Кришен Кханна
Кришен Кханна | |
---|---|
![]() Ханна в 2011 году | |
Рожденный | |
Национальность | Индийский |
Альма-матер | Государственный колледж, Лахор |
Известный | Рисование |
Заметная работа | Новости о смерти Ганди Truckwallahs Серия Бандваллы Серия |
Движение | Группа прогрессивных художников Бомбея |
Награды | Падма Бхушан (2011) Падма Шри (1990) |
Кришен Кханна (родился 5 июля 1925 г.) - индийский художник, известный своими абстрактными фигуративными произведениями искусства, изображающими уличные сцены страны. Он художник-самоучка, чьи картины демонстрируют индийские идиомы и человеческие ценности. Известные работы Ханны включают серии Truckwallahs и Bandwallahs , а также его картины на христианские темы.
Ханна учился в Имперском колледже службы в Англии и Правительственном колледже в Лахоре . Затем он работал в банке Grindlay's в Мумбаи и стал членом группы прогрессивных художников . Ханна оставил свою банковскую работу в 1961 году, чтобы полностью посвятить себя искусству. Кханна является лауреатом стипендии Рокфеллера в 1962 году, Падма Шри в 1990 году и Падма Бхушан в 2011 году. Он живет и работает в Нью-Дели.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Ханна родился 5 июля 1925 года в Льялпуре (ныне Фейсалабад , Пакистан ). [1] [2] Когда ему было два года, его семья переехала в Лахор . Его раннее обучение началось в средней школе Sacred Heart в городе. Его отец Кахан Чанд Кханна был учителем в колледже среднего уровня. В 1930 году его отец отправился в Англию, чтобы получить докторскую степень. По возвращении в Лахор он привез копии » Леонардо да Винчи и «Автопортрета « Тайной вечери» . Юный Кришен был рад увидеть эти творения, которые произвели на него неизгладимое впечатление искусства. [3]
Семья Ханны переехала в Мултан в 1936 году. Он получил стипендию Редьярда Киплинга в 1938 году в возрасте 13 лет и отправился из Бомбея в Великобританию на корабле RMS Strathmore . Благодаря этой стипендии он был принят в Имперский сервисный колледж в Англии, где впервые изучал искусство. Во время Второй мировой войны в 1942 году Кришна Кханна сдал экзамены Оксфордской и Кембриджской аттестационных школ по предмету «Искусство». В 1944 году семья Ханна переехала в Лахор, где он получил степень бакалавра английской литературы в Правительственном колледже . 1946 год стал важным моментом в его жизни, когда он поступил в студию шейха Ахмеда, чтобы изучать рисование, а также начал работать в Kapoor Art Works. Здесь он изучил технику живописи и печати. На этой работе Ханна зарабатывала 350 рупий каждый месяц. На свою первую зарплату он купил работу Пранатха Маго и так начал свою жизнь как художник. В том же году он принял участие в ежегодной выставке Художественного общества Пенджаба, где его работы «Мертвое дерево» получило высокую оценку. [4]
Последующие годы были довольно трудными. В стране царил хаос из-за межобщинных беспорядков. Семье Ханны стало ясно, что оставаться в Лахоре при таких обстоятельствах невозможно. 12 августа 1947 года семья из пяти человек приехала в Индию на машине, оставив дом, и мигрировала в Шимлу . [4]
Карьера
[ редактировать ]В Индии оседлая жизнь Ханны началась в 1948 году, когда он был назначен сотрудником банка Grindlay's Bank в Мумбаи. Эта работа стала для его семьи вздохом облегчения, поскольку помогла им выжить. Во время своего пребывания в Мумбаи Ханна встретил С.Б. Палсикара, который вскоре стал его близким другом. Во время выставки в Бомбейской художественной галерее Кханна познакомилась с Ф. Н. Соузой, которая переросла в длительную дружбу. Затем последовало близкое знакомство с остальными членами группы прогрессивных художников — М.Ф. Хусейном , Х.А. Гаде , С.Х. Разой , К.Х. Ара и Саданандом Бакре . Его работа «Новости о смерти Ганди» была представлена на выставке Золотого юбилея Бомбейского художественного общества в зале Ковасджи Джехангир и получила высокую оценку. На этой картине индуисты и мусульмане читают газетную статью об убийстве Махатмы Ганди, стоя вокруг островка безопасности в Дели. [5] [6] Известный искусствовед того времени Рудольф фон Лейден подробно писал об этом произведении Ханны и говорил, что тот станет одним из лучших художников Индии. Таким образом, его жизнь вернулась в нормальное русло, но давление на работе продолжало оставаться. [4]
Первая картина Ханны была продана в конце 1940-х годов за 225 рупий доктору Хоми Бхабхе , который тогда собирал работы для Института фундаментальных исследований Тата . [7] Картина под названием «Весенняя обнаженная » была продана М.Ф. Хусейном, которому Ханна оставила картину перед отъездом из Мумбаи. [8] В 1953 году Ханну перевели в Мадрас . Здесь он сочинил произведения серии «Музыкант» , вдохновленные музыкой Карнатика и Бхаратанатьям . [4] В 1955 году Ханна провел свою первую персональную выставку в Мадрасе. Он проработал в банке до 1961 года, когда ушел в отставку, чтобы полностью посвятить себя искусству. Он был удостоен стипендии Рокфеллера в 1962 году и работал художником-резидентом в Американском университете в Вашингтоне в 1963-64 годах. [9] В течение нескольких лет Ханна преподавал искусство в Университете Джавахарлала Неру в Нью-Дели. [10] В 1968 году он был назначен почетным директором трехлетней ячейки Академии Лалит Кала . Здесь он придерживался мнения, что искусство — это не скачки, и награды следует присуждать на основе качества работы, поскольку работа — это то, что делает художника известным. [11]
Стиль
[ редактировать ]Ранний этап художественного стиля Ханны известен своими фигуративными работами, изображающими жизнь и жителей южной Индии . Впоследствии его произведения превратились в поэтическую абстракцию, подобную Ротко экспрессионизму . Позже он вернулся к фигуративной живописи, основанной на изображении социальных реалий, полученных с помощью фотографий. [12] Изображение добра и зла, а также чувство жалости в его картинах сближали его с современниками-экспрессионистами. [13] Создавая свое искусство в новых измерениях, используя масляные краски, он также использовал акриловые краски и делал рисунки тушью, карандашом и т. д. Когда Ханна жил в Вашингтоне, округ Колумбия , и Нью-Йорке (1964–65), он экспериментировал с чистой абстракцией и различными методами. живописи. Его интерес к японским техникам живописи тушью отражен в его работе под названием «Виджай» («Победа», 1965). Он столкнулся с этой техникой во время своего визита в Японию в рамках стипендии Рокфеллера. [14]
Темы
[ редактировать ]Ранние темы Ханны были вдохновлены образом жизни рыбаков – их коричневым южным цветом лица, сияющим в солнечном свете и настроением моря. Позже его композиции приняли более мрачный характер и двинулись в сторону самоанализа. В начале 1960-х его пейзажи постепенно слились в абстрактные картины, основанные на японской технике суми-э . Эти абстрактные творения приобрели сюрреалистический оттенок после его посещения полей сражений Индо-Пакистанской войны 1965 года . На его полотнах снова стали изображаться люди, а темой стало насилие. Чувственные обнаженные и задрапированные женские фигуры казались созданиями страсти или жертвами жестокого нападения. В трактовке его темы была намеренная двусмысленность. [15]
«Все великое искусство должно быть местным. Когда я говорю «местный», я имею в виду, что художник должен черпать из того, что рядом с ним, чтобы в его картинах возникло определенное впечатление. В то же время великое искусство выходит за рамки обычного момента и стремится к моменту в бесконечности».
