Jump to content

Sikh art

Сикхское искусство , также известное как сикхская школа. [1] — это произведение искусства, созданное сикхами или связанное с ними . Сикхские произведения искусства существуют во многих формах, таких как миниатюры, картины маслом и акварелью, фрески и резьба по дереву.

Терминология

[ редактировать ]

Уменьшите это

[ редактировать ]

Слово «наккаш» эквивалентно значению читракара , означает «декоратор» или «иллюминатор» и относится к художнику или художнику. [2] [3] Художники Наккаша нанимались для освещения персидско-арабских рукописей, украшения адресов, бланков писем, никах-намах (свидетельств о браке), идисов, джанам патрис (гороскопов) и других видов записей, а также для украшения каллиграфии. [2] [3] Сикхская школа наккаша изначально находилась под влиянием мусульманских и вайшнавистских художников-наккаш, поскольку первые, нанятые для работы в комплексе Хармандир Сахиб во время проекта благоустройства Ранджита Сингха, имели это происхождение. [2] Некоторые художники Наккаши принадлежали к семейной линии художников, в то время как другие обучались специально у существующего мастера Наккаши в качестве ученика. [3] Существовали гильдии Наккаши, а также группы устад-шагирдов (учителей-учеников). [3] Ученики Наккаши совершенствовали свое искусство, развивая «... словарный запас посредством опыта и воображения». [3] Руководители гильдии или мастер (в случае группы мастер-ученик) также предлагали предложения по дальнейшему улучшению конечного результата. [3] Мастерство художника Наккаши в этом виде искусства зависело от количества лет, которые он обучался, и от его собственного понимания форм, стиля, узора, применения цвета. [3] Способность Наккаша трансформироваться в физическое искусство основывалась на их знании литературных источников, ежедневных наблюдениях и ручных навыках, позволяющих продемонстрировать язык визуального искусства. [3]

Художники Наккаша часто были связаны друг с другом семейными узами, примером может служить семья Кехара Сингха. [4] У Кехара Сингха было два племянника, которые сделали карьеру в искусстве: Кишан Сингх и Бишан Сингх. [4] У Бишана Сингха было два сына, ставшие художниками, Нихал Сингх и Джавахар Сингх. [4]

Источник

[ редактировать ]
Художественно иллюминированные фолианты из Гоиндвала Поти Пинджорской редакции конца 16 века. Это один из самых ранних сохранившихся образцов сикхского искусства.

Самые ранние из сохранившихся произведений искусства сикхов появляются в священных текстах на декоративно оформленных вступительных листах Гоиндвал поти , датированных третьей четвертью 16 века, в период правления Гуру Амар Даса . [5] Священное писание, составленное Гуру Арджаном в 1604 году и известное как Картарпур Бир , включает в себя обширную иллюминацию, а вступительный лист широко освещен синим и золотым цветом. [5] [4] Позже сикхские гуру предоставили каллиграфические Мул автографы Гурмукхи Мантара, известные как нишаны . Те, которые принадлежали гуру Арджану , Харгобинду , Хар Рай , Тег Бахадуру и Гобинд Сингху , были идентифицированы и датированы между 1600 и 1708 годами. [5] Письменные приказы более поздних гуру, известные как хукамнамы , также были украшены и написаны каллиграфическим стилем. Б. Н. Госвами утверждает, что живопись Пенджаба восходит к 16 веку и испытала влияние школы Великих Моголов в первой половине 18 века. [6] Существует упоминание о художнике, прибывшем в Рамдаспур (Амритсар) с целью создания портрета Гуру Харгобинда. [5] В Рупа-лекхе, созданной по заказу Рам Рая , старшего сына Хар Рая, существуют портреты сикхских гуру от Нанака до Хар Рая, выполненные могольским художником. [5] Эта работа была завершена до 1688 года, года смерти Рам Рай. [5] Различные современные картины Гуру Гобинд Сингха, датированные концом 1600-х годов, свидетельствуют о том, что опытные художники того времени работали под покровительством сикхов. [7] Сикхская школа живописи представляет собой объединение школ Моголов и Пахари (с особым вниманием к стилю Кангра ). [8]

До возникновения Конфедерации сикхов в то время на северо-западе Индии существовало три основные школы живописи: школа Великих Моголов, школа раджпутов и школа Кангра. [4]

Сикхская империя и другие государства

[ редактировать ]
Картина королевской процессии махараджи Ранджита Сингха на слоне, за которой следуют сыновья Кхарак Сингх и Шер Сингх верхом на лошадях. Непрозрачные пигменты и золото на бумаге, внутри внутренняя золотая кайма и внешняя кайма из слоновой кости. Вероятно, работы королевского придворного художника правителей Пенджаба. Школа Лахора и школа сикхов, Пенджаб, 19 век.

Создание Сикхской империи и рост благосостояния и стабильности в Пенджабе, как результат, привлекли многих художников из горных штатов в регионе Пенджабских холмов для работы под патронажем сикхов , что привело к большему влиянию и вливанию школы Пахари в Сикхская школа. [8] Во время правления Ранджита Сингха художественное выражение джараткари (инкрустация камня и мозаика ), мохракаши ( фрески ), тукри (зеркала и хрустальное стекло ), гач (гипс и лепнина ) и золотое тиснение достигли новых высот. [9]

Во время правления Ранджита Сингха он наблюдал за тем, как более 700 сикхских святынь были украшены произведениями искусства (включая картины). [10] Ранджит Сингх завоевал регион Кангра, включая Гюлер и Суджанпур-Тиру. [4] Это завоевание крупных центров искусства Кангры побудило художников Кангры прибыть на равнины Пенджаба и ко двору сикхов, где они получили королевское покровительство. [4] Котла, центр искусства Хилл-Раджпут, также попал под контроль сикхов, после чего местные художники начали рисовать для сикхских покровителей и помогать развивать и основывать сикхскую школу искусств. [4]

В 19 веке в Патиале работали художники родом из Джайпура и Алвара. [11] Многие художники и ремесленники родом из Пенджабских холмов (или регионов Пахари) нашли работу в Лахорском Дурбаре и судах других штатов в регионе Малва (все они являются частью равнин Пенджаба). [11] Одним из художников, нашедших работу в Дурбаре штата Патиала или другом штате Пхулкиан , был Ганга Рам. [11] Возможно, он писал портреты видных членов и чиновников двора Патиалы. [11]

Набеги пенджабских сикхов на искусство в основном ограничивались настенными росписями, украшавшими стены религиозных объектов вплоть до начала 19 века. [12] Миниатюрная картина, изображающая индуистские религиозные сцены и темы, была популярна на холмах Пенджаба среди различных штатов Раджпутов . [12]

Между 1810 и 1830 годами сикхи начали поручать этим художникам-пахари рисовать сикхские сюжеты и декорации, в основном сикхскую королевскую семью и знать. [12] После того, как сикхи стали все чаще контактировать с европейцами после 1830 года, основное влияние на панджабское сикхское искусство сместилось от стилей и методов пахари к европейским. [12] Пенджабская форма и локализация картин Компании возникли в результате возросшего взаимодействия между европейскими и пенджабскими художниками. [12] Таким образом, традиционные миниатюрные картины, созданные под влиянием Пахари, начали вытесняться школьными картинами Компании под европейским влиянием. [12] Художники Лахори и Амритсари все чаще отказывались от использования традиционной индийской гуаши для акварельных техник. [12]

В 1838–1839 годах британский гость нанял местных пенджабских художников для создания картин, изображающих различных жителей северной Индии, на бумаге, поставляемой британцами, и переплетенных в альбом. [12] Изображения сикхских членов королевской семьи и военных были задокументированы на этих местных картинах, находящихся под патронажем Великобритании. [12] Многие европейцы работали в Лахорском Дурбаре, например, француз Жан-Франсуа Аллар , и были спонсорами местного искусства. [12] Несколькими европейскими художниками, посетившими сикхский двор в Лахоре и оказавшими глубокое влияние на местное искусство, были: Г. Т. Винье (посещение в 1837 году), Уильям Г. Осборн (посещение в 1838 году), Эмили Иден (посещение в 1838 году вместе со своим братом). и Август Шеффт (прибыл в 1841 г.). [12] Иден оказала большое влияние, поскольку ее опубликованная работа «Портреты принцев и жителей Индии » (которая включала литографические изображения сикхов и пенджабцев) имела большой успех, и многие копии работы попали в Пенджаб, где в конечном итоге придали дальнейшую форму. в развивающуюся школу панджабских компаний. [12] Шеффт провел больше года в Пенджабе, рисуя различные местные сцены и сюжеты. [12] Во время англо-сикхских войн многие британские чиновники и солдаты, направлявшиеся в Пенджаб, были художниками. [12] Примером может служить Генри Лоуренс, рисовавший местных жителей самых разных слоев общества. [12] Многие индийские художники, обучавшиеся в школе Компании, были наняты для рисования панджабских сюжетов и декораций. [12]

Автопортрет Кехара Сингха (1820–1882), придворного художника махараджи Ранджита Сингха.

