Jump to content

Сарбло Грант

Сарбло Грант
Сарбало Грант
Оружие, нарисованное и украшенное военными гимнами, восхваляющими его, на иллюстрированном листе рукописи Сарбло Гранта.
Информация
Религия сикхизм
Автор Гуру Гобинд Сингх (оспаривается) [1]
Язык Сант-Бхаша (в основном под влиянием Браджа )
Главы 5

Сарбло Грант или Сарабло Грант ( панджаби : Сарбло Грант , сарабалуха грантха , буквально «Писание из чистого железа»). [примечание 1] ), [4] также называется Манглачаран Пуран [5] или Шри Манглачаран Джи , представляет собой объемное писание, состоящее из более чем 6500 поэтических строф. [6] Традиционно считается, что это работа Гуру Гобинд Сингха, десятого сикхского гуру. [7] [5] Ученые, с другой стороны, приписывают произведение после смерти Гуру, автором которого является неизвестный поэт. [5] [8] Это произведение больше всего почитается сектой Нихан. [9]

Традиционное повествование

[ редактировать ]

Согласно традициям сикхов Ниханг, Сарбло Грантх был написан в Сарбло Бунга (теперь называемом Лангар Сахиб) в Тахт Абачал Нагар, Хазур Сахиб в Нандеде, Индия. [10] Они полагают, что эта работа происходит из санскритских сутр , которые были сохранены группой садху , причем эти сутры в конечном итоге произошли от предыдущего воплощения Гуру Гобинд Сингха, известного как риши Душт Даман . [10] Считается также, что Банда Сингх Бахадур услышал последние стихи произведения. [10] Утверждается, что санскритские сутры, на которых основан Сарбло Грантх, до сих пор хранятся в частной семейной коллекции. [10]

Авторство

[ редактировать ]
Рукопись Сарабло Грантха, содержащая изображение Гуру Гобинд Сингха, которого традиционно считают автором работы.

Очень мало можно установить относительно авторства, составления или характера содержания Священного Писания. [11] Среди различных ученых существует высокая степень разногласий по вопросу об авторстве Гранта. [12] Ниже приведены некоторые точки зрения выдающихся деятелей:

  • По словам пандита Тары Сингха , Сарабло Грант был написан Бхаи Сукхой Сингхом, Грантхи из Патны . [13] [14]
  • По словам Бхаи Кана Сингха Набхи , Сарабло Грантх не был написан Гуру Гобинд Сингхом, и Хальса Махима появилась в нем вне контекста основной сюжетной линии. [15]
  • По словам Санта Сингха Ниханга, Сарабло Грантх был написан Гуру Гобинд Сингхом и завершен на языке Нандед . [16]
  • Встреча сикхских ученых и святых установила, что Сарбло Грантх является сочинением Гуру Гобинд Сингха и что Сарбло Грантх был завершен в Нандеде . [17] [ нужен лучший источник ]

В одном повествовании утверждается, что это писание является результатом объединения сочинений десятого Гуру после его кончины в 1708 году. его последователями [18] По словам Харнама Даса Удаси, сикхского ученого , подготовившего аннотированное издание священного писания, автором текста был Гуру Гобинд Сингх. [11] Однако Харнам Дас Удаси утверждает, что Гуру Гобинд Сингх принял произведения некоторых поэтов как части Священного Писания, точно так же, как Гуру Арджан принял произведения, написанные Бхагатами , Бхаттами и суфийскими факирами , когда он составлял Ади Грантх. [10] Однако другие аналитики датируют текст концом XVIII века. [11]

Гуриндер Сингх Манн утверждает, что «Сарбло Грант» был создан в дворцовой обстановке Анандпура в конце 17-го века (особенно в 1690-х годах) различными придворными поэтами (большинство имен которых неизвестны). [11]

«На мой взгляд, Дасам Грантх и Шри Сараб Лох Грантх являются маркерами ауры королевской власти, которую сикхи пытались создать в Анандпуре. Поэты, собравшиеся там, опирались на общий резервуар тем, литературных форм, метафор и образов, чтобы создать свои С приходом власти сикхов некоторые поэты, проживавшие в более широком регионе, переехали в Анандпур. Беглый взгляд на их сочинения показывает, какие структурные изменения необходимо было внести, чтобы приспособить эти произведения к потребностям новой ситуации. заявления в заключении двух самых длинных композиций, «Кришан-Аватар» и «Рам-Аватар», содержат громкие утверждения о тщетности поклонения Кришану и Раму. Я могу объяснить их только как дополнения, необходимые для того, чтобы сделать эти тексты презентабельными в Анандпуре».

