Jump to content

Консервация и реставрация витражей.

Рисунок 1. Туристы, посещающие Ла-Сент-Шапель в Париже, Франция.

Консервация витражей подразумевает защиту и сохранение исторических витражей для нынешнего и будущих поколений. Это включает в себя любые действия, направленные на предотвращение, смягчение или обращение вспять процессов ухудшения качества, которые влияют на такие стекольные изделия и впоследствии ограничивают возможность людей получить доступ к ним и оценить их как часть коллективного мирового культурного наследия. Он функционирует как часть более широкой практики сохранения культурного наследия ( консервации-реставрации ) и архитектурной консервации .

Витраж считается одной из самых красивых и привлекательных форм архитектурного декора; однако оно также является одним из наиболее уязвимых (Brown et al. 2002, xi). Ткань самого стекла, краска или морилка, использованные для его украшения, и даже металлический каркас, используемый для скрепления конструкции, подвержены риску порчи и, вероятно, потребуют консервационных работ для обеспечения их долгосрочной сохранности. Историческое остекление подвержено повреждениям, вызванным постоянным воздействием загрязнений и элементов, а также внутренними проблемами, такими как врожденная хрупкость стекла и любая потенциальная химическая нестабильность задействованных материалов (Brown et al. 2002, xi; Раух, 2004). Ухудшение состояния не всегда происходит постепенно, а также может произойти внезапно и катастрофически в результате стихийных бедствий (например, пожара, экстремальных погодных условий ), несчастных случаев (например, неправильного обращения, удаления или обращения) или злонамеренного ущерба (например, вандализма) (Браун и др.). . 2002, xi;

Из-за деликатного характера материалов и неисчислимой исторической и эстетической ценности витражей любая обработка должна планироваться и выполняться профессиональными реставраторами и мастерами, прошедшими специальное обучение особенностям этого материала. Хотя сохранность является общей ответственностью всех участников, включая посетителей, смотрителей и других заинтересованных сторон, крайне важно, чтобы были проведены консультации с профессионалами, чтобы обеспечить постоянную целостность физических материалов и связанную с ними значимость. По этой причине все проекты должны начинаться с плана консервации, который включает исследования по таким темам, как история окон или зданий, используемые материалы и прошлые изменения, в качестве ключевого элемента всех решений по консервации. Тип применяемой консервационной обработки должен отражать это исследование, а также потребности здания в целом, и всегда должен быть задокументирован для использования в будущем (CVMA 2004).

Информацию о создании, конструкции и истории витражей см. в разделе « Витражи» .

Повреждение витража [ править ]

Основная цель консервации — замедлить скорость ухудшения состояния, вызванного различными факторами, до такой степени, чтобы потеря значимости, такой как историческая информация и/или эстетическая ценность, могла быть сведена к минимуму (Pye 2001, Ch. 5). . Однако в случае с витражами эти усилия осложняются природой самого носителя. Это связано с тем, что витраж является «сложным объектом», поскольку он сделан из более чем одного компонента материала, каждый из которых имеет свои собственные риски и потребности в сохранении (Pye 2001, 80). В дополнение к наиболее очевидному компоненту - стеклу, все окна обычно включают в себя какую-либо краску или морилку в качестве украшения, металлические полосы или «камни», используемые для соединения кусков стекла вместе, гидроизоляционные материалы, а также системы крепления или каркасы, используемые для дополнительных поддержка (Brown et al. 2002; Vogel et al. 2007). Состояние каждого компонента важно для общей сохранности окна, поскольку ухудшение одного материала может повлиять на другие с разной степенью серьезности.

Причины [ править ]

Подавляющее большинство витражей изначально создавалось как часть ограждающей конструкции здания, отделяя внутреннюю часть конструкции от внешних условий окружающей среды. В результате большая часть исторического остекления, оставленного на месте, подвергается постоянному воздействию вредных условий, включая (но не ограничиваясь): ультрафиолетовый свет солнечного света, экстремальные погодные условия, антропогенное загрязнение внутри и снаружи помещений и биологический ущерб. вызванные вредителями, такими как голуби, летучие мыши и различные микроорганизмы (Раух 2004, 3). В результате панели часто покрываются толстыми слоями грязи, которые со временем прилипают довольно прочно и могут даже начать смешиваться с нижележащими корродированными слоями краски (Rauch 2004, 3). Влияние окружающей среды также играет роль в продолжающемся ухудшении состояния металлических конструкций и каркасов, что может привести к значительному структурному повреждению. Помимо этих факторов экологического стресса, дальнейшее ухудшение состояния может также быть результатом множества других факторов, влияющих на материалы, из которых изготовлено окно, таких как вибрация от эксплуатации здания и остатки предыдущих обработок и ремонтов, которые с тех пор ухудшились и увеличились. коррозионные процессы других материалов (Раух 2004, 3).

Повреждение стекла [ править ]

Рисунок 2. Выцветшие лица на панели церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне, Великобритания.

Хотя стекло как материал известно своей химической стабильностью, устойчивость к естественному разрушению, примесям и изменениям в составе стекла могут вызвать значительную химическую нестабильность, которая может способствовать дальнейшим разрушительным процессам (Vogel et al. 2007, 7). Стекло также подвержено загрязнению атмосферы, а также высокому уровню влажности или влажности в течение длительных периодов времени, что может ускорить скорость коррозии химически нестабильного стекла. Со временем коррозия, проявляющаяся в виде точечной коррозии или выбоин на стекле, может углубляться и распространяться до тех пор, пока сам поверхностный слой не распадется, обнажая уязвимое, поврежденное ядро, пока оно не станет непрозрачным (Rauch 2004, 3). Это помутнение происходит, когда вода просачивается через последующие трещины, вызывая образование непрозрачных кристаллов сингенита и гипса , которые блокируют фильтрацию света через ранее прозрачное стекло (Rauch 2004, 3). Поскольку эти кристаллы продолжают расти, они представляют еще большую опасность для стекла, в конечном итоге прорывая поверхность и смещая тонкий слой краски или даже вызывая трещины (Rauch 2004, 4). Стеклянные пластины также могут потемнеть или помутнеть в результате окисления некоторых металлов, таких как марганец, который был обычным дополнением к стеклу позднего средневековья (Rauch 2004, 4).

Разрушение красок, эмалей, морилок [ править ]

Как упоминалось ранее, слой краски/морилки может пострадать в результате разрушения ткани самого стекла; однако этот хрупкий слой подвержен риску и других типов повреждений. Окрашенные поверхности, которые наносились на холодное стекло и подвергались обжигу, особенно уязвимы к повреждениям от конденсата или атмосферных воздействий, если они были неправильно обожжены в процессе производства (Vogel 2007, 7). Часто это происходит при выцветании или исчезновении мелких деталей, например лиц, в фигурных витражах (рис. 2). Со временем эмаль может начать отслаиваться со стеклянных панелей, а пятна определенных типов или цветов могут обесцвечиваться под постоянным воздействием ультрафиолета, и все это существенно меняет эстетическое воздействие произведения в целом (Brown et al. 2002, 18– 19 и др. 2007, 7).

и износ Структурная деформация

Рисунок 3 – Освинцованные окна фонаря церкви Святой Троицы были ослаблены временем и непогодой.

Разрушение скелетной структуры, удерживающей стекло на месте, например, повреждение узора и коррозия металлических элементов и систем крепления, часто представляет собой самый большой и непосредственный риск для витражных работ (Vogel et al. 2007, 7). Хотя каменные элементы не склонны к чрезмерным изменениям под воздействием условий окружающей среды, это не относится к металлам, которые гораздо чаще портятся от длительного воздействия элементов. Например, детали, составляющие основу витража, для которого чаще всего использовались свинец и цинк, подвергаются довольно сильному термическому расширению и сжатию, что в конечном итоге приводит к усталости металла, что, в свою очередь, ослабляет соединения между ними. пластины, в результате чего целые панели деформируются или просто разваливаются (Фогель и др., 2007, 8). Кроме того, металлические матрицы и рамы могут ослабнуть от напряжения, как это произошло в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне, Великобритания, где годы ветра, ударяющего по свинцовым окнам фонаря, поставили под угрозу структурную целостность не только остекления, но и а также сама верхняя часть здания (рис. 3) (Друзья Шекспировской церкви, 2009).

Создание плана сохранения [ править ]

Во многих отношениях правильная консервация – это как исследование и документирование, так и «практическая» консервация и реставрация (Sloan 1993, 27). Реставратор должен быть знаком не только с общими материалами, с которыми он или она работает, но и с деталями, специфичными для рассматриваемого проекта, чтобы понять и удовлетворить потребности конкретного окна или здания. Используя эти знания, реставраторы могут разработать план консервации, который можно будет использовать на протяжении всего проекта, чтобы гарантировать, что все решения принимаются с учетом целей проекта и потребностей объекта (CVMA 2004).