— Кришен Кханна, Современная Индия: повествования об индийском искусстве XX века [9]
Переход к социальной и иронической тематике в картинах Ханны произошел в конце 1960-х годов, когда он начал изображать культуру людей среднего класса. Продавцы овощей и фруктов на городских тротуарах, рассказчики в окружении уличных мальчишек, люди на досуге в местных кафе и дхабах , бандваллы в малиново-красных униформах с блестящими галунами и пуговицами, празднование фестивалей и шествий. [16] В 1974 году он нарисовал серию «Грузовик» . [17] В этой серии грузовик изображен как символ мира, движущегося к катастрофе, с подавляющими технологиями и неуклонно разрушающимся моральным и социальным контекстом. [18]
Ханна также находился под влиянием историй Нового Завета и человечности Иисуса , поэтому на своих картинах он изображал его в основном как обычного человека. [19] Он написал серию в стиле, отличном от европейской живописи эпохи постренессанса , которая, как известно, маскировала агонию и страсть сюжета. [18] В 1980 году тринадцать картин этой серии были выставлены в Дели. [20]
Прием
[ редактировать ]7 июня 1964 года газета The Illustrated Weekly of India назвала его выдающимся беспредметным художником и процитировала: «Это сравнительно сложная, застенчивая манипуляция тонами и текстурами». [21]
В выпуске журнала Indian and Foreign Review от 15 октября 1973 года индийский художник и писатель Дж. Сваминатан написал: «... В живописи Кришена наиболее важным является не предмет, а формальный элемент. Фактически это формальная организация, которая стремится сделать свои фигуры значимыми в искусстве». [22]
11 декабря 1973 года газета «Таймс оф Индия» опубликовала: «... полотна Кришена Кханны являются выражением человеческого затруднительного положения. Не имеет большого значения, относятся ли они непосредственно к индийской сцене... в конечном счете они представляют собой едкий комментарий к видимый рост насилия в мире и его мрачная терпимость и принятие смерти». [23]
Работа
[ редактировать ]Некоторые из хорошо известных картин Ханны включают «Новости о смерти Ганди» (1950) , «Траквалла» (1970-е) и «Бандвалла» серии (1980-е), « Тайная вечеря» (1979), «Пьета» (1988) и «Дальний полдень» (2014), и это лишь некоторые из них. . Эти произведения искусства являются примерами богатства мира, чье цветовое поведение, кисть, динамизм линий, мастерство расположения и чувствительность сюжетов оказывают глубокое воздействие на зрителя. [3]
Ханна иллюстрировал книгу «Как они видели Индию» (1971), написанную его отцом К.С. Ханной. В книге изложены взгляды Мегасфена , Факсиана , Сюаньцзана и Аль-Бируни на то, как они воспринимали и описывали Индию в своих документах. [24]
Картина маслом Ханны «Игра» , изображающая конференцию, была установлена в зале заседаний офиса Larsen & Toubro в Мумбаи. [25]
В вестибюле отеля ITC Maurya в Нью-Дели есть фреска под названием «Великая процессия» , созданная Ханной . Фреска, занимающая потолок площадью три тысячи квадратных футов, была нарисована более двух лет. Он изображает ятру и отражает буддийскую индийскую жизнь и философию. [26]
Основные выставки
[ редактировать ]Кханна провел более сорока персональных выставок своих работ в Индии и за рубежом, а также принял участие во многих международных выставках. Он принес международное признание индийскому искусству, приняв участие в Токийской биеннале в 1957 году, биеннале в Сан-Паулу в 1961 году и Венецианской биеннале в 1962 году. [16]
Первая выставка Ханны в Англии прошла в Лестерских галереях в 1960 году, где его работы включали «Солнце в моем саду» и «Пандемониум в живой изгороди» . В обзоре этой выставки отмечается, что «ритмичный лиственный узор и чувство цвета в этих работах демонстрируют, что здесь что-то из традиции живописи Великих Моголов обновляется». [27] [28] [29] Его вторая выставка в том же месте состоялась в 1962 году. [30]
Около 120 его работ были представлены на его ретроспективной выставке (с 23 января по 5 февраля 2010 г.), организованной Saffron Art в галереях Лалит Кала Академи, расположенных в Рабиндра Бхаван, Нью-Дели . [31]
Публичные коллекции
[ редактировать ]Работы Кханны являются частью коллекций Национальной галереи современного искусства , Музея современного искусства , Художественного фонда Джехангира Николсона , Бхарата Бхавана и многих других. [32]
Награды и признание
[ редактировать ]В 1965 году Ханна получила национальную награду Академии Лалита Кала в Нью-Дели и стипендию Совета по экономике и культуре Нью-Йорка. Он получил Лалит Кала Ратна от президента Индии в 2004 году, Падма Шри в 1990 году и Падма Бхушан в 2011 году. [33] [34]
Ханна в течение нескольких лет проводил кампанию по содействию миру и доброй воле между Индией и Пакистаном. За свои усилия по содействию миру в 2003 году правительство Индии наградило его наградой за заслуги перед жизнью. [35]
В популярной культуре
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]«Ушли: индийское путешествие Мемуары Дома Мораеса » (1960) содержат подробности встречи автора с Кришеном среди других художников. [36]
На обложке книги «Современность традиций» (1967) изображена адаптированная версия картины «Мальчик с двумя быками» . Ханны [37]
«Непобедимый путешественник» (1980) представляет собой сборник рассказов, в который вошли повествование и зарисовки Ханны. Озаглавленный «Дневник Раджастана» , он записал свой опыт двухнедельного путешествия по Раджастану в датированных дневниковых записях. [38]
«Светские вечера» (1989), написанные Шобха Де, содержат упоминание о картине делийского художника Кришена Кханны. [39]
Кханна был наставником и продвигал искусство Радхики Чанд, индийской художницы с синдромом Дауна . Это описано в книге « Поднимитесь на каждую гору – история Радхики» (1997), написанной Индирой Чанд . [40]
Рядом с деревом Шедблоу: Мемуары Джеймса Лафлина (1999) содержат отрывок, в котором автор описывает вечеринку рисования, устроенную Ханной, и свой опыт участия в ней. [41]
Книга « Город греха и великолепия: сочинения о Лахоре» (2005) содержит мемуары Ханны под названием « Я вернулся» . Он вспоминает воспоминания о Лахоре, когда он был его бывшим жителем, и о времени, когда он вернулся в город во время Первой Международной биеннале искусства в 1988 году. [42]
Кришен Кханна: Объятия любви (2005) - это ретроспективная книга, отражающая около шести десятилетий его творческой деятельности до этого момента. [43] [44]
Кришен Кханна: Образы в мое время (2007) - биографическая книга, в которую вошли эссе на разные темы и цветные иллюстрации картин Кханны. Работы, обсуждаемые в сборнике, основаны на жизни Индии и христианских темах, включая «Воскрешение Лазаря» и «Тайную вечерю» . [45]
«Воплощения: история Индии в пятидесяти жизнях » (2016) Сунила Хилнани включает отрывки интервью с Ханной в главах, посвященных Амрите Шер-Гил и М.Ф. Хусейну. [46]
Документальные фильмы
[ редактировать ]Кханна нарисовала портрет матери Салмана Рушди в 1940-х годах, который был отвергнут отцом последнего. Позже Ханна разрешил М.Ф. Хусейну закрасить отвергнутый портрет. 11 сентября 1995 года «Салман Рушди и потерянный портрет» был показан документальный фильм на канале BBC Two , в котором Ханна, Хусейн и Рушди собрались вместе, чтобы обсудить историю создания портрета. [47] [48] Рушди написал об этой дискуссии с двумя художниками в своей книге «Джозеф Антон: Мемуары» (2012), в которой содержится подробная информация о разговоре, который они вели по поводу утраченного портрета. [49]
Далекий полдень - Нарисованная сага Кришена Кханны (2015) - художественный документальный фильм режиссера Шрути Харихара Субраманяна, продюсера Piramal Art Foundation. В нем прослеживается путь Ханны как художника. [50] [51]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1950 году Кришен Кханна женился на Ренуке Чаттерджи. У них был сын и две дочери. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сатьяджит. Индия Кто есть кто 1980-81 . Нью-Дели. п. 79.
- ^ «Студийный тет ~ тет с Кришен Кханной» . Пятница Гургаон . Проверено 19 октября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кришен Кханна Картины и рисунки Человеческая одиссея - 96 лет (PDF) . Куратор Ума Наир, фотографии Каран Ханна. Индийский совет по культурным связям . 2021.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джоши, Джйотиш (2013). искусства Признаки современного индийского (на хинди) (2-е изд.). Нью-Дели: Отдел публикаций . стр. 214–219. ISBN 978-8123016825 .
