Дживари
В индийской классической музыке джавари [а] относится к богатому обертонами «жужжащему» звуку, характерному для классических индийских струнных инструментов, таких как танпура , ситар , сурбахар , рудра вина и Сарасвати вина . Джавари может относиться к самому акустическому феномену или к тщательно вырезанным мостикам из кости, слоновой кости или дерева , которые поддерживают струны на деке и производят этот конкретный эффект. Подобный тип моста используется на традиционных эфиопских лирах , а также на древнегреческой кифаре , а «ревущие штифты» некоторых ранних европейских арф работали по тому же принципу. Похожий звуковой эффект, называемый савари , используется на некоторых традиционных японских инструментах и .
Под струны танпур, которые не имеют лада (незажатых), а иногда и под те басовые струны ситаров и сурбахаров, которые редко настраиваются накладываются хлопчатобумажные нити , на мостик джавари , чтобы контролировать точное положение узла и его высоту над струной. изогнутая поверхность, чтобы точнее улучшить звучание джавари . Эти хлопковые нити известны на хинди как джива , что означает «жизнь» и относится к более яркому звуку, который слышен от натянутой струны, когда нить находится в правильном положении. Этот процесс называется «регулировкой явари ». После длительного времени игры поверхность непосредственно под струной изнашивается из-за эрозионного воздействия струн. Звук станет тонким и резким, а настройка также станет проблемой. Затем умелому, опытному мастеру необходимо отремонтировать и отполировать поверхность, что называется «выполнение джавари » («Джавари саф карна» или «Очистка джавари»). [1] ).
Насыщенный и очень «живой» резонансный звук требует большой чуткости и опыта в процессе настройки. При фактической настройке основы представляют меньший интерес, поскольку внимание уделяется устойчивым гармоникам, которые должны быть отчетливо слышны, особенно октавам, квинтам, мажорным трециям и второстепенным септимам (основного) тона струны.Фактическая настройка осуществляется на трех уровнях: во-первых, с помощью больших колышков , во-вторых, путем осторожного перемещения настроечных бусин для микронастройки и, в-третьих, на танпуре, путем еще более тщательного перемещения хлопчатобумажных нитей, проходящих между струнами. и мост, несколько раньше зенита его изгиба.
Эффект
[ редактировать ]Типичным для джавари на инструменте с предпочтительно длинными струнами является то, что на деке струны проходят по широкому мосту с очень плоской параболической кривой. Кривизна бриджа точно соответствует оптимальному уровню игры или, точнее, точной амплитуде каждой струны. Любая струна, учитывая длину, плотность, высоту звука и натяжение, хочет, чтобы ее щипали в пределах ее эластичности, и поэтому она гармонично вибрирует с постоянной высотой звука. Если правильно защипать струну танпуры, она издаст звук определенной амплитуды, которая будет медленно уменьшаться по мере затухания тона. В этом постепенном процессе струна, двигаясь вверх и вниз в зависимости от своей частоты, периодически соприкасается с изогнутой поверхностью моста. Точное пятно будет постепенно смещаться вверх по наклонной поверхности в зависимости от уменьшения амплитуды и, наконец, растворяться в положении покоя открытой струны. В этом сложном динамическом процессе сонации смещающееся касание затрагивает микроузлы на струне, возбуждая широкий диапазон гармоник в режиме качания. Желаемый эффект — это каскадный ряд гармоник в радуге звука. По аналогии: правильно сформированный и отрегулированный джавари похож на преломление белого света через призму . Когда призма хороших пропорций и качества и используется правильно, явление должно проявиться само собой. «Голос артиста, отличающийся богатым звуком, напоминающим звук, производимый двумя согласными, играемыми вместе, часто известен как содержащий в себе джавари, хотя такое использование произвольно». [1]
Строительство
[ редактировать ]Джавари танпуры в некотором роде подгоняется с помощью хлопчатобумажной нити под тетивой. И сама нить, и ее функция называются «джива». Джива приподнимает струну на диаметр от бриджа и придает необходимый зазор и возможность регулировки. Осторожно перемещая дживу, последовательность перемещения по параболической поверхности моста становится «настраиваемой» в определенных пределах. Для каждой струны должно быть место относительно изгиба подставки, где достигается оптимальное качество звука. В области оптимального резонанса и сустейна должен быть доступен небольшой люфт для дальнейшей точной настройки, при котором движение дживы едва заметно. Если использовать оптику, то смещение дживы будет похоже на использование ручной точной фокусировки на фотоаппарате.Опытные производители джавари согласятся, что «джавари» необходимо изготавливать специально для струн определенной длины, калибра, шага и определенной амплитуды. Кривизна моста основных струн ситара будет отличаться от кривизны меньшего и нижнего моста перед основным мостом, который несет симпатические резонансные струны (тарафы). Поскольку этот хор более тонких и коротких струн возбуждается исключительно за счет симпатического резонанса с тонами, играемыми на основных струнах, общая амплитуда меньше, поэтому, соответственно, кривизна будет более пологой. Создание идеально звучащего Джавари для любого инструмента требует очень высокого уровня навыков и опыта. Танпуры — единственные инструменты, которые всегда используются с джива-нитями, за исключением октавных тамбури. Ситар, Рудра Вина, Сарасвати Вина - все они имеют параболические широкие перемычки Джавари для основных игровых струн. Сарод и Саранги имеют некоторые из своих симпатических резонансных струн (тарафов) на маленьких плоских мостиках джавари, похожих на струны ситара. Джавари ситара будет изготовлено по желанию исполнителя: либо «открытое» («хула») с ярким звучащим эффектом джавари, либо «закрытое» («полоса») с относительно более простым тоном. или что-то среднее («гол»). Выбор зависит от предпочтений ситара и адаптированного стиля игры.
Примечания
[ редактировать ]- ^ альтернативно транслитерируется как джоари , джвари , джвари ; Джавари , Джовари , Джоари , Джувари и Джвари .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ройчаудхури, Бималаканта (200). Словарь классической музыки хиндустани , стр.51. Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1708-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Исследование музыкального тембра: необходимость совместных подходов , Стефани Вайссер, Оливье Лартильо. Архивировано 19 августа 2017 г. в Wayback Machine.
- Кнут Геттлер
- Физическая модель нелинейной струны , Садджад Сиддик.
- Динамика простой струны, подверженной одностороннему ограничению , Томоясу Тагути, 2008 г.