Yazh

Классификация | Струнный инструмент |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 322.11 ( арочная арфа ) |
Связанные инструменты | |
| |
Музыканты | |
Тарун Секар | |
Строители | |
Тарун Секар [1] |
Яж тамильский ( транслитерируется : யாழ் , также yāḻ , произносится [jaːɻ] ) — арфа , используемая в древней тамильской музыке . На него нанизывали жильные струны, идущие от изогнутой эбонитовой шеи к резонатору в форме лодочки или корыта, отверстие которого было покрыто кожей для деки. В резонаторе струны крепились к струнной планке или настроечной планке с отверстиями для струн, которые лежали под декой и выступали наружу. Шея также могла быть покрыта шкурой. [2] [3] [4]
Арочная арфа использовалась в Индии, по крайней мере, со II века до нашей эры, когда на буддийском произведении искусства в Бхаруте изваяли женщину с этим инструментом . [5] И индийская в стиле арфы вина , и тамильский яж пришли в упадок, начиная примерно с 7-го века нашей эры, когда вина в стиле цитры приобрела известность. [2] [3]
Хотя использование этого инструмента вымерло в прошлые века, произведения искусства сохранили некоторые сведения о том, как выглядели инструменты. Мастера приступили к воссозданию инструмента.
Характеристики
[ редактировать ]Инструменты имели высоту от 1 до 3 футов. [6] Струны из козьей кишки были растянуты и им придали разную толщину для разных нот. [6] Тела были вырезаны из местного дерева, в том числе из эммарама (красного дерева) или пала марама (джекфрута), а сегодня используется красный кедр. [6] Деки делались из козьей шкуры, приклеивались к корпусу пастой из семян тамаринда. [6] Звуковая панель под декой, к которой крепятся струны, была приклеена к корпусу инструмента с помощью лака под названием Аракку. [6]

Арфы настроены на музыкальные гаммы , при этом каждая струна настроена на одну ноту гаммы. Согласно литературе, тамильская земля была разделена на пять регионов, каждый из которых имел свой масштаб (Паан) и вариант инструмента. [6]
Тамильский поэт Тируваллувар упоминает яж в своем произведении «Тируккурал» . [8] во многих крупных шедеврах тамильской классической литературы, написанных в период Сангама Яж упоминается . Силаппатикарам , написанный тамильским принцем чера Иланго Адигалом , упоминает четыре вида яжов: [9] [6]
- Перияж – 21-29 струны – большой яж
- Макара яж – 19 струн – макара яж
- Какота яж – 14 струн
- Ченкотти яж – 7 струн
В тамильской книге Perumpanaṟṟuppatai говорится, что струны яжа не должны иметь перекручиваний. Другая тамильская литература, в которой есть упоминания о яже, - это Сивага Синдхамани и Перия Пуранам . [10] В наше время Свами Випулананда написал на тамильском языке книгу научных исследований под названием « Яж Нул» , в которой подробно описаны шесть различных яж-арф. [11]
Форма тела
[ редактировать ]Инструмент может иметь родство с мифологическим яли , слово для которого (யாழி) лингвистически похоже на слово, обозначающее эту арочную арфу (முகம்). Какое бы лингвистическое родство эти слова ни имели, а могли и не иметь, некоторые исследователи полагают, что мифологическое яли было вырезано на кончике грифа яг-арфы. [3] Связь между струнным инструментом и яли не ограничивается этим тамильским инструментом, но также упоминается Шарнгадевой в его «Сангите Ратнакаре» как особенность экатантри палочки-цитры вины . [12] Современная вина Сарасвати сохраняет эту особенность. [13]
Другие виды яжа:
Животное, использованное при создании инструмента, влияет на его звук, влияя на размеры инструмента, что приводит к изменению его звука. [6] Формы эстетичны с культурной точки зрения и позволяют включить кривую золотого сечения в арку инструмента. [6]
Литература
[ редактировать ]Есть город, названный в честь яжа в истории его основания, Джафна , известный по-тамильски как Яжпанам . повествует Тамильская легенда Шри-Ланки , что слепой Панан так красиво играл на Яже, что получил от короля землю, которую он назвал в честь себя, что буквально означает «город арфистов» . [16] [17] [18]
Яж встречается не только в литературе, но и в скульптурах в храмах Дарасурам и Тирумайам в Тамил Наду, а также в деревне Амаравати, район Гунтур . [19]
на яже играли в храме Мадурай Минакши в Аммане В первые века . Это было упомянуто в Шайва Тирумурай 11-й Патигам. Его также сыграл музыкант и поэт Панапатирар ( тамильский : பாணபத்திரர் ), который упоминается в религиозных религиозных рассказах.
Галерея
[ редактировать ]- Современное воспроизведение яжа , инструмента, используемого в древней тамильской музыке . На изогнутой шее этой репродукции вырезана голова яли.
- Современные воссоздания яж/ял
- Современная иллюстрация Макара Яла (тамильский: மகரயாழ்).
- Женщина, играющая на яле.
