Будхадитья Мукерджи
Будхадитья Мукерджи Бадхадитья Мурварджи | |
---|---|
Рожденный | 1955 (68–69 лет) Дург , Индия |
Источник | Индия |
Жанры | Индийская классическая музыка |
Занятия | Ситарист , Сурбахара игрок |
Инструменты | Сурбахар , Ситар |
Годы активности | 1961 – настоящее время |
Веб-сайт | www |
Награды: Падма Бхушан (2019). [1] |
Пандит Будхадитья Мукерджи [2] ( хинди : Бадхадитья Мурварджи ) — индийский мастер классического ситара и сурбахара из Имдадхани гхараны (школы), [3] узнаваем по сложной вокальной игре, дополненной впечатляющей игрой на высокой скорости. Он уникален тем, что является первым артистом (не только музыкантом) в истории, выступившим в Палате общин в Лондоне. Провозглашенный Виной Великой Балачандер «исполнителем века на ситаре» , он дал тысячи концертов с 1970-х годов в Индии, Америке, Австралии, ОАЭ и почти во всей Европе. [4]
Ранние годы
[ редактировать ]Он родился в музыкальной семье в Бхилаи , Индия , в 1955 году, где его отец был высокопоставленным чиновником сталелитейного завода Бхилаи . Его отец Ачарья Пандит Бималенду Мукерджи обучался игре на множестве инструментов, включая ситар , сарод , сурбахар , рудра вина , саранги и вокальную музыку. Старший Мукерджи часто принимал у себя дома музыкантов-ветеранов. В видео Будхадитья вспоминает, как сидел на коленях у легендарного певца Устада Баде Гулама Али Хана .
Когда Будхадитье было пять лет, Бималенду Мукерджи начал обучать его игре на маленьком ситаре и после этого тренировал его в течение нескольких десятилетий.
В 1970 году он выиграл два музыкальных конкурса национального уровня и вскоре после этого получил блестящую поддержку сначала от легендарного режиссера Сатьяджита Рэя , а затем от южноиндийского великого вины Балачандера , который провозгласил его «ситарным исполнителем века». [5] В 1975 году Будхадитья стал артистом высшей категории на Всеиндийском радио (в 1986 году его повысили до высшей категории). В 70-е годы он стал первым ситаристом, игравшим на таппе, форме вокальной музыки, повторяющейся с повторяющимися высокоскоростными таанами, и по состоянию на 2018 год, вероятно, единственный ситарист, эффективно представивший таппу. Он получил диплом инженера-металлурга первого класса в Национальном технологическом институте Райпура , будучи уже артистом-исполнителем. Говорят, что во время учебы в колледже он сдал экзамен сразу по прибытии из аэропорта после выступления. Его сын Биджоядитья родился в 1984 году и начал тренироваться с Бималенду и Будхадитьей в возрасте 5 лет.
Карьера
[ редактировать ]Мукерджи много гастролировал по миру, давая концерты более чем в 25 странах, а с 1983 и 1995 годов соответственно время от времени преподавал в Istituto Interculturale di Studi Musicali Comparati в Венеции (вместе с на табле игроком Санкхой Чаттерджи ) и Роттердамской консерватории. Он также активно записывался, и к 47 годам его дискография насчитывала ровно 47 компакт-дисков, пластинок и кассет. В 1995 году он начал записываться на сурбахаре (бас-ситаре), сначала как серия из двух частей ( Brilliance of Sound ) для Beethoven Records в Калькутте (рага Яман и Марва), затем рага Комал ре Асавари для RPG / HMV на Tribute to Мой Отец, Мой Гуру (STCS 850362). В 2003 году он был первым индийским классическим музыкантом, опубликовавшим расширенный компакт-диск : Thumriyan (RCD-2224) на бенгальском лейбле Rhyme Records в Канзасе, содержащий раги Piloo и Bhairavi.
Стиль игры
[ редактировать ]Пандит Будхадитья принадлежит к Имдадхани гхаране , названию, придуманному им самим, в честь Устада Имдад Хана , который создал уникальный стиль и назвал его в честь Этавы , где он жил.
