 г.
- ^ «Самый длинный поцелуй проливает свет на жизнь Девики Рани, державшейся вдали от мира» . Малаяла Манорама . 22 декабря 2020 г. Проверено 6 июля 2022 г.
- ^ «Обзор: Самый длинный поцелуй; Жизнь и времена Девики Рани Кишвара Десаи» . Индостан Таймс . 20 августа 2021 г. Проверено 6 июля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Багдади, Рафик; Рао, Раджив (1995). Говорящие фильмы . Инд. ISBN 978-81-7223-197-2 .
- Эрик, Барноу (1980). Индийский фильм . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. ISBN 978-0-19-502682-5 .
- Гош, Набенду (1995). Ашок Кумар: его жизнь и времена . Инд. ISBN 978-81-7223-218-4 .
- Гульзар ; Нихалани, Говинд ; Чаттерджи, Сайбал (2003). «Биографии». Энциклопедия хинди кино . Популярный Пракашан. ISBN 81-7991-066-0 .
- Харди, Фил (1997). Спутник BFI по преступности . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21538-2 .
- Джайкумар, Прия (2006). Кино на закате империи: переходная политика в Великобритании и Индии . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-3793-2 .
- Каур, Симрен (2013). Плавниковое перо и поле . Издательство Партридж. ISBN 978-1-4828-0066-1 .
- Маджумдар, Нипа (2009). Требуются только культурные дамы!: Женская слава и кино в Индии, 1930-1950-е годы . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-09178-0 .
- Манджапра, Крис (2014). Эпоха запутанности . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-72631-4 .
- Манто, Саадат Хасан (2003). Черные поля: Истории . Катя. ISBN 978-81-87649-40-3 .
- Патель, Бхайчанд (2012). Топ-20 Болливуда: суперзвезды индийского кино . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-670-08572-9 .
- Ранчан, Виджай (2014). История болливудской песни . Публикации Абхинава. GGKEY:9E306RZQTQ7.
- Риши, Тилак (2012). Благослови тебя, Болливуд!: Дань уважения хинди-кино по случаю 100-летия . Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1-4669-3962-2 .
- Роговский, Кристиан (2010). Многоликое веймарское кино: заново открывая кинематографическое наследие Германии . Камден Хаус. ISBN 978-1-57113-429-5 .
- «Отпечаток 1973 года» . Отпечаток . 13 (2). Деловая пресса. 1973.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Девика Рани на IMDb
- 1908 рождений
- 1994 смертей
- Актрисы из Вишакхапатнама
- бенгальцы
- Семья Тагор
- Актрисы индийского кино
- Индийские актрисы 20-го века
- Актрисы хинди кино
- Люди, связанные с Лондонским университетом
- Выпускники Королевской академии драматического искусства
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Лауреаты премии Дадасахеба Пхалке
- Люди из Уттарандхры
- Индийские актрисы XXI века