Jump to content

Гатам

Гатам
Ударный инструмент
Классификация Хорнбостеля – Сакса 111.24
(Ударные сосуды)
Развитый древний
Связанные инструменты
Ботия , гарха

Гхатам घट (санскрит: , каннада: ಘಟ гхата , тамильский: கடம் ghatam , телугу: ఘటం ghataṃ , малаялам: ഘടം, ghataṃ ) — прочный инструмент , используемый в различных репертуарах на Индийском субконтиненте , особенно в Южной Индии . В его вариант играют в Пенджабе , и он известен как гарха , поскольку является частью народных традиций Пенджаба. Его аналог в Раджастане известен как мадга и пани матака («кувшин для воды»).

Гатам — один из древнейших ударных инструментов Пакистана и Индии. Это глиняный горшок с узким горлышком. Ото рта он наклоняется наружу, образуя гребень. Изготовленный в основном из глины, обожженной латунными или медными опилками с небольшим количеством железных опилок, высота гатама варьируется в зависимости от его размера. Шаг можно немного изменить, применив пластилин, глину или воду. [1] [ нужна страница ]

Хотя гхатам имеет ту же форму, что и обычный индийский домашний глиняный горшок, он создан специально для игры на нем как на инструменте. Звук горшка должен быть хорошим, а стенки должны быть одинаковой толщины, чтобы звук был равномерным и приятным.

Гатамы в основном производятся в Манамадурае , месте недалеко от Мадурая в Тамил Наду. Хотя этот инструмент производят и в других местах, таких как Ченнаи и Бангалор, гатамы Манамадурая имеют особое качество звука. Считается, что грязь имеет особое качество. Манамадурай гхатам представляет собой тяжелый, толстый горшок с крошечными кусочками латуни, смешанными с глиной. На этом типе гхатама труднее играть, но он издает резкий металлический звонкий звук, который предпочитают некоторые игроки.

На нем играют основанием ладоней и пальцами, держа его на коленях, рот обращен к животу музыканта. Изменяя расстояние между горшком и желудком, музыкант может варьировать тембр инструмента. [2]

Горшок обычно ставят на колени исполнителя, рот инструмента обращен к животу исполнителя. Исполнитель ударяет пальцами, большими пальцами, ладонями и пятками рук по внешней поверхности, производя различные звуки. Разные звуки можно получить, ударяя разными частями рук по частям горшка. Иногда гатам поворачивают так, чтобы рот был обращен к публике, а исполнитель играл на грифе инструмента. Во время игры гатам можно перемещать в несколько разных позиций. Иногда исполнитель, к удовольствию публики, подбрасывает инструмент в воздух и ловит его. Гхатам идеально подходит для исполнения ритмических рисунков в очень быстром темпе. [3]

Художник сидит на полу, скрестив ноги, и держит Гатам близко к своему телу с отверстием возле живота. Эффект Басса достигается путем нажатия и отпускания Гхатамы на живот и ударов по телу Гхатамы нижними частями запястий. Для получения высоких звуков пальцы ударяют по гхатаму в разных частях, чтобы получить разные звуки. Болы для такие же, как и Мридангама . Гхатам используется вместе с Мридангамом на концертах. [4]

Этимология

[ редактировать ]

Название гхатам этимологически происходит от санскритского термина гхата (горшок) и родственного ему термина кунда (кувшин). Родственный термин горшку на тамильском языке - кудам (горшок с водой). Примечательно, что термин гхатам конкретно означает ударный музыкальный инструмент. Остальные термины обозначают повседневную утварь без особого музыкального подтекста.

Похожие инструменты

[ редактировать ]

Мадга , — это североиндийская версия южноиндийского гхатама сделанная из особой глины. Иногда производитель добавляет в глину металлическую или графитовую пыль, которая придает ей сине-серый цвет и особый звук.

На мадге можно играть так же, как и на гхатаме . Громкие басовые звуки можно получить, если ударить плоской рукой по отверстию в верхней части инструмента. На мадге можно играть молотками (палочками), и с помощью этого инструмента можно издавать множество звуков. Он тоньше гатама, но очень устойчив и не так хрупок, как можно подумать.

В Гуджарате и Раджастане

Этот глиняный горшок известен как матка и имеет почти идеально круглую форму (настроенную на C ). Его изготавливают во многих деревнях в Джайпуре (Раджастан) и Гуджарате и их окрестностях. Матка используется для хранения воды, а иногда и йогурта (творога), а также может использоваться как сосуд для приготовления пищи. Когда он используется в качестве музыкального инструмента в народной музыке, он известен как гхара , и на нем играют так же, как на южноиндийском гхатаме, но техника и ритмический стиль не так совершенны, как у карнатического гхатама. Еще одно отличие состоит в том, что в гхару традиционно часто играют с металлическими кольцами на больших, указательных, средних и безымянных пальцах обеих рук (но игроки различаются в зависимости от того, сколько колец и пальцев используется). Существует несколько версий этого инструмента. Некоторые из них сделаны из черной глины, которая обычно добывается в одном районе Раджастана, тогда как многие другие в Раджастане и Гуджарате сделаны из красноватой глины. Третья версия гхары сделана из красноватой глины, но имеет гораздо более плоскую и приземистую форму. Оба типа красной глины также можно найти богато украшенными красочными рисунками, тогда как черные обычно простые и незавершенные. Черные гхары чрезвычайно легкие, но очень плотные и издают сильный звук. Звуки ракушек звучат колоколообразно, с гораздо большим сустейном, чем в различных южно-индийских гатамах (хотя Майсурский гатам приближается к ним). Басовые тона этого инструмента очень заметны. Поскольку эти инструменты обжигаются при гораздо более высокой температуре в течение более длительного времени, чем южноиндийские гхатамы, между инструментами существует большая согласованность с точки зрения западного тона. Другими словами, вариаций в настройке гораздо меньше по сравнению с гхатамами из Южной Индии, которые могут хроматически варьироваться от низкой си до высокой ля. Гхары/матки обычно встречаются в диапазоне примерно C или C. до D (или немного выше), хотя, похоже, нет никаких указаний на то, что эти инструменты сконструированы с учетом настроек. Другие варианты написания матки включают муткай и мадга . [5]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рек, Дэвид Б. (1999). « Музыкальные инструменты: Южный регион ». Рутледж. В: Арнольд, Элисон; ред. (2000). Энциклопедия мировой музыки Garland . Южная Азия: Индийский субконтинент . Том. 5. Гарленд, Нью-Йорк/Лондон.
  2. ^ Александр, Кавичандран (1996). «Вкладыш», Tabula Rasā , стр.17. Акустика водяной лилии: WLA-CS-44-CD.
  3. ^ Бонни С. Уэйд. Музыка в Индии: классические традиции. 2008. Стр. 134–135.
  4. ^ Наимпалли, Садананд (2005). Табла , стр.16. Популярный Пракашан. ISBN   9788179911495 .
  5. ^ Робинсон, Н. Скотт (2006). « Гатам », NScottRobinson.com . Доступ: 10 октября 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a91b1ae393d9dc99077d03f91d22e51__1715568000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/51/6a91b1ae393d9dc99077d03f91d22e51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghatam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)