Рудра вина
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Рудра вина | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Рудра в вине, Бин, Бин |
Классификация | Струнный инструмент |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 311.222 (Настоящая палочная цитра : инструменты, в которых звук производится одной или несколькими вибрирующими струнами, которые состоят исключительно из струнодержателя или струнодержателя с резонатором, который не является неотъемлемой частью инструмента, со струнодержателем, имеющим форму стержня (бар цитра), имеет жесткий и негибкий держатель струны (палочная цитра), не имеет изогнутого или гибкого конца (настоящая палочная цитра), имеет более одной резонаторной тыквы.) |
Развитый | К концу 15 века |
Музыканты | |
Асит Кумар Банерджи , Анант Бедекар , Бахауддин Дагар (р. 1970), Зия Мохиуддин Дагар (1929–1990), Мохаммед Хан Фариди , Устад Шамсуддин Фариди Десаи (1936–2011), Захид Фариди Десаи , Хиндрадж Дивекар (1954–2019), Джиоти Хегде , Р.В. Хегде (р. 1953), Устад Абид Хусейн Хан , Устад Асад Али Хан (1937–2011), Банде Али Хан (1826–1890), Джамалуддин Хан , Мурад Хан , Наубат Хан , Омрао Хан , Раджаб Али Хан , Вазир Хан (Рампур) , Захид Хан , Кришнарао Холапуре , Шарада Мушти , Мадхуванти Пал (р. 1992), Даттатрея Рама Рао Парватикар (1916–1990), Бинду Мадхав Патхак (1935–2004), Шрикант Патхак , Питер Роу (1944–2018), П. Д. Шах (1911–1975), Карстен Вике (р. 1970) | |
Строители | |
Канилал и Брат , Калькутта | |
Больше статей или информации | |
Вина , Сарасвати вина , Вичитра вина , Читра вина , Пинака вина , Алапини вина |
Рудра вина ( санскрит : Рудра вина ) (также пишется Рудравина [ 1 ] или Рудра в вине [ 2 ] ) - также называемый Бин в Северной Индии. [ 3 ] — большой щипковый струнный инструмент , используемый в музыке хиндустани , особенно в дхрупаде . [ 2 ] Это один из основных типов вины , исполняемый в индийской классической музыке, отличающийся глубоким басовым резонансом. [ 4 ]
Рудра вина встречается в храмовой архитектуре до Великих Моголов . Он также упоминается в судебных протоколах еще во времена правления Зайн-уль-Абидина (1418–1470). [ 3 ] и приобрел особое значение среди Великих Моголов . придворных музыкантов [ 3 ] До обретения независимости игроки на рудра вине, как практикующие дхрупад, пользовались поддержкой княжеств ; после обретения независимости и политической интеграции Индии эта традиционная система патронажа прекратила свое существование. [ 5 ] С прекращением этой традиционной поддержки популярность Дхрупада в Индии снизилась, как и популярность Рудра Вины. [ 5 ] Однако в последние годы популярность рудра вины возродилась, что, по крайней мере частично, вызвано интересом среди неиндийских практиков. [ 5 ] [ 6 ]
Имена и этимология
[ редактировать ]Название «Рудра вина» происходит от Рудры , имени Господа Шивы ; Рудра вина означает «вина Шивы». [ 3 ] (сравните Сарасвати вину ). Согласно устной традиции, Шива создал рудра вину с двумя тыквами -резонаторами тумба, символизирующими грудь либо его жены Парвати, либо богини искусств и учения Сарасвати , а также длинную данди трубку в качестве меруданды , одновременно человеческого позвоночника и космическая ось. [ 3 ] Длина резной области данди традиционно измеряется девятью кулаками — расстоянием от пупка до верхушки черепа. [ 3 ]
Однако существует твердое мнение, что Шива создал рудра вину для развлечения других богов, поскольку Шива всегда любил танцевать и петь.
