Сарбло Грант
Сарбло Грант Сарбало Грант | |
---|---|
![]() Оружие, нарисованное и украшенное военными гимнами, восхваляющими его, на иллюстрированном листе рукописи Сарбло Гранта. | |
Информация | |
Религия | сикхизм |
Автор | Гуру Гобинд Сингх (оспаривается) [1] |
Язык | Сант-Бхаша (в основном под влиянием Браджа ) |
Главы | 5 |
Часть серии о |
Сикхские писания |
---|
![]() |
Гуру Грантх Сахиб |
Дасам Грант |
Сарбло Грант |
Варан Бхаи Гурдас |
Сарбло Грант или Сарабло Грант ( панджаби : Сарбло Грант , сарабалуха грантха , буквально «Писание из чистого железа»). [примечание 1] ), [4] также называется Манглачаран Пуран [5] или Шри Манглачаран Джи , представляет собой объемное писание, состоящее из более чем 6500 поэтических строф. [6] Традиционно считается, что это работа Гуру Гобинд Сингха, десятого сикхского гуру. [7] [5] Ученые, с другой стороны, приписывают произведение после смерти Гуру, автором которого является неизвестный поэт. [5] [8] Это произведение больше всего почитается сектой Нихан. [9]
История
[ редактировать ]Традиционное повествование
[ редактировать ]Согласно традициям сикхов Ниханг, Сарбло Грантх был написан в Сарбло Бунга (теперь называемом Лангар Сахиб) в Тахт Абачал Нагар, Хазур Сахиб в Нандеде, Индия. [10] Они полагают, что эта работа происходит из санскритских сутр , которые были сохранены группой садху , причем эти сутры в конечном итоге произошли от предыдущего воплощения Гуру Гобинд Сингха, известного как риши Душт Даман . [10] Считается также, что Банда Сингх Бахадур услышал последние стихи произведения. [10] Утверждается, что санскритские сутры, на которых основан Сарбло Грантх, до сих пор хранятся в частной семейной коллекции. [10]
Авторство
[ редактировать ]
Очень мало можно установить относительно авторства, составления или характера содержания Священного Писания. [11] Среди различных ученых существует высокая степень разногласий по вопросу об авторстве Гранта. [12] Ниже приведены некоторые точки зрения выдающихся деятелей:
- По словам пандита Тары Сингха , Сарабло Грант был написан Бхаи Сукхой Сингхом, Грантхи из Патны . [13] [14]
- По словам Бхаи Кана Сингха Набхи , Сарабло Грантх не был написан Гуру Гобинд Сингхом, и Хальса Махима появилась в нем вне контекста основной сюжетной линии. [15]
- По словам Санта Сингха Ниханга, Сарабло Грантх был написан Гуру Гобинд Сингхом и завершен на языке Нандед . [16]
- Встреча сикхских ученых и святых установила, что Сарбло Грантх является сочинением Гуру Гобинд Сингха и что Сарбло Грантх был завершен в Нандеде . [17] [ нужен лучший источник ]
В одном повествовании утверждается, что это писание является результатом объединения сочинений десятого Гуру после его кончины в 1708 году. его последователями [18] По словам Харнама Даса Удаси, сикхского ученого , подготовившего аннотированное издание священного писания, автором текста был Гуру Гобинд Сингх. [11] Однако Харнам Дас Удаси утверждает, что Гуру Гобинд Сингх принял произведения некоторых поэтов как части Священного Писания, точно так же, как Гуру Арджан принял произведения, написанные Бхагатами , Бхаттами и суфийскими факирами , когда он составлял Ади Грантх. [10] Однако другие аналитики датируют текст концом XVIII века. [11]
Гуриндер Сингх Манн утверждает, что «Сарбло Грант» был создан в дворцовой обстановке Анандпура в конце 17-го века (особенно в 1690-х годах) различными придворными поэтами (большинство имен которых неизвестны). [11]
«На мой взгляд, Дасам Грантх и Шри Сараб Лох Грантх являются маркерами ауры королевской власти, которую сикхи пытались создать в Анандпуре. Поэты, собравшиеся там, опирались на общий резервуар тем, литературных форм, метафор и образов, чтобы создать свои С приходом власти сикхов некоторые поэты, проживавшие в более широком регионе, переехали в Анандпур. Беглый взгляд на их сочинения показывает, какие структурные изменения необходимо было внести, чтобы приспособить эти произведения к потребностям новой ситуации. заявления в заключении двух самых длинных композиций, «Кришан-Аватар» и «Рам-Аватар», содержат громкие утверждения о тщетности поклонения Кришану и Раму. Я могу объяснить их только как дополнения, необходимые для того, чтобы сделать эти тексты презентабельными в Анандпуре».
