Jump to content

Йор (музыка)

В классической музыке хиндустани джор [ (хинди: जोर, dʒoːr] ; также пишется джод и джхор ) — это формальная часть композиции в длительной разработке ( алап ) раги , которая формирует начало выступления. Он приходит после алапа и предшествует джхале , кульминации. [ 1 ] Джор — инструментальный эквивалент номтома в дхрупад вокальном стиле индийской музыки . У обоих простой пульс , но нет четко определенного ритмического цикла . [ 2 ]

Происхождение и терминология

[ редактировать ]

Джор (или йод ) — инструментальная интерпретация номтома, вступительного стиля, характеризующегося скромным ритмом и отсутствием ритмического цикла (также известного как тал ). [ 3 ] Джор присутствует в большинстве классической музыки хиндустани через рагу как четкий и быстрый импульс, в который переходит алап , за которым следует джхала . [ 4 ]

В музыке хиндустани

[ редактировать ]

Индийская классическая музыка разделена на 2 раздела: хиндустани и карнатическая музыка. Оба музыкальных стиля отражают основные традиции индийской культуры и считаются одними из самых престижных музыкальных стилей. Оба этих традиционных типа музыки определяются санскритским термином « сангита », который означает слияние всех элементов песни, инструментальной музыки и танца. [ 1 ] Музыка хиндустани в основном встречается в северных районах Индии , Бангладеш и Пакистана . Устный характер североиндийской музыки обеспечивает выразительное общение между исполнителями и публикой. [ 5 ] Рага и Дхрупад — две основные формы классической музыки хиндустани, составляющие выдающуюся структуру индийской классической музыки. [ 6 ] Музыкальная часть Джора занимает видное место в Раге и следует циклическому и линейному развитию музыки хиндустани. [ 7 ]

Концепцию Раги (Тряпки) можно разделить на 5 различных компонентов, как это предложил Назир Али Джайразбхой: [ 8 ]

  1. Шкала
  2. Восходящая и нисходящая линия
  3. Скоротечность
  4. Выделенные примечания и регистр
  5. Интонация и обязательные украшения

Рага происходит от санскрита, классического языка Южной Азии, и определяется как «акт раскрашивания и окрашивания». [ 8 ] В индийской классической музыке рага считается основной мелодической основой и выступает средством общения между двумя музыкантами . В Раге происходит постоянное взаимодействие между тем, что выучено из исполнения, тем, что известно, и тем, что продолжается посредством импровизации . [ 9 ] Рага использует определенную гамму и сочетает ее с прототипическими мелодическими узорами , создавая комбинации тонических интервалов , вызывающие уникальные эмоции. [ 4 ]

Типичная композиция раги показана как последовательность событий, начиная с алапа и заканчивая гатом. Исполнение раги зависит от баланса между мелодией и тем, как публика и исполнитель взаимодействуют с материалом. [ 10 ] Джор расположен между Алапом и Джалой , широко известным как инструментальный формат Алап-Джор-Джала-Гат. Эта структура детализирует безразмерную инструментальную структуру Раги, которая исполняется с регулярным пульсом и в более широком мелодическом диапазоне. [ 11 ] Этот формат является основой Дхрупада, представленного на Западе в 20 веке. [ 12 ]

Винод Кумар Двиведи исполняет Дхрупада

В полном исполнении рагу можно разделить на три части: алап, джор и джхала. Джор и Алап действуют как эквиваленты друг друга, а Джала — это быстрая и несопровождаемая часть, в которой Джор ускоряется, чтобы достичь пика/кульминации. [ 11 ] В Джоре и Джале повсюду слышен пульс. [ 13 ] Эти разделы, особенно Джор, описываются не как бит и не ритм, а как движение, которое помогает Раге набрать обороты в начале произведения. [ 13 ] Используемые рамки и методы могут различаться в зависимости от того, исполняется ли рага вокалистом или инструменталистом .