Баба Кехар Сингх Мусавар был выдающимся художником школы искусств сикхов Наккаши и способствовал ее обновлению. [2] [10] Он также работал над украшениями. [3] Бхаи Бишан Сингх (1836–1900), еще один сикхский художник, был одновременно учеником и племянником Кехара Сингха. [3] [13] Бишан Сингх был опытным мастером арабески и отвечал за начало свежих и ярких мазков. [3] Бишан Сингх также был учителем рисования своих двух сыновей, Нихала Сингха и Джавахара Сингха. [3] Они рисовали естественные и реалистичные образы, такие как флора или фауна, а не фантастические или мифологические элементы. [3] Нихал Сингх был наставником Бхаи Джан Сингха Наккаша, последнего из традиционных сикхских художников-монументалистов. [3] Джавахар Сингх, другой сын Бишана Сингха, также позже служил наставником Бхаи Джан Сингха Наккаша. [3]

Некоторыми именами художников, которые были выдающимися в цветочном декоре, были Руд Сингх, Амир Сингх, Ганеш Сингх, Джан Сингх, Капур Сингх, Пуран Сингх, Арур Сингх и Бхаи Джан Сингх Наккаш. [2]

Колониальный период

[ редактировать ]

Когда в 1849 году была аннексирована сикхская империя, местные пенджабские художники, работавшие в стиле Компании, создавали произведения на основе серийных наборов с целью продажи их европейским туристам на местных базарах. [12] На этих панджабских картинах, ориентированных на европейскую аудиторию, изображены «сикхские правители, герои, занятия и костюмы». [12] Традиционное сикхское искусство сильно пострадало с созданием в 1875–1876 годах Школы искусств Майо в Лахоре (ныне Национальный колледж искусств ). [14] [15] Коренные жители школы обучались в западных стилях, а не в местных, что привело к упадку местных техник и методов. [14] Местным художникам было поручено создать произведения, соответствующие «...европейским вкусам и требованиям». [14] Подобные тенденции ухудшения индийских художественных традиций и культуры можно было наблюдать в тот же период в Бомбее, Калькутте и Мадрасе, где западному искусству придавалось большее значение, чем искусству коренных народов Индии. [14]

У Капура Сингха был сын по имени Сардул Сингх, который был уважаемым художником и фотографом Амритсара, работавшим примерно в 1900 году. [11]

Собха Сингх был выдающимся сикхским художником 20 века.

К началу 20 века Амритсар и Лахор стали основными центрами производства сикхского искусства. [4] Среди многих выдающихся художников этого периода - Хусейн Бакш, Мохаммад Алам, К.С. Ариан, Абдул Рахман Чугтай, Мала Рам, Шри Рам, Аллах, Бахш, С.Г. Такар Сингх, Собха Сингх, Хари Сингх, Ишвар Сингх, Мастер Гурдит Сингх, Кирпал Сингх. , Джасвант Сингх, Г.С. Бансал. [4] Раздел Пенджаба в 1947 году оказал разрушительное воздействие на его искусство. [4] Сикхским и индуистским художникам пришлось покинуть свои исконные родины, особенно Лахор, из-за потрясений, и многие из них поселились в незнакомых местах, таких как Бомбей или Дели. [4]

Г. С. Сохан Сингх , сын Джан Сингха, был популярным и выдающимся сикхским художником 20 века. [16] Сохан Сингх рисовал различные темы, такие как портреты сикхских религиозных и исторических деятелей, индуистских божеств, сикхских мест и сцен исторических событий. [16]

Собха Сингх был еще одним популярным художником 20-го века. [17] Он рисовал на различные темы, например, о сикхских гуру. [17] Среди его самых известных работ — портреты первого и десятого сикхских гуру, которые обычно украшают стены сикхских домов. [17] Другой популярной его работой была интерпретация влюбленных Сохни и Махивала из одноименного пенджабского фольклора. [17] Многие из его работ были воспроизведены в виде календарей. [17]

Сикхское искусство является третьей по величине коллекцией на субконтиненте после индуистского и исламского искусства, но оно остается крайне недостаточно изученным и недооцененным в научных кругах. [18] Близнецы Сингх — пара, создающая сикхские произведения искусства в наши дни. [19] [20] Джатиндер Сингх Дурхайлай — современный художник, возродивший традиционный сикхский стиль миниатюрной живописи. [21] Гурприт Сингх Манку — современный художник, пишущий в традиционном сикхском стиле монументализма. [2]

Многие современные картины сикхов и пенджабцев представляют собой воссоздание более ранних популярных произведений, а не являются полностью оригинальными. [17]

Рукопись

[ редактировать ]
Иллюминированный фолиант Ади Грантха с нишаном Гуру Гобинд Сингха. Рукопись относится к лахорской редакции конца 17 — начала 18 века.

Иллюстрированные и иллюминированные рукописи составляют большой корпус сикхского искусства. [4] Возможно, это самое раннее свидетельство интриг сикхов в мире искусства. [4] Сикхское рукописное искусство в начале 17 века находилось под влиянием традиций исламского искусства. [4] Это влияние привело к созданию сложных и замысловатых геометрических рисунков в сикхских рукописных произведениях начала 17 века. [4] К концу 17 века геометрические узоры, характерные для более ранних письменных произведений предшествующего периода, были заменены цветочными мотивами и узорами. [4] Изданные Хукамнамы (указы) и подписанные Нишаны (подпись сикхского гуру путем написания Мул Мантара ) периода человеческого гуру содержали иллюминации и иллюстрации как с геометрическими, так и с цветочными мотивами. [4] К концу 18 века рукописная живопись в кашмирском стиле стала широко распространена среди сикхов и распространилась по всему Пенджабу. [4] Рукописное искусство середины-конца XVIII века в кашмирском стиле характеризуется «характерными светящимися виноградными лозами и цветочными украшениями». [4]

Сикхская рукописная живопись
Акал Устат из рукописи Дасама Гранта "Патна Миссал" 1765 года.

Из-за отсутствия технологии печатного станка копии сикхских писаний тщательно выполнялись вручную писцом. [4] Выполнение такой задачи по написанию всего Священного Писания может занять месяцы или даже годы. [4] Многие художники украшали эти рукописные рукописи, используя имитацию каллиграфического шрифта с точным акцентом даже на одной букве. [4] В некоторых корпусах художники украшали одну или обе линии рисунка и линии полей. [4] На некоторых листах тома могли находиться рукописные рисунки, изображающие сикхских гуру. [4] На других страницах может быть текст с медальонами, содержащими портреты сикхских религиозных деятелей (обычно гуру), окружающих текст. [4] Зачастую основной текст окружает тщательно продуманная и художественно оформленная рамка. Эти рамки могут содержать цветочные мотивы, наложенные на различный цветной фон и окружение внутри рамки. [4] В то время как исламские произведения освещения обычно демонстрируют геометрические узоры с синим и золотым цветом, сикхское освещение может отличаться: одним из сохранившихся примеров освещения является цветочный узор с желтым, золотым и синим цветами. [4]

Представление композиции Джапджи Сахиб в украшенной рукописи могло варьироваться в зависимости от того, как было написано произведение. [4]

Джанамсахи

[ редактировать ]
Гуру Нанак участвует в межконфессиональном диалоге, рисуя Джанамсакхи.

