Рагам Танам Паллави
Карнатическая музыка |
---|
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
Рагам Танам Паллави ( RTP ) [ 1 ] - это форма пения в музыке Карнатика , которая позволяет музыкантам в значительной степени импровизировать. Это один из наиболее полных аспектов индийской классической музыки, демонстрирующий всю гамму талантов и глубину знаний музыканта. Он включает в себя рага алапану , танам , ниравал и калпанасвару . В более сложных рагам-танам-паллависе - тани-авартанам. [ 2 ] может последовать.
Разнообразие
[ редактировать ]«Рагам» в контексте « Рагам Танам Паллави » относится к раге алапане – первому компоненту. В этой форме чистой мелодической импровизации музыкант начинает с припева, чтобы создать настроение раги и закладывает основу для последующей композиции. С каждым Рагам Танам Паллави связана хотя бы одна рага.
Растение [ 3 ]
[ редактировать ]Танам — одна из наиболее важных форм импровизации, неотъемлемая часть RTP. [ 4 ] Это второй компонент этой сложной формы импровизации. Первоначально разработанный для вины , он состоит из расширения раги слогами «а-нам-там». Происхождение этого употребления не очень ясно. [ 5 ] Оно могло произойти от санскритского слова «таньяте» (то, что разработано) или «тена», обозначающего благоприятный объект. Танам изображается как ритмическая вариация рага алапаны в чатурасра надаи, хотя конкретного талама, которому следует следовать, не существует.
Некоторые артисты тоже поют рагамалика-танам. Танам почти всегда исполняется без ударных инструментов; элемент ритма заложен в повторении слогов «а-нам-там». Он воспроизводится на средней скорости и непосредственно перед началом третьего компонента этой сложной формы импровизации; паллави .
Паллави
[ редактировать ]Слово Паллави происходит от трёх слогов Па – Пада (слова), Ла – Лайя (ритм) и Ви – Виньясам (вариации). Паллави — эквивалент рефрена в западной музыке . Паллави обычно представляет собой однострочную композицию, состоящую из одного или нескольких циклов талы . Тала может варьироваться от простого до сложного, также могут разные гати использоваться .
Паллави У есть 2 порции. Первая половина Паллави представляет собой восходящую ноту (Пурвангам) , а первая половина Паллави обычно заканчивается в такте начала второй половины цикла Талама или в начале самой короткой части Талама , называемой Арудхи . Арудхи — это точка разделения двух частей Паллави . Между первой половиной Паллави и второй половиной Паллави будет короткая пауза, называемая Вишранти или время отдыха, которая является продолжением последнего слога Пурвангамы , вторая часть Паллави (Уттарангам). а затем начинается .
Исполнение ниравала для паллави уникально, поскольку, в отличие от крити , художнику не разрешается менять расположение каждого слога в сахитьям , поскольку это умаляет врожденную красоту паллави.
Основной стиль исполнения Паллави — пение Паллави с разной скоростью и надаем. В большинстве случаев Паллави установлен на Чатуштра Надай, что означает, что каждая доля содержит 4 матры (единицы) . Таким образом, певец затем поет Паллави на трех разных скоростях: один раз в каждой доле содержится 2 единицы (виломам) , затем 4 единицы и затем 8 единиц на долю (ануломам) . Они также могут изменять скорость Талы (Пратиломама) и поддерживать постоянную скорость Сахитьям . Как только это будет завершено, они будут петь Паллави в разных надаи (в основном Тисра Надай, что означает, что каждая доля теперь содержит 3 единицы), то есть сохраняя слова и длину паллави постоянными, но меняя надай талама . Все это можно сделать со старта Паллави или с Арудхи. Некоторые певцы проводят это представление перед сварапрастхарамом (наиболее распространенная практика). Другие меняют скорость и надай во время пения свары , а затем поют паллави так, чтобы положение арудхи оставалось постоянным.
Как только эти аспекты будут раскрыты, певец исследует фазу Калпанасвары они начнут изучать различные раги , и во время Калпанасвары .
Паллави бросает вызов способности музыканта импровизировать со сложными и замысловатыми узорами. Все это упражнение очень требовательно, как в техническом, так и в музыкальном плане, поскольку подвергается проверке все музыкальное мастерство артиста.
Современный Рагам Танам Паллави
[ редактировать ]Сегодня большинство концертов выдающихся карнатических вокалистов включают Рагам Танам Паллави (RTP). РТП можно выполнять в любой раге. Для исполнения RTP можно использовать как популярные, так и редкие раги. RTP в редких рагах распространены, потому что вокалист может представить паллави с текстами, сочиненными самостоятельно, и, следовательно, ему не нужно искать или сочинять крити в редких рагах. Другими словами, артисты часто используют часть концерта, посвященную RTP, чтобы познакомить свою аудиторию с рагамами, которые поются редко. Многие художники объявляют название рагама перед частью паллави.
Инновации
[ редактировать ]Введение имени Рагама в сахитьям Паллави.
[ редактировать ]В последнее время «Паллави» художник включает название рагама в слова, используемые в «Паллави». Это помогает менее осведомленной аудитории идентифицировать рагам (если название рагама еще не объявлено), а также привлекает аудиторию, а также критиков.
- "Vandadum Solaiyile Malayamarutham Veesuthe" (по мотивам Raga Malayamarutham), представленный Санджаем Субрахманяном . [ 6 ]
- Шрути лайя бхаава сангитхам адхаи эн васам таа , бхайрави паавани '(набор раг Васантхи, Бхайрави и Васантхабхайрави), представленный TNSeshagopalan [ 7 ]
- «Бриндавана саранган Бхулокавайкунтхан Шриранган» (набор на рагу Бриндавана саранга), представленный TNSeshagopalan . [ 8 ]
Презентация Паллависа с использованием Талама в двух или более надаях в течение цикла.
[ редактировать ]Большинство паллависов представлены в таламе в одном надае. Но два-надай ( 2 надая), три-надай (3 надая) и панча-надай (5 надай) паллавис также представлены опытными и опытными художниками. Использование таких Таламов обсуждается, и мнения художников расходятся.
- «Дхананджая Саратеи Даянидхе Крипанидхе Ракшамам» (постановка на Рага Бахудари ), представленная Ранджани Гаятри - Кханда Джатхи Трипута Талам с Лагху в Тисра Надае и Дхрутамами в Чатусра Надае [ 9 ]
- «Рааджаматанги Латанги Маампахи Матанги» (набор Раги Латанги) , представленный М.Л.Васантхакумари - Чатусра Джатхи Джампа Талам с Лагху в Тисра Надае и Анудрутамом и Дхрутамом в Кханда Надае. [ 10 ]
- Рага Кальяни Паллави, представленная Пантулой Рамой - Кханда Джатхи Ата Талам с первым Лагху в Чатусра Надай, вторым Лагху в Тисра Надай и Дхрутамс в Кханда Надай. [ 11 ]
- Панча Надай Паллави, представленный Судхой Рагхунатханом - Кханда Джатхи Эка Талам с первой акшарой в Тисра надаи, второй в Чатусра надаи, третьей в Кханда надай, четвертой в Мисра надай и пятой в Санкиерна надай [ 12 ]
Паллавис во многих Рагамах
[ редактировать ]С незапамятных времен было замечено, что в концертном кружке используются многочисленные рагам паллависы. При этом артист продолжает переключаться между всеми рагами всего представления. Это могут быть два -2, три -3 или чатур -4 рага паллавис. Некоторые паллависы были приведены в качестве примеров всех этих форм.
Дви-рага паллавис:
[ редактировать ]Все приведенные ниже примеры представлены Ранджани Гаятри.
- «Шараванабхава Гухане Шанмугане Эннаи Ка Натараджа Майнда» (набор на Рагас-Каннада (Пурвангам) и Каанада (Уттарангам)) [ 13 ] [ 14 ]
- «Мохана Каннанай Пани Манаме Ранджакамай Кужалудум» (набор Рагаса Моханама (Пурвангам) и Ранджани (Уттарангам)) [ 15 ] [ 16 ]
- «Арабхиманам ваитту адариппар эннаи Анандабхайрави» (набор в Рагас Арабхи (Пурвангам) и Анандабхайрави (Уттарангам)) [ 17 ]
Другими примерами Дви-рага паллавис являются Амритаваршини / Анандабхайрави Баламураликришны М. , [ 18 ] Саранга/наяки Ранджани Гаятри , [ 19 ] Бхайрави / Синдху Бхайрави, автор TNSeshagopalan [ 20 ] [ 21 ] и Моханам / Кальянавасантам Джаяшри Бомбей . [ 22 ]
Три-рага паллавис:
[ редактировать ]Некоторые Tri-raga pallavis:
- «Сарасвати Вина Пустака Дхарини Хари Вакшастхалае Лалите Маате Канакадурге» в Рагас Сарасвати, Лалита и Дурга Гаятри Ранджани [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
- «Чиранда энгал Наттай куриндзи энбар» в Рагас Наттай , Куринджи и Наттайкуринджи автора TNSeshagopalan [ 26 ]
Чатур-рага паллавис:
[ редактировать ]Некоторые паллави Чатур-рага:
- «Шанкарабхаранаи Ажаитходи ваади Кальяни Дарбарукку» в Рагах Дхирашанкарабхаранам , Хануматоди , Мечакальяни и Дарбаре - написано Кунракуди Кришнайяром, [ 27 ] популяризирован Ариякуди Рамануджей Айенгаром . В исполнении многих артистов, таких как Т.М.Кришна , [ 28 ] Сиккил Гуручаран и др.
- «Савери Балаканай, Мохана Кумаранаи Ажаитодива Кальяни» в Рагас Савери , Моханам , Хануматоди и Мечакальяни. Махараджапурам Рамачандран [ 29 ]
- «Нитьякальяни Шравани Катьяяни Палаямам Чатурведа Сварупини» в Рагасах Мечакальяни , Валачи , Дханьяси и Ревати Ранджани Гаятри. [ 30 ] [ 31 ]
Таламалика в RTP
[ редактировать ]Иногда артисты меняют талу RTP с основной талы на другую, имеющую такое же количество акшар, или на талу с некоторым количеством акшар, которая при пении некоторое целое число раз равна количеству акшар в основной тале.
- Рассмотрим набор паллави для Кханда джати Трипута талам Чатусра надай . Имеет 36 акшар. Этот Паллави можно петь, используя Чатусра джатхи Ата Талам Тисра надай , который имеет такое же количество акшар - 36. Это пример перехода на талу с таким же количеством акшар.
- Рассмотрим тот же набор паллави для Кханда джати Трипута талам Чатусра надаи . Этот паллави также можно петь в Тисра джати Джампа талам Тисра надай. [ 32 ] который имеет 18 акшар в цикле. Следовательно, полный паллави можно спеть в течение двух циклов талама, то есть 36 акшар. Это пример перехода к тале, пение которой целое число раз дает такое же количество акшар, как и в основной тале.
Примеры пения Таламалики можно увидеть из приведенной выше цитаты (это из концерта Ранджани Гаятри) . [ 33 ]
RTP Рагамалы
[ редактировать ]Это тип RTP, в котором в RTP исполняется рага, имеющая множество раг с одинаковым названием. Для презентации можно использовать раги со схожими названиями, такие как Группа раг Ранджани, раги Бхайрави или раги Варали.
Хорошим примером является недавнее исполнение Ранджани-Гаятри , где они использовали фразу Паллави «Ранджани Канчадала Лочани Бровавамма Талли Ниранджани» — их RTP был установлен на рагам Ранджани . Примерно через 30 минут после начала RTP, когда они начали менять рагамы, они переключились на Шриранджани , Джанаранджани , Мегхаранджани, Маноранджани , Шиваранджани и Суманешу Ранджани. Поскольку зрители, скорее всего, будут незнакомы с некоторыми из этих рагамов, они изменили свою фразу Паллави в конце каждой из этих 4-5-минутных рендерингов - например, они закончили исполнение Джанаранджини песней «Ранджани Канчадала Лочани Бровавамма Талли Джанаранджани». Музыкально грамотная публика часто ценит такой подход, поскольку это дает ей 4–5 минут на то, чтобы угадать рагам, прежде чем исполнитель даст ей ответ. [ 34 ] [ 35 ]
Завершение посадки сорта Паллави
[ редактировать ]Как говорилось в предыдущем разделе, современный RTP редко ограничивается одним рагамом. Артист поет рагамалика сварам и танам. Опытные артисты поют все дополнительные раги, кроме основной, в обратном порядке, прежде чем вернуться к основной раге, а затем завершить RTP. Другие тоже возвращаются к основной раге, чтобы закончить раздел RTP. Сейчас очень сложно найти RTP без рагамалики. Хотя на основной рагам художник может потратить 35–40 минут, на каждый последующий рагам он посвящает всего около 4–5 минут. [ нужна ссылка ]
RTP требует не только опыта, но и огромного объема планирования. Прежде всего, это последовательность рагамов: хотя зрители, возможно, и не ожидают логического порядка, критики наверняка его ожидают. Во-вторых, поскольку эта часть концерта, скорее всего, продлится от 40 до 60 минут, исполнителю следует очень тщательно выбирать свои вещи. И последнее, но не менее важное: аккомпанирующий скрипач также должен уметь исполнить каждое из этих рагамов. В представлении RTP также задействовано много математики. Таким образом, только артист, обладающий хорошими знаниями в области теории карнатической музыки, а также практическим опытом, может легко представить Рагам Танам Паллави. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пение Танама - умирающее искусство
- ^ Кассебаум (2000) , 158.
- ^ «Пение Танам – умирающее искусство» . Архивировано из оригинала 4 июля 2007 года . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ Палакал, Джей Джей (1998). «без названия». Ежегодник традиционной музыки . 30 :207. дои : 10.2307/768616 . JSTOR 768616 .
- ^ "Тана "
- ^ «Необычные темы Паллави» . Музыкальный архив Раджана Паррикара . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Инновации в пении паллави — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Рагам Танам Паллави – Бриндавана Саранга » Вимео . Получено 16 мая.
- ^ NadhamMusic (30 декабря 2013 г.), Ragam Tanam Pallavi , заархивировано из оригинала 18 декабря 2021 г. , получено 16 мая 2016 г.
- ^ «Инновации в пении паллави — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ SanskritiSeries (8 июля 2015 г.), PALLAVI DARBAR 2015 - Карнатический музыкальный концерт доктора Пантулы Рамы , заархивировано из оригинала 18 декабря 2021 г. , получено 16 мая 2016 г.
- ^ «Инновации в пении паллави — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ "Ранджани Гаятри - Санкритилая - Район залива Сан-Франциско, 8 мая - rasikas.org " www.race.org . Получено 16 мая.
- ^ Ра Га (31 марта 2016 г.), Ка Шанмука , заархивировано из оригинала 18 декабря 2021 г. , получено 16 мая 2016 г.
- ^ «Ранджани и Гаятри @ Торонто — 30 апреля. — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ NadhamMusic (3 ноября 2013 г.), RAGAM TANAM PALLAVI Автор: Ранджани Гаятри в Катчери, 2010 г. , заархивировано из оригинала 18 декабря 2021 г. , получено 16 мая 2016 г.
- ^ «Ранджани и Гаятри @ Торонто — 30 апреля. — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Хари Панавур (26 июня 2014 г.), М. Баламураликришна Амритаваршини и Ананда Бхайрави , заархивировано из оригинала 18 декабря 2021 г. , получено 16 мая 2016 г.
- ^ «Когда Ранджани и Гаятри завоевывают пространство разума ... - Carnatic Music Reviews - Дарбар для классической музыки / классического танца» . www.carnaticdarbar.com . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Необычные темы Паллави» . Музыкальный архив Раджана Паррикара . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Инновации в пении паллави — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Мохан Куруп (10 октября 2015 г.), Рагам Танам Паллави , заархивировано из оригинала 28 июля 2023 г. , получено 16 мая 2016 г.
- ^ «В полной гармонии» . Индуист . 23 декабря 2009 г. ISSN 0971-751X . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Прасад, Бадари (8 февраля 2014 г.). «Вечера хорошо проведенной жизни: 8 февраля 2014 г., Ранджани Гаятри, Х. Н. Бхаскар, Дели С. Сайрам Омкар Г Рао @ RLKM» . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Хорошая карма, плохой животик и суперужин: концерт Ранджани и Гаятри - rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Необычные темы Паллави» . Музыкальный архив Раджана Паррикара . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ «Чатур рага (4 раги) RTP — сборник спетого — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Рага-квартет — Шанкарабхаранам, Тоди, Кальяни, Дарбар — Т.М. Кришна» . Вимео . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Чатур рага (4 раги) RTP — сборник спетого — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Ранджани-Гаятри в Рама Лалита Кала Мандира, Бангалор — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Чатур рага (4 раги) RTP — сборник спетого — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Ранджани — Гаятри в Сан-Хосе, Калифорния (4 мая 2014 г.) — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Ранджани и Гаятри, 29 марта 2014 г., индуистский храм Большого Чикаго — rasikas.org » www.race.org . Получено 17 мая.
- ^ «Ранджани и Гаятри в Тампе, Флорида, 1016 мая - rasikas.org » www.race.org . Получено 17 мая.
- ^ «Ранджани и Гаятри @ Торонто — 30 апреля. — rasikas.org» . www.rasikas.org . Проверено 17 мая 2016 г.