Эка Тантри Вина
Эка -тантри вина была средневековой трубкой-цитрой виной в Индии с одной струной и одним или несколькими тыквенными резонаторами. Этот инструмент стал известен в индийской музыке примерно в 10 веке нашей эры как инструмент придворной музыки. Наряду с виной алапини и виной киннари она заменила в скульптуре вины в стиле арфы и вины в стиле лютни. Возможно, это был предшественник рудра вина . Она разделяет свое название с современной однострунной дроновой лютней эктара .
Этот инструмент очень тесно связан с однострунной виной алапини, инструментом, который начинался с палочной цитры, но превратился в трубчатую цитру, как эка-тантри вина.
Хотя трубчатые и палочные цитры очень похожи, возможно, они имеют разное происхождение. Ранние изображения цитр в Индии датируются по крайней мере V веком нашей эры. Самая ранняя известная в настоящее время цитра находится в пещерах Аджанты в конце V века. [ 1 ] После периода предположений, что трубчатые цитры распространились из Индии в Юго-Восточную Азию, современные ученые пытались решить, могли ли трубчатые цитры возникнуть в Юго-Восточной Азии и распространиться в Индию. Какими бы ни были истоки, влияние Индии на музыкальную культуру Юго-Восточной Азии зафиксировано в археологических останках прошлых цивилизаций. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Части эка-тантри вина
[ редактировать ]Части вин из «Ратнакары» Сарнги Девы : [ 5 ] [ 6 ]
- Бирадаалу , точка крепления струны в верхней части инструмента.
- Дандам или денди тело или трубка
- Какубхам , полая коробка на нижнем конце, верхняя часть слегка изогнута, мост установлен на
- Наагапаасам , точка крепления веревки в какубхаме.
- Патрика , мост
- Могила , резонатор
- Яли или Дорика , резная фигура на нижнем конце.
- Крамица , музыкант должен держать палку на веревке. Иногда в скульптуре заменяется одним или двумя прямыми пальцами.
Определение эка-тантри вина
[ редактировать ]Инструменты на картинах и скульптурах обычно не имеют маркировки, и исследователям приходилось применять название эка-тантри вина (вина с одной струной) к различным инструментам. Иконография не может показать, являются ли стержни или тела полыми, и исследователям пришлось искать подсказки в литературе.
Инструменты на сохранившихся изображениях, помеченные как эка-тантри вина, обычно представляют собой трубчатые цитры с широкими трубками и тыквой, прикрепленной к верху, причем тыква держится над плечом музыканта, а другой конец - за бедром, с одной струной и без ладов. Показано, как музыканты скользят по струне выпрямленными пальцами верхней руки или держат палку, чтобы скользить по струне, и перещипывают ее нижней рукой. [ 8 ]
Инструменты безладовые, на изображениях изображена одна струна. Более поздние инструменты, обозначенные как киннари вина, вызывают раздражение и демонстрируют черты как вина экатантри, так и вина алапини, с тыквами, которые прижимаются к груди и приподнимаются над плечом. [ 8 ]
В средневековых произведениях искусства вторая нижняя тыква была замечена как на палочных, так и на трубчатых цитрах. На изображении эка-тантри вина обычно изображен второй резной резонатор или резонатор из тыквы рядом с нижним концом инструмента.
Хотя эка-тантри вина имела только одну струну (что означает ее название), она могла быть модифицирована путем добавления дополнительных струн и ладов, продвигаясь к развитию рудра вины. Манера держать инструмент также аналогична. Киннари вина с ее многочисленными струнами и ладами также может быть связана с развитием рудра вины, хотя в произведениях искусства этот инструмент держали вертикально, в отличие от того, как держали рудра вину.