Создаваемая литература Джанамсакхи часто тщательно иллюстрировалась рисунками на фолиантах, каждая из которых изображала историю жизни первого Гуру. [22] [23] Это один из самых ранних источников сикхского искусства. [22] [23] [24] Составление иллюстрированной серии рукописей Джанамсахи процветало в 17-18 веках. [4] Наряду с агиографическими описаниями жизни первого гуру Нанака, написанными в основном письмом гурмукхи, они также содержали картины, иллюстрирующие предполагаемые события из его жизни. [4] Картины традиции Бхаи Бала Джанамсакхи находились под влиянием суфийского стиля. [4] Гуру Нанак часто изображается между границами индуизма и ислама, о чем можно судить, если обратить особое внимание на его одежду на картинах. [4]

Самые ранние иллюстрированные рукописи Джанамсахи следующие: [22]

  • Рукопись традиции Бхаи Бала, хранящаяся в частной коллекции П. Н. Капура из Дели, содержащая 29 иллюстраций, датированная 1658 годом. [22]
  • Рукопись под названием Багарская рукопись, содержащая 42 иллюстрации, датированная 1724 годом. [22] [4]
  • Рукопись под названием B40, содержащая 57 картин из 231 листа, датированная 1733 годом. [22] [4] Меценат, художник и автор этого произведения известен. [22] [23] [4]

Искусство иллюстрированных рукописей Джанамсахи пришло в упадок после появления печатного станка в Пенджабе в 1870-х годах. [22]

Миниатюры, картины маслом, акварелью и портреты.

[ редактировать ]
Миниатюрная картина Гуру Гобинд Сингха с телохранителем Ниханга. Приписывается Раму Чанду, Патиала, Пенджаб, ок. 1830–1840 гг. Коллекция Тоор.

Сикхская миниатюрная живопись произошла от школы живописи Пахари . [18] Многие сикхские картины, как правило, изображают раджей, дворян и придворных, но есть также работы, изображающие простых людей, занимающихся своей повседневной профессией или образом жизни. [25]

Считается, что портретная живопись началась в период наставничества Гуру Харгобинда и продолжалась до наставничества Гуру Гобинда Сингха. [4] По мере того, как росло значение двора сикхских гуру, росла и его привлекательность для художников. [4] Художник из Лахори по имени Аллах Бахш писал картины на темы из жизни Кришны, включая мистические мотивы, эстетически приятный подбор цветов и тонкое мастерство. [4]

Махараджа Ранджит Сингх пригласил европейских художников в свое царство, возможно, для того, чтобы установить теплые отношения с британцами. [4] Эти прибывшие европейские художники представили свои иностранные техники и стили индийскому живописному ландшафту, что привело к тому, что местные художники оказались под их влиянием, а некоторые местные жители полностью переняли европейские стили живописи. [4] Их более дешевые методы создания портретных работ, которые были переняты местными индейцами, привели к развитию более поздней базарной школы. [4] Некоторые европейские художники будут работать в государстве сикхов, и вскоре после его присоединения к Компании Радж в их число входят Август Теодор Шеффт , Эмили Иден , барон Хьюгель, Хелен и Уильям Карпентер . [4] Однако правящий монарх лично не хотел, чтобы его рисовали в форме портретов, однако некоторые работы, подобные его, были созданы. [4] Эти сохранившиеся портреты сикхского правителя были выполнены Делитом, Джодхпури, Пахари и несколькими европейскими художниками. [4] Во времена правления Сикхской империи портретной живописи придавалось особое значение. [4]

«Акалис (Акалис)» из «Портретов принцев и жителей Индии» Эмили Иден, 1844 г., хромолитография.

Август Шеффт представил метод крупноформатной масляной живописи пенджабскому пейзажу, что оказало небольшое влияние на эти работы, созданные в этот последний период правления сикхов. [4] Шеффт прибыл ко двору сикхов во время правления махараджи Шер Сингха, где оставался около года, рисуя портреты. [4] Эмили Иден, еще одна европейская художница, также побывала в Пенджабе во время расцвета сикхской империи и создала работы, изображающие многих людей и места, свидетелями которых она стала во время своего путешествия. [4] Среди ее работ - редкий портретный рисунок Ранджита Сингха, сидящего, скрестив ноги, в кресле, причем работа демонстрирует некоторое влияние традиционных индийских художественных стилей. Этот рисунок позже был написан Л. Дикинсоном. [4] Таким образом, картины периода правления Ранджита Сингха включали в себя как местные, так и зарубежные методы и стилистику. [4] Уильям Карпентер нарисовал различные акварели с изображением местных сикхских сцен вскоре после колонизации сикхской территории. [4]

«Пара, несущая кувшины с водой», Кехар Сингх, Пенджаб, около 19 века. Коллекция Тоор.

Картина маслом местных пенджабских и сикхских художников, возможно, восходит к 1830-м годам и приписывается художникам Дживану Раму и Хасн-ад-Дину. [4] Оба были в окружении Уильяма Бентинка, после чего у них появилось предпочтение картинам маслом большего размера, а не маленьким традиционным миниатюрным картинам, характерным для этого региона. [4] Среди выдающихся местных художников штата Ранджит Сингх следует отметить имена Имама Бахаша, Кишана Сингха и Бишана Сингха. [4] Все трое работали в стиле кангра-сикхской живописи. [4] Кишан Сингх был искусен в увеличении иллюстраций, тогда как его брат Бишан Сингх был талантлив в изображении изысканных дурбара . пейзажей [4] Одним из важнейших придворных художников Ранджита Сингха был Кехар Сингх, не имевший себе равных по значимости. [4] И Кехар Сингх, и Капур Сингх изображали сцены повседневной жизни местного населения, например, рабочих разных профессий, занимающихся различными ремеслами и профессиями. [4] Что касается работ Кехара Сингха, то на эффекты света и тени в его произведениях оказало европейское влияние. [4]

Кишан Сингх был сикхским художником, работавшим при королевских дворах Амритсара, Капурталы и Лахора. [4] Работая в Лахоре, Кишан Сингх способствовал приезду других артистов. [4] Сын Кишана, Капур Сингх, также стал опытным художником. [4] Капур Сингх внимательно наблюдал за европейскими художниками, пока был в Капуртале, и подробно записал, как они используют процедуры масляной живописи. [4] Понаблюдав за зарубежными художниками, Капур Сингх перенял их техники масляной и акварельной живописи и сам стал в этом мастером. [4] Однако Капур также увлекся производством миниатюр. [4]

В Пенджабе в конце 19 - начале 20 века преобладающий стиль живописи Кангра потерял свое значение и был заменен более новой формой живописи, называемой базарной школой, которая была похожа на западное и народное искусство. [4] Школа Базара будет производить работы, демонстрирующие индийские мифологические и исторические темы и мотивы в форме календарного искусства. [4] В ХХ веке местные художники создавали произведения, изображающие обычные пейзажи региона, мифологию, былины и легенды. [4] К тому моменту сикхские художники использовали литографию и метод гравюры на дереве для создания популярных сикхских живописных произведений. [4] До появления печатного станка занятие живописью было прерогативой богатых из-за затрат. [4] После того, как сикхи познакомились с печатным станком, простые массы смогли насладиться картинами посредством гравюры на дереве и литографии, которые можно было производить дешево в массовом порядке по сравнению с традиционными художественными методами прошлого. [4]

Фреска, изображающая беседу Гуру Нанака с натхами-йогами из Акхара Бала Нанд в Амритсаре. Многие выдающиеся натхи-йоги идентифицируются по надписям Гурмукхи на произведениях искусства.

