Jump to content

Консервация и реставрация фресок

Реставрация настенных росписей, Эфес

Консервация и реставрация фресок — это процесс ухода и поддержания фресок , который включает в себя документацию, экспертизу, исследования и обработку, чтобы обеспечить их долгосрочную жизнеспособность, если это необходимо.

Технология [ править ]

Фреска — техника настенной живописи, при которой пигмент наносится на свеженаложенную или влажную известковую штукатурку. Вода действует как своего рода связующее вещество, которое позволяет пигменту сливаться со штукатуркой, и как только штукатурка застынет, картина станет неотъемлемой частью стены.

Материалы (химический состав) [ править ]

Цикл извести

Химикаты Fresco состоят из следующих компонентов:

  • Диоксид кремния (песок)
  • Оксид кальция (негашеная известь)
  • Оксид дигидрогена (вода)
  • Гидроксид кальция (гашеная известь)
  • Углекислый газ
  • Карбонат кальция (известняк)

Карбонат кальция (известняк) разлагается под воздействием тепла с образованием оксида кальция (негашеной извести) и углекислого газа. Затем оксид кальция реагирует с водой с образованием гидроксида кальция (гашеной извести), что сопровождается выделением тепла, реакция, известная как экзотермическая. [1]

до начала 19 века Пигменты, использовавшиеся с древности .

  • Углеродная сажа – образуется при нагревании древесины или другого растительного материала (амфорный углерод).
  • Черная кость - обугливание костей или отходов слоновой кости в отсутствие воздуха (10% углерода, 84% фосфата кальция, 6% карбоната углерода).
  • Умбра - природные минералы красный ствол и циннабрий с кремнеземом и глиной, придающими цвет (оксид железа (III), оксид марганца, оксид алюминия).
  • Красная охра - природные минералы, содержащие кремнезем и глину, некоторые из которых состоят из оксида железа и гематита (безводный оксид железа (III)).
  • Желтая охра – природные минералы, содержащие кремнезем и глину, придающие цвет гетиту (оксигидроксиду железа).
  • Лаймовый белый – мел (карбонат кальция и кальцит)
  • Марена – экстракт корня марены ( Rubia tintorum ).
  • Карминное озеро – экстракт двух видов щитовок: кошениль и кермес.
  • Реальгар – природный минерал (сульфид мышьяка).
  • Малахит – природный минерал (основной карбонат меди).
  • Аурипигмент – природный минерал (сульфид мышьяка).
  • Египетский синий - первый искусственный пигмент, использовавшийся только в древности (силикат меди, кальция).
  • Индиго – пигмент растительной основы, полученный из растения вайда ( Isatistinctoria L.).
  • Свинцовый сурик – природный минеральный сурик (оксид свинца(II,IV)).
  • Зеленая земля – природные минералы глауконит или селадонит (силикат алюминия).

[2]

Ухудшение фресок [ править ]

Аид похищает Персефону

Фрески можно найти в местах отправления культа, таких как церкви, древние храмы и гробницы, а также в частных домах и коммерческих учреждениях, используемых для общественных развлечений. Именно эта среда и ее загрязняющие вещества взаимодействуют с химическими веществами, как органическими, так и неорганическими, используемыми для создания фресок, и используемыми пигментами, которые способствуют их эстетическому и структурному ухудшению. Кроме того, настенные росписи, такие как фрески, в зависимости от используемой техники имеют слоистую структуру, состоящую из основы, грунта или слоя краски. Эти компоненты настенных росписей подвергаются физическому, химическому или биологическому разрушению. Хотя такие факторы, как влага, соли и загрязнение атмосферы, как правило, в большинстве случаев являются основными причинами порчи настенных росписей, многие специалисты в этой области считают, что рост биологических агентов, таких как грибы и микробная флора, также ответственен за гниение. [3]

деградация Химическая

Наличие обесцвечивания пигмента, пятен и образование биопленки указывают на химическую деградацию. Учитывая разнообразие органических и неорганических молекул, присутствующих во фресках, на подложке фрески могут расти многие типы микроорганизмов при условии, что создаются благоприятные условия окружающей среды (влажность, температура, свет и pH). [4] Химическое разрушение может быть связано с грибами через их метаболиты либо в результате процессов ассимиляции, либо диссимуляции. В процессе ассимиляции грибы используют компоненты фресок в качестве источника углерода посредством производства ферментов, тогда как в процессе диссимуляции распад происходит главным образом за счет выделения ненужных продуктов или секреции промежуточных продуктов метаболизма, включая кислоты и пигменты, которые могут повредить, окрасить или испортить поверхность. [3]

