Основа
Базовый ( / æ ˈ l ɑː p / ; Хиндустани: [aːˈlaːp] ) — это вступительная часть типичного североиндийского классического исполнения. Это форма мелодической импровизации, которая представляет и развивает рагу . В пении дхрупада алап безразмерен, импровизирован (внутри раги) и без сопровождения (за исключением танпуры гудения ) и начинается в медленном темпе.Для людей, незнакомых с формой раги, она знакомит тхаатом слушателя с . Оно определяет рагу, ее настроение, а также подчеркнутые ноты и ноты, имеющие второстепенную роль.
Вместо полностью свободной импровизации многие музыканты исполняют алап схематично, например, с помощью вистара , где ноты раги вводятся по одной, так что фразы никогда не продвигаются дальше, чем на одну ноту выше или ниже того, что было рассмотрено ранее. В таких случаях первое попадание в новую октаву может стать мощным событием.
В инструментальной музыке, когда в алап вводится устойчивый пульс, это называется йор ; когда темп значительно увеличивается или когда ритмический элемент превосходит мелодический, это называется джхала (дхрупад: номтом ). Джор и джхала можно рассматривать как отдельные части представления или как части алапа; точно так же джхалу можно рассматривать как часть джор. [1]
Несколько музыковедов [ ВОЗ? ] предложили гораздо более сложные классификации и описания алапов. Точно так же, как традиционные четырехчастные композиции имеют стхай , антара , санчар и абхог , некоторые трактуют алап с четырехчастной схемой, используя те же названия. Бенгальский исследователь Бималаканто Райчоудхури в своей книге «Бхаратия Сангиткош» предлагает классификацию как по длине ( аочар — самый короткий, за ним следуют бандхан , кайед и вистар ), так и по стилю исполнения (по четырем древним вани или стилям пения — Гохар , Наухар , Дагар и Кхандар ). и переходит к перечислению тринадцати стадий:
- Виламбит
- Мадхья лайя
- Проволока
- Джала
- Ток
- Лари/Леди
- Ларгутав
- Ларлапет
- Родители
- С
- Дхуя
- Бегать
- Параматха
Несмотря на то, что Райчоудхури признает, что 13-я стадия полностью вымерла, мы видим, что находимся в джхале уже на четвертой стадии; движение от стаи к абхогу является частью первой стадии (виламбит). Шестой этап и выше предназначены только для инструменталистов. Другие органы представили другие классификации. Например, когда алап поется с текстами или хотя бы слогами, как в дхрупаде , это называется сакшар , а не анакшар . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камен, Роджер и Анита Камен. Музыка: Благодарность. Макгроу-Хилл Образование, 2018.