Искусство настенной живописи восходит к древним временам в Индии, причем ранними сохранившимися образцами являются фрески пещер Аджанты . [4] В самом регионе Пенджаба существуют очень старые фрески, примером которых являются настенные росписи форта Лахора , построенные во время правления императора Великих Моголов Акбара. [4] Несмотря на то, что ислам является иконоборческим , существовало множество исламских покровителей искусства фрески, которые помогли развитию этого вида искусства в Пенджабе. [4] Однако исламские фрески сосредоточены на цветочных мотивах, уделяя меньше внимания изображениям людей и других животных. [4] Сикхские настенные росписи (известные как мохра-каши на пенджабском языке ) начали набирать популярность в 18 веке и процветали в 19 веке. [8] [26] [4] Однако в современную эпоху сохранилось очень мало произведений этой формы, поскольку они были уничтожены в результате реконструкции. [8] В прошлом фрески покрывали стены важных зданий, таких как гурдвары , самадхи , дерас и акхары . [8] [26] Жилые постройки, такие как хавели , дхарамшалы и бунга, также были покрыты фресками . [8] [26]

Продолжительность: 10 секунд.
Фрески Баба Атал в Амритсаре

Художники-монументалисты Наккаши разработали свой собственный жаргон и народные термины, чтобы различать различные темы и дизайны. [27] Самая известная категория дизайна называлась Дехин, которая описывается как «средство выражения творческого исследования собственных творений художника идеализированных форм». [27] Основание дехина известно как Гарвандж . [27] Гарвандж — это «декоративное устройство, состоящее из узловатых захватов между животными». [27] В дизайне гарванджа Золотого храма изображены кобры, львы и слоны, держащие друг друга или несущие цветочные вазы, украшенные фруктами и феями. [27] Декоративная граница дехина известна как Патта , в ее оформлении обычно используются лианы. [27] Кроме того, на некоторых дехин изображены водные существа. [27]

Темы и узоры цветочных и лиственных узоров занимают видное место в сикхских фресках. [26] Геометрия играла важную роль в сикхском искусстве моракаши. [3] Художники моракаси использовали толстые мазки. [3] Кисти из козьей шерсти между 1 и 5 и кисти из беличьего волоса между 1 и 4 использовались традиционными сикхскими художниками-монументалистами. [3] Земные цвета были созданы для того, чтобы противостоять извести. [3] Животные мотивы, такие как изображения павлинов, тигров, оленей и других существ, использовались, чтобы «подчеркнуть существенную региональную сущность картины». [4]

Самые старые из сохранившихся сикхских фресок - это те, которые были найдены нарисованными на стенах Гурдвары Шри Гуру Тех Бахадура Сахиба в Бахадургархе, датированные между 1670 и 1720 годами, и самад Бхаи Далла, расположенный недалеко от Тахт Дамдама Сахиба в Талванди Сабо, датированный 1710 годом. и 1740. [28] В эпоху Сикхской Конференции различные лидеры мислов спонсировали искусство фресок. [4] Дома жителей были украшены фресками с использованием известковой штукатурки, наложенной на кирпичную кладку строения, с изображением сикхских гуру, сикхских вождей или различных эпизодов из сикхской истории или индийской мифологии. [4]

Среди фресок, основанных на светских сюжетах, обычным явлением являются изображения сцен из традиционного пенджабского фольклора , таких как Хир Ранджа , Мирза Сахибан , Сохни Махивал , Сасси Панну , Лейла Меджнун , Раджа Расалу и другие. [29] Есть также картины, основанные на традиционных народных балладах , таких как Пуран Бхагат . [29] Есть и другие изображения различных королевских деятелей, таких как Рани Джиндан . [29] На многих панджабских настенных росписях изображены женщины и девочки в процессе различных действий, например, кормления попугаев, павлинов или оленей. [29] На этих настенных росписях также изображены женщины, ласкающие домашних животных или пишущие любовные письма. [29]

Обычно выставленные менее заметно, были также настенные росписи, изображающие сексуальные или эротические темы. [29] Было обычной практикой украшать стены исламских и индуистских дворцов эротическими сценами. [29] Сикхская королевская семья и знать во времена правления Сикхской Империи украшали свои резиденции этими эротическими настенными росписями. Генерал Паоло Авитабиле украсил свою частную резиденцию фигурами полураздетых танцовщиц и индийских божеств, занимающихся любовью. [29] В Рани Махале бывшего штата Набха есть настенные росписи, изображающие пары, занимающиеся сексом в различных позах, условиях и эмоциях, основанные на трактате Кока Шастра . [29] Однако важно отметить, что эти эротические фрески были ограничены в основном местами, часто посещаемыми высшими классами пенджабского общества в то время. [29]

Фотография фресок, ранее располагавшихся на потолке центрального купола Золотого храма, Амритсар, около 1925 года. Изображены сцены встречи различных сикхских гуру. Больше не существует.

Искусство фресок было представлено художником Бхаи Кехаром Сингхом Мусаваром под патронажем махараджи Ранджита Сингха в эпоху сикхской империи. [30] [31] [10] Кехар Сингх отвечал за украшение интерьеров дворца Ранджита Сингха в Лахори фресками. [16] После того, как Ранджит Сингх стал свидетелем прекрасных произведений Кехара Сингха, он решил поручить ему украсить храм Золотого Храма в Амритсаре, чтобы украсить его фресками (например, куполами, стенами и крышами). [16] Хари Сингх Налва и Аттаривалас были покровителями фресок. [4] Когда Ранджит Сингх вторгся в Чиниот в 1810 году, он узнал от одного из своих командиров, что хавели региона были тщательно украшены мохракаши (фресками). [2] После этого монарх решил, чтобы преданно посвятить себя святыне, украсить интерьеры комплекса Хармандир Сахиб в Амритсаре искусством наккаши. [2] Мусульманские мастера из Чиниота и Файзабада были приглашены принять участие в украшении интерьера сикхской святыни. [2] [4] Поначалу также помогали художники-вайшнавы. [2] Проект благоустройства был поручен Бхаи Сант Сингху. [2] Примером исламского влияния, оставшегося от этих первых мусульманских художников Наккаша, является иранский мотив из двух или четырех больших цветов, расположенных редко. [3] Художественные образцы, оставшиеся от влияния первых вайшнавских художников Наккаша, также можно увидеть, например, узоры с яркими цветами и листьями, изображающие раслилу Кришны . [3] По словам Маданджита Каура, хотя сикхская школа настенной живописи испытала влияние как исламских, так и индуистских традиций, она сама по себе стала отдельной традицией со своей собственной манерой изображения и обстановкой. [32] Пример отличия фресок сикхов Амритсари от фресок Пахари связан с фоном, где пейзаж часто отсутствует в фресках Амритсари, но является важным аспектом фресок Пахари. [4]

Имена некоторых выдающихся деятелей, которые помогли создать и развить сикхскую школу мохракаши, включают Дина Мохаммеда, Джавахара Латуни, Дачу, Шараф-уд-Дина, Малха Рама и других. [3] Из-за своего несикхского происхождения этим мусульманским или индуистским художникам приходилось углубляться в сикхскую философию, чтобы лучше соответствовать своей цели при рисовании для сикхской обстановки. [3] Баба Кехар Сингх Мусавар, сикхский художник, был новатором в школе мохракаши и, как полагают, был первым, кто представил на фресках изображения птиц. [3] Генерал Жан-Франсуа Аллар и генерал Жан-Батист Вентура , два европейца, работавшие в сикхской армии , украсили свои личные резиденции фресками, изображающими каждого из них в разгар битвы. [10]