Физическая деградация

Фреска в террасных домах в Эфесе

Признаки растрескивания и разрушения слоев краски, а также образование пузырей краски указывают на физическую/структурную деградацию. Промышленные загрязнители содержат газы и горящее ископаемое топливо, которые реагируют с кислородом и водой с образованием серной и азотной кислот. Эти кислоты превращают карбонат кальция (известняк) в сульфат кальция, который становится растворимым в воде и образует крупные кристаллы в поверхностном слое, в результате чего фреска вздувается и отслаивается. [1] Помимо неблагоприятного воздействия загрязнителей окружающей среды, рост грибков на поверхности или под ней может вызвать смещение слоев краски, что еще больше способствует физическому и структурному разрушению фресок. [5]

Профилактика [ править ]

Фрески, которые были вывезены из своего первоначального контекста и перенесены в культурные учреждения, имеют преимущество, заключающееся в том, что они находятся в более стабильной среде, которая постоянно контролируется, даже несмотря на то, что они подвергаются низкому риску. Однако фрески, все еще находящиеся на месте своего происхождения, например, объекты культурного наследия, подвергаются высокому риску, поскольку они уязвимы для элементов окружающей среды из-за большого объема туристического движения в сочетании с другими загрязнителями. Поэтому, как и в случае любого подобного объекта, регистраторы данных полезны для мониторинга условий окружающей среды, таких как температура и относительная влажность, а также термогигрометрические датчики для мониторинга микроклимата фресковых картин в помещении, на открытом воздухе или в полузакрытых помещениях. [6]

Методы очистки [ править ]

Цель чистки — вернуть произведениям искусства тот вид, который задумал художник; однако способ очистки произведения искусства будет зависеть от характера удаляемого материала. При покраске используются различные органические растворители, но наиболее распространенным растворителем является вода, часто с хелатирующими агентами, поверхностно-активными веществами или солями для контроля pH. Нанесение растворов через салфетки, гели и губки становится нормой из-за уровня контроля, обеспечиваемого удержанием системы очистки на верхней поверхности произведения искусства. Такие гели, появившиеся в конце 1980-х годов, обычно представляют собой эмульсии на водной основе, загущенные целлюлозой или синтетическими полимерами. Медленно высвобождая растворитель, они предотвращают некоторые повреждения от набухания, которые наносят слои краски свободные растворители. В 1960-е годы стало популярным использовать синтетические полимеры для закрепления и стабилизации фресок – настенных росписей на основе штукатурки. Они казались идеальной заменой использовавшимся ранее восковым покрытиям, но со временем стало ясно, что это не так. Их присутствие резко изменило свойства поверхности картин, вызвав механические напряжения и кристаллизацию солей под картиной, что привело к ускоренному разрушению. Кроме того, сами полимеры обесцвечивались и стали хрупкими. [7] К середине 1990-х годов лазерная очистка камня была внедрена и начала использоваться для других материалов, таких как позолоченная бронза и фрески. Главный прорыв произошел, когда итальянский физик из Института прикладной физики Национального исследовательского совета во Флоренции Сальваторе Сиано разработал метод, в котором используются еще более короткие импульсы, длительностью всего от микро- до наносекунды. [7] Еще одним важным нововведением последнего десятилетия является использование коллоидной науки и нанотехнологий в консервации. В середине 1990-х годов ученый-коллоид Пьеро Бальони придумал микроэмульсию: прозрачную смесь органического растворителя и воды, стабилизированную поверхностно-активным веществом, которое находится на границе раздела воды и органических фаз. Еще один необычный метод очистки фресок — использование определенных видов бактерий для удаления с фресок неорганической корки и животного клея. Поскольку бактерии могут производить целый ряд ферментов, они могут решать сложные проблемы очистки, превращая органические и неорганические вещества в сероводород, молекулярный азот или углекислый газ. [7]

Техники ремонта и реставрации [ править ]

MI - Сант'Эусторджио - Соттокоро - Реставратор - Фото Джованни Далл'Орто - 1 марта 2007 г.

В XVIII веке были усовершенствованы новые методы реставрации и консервации древних произведений искусства, в том числе методы отделения фресок от стен. Отделение включает отделение слоя краски от его естественной основы, обычно камня или кирпича, и может быть классифицировано в зависимости от используемой техники удаления.

Самый старый метод, известный как техника масселло, предполагает разрезание стены и удаление значительной ее части вместе со слоями штукатурки и самой фресковой росписью.

Техника стакко, напротив, предполагает удаление только подготовительного слоя штукатурки, называемого арриччо, вместе с окрашенной поверхностью.

