Варан Бхаи Гурдас
Варан Бхаи Гурдас Иногда Бхаи Гурдас | |
---|---|
![]() Фолио рукописи Варана Бхаи Гурдаса XVIII или XIX века. | |
Информация | |
Религия | сикхизм |
Автор | Брат Гурдас |
Период | Примерно конец 16 века |
Главы | 40 телок |
Часть серии о |
Сикхские писания |
---|
![]() |
Гуру Грантх Сахиб |
Дасам Грант |
Сарбло Грант |
Варан Бхаи Гурдас |
Варан Бхаи Гурдас ( Гурмухи : वारान भाय गुरदास vārāṁ bhā'ī guradāsa ; что означает «баллады о Бхаи Гурдасе»), также известный как Варан Гьян Ратнавали ( панджабский : वार गान रतनावली , латинизировано: Vāra gi'ana ratanavali , букв . жемчужины знаний») [1] — это название 40 варов (разновидность пенджабской поэзии), которые традиционно приписывают Бхаю Гурдасу . [2] [3]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Бхаи Гурдас был двоюродным братом Маты Бхани , матери Гуру Арджана Дева . Он был первым писцом Гуру Грантха Сахиба и ученым с большой репутацией. Из его работы ясно, что он владел различными индийскими языками и изучил множество древнеиндийских религиозных писаний. Говорят, что побуждение Гурдаса написать первый вар было связано с тем, что Гуру Арджан попросил его завершить аутентичный литературный труд, документирующий и подробно описывающий жизнь Гуру Нанака . [1]
Гуру Арджан приказал мне
Сочинить 40 Варов
Чтобы мир мог сойти на меня.
- Бхаи Гурдас Бхалла, Гурбилас Патшахи Чевин (1718) [1]
Сборник
[ редактировать ]Бхаи Гурдас написал произведение в конце 16 века. [4] он не сверился со знаниями Бабы Будды (который был жив, когда Гуру Нанак был рядом). При составлении работы [3]
Содержание
[ редактировать ]Заголовок
[ редактировать ]Полное название работы, данное в одной рукописи, датированной 1782 годом, звучит так: «Варан Джан Ратнавали Бхаи Гурдас Бхалла ка Болана », что означает «Варс [подпись] Джиан Ратнавали. Так говорил Бхаи Гурдас Бхалла». [1] Другая рукопись (датированная как минимум 1732 годом или раньше) называется просто: Бани Бхаи Гурдас Бхалли джи ки. Варан . [1] Слова Джан Ратнавали как часть названия, возможно, однажды относились только к первому из сорока вариантов, а не были частью названия для описания всего литературного произведения. [1] Первоначально все произведение называлось просто « Варан» . [1] SGPC официально назвала публикацию этой работы Варан Гьян Ратнавали . [1]
Структура
[ редактировать ]Каждая из 40 глав Варан Бхаи Гурдас состоит из разного количества Паури (разделов, параграфов). Композиция представляет собой сборник подробных комментариев и объяснений теологии и этики сикхских верований, изложенных Гуру. В нем объясняются такие сикхские термины, как сангат , хаумаи , «Гун», Гурмукх и Манмукх , Сат , Наам и т. д. Многие принципы сикхизма объясняются Бхаи Гурдасом простыми словами, а иногда и разными способами.
40 вариантов сохраняют высокую степень сходства почти во всех рукописных версиях произведения, за исключением нескольких вариаций и неточностей. [1] Некоторые сикхи отвергли подлинность именно 10-го или 40-го вариантов произведения: первый основан на религиозной доктрине, а второй - на несоответствии лингвистического стиля. [1] Известным и откровенным критиком 10-го вара был Джани Лал Сингх из Сангрура. [1]
Дополнения
[ редактировать ]еще один дополнительный Ваар с именем Ваар Шри Бхагаут Джи Ки Патшахи Дасвин Ки . Часто в работу на 41-м Вааре включается [5] [6] [7] Автором этого Ваара был другой, позже Бхаи Гурдас , который был современником Гуру Гобинд Сингха. [5] 41-й Ваар восхваляет Гуру Гобинд Сингха и Хальсу . [6] [7]
Наследие
[ редактировать ]По словам Бхаи Мани Сингха , первый вар произведения является единственной подлинной и достоверной традицией Джанамсакхи, освещающей жизнь Гуру Нанака. [1] Бхаи Мани Сингх станет автором интерпретации Джанамсакхи, известной как Гьян-ратнавали или Бхаи Мани Сингх Джанам Сакхи , основанной на первом варианте Варана Бхаи Гурдаса. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Сингх, Притам (1992). Бхаи Гурдас . Создатели индийской литературы (1-е изд.). Нью-Дели: Сахитья Академи. стр. 33–40. ISBN 978-81-7201-218-2 .
- ^ Сингх, Притама (1992). Брат Гурдас . стр. 33–36. ISBN 9788172012182 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Бхупендер (23 декабря 2022 г.). Баба Нанак Шах Факир (1-е изд.). Издательство Blue Rose. стр. 22–23. ISBN 9789357046602 .
3. Варс Бхаи Гурдаса (1551-1636): Бхаи Гурдас, современник Гуру Арджана и Гуру Харгобинда, был сыном Бхаи Ишара Даса Бхаллы (одного из двоюродных братьев Гуру Амара Даса) и Май Дживани. Весь текст священного тома (Гуру Грантх Сахиб) был написан Бхаем Гурдасом, племянником Гуру Амара Даса, под руководством и наблюдением Гуру Арджуна. Тридцать девять варов (героических од или баллад) Бхаи Гурдаса, написанных через пятьдесят-семьдесят лет после кончины Гуру Нанака, лишь вкратце упоминают некоторые события из жизни Гуру; остальное — панегирик (восхваление кого-либо). Вар 1 содержит информацию о Гуру Нанаке. Когда Бхаи Гурдас сочинял свои Вары, многие люди, лично знавшие Гуру, были живы, в частности Баба Будда, который также был хорошо известен автору. К сожалению, Бхаи Гурдас не воспользовался своими знаниями. Тем не менее, какую бы ссылку он ни сделал в Варах, следует считать подлинным.
- ^ Jump up to: а б Диллон, Далбир Сингх (1988). Сикхизм: зарождение и развитие . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 346.
- ^ Jump up to: а б Тахар, Опиндерджит Каур; Якобш, Дорис Р. (2023). Глобальные сикхи: истории, практики и идентичности . Рутледж Критические сикхские исследования. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000847352 .
23. Вары — длинные стихотворения, написанные Бхаем Гурдасом. Первые 40 варов написаны Бхаем Гурдасом, современником первых гуру. Но 41-й вар написан, по мнению МакЛеода, другим Гурдасом, написавшим его в восемнадцатом веке. Вероятно, сведения о сангатах Бихара восемнадцатого века исходят от Гурдаса Иль. Маклеод, Словарь, 212.
- ^ Jump up to: а б Шри Дасам Грантх: Факты вне сомнений (1-е изд.). Малайзия: Академия Шри Гуру Грантха Сахиба. 2021.стр. 302–304. ISBN 9781527282773 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Харбанс. Энциклопедия сикхизма . Том. 2: ЭЛ. Пенджабский университет, Патиала. стр. 139–140.