Дхрупад - это еще одна форма Раги, более старая и ограничивающая разделы Алап, Джор и Джхала таким образом, что в наши дни ее можно услышать чаще. [ 3 ] Этот жанр индийской музыки лег в основу структуры Алап-Джор-Джала-Гат, которая была принята на Западе в 20 веке. [ 3 ] Отличительной чертой Дхрупада является климатическое начало по сравнению с восходящей композицией Раги. Слово Дхрупад, означающее «фиксированный стих», относится к сложному вступительному разделу (Алап), позволяющему другим разделам расти и расширяться. [ 10 ]  

В Дхрупаде алап обычно бывает расширенным и без сопровождения, как и большинство инструментальных жанров в музыке Северной Индии. [ 11 ] Он также фокусируется на более длинной и более структурированной версии раздела алап-джор. По сравнению с Хаялом существует четкое структурное разделение между открытием Рага-алапа и Джора. [ 4 ] В секции Джор в Дхрупаде можно услышать все более четкий и быстрый пульс. В этом разделе Джор следует наиболее распространенному ритмическому циклу в Дхрупаде - двенадцатидольному. Тема интенсификации заметна, поскольку последующий переход от алапа к джору считается более ритмичным, когда он достигает секции джор. [ 14 ] Распространенным инструментом, используемым в Дхрупаде , в джоре, является Рудра Винья , струнный инструмент , вызывающий мелодичный ритм. [ 15 ]

Исследование, проведенное Napier, [ 4 ] изображает, что конечной точкой Дхрупада является артикуляция последней ноты, сыгранной в Алапе во время раздела Джор. Он также отмечает, что в Дхрупаде существует большая секциональность, которая очевидна в Джоре, поскольку в Дхрупаде трудно распознать последовательность в отношении ритмической композиции.

Структура

[ редактировать ]

Инструментальное исполнение джора включает в себя ситариста , который берет определенные ноты на гитаре или другом инструменте в постоянном ритме. Вокальное исполнение Йора покажет, как вокалист поет каждую фразу в одинаковое время. [ 3 ] Запись двух выступлений раги, проведенных Дхаеамбиром Сингхом Дадхьяллой, показала, что Джор вместе с Алапом длится 5 минут, что уменьшает количество изменений темпа в начальной части. [ 5 ]

Эксперимент, проведенный Уиллом, Клейтоном, Вертхаймом, Леанте и Бергом, показывает, что ход пульса в участках Джор и Алап в Раге совершенно различен. [ 16 ] Алап показывает, что существует как минимум девять различных частот пульса, тогда как в Джоре их только три. Эти характеристики Джора, отличающие его от других разделов, вызывают разные отклики аудитории.

Музыка хиндустани, исполняемая на ситаре

В трехсекционном формате Раги Алап-Джор-Джала, Джор и Алап могут иметь сходство в композиции и ритмическом стиле. Однако у Джора есть отличительные черты, которые выделяют его среди Раги. Джор по сравнению с Алапом обычно медленно вводится в Рагу , но постоянно нарастает, пока не достигнет быстрого темпа. Это обеспечивает плавный переход к Джале, продолжая ускоренный ритм, заданный Джором. [ 1 ] Алап определяется исключительно свободным ритмом, тогда как Джор ограничивается регулярным пульсом, следуя простому шаблону ударов, который в некоторых случаях можно доработать. [ 11 ] По мере развития Раги Джор действует как связующее звено между Алапом и Джалой, поскольку он применяет мелодию, представленную в Алапе, и расширяет ее до Джалы. Использование Гамака в Джоре, который состоит из трех нот, исследующих более широкий диапазон или октаву . [ 17 ] Еще одно различие между двумя вступительными частями - это свобода, предоставленная Джору, когда он перемещается между разными импульсами и скоростями, при этом сосредотачиваясь на определенных более мелких частях песни. [ 18 ]