Другое объяснение состоит в том, что асура Равана , как говорят, изобрел рудра вину; Вдохновленный своей преданностью Господу Шиве, или Рудре, он назвал инструмент Рудра вина. [ нужна ссылка ]
Северо-индийское народное название «бин» (иногда пишется «бин») происходит от ранее существовавшего корня «вина», термина, который сегодня обычно используется для обозначения ряда южноазиатских струнных инструментов. [ 3 ] Хотя происхождение слова «вина» неясно, одно из возможных производных происходит от доарийского корня, означающего «бамбук» (возможно, дравидийского, как в тамильском «veṟam», «трость», или южноиндийской бамбуковой флейты, « вену » ). раннее наклеивание или трубчатые цитры [ 3 ] - как это видно на современном мусорном контейнере, центральная трубка данди которого до сих пор иногда делается из бамбука. [ 2 ]
Форма и конструкция
[ редактировать ]Рудра вина классифицируется как палочка цитры. [ 2 ] или трубчатая цитра [ 7 ] [ 8 ] в системе классификации Сакса-Хорнбостеля . Тело вины ( данди ) представляет собой трубку из бамбука или тика длиной от 137 до 158 см (от 54 до 62 дюймов), прикрепленную к двум большим тумбы резонаторам , сделанным из тыквы -калабаша . [ 3 ] [ 8 ] Тумбы ; на рудра вине имеют диаметр от 34 до 37 см (от 13 до 15 дюймов) В то время как музыканты на вине когда-то прикрепляли тумбы к данди кожаными ремешками, в современных инструментах для прикрепления тумб используются латунные винтовые трубки . [ 3 ]
Традиционно нижний конец данди , где струны крепятся под перемычкой ( джавари ), заканчивается резьбой в виде павлина. [ 3 ] Эта резьба павлина полая, чтобы усилить резонанс инструмента. [ 9 ] Эта полость открывается в трубку данди и закрывается непосредственно основным джавари . [ 9 ] Другой конец инструмента, удерживающий большую часть или все колышки, украшен резной макарой . [ 9 ] Подобно павлину на другом конце и соединяющей их трубке данди макара , коробочка для колышков также полая. [ 9 ]
Рудра вина имеет от двадцати одного до двадцати четырех подвижных ладов ( парда ) на вершине данди . [ 3 ] [ 5 ] [ 8 ] Эти лады состоят из тонких латунных пластин с плоскими вершинами, но изогнутыми деревянными основаниями, повторяющими форму данди , каждая высотой примерно от двух до четырех сантиметров (0,75-1,5 дюйма). [ 3 ] [ 6 ] Хотя когда-то эти лады прикреплялись к инструменту воском, современные исполнители на вине используют для крепления ладов вощеные льняные завязки. [ 8 ] [ 4 ] [ 3 ] Это позволяет игрокам настраивать лады в соответствии с отдельными микротонами ( шрути ) раги . [ 8 ] Потянув струну вверх или вниз вдоль лада, исполнитель на вине может изменить высоту звука ( менд ) на целых квинту. [ 3 ]
Современная рудра вина имеет в общей сложности семь или восемь струн: четыре основные мелодические струны, две или три струны чикари (которые используются в ритмических частях лоскута, чтобы очертить или подчеркнуть пульс, или таал ) и одну гудящую ( ларадж ). нить. [ 3 ] [ 8 ] Эти струны сделаны из стали или бронзы и проходят от колышков (и через порожок, если они идут из колкового ящика) вниз к павлину, проходя через джавари рядом с павлином. [ 9 ] Рудра вина будет иметь три джавари ; основной, закрывающий отверстие полого павлина, и два меньших по бокам павлина, поддерживающие струны чикари и дрона. [ 9 ] Эти джавари и другие опоры для струн традиционно изготавливаются из самбара оленьего рога ; однако Индия запретила торговлю рогами самбарского оленя с 1995 года из-за сокращения популяции оленей и их уязвимого статуса. [ 9 ] [ 10 ] Струны настраиваются поворотом колков из черного дерева, чтобы натянуть или ослабить струны; опоры роговых струн можно перемещать для точной настройки. [ 9 ]
В отличие от европейских струнных инструментов, где струны почти всегда настроены на одни и те же ноты на всех инструментах, например, у современной виолончели открытые струны обычно настроены на C 2 (на две октавы ниже среднего C ), за которыми следуют G 2 , D. 3 , а затем А 3 — рудра вина следует классической хиндустанской практике использования подвижной основной ноты или тоники ( подвижного до ). Четыре мелодические струны настроены на ма квинту ниже тоники; тоник ( са ); па на квинту выше тоники; и са на октаву выше тоники. [ 3 ] [ 4 ] Таким образом, если самая нижняя струна ма была настроена на D 2 , то четыре мелодические струны были бы настроены на D 2 , A 2 , E 3 и A 3 ; если бы самая нижняя струна ма была настроена на B♭ 1 , тогда четыре мелодические струны были бы настроены на B♭ 1 , F 2 , C 3 и F 3. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Популярность рудра вины снизилась отчасти из-за появления в начале 19-го века сурбахара , который позволил ситаристам легче представлять алап -части медленных дхрупад в стиле раг . В 20 веке Зия Мохиуддин Дагар модифицировал и перепроектировал рудра вину, чтобы использовать тыквы большего размера, более толстую трубку ( данди ), более толстые стальные игровые струны (0,45-0,47 мм) и закрытые джавари . При щипке без использования плектра ( мизраба ) издавался мягкий и глубокий звук. Инструмент был дополнительно модифицирован шрути вина, как Лалмани Мишрой Бхараты чтобы установить Шаджа Грам и получить 22 шрути . [ 11 ]
Галерея
[ редактировать ]-
ок. 1605. Портрет Наубат-хана работы Устада Мансура , Школа Великих Моголов ок. 1605 год, Британский музей , Лондон. [ 12 ] Инструмент изображен с двумя струнами.
