Jump to content

Древняя вина

Мемориальная доска с изображением танцовщицы и винодела, I век до н.э.

Древняя вина – это ранняя индийская арфа , которую не следует путать с современной индийской виной , которая представляет собой разновидность лютни или цитры . Названия конкретных форм арочной арфы включают читра-вину с семью струнами, випанчи-вину с девятью струнами и маттакокила-вину - арфу или, возможно, цитру с 21 струной. [1] [2]

Инструмент засвидетельствован на золотой монете Империи Гуптов середины 300-х годов нашей эры. [3] [4] [5] Инструмент также был проиллюстрирован на старейших известных Сарасвати рельефных резных фигурках в стиле из буддийских археологических памятников, датированных 200 годом до нашей эры, где она держит вину в стиле арфы. [6]

Общее значение слова вина

[ редактировать ]
Резное украшение ручки ручного зеркала с изображением женщины, играющей на вине, VI–VII века.

Санскритское тамильское слово вина (वीणा vīṇā ), которое засвидетельствовано уже в Ригведе, обозначало в ходе индийской истории множество инструментов различных типов, поскольку это общий термин для всех видов струнных инструментов, точно так же, как слово яж . (யாழ் дааа ). В последние столетия и сегодня инструменты, обозначаемые под названием вина, которых существует несколько видов, как правило, представляют собой в основном инструменты типа лютни или китары, а в последнее время это слово даже применялось к модифицированным западным гитарам. Но ранние вины могли быть щипковыми струнными инструментами любого типа.

Доисторическая вина

[ редактировать ]
Наскальная живопись в Нимбу-бходже, Пачмархи , Индия, дата неизвестна, возможно, 2-е – 1-е тысячелетия до н.э. Арфист бронзового века, играющий на луковой арфе; резонатором для арфы является коробочка на ее конце.

Расположенные в центральном индийском штате Мадхья-Прадеш скальные пещеры Бхимбетка сохранили картины, датируемые периодом от мезолита (старше 5000 г. до н.э.) до исторических времен. Помимо многочисленных изображений животных, здесь присутствуют сцены «позднего бронзового и железного веков» ритуальных танцев с арфистами и стоячими барабанщиками. [7] Согласно описаниям в Ведах, те же инструменты, что и в «Чога Мише», — смычковая арфа, флейта, барабан и песня — использовались в I тысячелетии до нашей эры в Древней Индии для сопровождения танцоров. [7]

Самым распространенным санскритским термином для смычковых арф было вина. Литературным свидетельством являются «Брахманы» (до VI века до н.э.), согласно которым арфа, как говорили, имела «сто струн» (называемых сататантри ). [8] В первые века нашей эры под названием вина появились палочные цитры и длинношеие лютни, а к концу I тысячелетия из Индии исчезла смычковая арфа. Они выжили лишь на грани индийского культурного влияния. Два примера: саунг гаук наиболее известен в Мьянме, а арфа кафира или ваджи стала редкостью в своем уединении на северо-востоке Афганистана.

Ранняя Гупта вина

[ редактировать ]
Монета ок. 335-380 гг. н.э. (Лицевая сторона) Самудрагупта сидит слева на низком диване или троне и играет на вине, стоящей на коленях. (Обратная сторона) Лакшми сидит слева на плетеном табурете, держа диадему и рог изобилия.

Одна из ранних вин, использовавшихся в Индии с давних времен, до периода Гуптов и позже (вероятно, это инструмент, называемый виной в главе Натьяшастры, посвященной инструментальной музыке). [9] представлял собой инструмент типа арфы , а точнее арочной арфы . В нее играли, держа струны параллельно телу игрока, перебирая струны обеими руками, как показано на Самудрагупты . золотых монетах [10] Невозможно точно определить количество струн инструмента на монете, но описания в ранних литературных источниках древнего инструмента под названием саптатантри винаа (7-струнная винаа), похоже, в целом совпадают с типом инструмента, изображенного на монете. монета. В Натьяшастре эта семиструнная вина (на которой играют пальцами, в отличие от девятиструнной випанчи, на которой играют плектром) называется читрой. [11]

Изображение короля Самудрагупты, держащего такой инструмент на своих золотых монетах, свидетельствует о популярности этого инструмента, а также об интересе к музыке и искусству короля, который также был одним из величайших военных завоевателей в истории Индии. [12]

Кхмерское изображение арфы (булавки) VII века. Национальный музей Камбоджи

Из Индии этот тип инструментов был завезен в Бирму в ранний период (к 8 веку нашей эры и, возможно, уже к 500 году нашей эры). [13] где, хотя инструменты этого типа исчезли из самой Индии, на них все еще играют, обычно на 15 струнах, под названием саунг (известный на Западе также как бирманская арфа ). [14] [15] [16]

Камбоджийцы воссоздали свою древнюю арфу – булавку . Инструмент появился в индуистском религиозном искусстве в кхмерских храмах, датируемых VII-XIII веками нашей эры. [17] [18] [19]