- Виркоди яж или вил яж . Теория музыки предполагает, что охотничий лук послужил источником вдохновения для создания первых струнных инструментов в Индии. Это из Тамил Наду .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео BBC, показывающее игру на инструменте.
- Новостная статья с известной фотографией Макара Яжа.
- Краткая история Джафны и яжа, Daily News, Шри-Ланка.
- Новостной сюжет о воссоздании яжа
- Фото и новостной ролик современного воссозданного яжа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гершон, Ливия (26 апреля 2021 г.). «Послушайте первую песню, когда-либо записанную на этом древнем, похожем на арфу инструменте; Тарун Секар, мастер из южной Индии, кропотливо воссоздал давно утраченный яж» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский институт . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Аластер Дик (1984). «Ял». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 881. Том 3.
- ^ Jump up to: а б с «Музыкальные инструменты, на которых играют в Индии» . Глава SPICMACAY, Корнелльский университет. Архивировано из оригинала 10 февраля 2010 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
Яж — древний дравидийский инструмент, чем-то похожий на арфу. Свое название он получил из-за того, что кончик ножки этого инструмента был вырезан в голове животного яали (вьяла на санскрите). Яж представлял собой открытый струнный полифонический инструмент с деревянным резонатором в форме ладьи, обтянутым кожей, и стволом из черного дерева. Его настраивали либо колки, либо кольца из кишок, перемещаемые вверх и вниз по струне... в средние века его вытеснила вина.
- ^ «Празднование неслыханных мелодий» . Индус . Индия. 25 декабря 2010.
Яж (разновидность арфы)... Ноты (свары) известны как Нарамбу. Нарамбу — это жильные струны, используемые в Яже. Каждая струна Яжа была настроена на одну ноту, поэтому это объединение Нарамбу нужно было отметить.
- ^ Екатерина Людвик (2007). Сарасвати, речная богиня знаний: от вина-игрока, несущего рукописи, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . БРИЛЛ Академик. стр. 227–229. ISBN 978-90-04-15814-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Раджешвари, Джанани. «Яж: возрождение с изюминкой» . Клуб Веранда . Проверено 1 октября 2022 г.
...пять основных типов яжа в зависимости от количества струн: Сенготти Яж (семь струн для игры на семи сварах); Сагода Яж (14 струн); Макара Яж (19 струн), Перияж (содержащий 21-29 струн, что было ближе к Вине, на которой можно играть 27 нот) и Серяж... древняя литература делила землю на пять форм: Марутам, Муллаи, Паалаи, Нейдал. и Курунджи. «Считается, что в каждом регионе был свой Паан (древняя музыкальная гамма), а также свой уникальный Яж», — говорит Тарун.
- ^ Лалитарам (перевод с тамильского: Лалитарам) (15 февраля - 14 марта 2005 г.). «Музыкальный инструмент Джафны – вид (перевод с тамильского: Музыкальный инструмент Джафны – вид)» . Варалаару.com . Нет. 8.
- ^ Ксавье С. Тани Наягам, изд. (1966). Тамильская культура . Тамил (индийский народ) (на английском и тамильском языках). Том. 12. Общество тамильской литературы, Академия тамильской культуры. стр. 208, 209.
- ^ Рангараджан, Хариприя (2001). Хариприя Рангараджан; Г.Камалакар; АКВС Редди; М. Верендер; К. Венкатачалам (ред.). Джайнизм: искусство, архитектура, литература и философия . Религия/джайнизм (на английском и тамильском языках). Издательство Шарада. п. 142.ISBN 9788185616773 .
- ^ «Об основах консервации» . Индус . Индия. 4 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 25 января 2013 г.
- ^ «Сто тамилов XX века: Свами Випулананда (1892–1947)» .
- ^ «Разновидности Вины» . САРАСВАТИ ВИНА (САРАСВАТИ ВИНА) . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 года.
[перефразированный перевод частей Сангиты Ратнакары Сарнгадевы, размещенный в Интернете]
- ^ Караикуди С. Субраманиан (весна – лето 1985 г.). «Введение в вино» . Азиатская музыка . 16 (2). Издательство Техасского университета: 9–13, 19. doi : 10.2307/833772 . JSTOR 833772 .
- ^ «Музыкальные инструменты» . Правительственный музей, Ченнаи, Индия. п. 2. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ «Музыкальные инструменты» . Правительственный музей, Ченнаи, Индия. п. 3. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Парлиментува, Цейлон (1 января 1957 г.). Цейлонские сессионные документы . Правительственная пресса.
- ^ Катиресу, Субраманье (1 января 2004 г.). Справочник по полуострову Джафна и сувенир об открытии железной дороги на север . Азиатские образовательные услуги. ISBN 9788120618725 .
- ^ Расанаягам, К.; Расанаягам, Мудалияр К. (1 января 1993 г.). Древняя Джафна: исследование истории Джафны с древнейших времен до португальского периода . Азиатские образовательные услуги. ISBN 9788120602106 .
- ^ «Возрождение сокровищ прошлого» . Индус . Индия. 26 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2008 г.