Древняя вина

Древняя вина – это ранняя индийская арфа , которую не следует путать с современной индийской виной , которая представляет собой разновидность лютни или цитры . Названия конкретных форм арочной арфы включают читра-вину с семью струнами, випанчи-вину с девятью струнами и маттакокила-вину - арфу или, возможно, цитру с 21 струной. [1] [2]
Инструмент засвидетельствован на золотой монете Империи Гуптов середины 300-х годов нашей эры. [3] [4] [5] Инструмент также был проиллюстрирован на старейших известных Сарасвати рельефных резных фигурках в стиле из буддийских археологических памятников, датированных 200 годом до нашей эры, где она держит вину в стиле арфы. [6]
Общее значение слова вина
[ редактировать ]
Санскритское тамильское слово вина (वीणा vīṇā ), которое засвидетельствовано уже в Ригведе, обозначало в ходе индийской истории множество инструментов различных типов, поскольку это общий термин для всех видов струнных инструментов, точно так же, как слово яж . (யாழ் дааа ). В последние столетия и сегодня инструменты, обозначаемые под названием вина, которых существует несколько видов, как правило, представляют собой в основном инструменты типа лютни или китары, а в последнее время это слово даже применялось к модифицированным западным гитарам. Но ранние вины могли быть щипковыми струнными инструментами любого типа.
Доисторическая вина
[ редактировать ]
Расположенные в центральном индийском штате Мадхья-Прадеш скальные пещеры Бхимбетка сохранили картины, датируемые периодом от мезолита (старше 5000 г. до н.э.) до исторических времен. Помимо многочисленных изображений животных, здесь присутствуют сцены «позднего бронзового и железного веков» ритуальных танцев с арфистами и стоячими барабанщиками. [7] Согласно описаниям в Ведах, те же инструменты, что и в «Чога Мише», — смычковая арфа, флейта, барабан и песня — использовались в I тысячелетии до нашей эры в Древней Индии для сопровождения танцоров. [7]
Самым распространенным санскритским термином для смычковых арф было вина. Литературным свидетельством являются «Брахманы» (до VI века до н.э.), согласно которым арфа, как говорили, имела «сто струн» (называемых сататантри ). [8] В первые века нашей эры под названием вина появились палочные цитры и длинношеие лютни, а к концу I тысячелетия из Индии исчезла смычковая арфа. Они выжили лишь на грани индийского культурного влияния. Два примера: саунг гаук наиболее известен в Мьянме, а арфа кафира или ваджи стала редкостью в своем уединении на северо-востоке Афганистана.
Ранняя Гупта вина
[ редактировать ]
Одна из ранних вин, использовавшихся в Индии с давних времен, до периода Гуптов и позже (вероятно, это инструмент, называемый виной в главе Натьяшастры, посвященной инструментальной музыке). [9] представлял собой инструмент типа арфы , а точнее арочной арфы . В нее играли, держа струны параллельно телу игрока, перебирая струны обеими руками, как показано на Самудрагупты . золотых монетах [10] Невозможно точно определить количество струн инструмента на монете, но описания в ранних литературных источниках древнего инструмента под названием саптатантри винаа (7-струнная винаа), похоже, в целом совпадают с типом инструмента, изображенного на монете. монета. В Натьяшастре эта семиструнная вина (на которой играют пальцами, в отличие от девятиструнной випанчи, на которой играют плектром) называется читрой. [11]
Изображение короля Самудрагупты, держащего такой инструмент на своих золотых монетах, свидетельствует о популярности этого инструмента, а также об интересе к музыке и искусству короля, который также был одним из величайших военных завоевателей в истории Индии. [12]
Потомки
[ редактировать ]
Из Индии этот тип инструментов был завезен в Бирму в ранний период (к 8 веку нашей эры и, возможно, уже к 500 году нашей эры). [13] где, хотя инструменты этого типа исчезли из самой Индии, на них все еще играют, обычно на 15 струнах, под названием саунг (известный на Западе также как бирманская арфа ). [14] [15] [16]
Камбоджийцы воссоздали свою древнюю арфу – булавку . Инструмент появился в индуистском религиозном искусстве в кхмерских храмах, датируемых VII-XIII веками нашей эры. [17] [18] [19]
Галерея
[ редактировать ]- в стиле арфы Ошибка
- Средневековая форма вины, алапини вина , из Бангладеш, 10-12 века н. э. Это была однострунная трубчатая цитра или палочная цитра , возможно, родственная современной рудра вине .
- Эскиз лютни Павайя, IV-V века нашей эры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пиял Бхаттачарья; Шритама Чоудхури (январь – март 2021 г.). «Как древняя индийская вина путешествовала по другим странам Азии: реконструкция с помощью Священных Писаний, скульптур, картин и живых традиций» (PDF) . Национальная безопасность . 4 (1). Международный фонд Вивекананды: 50–53.
- ^ Сэди, Стэнли, изд. (1984). «Сюрмандал». Словарь музыкальных инструментов New Grove . п. 477. Том 3.