- ^ Гупта, Суренду (21 июля 1997 г.). «Мумбаи/Бомбей: Современные индийские художники - Кришен Кханна» . теория.тифр.рез.ин . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Вспоминая о разделе: 70 лет со дня раскола между Индией и Пакистаном» . Голос Америки . 13 августа 2017 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Рагуванши, Алка (август 1996 г.). «Живопись – ревнивая хозяйка» . Момент во времени с легендами индийского искусства . Нью-Дели: Отдел публикаций . стр. 40–47. ISBN 8123004745 .
- ^ Чоудхури, Индира; Дасгупта, Ананья (2010). «Другой мир Хоми» . Властный дух: Хоми Дж. Бхабха, 1909–1966 гг . Книги о пингвинах . п. 232. ИСБН 9780143066729 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингх, Кишор (2015). Современная Индия: рассказы об индийском искусстве ХХ века . Нью-Дели: Художественная галерея Дели. стр. 198–203. ISBN 9789381217535 .
- ^ Ханна, Балрадж; Курта, Азиз (1998). Искусство современной Индии . Темза и Гудзон . п. 134.
- ^ Бхаттачарья, Бисванатх (31 марта 1986 г.). «Лалит Кала Академи – Форум искусств» . Индийский и зарубежный обзор . 23 (11): 22.
- ^ «Ханна, Кришен» . Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.b00098400 . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Капур, Гита (1982). «Современная живопись с 1935 года» . В сером, Бэзил (ред.). Искусство Индии . Издательство Викас Pvt. ООО с. 214. ИСБН 0706915712 .
- ^ «Эбби Вид Грей, индийский модернизм и превратности культурного обмена» . Эбби Грей и индийский модернизм: избранное из художественной коллекции Нью-Йоркского университета . Нью-Йорк: Художественная галерея Грея . 2015. с. 29. ISBN 9780934349185 .
- ^ Варфоломей, Ричард (1 января 1975 г.). «Современные тенденции в индийском искусстве» . Индийский и зарубежный обзор . 12 (6): 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шринивасан, Сумитра Кумар (2003). «Ханна, Кришен» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t046424 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Сабхарвал, Гопа (2007). Индия с 1947 года: годы независимости . Книги о пингвинах . п. 154. ИСБН 9780143102748 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чайтанья, Кришна (15–28 февраля 1981 г.). «Развивающиеся тенденции на культурном фронте» . Индийский и зарубежный обзор . 18 (9): 19.
- ^ Ка-Джин Куан, Джеффри; Фоскетт, Мэри Ф., ред. (декабрь 2006 г.). Образы жизни, способы чтения: азиатско-американская библейская интерпретация . Чалис Пресс. п. 14. ISBN 9780827242548 .
- ^ Ледерле, Мэтью (1987). «Современные времена: нехристиане рисуют христианские темы» . Христианская живопись в Индии на протяжении веков . Гуджарат Сахитья Пракаш. п. 69.
- ^ «Индийские картины пополняют художественную коллекцию» . Новости выпускников Мэри Вашингтон . 19 (2): 10. Весна 1967 г. - через Интернет-архив .
- ^ Сваминатан, Дж. (15 октября 1973 г.). «Художественный сезон Индии 1973-74» . Индийский и зарубежный обзор . 11 (1): 16.
- ^ Тули, Невилл (1998). Индийская современная живопись . Гарри Н. Абрамс, Inc. с. 132. ИСБН 0810934728 .
- ^ Ханна, КЦ (2000). Как они видели Индию . Иллюстрировано Кришеном Кханной (5-е изд.). Нью-Дели: Национальный книжный фонд . ISBN 81-237-0170-5 .
- ^ Хилл, Рой (сентябрь 1975 г.). «Индийская фирма уделяет особое внимание развитию персонала» . Международный менеджмент . 30 (9): 66.
- ^ Кляйн, Джером Э. (1988). Шоу, Брюс (ред.). Лучшие места для отдыха в Азии . Компания Хоутон Миффлин . п. 147. ИСБН 978-0-395-54549-2 .