сохранения философия Основная

В обсуждении Дж. Слоаном консервации витражей в Соединенных Штатах автор приводит следующий список этических и философских критериев, которые следует применять к консервации витражей (Sloan 1993, 13):

  1. Все материалы и процедуры должны быть обратимыми, не влияя на изделие.
  2. Любое вмешательство должно быть минимально необходимым для достижения желаемой цели.
  3. Оригинальные материалы должны быть сохранены, насколько это возможно.
  4. Все условия, процедуры, материалы и процессы должны быть записаны.
  5. Рука или стиль реставратора не должны быть видны случайному наблюдателю, находящемуся на объекте. Однако вся реставрация должна быть видна будущим реставраторам.
  6. Реставратор этически обязан обеспечить реставрацию высочайшего качества в пределах своих полномочий, не принимая во внимание его [или ее] личное мнение о ценности... объекта.

Хотя этот список не является исчерпывающим, он иллюстрирует основные основы, на которых следует принимать ответственные решения по сохранению. Крайне важное значение в этом списке имеют фундаментальные идеи минимального вмешательства и обратимости лечения, которые необходимы для обеспечения того, чтобы общая целостность окон как исторических и художественных объектов не была поставлена ​​под угрозу.

Исследования [ править ]

Из-за невероятного количества химических и методологических различий, которые можно обнаружить при работе с витражами, исследование общих производственных привычек соответствующих регионов или эпох может дать подсказки, которые помогут реставраторам понять общее значение произведения, предвидеть, чего ожидать от него. материалы и определить, как действовать дальше (Sloan 1993, 28; Vogel 2007, 5). Например, реставратор, работающий над набором окон в Соединенных Штатах, захочет выяснить, было ли стекло произведено до, во время или после середины XIX века, поскольку в это время в общий состав стекла были внесены изменения, которые могут влияют на типы примесей и, как следствие, на ожидаемое ухудшение качества (Vogel et al. 2007, 7). Этот этап исследования также должен включать полный отчет о текущем состоянии витража, который включает запись всех свидетельств прошлых вмешательств или ремонта (CVMA 2004).

Принятие и реализация решений [ править ]

Решения должны приниматься на основе информации, собранной в ходе исследований, и реализовываться опытными реставраторами. Смотрители и менеджеры проектов должны нести ответственность за эффективный отбор реставраторов/студий, в то время как сами реставраторы несут ответственность за защиту интересов витража во время любых переговоров. Насколько это возможно, польза от исторического остекления должна стоять выше всех других соображений (Vogel et al. 2007, 1). На всех этапах следует предпринимать шаги для обеспечения соответствия предпринятых действий целям плана сохранения.

Документация [ править ]

Надлежащая документация играет чрезвычайно важную роль на протяжении всего этого процесса и должна считаться обязательной. Все аспекты этого процесса, включая предварительные исследования, обследования состояния, планы консервации, а также все методы и материалы, используемые на протяжении всего лечения, должны быть должным образом зарегистрированы, а документы сохранены и доступны в долгосрочной перспективе для использования в будущем (CVMA 2004).

Виды лечения [ править ]

В целом, лучше всего свести интервенционное лечение к минимуму: незначительные признаки возраста являются неотъемлемой частью характера строения и его истории (Pye 2001, 96; Vogel et al. 2007, 9). Однако более серьезные повреждения, которые либо умаляют эстетические или практические функции стекла, либо указывают на активное разрушение, могут потребовать более серьезного лечения.

Рисунок 4. Линейная тень от защитной решетки на панели собора Парижской Богоматери в Париже, Франция.

Уборка [ править ]