Инструменты в литературе
[ редактировать ]Основываясь на определениях из индийской литературы, объединяющим критерием является то, что оба имеют одну струну и тыквенный резонатор. Литература включает в себя « Натьяшастру» (написанную где-то между 2 веком до н. э. – 3 веком н. э.) Бхараты Муни и «Сангиту Ратнакару» (написанную в 1210–1247 годах нашей эры) Шарнгадевы . [ 3 ]
По словам Шарнгадевы
[ редактировать ]В 13 веке Сангита Ратнакара разделила вина на три категории: безладовые (куда вину эка-танктри отнесли ), арфы и резные вина (к которым относились вина алапини и вина киннари ). Лады, возможно, были введены как реакция на изобретение 12-струнной гаммы, ок. 700-800. В 1400 году лады на вине киннари были приписаны Матанге (800 г. н. э.), автору «Брихад-дези». [ 7 ]
Для эка-тантри вина Шарнгадева описал инструмент, сделанный из дерева Хадира , длиной менее ярда (альтернативный перевод говорит, что длина руки составляет 3 длины), с дандамом «вышитой ладонью» (около 5-8 дюймов) в окружности и 1,5 дюймами длины. на несколько дюймов уже внизу, где яли . можно было вырезать [ 5 ]
Для сравнения, описанная вина Алапини Шарнгадева представляла собой инструмент длиной 36 дюймов, красный сандал , дерево Кхадира или бамбуковый стержень - 2 дюйма в окружности. Чашка (тумба) была сделана из кокоса, а ее шнурок, как сообщается, был сделан из шелка, издающего нежный звук. [ 5 ]
Современные исследователи
[ редактировать ]Исследователи Пиял Бхаттачарья и Шритама Чоудхури описали эка-тантри вину как более крупный инструмент с «большой трубкой» и большей тыквой по сравнению с алапини виной , которую они описали как палочку цитры. Исследователи посмотрели, где находилась тыква инструмента во время игры; они указали, что инструменты с тыквой на плече были эка-тантри-винами , а инструменты, прижатые к груди, были алапини-винами . [ 3 ]
Патрик Керсейл применил название «экатантри» к трубчатой цитре X века из Империи Пала , длинному инструменту с квадратным основанием и приподнятой деталью, напоминающей мостик (которая удлиняла время звучания струны). [ 9 ] Как и в современной пинака-вине, по струне надевали палочку для определения нот. [ 9 ] При использовании ксе диев тыква с разным давлением прижимается к игроку, при этом безымянный палец правой руки дергает, а левая рука оказывает давление на струну на груди игрока. [ 10 ] Целью бриджа, возможно, также было придание ноте «жужжащего» качества (известной в индийской классической музыке как дживари ) . [ 2 ]
Авторы статьи о вине в Словаре музыкальных инструментов Нью-Гроув назвали алапини вину цитрой, в которой палка могла представлять собой бамбуковую или деревянную трубку. Они сосредоточились на том, как играют на винах. Тыква на алапини-вине была разрезана так, чтобы образовалась чашка или чаша, отверстие которой можно было приложить к телу музыканта во время игры, создавая «закрытую резонансную камеру». На эка-тантри вине , а позже и на вине Кинарри, тыква (с целым дном), используемая в качестве резонансной камеры, покоилась над плечом музыканта. К последним двум может быть добавлена вторая или третья тыква ниже, создавая современные кинарри вина и рудра вина. [ 2 ]
В своей книге «Бхаратия Сангит Вадья » Лалмани Мишра использовал работу Шарнгадевы для описания Эка-тантри . Корпус инструмента имел длину 3 локтя и ширину в ладонь, выдолбленный в виде трубки с отверстием шириной в 1,5 указательного пальца. Отверстие (перпендикулярное отверстию инструмента) позволяет резонирующему звуку из трубки проходить в резонатор каждой тыквы; перпендикулярные отверстия имеют ширину 2 указательных пальца или 3 мизинца. Тыквы прикрепляются к деревянному стеблю эка-тантри с помощью жильного шнура, проходящего через отверстия в стебле и вниз через отверстие в верхней части тыквы; нить проходит через пару отверстий в верхушке кокоса, расположенного внутри тыквы (закругленной стороной, прижимающейся к бокам тыквы и к стеблю). На нижнем конце инструмента прикреплен мостик (какубх), поверхность которого не плоская, а закругленная, как панцирь черепахи. На вершине моста патули (металлическую пластину, образующую шип). в центре помещали [ 6 ]
Символизм
[ редактировать ]
С течением времени на инструментах появляется различная символика. В индуизме инструменты ассоциировались с богами Шивой , Сарасвати и Натараджой . [ 8 ] Шива изображался романтически играющим для Паравати и аскетом Натаджары в его форме божественного танцора. Сарасвати — богиня текущих вещей, включая воду, мудрость и музыку. Гораздо реже Кришну также изображали играющим на вине и танцующим; инструмент не ассоциируется с ним символически, поскольку его инструмент - флейта.
В буддийском храмовом искусстве инструмент изображался в руках людей, а также в виде небесных киннар , получеловеческих, полуптичьих фигур.
Некоторые вина киннари в музеях, кажется, имеют на концах резные изображения птиц и перья. Некоторые вина алапини и вина эка-тантри имеют очень стильные концы, напоминающие головы монстров, похожие на головы Макара водяных монстров или Яли . Оба монстра имели форму слоновьего хобота — особенность, встречающаяся на некоторых винах киннари.
Эка-тантри вина
[ редактировать ]-
Бенгалия, Индия. XI век н.э. Сарасвати играет на эка-тантри вине. Ее левая рука держит палку, которая может напоминать слайд на Пинака-вине . Эта палка не является редкостью в скульптурах Империи Пала. Тыква покоится у нее на плече.
-
Сарасвати с виной алапини или виной эка-тантри, 12 век.
-
Сарасвати с виной алапини или, возможно, виной эка-тантри. Инструмент не имеет видимого резонатора, кроме толстой трубки корпуса. Вина Алапини, как правило, имела более узкие трубки. [ 5 ] 12 век н.э.
-
Эка-тантри вина, из скульптуры «Стражи восьми направлений».
-
Буддийское произведение искусства с человеком, играющим эка-тантри вину (крайний слева).
-
Эка-тантри вина, из ног (левая сторона) каменной Парвати из Раджастана, выставлена в Национальном музее, Нью-Дели.
-
Эка-тантри вина, из ног (правая сторона) Каменной Парвати из Раджастхана, выставлена в Национальном музее, Нью-Дели.
-
Дата неизвестна. Сарасвати играет на эка-тантри вине в Катманду, Непал. Изображенный резонатор представляет собой не тыкву, а резную (возможно, деревянную).
-
Музыкант с телом змеи, играющий эка-тантри вину, из Паршванатхи.
-
Женщина, играющая на эка-тантри вине в храме Амбика Мата .
-
Изображение из храма Харшнатх
-
Изображение из храма Харшнатх с видом сбоку на резонатор эка-тантри вина.
-
Вид сбоку на вину эка-тантри в храме Хазара Рамы в Хампи . Примерно начало 15 века н.э.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История» . rudravina.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д Аластер Дик; Гордон Гики; Ричард Уиддесс (1984). «Вина, раздел 4 Средневековые цитры». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . стр. 729–730. Том 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Пиял Бхаттачарья; Шритама Чоудхури (январь – март 2021 г.). «Как древняя индийская вина путешествовала по другим странам Азии: реконструкция с помощью Священных Писаний, скульптур, картин и живых традиций» (PDF) . Национальная безопасность . 4 (1). Международный фонд Вивекананды: 50–53.
- ^ Луиза Вразен (осень – зима 1986 г.). «Ранняя история Вины и Бина в Южной и Юго-Восточной Азии» . Азиатская музыка . 18 (1). Издательство Техасского университета: 37–42.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Разновидности Вины» . САРАСВАТИ ВИНА (САРАСВАТИ ВИНА) .
[перефразированный перевод частей Сангита Ратнакара Сарнгадевы, размещенный в Интернете]
- ^ Перейти обратно: а б Лалмани Мишра . «Отрывки из Бхаратия Сангит Вадья - Эктантри Вина» . Онлайн-музыкальное образование, omenad.net . Архивировано из оригинала 8 сентября 2008 г. Проверено 27 октября 2007 г.
[Источником Мишры для этого раздела его книги является «Сангита-Ратнакара » Сарнги Девы .]
- ^ Перейти обратно: а б Караикуди С. Субраманиан (весна – лето 1985 г.). «Введение в вино» . Азиатская музыка . 16 (2). Издательство Техасского университета: 9–13, 19. doi : 10.2307/833772 .
Кумба (1400 г. н.э.) приписывает изобретение четырнадцати резных киннари Матанге (800 г. н.э.), автору «Брихад-деши». [Тарлекар 1961- 172]...]
- ^ Перейти обратно: а б с Ларс Кристиан Кох (2015). «Звук и культура: этномузыкологические находки как основа музыкальной археологической работы» . Археология в Германии . Научное книжное общество (ГВБ).
Специальный выпуск: Звуки музыкальной археологии прошлого: Тайсс (2015) [перевод: Специальный выпуск: Звуки музыкальной археологии прошлого: Тайсс]
- ^ Перейти обратно: а б Патрик Керсейл. «Режущая цитра» .
- ^ Патрик Керсейл. «Цитра – ксе диев – Струны» .