Брат Гурдас
Брат Гурдас | |
---|---|
Джатедар из Акал Тахта | |
В офисе 1606–1637 | |
Предшественник | Должность создана |
Преемник | Мани Сингх |
Личные данные | |
Рожденный | Гурдас Бхалла 1551 Басарке, Амритсар , Пенджаб |
Умер | 25 августа 1636 г. Гоиндвал , Тарн Таран Сахиб , Пенджаб |
Отношения | Мата Ганга (двоюродный брат) |
Родители |
|
Известный |
|
Бхаи Гурдас (1551 – 25 августа 1636) был сикхским писателем, историком и проповедником, который служил Джатедаром Акал Тахта с 1606 года до своей смерти в 1636 году. [1] Он был первым переписчиком ранней версии «Гуру Грантх Сахиб» и служил секретарем Гуру Арджана при ее составлении. [2] : 131–132
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бхаи Гурдас, возможно, родился в 1551 году. [примечание 1] [3] [4] (точный год неизвестен, вероятно, между 1543 и 1553 годами). [примечание 2] ) [3] [5] в Басарке Гиллан, небольшой деревне в Пенджабе . [примечание 3] Он был единственным ребенком Бхаи Ишара Даса и Маты Дживани. [3] Отец Гурдаса, Ишар Дас, был младшим братом Гуру Амар Даса , следовательно, Гурдас приходился племянником Гуру Амар Дасу. [3] Гурдас родился в клане Бхалла Хатриса . Бхаю Гурдасу было около трех лет, когда умерла его мать. [6] [7]
Оставшись сиротой в возрасте 12 лет, его усыновил Гуру Амар Дас. Под покровительством Гуру Амар Даса Бхаи Гурдас выучил санскрит , брадж-бхашу , персидский и пенджабский языки в Султанпур Лодхи и в конце концов начал проповедовать. [8] Он получил дальнейшее образование как в индуистских, так и в мусульманских литературных традициях. [8] Он провел свои ранние годы в Гоиндвале и Султанпуре Лодхи . [8] В Гойндвале Гурдас слушал и получал знания от ученых и свами , которые постоянно посещали город, пересекая дорогу Дели — Лахор . Позже он переехал в Варанаси , где изучал санскрит и индуистские писания. После смерти Гуру Амар Даса его преемник Гуру Рам Дас назначил Бхаи Гурдаса сикхским миссионером в Агру .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1577 году Бхаи Гурдас внес свой вклад в раскопки Саровара в Дарбар-Сахибе . Двадцать лет спустя он отправился в экспедицию в Восточный Картарпур и прочитал многие из ранних гимнов императору Акбару . Акбар был впечатлен их духовным содержанием и удовлетворен тем, что в них нет антимусульманского тона. [6]
После того, как Гуру Рам Дас покинул мир, Бхаи Гурдас установил тесные отношения с пятым Гуру, Гуру Арджаном . Гуру очень уважал его и считал своим дядей по материнской линии (« мамой »). Гурдас привел группу сикхов в Гвалиор , где Великих Моголов император Джахангир , завидуя популярности сикхизма , заключил в тюрьму Гуру Харгобинда . [6] После этого Гурдаса снова отправили в Кабул , Кашмир , Раджпутану и Варанаси для проповеди сикхизма. Он даже побывал в Шри-Ланке , проповедуя имя Гуру среди масс и показывая им истинный образ жизни.
Литературные произведения
[ редактировать ]Бхаи Гурдас завершил Ади Грантх в 1604 году. На написание у него ушло почти 19 лет. Он не только написал Ади Грантх под диктовку Гуру Арджуна , но также руководил четырьмя другими писцами (Бхай Хариа, Бхаи Сант Дас, Бхаи Сукха и Бхаи Манаса Рам) в написании различных сикхских писаний. Другие его работы на пенджаби называются Vaaran Bhai Gurdas . [6] Помимо своего знаменитого «Ваара» , он также писал кабиты , разновидность поэзии, на языке брадж. [9] Первоначально считалось, что он был автором 556 кабитов, но открытие еще 119 кабитов, автором которых является Гурдас, было сделано в 1939 году Виром Сингхом в рукописи Гурмукхи. [3]
Сочинения
[ редактировать ]- 6 Чханд по 8 стихов на санскрите.
- 672 кабита и 3 свайи в Бридж-Бхаше
- 40 вааров, содержащих 912 паури на пенджаби
Джатедар из Акала Тахата (1606–1636)
[ редактировать ]Акал Тахт был открыт Гуру Харгобиндом 15 июня 1606 года. Первый камень в фундамент здания Акал Тахт был заложен самим Гуру Харгобиндом. Оставшуюся часть строения завершили Баба Будда и Бхаи Гурдас. Ни каменщику, ни любому другому лицу не разрешалось участвовать в строительстве сооружения. Сам Гуру Харгобинд был хранителем Тахта. 31 декабря 1612 года, когда Гуру Харгобинд был заключен в тюрьму в форте Гвалиор , он поручил Бабе Будде совершать службы в Хармандире Сахибе и Бхаи Гурдасе в качестве первого Джатедара Акал Тахта .
Смерть
[ редактировать ]Он оставил свое тело для вечной обители 25 августа 1636 года в Гоиндвале. [примечание 4] [7] [3] Гуру Харгобинд лично совершил церемониальную службу на его похоронах.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно исследованию, проведенному покойным Рандхиром Сингхом .
- ↑ Этот временной диапазон для вероятного года его рождения был установлен Виром Сингхом после исследования, которое он провел, пытаясь решить вопрос о том, когда родился Гурдас.
- ^ В других источниках местом его рождения указан Гоиндвал.
- ↑ В других источниках годом его смерти указан 1635 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джагги, доктор. Роттан Сингх (1974). Бхаи Гурдас . Патиала: Пенджабский университет Патиала. п. 19 . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Фенек, Луи Э.; Маклеод, Уильям Х. (2014). Исторический словарь сикхизма . Исторические словари религий, философий и движений (3-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-3600-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сингх, Притам (1992). Бхаи Гурдас . Создатели индийской литературы (1-е изд.). Нью-Дели: Сахитья Академи. стр. 15–34. ISBN 978-81-7201-218-2 .
- ^ «Ранние гурсихи: Бхаи Гурдас Джи - ворота в сикхизм» . 27 января 2014 года . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «Знакомство с Бхаи Гурдас -: Варан Бхаи Гурдас: - SearchGurbani.com» . searchgurbani.com Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джагги, Раттан Сингх. «ГУРДАС, БХАИ (1551–1636)» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Пенджаби . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бхаи ГУРДАС (1551–1636). Архивировано 13 января 2007 года в Wayback Machine - SikhHistory.com.
- ^ Jump up to: а б с Сингх, Пашаура; Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2023). Сикхский мир . Миры Рутледжа. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780429848384 .
Под его патронажем [Гуру Амар Даса] его зять Рам Дас прошел обучение музыкальным традициям Северной Индии, а его племянник Гурдас Бхалла получил раннее образование на пенджабском, браджском и персидском языках, включая индуистский и мусульманский литературный язык. традиции в Султанпур Лодхи.
- ^ Маклеод, Уильям Хьюат. «Сикхизм – религиозные и другие произведения» . Британская энциклопедия .
Особенно это касается произведений Бхаи Гурдаса, чьи 40 длинных стихотворений, написанных на пенджаби, остаются популярными. Их популярность намного выше, чем у его 556 коротких стихотворений на языке Брадж, языке, который сегодня мало читают в Панте.