Наконец, техника страппо, без сомнения, наименее инвазивная, предполагает удаление только самого верхнего слоя гипса, известного как интоначино, который впитал пигменты, не затрагивая нижележащий слой арриччио. При этом методе на окрашенную поверхность наносится защитное покрытие из полосок ваты и животного клея. Затем сверху кладут вторую, гораздо более тяжелую ткань, превышающую по размеру окрашенную площадь, и делают глубокий надрез в стене по краям фрески. Резиновым молотком несколько раз ударяют по фреске, чтобы она оторвалась от стены. Затем с помощью инструмента для удаления, своего рода шила, картина и интоначино, прикрепленные к ткани и клеевому покрытию, отделяются снизу вверх.

Обратная сторона фрески утончается, чтобы удалить излишки извести, и реконструируется с помощью постоянной основы, сделанной из двух тонких хлопчатобумажных тканей, называемых велатини, и более тяжелой ткани со слоем клея. Затем наносят два слоя раствора; сначала грубый, а затем более гладкий и плотный слой.

Растворы составляют первый настоящий слой новой основы. Ткани велатини и более тяжелая ткань служат только для облегчения будущих отделений и поэтому известны как Strato di Sacrificio, или жертвенный слой. Когда раствор высыхает, наносится слой клея, и фреска прикрепляется к жесткой опоре из синтетического материала, которую можно использовать для реконструкции архитектуры, в которой первоначально располагалась фреска. После полного высыхания подложки тканевое покрытие, которым защищалась лицевая сторона фрески во время отсоединения, удаляется с помощью струи горячей воды и обесцвеченного этилового спирта. [8]

Пьеро Бальони также был пионером в использовании наночастиц для ремонта ветшающих фресок. Художники обычно рисовали непосредственно на влажной штукатурке с гидроксидом кальция, которая вступает в реакцию с углекислым газом воздуха с образованием карбоната кальция (кальцита). На протяжении столетий загрязнение и влажность приводят к разрушению карбонатного слоя и рекристаллизации сульфатных, нитратных и хлоридных солей внутри стен, что приводит к ухудшению окрашенной поверхности. Бальони был уверен, что наночастицы улучшат традиционные методы консервации. Его метод заключается в введении наночастиц гидроксида кальция, диспергированных в спирте, а их небольшой размер, всего 10–100 нм, позволяет им проникать во фрески на несколько сантиметров и медленно восстанавливать истощенный кальцит. [7]

Антибиотики, такие как амоксициллин, можно использовать для лечения штаммов бактерий, живущих в естественном пигменте фрески, которые могут превратить их в порошок. [9]

Другой метод ремонта фрески — наложение защитно-поддерживающей повязки из ватной марли и поливинилового спирта. Сложные участки удаляются мягкими щетками и локальной чисткой пылесосом. Остальные участки, которые легче удалить (поскольку они были повреждены меньшим количеством воды), удаляют компрессом из бумажной массы, пропитанным растворами бикарбоната аммиака, и удаляют деионизированной водой. Эти участки укрепляют и повторно прикрепляют, затем очищают компрессами из базисной смолы, а стенку и графический слой укрепляют гидратом бария. Трещины и отслоения заделываются известковой замазкой и закачиваются эпоксидной смолой с микронизированным диоксидом кремния. [10]

Проекты фресок реставрации

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла [ править ]

Сикстинская капелла реставрировалась в конце 1970-х и на протяжении 1980-х годов. Это был один из самых значительных, крупнейших и продолжительных проектов реставрации произведений искусства в истории. На реализацию всего проекта ушло двенадцать лет, не считая проверок, планирования и утверждения проекта. Среди многих частей отреставрированной капеллы наибольшее внимание привлекли фрески Микеланджело. Реставрация вызвала споры. Ряд экспертов раскритиковали предложенные методы, заявив, что процедура реставрации приведет к соскребанию слоев различных материалов с фресок, что приведет к повреждению, не поддающемуся восстановлению, и что удаление материалов обнажит пигменты на фресках, которые были хрупкий и устаревший от искусственного освещения, перепадов температуры, влажности и загрязнения. Они опасались, что такое разоблачение нанесет огромный ущерб оригинальным произведениям искусства. [11]

Вилла Тайн в Помпеях [ править ]