-
Наубат Хан Калавант играет на трехструнной рудре вине.
-
1690-1696 гг. н. э. Мужчина играет в рудру вину.
-
ок. 1700. Сарасвати верхом на белой птице и держит урну в северном стиле (рудра вина). Инструмент изображен с четырьмя струнами.
-
1808-1812. Иллюстрация мусорного бака с надписью «qaplious». В то время показанный на рисунке инструмент был безладовым; Подобно пинака-вине , в ней использовалась палочка, чтобы скользить по струне и выбирать ноты.
-
1825. Миян Химмат Хан Калавант играет в мусорное ведро, страница из Тасрих аль-Аквам. Корзина имеет четыре основные струны, на которые можно надевать лады, и две боковые струны.
-
1891. Игрок в мусорное ведро , Уильям Гибб . Изображенный инструмент имел четыре основные струны, на которых можно было ставить лады, и три боковые струны.
-
Птица на рудра вине, держатель для веревки.
-
Вина Махарадж Даттатрея Рама Рао Парватикар (1916-1990) играет Рудру Вину
-
Устад Асад Али Хан играет на рудре вине в традиционном стиле.
-
Видео. Рудра вина или бин играет Мохи Бахауд-дин Дагар в стиле дагарбани.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Педди, Совжанья (26 ноября 2015 г.). «Освоение короля инструментов» . Thehindu.com . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Наклейте цитру с тыквенными резонаторами (Рудра Винья или Бин), Северная Индия, в Национальном музыкальном музее» . Collections.nmmusd.org . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Дик, Аластер; Уиддесс, Ричард; Брюгьер, Филипп; Гики, Гордон (29 октября 2019 г.), «Vīna» , Grove Music Online , номер домена : 10.1093/omo/9781561592630.013.90000347354 , ISBN 9781561592630 , получено 13 июля 2021 г.
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с «The Tribune, Чандигарх, Индия — Arts Tribune» . Tribuneindia.com . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Интервью Устада Бахауддина Дагара: «Дхрупад – цветущие ветви, увядающие корни?» " . Дарбар.орг . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Каково будущее древней рудра вины в классической хиндустани?» . 17 октября 2017 г.
- ^ Найт, Родерик. «Рыцарская версия Hornbostel-Sachs: новый взгляд на классификацию музыкальных инструментов» (PDF) . п. 23 . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бризар, Рено (2018). Рага Яман (Примечания на обложке). Устад Зия Мохиуддин Дагар . Идеологический орган/Издания Мего.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кох, Ларс-Кристиан (режиссёр). Рудра вина: изготовление североиндийского струнного инструмента в традициях Kanailal & Bros [ Рудра вина: изготовление индийского струнного инструмента в традициях Kanailal & Bros ] (DVD) (на английском языке с немецкими и английскими субтитрами). Берлин: Этнологический музей, Государственные музеи прусского культурного наследия. 2007. OCLC 662735435.
- ^ Тимминс, Р.Дж.; Каваниши, К.; Гиман, Б.; Линам, Эй Джей; Чан, Б.; Стейнмец, Р.; Барал, Х.С.; Самба Кумар, Н. (2015). « Руса униколор ». Красный список видов, находящихся под угрозой исчезновения МСОП . 2015 : e.T41790A85628124.
- ^ «Шрути Вина - Статьи ОМЕНАД» . Оменад.нет . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Бонни С. Уэйд (январь 1998 г.). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. п. 119 . ISBN 978-0-226-86841-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]