- ^ «Художественные выставки» . Таймс . 7 октября 1960 г. с. 2 . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Все дело в стиле» . Таймс . 12 октября 1960 г. с. 16 . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Архивы Кришен Кханны - выставка в Лестерских галереях, Лондон, 1960» . Criticalcollective.in . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Лестерские галереи» . Таймс . 3 октября 1962 г. с. 12 . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Кришен Кханна: Ретроспектива» . Азиатский художественный архив . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Мюррей, Линда, изд. (2016). Кто есть кто в искусстве . Морвен Пресс. п. 399. ИСБН 9780953603930 .
- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ «Кришен Ханна» . Criticalcollective.in . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ Кобаяши-Хиллари, Марк (2004). «Глава 6: Проблемы безопасности» . Аутсорсинг в Индию: оффшорное преимущество . Спрингер . п. 58. ИСБН 978-3-540-20855-6 .
- ^ Мораес, Дом (1960). «Из журнала» . Gone Away: Индийский журнал . Общество репринтов . стр. 70–71.
- ^ Рудольф, Ллойд И.; Рудольф, Сюзанна Хобер (1967). Современность традиций: политическое развитие в Индии . Издательство Чикагского университета .
- ^ Ханна, Кришен (1980). «Дневник Раджастана» . В Тапаре, Радж (ред.). Непобедимый путешественник . Издательство Викас Pvt. ООО, стр. 88–96.
- ^ Де, Шобхаа (2009). Светские вечера . Новая американская библиотека . п. 150. ИСБН 9780451228307 .
- ^ Чанд, Индира (1997). «Глава двадцать первая». Поднимитесь на каждую гору – история Радхики . Издательство HarperCollins Индия . стр. 179–191.
- ^ Каррут, Хайден (1999). У дерева Шедблоу: мемуары Джеймса Лафлина . Медный Каньон Пресс . стр. 104–105. ISBN 9781556590993 .
- ^ Ханна, Кришен (2005). «Я вернулся» . В Сидхве, Бапси (ред.). Город греха и великолепия: сочинения о Лахоре . Книги о пингвинах . стр. 105–112. ISBN 9780143031666 .
- ^ Синха, Гаятри; Ханна, Кришен (2005). Кришен Кханна: объятия любви . Серия современных индийских художников. Ахмадабад: Оушен-Тауншип, Нью-Джерси: Mapin Publishing; Корпорация Гранта. ISBN 978-81-88204-62-5 .
- ^ «Кришен Кханна Объятия любви» от Mapin Publishing - Issuu . issuu.com . 18 апреля 2005 года . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Кришен Кханна; образы моего времени» . Новости справочной и исследовательской книги . 23 (1). 1 февраля 2008 г.
- ^ Хилнани, Сунил (2016). Воплощения: история Индии в пятидесяти жизнях . Фаррар, Штраус и Жиру . стр. 275, 277, 386–87. ISBN 9780374175498 .
- ^ «Выбор: Салман Рушди и потерянный портрет» . Таймс . 9 сентября 1995 г. с. 11 . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Выбор: Салман Рушди и потерянный портрет» . Таймс . 11 сентября 1995 г. с. 43 . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Рушди, Салман (2012). «Грузовик навоза» . Джозеф Антон: Мемуары . Случайный дом . стр. 463–464. ISBN 9780812992786 .
- ^ Субраманиан, Шрути Харихара (1 января 2000 г.), Далекий полдень: нарисованная сага Кришена Кханны , получено 18 мая 2016 г.
- ^ «Как Кришен Кханна запечатлел «Далекий полдень»…» The Hindu . 28 сентября 2015 г. ISSN 0971-751X . Проверено 18 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Поговорите об искусстве и жизни с The Wire на YouTube
- Слайд-лекция о фреске, созданной в ITC Maurya, Нью-Дели, на YouTube
- Разговор с Художественным музеем Кирана Надара к 96-летию со дня рождения на YouTube
- Далекий полдень - нарисованная сага Кришена Кханны, документальный фильм на YouTube
- Пятисерийный документальный фильм об Интернет-архиве : Том. Я , Том. II , Том. III , Том. IV и Том. В (на хинди )