- Гуриндер Сингх Манн, Источники для изучения жизни и времен Гуру Гобинд Сингха, стр. 256.

Это Священное Писание в значительной степени почитается сектой сикхов Ниханг , причем многие сикхи, не являющиеся Ниханг, отвергают его как подлинный труд десятого гуру, особенно среди сикхских ученых. [19] [20] [21] [9] По словам Гурмукха Сингха, подлинность произведения отвергается на том основании, что его стиль письма и поэтическое мастерство не соответствуют произведению Гуру Гобинд Сингха « Дасам Грантх» . [14] Также в тексте упоминается произведение, написанное в 1719 году, намного позже смерти Гуру. [14] У. Х. Маклеод датирует произведение концом XVIII века и считает, что оно было написано неизвестным поэтом и ошибочно приписано десятому Гуру. [8]

Рукописи

[ редактировать ]
Фолио рукописи Сарбло Гранта, дата написания которой указана в 1698 году.

Гуриндер Сингх Манн утверждает, что наткнулся на рукопись Священного Писания, датируемую концом 17 века, а именно 1698 годом. [примечание 2] [11] Кроме того, Харнам Дас Удаси утверждает, что наткнулся на рукопись Священного Писания, датированную той же датой, что и год его составления (1698 г.), когда он исследовал двадцать четыре сохранившихся рукописи текста в рамках своей исследовательской деятельности с целью создания аннотированного текста. издание Священного Писания. [11] В этих двух ранних рукописях Священного Писания первый содержит Бачиттар Натак Грантх на листах с 1 по 350, а затем продолжается текстом Сарбло Грант, собственно для остальных листов (листы с 351 по 702). [11] Что касается второй ранней рукописи, она содержит только текст собственно Сарбло Грант и не содержит внешних текстов, в отличие от другой рукописи. [11] Однако нумерация страниц второй рукописи начинается с листа 351 и заканчивается листом 747. [11] В целом три ранних рукописи Священного Писания датируются 1698 годом. [11] Однако можно утверждать, что эти рукописи были более поздней копией оригинала 1698 года, и эта дата также была скопирована с оригинала во всех трех более поздних копиях их соответствующими писцами. [11] Многие ранние рукописи Священного Писания содержат надпись Гурдаса Сингха , которая гласит: « Самбат сатра саи бхае барах сатванджа джан. Гурдас Сингх пуран кио шри мукх грантх парманх » . [11] Надпись, взятая из этого писания, можно найти на печати Банда Сингха Бахадура и на монетах, отчеканенных во время правления более поздних сикхских государств . [11]

По словам Камальрупа Сингха, существует ряд ранних рукописей Сарбло Грантха, датируемых концом 17 и 18 веков. [10] Камаруп Сингх считает, что рукописные свидетельства указывают на 1698 год в Анандпур-Сахибе , когда была начата большая часть работы Сарбло Грантха, завершенная в 1708 году в Хазур-Сахибе. [10]

Список самых ранних рукописей

[ редактировать ]

Камалруп Сингх перечисляет рукописи Сарбло Грантха с колофоном 1698 г. н. э. (1755 г. до н. э. ) следующим образом: [10]

Инцидент на границе Сингху в 2021 году был связан с осквернением рукописи Сарбло Грантха, что вызвало гнев группы Нихангов , убивших виновника святотатства. [22]

Описание

[ редактировать ]

Сарабло Грантх является отдельным религиозным текстом от Гуру Грантх Сахиб и Дасам Грантх , и ни один гимн или композиция этого гранта не используется в ежедневной сикхской литургии или Амрит Санчар . Сикхи Ниханг с почтением относятся к этому писанию, поскольку приписывают его авторство Гуру Гобинд Сингху. [11] Ниханг-сикхи размещают Сарбло Грантх слева от Гуру Грантх Сахиб (а Дасам Грантх размещают справа) во время общественного богослужения. [11]

Структура и содержание

[ редактировать ]
Иллюминированный лист рукописи Шахиди Бага Сарбло Грантха, хранящейся в коллекции Гурдвары Шахиди Бага, Анандпура Сахиба.

Сарбло Грантх разделен на 5 глав, известных как адхияс . [23] [5] Само Священное Писание имеет общий объем 1665 страниц и состоит из трех томов. [24] Печатная версия, выпущенная Санта Сингхом, имеет объем 862 страницы. [14] В конце пяти глав находится приложение, содержащее информацию о воплощениях Вишну. [25]

Первая глава содержит восхваления и обращения к различным дэви (богиням). [14] Во второй главе Вишну рассматривается как воплощение верховного Бога. [14] Пятая глава, которая также является самой длинной главой, [5] заключает, что различные боги и богини, упомянутые ранее, являются воплощениями Сараблоха (буквально означающего «полностью железный»), который сам по себе является воплощением Махакала , термина, используемого Гуру Гобинд Сингхом для обозначения всемогущего божественного существа. [14]

Глава первая

[ редактировать ]

Первая глава, или Пахила Адхия ( Гурмукхи : पहला अध्याय , латинизированная: Пахила адхайайя , букв. «Первая глава»), содержит восхваления Маха Майи и Маха Калы . [25] Индийские полубоги ( девте ) проигрывают битву демонам и просят деви Чанди помочь им. [25] Затем Чанди побеждает демоническую армию и их лидера Бхимнада. [25]

Глава вторая

[ редактировать ]

Во второй главе, или Дуджа Адхия ( Гурмукхи : ਦੂਜਾ ਅਧਯਾਯ , латинизировано: Дуджа адхайайя , букв. «Вторая глава»), жена побежденного Бхимнада совершает сати . [25] Брат Бхимнада, Бриджнад, готовится к мести, начиная новую войну против полубогов. [25] Божество Индра пишет письма всем полубогам с просьбой о помощи в предстоящей войне. [25]

Глава Третья

[ редактировать ]

В третьей главе, или Тиджа Адхия ( Гурмукхи : ਤੀਜਾ ਅਧਯਾਯ , латинизировано: Тиджа адхайайя , букв. «Третья глава»), демоны побеждают полубогов, поэтому Вишну отправляет Нараду служить их представителем в Бриджнаде. [25] Однако Бриджнад не стал вести переговоры, и военные действия возобновились. [25] В начале непродолжительной битвы одиннадцать пеших армий Бриджнада были уничтожены. [25]

Глава четвертая

[ редактировать ]

В четвертой главе, или Чаута Адхия ( Гурмукхи : ਚੌਥਾ ਅਧਯਾਯ , латинизировано: Чаутха адхайайя , букв. «Четвертая глава»), ведется великая битва. [25] Вишну дает амриту (амброзийный нектар), придавая им новую силу. полубогам [25] Индра захватывает демонов, но Бриджнад одерживает верх и одерживает победу в битве, при этом Индра оказывается в плену демонической силы. [25]

Глава пятая

[ редактировать ]

В пятой главе, или Панджва Адхия ( Гурмукхи : ਪੰਜਵਾ ਅਧਯਾਯ , латинизировано: Паджава адхайайя , букв. «Пятая глава»), последствия поражения полубогов демонам приводят к тому, что полубоги обращаются к Акал Пураху за божественными помощь. [25] Таким образом, Акал Пурах воплощается как Сарблох Автар («цельножелезное воплощение»). [25] Полубог Ганеша назначается послом Сарблоха Автара в Бриджнаде. [25] Однако Бриджнад не слушает Ганешу и ведет новую войну. [25] Полубоги объединяются с Сарбло Автаром против индийских демонов. [25] Затем демоны и Бриджнад «погружаются в блаженство» после достижения даршана (благоприятного зрелища) Сарбло Автара, при этом Бриджнад восхваляет Сарбло Автара. [25] Затем Сарблох Автар принимает ужасающую форму и уничтожает всех демонов, включая Бриджнада, в финальной битве. [25]

Приложение к аватарам Вишну

[ редактировать ]

После завершения пятой главы следует еще один раздел, повествующий об воплощениях Вишну. [25] Список аватаров Вишну, обсуждаемых в этой части, включает следующее: [25]

Фрагмент страницы рукописи Сарбло Грантха, на которой показаны стихи Акал Устат . композиции

Священное писание в основном посвящено военному искусству с точки зрения сикхов. [26] В писании содержится Дас грахи-Дас тиаги (десять добродетелей, которые следует соблюдать, и десять пороков, от которых следует отказаться) для Хальсы, как рассказал Гуру Гобинд Сингх. [26] Все имена , использованные Гуру Гобинд Сингхом в « Джап Сахиб» для описания божественной находки, упоминаются в «Сарбло Грантх». [10] Священное Писание продвигает идею о том, что Вахегуру мантар ( мантра ) — единственная, способная избавиться от хаумаи (эго), если ее повторять. [27] [10]

Индийские мифологические войны

[ редактировать ]
Рукопись Сарбло Грантха, приписываемая Бхаю Дайя Сингху.