Его алап состоит из глубоких и тонких движений (скользящих по нотам), для которых он натягивает струну до пяти с половиной нот на данном ладу. Эта техника является частью исполнения гаяки или вокального стиля игры. Будхадитья особенно известен своей высокой скоростью и ясностью, что, по его словам, является результатом хорошего контроля над инструментом, и на нем следует играть только для дополнения музыки. Однако он упомянул, что в ранние годы, когда он еще находился в поисках хорошего ситара, ему приходилось играть на высокой скорости, чтобы сделать карьеру музыканта. [6]
Типичные концерты Будхадитьи представляли собой полноценные исполнения раг, начиная с развития через алап, джор, а затем импровизируя над композицией с аккомпанементом таблы, прежде чем играть высокоскоростную композицию и джхалу и заканчивая более коротким исполнением в другой раге. Он часто развивает рагу в стиле кхаял гаяки анг, или так, как вокалист делал бы это в стиле пения кхаял.
Пт. Исполнение Будхадитьи Мукерджи гата Разакхани Устада Имдада Хана Сахеба в Рааг Бихаге: [7]
В поисках тона: 15 лет исследований
[ редактировать ]Пандит Мукерджи сказал, что за первые 20 лет выступления он сменил 9 ситаров, пытаясь найти желаемый тон. К середине 90-х он понял, что пришло время изучить процесс изготовления ситара, чтобы выявить тот тон, который у него был в голове. Там он начал исследование вместе с производителем ситара, в ходе которого они повредили несколько ситаров и построили два ситара на противоположных принципах, а также третий с благоприятными принципами, полученными от двух других. После 15 лет исследований он теперь может воспроизводить именно тот тон по своему выбору, модифицируя любой ситар. Кроме того, как видно из многих видеороликов, начиная примерно с 2000 года, его модификации включают постоянную установку точных настроек в стиле Suzuki для струн тикари (дрона) на его ситаре.
Сурбахар
[ редактировать ]Очень немногие ситаристы играют на сурбахаре, басовой версии. Пандитджи записал на сурбахаре относительно очень мало альбомов, и в Интернете доступно еще несколько записей, все из которых демонстрируют глубокие алапы и уверенное владение инструментом.
В видеоконцерте он продемонстрировал на сурбахаре жесткие тааны (быстрые фразы), включающие в себя натягивание струны на более чем 5 нот за раз.
Спектакли
[ редактировать ]Пандит Будхадитья Мукерджи выступал по всему миру более пяти десятилетий. Совсем недавно он дважды выступал в Музее Ага Хана в Торонто, Канада, в 2016 и 2019 годах для Музыкального общества Рааг-Мала Торонто. [8] [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Список лауреатов премии Падмы Бхушана (2010–2019 гг.)
- ^ «4 ноября 2018 г. — Пандит Будхадитья Мукерджи | БИМХУИС, Амстердам» .
- ^ Лата, Сварн (2013). Путешествие ситара в индийской классической музыке: происхождение, история и стили игры . ISBN 978-1475947076 .
- ^ «Я никогда никого не просил о концертах: Пандит Будхадитья Мукерджи | Новости Калькутты — Times of India» . Таймс оф Индия .
- ^ «Форумы» . chandrakantha.com . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Пт. Будхадитья Мукерджи, Суддха Калян алап (клип 1)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ «Пт. Будхадитья Мукерджи-Бихаг Разакхани Друт Гат» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года.
- ^ «Музей Ага Хана» . Музей Ага Хана . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ «Возвышенный ситар с Пандитом Будхадитьей Мукерджи (19 октября 2019 г.)» . Музей Ага Хана . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- Игроки Сурбахара
- 1955 рождений
- Живые люди
- Ситаристы
- Хиндустанские инструменталисты
- Индийские классические музыканты-мужчины
- Бенгальские музыканты
- Этава гхарана
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Индийские классические музыканты Бенгалии
- Выпускники Национального технологического института Райпура
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии