Сарасвати вина
![]() Река Сарасвати | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | нить |
Музыканты | |
Винай Дханаммал , С. Балачандер , Читти Бабу , Калпакам Сваминатан , Э. Гаятри , Джаянти Кумареш , Раджхеш Вайдхья , Пунья Шринивас | |
Звуковой образец | |
| |
Больше статей или информации | |
Рудра вина , Вичитра вина , Читра вина |
Сарасвати вина (также пишется Сарасвати вина ) ( телугу : Сарасвати вина , каннада : санскритское слово , тамильский : Вина ( малаялам : Вина) — древняя индийская щипковая вина . Он назван в честь индуистской богини Сарасвати , которая обычно изображается держащей инструмент или играющей на нем. Также известный как Рагхунатха Вина, он используется в основном в классической индийской музыке Карнатика . Существует несколько разновидностей вины, которая в своей южноиндийской форме относится к семейству лютней . Того, кто играет на вине, называют вайником .
Вина Сарасвати сегодня является одним из 4 основных типов вины . Остальные включают читра вину , вичитра вину и рудра вину . Из них рудра и вичитра вины чаще используются в музыке хиндустани , тогда как вина Сарасвати и читра вина чаще используются в карнатической музыке Южной Индии . Их можно использовать для воспроизведения как традиционной, так и современной музыки.
История
[ редактировать ]История вины восходит примерно к 1700 году до нашей эры. В древние времена звук, вибрирующий на тетиве лука охотника, когда он выпускал стрелу, назывался Виль Яж. Джья гхоша (музыкальный звук тетивы лука) упоминается в древней Атхарваведе . Со временем лук лучника проложил путь музыкальному луку. Для создания первых струн использовались скрученная кора, пряди травы и корней травы, растительные волокна и кишки животных. В ходе эволюции и модификаций вины использовались более конкретные названия, чтобы различать последующие инструменты. Слово «вина» в Индии изначально использовалось для обозначения «струнного инструмента» и включало множество вариаций, по которым можно было щипать, смыкать или ударять для получения звука. [ 1 ] [ 2 ]
Инструменты вины развивались во многом подобно дереву, разветвляясь на такие разнообразные инструменты, как похожая на арфу акаша (вина, которую привязывали к верхушкам деревьев, чтобы струны вибрировали от потоков ветра) и вина аудумбари (на которой играли в качестве сопровождения жен ведических священников во время пения во время церемониальных яджн ). Вины варьировались от одной до ста струн и состояли из множества различных материалов, таких как орлиная кость, бамбук, дерево и скорлупа кокосовых орехов. Яж — древний инструмент , похожий на арфу, который также считался виной. Но с развитием резных инструментов вина яж быстро исчез, поскольку резная вина позволила легко исполнять раги и бесчисленное множество тонких нюансов и колебаний высоты звука в гамаках, преобладающих в индийской музыкальной системе. [ 2 ] Как видно на многих скульптурах и картинах индуистских храмов, ранние вины играли вертикально. Только когда великий индийский композитор Карнатик и исполнитель на вине Сарасвати Мутхусвами Дикшитар начал популяризировать горизонтальное исполнение.
По словам музыковеда П. Самбамурти, «нынешняя форма вины Сарасвати с 24 фиксированными ладами возникла в Танджавуре , Тамил Наду , во время правления Рагхунатхи Наяка , и по этой причине ее иногда называют виной Танджор или виной Рагхунатха. Сарасвати Вина содержит 4 струны. Говорят, что Говинда Дикшита, отец Венкатамухина, который был музыкантом и министром при дворе Рагхунатхи Наяки, разработал ее. До него количество ладов на вине было меньше и к тому же они были подвижными». [ 3 ] Вина Сарасвати произошла от вины Киннари . Изготовленные в нескольких регионах Южной Индии, изделия, изготовленные мастерами из Танджавура в южноиндийском штате Тамил Наду , на сегодняшний день считаются самыми изысканными. Однако самый чистый естественный звук получается путем выщипывания натуральными ногтями инструмента из палисандра, примером чего является величие Майсур Вина. Питхапурам в Восточном районе Годавари и Боббили в районе Виджаянагара штата Андхра-Прадеш также известны производителями вины. Сангита Ратнакара называет это Экатантри Виной . [ 4 ] и дает метод его построения.
Хотя вина Сарасвати учитываются в генеалогии лютни, другие североиндийские вины, такие как вина Рудра и вина Вичитра, технически являются цитрами . Потомки Тансена сохранили Рудру Вину для семьи и из почтения стали называть ее Сарасвати Вина.
Строительство
[ редактировать ]
Около четырех футов в длину, его конструкция состоит из большого резонатора ( кудам ), вырезанного и выдолбленного из бревна (обычно из дерева джекфрута ), сужающегося полого грифа ( данди ), увенчанного 24 латунными или металлическими ладами, выполненными в виде зубчатого черного цвета. воск на деревянных направляющих, а также тюнинговая коробка, завершающаяся нисходящим изгибом и декоративной головой дракона ( яли ). Если вина построена из цельного куска дерева, ее называют ( эканда ) виной. Небольшой деревянный мостик в форме стола ( кудурай ) размером примерно 2 х 2½ х 2 дюйма увенчан выпуклой латунной пластиной, приклеенной смолой. На верхней доске ( палакаи ) резонатора находятся две розетки, ранее из слоновой кости, теперь из пластика или рога. Четыре основные игровые струны, настроенные на тонику и пятую на две октавы (например, си-бемоль-ми-бемоль ниже басового ключа - си-бемоль-ми-бемоль в басовом ключе) тянутся от разъемов точной настройки, прикрепленных к концу резонатора поперек бридж и над грифом к четырем колкам с большими головками в тюнинговой коробке. Три вспомогательные гудящие струны, настроенные на тонику, квинту и верхнюю тонику (ми-бемоль - си-бемоль - ми-бемоль в приведенной выше настройке) пересекают изогнутый боковой мост, прислоненный к основному мосту, и тянутся на стороне шеи исполнителя, три колка, соответствующие колкам основных игровых струн. Все семь струн сегодня стальные.
Техника игры
[ редактировать ]
На вине играют, сидя со скрещенными ногами и держа инструмент слегка наклоненным от игрока. Маленькая тыква слева опирается на левое бедро музыканта, левая рука проходит под шеей, а кисть изгибается вверх и вокруг так, что пальцы лежат на ладах. Ладонь правой руки опирается на край верхней планки так, чтобы пальцы (обычно указательный и средний) могли перебирать струны. На струнах дрона играют мизинцем. Большой резонатор вины расположен на полу, за правым бедром.
Как и на ситаре , техника левой руки включает в себя игру на ладах, контролируемое нажатие на струны для достижения более высоких тонов и глиссанди за счет повышенного напряжения, а также щелчки пальцами, все это отражает характеристики различных раг и их орнамента ( гамака ). Современные инновации включают одно или два круглых звуковых отверстия (как у лютни), замену головок машин деревянными колышками для облегчения настройки и широкое использование преобразователей для усиления производительности.
Религиозные объединения в индуизме
[ редактировать ]
Индуистская вине богиня обучения и искусства Сарасвати часто изображается играющей на . Бог Шива также изображается играющим или держащим вину в своей форме, называемой «Винадхара», что означает «носитель вина». Мудрец Нарада известен как маэстро вины. [ 5 ] и относится к 19 различным видам Вины в Сангита Макарандхе .
Равана , антагонист эпоса Рамаяна , описывается как разносторонний игрок на вине. Ученые считают, что, поскольку Сарасвати является богиней обучения, современные артисты передали ей в руки самый развитый струнный инструмент в данную эпоху. [ 6 ]
Ссылки в древних текстах и литературе
[ редактировать ]Рамаяна Пураны , содержат и Муни Бхараты Натья Шастра упоминания о вине, а также в Сутре и Араньяке . Ведический мудрец Ягьявалкья говорит о величии вины в следующем стихе: «Тот, кто искусен в игре на вине, тот, кто является знатоком разновидностей шрути (четвертных тонов) и тот, кто владеет тала (ритмом), достигает спасение без усилий». [ 7 ]
Много упоминаний о вине сделано в древней санскритской и тамильской литературе, такой как «Лалита Сахасранама» , Ади Шанкары » «Саундарья Лахари , поэта Калидаса эпическая санскритская поэма «Кумарасамбхава» и «Шьямала Дандакам» , а также тамильские «Теварамс» Тирувасагам» и « . [ 8 ] чтобы назвать несколько. Примеры включают «veena venu mridanga vAdhya rasikAm» в «Meenakshi Pancharathnam» , «mAsil veeNaiyum mAlai madhiyumum» Thevaram от Appar . Вину или индуистских богинь, играющих на вине, то есть Сарасвати и Шакти, также называют каччапи (например, в Лалита Сахасранама). [ 9 ] или випанчи (в Саундарья Лахари) в санскритских текстах. Музыкальные композиции, такие как Тьягараджи, » « Мокшамугадха содержат философию о духовных аспектах вины. [ 10 ]
В индуизме считается, что каждая физическая часть вины является местом, в котором обитают тонкие аспекты различных богов и богинь. Гриф инструмента — Шива; струны составляют его супругу Парвати . Мост — это Лакшми , вторичная тыква — Брахма , а голова дракона — Вишну . На «столе» (или резонирующем теле) находится Сарасвати. «Таким образом, вина — это обитель божественности и источник всего счастья». — Р. Рангарамануджа Айянгар. [ 11 ]
Выдающийся исполнитель на вине Э. Гаятри во многих интервью упоминал, что Айтарейя Упанишада содержит стих, в котором говорится, что люди — это «вина», созданная Богом ( дайва вина ), а Сарасвати вина (инструмент) — это рукотворная форма ( маануши). вина ). По ее словам, вина напоминает человеческий скелет, где резонирующий кудам представляет собой череп, данди и лев (яли) обращены к позвоночнику человека, а двадцать четыре лада на грифе явно представляют 24 позвонка человеческий позвоночник.
Варианты
[ редактировать ]Ученые считают, что сегодня четыре инструмента обозначаются названием «вина» (которое в прошлом использовалось как общий, всеобъемлющий термин для любых струнных индийских инструментов); [ 12 ] это Танджавур (Сарасвати) Вина, Рудра Вина , Вичитра Вина и Готтувадхьям Вина (также называемая Читра Вина ).
Современное развитие вины включает вину Шрути (скорее инструмент для теоретической демонстрации, чем для реальной игры), которая была построена Лалмани Мишрой в начале 1960-х годов и на которой все 22 шрути могут быть созданы одновременно. [ 13 ]
Современная ситуация
[ редактировать ]Вина представляет систему индийской музыки. Несколько инструментов были разработаны в ответ на культурные изменения в стране. Сообщества художников, ученых и ремесленников перемещались, а иногда и осели. Таким образом, мастера Вины из Калькутты славились своими инструментами. Точно так же Рудра Вина получила новую форму, которая стала известна в честь мастеров Танджавура как Танджавур Вина. Современный образ жизни больше не ограничивается определенным распорядком в пределах небольшого населенного пункта, таким образом, наряду с исполнителями и преподавателями Вины, сообщество ремесленников также находится в упадке. [ 14 ] Были предприняты попытки создать учреждения по производству инструментов, но существует острая потребность в консерваториях, которые специализируются на всех аспектах Вины. Будучи государством-участником Конвенции ЮНЕСКО 2003 года, Индия определила Вину как элемент нематериального культурного наследия и предложила включить ее в Репрезентативный список ЮНЕСКО. [ 15 ]
Электронная и цифровая вина: на протяжении многих лет акустическая вина Танджавур (также известная как вина Сарасвати) использовалась на сольных и дуэтных концертах в больших залах. Исполнители также путешествовали по всему миру с концертами. Многие практикующие это искусство живут за пределами Индии. Проблемы, с которыми они сталкиваются при использовании акустической вины: 1. Низкая звуковая мощность (громкость) по сравнению с другими более громкими инструментами, такими как флейта или скрипка, из-за чего звук вины почти не слышен на концертах, где помимо вины присутствуют и другие инструменты. Это потребовало использования контактного микрофона (первопроходец Эмани Шанкара Шастри) или магнитного звукоснимателя (первопроходец С.Балачандер). Их использование требует наличия дополнительного усилителя, чтобы обеспечить слышимость исполнителя. 2. Хрупкость акустического инструмента, приводящая к частым поломкам и повреждениям во время путешествий. 3. Требование повторной гравировки примерно раз в год, что требует либо доставки инструмента обратно в Индию, либо облегчения поездки и пребывания за границей квалифицированного мастера из Индии для этой конкретной цели.
Все эти факторы привели к созданию элементарной электрической вины, за которой последовали электронная вина (1986 г.) и цифровая вина (2002 г.) инженером-флейтистом Дж. Раджем Нараяном из Бангалора (1971 г.).


Основные характеристики электронной вены:
Повышенная громкость благодаря усилителю и динамику, встроенным в одну из тыквы;
Встроенная электронная тамбура для шрути в другой съемной тыкве; Согласованный звукосниматель и усилитель обеспечивают подлинное сладкое звучание вины; Регулируемый независимый регулятор громкости для основных струн и струн таала; Регулируемые лады на деревянной накладке грифа, исключающие использование более тонкой восковой накладки, лады могут быть легко отрегулированы пользователем; Клавиши гитарного типа для легкой и точной настройки; Полная портативность, поскольку звуковая коробка вины отсутствует и заменена деревянной доской. Легкая сборка/разборка; Использование аккумулятора в случае сбоя в сети переменного тока.
Электронная вина завоевала популярность среди пользователей инструмента. Видео концертов Electronic Veena доступны в Интернете. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Однако это не решило другие проблемы, такие как необходимость повторной перенастройки во время игры, смена струн для игры на более высоком тоне, несовпадение одной и той же ноты на разных струнах и т. д. Это привело к изобретению цифровой вины (для которой изобретатель Дж. Радж Нараян получил патент Индийского патентного ведомства, продемонстрированный в Мадрасской музыкальной академии в 2002 году. Это первый синтезатор для индийской музыки, его основными особенностями являются:


Можно использовать на любой высоте без замены струн; Все четыре струны и струны тала настраиваются автоматически и идеально при выборе ЛЮБОЙ высоты тона; Выбор PA/MA для струн мандара-панчамам и таала-панчамам – PA изменится на MA на открытой струне, но первый лад по-прежнему будет шуддха-дхайватам; Струна не будет менять шрути во время игры (частота/шрути не будет уменьшаться или увеличиваться); Регулировка реакции Гамакама – можно настроить на высокую реакцию на меньшее поперечное отклонение пальца или небольшую реакцию на большее отклонение. например, выбор можно сделать так, чтобы при умеренном натяжении струны можно было получить гамакам из пяти нот на одном и том же ладу; Повышенная громкость: усилитель и динамик встроены в одну из тыквы, регулируемая громкость; Повышенная устойчивость нот; таким образом, длинные отрывки можно воспроизводить с меньшим количеством ударов, а сустейн можно регулировать в соответствии со стилем пользователя; 8 вариантов «голоса» (типов звука) – например, Танджор вина, мандолина, саксофон, флейта и т. д.; Исправлены лады на деревянной накладке грифа, что исключает использование более тонкой восковой накладки. Нет настройки мелама. Цифровая настройка положения ладов для идеальной частоты каждой ноты; Встроенная электронная тамбура для подключения и линейного выхода, резервная батарея на случай отключения сети переменного тока; Полная портативность, так как звуковая коробка вины отсутствует, а заменена съемной тыквой с усилителем-динамиком с легкой сборкой/разборкой.
Цифровая вина также использовалась на юношеских и любительских концертах, и ее можно просмотреть в Интернете. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Тон и акустика
[ редактировать ]Нобелевской премии Лауреат по физике К.В. Раман описал вину как уникальную конструкцию. Концы струн на обоих концах изогнуты и не острые. Кроме того, лады имеют гораздо большую кривизну, чем любой другой инструмент. В отличие от гитары, струну не нужно прижимать к самому основанию грифа, поэтому дребезжащий звук не возникает. Такая конструкция позволяет постоянно контролировать натяжение струны, что важно для глиссанди.
под Пчелиный воск ладами может действовать как фильтр шума. [ нужна ссылка ]
Известная корона
[ редактировать ]Пионеры и легенды
[ редактировать ]
- Мутхусвами Дикшитар
- Винай Дханаммал (1867–1938) (известна своим индивидуальным стилем)
- Вина Шешанна (1852–1926) (стиль Майсура)
- Вина Венкатагириаппа (1887–1951)
- Вина Дорайсвами Айенгар (1920–1997) (стиль Майсура)
- Эмани Шанкара Шастри (1922–1987) (стиль Андхра)
- Читти Бабу (1936–1996) (стиль Андхра)
- Караикуди Самбасива Айер (1888-1958) (стиль Караикуди)
- К.С. Нараянасвами (1914–1999) (стиль Траванкора)
- Тривандрам Р. Венкатараман (1938–2010) (стиль Траванкора)
- С. Балачандер (1927 - 1990) (известен своим индивидуальным стилем)
Другие представители
[ редактировать ]
- Ранганаяки Раджагопалан (1932–2018) (стиль Караикуди)
- Р. Питчумани Айер (1919–2015)
- Мадурай, Теннесси, Сешагопалан
- Б.Сивакумар
- Калпакам Сваминатан (1922–2011)
- Мангалам Мутусвами (1937–2007)
Современные художники
[ редактировать ]



- Падмавати Анантагопалан (род. 1934) - житель Ченнаи, ученик Лалгуди Гопала Айера, создателя портативной вины, сторонника традиции гурукулы и основателя музыкальной школы Шри Сатгуру Сангита Видьялая.
- Ругмини Гопалакришнан (род. 1936) - житель Тируванантапурама, ученик К.С. Нараянасвами.
- Караикуди С. Субраманиан (род. 1944) - внук и приемный сын Караикуди Самбасива Айер, игрока на вине в 9-м поколении прославленной традиции Караикуди Вина .
- Э. Гаятри (род. 1959) — житель Ченнаи, ученик Камалы Ашватхамы и Т.М. Тьягараджана, удостоенный наград « Калаймамани » и « Сангит Натак Академи », вице-канцлер Университета музыки и изящных искусств Тамил Наду .
- Д. Балакришна (1961 г.р.) - житель Бангалора, носитель майсурского стиля игры Вина, сын и главный ученик Майсура В. Дорайсвами Айенгара .
- Б. Каннан (1964 г.р.) - житель Ченнаи, ученик Васанты Кришнамурти и Пичумани Айера, основатель-президент Молодежной ассоциации классической музыки (YACM) и композитор многих тиллан.
- Нирмала Раджасекар (1966 г.р.) - ученица Калпакама Сваминатана, признанная стипендией исполнителей Макнайта и основательница музыкальной школы Наада Раса.
- Принц Рама Варма (род. 1968) — ученик Тривандрама Р. Венкатарамана и К.С. Нараянасвами , организатор Свати Сангитотсавам и член королевской семьи Траванкора.
- Д. Шринивас (1968 г.р.) - житель Хайдарабада, ученик Шринивасана и П. Шриниваса Гопалана, удостоен награды « Угади Висишта Пураскарам », « Аштана Видван » Шри Канчи Камакоти Питама .
- Раджеш Вайдхья (1973 г.р.) - житель Ченнаи, отмечен премией Калаймани, основатель Международной школы Вина Равна, работал с различными музыкальными режиссерами тамильских фильмов.
- Прашант Айенгар (1973 г.р.) - базирующийся в Бангалоре, ученик Падмасини Нарасимхачара и Р.К. Сурьянараяна, композитор 90 варн (включая 72 варны, настроенные в каждой из 72-мелакартских раг), обладатель рекорда лимки по 24-часовой марафонской вине концерт.
- Джаянти Кумареш - живет в Бангалоре, ученик Падмавати Анантагопалана и С. Балачандера , удостоен премии Каламамани (присуждаемой тамильцам), основатель Индийского национального оркестра.
- Доктор А.С. Сума Судхиндра - создатель Тарантино Вины. Основатель Академии Тарантино/ученик Читти Бабу
- Вина Шривани Известная исполнительница вины. Известна своими вирусными каверами на вину.
- Тирупати Шривани Ялла - живет в Тирупати, получил награду « Вина Вишараде », преподаватель музыкального колледжа Вина С.В., TTD, Тирупати.
- Пхани Нараяна - универсальный артист, известный своей динамичной музыкой. Заслуженный преподаватель.
- Бхагьялакшми Чандрасекхаран - представитель музыкального стиля Гаяки. Старший Вайника.
- Пунья Шринивас - ученица Камалы Ашватхамы и Сугуны Варадачари , участница группы Panchachanyam, специализирующаяся на фьюжн-музыке, на ее счету более 5000 записей к фильмам.
- Джейсри-Джеяраадж - художники из Ченнаи, ученики А. Анантарама Айера и А. Чампакавалли, удостоенные премии « Надха Кала Випанчи », основатели школы Винаваадхини.
- Ревати Кришна — житель Ченнаи, ученик Сундарама Айера , а позже Шарады Шиванандама и К.П.Сиванандама ; отмечен премиями Калайманани и Кумара Гандхарвы, а теперь и за записи фильмов.
- Братья Айер - живут в Мельбурне, ученики Р. Пичумани и Р. Венкатарамана, отмечены Премией за выдающиеся достижения в области мультикультурализма штата Виктория.
- Сувир Мисра - сотрудник государственной службы из Дели, владеющий Рудра виной , Сарасвати виной и сурбахаром; изобретатель Миср Вины , известный тем, что играл Хаял в Сарасвати Вина.
Фестивали Вины
[ редактировать ]- Фестиваль Мааргашира/Маргажи Вина - с 2004 года организован Фондом Шри Гуругахи Ваагейя Пратиштана и Шри Гуругухой Сангитой Махавидьялой. [ 24 ]
- Мудра Виноцав - с 2005 года в Ченнаи. [ 25 ]
- Вина Наваратри - с 2007 года в Ченнаи, организована фондом Veena и Национальным центром искусств Индиры Ганди. [ 26 ]
- Международная конференция и фестиваль Veena - с 2009 года, проект Шри Аннамачарья Северной Америки (SAPNA). [ 27 ]
- Раштрия Вина Махотсава, организованная Гуругухой Ваггеей Пратиштаной Тристом и Шри Гуругухой Сангитой Махавидьялайей.
- Ахоратри Вина Махотсава, организованный Гуругухой Ваггеей Пратиштаной Трист и Шри Гуругухой Сангитой Махавидьялаей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бонни С. Уэйд (2004). «Музыка в Индии». Манохар, 90-93.
- ^ Jump up to: а б Падма Бхушан, проф. П. Самбамурти (2005). «История индийской музыки». Индийское музыкальное издательство, 208–214.
- ^ Падма Бхушан Проф. П. Самбамурти (2005). «История индийской музыки». Индийское музыкальное издательство, 203.
- ^ «Эктантри Вина: Выдержки из Бхаратия Сангит Вадья - Статьи ОМЕНАД» . 8 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2008 г. . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Шримад Бхагаватам Песнь 1, Глава 5, Стих 1» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ «Сарасвати Вина - Статьи ОМЕНАД» . Оменад.нет . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Падма Бхушан Проф. П. Самбамурти (2005). «История индийской музыки». Индийское музыкальное издательство, 202, 205, 207.
- ^ «Жасминовые струны: Нада йога» . Egayathri.blogspot.com . 15 апреля 2009 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Шри Лалита Сахасра Нама Стотрам - английский | Вайдика Виньянам» . Vignanam.org . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Карнатические песни – мОксаму галадА галадха» . Карнатик.com . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Бонни С. Уэйд (2004). «Музыка в Индии». Манохар, 93.
- ^ «Кали | Индуистский брак | Карма | Индуизм | Статуя Ганеша | Ведическая астрология на Madhukali.com» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ "Шрути Вина: Звуковая связь (Инструмент) - Статьи ОМЕНАД" . Оменад.нет . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Последние заметки Танджавура Вины | Forbes India» . Форбс Индия . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Сжимая нематериальное: сохранение Вины - статьи ОМЕНАД» . Оменад.нет . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Раага Алапана - Хамсадхвани» . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «ИНДУССКИЙ ХРАМ БОЛЬШОГО ЧИКАГО: ЭКАНТА СЕВА: САРАСВАТИ РАНГАНАТАН: «МАНАВЬЯЛАКИНЧА.. » . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «- Ютуб» . Ютуб . Проверено 20 апреля 2021 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Домен припаркован у VentraIP Australia» . Musicnagari.com . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ "Фестиваль Радель Вина-GRS Murthy-Часть 1.wmv" . Ютуб . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Концерт Раделя Дигивина — YouTube» . Ютуб . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Концерт Radel Digital Veena — YouTube» . Ютуб . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Дуэт флейта-цифровая вина 2013 — YouTube» . Ютуб . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «10-дневный фестиваль вины с воскресенья» . Шимога. Индуист. 7 декабря 2013 года . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ «Мудра Виноцав» . Мудра.орг . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ « Открытие «Вина Наваратри»» . Индус . Ченнаи. 12 сентября 2007 года . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ «Струны в диалоге» . Хайдарабад. Индуист. 27 февраля 2015 года . Проверено 22 марта 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Google – Сарасвати Вина
- Сарасвати Вина
- Сарасвати Вина в стиле североиндийского кхаяла Посмотрите видео, на котором Бинкар Сувир Мисра играет Сарасвати Вину в стиле хиндустани кхял.