Работа содержит сюжеты, связанные с индийской мифологией , в частности, битвы богов и богинь с демоническими силами зла . [28] Сюжет книги очень похож на истории Чанди Чаритар, найденные в Дасам Грантхе. [14] Некоторые индийские божества , упомянутые в композиции, - это Лакшми , Бхавани , Дурга, Джвала, Кали (Калика), Чанди, Хари, Гопал, Вишну, Шива, Брахма и Индра. [14] Индийские демоны, такие как Бхиминад и Вирьянад, также участвуют в сюжетной линии текста. [14] В тексте также повествуется история воплощения божества, известного как Сараб Лох («цельностной»), которое побеждает царя демонов Бриджнада. [9] По словам Гуриндера Сингха Манна , основная тема Священного Писания — уничтожение демонов и зла воплощением божественного, известного как «Махакал» или «Шива». Он связывает эту тему с аналогичной темой, которая представлена ​​в « Бачиттар Натак Грантх» , который является частью собрания текстов Дасама Гранта. [11]

Хальса Пантх

[ редактировать ]

обсуждается сикхская концепция Хальсы . В Священном Писании глубоко и подробно [11] В тексте повторяется, что Хальса Пантх - это форма самого Гуру Гобинд Сингха, и нет никакой разницы между Хальсой и Гуру. [29] [30] В тексте говорится, что Хальса была создана Гуру не из-за гнева, а скорее как образ Гуру, по причинам уравновешивания и для удовольствия божественного. [31] понятие « Хальса Радж » («Халса-правление»). Кроме того, в тексте представлено [11] Кроме того, в тексте представлена ​​краткая история десяти гуру сикхизма. [11] Сарблох Грантх повествует, что гуру не только Гуру Грантху Сахибу, но и Гуру Хальса Панту. Гуру Гобинд Сингх передал [10] В нем также рассматриваются цели, обязанности и ответственность Хальса Пантха , описывая Хальсу как «армию Бога». [32] Далее в Священных Писаниях говорится о качествах, которыми должны обладать члены Хальсы, таких как высокие моральные стандарты, пылкая духовность и героизм. [33] все По словам Трилочана Сингха, в тексте упоминаются , однако Джасвант Сингх Неки утверждает, что упоминаются только три из них. [34]

Согласно Хазуре Сингху в его комментарии к Священному Писанию, Хальса — это освобожденная форма Ниранкара ( Prāpati Niraṅkarī sivrup mahanan ), а не индийского божества Шивы , как некоторые санатанисты- возрожденцы. интерпретируют [10]

Хальса Махима в Сарбло Грантхе
[ редактировать ]

Хальса Махима присутствует в этом гранте. [35] [36] [37] [ самостоятельный источник ] Хальса Махима — короткий гимн Гуру Гобинд Сингха. [36]

«Хальса в точности как я, я всегда пребываю в Хальсе: Хальса — это мое тело и душа, Хальса — жизнь всей моей жизни»

- Гуру Гобинд Сингх (заявлен), Сарблох Грант, стр. 531 [38]
Начальные стихи Хальса Мехима из рукописи Сарбло Гранта 1878 года н.э.

В этой композиции Гуру заявляет, что только если Хальса сохранит свою особую идентичность, она сможет добиться успеха с его благословением, но это благословение будет отменено, если Хальса потеряет свою уникальную идентичность, психику и отделение от остального человечества. [38] [39]

Перевод стихов следующий: [10]

Работа написана в основном на языке Брадж, но присутствует влияние и других языков, что затрудняет ее понимание читателями. [5]

Комментарий

[ редактировать ]