Потолочная фреска с иконографией Сурьи Дева из Гурдвара Баба Атал, Амритсар

Город Амритсар стал важным центром сикхского и пенджабского фрескового искусства. [4] Британские культурные влияния привели к распространению западных стилей и другим влияниям на местные фрески. [4] Популярность фресок не различалась по религиозному признаку, поскольку сикхи, индуисты и мусульмане использовали этот вид искусства и с энтузиазмом относились к нему. [4] Хотя сикхизм не поддерживал идолопоклонство, фигуры сикхских гуру по-прежнему изображались сикхами в виде фигур в фресках. [4] Важные сикхские святыни, украшенные прекрасными образцами сикхских фресок (помимо Золотого храма), включают Гурдвара Потимала (расположен в Гуру Харсахай , Фирозпур), Акал Тахт (Амритсар, написанный в 19 веке), Гурдвара Баба Атал (Амритсар). , Гурдвара Лохгарх Сахиб (Фаридкот) и Гурдвара Баба Вир Сингх (Амритсар). [4] Еще одним местом в Амритсари, украшенным фресками, было здание Акхара Бала Нанд, которое связано с Удаси . сектой сикхизма [4] Когда произошел переломный момент, фрески были распределены по различным панелям, что схоже с фресками Чамба. [4] Фреска будет представлять разные темы. [4]

Фрески Золотого храма в Амритсаре

Когда Ранджит Сингх умер в 1839 году, художники, работавшие над проектом благоустройства комплекса Золотого храма, были привлечены из числа местных жителей. [2] Большинство ремесленников и художников-наккаши, работавших над Золотым Храмом, неизвестны, но один образец нижеподписавшегося имени существует на наккаше, датируемом примерно 1960 годом, что указывает на то, что работа была выполнена неким Атмой Сингхом Наккашем. [2] Хари Сингх, сам художник, подготовил список, исходя из своих знаний, художников, которые когда-то работали над росписью интерьеров и экстерьеров комплекса Золотого Храма. В список из двадцати имен входят Баба Кишан Сингх, Баба Бишан Сингх, Капур Сингх, Бхаи. Кехар Сингх, Махат Ишар Сингх, Бхаи Сардул Сингх, Бхаи Джавахар Сингх, Бхаи Метаб Сингх, Мистри Джаймал Сингх, Бхаи Харнам Сингх, Бхаи Ишар Сингх, Бхаи Джан Сингх, Лал Сингх Тарн Таран, Бхаи Мангал Сингх, Мистри Нараин Сингх, Мистри Джит Сингх, Бхаи Атма Сингх, Баба Дарджа Мал и Бхаи Вир Сингх. [33] Однако фрески, которые теперь видны невооруженным глазом в Золотом Храме, уже не являются оригиналами, поскольку с тех пор они были закрашены. [32] Фрески Золотого Храма на протяжении многих лет несколько раз переписывались и реставрировались. [32] Иногда белый фон оригинальных фресок полностью перекрашивался, чтобы скрыть грязный белый фон. [32] Цветочные и птичьи мотивы полностью закрашивались, если краска начинала отслаиваться. [32] Предыдущие ретуши фресок, расположенных в зоне Парикрама Золотого храма, проводились акварелью, но фрески, расположенные на потолках и арках святилища, были выполнены толстым слоем какого-то синтетического материала. [32] До 2013 года власти, контролирующие Золотой Храм, не знали, как обращаться с фресками, восстанавливать их первоначальное состояние или сохранять их, а вместо этого предпочитали по большей части перекрашивать и перекрашивать. [32] Последним художником, который закрашивал фрески в храме, был Бхаи Атма Сингх. [32] Когда краска несколько раз в истории отслаивалась, пораженный участок перекрашивали разные художники. [32] Большинство настенных росписей Золотого Храма теперь покрыты защитным стеклом. [32]

Фрески Гурдвара Баба Атал

Недалеко от Золотого храма в Амритсаре находится еще одна сикхская святыня — высокий восьмиэтажный комплекс восьмиугольной формы, известный как Гурдвара Баба Атал. [4] На втором этаже этого здания стены искусно и обильно украшены настенными росписями, изображающими эпизоды из литературы Джанамсакхи, относящиеся к жизни Гуру Нанака. [4] Отображены события от рождения Нанака до преемника Ангада. [4] Фрески Гурдвары Бабы Атала первоначально датируются 19 веком и были написаны в смелой форме. [4]

В разгар традиции настенного искусства Амритсари в городе существовала улица, известная как Гали Накуас , где жили сикхские художники-наккаши, специализировавшиеся на мохракаши. [4] Некоторыми выдающимися сикхскими художниками-монументалистами, жившими на улице, были Пуран Сингх Муссавар и Амир Сингх. [4] Другой художник-монументалист из Амритсари, Хари Сингх, также работал в городе, но его работы были уничтожены во время раздела города в 1947 году. [4] Сикхские княжества Патиала , Набха , Джинд , Фаридкот и Капуртала также покровительствовали монументалистам и демонстрировали обширные фрески в своих столицах. [4]

Традиция фрески сикхов и пенджабцев сохранилась до британского правления и продолжалась до конца 19 века и далее. [4] Хотя впоследствии искусство фресок пришло в упадок, недавно оно было возрождено новыми художниками, такими как Гурприт Сингх Манку. [2] В 1985 году Канварджит Сингх Канг выявил в тогдашнем Пенджабе 175 мест, на которых сохранились фрески XIX века. [2]

Процесс создания росписи

[ редактировать ]

Процесс создания настенной росписи согласно традиционной сикхской школе выглядит следующим образом: [3] [34]

  • сначала вытравливается рисунок или узоры на бумаге, которые затем переносятся на соответствующую стену. [3]
  • масштаб и пропорции планируемого произведения искусства должны гармонировать с физическими размерами стены. [3]
  • хакаа ( трафарет или перфорированная калька) готовится по образцу планируемого произведения искусства. [3] Для его создания контур мотива прокалывают иглой. Хакаа необходимо выполнять на плотной бумаге, так как бумаги с мягкой поверхностью недостаточно в случае длительного использования в качестве трафарета. [3]
  • Очертание стены выполняется с помощью угольной пыли с помощью трафарета. [3] Угольная пыль складируется и транспортируется в потли (небольших вязанках ткани). [3]
  • метод, называемый пора , применяется для отверждения стены перед будущей штукатуркой. [3] Штукатурка наносится только на участки стены, которые предстоит покрасить, и для достижения желаемого эффекта стена должна быть влажной. [3] Неправильная обработка стены, особенно кирпичной, приведет к образованию выпуклостей после высыхания штукатурки, что испортит произведение искусства. [3] Таким образом, время имеет решающее значение, и у художников нет времени, поскольку они должны выполнять работу достаточно быстро, чтобы цвета держались на стене. [3]
  • белый трафарет цвета хакаа помещается на участок оштукатуренной стены, а угольный порошок распределяется по трафаретной стене, создавая узор, над которым может работать художник-монументалист. [3]
  • цвета наносятся на известковую штукатурку с помощью нелы (небольшого шпателя с деревянной ручкой), но для успешного выполнения штукатурка должна оставаться влажной. [3]

Стены Золотого храма с фресками сделаны из обожженных до красного цвета кирпичей, залитых известково-песчаным раствором. [32] Известь была основным компонентом, необходимым для подготовки поверхности кирпичных стен к фресковой росписи. [32] Известь наносилась на смоченные стены. [32] Штукатурка состояла из гашеной извести и песка, запрессованного в стыки стены и прокованного по всей длине с помощью длинной деревянной полоски ( гармалы ) по краям, пока она не стала слегка высушенной и ровной. [32] Как только он достиг этого состояния, следующим этапом стала работа с интонако , который представляет собой мелкозернистый слой штукатурки, покрывающий более грубый слой, называемый арриччио . [32] Наконец, когда штукатурка несколько высохла и стала прилипать, ее полировали агатовым полировальным камнем до тех пор, пока на поверхность не отлилось произведение искусства. [32]

Цвета для фресок

[ редактировать ]

В фресках использовалось множество цветов (с различными методами естественного создания каждого пигмента), некоторые из них следующие: [3]