Фреска мистерий, Помпеи

Что касается фресок Виллы Мистерий в Помпеях, ранние усилия по консервации иногда включали удаление фресок, восстановление или укрепление стен, а затем повторное прикрепление картин. Первые реставраторы также наносили слой воска, смешанного с маслом, чтобы очистить поверхность картин, сохранить древние пигменты и стабилизировать хрупкие произведения, придавая фрескам глянцевый вид, который древние художники никогда не предполагали. В то же время воск заполнял трещины на поверхностях, герметизируя влагу внутри стен, еще больше ослабляя их, снижая прочность раствора, скрепляющего стены. К 2013 году вилла, как и большая часть Помпеи, остро нуждалась в современной консервации, равно как и защитное покрытие, которое возводилось на разных этапах на протяжении многих лет. Части картин отваливались от неустойчивых стен, а мозаика была серьезно повреждена ногами миллионов посетителей. Повторное нанесение воска привело к окислению и потемнению пигментов, а фрески пожелтели, что значительно изменило их внешний вид. Все внешние украшения виллы, как мозаики, так и фрески, сохранились и раньше, но неравномерно. Некоторые из методов, используемых в настоящее время, десятилетиями использовались реставраторами Помпеи. Фрески очищались вручную с помощью скальпеля или химического раствора. Окрашенные поверхности были закреплены акриловой смолой, разбавленной деионизированной водой, а затем закачаны в трещины. [12] а также использование антибиотиков для удаления бактерий. [13]

Сегодня в распоряжении команд также есть более высокотехнологичные инструменты, в том числе лазеры для очистки фресок, а также ультразвук, тепловидение и радар для оценки уровня разрушения стен и картин. Дроны используются для проверки всего защитного покрытия виллы. [ нужна ссылка ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гардинали, Пьеро Р. «Химия и фресковая живопись». Архивировано 4 марта 2016 г. в Международном университете Флориды Wayback Machine . Проверено 19 ноября 2015 г.
  2. ^ Дума, Майкл и Юрай Липшер. [1] «Пигменты на протяжении веков». Веб-экспонаты. Проверено 21 ноября 2015 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарг, КЛ; Джайн, Камаль; Мишра, АК (1995). «Роль грибов в порче настенных росписей» (PDF) . Наука об общей окружающей среде . 167 (1–3): 255–271. Бибкод : 1995ScTEn.167..255G . дои : 10.1016/0048-9697(95)04587-q . Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2017 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
  4. ^ Чиферри, Орио (март 1999 г.). «Микробная деградация картин» . Прикладная и экологическая микробиология . 65 (3): 879–885. Бибкод : 1999ApEnM..65..879C . дои : 10.1128/АЕМ.65.3.879-885.1999 . ПМЦ   91117 . ПМИД   10049836 .
  5. ^ Гарг, КЛ; Камл, Джайн; Мишра, АК (1995). «Роль грибов в порче настенных росписей» (PDF) . Наука об общей окружающей среде . 167 (1–3): 255–271. Бибкод : 1995ScTEn.167..255G . дои : 10.1016/0048-9697(95)04587-q . Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2017 г. Проверено 7 декабря 2015 г.
  6. ^ Мерелло, П.; Гарсия-Диего, Ф.; Зарзо, М. (2012). «Мониторинг микроклимата дома Ариданы (Помпеи, Италия) для профилактической консервации фресковой живописи» . Центральный химический журнал . 6 (145): 145. дои : 10.1186/1752-153X-6-145 . ПМК   3541997 . ПМИД   23190798 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бразилия, Рэйчел. «Консервативные инновации» . Мир химии . Королевское химическое общество . Проверено 7 декабря 2015 г.
  8. ^ Ночентини, Серена. « Отряд «Слеза»» . Музей Беноццо Гоццоли. Архивировано из оригинала 25 февраля 2016 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
  9. ^ Аввисати, Карло; Макгиверн, Ханна. «Помпейские фрески, обработанные антибиотиками» . Художественная газета . Проверено 7 декабря 2015 г.
  10. ^ Каччи., изд. Леонардо (2003). Ла Фениче, реконструированный в 1996–2003 годах: строительная площадка . Венеция: Марсилио. п. 118. {{cite book}}: |last1= имеет общее имя ( справка )
  11. ^ «Спор о реставрации Сикстинской капеллы» . АТЭС.орг . Проверено 7 декабря 2015 г.
  12. ^ Лобелл, Джаретта А. «Спасение виллы тайн» . Журнал археологии . Американский археологический институт . Проверено 1 декабря 2015 г.
  13. ^ Аввисати, Карло; Макгиверн, Ханна. «Помпейские фрески, обработанные антибиотиками» . Художественная газета . Проверено 7 декабря 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd06d162ef1aa725a2724b1ea9e11508__1701543900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/08/fd06d162ef1aa725a2724b1ea9e11508.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Conservation and restoration of frescos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)