в... Сангитаратнакаре , хордофоне с 21 струной... упоминается... неясно, была ли это доска цитры или даже видел ли ее автор на самом деле... возможно, это была а... арфа-вина...
- ^ «Монета Самудрагупта» . Британский музей.
Золотая монета.; Самудрагупта сидит на диване с высокой спинкой, лицом влево, в поясе, серьгах и ожерелье. Имеет нимб вокруг головы. Держит на коленях лиру/вину, на которой играет.
- ^ «Империя Гуптов: время великого процветания и достижений элит» . 5000 лет истории Индии . 17 октября 2016 г.
- ^ «Галереи монет: Гупта: Самудрагупта» . CoinIndia.com.
[Монета находится на 12-м изображении внизу, под заголовком «Тип лириста».]
- ^ Екатерина Людвик (2007). Сарасвати, речная богиня знаний: от вина-игрока, несущего рукописи, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . БРИЛЛ Академик. стр. 227–229. ISBN 90-04-15814-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Мешкерис, Вероника (2000). «Музыкальные явления конвергенции в евразийском наскальном искусстве». У Эллен Хикманн; Рикардо Эйхман (ред.). Studien zur Musikarchäologie I. Saiteninstrumente im Archäologischen Kontext . Orient-Archäologie, Band 6 (Отдел Востока Немецкого археологического института , Берлин). Раден/Вестфалия: Верлаг Мари Лейдорф. с. 74, 75, 83.
табл. VII, рисунки 5, 6 и 7... Затем, в эпоху поздней бронзы и железного века (2-1 тыс. до н. э.) внимание живописцев переключилось с воображаемых изображений на участников ритуала. ...развитие музыкальной культуры подтверждается появлением различных музыкальных инструментов... смычковой арфы и барабана песочных часов (табл. VII, 5-7, Индия)...
- ^ Кауфманн, Вальтер (1981). ( картинках История музыки в на немецком языке). Том 2.8 Музыка древности , Древняя Индия . Лейпциг: Вернер Бахманн. Немецкое музыкальное издательство VEB. стр. 22, 39.
- ^ Натьяшастра, XXVIII, 4-5 (вина также используется и описывается в других шлоках, следующих за 4-5 в главе XXVIII)
- ^ «Галереи монет: Гупта: Самудрагупта» . CoinIndia.com.
- ^ Натьяшастра, 29, 120.
- ^ «Тот факт, что король хотел рекламировать себя как музыканта, примечателен и является окном в систему ценностей государства Гупта» монет Индии Сайт Каталог и описание золотых монет, отчеканенных во время правления Самудрагупты (веб-страница)
- ^ Джудит Беккер, Миграция арочной арфы из Индии в Бирму , Журнал Общества Галпина, том. 20, стр. 17–23.
- ^ Шрирама Гояла (1 августа 1992 г.). Переоценка истории Гуптов: для С.Р. Гояла . Адитья Пракашан. п. 237. ИСБН 978-81-85179-78-0 . - ...яж похож на эту старую вину... однако это бирманская арфа, которая, судя по всему, с древнейших времен передавалась из поколения в поколение практически в неизменном виде.
- ^ По данным сайта Harp History, на похожем инструменте играют в Таиланде. На этом сайте представлена фотография тайской арфы.
- ^ Анк ван Кампен, Иконография : изображения Существующие инструменты на сайте истории арфы (веб-страница)
- ^ Роза Эллен (10 мая 2013 г.). «Живой звук Ангкора» . Пост Пномпена .
- ^ Коам Чанрасми (8 июля 2013 г.). Ангкорская арфа возрождается . Пномпень, Камбоджа: Phnom Penh Post . Проверено 27 октября 2018 г.
- ^ «Камбоджийская народная музыка» . Женский медиа-центр Камбоджи . Проверено 27 октября 2018 г.
По мнению специалистов, «арфа» — это разновидность традиционного кхмерского инструмента родом из Индии. По словам Кео Соронви, профессора педагогического факультета Королевского университета изящных искусств Трей, «Арфа» существовала в Камбодже с VII века и исчезла в конце XII или начале XIII века.
Библиография
[ редактировать ]- Джудит Беккер, Миграция арочной арфы из Индии в Бирму , Журнал Общества Галпина, том. 20, стр. 17–23.
- Терри Э. Миллер и Шон Уильямс . Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж, 2008. ISBN 0-415-96075-4
- Мюриэл К. Уильямсон. Бирманская арфа: ее классическая музыка, настройки и лады , Центр исследований Юго-Восточной Азии Университета Северного Иллинойса, 2000 г.
- Артур Ллевеллин Бэшем , Чудо, которым была Индия , Научное издательство, Мичиганский университет, 2008, 696 стр.
- Натьяшастра (Том 2): Трактат об индуистской драматургии и театральном искусстве (главы 28–36) (перевод Маномохана Гоша), 1961, Калькутта, Азиатское общество Бенгалии (Biblioteca Indica); Перепечатка: Чаукхамба Сурбхарати Пракашан, 2016, Варанаси.