  • Дези Хирамчи (красный оксид, оксид железа) [3]
  • Гульзард [3]
  • Чернила Narelh/thutheya (скорлупа кокоса) [3]
  • Санг Сабдж (зеленый камень) [3]
  • Зарди/гаччи/гачни ( мултани митти , также известная как земля Фуллера) [3]
  • Лайвард (ляпис-лазурь) [3]
  • Дога (белый мрамор) [3]

Инструменты для настенных работ

[ редактировать ]

Для росписи фресок требуются различные инструменты, такие как Каранди (мастерок каменщика или штукатурный мастерок), Тасла (железная тасла), Теси (поясной топор), Чханна (решето для оконной сетки), два варианта ручных терок, известные в местном масштабе как Гурмала (стальное [ плоский или отделочный шпатель] и дерево [деревянная ручная терка для фрески]), Patti (скребок) и Spray (пистолет для полива). [34]

Необходимые материалы для росписи

[ редактировать ]

Для росписи фресок необходимо приобрести или подготовить некоторые материалы: Кери (красная кирпичная пыль) , Райх-таах (серый песок) , Бхеджья Чунна (гашеная известь) , известковая замазка (например, чунна компании CTS ) и Чхаппай да кагаз (калька). бумага). [34]

Рельефная металлообработка

[ редактировать ]
Мемориальная доска Репуссе (позолоченная панель) с изображением десяти сикхских гуру, выгравированных золотом в Гурдвара Тарн Таран Сахиб , Пенджаб

Форма барельефов, известная как бляшки репуссе , с использованием металлов, таких как латунные и медные панели, была популярной формой искусства в 19 и начале 20 века. [35] Эти панели часто были позолочены (покрыты слоем золота). [36] Эта форма художественного ремесла известна на пенджаби как убхар-да-кам (что означает «поднятая работа»; от убхар , то есть набухание или поднятие). [35] Многие сохранившиеся панели, изображающие сикхских религиозных деятелей и сакхи, сохранились до наших дней и закреплены на сикхских религиозных зданиях, таких как Золотой Храм и близлежащий Гурдвара Баба Атал Рай . [35] На панно часто также изображаются цветочные мотивы и узоры. [35] Большинство сохранившихся панно в Золотом храме украшены цветами, в то время как Гурдвара Баба Атал Рай содержит множество фигуративных работ. [35] Украшения на медные или латунные панели вносились ремесленниками, мастерами или гильдиями Татеры , самые известные из которых находились в Куча Факирхане в Лахоре . [35] Использование латуни для художественных промыслов было наиболее популярно в Ревари, Джагадхри, Амритсаре, Джандиале, Пхагваре, Гуджранвале, Пинди Дадан Хане и Кангре в конце 19 века. [35] Преданные часто покровительствовали панелям в виде пожертвований. [35] Большинство покровителей и мастеров работали и жертвовали анонимно, однако панели в Гурдвара Баба Атал Рай содержат надписи Гурмукхи, идентифицирующие покровителей, мастера или гильдию, а также дату выполнения работы, что является редким явлением. [35] Этот стиль искусства пришел в упадок, когда в 20 веке преданные начали выставлять свои пожертвования в виде мраморных плит, прикрепленных к зданиям, вместо сложных, дорогих и украшенных позолоченных панелей. [35] Таким образом, этот вид искусства в настоящее время практически вымер. [35] В Амритсаре осталось несколько опытных мастеров всего из трех или четырех семей из общины Татера, которые передали ноу-хау выполнения этой художественной формы металлических рельефов, хотя молодые поколения не заинтересованы в изучении этого ремесла. . [36]

Инкрустированный

[ редактировать ]

Джараткари

[ редактировать ]
Инкрустация по камню (джараткари) на стенах храма Золотого храма в Амритсаре с изображением цветочных мотивов.

Художественный метод джараткари (также известный как мунават) . [30] ), сравнимый с pietra dura (инкрустированный камень), использует камни разного цвета, выгравированные и инкрустированные в мрамор, и является распространенным выражением искусства в сикхских святынях, например, в Золотом храме. [37] Камни были в основном доставлены из Раджастана и принадлежали к разновидностям Нилам, Наг, Суркха, Ладжварт и Катту. [37] Использовались также другие виды камней разного цвета, такие как джараткари , хакиауэ (красный и розовый), зехармора (зеленый), кхатту патхат (желтый), сабаз патар (темно-зеленый), сабаз патар наргиз (зеленый), санг яашап ( зеленый, светло-зеленый, белый и синий), арабский смак (светло-черный) и санг-пашам (светло-зеленый). [38] Процесс создания инкрустированных произведений искусства из камня сначала включает в себя эскиз предполагаемого произведения. [38] Затем эта концепция переносится на мраморную плиту. [38] Оригинальный концептуальный эскиз наряду с любыми запланированными цветовыми схемами предоставляется Наккашем (художником) камнерезу, чтобы можно было огранить камни разного цвета. [38] на мраморную плиту накладывает необходимые каменные узоры Затем патер-гара . [38] Этот процесс требовал тщательной установки тонких кусочков камня в мраморную панель. [38] Джараткари — это вид искусства и метод, который включал в себя инкрустацию и огранку камней разных цветов и типов в мрамор. [27] Сохранившиеся образцы искусства джараткари из Золотого храма можно найти в нижней части внешних стен, облицованных мраморными панелями с произведениями искусства джараткари. [27] Мраморные панели джараткари в этой нижней внешней части классифицируются как pietra dura, и в них использовались полудрагоценные камни, такие как лазурит и оникс. [27] Хотя Моголы также украшали свои здания с использованием искусства джараткари и pietra dura, сикхская форма художественной техники отличается от формы искусства Великих Моголов тем, что сикхская форма искусства джараткари также изображает с ее помощью образы людей и животных, чего нет в Искусство Моголов Джараткари. [27]

Гач и Тукри

[ редактировать ]

Гач можно охарактеризовать как разновидность камня или гипса. [27] Гач был превращен в пасту и использован на стенах, похожую по своей природе на известковую штукатурку. [27] После нанесения на стену ему придавали форму с помощью стальных резаков и других инструментов. [27] Иногда на гач помещали кусочки цветного стекла, известные как тукри . [27] В зале Шиш Махал Золотого Храма представлено множество примеров работ тукри. [27]

слоновая кость

[ редактировать ]

Инкрустацию из слоновой кости можно увидеть на дверях структуры комплекса Даршани Деори. [27] Конструкция Даршани Деори была сделана из дерева шишам , фасад здания покрыт серебряными изделиями, в том числе декоративными серебряными панелями. [27] Задняя часть конструкции украшена панелями, состоящими из цветочных и геометрических узоров, а также фигурок животных, таких как олени, тигры, львы и птицы. [27] Части инкрустации из слоновой кости были окрашены в красный или зеленый цвет, и Х. Х. Коул похвалил этот аспект произведения искусства за его гармонию. [27]

Резьба по дереву

[ редактировать ]

Резьба по дереву в основном была связана с дверями и оконными рамами, обычно была богато орнаментирована. [14] Некоторые резные изделия из дерева были фигуративными, например, с изображением Ниханга. [14] Эти резные изделия из дерева обычно встречались возле входного фасада святынь. [14] Его также можно было встретить перед балконами жилых домов. [14] Некоторыми крупными центрами резьбы по дереву были Чиниот , Бхера и Рохтак . [14] Талантливых резчиков по дереву также можно было найти в Лахоре, Амритсаре, Хошиарпуре, Батале, Зире, Самане, Сунаме и Хисаре. [14] Сикхское искусство резьбы по дереву в основном вымерло в колониальную эпоху. [14] Большинство экземпляров этого стиля исчезли из-за пренебрежения или разложения, за исключением сохранившихся выносливых экземпляров, сделанных из деодара . древесины [14]

Фотография

[ редактировать ]