Доступен только один полный комментарий и толкование этого гранта, поскольку он все еще находится в стадии исследования и до сих пор мало изучен в академических кругах. [16] [8] Существующий комментарий был опубликован Санта Сингхом из Будха Дал, организации Нихангов. [40] [36] Сохранился и другой комментарий к работе Джани Науранга Сингха. [41] Аннотированное издание ( тика ; комментарий) Сарбло Грантха было выпущено Харнам Дас Удаси в конце 1980-х годов под названием Шри Сараб Ло Грантх Сахиб Джи , однако его распространение было ограничено. [11] В 1925 году толкование «Сарбло Грантха» было написано Акали Хазурой Сингхом, тогдашним руководителем Тахта Хазура Сахиба (с предисловием, написанным Акали Каур Сингхом). [10] Джатедар Джогиндер Сингх «Муни» написал описание традиционной экзегезы ( катха ) Сарблох Грантха в Хазур Сахибе в своей работе «Хазури Марьяда Прабодх» . [10]

В 1925 году Акали Каур Сингх писал, что в частных коллекциях по всей Индии разбросано всего около десяти рукописей Сарбло Грантха. [10] Он призвал богатых или королевских сикхов заняться изданием Священного Писания. [10] Наконец, массовое издание Священного Писания было напечатано Санта-Сингхом из Будха Дала. [10]

Печать Сарблох Грантха осуществляется типографией Чатар Сингх Дживан Сингх, расположенной в Амритсаре, для распространения в гурдварах , управляемых Нихангом . [11] Стандартное печатное издание содержит 1216 страниц. [11]