  1. ^ Пиял Бхаттачарья; Шритама Чоудхури (январь – март 2021 г.). «Как древняя индийская вина путешествовала по другим странам Азии: реконструкция с помощью Священных Писаний, скульптур, картин и живых традиций» (PDF) . Национальная безопасность . 4 (1). Международный фонд Вивекананды: 50–53.
  2. ^ Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Сюрмандал». Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 477. Том 3. в... Сангитаратнакаре , хордофоне с 21 струной... упоминается... неясно, была ли это доска цитры или даже видел ли ее автор на самом деле... возможно, это была а... арфа-вина...
  3. ^ «Монета Самудрагупта» . Британский музей. Золотая монета.; Самудрагупта сидит на диване с высокой спинкой, лицом влево, в поясе, серьгах и ожерелье. Имеет нимб вокруг головы. Держит на коленях лиру/вину, на которой играет.
  4. ^ «Империя Гуптов: время великого процветания и достижений элит» . 5000 лет истории Индии . 17 октября 2016 г.
  5. ^ «Галереи монет: Гупта: Самудрагупта» . CoinIndia.com. [Монета находится на 12-м изображении внизу, под заголовком «Тип лириста».]
  6. ^ Екатерина Людвик (2007). Сарасвати, речная богиня знаний: от вина-игрока, несущего рукописи, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . БРИЛЛ Академик. стр. 227–229. ISBN  90-04-15814-6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Мешкерис, Вероника (2000). «Музыкальные явления конвергенции в евразийском наскальном искусстве». У Эллен Хикманн; Рикардо Эйхман (ред.). Studien zur Musikarchäologie I. Saiteninstrumente im Archäologischen Kontext . Orient-Archäologie, Band 6 (Отдел Востока Немецкого археологического института , Берлин). Раден/Вестфалия: Верлаг Мари Лейдорф. с. 74, 75, 83. табл. VII, рисунки 5, 6 и 7... Затем, в эпоху поздней бронзы и железного века (2-1 тыс. до н. э.) внимание живописцев переключилось с воображаемых изображений на участников ритуала. ...развитие музыкальной культуры подтверждается появлением различных музыкальных инструментов... смычковой арфы и барабана песочных часов (табл. VII, 5-7, Индия)...
  8. ^ Кауфманн, Вальтер (1981). ( картинках История музыки в на немецком языке). Том 2.8 Музыка древности , Древняя Индия . Лейпциг: Вернер Бахманн. Немецкое музыкальное издательство VEB. стр. 22, 39.
  9. ^ Натьяшастра, XXVIII, 4-5 (вина также используется и описывается в других шлоках, следующих за 4-5 в главе XXVIII)
  10. ^ «Галереи монет: Гупта: Самудрагупта» . CoinIndia.com.
  11. ^ Натьяшастра, 29, 120.
  12. ^ «Тот факт, что король хотел рекламировать себя как музыканта, примечателен и является окном в систему ценностей государства Гупта» монет Индии Сайт Каталог и описание золотых монет, отчеканенных во время правления Самудрагупты (веб-страница)
  13. ^ Джудит Беккер, Миграция арочной арфы из Индии в Бирму , Журнал Общества Галпина, том. 20, стр. 17–23.
  14. ^ Шрирама Гояла (1 августа 1992 г.). Переоценка истории Гуптов: для С.Р. Гояла . Адитья Пракашан. п. 237. ИСБН  978-81-85179-78-0 . - ...яж похож на эту старую вину... однако это бирманская арфа, которая, судя по всему, с древнейших времен передавалась из поколения в поколение практически в неизменном виде.
  15. ^ По данным сайта Harp History, на похожем инструменте играют в Таиланде. На этом сайте представлена ​​фотография тайской арфы.
  16. ^ Анк ван Кампен, Иконография : изображения Существующие инструменты на сайте истории арфы (веб-страница)
  17. ^ Роза Эллен (10 мая 2013 г.). «Живой звук Ангкора» . Пост Пномпена .
  18. ^ Коам Чанрасми (8 июля 2013 г.). Ангкорская арфа возрождается . Пномпень, Камбоджа: Phnom Penh Post . Проверено 27 октября 2018 г.
  19. ^ «Камбоджийская народная музыка» . Женский медиа-центр Камбоджи . Проверено 27 октября 2018 г. По мнению специалистов, «арфа» — это разновидность традиционного кхмерского инструмента родом из Индии. По словам Кео Соронви, профессора педагогического факультета Королевского университета изящных искусств Трей, «Арфа» существовала в Камбодже с VII века и исчезла в конце XII или начале XIII века.

Библиография

[ редактировать ]
  • Джудит Беккер, Миграция арочной арфы из Индии в Бирму , Журнал Общества Галпина, том. 20, стр. 17–23.
  • Терри Э. Миллер и Шон Уильямс . Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж, 2008. ISBN   0-415-96075-4
  • Мюриэл К. Уильямсон. Бирманская арфа: ее классическая музыка, настройки и лады , Центр исследований Юго-Восточной Азии Университета Северного Иллинойса, 2000 г.
  • Артур Ллевеллин Бэшем , Чудо, которым была Индия , Научное издательство, Мичиганский университет, 2008, 696 стр.
  • Натьяшастра (Том 2): Трактат об индуистской драматургии и театральном искусстве (главы 28–36) (перевод Маномохана Гоша), 1961, Калькутта, Азиатское общество Бенгалии (Biblioteca Indica); Перепечатка: Чаукхамба Сурбхарати Пракашан, 2016, Варанаси.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d5c4b2fb41312fbb0de4548d3edb12c__1671846840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/2c/2d5c4b2fb41312fbb0de4548d3edb12c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient veena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)