- Гуриндер Сингх Манн, Источники для изучения жизни и времен Гуру Гобинд Сингха, стр. 256.
Это Священное Писание в значительной степени почитается сектой сикхов Ниханг , причем многие сикхи, не являющиеся Ниханг, отвергают его как подлинный труд десятого гуру, особенно среди сикхских ученых. [19] [20] [21] [9] По словам Гурмукха Сингха, подлинность произведения отвергается на том основании, что его стиль письма и поэтическое мастерство не соответствуют произведению Гуру Гобинд Сингха « Дасам Грантх» . [14] Также в тексте упоминается произведение, написанное в 1719 году, намного позже смерти Гуру. [14] У. Х. Маклеод датирует произведение концом XVIII века и считает, что оно было написано неизвестным поэтом и ошибочно приписано десятому Гуру. [8]
Рукописи
[ редактировать ]
Гуриндер Сингх Манн утверждает, что наткнулся на рукопись Священного Писания, датируемую концом 17 века, а именно 1698 годом. [примечание 2] [11] Кроме того, Харнам Дас Удаси утверждает, что наткнулся на рукопись Священного Писания, датированную той же датой, что и год его составления (1698 г.), когда он исследовал двадцать четыре сохранившихся рукописи текста в рамках своей исследовательской деятельности с целью создания аннотированного текста. издание Священного Писания. [11] В этих двух ранних рукописях Священного Писания первый содержит Бачиттар Натак Грантх на листах с 1 по 350, а затем продолжается текстом Сарбло Грант, собственно для остальных листов (листы с 351 по 702). [11] Что касается второй ранней рукописи, она содержит только текст собственно Сарбло Грант и не содержит внешних текстов, в отличие от другой рукописи. [11] Однако нумерация страниц второй рукописи начинается с листа 351 и заканчивается листом 747. [11] В целом три ранних рукописи Священного Писания датируются 1698 годом. [11] Однако можно утверждать, что эти рукописи были более поздней копией оригинала 1698 года, и эта дата также была скопирована с оригинала во всех трех более поздних копиях их соответствующими писцами. [11] Многие ранние рукописи Священного Писания содержат надпись Гурдаса Сингха , которая гласит: « Самбат сатра саи бхае барах сатванджа джан. Гурдас Сингх пуран кио шри мукх грантх парманх » . [11] Надпись, взятая из этого писания, можно найти на печати Банда Сингха Бахадура и на монетах, отчеканенных во время правления более поздних сикхских государств . [11]
По словам Камальрупа Сингха, существует ряд ранних рукописей Сарбло Грантха, датируемых концом 17 и 18 веков. [10] Камаруп Сингх считает, что рукописные свидетельства указывают на 1698 год в Анандпур-Сахибе , когда была начата большая часть работы Сарбло Грантха, завершенная в 1708 году в Хазур-Сахибе. [10]
Список самых ранних рукописей
[ редактировать ]Камалруп Сингх перечисляет рукописи Сарбло Грантха с колофоном 1698 г. н. э. (1755 г. до н. э. ) следующим образом: [10]
- Набхо Катхо вали бир в Хазур-Сахибе, на котором изображен колофон [10] Эту рукопись изучал Харнам Сингх Удаси. [10]
- Рукопись, хранящаяся в Чхауни (городском городке) Мата Сахиб Каур. [10]
- Рукопись хранится в Удаси Сампрадаване в Бханканди. [10]
- Рукопись, хранящаяся в Мукцар Сахибе. [10]
Подарок
[ редактировать ]Инцидент на границе Сингху в 2021 году был связан с осквернением рукописи Сарбло Грантха, что вызвало гнев группы Нихангов , убивших виновника святотатства. [22]
Описание
[ редактировать ]Роль
[ редактировать ]Сарабло Грантх является отдельным религиозным текстом от Гуру Грантх Сахиб и Дасам Грантх , и ни один гимн или композиция этого гранта не используется в ежедневной сикхской литургии или Амрит Санчар . Сикхи Ниханг с почтением относятся к этому писанию, поскольку приписывают его авторство Гуру Гобинд Сингху. [11] Ниханг-сикхи размещают Сарбло Грантх слева от Гуру Грантх Сахиб (а Дасам Грантх размещают справа) во время общественного богослужения. [11]
Структура и содержание
[ редактировать ]
Сарбло Грантх разделен на 5 глав, известных как адхияс . [23] [5] Само Священное Писание имеет общий объем 1665 страниц и состоит из трех томов. [24] Печатная версия, выпущенная Санта Сингхом, имеет объем 862 страницы. [14] В конце пяти глав находится приложение, содержащее информацию о воплощениях Вишну. [25]
Первая глава содержит восхваления и обращения к различным дэви (богиням). [14] Во второй главе Вишну рассматривается как воплощение верховного Бога. [14] Пятая глава, которая также является самой длинной главой, [5] заключает, что различные боги и богини, упомянутые ранее, являются воплощениями Сараблоха (буквально означающего «полностью железный»), который сам по себе является воплощением Махакала , термина, используемого Гуру Гобинд Сингхом для обозначения всемогущего божественного существа. [14]
Глава первая
[ редактировать ]Первая глава, или Пахила Адхия ( Гурмукхи : पहला अध्याय , латинизированная: Пахила адхайайя , букв. «Первая глава»), содержит восхваления Маха Майи и Маха Калы . [25] Индийские полубоги ( девте ) проигрывают битву демонам и просят деви Чанди помочь им. [25] Затем Чанди побеждает демоническую армию и их лидера Бхимнада. [25]
Глава вторая
[ редактировать ]Во второй главе, или Дуджа Адхия ( Гурмукхи : ਦੂਜਾ ਅਧਯਾਯ , латинизировано: Дуджа адхайайя , букв. «Вторая глава»), жена побежденного Бхимнада совершает сати . [25] Брат Бхимнада, Бриджнад, готовится к мести, начиная новую войну против полубогов. [25] Божество Индра пишет письма всем полубогам с просьбой о помощи в предстоящей войне. [25]
Глава Третья
[ редактировать ]В третьей главе, или Тиджа Адхия ( Гурмукхи : ਤੀਜਾ ਅਧਯਾਯ , латинизировано: Тиджа адхайайя , букв. «Третья глава»), демоны побеждают полубогов, поэтому Вишну отправляет Нараду служить их представителем в Бриджнаде. [25] Однако Бриджнад не стал вести переговоры, и военные действия возобновились. [25] В начале непродолжительной битвы одиннадцать пеших армий Бриджнада были уничтожены. [25]
Глава четвертая
[ редактировать ]В четвертой главе, или Чаута Адхия ( Гурмукхи : ਚੌਥਾ ਅਧਯਾਯ , латинизировано: Чаутха адхайайя , букв. «Четвертая глава»), ведется великая битва. [25] Вишну дает амриту (амброзийный нектар), придавая им новую силу. полубогам [25] Индра захватывает демонов, но Бриджнад одерживает верх и одерживает победу в битве, при этом Индра оказывается в плену демонической силы. [25]
Глава пятая
[ редактировать ]В пятой главе, или Панджва Адхия ( Гурмукхи : ਪੰਜਵਾ ਅਧਯਾਯ , латинизировано: Паджава адхайайя , букв. «Пятая глава»), последствия поражения полубогов демонам приводят к тому, что полубоги обращаются к Акал Пураху за божественными помощь. [25] Таким образом, Акал Пурах воплощается как Сарблох Автар («цельножелезное воплощение»). [25] Полубог Ганеша назначается послом Сарблоха Автара в Бриджнаде. [25] Однако Бриджнад не слушает Ганешу и ведет новую войну. [25] Полубоги объединяются с Сарбло Автаром против индийских демонов. [25] Затем демоны и Бриджнад «погружаются в блаженство» после достижения даршана (благоприятного зрелища) Сарбло Автара, при этом Бриджнад восхваляет Сарбло Автара. [25] Затем Сарблох Автар принимает ужасающую форму и уничтожает всех демонов, включая Бриджнада, в финальной битве. [25]
Приложение к аватарам Вишну
[ редактировать ]После завершения пятой главы следует еще один раздел, повествующий об воплощениях Вишну. [25] Список аватаров Вишну, обсуждаемых в этой части, включает следующее: [25]
- Мах Автар – воплощение рыбы [25]
- Кач Автар – воплощение черепахи [25]
- Барха Автар – воплощение дикого кабана [25]
- Нар Сингх Автар – воплощение получеловека-полульва [25]
- Пуршрам Автар – Парашурама [25]
- Рам Автар по имени Бидж Рамейн - Рама [25]
- Кришан Автар , называемый «Дасам Саканд» (десятая глава Бхагвад-пураны ) – Кришна [25]
Темы
[ редактировать ]
Священное писание в основном посвящено военному искусству с точки зрения сикхов. [26] В писании содержится Дас грахи-Дас тиаги (десять добродетелей, которые следует соблюдать, и десять пороков, от которых следует отказаться) для Хальсы, как рассказал Гуру Гобинд Сингх. [26] Все имена , использованные Гуру Гобинд Сингхом в « Джап Сахиб» для описания божественной находки, упоминаются в «Сарбло Грантх». [10] Священное Писание продвигает идею о том, что Вахегуру мантар ( мантра ) — единственная, способная избавиться от хаумаи (эго), если ее повторять. [27] [10]
Индийские мифологические войны
[ редактировать ]
Работа содержит сюжеты, связанные с индийской мифологией , в частности, битвы богов и богинь с демоническими силами зла . [28] Сюжет книги очень похож на истории Чанди Чаритар, найденные в Дасам Грантхе. [14] Некоторые индийские божества , упомянутые в композиции, - это Лакшми , Бхавани , Дурга, Джвала, Кали (Калика), Чанди, Хари, Гопал, Вишну, Шива, Брахма и Индра. [14] Индийские демоны, такие как Бхиминад и Вирьянад, также участвуют в сюжетной линии текста. [14] В тексте также повествуется история воплощения божества, известного как Сараб Лох («цельностной»), которое побеждает царя демонов Бриджнада. [9] По словам Гуриндера Сингха Манна , основная тема Священного Писания — уничтожение демонов и зла воплощением божественного, известного как «Махакал» или «Шива». Он связывает эту тему с аналогичной темой, которая представлена в « Бачиттар Натак Грантх» , который является частью собрания текстов Дасама Гранта. [11]
Хальса Пантх
[ редактировать ]обсуждается сикхская концепция Хальсы . В Священном Писании глубоко и подробно [11] В тексте повторяется, что Хальса Пантх - это форма самого Гуру Гобинд Сингха, и нет никакой разницы между Хальсой и Гуру. [29] [30] В тексте говорится, что Хальса была создана Гуру не из-за гнева, а скорее как образ Гуру, по причинам уравновешивания и для удовольствия божественного. [31] понятие « Хальса Радж » («Халса-правление»). Кроме того, в тексте представлено [11] Кроме того, в тексте представлена краткая история десяти гуру сикхизма. [11] Сарблох Грантх повествует, что гуру не только Гуру Грантху Сахибу, но и Гуру Хальса Панту. Гуру Гобинд Сингх передал [10] В нем также рассматриваются цели, обязанности и ответственность Хальса Пантха , описывая Хальсу как «армию Бога». [32] Далее в Священных Писаниях говорится о качествах, которыми должны обладать члены Хальсы, таких как высокие моральные стандарты, пылкая духовность и героизм. [33] все 5К По словам Трилочана Сингха, в тексте упоминаются , однако Джасвант Сингх Неки утверждает, что упоминаются только три из них. [34]
Согласно Хазуре Сингху в его комментарии к Священному Писанию, Хальса — это освобожденная форма Ниранкара ( Prāpati Niraṅkarī sivrup mahanan ), а не индийского божества Шивы , как некоторые санатанисты- возрожденцы. интерпретируют [10]
Хальса Махима в Сарбло Грантхе
[ редактировать ]Хальса Махима присутствует в этом гранте. [35] [36] [37] [ самостоятельный источник ] Хальса Махима — короткий гимн Гуру Гобинд Сингха. [36]
«Хальса в точности как я, я всегда пребываю в Хальсе: Хальса — это мое тело и душа, Хальса — жизнь всей моей жизни»
- Гуру Гобинд Сингх (заявлен), Сарблох Грант, стр. 531 [38]

В этой композиции Гуру заявляет, что только если Хальса сохранит свою особую идентичность, она сможет добиться успеха с его благословением, но это благословение будет отменено, если Хальса потеряет свою уникальную идентичность, психику и отделение от остального человечества. [38] [39]
Перевод стихов следующий: [10]
Сарбло Грант | |
---|---|
Тебя зовут бог Хальсы. Господи, моя мать моя красочная теперь, чувак. | Хальса — это тот, кто испытывает блаженство Сверхдуши. Нет никакой разницы между Богом, мной (Гуру Гобинд Сингхом) и им. |
— Гуру Гобинд Сингх | —Камалруп Сингх |
Язык
[ редактировать ]Работа написана в основном на языке Брадж, но присутствует влияние и других языков, что затрудняет ее понимание читателями. [5]
Комментарий
[ редактировать ]Доступен только один полный комментарий и толкование этого гранта, поскольку он все еще находится в стадии исследования и до сих пор мало изучен в академических кругах. [16] [8] Существующий комментарий был опубликован Санта Сингхом из Будха Дал, организации Нихангов. [40] [36] Сохранился и другой комментарий к работе Джани Науранга Сингха. [41] Аннотированное издание ( тика ; комментарий) Сарбло Грантха было выпущено Харнам Дас Удаси в конце 1980-х годов под названием Шри Сараб Ло Грантх Сахиб Джи , однако его распространение было ограничено. [11] В 1925 году толкование «Сарбло Грантха» было написано Акали Хазурой Сингхом, тогдашним руководителем Тахта Хазура Сахиба (с предисловием, написанным Акали Каур Сингхом). [10] Джатедар Джогиндер Сингх «Муни» написал описание традиционной экзегезы ( катха ) Сарблох Грантха в Хазур Сахибе в своей работе «Хазури Марьяда Прабодх» . [10]
Печать
[ редактировать ]В 1925 году Акали Каур Сингх писал, что в частных коллекциях по всей Индии разбросано всего около десяти рукописей Сарбло Грантха. [10] Он призвал богатых или королевских сикхов заняться изданием Священного Писания. [10] Наконец, массовое издание Священного Писания было напечатано Санта-Сингхом из Будха Дала. [10]
Печать Сарблох Грантха осуществляется типографией Чатар Сингх Дживан Сингх, расположенной в Амритсаре, для распространения в гурдварах , управляемых Нихангом . [11] Стандартное печатное издание содержит 1216 страниц. [11]
Перевод
[ редактировать ]Полный перевод на английский всего Сарбло Гранта еще не выполнен. [25] Переводы избранных стихов можно найти на Manglacharan.com . [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обсуждение Дасам Грантха . Религия в переводе. Американская академия религии. 2011. ISBN 978-0199755066 .
- ^ Нихан, Нидар Сингх (2008). В присутствии мастера: сикхи Хазура Сахиба . Лондон: Каши Хаус. п. 33. ISBN 9780956016805 .
- ^ Хиннеллс, Джон; Кинг, Ричард (2007). Религия и насилие в Южной Азии: теория и практика . Рутледж. стр. 124–25. ISBN 9781134192199 .
- ^ Набха, Кан Сингх. «Цельный металл». Гур Шабад Ратнакар Маханкош (на пенджаби). Сударшан Пресс.
Нет. все железо V- Все железо
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы . Том. 1. Хайдарабад: Ориент Лонгман. п. 351. ИСБН 81-250-1453-5 . OCLC 42718918 .
- ^ Манн, ДжаГуриндер Сингх (1 марта 2007 г.). Эль саджизм . Акал Издания . п. 76.
- ^ Сингх, Ганда (1951). Союз штатов Патиала и Восточный Пенджаб: историческая справка . Публикация архивов Патиалы. Архивный отдел правительства Патиалы и Союза EPS. п. 22.
- ^ Jump up to: а б с Маклеод, штат Вашингтон (2009). Сикхизм от А до Я. WH МакЛеод. Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 182. ИСБН 978-0-8108-6344-6 . OCLC 435778610 .
- ^ Jump up to: а б с Сингх, Пашаура; Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2023). Сикхский мир . Миры Рутледжа. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780429848384 .
Внимание Нихангов к традициям Гуру Гобинд Сингха распространяется и на его сочинения. Они относятся к Дасам Грантху Гуру так же, как и к Гуру Грантху Сахибу, и черпают вдохновение из его ярких героических историй. Кроме того, Ниханги одинаково уважают Сараба Ло Грантха. Сараб Ло Грантх приписывается Гуру Гобинд Сингху и повествует больше историй о конфликте между моральными богами и злыми демонами. Затяжной конфликт достигает апогея, когда бог принимает воплощенную форму, известную как Сараб Лох (цельностной), который смог сокрушить Бриджнада, короля демонов, своим боевым мастерством. Чистота стали, ее решимость и долговечность — все это служит аналогией праведности Акала Пураха, к которой стремятся Ниханги. Их преданность полностью стальному воплощению демонстрируется через множество стальных оружий, с которыми они тренируются и украшают себя, а также через их настойчивое требование, чтобы даже их кухонная утварь и утварь были сделаны из стали.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Сингх, Хазура; Сингх, Партап; Сингх, Сундар (2012) [1925]. «Предисловие». Ин Сингх, Каур; Сингх, Камальруп (ред.). Лох Пракаш (PDF) . Амритсар.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Манн, Гуриндер Сингх (2008). «Источники для изучения жизни и времен Гуру Гобинд Сингха» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 15 (1–2): 254–58, 275, 279–281 – через Глобальный институт сикхских исследований.
- ^ Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . Кнут А. Якобсен, Кристина Мирволд. Лондон: Блумсбери. 2012. стр. 128–29. ISBN 978-1-4411-7087-3 . OCLC 820011179 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Набха, Кан Сингх. «Цельный металл». Гур Шабад Ратнакар Маханкош (на пенджаби). Сударшан Пресс.