Полный перевод на английский всего Сарбло Гранта еще не выполнен. [25] Переводы избранных стихов можно найти на Manglacharan.com . [25]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Имя «Сарбло Грант» также можно перевести как «книга из железа», «книга из мечей» или «Писание из кованого железа». [2] [3]
  2. ^ В рукописи на листах 1 и 2b указана индийская дата Самата 1755 года, мити Бисах суди 5 (соответствует 1698 году по григорианскому календарю) в качестве даты написания.
  1. ^ Обсуждение Дасам Грантха . Религия в переводе. Американская академия религии. 2011. ISBN  978-0199755066 .
  2. ^ Нихан, Нидар Сингх (2008). В присутствии мастера: сикхи Хазура Сахиба . Лондон: Каши Хаус. п. 33. ISBN  9780956016805 .
  3. ^ Хиннеллс, Джон; Кинг, Ричард (2007). Религия и насилие в Южной Азии: теория и практика . Рутледж. стр. 124–25. ISBN  9781134192199 .
  4. ^ Набха, Кан Сингх. «Цельный металл». Гур Шабад Ратнакар Маханкош (на пенджаби). Сударшан Пресс. Нет. все железо V- Все железо
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы . Том. 1. Хайдарабад: Ориент Лонгман. п. 351. ИСБН  81-250-1453-5 . OCLC   42718918 .
  6. ^ Манн, ДжаГуриндер Сингх (1 марта 2007 г.). Эль саджизм . Акал Издания . п. 76.
  7. ^ Сингх, Ганда (1951). Союз штатов Патиала и Восточный Пенджаб: историческая справка . Публикация архивов Патиалы. Архивный отдел правительства Патиалы и Союза EPS. п. 22.
  8. ^ Jump up to: а б с Маклеод, штат Вашингтон (2009). Сикхизм от А до Я. WH МакЛеод. Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 182. ИСБН  978-0-8108-6344-6 . OCLC   435778610 .
  9. ^ Jump up to: а б с Сингх, Пашаура; Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2023). Сикхский мир . Миры Рутледжа. Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9780429848384 . Внимание Нихангов к традициям Гуру Гобинд Сингха распространяется и на его сочинения. Они относятся к Дасам Грантху Гуру так же, как и к Гуру Грантху Сахибу, и черпают вдохновение из его ярких героических историй. Кроме того, Ниханги одинаково уважают Сараба Ло Грантха. Сараб Ло Грантх приписывается Гуру Гобинд Сингху и повествует больше историй о конфликте между моральными богами и злыми демонами. Затяжной конфликт достигает апогея, когда бог принимает воплощенную форму, известную как Сараб Лох (цельностной), который смог сокрушить Бриджнада, короля демонов, своим боевым мастерством. Чистота стали, ее решимость и долговечность — все это служит аналогией праведности Акала Пураха, к которой стремятся Ниханги. Их преданность полностью стальному воплощению демонстрируется через множество стальных оружий, с которыми они тренируются и украшают себя, а также через их настойчивое требование, чтобы даже их кухонная утварь и утварь были сделаны из стали.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Сингх, Хазура; Сингх, Партап; Сингх, Сундар (2012) [1925]. «Предисловие». Ин Сингх, Каур; Сингх, Камальруп (ред.). Лох Пракаш (PDF) . Амритсар. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Манн, Гуриндер Сингх (2008). «Источники для изучения жизни и времен Гуру Гобинд Сингха» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 15 (1–2): 254–58, 275, 279–281 – через Глобальный институт сикхских исследований.
  12. ^ Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . Кнут А. Якобсен, Кристина Мирволд. Лондон: Блумсбери. 2012. стр. 128–29. ISBN  978-1-4411-7087-3 . OCLC   820011179 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  13. ^ Набха, Кан Сингх. «Цельный металл». Гур Шабад Ратнакар Маханкош (на пенджаби). Сударшан Пресс. Согласно исследованию Пандита Тара Сингха, «Сарбло Грантх» — это работа Бхаи Сукхи Сингха, который был грантхи Патне Сахиба. Он рассказал, что получил это писание от Авадхуты Удаси, живущего в роще Джаганнатха, и это произведение Калгидхары.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сингх, Гурмукх (1992–1998). Сингх, Харбанс (ред.). Энциклопедия сикхизма . Том. 4. Патиала: Пенджабский университет. стр. 57–58. ISBN  0-8364-2883-8 . ОСЛК   29703420 .
  15. ^ Набха, Кан Сингх. «Цельный металл». Гур Шабад Ратнакар Маханкош (на пенджаби). Сударшан Пресс. Мы также не готовы признать Сарбалох в составе Дашмеша, поскольку в нем упоминается Рупдип Бхас Пингал. Рупдип составлен в Саммате 1776 года, а Джйотихоти Самай в Калгидхаре Саммате 1765 года, и если этот Грант предшествует Амрит Санскару, то как Гурута может упоминать контекст Хальсы и Грант Панта? Если это композиция по мотивам Амритсанскара, то почему названия Дас Гобинд, Шах Гобинд и т. д.? Помимо вопроса о Хальса-Дхарме, в Сарбло было опубликовано множество статей.
  16. ^ Jump up to: а б Сингх, Даял. Стейк Сарабло Грант . Типография Будды Дал Панджваан Тахт, Багичи Баба Бамба Сингх Джи, Лоуэр Молл Роуд, Патиала. п. Интро-ть.
  17. ^ Санта, Сингх. Сарбло Грант Стик (на пенджаби). Типография Будха Дал. стр. ਖ.
  18. ^ Сикхи в Онтарио . Джудит Бали. Торонто, Онтарио: Совет сикхов Онтарио. 1993. с. 72. ИСБН  0-9695994-5-5 . OCLC   32458938 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  19. ^ Райнхарт, Робин (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN  978-0-19-975506-6 . OCLC   606234922 . Текст под названием Сарабло Грантх, почитаемый сикхами Ниханг и повествующий о некоторых из тех же событий, что и Чанди Чаритра, приписывается Гуру Гобинд Сингху, хотя большинство сикхских ученых не верят, что он на самом деле был автором (см. Gurmukh Singh 1998a). .