Хотя ранняя история фотоискусства в Пенджабе окутана тайной, первые фотографии сикхов, личность которых известна как фотограф, были сделаны Джоном МакКошем , британским военным хирургом, работавшим в Ост-Индской компании. находился в Фирозпуре . [39] Он делал фотографии во время Второй англо-сикхской войны между 1848 и 1849 годами, это были одни из самых ранних известных примеров военной фотографии в истории. [39] Используя технологию калотипирования , он сделал снимки отдельных сикхов и примечательных мест в Лахоре. [39] В 1848 году Маккош сделал портретную фотографию правившего тогда 10-летнего ребенка-монарха, махараджи Далипа Сингха из Сикхской империи, сидящего на стуле в позе профиля. [39] Маккош также сделал снимки Дивана Мулраджа , нескольких сикхских вождей, грантхи и самадхи махараджи Ранджита Сингха (которое было ошибочно названо могилой). [40] Одним из первых фотографов Золотого храма в Амритсаре был человек по имени Чарльз Ватерлоо Хатчинсон. Он сделал фотографию этого места в 1856 году, через семь лет после падения сикхского королевства. [39] Однако известно, что ни одна из работ Хатчинсона не дожила до наших дней. [41] Еще одним пионером фотографирования сикхов был итальянско-британец Феличе Беато , который путешествовал по северным регионам Индийского субконтинента после индийского восстания 1857 года . [39] Некоторые образцы, которые он изобразил в своих фотографических работах, включают Акали-Нихангов , сикхских солдат, служащих в колониальной армии (например, в « Лошади Ходсона» ), а также различные виды храма Золотого Храма и комплекса Амритсара. [39] Выдающимися фотографами и студиями, которые запечатлели Золотой Храм и другие сикхские достопримечательности в 19 и начале 20 веков с помощью своих объективов, были Сэмюэл Борн (1863–65), Джон Эдвард Саше (1860-е), Уильям Бейкер (1864–66), Джеймс Крэддок ( 1868–70), У. Г. Стреттон (1870), Бейкер и Берк (1872), Борн и Шеперд (1880–90-е), А. Скин (1900), Ханна П. Адамс (1906), Герберт Г. Понтинг (1906), Андервуд и Андервуд (1908 г.), Stereo Travel Co. (1908 г.) и Х. Темплар (1910 г.). [39] Этнографические фотографии сикха Лахори были сделаны немецким этнологом Андреасом Федором Ягором в конце 1850-х годов. [39]

Сохранение

[ редактировать ]
Фотография 1902 года фрески с изображением сикхского воина верхом на лошади со стены Хармандир Сахиб пракарама . Это больше не сохранилось

Многие бесценные объекты сикхского наследия (включая их архитектуру были разрушены или изменены до неузнаваемости под видом реконструкции «кар сева», проводимой различными учреждениями и группами. и произведения искусства) в последнее время [42] [43] [44] [45] [46] Примером этих бессистемных и разрушительных ремонтов является инцидент, связанный с некоторыми фресками в Гурдвара Баба Атал , которые были заменены плиткой для ванной и штукатуркой группами кар сева. [47] В какой-то момент окрашенные стены вышли из моды в Пенджабе, Химачал-Прадеше и Харьяне, и поэтому их заменили побелкой, чтобы создать темные стены. [48] Многие из них также испорчены посетителями, которые оскверняли их написанием. [48] Многие группы спешат оцифровать то, что останется для потомков, прежде чем оно будет потеряно, например, Цифровая библиотека Пенджаба . [49] [50] [51]

«Исчезли базары и дороги, ведущие в Хармандир-Сахиб. Старые здания, построенные в сикхском архитектурном стиле, с фресками, разрушены. На их месте находятся площади и современные здания, внешне напоминающие их. Но мало кто понимает всю тяжесть утраты. Эти здания никогда не сравнятся с теми, которые были снесены. Фрески на них никогда не будут такими завораживающими и впечатляющими, как те, что были написаны мастерами прошлых лет. Стиль тот же, но используемые техники изменились».

- Сатпал Даниш, внук Джан Сингха Наккаша (последнего выжившего мастера традиционной сикхской настенной живописи) [8]

Канварджит Сингх Канг — документатор сикхского искусства, накопивший обширную коллекцию из 40 000 фотографий пенджабских настенных росписей, которые он сделал на протяжении всей своей карьеры. [52] Он опубликовал множество книг, анализируя контекст различных фресок, которые он запечатлел на свою камеру. [52]

Шахид Шаббир — пакистанец, задокументировавший бесчисленные объекты сикхского наследия (чаще всего заброшенные, полуразрушенные или заброшенные), расположенные в его стране, включая их сохранившиеся произведения искусства и архитектуру. [53] [54]

Историография

[ редактировать ]

Существует очень мало литературных произведений, документирующих историю сикхского искусства. [32] Многие индийские историки искусства относятся к живописи Пенджаба осторожно или даже язвительно. [11]

Список известных сикхских художников

[ редактировать ]