Согласно исследованию Пандита Тара Сингха, «Сарбло Грантх» — это работа Бхаи Сукхи Сингха, который был грантхи Патне Сахиба. Он рассказал, что получил это писание от Авадхуты Удаси, живущего в роще Джаганнатха, и это произведение Калгидхары.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сингх, Гурмукх (1992–1998). Сингх, Харбанс (ред.). Энциклопедия сикхизма . Том. 4. Патиала: Пенджабский университет. стр. 57–58. ISBN 0-8364-2883-8 . ОСЛК 29703420 .
- ^ Набха, Кан Сингх. «Цельный металл». Гур Шабад Ратнакар Маханкош (на пенджаби). Сударшан Пресс.
Мы также не готовы признать Сарбалох в составе Дашмеша, поскольку в нем упоминается Рупдип Бхас Пингал. Рупдип составлен в Саммате 1776 года, а Джйотихоти Самай в Калгидхаре Саммате 1765 года, и если этот Грант предшествует Амрит Санскару, то как Гурута может упоминать контекст Хальсы и Грант Панта? Если это композиция по мотивам Амритсанскара, то почему названия Дас Гобинд, Шах Гобинд и т. д.? Помимо вопроса о Хальса-Дхарме, в Сарбло было опубликовано множество статей.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Даял. Стейк Сарабло Грант . Типография Будды Дал Панджваан Тахт, Багичи Баба Бамба Сингх Джи, Лоуэр Молл Роуд, Патиала. п. Интро-ть.
- ^ Санта, Сингх. Сарбло Грант Стик (на пенджаби). Типография Будха Дал. стр. ਖ.
- ^ Сикхи в Онтарио . Джудит Бали. Торонто, Онтарио: Совет сикхов Онтарио. 1993. с. 72. ИСБН 0-9695994-5-5 . OCLC 32458938 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Райнхарт, Робин (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 978-0-19-975506-6 . OCLC 606234922 .
Текст под названием Сарабло Грантх, почитаемый сикхами Ниханг и повествующий о некоторых из тех же событий, что и Чанди Чаритра, приписывается Гуру Гобинд Сингху, хотя большинство сикхских ученых не верят, что он на самом деле был автором (см. Gurmukh Singh 1998a). .
- ^ Журнал сикхских исследований . Том. 38. Университет Гуру Нанака – факультет исследований Гуру Нанака. 2014.
Что касается Сарабло Грантха, то только Ниханги, секта сикхов, принимают его как подлинный труд Гуру, в то время как сикхская наука повсеместно отвергает его.
- ^ Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Пашаура Сингх, Луи Э. Фенек. Оксфорд. 2016. с. 117. ИСБН 978-0-19-969930-8 . OCLC 874522334 .
Помимо Дасам Грантха, с Гуру Гобинд Сингхом также связано множество других произведений подобного характера, но из них только большой Сарабло Грантх продолжает пользоваться каноническим статусом, который ограничен только сикхами Ниханг.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФЕРМЕРСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В ПЕНДЖАБЕ мобилизация и . Шиндер С. Танди. [Sl]: РУТЛЕДЖ. 2022. ISBN 978-1-000-81630-3 . OCLC 1349274680 .
В еще одном инциденте, подтверждая мирный характер протеста фермеров, СКМ осудила варварское убийство сельскохозяйственного рабочего Лахбира Сингха из деревни Чима Хурд в районе Тарн Таран в Пенджабе 15 октября 2021 года группой Нихангов ( сикхский орден, отличающийся синими одеждами и традиционным оружием) на месте протеста фермеров в Кундли на границе Дели и Харьяны. СКМ отмежевался от них (Шаурья, 2021). Лахбир Сингх прибыл на место протеста на границе с Дели за неделю до этого злополучного инцидента и остановился с группой Нихангов, которые предположительно обнаружили, что он оскверняет Сарблох Грантх (священное писание), и в результате отрубили ему левое запястье и ступню, и сломал ноги (Команда ТОЛ, 2021; The Quint, 2021).