Переход между тремя частями, алап-джор-джхала, непрерывен, и каждая часть построена на основе предыдущей. Джор (буквальное значение «присоединиться») выступает вторым вступлением после алапа в представлении раги . По структуре он аналогичен алапу, но с изменением ритмического стиля. Когда рага переходит в джор, ритм вводит инструменталист . [ 19 ] Джор использует особенности масштаба и узоров из предыдущего раздела ( Алап ) и импровизирует, чтобы создать новую вариацию этих особенностей. [ 20 ] Во время джора исполнение должно поддерживать устойчивый ритм, за исключением барабанов , который остается неизменным на протяжении Алапа, Джора и Джалы. [ 21 ]

В нотной записи джор следует тем же нотам, что и алап, с постоянным устойчивым ритмом между ними. Нараян [ 1 ] утверждает, что Джор - это «более быстрая часть алапа с ритмом», но он отличается от алапа своей способностью концентрироваться на меньших разделах или нотах по всей раге. Разница между алапом и джором заключается в увеличении регулярности джора по сравнению с предыдущим разделом алапа. [ 22 ] Точно так же основная звуковая последовательность в этом разделе формируется событиями тикари, чтобы вызвать заметный тембрально-ритмический рисунок. [ 23 ] Взаимосвязь между ними формирует определение моста, который связан со световыми характеристиками алапа и сопровождается контролируемым дизайном раги , где барабаны определяют соединение в аранжировку. [ 3 ] Тема, сформированная во вступлении алапа, продолжается джором, где исключаются барабаны и ритмические доли, а выбранный мелодический инструмент играется в ускоренном темпе или исполнитель увеличивает фразировку каждого слога . [ 19 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Соррелл, Нил (1980). Индийская музыка в исполнении: практическое введение . Рам Нараян. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 109. ИСБН  0-8147-7815-1 . OCLC   6086559 .
  2. ^ Камен, Роджер и Анита Камен. Музыка: Благодарность. Макгроу-Хилл Образование, 2018.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Лавеццоли. Рассвет индийской музыки на Западе. Блумсбери Академик, 2007.
  4. ^ Jump up to: а б с д Нэпьер. Структура и пропорции в Хиндустани Алап. Университет Нового Южного Уэльса, 2019. стр. 56.
  5. ^ Jump up to: а б Рормайер, Мартин; Уиддесс, Ричард (2017). «Случайное изучение мелодической структуры североиндийской музыки» . Когнитивная наука . 41 (5): 1299–1327. дои : 10.1111/cogs.12404 . ПМИД   27859578 .
  6. ^ Уилл У., Клейтон М., Вертхайм И., Леанте Л., Берг Э. (2014). Пульс и вовлечение в неизохронные слуховые стимулы: случай североиндийского алапа. ПЛОС ОДИН. п.2.
  7. ^ Эрдман, Дж. (1982). Пустой бит: Хали как знак времени. Чикагский университет. пп 1.
  8. ^ Jump up to: а б Джайразбхой, Н.А. (1971). Лоскутки североиндийской музыки: их структура и эволюция. Фабер и Фабер Лимитед. стр. 27.
  9. ^ Саньял, Ритвик (2004). Дхрупад: традиции и исполнение в индийской музыке . Ричард Уиддесс. Олдершот, Хантс, Англия: Эшгейт. ISBN  0-7546-0379-2 . OCLC   51985008 .
  10. ^ Jump up to: а б Макнил, Адриан (2 января 2017 г.). «Семенные идеи и творчество в музыке хиндустани-рага: за пределами диалектики композиции и импровизации» . Этномузыкальный форум . 26 (1): 116–132. дои : 10.1080/17411912.2017.1304230 . ISSN   1741-1912 . S2CID   194454109 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Клейтон, Мартин (2008). Время в индийской музыке: ритм, метр и форма в североиндийском рааг-исполнении . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-985193-5 . OCLC   779875847 .
