Джори (инструмент)
![]() | |
Ударный инструмент | |
---|---|
Классификация | Ударный инструмент мембранофон |
Изобретатель(и) | Шри Гуру Арджун Дев Джи |
Развитый | 16 век |
Диапазон игры | |
Одна октава (переменная) низкий | |
Связанные инструменты | |
Табла , Пахавадж , мридангам , кхол , дхолак , нагара , мадал , тбилат , бонгос | |
Музыканты | |
Суквиндер Сингх «Пинки», Бхаи Балдип Сингх, «Шезад и Джори» Сардар Джасдип Сингх, Бхаи Сурдаршан Сингх и Бхаи Джан Сингх Наамдхари | |
Больше статей или информации | |
https://www.sikhmusicalheritage.com/jori |
Джори , Джоди , Дхамма или Джори (иногда Джори-Пахавадж ) — южноазиатский ударный инструмент, состоящий из двух отдельных барабанов. Джори происходит из региона Пенджаб в Южной Азии. [ 1 ] Исторически сложилось так, что Джори сопровождал Гурбани Киртан . [ 1 ] [ 2 ] Среди выдающихся представителей Джори - Устад Сухвиндер Сингх «Пинки», [ 3 ] , Бхаи Балдип Сингх, «Шезад и Джори» Сардар Джасдип Сингх, Бхаи Сурдаршан Сингх и Бхаи Джан Сингх Намдхари. [ 1 ]
По своей конструкции Джори похож на Таблу . Ключевыми отличиями являются использование более крупного даяна/чатху (также известного как Пурра) (скрипичный барабан) и деревянного бочкообразного баяна/дагга (басового барабана) с атта (тестом) вместо сяхи /губа , который называется «Дхамма». [ 4 ]
История и происхождение
[ редактировать ]Джори, Джоди или Джорхи был впервые создан пятым сикхским гуру, Гуру Арджуном Дев Джи , когда два барда его двора, Сатта и Балванд , хотели разделить гораздо более древнего и почтенного Пахаваджа на два инструмента, похожих на таблу. [ 5 ] Из-за этого джори и таблу часто путают как один и тот же инструмент, хотя эти два инструмента издают совершенно разные звуки, причем джори почти всегда значительно ниже таблы и не издает резкого звука. Визуально барабан даян/чатху (также известный как Пурра) очень похож на даян/чатху таблы, но имеет более широкую окружность. Способ игры на инструменте также различается: в Табле для получения резкого звука используются ударные движения, а в Джори для получения звука используются мягкие движения открытой руки. [ 5 ] Большой барабан Tabla изготовлен из металла, тогда как оба барабана Jori изготовлены из тунового дерева, которое считается древесиной самого высокого качества для музыкальных инструментов.
Использование в Гурбани и Киртане
[ редактировать ]
В качестве сикхского инструмента Джори, также известный как Пенджабский Пахавадж , использовался наряду с рубабом или рабабом в Гурбани / Киртане , который является формой религиозной молитвы и пения в сикхской религии . [ 5 ] В течение постепенного периода времени, особенно после раздела Пенджаба в 1947 году, большинство игроков в рабаб (которые исторически были мусульманами со времен первых сикхских гуру) эмигрировали в Ленду, Пенджаб, Пакистан . Джори играли на симфонии, а рабаб был заменен более каноническими индийскими инструментами, такими как фисгармония , чтобы заменить отсутствующую мелодию. [ 1 ] С тех пор в большинстве этих настроек он был заменен таблой, но сходный внешний вид этих двух инструментов сбивает с толку многих по сей день, особенно по сравнению с каввали и пакистанскими/афганскими таблами, которые также используют аналогичный цилиндрический барабан, называемый Дхамма. для создания басовых звуков (а также отсутствует сяхи /губ). Каввали Дхамма легкая, меньшего размера и имеет более глубокий глухой звук, который отлично подходит для аккомпанемента Кехервы и Даадры. Джори Дхамма больше, намного тяжелее и имеет более открытый звук. Хотя это по-прежнему очень глубокий звук, существует заметная разница в классической глубине. Сикхская секта Намдхари известна своим исключительным использованием этого инструмента. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Шукла, Вандана (29 сентября 2017 г.). «Пахавадж Пенджаба — идеальный ударный инструмент, так почему же он проиграл табле?» . Прокрутка.в . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Сингх, Джасдип (декабрь 2020 г.). «Исторические ритмы» (PDF) . На сцене . Том. 10, нет. 5. С. 28–31.
- ^ Jump up to: а б «Сукхвиндер Сингх 'Пинки' Наамдхари | Дарбар» . www.darbar.org.uk . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Прадхан, Аниш (10 декабря 2016 г.). «Послушайте: Алла Ракха, Закир Хусейн и другие демонстрируют универсальность пенджабской гхараны» . Прокрутка.в . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Академия Радж | Джори» . Радж Академия . Проверено 31 марта 2023 г.