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Сингх, Санта. Сарбло Грант Стик (на пенджаби). Типография Будха Дал. стр. Введение 1.
- ^ Сингх, Джагджит (1988). В караване революции: другой взгляд на сикхскую революцию . Локгит Паркашан. п. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Сингх, Джвала. «Сарблох Гуру Грантх Сахиб - Сарблох» . Манглачаран . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Нихан, Нидар Сингх (2008). В присутствии мастера: сикхи Хазура Сахиба . Лондон: Каши Хаус. п. 33. ISBN 9780956016805 .
- ^ Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Нью-Дели: Издательство Hemkunt. п. 104. ИСБН 81-7010-301-0 . OCLC 243621542 .
Чтобы отучить последователей от индуистской системы заклинаний, сикхизм советовал им использовать «Вахегуру» как единственное заклинание. «Вахегуру — единственное заклинание, повторение которого избавляет от эго». Вахегуру гурмантар хай джап хаумаи хо-ай (Варс Гурдаса). Сарблох Грантх также подтверждает ту же идею: «Сар мантар чарон ка чар Вахегуру мантар нирдхар».
- ^ Ниранкари, Мана Сингха (2008). Сикхизм, перспектива . Нилам Ман Сингх Чоудри. Чандигарх: Unistar Books. п. 119. ИСБН 978-81-7142-621-8 . ОСЛК 289070938 .
- ^ Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Чандигарх, Индия: Unistar Books. п. 64. ИСБН 978-81-7142-754-3 . OCLC 319683249 .
- ^ Ганди, Сурджит Сингх (2007). Пересказ истории сикхских гуру . Том. 2. Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Atlantic. стр. 800–801. ISBN 978-81-269-0859-2 . OCLC 190873070 .
- ^ Гуранама Каура (2013). Исследования сикхизма: его институты и его писания в глобальном контексте . Чандигарх. п. 43. ИСБН 978-93-5113-018-5 . OCLC 840597999 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сингх, Харак (2004). Гуру Грантх-Гуру Пантх . Чандигарх, Индия: Институт сикхских исследований. п. 21.
- ^ Энциклопедия сикхизма . Том. 2. Харбанс Сингх. Патиала: Пенджабский университет. 1992–1998 гг. п. 474. ИСБН 0-8364-2883-8 . ОСЛК 29703420 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Мерфи, Энн (2012). Материальность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Нью-Йорк. п. 58. ИСБН 978-0-19-991627-6 . OCLC 864902695 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Маклеод, WH (2003). Сикхи Хальсы: история Хальса-рахита . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. стр. 138, 325, 431. ISBN. 0-19-565916-3 . OCLC 51545471 .
- ^ Jump up to: а б с Сингх, Никки-Гуниндер Каур (2005). Рождение Хальсы: феминистское воспоминание о сикхской идентичности . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. XXIV. ISBN 1-4237-4852-2 . OCLC 63161582 .
- ^ Сингх, Джанак (22 июля 2010 г.). Мировые религии и новая эра науки . Корпорация Xlibris.
- ^ Jump up to: а б Дханоа, Сурайн Сингх (2005). Радж Карега Хальса: Статьи о сикхской религии и политике - взгляд Гурбани . Издательство Санбун. п. 76.
- ^ Притам, Сингх (2003). Байсакхи из Хальса Пантха . Хемкунт Пресс. п. 33. ISBN 9788170103271 .
- ^ Фенек, Луи Э. (2021). "Примечания". Заветная пятерка в истории сикхов . Нью-Йорк. п. 184. ИСБН 978-0-19-753287-4 . OCLC 1157751641 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Малхотра, Аншу; Мир, Фарина (2012). Новый взгляд на Пенджаб: история, культура и практика . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199088775 .