  12. ^ Эрдман. Пустой бит: Хали как знак времени. Чикагский университет, 1982. стр. 24.
  13. ^ Jump up to: а б Эрдман, Джоан Л.; Семиотическое общество Америки в сотрудничестве с Центром философской документации (1982). «Пустой ритм: Хали как знак времени» . Американский журнал семиотики . 1 (4): 21–45. дои : 10.5840/ajs19821415 . ISSN   0277-7126 .
  14. ^ Нэпьер, Джон (26 ноября 2019 г.). «Структура и пропорции в хиндустани-алапе» . Обзор эмпирического музыковедения . 14 (1–2): 53–65. дои : 10.18061/emr.v14i1-2.5502 . hdl : 1959.4/unsworks_65315 . ISSN   1559-5749 .
  15. ^ Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе: Бхайрави . Нью-Йорк: Континуум. ISBN  0-8264-1815-5 . OCLC   62134753 .
  16. ^ Матур, Авантика; Виджаякумар, Сухас Х.; Чакрабарти, Бхишмадев; Сингх, Нандини К. (30 апреля 2015 г.). «Эмоциональные реакции на музыку хиндустани-рага: роль музыкальной структуры» . Границы в психологии . 6 : 513. doi : 10.3389/fpsyg.2015.00513 . ISSN   1664-1078 . ПМЦ   4415143 . ПМИД   25983702 .
  17. ^ Соррелл, Нил (1980). Индийская музыка в исполнении: практическое введение . Рам Нараян. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 101. ИСБН  0-8147-7815-1 . OCLC   6086559 .
  18. ^ Соррелл, Нил (1980). Индийская музыка в исполнении: практическое введение . Рам Нараян. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 110. ИСБН  0-8147-7815-1 . OCLC   6086559 .
  19. ^ Jump up to: а б Моран, Никки (2013). «Музыка, тела и отношения: этнографический вклад в исследования воплощенного познания» . Психология музыки . 41 (1): 5–17. дои : 10.1177/0305735611400174 . hdl : 20.500.11820/31e65dd9-cc14-4c4e-accd-1bd05dd7d038 . ISSN   0305-7356 . S2CID   145045209 .
  20. ^ Эрдман, Джоан Л.; Семиотическое общество Америки в сотрудничестве с Центром философской документации (1982). «Пустой ритм: Хали как знак времени» . Американский журнал семиотики . 1 (4): 31. дои : 10.5840/ajs19821415 . ISSN   0277-7126 .
  21. ^ Джайразбхой, Назир Али (1971). Роготы североиндийской музыки: их структура и эволюция . Лондон: Faber and Faber Ltd., с. 31. ISBN  0-571-08315-3 . ОСЛК   164263 .
  22. ^ Матур, Авантика; Виджаякумар, Сухас Х.; Чакрабарти, Бхишмадев; Сингх, Нандини К. (30 апреля 2015 г.). «Эмоциональные реакции на музыку хиндустани-рага: роль музыкальной структуры» . Границы в психологии . 6 : 2–3. дои : 10.3389/fpsyg.2015.00513 . ISSN   1664-1078 . ПМЦ   4415143 . ПМИД   25983702 .
  23. ^ Уилл, Удо; Клейтон, Мартин; Вертхайм, Ира; Леанте, Лаура; Берг, Эрик (7 апреля 2015 г.). Коц, Соня (ред.). «Пульс и увлечение неизохронными слуховыми стимулами: случай североиндийского алапа» . ПЛОС ОДИН . 10 (4): 9. Бибкод : 2015PLoSO..1023247W . дои : 10.1371/journal.pone.0123247 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   4388701 . ПМИД   25849357 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41da980dcb0b1feb6c3f0a6e2b0009a1__1714360080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/a1/41da980dcb0b1feb6c3f0a6e2b0009a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jor (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)