Коллекции

[ редактировать ]
  • Коллекция Тоор [55]
  • Коллекция Хануджа [56]
  • Коллекция Капаны [57]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Камбой, Б.П. (2003). Ранняя настенная живопись Гарвала . Индус Паблишинг. п. 107. ИСБН  9788173871399 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Каур, Манит (28 ноября 2018 г.). «Мохракаши и Наккаши Хармандира Сахиба - Модуль» . Сахапедия . Проверено 18 августа 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как Каур, Манит (5 декабря 2018 г.). «Мохракаши и Наккаши Хармандира Сахиба - Обзор» . Сахапедия .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме Каур, Сукхандип; Виранджан, Рам (январь – июнь 2023 г.). «Исторический обзор возникновения и развития сикхского искусства в Пенджабе» . Шодхкош: Журнал визуальных и исполнительских искусств . 4 (1): 389–402. дои : 10.29121/shodhkosh.v4.i1.2023.293 . eISSN   2582-7472 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Малхотра, Карамджит К. «Премия профессора Дж. С. Гревала: в поисках раннего сикхского искусства». Труды Индийского исторического конгресса , вып. 71, 2010, стр. 397–408. JSTOR , JSTOR   44147507 . По состоянию на 12 декабря 2022 г.
  6. ^ Госвами, Б.Н. (2000). Благочестие и великолепие: сикхское наследие в искусстве: Национальный музей, Нью-Дели, 2000 г. Национальный музей. OCLC   1195745832 .
  7. ^ Малхотра, Карамжит К. «Премия профессора Дж. С. Гревала: В ПОИСКАХ РАННЕГО СИКХСКОГО ИСКУССТВА». Труды Индийского исторического конгресса , вып. 71, 2010, стр. 397–408. JSTOR , JSTOR   44147507 . По состоянию на 12 декабря 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бакши, Артика Аврора; Диллон, Ганеев Каур. «Настенная роспись Пенджаба» . Журнал Нишаан Нагара . Проверено 26 мая 2023 г.
  9. ^ Багга, Нирадж (29 декабря 2019 г.). «Загляните в великолепные произведения искусства Индии, Пак гурдвары» . Трибуна . Проверено 25 мая 2023 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д «Сикхское искусство и архитектура — Картины» . Канадское сикхское наследие .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж "Малоизвестные художники региона" . Трибуна . 25 октября 2020 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хардгрейв, РЛ (1996). Раннее изображение сикхов: две гравюры Балтазарда Солвинса XVIII века. Международный журнал исследований Пенджаба , 3 (2), 213–27. Доступ через: https://www.laits.utexas.edu/solvyns-project/sikhs.html.
  13. ^ Сингх, Г.С. Сохан. «Бхай Джан Сингх Накаш» . Мемориальный фонд художников Г. С. Сохана Сингха (art-heritage.com) .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Канг, Канварджит Сингх (1988). «9. Резьба по дереву в Пенджабе и Харьяне». Искусство и культура Пенджаба . Атма Рам и сыновья. стр. 38–43. ISBN  9788170430964 .
  15. ^ Капур, Д.С. (31 июля 2022 г.). «Мэйо в Государственный художественный колледж» . Трибуна . Проверено 28 августа 2023 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д «Выпущена книга о городском художнике Г.С. Сохане Сингхе» . Трибуна . 2 января 2023 г. Проверено 28 августа 2023 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Парихар, Субхаш (22 апреля 2007 г.). «Народный артист» . Трибуна . Проверено 28 августа 2023 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Прадхан, Видья (13 марта 2019 г.). «Сикхское искусство недооценивается как в западных, так и в южноазиатских академических кругах» . Международный фонд сикхов . Проверено 13 мая 2023 г.
  19. ^ Мирани, Лео (18 ноября 2010 г.). «Сестринский акт: близнецы Сингх» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 21 мая 2023 г.
  20. ^ «Близнецы Сингх знакомят нас со своими замысловатыми полотнами | журнал Verve» . www.vervemagazine.in . 05.01.2017 . Проверено 21 мая 2023 г.
  21. ^ Д'Суза, Петрина (11 апреля 2018 г.). «Джатиндер Сингх Дурхайлай: освещение сикхской культуры через искусство» . Журнал Дарпан . Проверено 28 августа 2023 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ацуши Икеда (2020) Ранние сикхские образы в живописи Джанам-сакхи: сравнение B-40, Guler и набора Unbound, Sikh Formations, 16:3, 244-268, дои : 10.1080/17448727.2019.1702836
  23. ^ Перейти обратно: а б с Сингх, Никки-Гуниндер Каур (18 апреля 2023 г.). «Джанамсахи и сикхское искусство» . Сформулируйте . Проверено 28 мая 2023 г.
  24. ^ Каур, Т. (2017). Искусство (сикхизм). В: Мандаир, АП.С. (ред.) Сикхизм. Энциклопедия индийских религий. Спрингер, Дордрехт. дои : 10.1007/978-94-024-0846-1_516
  25. ^ Рандхава, MS «Секция индийской миниатюрной живописи» . Правительственный музей и художественная галерея, Чандигарх . Архивировано из оригинала 13 апреля 2017 года . Проверено 10 сентября 2023 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д «Мастерская по традиционному искусству фрески проходит в форте Нандпур Гюлер» . Трибуна . Служба новостей Трибьюн. 22 мая 2022 г. {{cite news}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Канг, Канварджит Сингх (1988). «13. Искусство и архитектура Золотого храма». Искусство и культура Пенджаба . Атма Рам и сыновья. стр. 56–62. ISBN  9788170430964 .
  28. ^ Ариан, К.К. (1977). Пенджабские фрески . Публикации Рекхи. п. 123.ISBN  9788190000246 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Канг, Канварджит Сингх (1988). «10. Фрески – социальные документы». Искусство и культура Пенджаба . Атма Рам и сыновья. стр. 44–47. ISBN  9788170430964 .
  30. ^ Перейти обратно: а б Валия, Вариндер (30 августа 2007 г.). «Он защитил трибуну Тахта» . Трибуна . Архивировано из оригинала 11 июля 2009 года.
  31. ^ Валия, Вариндер (7 октября 2002 г.). «Восстановление славы Тахта» . Трибуна .
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Джаспал, Намита (25 мая 2017 г.). «Художественная реставрация Шри Хармандара Сахеба Джи (Золотого храма), Амритсар, Индия» . Ателье по сохранению наследия . Проверено 22 августа 2023 г.
  33. ^ Канг, Канварджит Сингх (1988). Пенджаб: Искусство и культура . Атма Рам и сыновья. п. 62. ИСБН  9788170430964 .
  34. ^ Перейти обратно: а б с Каур, Манит (28 ноября 2018 г.). «Процесс изготовления Мохракаши Гурпритом Сингхом Манку» . Сахапедия . Проверено 19 августа 2023 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Канг, Канварджит Сингх (21 октября 2007 г.). «От металла к форме» . Трибьюн-Спектр .
  36. ^ Перейти обратно: а б Робин, Равиндер Сингх (8 февраля 2010 г.). «Ремесленники поддерживают искусство медных барельефов в Амритсаре» . Сикхская сеть .
  37. ^ Перейти обратно: а б Теджа, Чаранджит Сингх (28 ноября 2021 г.). «Золотой храм: художественное золото!» . Трибуна . Сунил Кумар.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Валия, Вариндер (8 октября 2002 г.). «Предлагаются оригинальные рисунки – реставрация Акал Тахта» . Трибуна . Проверено 20 августа 2023 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Якобсен, Кнут А.; Мирволд, Кристина (2019). «3: Визуализация сикхских воинов, членов королевской семьи и повстанцев - фотография в колониальном Пенджабе». Религия и технологии в Индии: пространства, практики и власти . Серия Routledge «Религия Южной Азии». Рутледж. ISBN  9781351204774 .
  40. ^ Чандан, Амарджит Сингх (3 сентября 2012 г.). «Первый фотопортрет сикхов и пенджабцев» . Сикхик .
  41. ^ «Утвержденная биография Чарльза Ватерлоо Хатчинсона» . Светящийся ворс . Метрополитен-музей. 4 ноября 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  42. ^ Валия, Вариндер (1 декабря 2005 г.). «Богатая жизнь художника, который был нищим» . www.tribuneindia.com . Проверено 8 января 2023 г.
  43. ^ Сингх, Гурнам (21 апреля 2021 г.). «Кто на самом деле уничтожает сикхское наследие?» . Асия Самачар . Проверено 8 января 2023 г.
  44. ^ Сингх, ИП; Рана, Юдхвир (23 августа 2021 г.). «Сикхи поздно просыпаются из-за потери религиозного наследия» . Таймс оф Индия . Проверено 8 января 2023 г.
  45. ^ «Фрески с изображением индуистских богов, побеленные» . Трибуна . 26 июля 2003 года . Проверено 8 января 2023 г.
  46. ^ «Кар сева позолотить купола Акал Тахт» . Трибуна . Чандигарх, Индия. 1 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2005 г. Проверено 8 января 2023 г.
  47. ^ Теджа, Чаранджит Сингх (29 марта 2021 г.). «Наследие Гуру изображено на стене в Гурдвара Баба Аттал Рай» . Служба новостей Tribuneindia . Проверено 7 января 2023 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б Канг, Канварджит Сингх (26 августа 2007 г.). «Кришна Лила в фресках» . Трибуна . Проверено 23 августа 2023 г.
  49. ^ «Цифровая библиотека для сохранения наследия народного искусства Пенджаба» . Служба новостей Tribuneindia . 24 августа 2019 г. Проверено 8 января 2023 г.
  50. ^ «Оцифровка монет» . «Трибьюн», Индия . 14 августа 2017 года . Проверено 8 января 2023 г.
  51. ^ Сетхи, Читлин К. (19 декабря 2018 г.). «В Пенджабе тихая цифровая революция в библиотеках сохраняет наследие штата» . Печать . Проверено 8 января 2023 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Гупта, Анандита (22 июня 2007 г.). «Нажатие на культуру: древние стены Пенджаба служат холстом для творчества этого фотографа» . Трибуна . Проверено 23 августа 2023 г.
  53. ^ Аслам, Ирфан (28 мая 2019 г.). «Наровал хавели не имеет ничего общего с Баба Гуру Нанаком» . Рассвет . Проверено 28 августа 2023 г.
  54. ^ Сингх, Индерджит (18 сентября 2015 г.). «Исследование сикхского наследия в Пакистане - Шахид Шаббир (он же Баба Джи)» . Сикхская сеть . Проверено 28 августа 2023 г.
  55. ^ Тур, Давиндер Сингх (2018). В погоне за империей: сокровища из коллекции сикхского искусства Тоора . Дом Каши. ISBN  9781911271031 .
  56. ^ Хануджа, Парвиндерджит Сингх (2022). Великолепие наследия Пенджаба: искусство из коллекции семьи Хануджа . Книги Роли. ISBN  9789392130168 .
  57. ^ Тейлор, Пол Майкл; Дхами, Соня (2021). Сикхское искусство: из коллекции Капани . Книги Роли. ISBN  9788194969129 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff691accd42fff2f7b84704452e95061__1721315340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/61/ff691accd42fff2f7b84704452e95061.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sikh art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)