  20. ^ Журнал сикхских исследований . Том. 38. Университет Гуру Нанака – факультет исследований Гуру Нанака. 2014. Что касается Сарабло Грантха, то только Ниханги, секта сикхов, принимают его как подлинный труд Гуру, в то время как сикхская наука повсеместно отвергает его.
  21. ^ Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Пашаура Сингх, Луи Э. Фенек. Оксфорд. 2016. с. 117. ИСБН  978-0-19-969930-8 . OCLC   874522334 . Помимо Дасам Грантха, с Гуру Гобинд Сингхом также связано множество других произведений подобного характера, но из них только большой Сарабло Грантх продолжает пользоваться каноническим статусом, который ограничен только сикхами Ниханг. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  22. ^ АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФЕРМЕРСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В ПЕНДЖАБЕ мобилизация и . Шиндер С. Танди. [Sl]: РУТЛЕДЖ. 2022. ISBN  978-1-000-81630-3 . OCLC   1349274680 . В еще одном инциденте, подтверждая мирный характер протеста фермеров, СКМ осудила варварское убийство сельскохозяйственного рабочего Лахбира Сингха из деревни Чима Хурд в районе Тарн Таран в Пенджабе 15 октября 2021 года группой Нихангов ( сикхский орден, отличающийся синими одеждами и традиционным оружием) на месте протеста фермеров в Кундли на границе Дели и Харьяны. СКМ отмежевался от них (Шаурья, 2021). Лахбир Сингх прибыл на место протеста на границе с Дели за неделю до этого злополучного инцидента и остановился с группой Нихангов, которые предположительно обнаружили, что он оскверняет Сарблох Грантх (священное писание), и в результате отрубили ему левое запястье и ступню, и сломал ноги (Команда ТОЛ, 2021; The Quint, 2021). {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  23. ^ Сингх, Санта. Сарбло Грант Стик (на пенджаби). Типография Будха Дал. стр. Введение 1.
  24. ^ Сингх, Джагджит (1988). В караване революции: другой взгляд на сикхскую революцию . Локгит Паркашан. п. 58.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Сингх, Джвала. «Сарблох Гуру Грантх Сахиб - Сарблох» . Манглачаран . Проверено 27 июля 2024 г.
  26. ^ Jump up to: а б Нихан, Нидар Сингх (2008). В присутствии мастера: сикхи Хазура Сахиба . Лондон: Каши Хаус. п. 33. ISBN  9780956016805 .
  27. ^ Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Нью-Дели: Издательство Hemkunt. п. 104. ИСБН  81-7010-301-0 . OCLC   243621542 . Чтобы отучить последователей от индуистской системы заклинаний, сикхизм советовал им использовать «Вахегуру» как единственное заклинание. «Вахегуру — единственное заклинание, повторение которого избавляет от эго». Вахегуру гурмантар хай джап хаумаи хо-ай (Варс Гурдаса). Сарблох Грантх также подтверждает ту же идею: «Сар мантар чарон ка чар Вахегуру мантар нирдхар».
  28. ^ Ниранкари, Мана Сингха (2008). Сикхизм, перспектива . Нилам Ман Сингх Чоудри. Чандигарх: Unistar Books. п. 119. ИСБН  978-81-7142-621-8 . ОСЛК   289070938 .
  29. ^ Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Чандигарх, Индия: Unistar Books. п. 64. ИСБН  978-81-7142-754-3 . OCLC   319683249 .
  30. ^ Ганди, Сурджит Сингх (2007). Пересказ истории сикхских гуру . Том. 2. Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Atlantic. стр. 800–801. ISBN  978-81-269-0859-2 . OCLC   190873070 .
  31. ^ Гуранама Каура (2013). Исследования сикхизма: его институты и его писания в глобальном контексте . Чандигарх. п. 43. ИСБН  978-93-5113-018-5 . OCLC   840597999 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  32. ^ Сингх, Харак (2004). Гуру Грантх-Гуру Пантх . Чандигарх, Индия: Институт сикхских исследований. п. 21.
  33. ^ Энциклопедия сикхизма . Том. 2. Харбанс Сингх. Патиала: Пенджабский университет. 1992–1998 гг. п. 474. ИСБН  0-8364-2883-8 . ОСЛК   29703420 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  34. ^ Мерфи, Энн (2012). Материальность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Нью-Йорк. п. 58. ИСБН  978-0-19-991627-6 . OCLC   864902695 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  35. ^ Маклеод, WH (2003). Сикхи Хальсы: история Хальса-рахита . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. стр. 138, 325, 431. ISBN.  0-19-565916-3 . OCLC   51545471 .
  36. ^ Jump up to: а б с Сингх, Никки-Гуниндер Каур (2005). Рождение Хальсы: феминистское воспоминание о сикхской идентичности . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. XXIV. ISBN  1-4237-4852-2 . OCLC   63161582 .
  37. ^ Сингх, Джанак (22 июля 2010 г.). Мировые религии и новая эра науки . Корпорация Xlibris.
  38. ^ Jump up to: а б Дханоа, Сурайн Сингх (2005). Радж Карега Хальса: Статьи о сикхской религии и политике - взгляд Гурбани . Издательство Санбун. п. 76.
  39. ^ Притам, Сингх (2003). Байсакхи из Хальса Пантха . Хемкунт Пресс. п. 33. ISBN  9788170103271 .
  40. ^ Фенек, Луи Э. (2021). "Примечания". Заветная пятерка в истории сикхов . Нью-Йорк. п. 184. ИСБН  978-0-19-753287-4 . OCLC   1157751641 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  41. ^ Малхотра, Аншу; Мир, Фарина (2012). Новый взгляд на Пенджаб: история, культура и практика . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199088775 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8f8bc8a6abf54a9b766806921479c60__1722845520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/60/d8f8bc8a6abf54a9b766806921479c60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarbloh Granth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)