Тщательная очистка витража может быть очень эффективным средством улучшения его общего состояния, поскольку его внешний вид и функциональность во многом зависят от его способности пропускать свет. К сожалению, из-за хрупкости корродированного стекла почти все чистящие средства могут вызвать изменения на поверхности стекла, которые могут ускорить коррозию или повредить деликатные слои краски (Ромич и др., 2000). Таким образом, усилия по очистке не обязательно должны быть направлены на полное удаление всех налетов, а, скорее, на тщательное истончение этих слоев до такой степени, чтобы свет мог проходить через стекло на приемлемом уровне (Раух 2004, 5). Простейшую очистку можно выполнить с использованием тщательно нанесенной деионизированной воды, хотя часто необходимы и другие механические или химические средства, и их всегда следует выполнять медленно, контролируемым и целенаправленным образом (Rauch 2004, 5–6; Vogel et al. 2007, 9). –10). Скальпели или микроструйный процесс* можно использовать для постепенного механического истончения этих корок слой за слоем в лаборатории. И наоборот, припарки или гелевые подушечки, пропитанные неионным моющим средством или ЭДТА, можно наносить на поверхность стекла на длительный период времени для «глубокой, целенаправленной очистки» (Rauch 2004, 6). При использовании любого из этих методов необходимо позаботиться о стабильности окрашенных слоев перед началом обработки. Если эти слои кажутся особенно рыхлыми, то необходимо деликатно очистить стекло ватными палочками, а в более крайних случаях вручную прикрепить исходные линии краски к поверхности под микроскопом, нанося в определенных точках небольшие капли смолы. (Раух 2004, 6; Фогель и др. 2007, 10). Следует проявлять осторожность и не удалять без должного внимания любые последующие перерисовки, поскольку такие слои сами по себе могут иметь историческую ценность (Rauch 2004, 7).

Ремонт и замена [ править ]

В рамках консервации ремонт должен быть долговечным, но также должен быть как можно более обратимым, в соответствии с общими этическими принципами современной консервационной практики (Sloane 1993, 13). В случае витража ремонт может включать обработку самого стекла, обработку недостающих участков или структурную консолидацию матрицы или окружающей архитектурной ткани.

Разбитое стекло обычно ремонтируют одним из трех способов: наложение медной фольги (тонкая медная лента, которая приклеивается к обеим сторонам разлома, а затем припаивается); эпоксидная проклейка кромок; и силиконовая проклейка кромок. У каждого из них есть свои преимущества и проблемы. [1] Например, медная фольга обеспечивает прочный, обратимый и привлекательный ремонт, но непригодна для использования с нестабильным стеклом из-за нагревания, выделяемого в процессе нанесения. С другой стороны, эпоксидное приклеивание кромок прочное и почти невидимое, но портится под прямыми солнечными лучами, в то время как силиконовое приклеивание кромок высыхает и легко обратимо, но, к сожалению, преломляет свет иначе, чем стекло, что делает такой ремонт более очевидным (Vogel и др. 2007, 12).

Недостающие области можно заполнить или заменить, но делать это следует с осторожностью. Все дополнения должны быть отмечены как таковые и задокументированы. В конечном счете, «почти всегда лучше использовать несовершенное оригинальное стекло, чем заменять его» (Vogel et al. 2007, 12). Современная замена стекла «точными» копиями практически невозможна и противоречит философии консервации, потенциально затуманивая восприятие оригинала зрителями. Вместо этого предпочтительнее использовать стекло одинакового цвета, но четко дифференцированное, чтобы сохранить эстетический эффект витража, не жертвуя при этом целостностью оригинала (Rauch 2004, 7; Vogel et al. 2007, 11).

С конструктивной точки зрения наиболее важно поддерживать раму неповрежденной и в хорошем состоянии, чтобы обеспечить общую безопасность окна (Фогель и др., 2007, 10). При этом оригинальные материалы, из которых состоит эта матрица, также являются неотъемлемыми аспектами исторической ценности и художественного замысла панели и должны быть сохранены. Всегда следует предпринимать шаги для обеспечения того, чтобы панели сохраняли свою текущую матрицу, когда это возможно, вместо того, чтобы делать выбор в пользу замены (CVMA 2004).

Защитное остекление [ править ]

Рисунок 5 – Защитная решетка на окнах часовни в готическом стиле в Лондоне, Великобритания.

Защитное остекление — один из немногих способов, которыми реставраторы могут попытаться превентивно сохранить витражи на месте. Хотя эта практика может предложить множество преимуществ, как и большинство других методов лечения, она не лишена недостатков. В идеале установка защитного остекления может «освободить витраж от его функции защиты от атмосферных воздействий […], защитить его от механических и атмосферных повреждений и […] предотвратить образование конденсата на поверхности витража», тем самым сводя к минимуму необходимость превентивной консервации (CVMA 2004). К сожалению, на практике это не всегда так, и хорошо известно, что неподходящее или неправильно вентилируемое защитное остекление может фактически создать слишком жаркий или влажный микроклимат вокруг исторического стекла, что увеличивает скорость разрушения (Vogel et al. 2007). , 13). Альтернативно, на внешней стороне окон можно установить защитные экраны или решетки для предотвращения механических повреждений, таких как вандализм, однако это может оказать существенное негативное влияние на эстетическую ценность окон как снаружи, так и изнутри (рис. 4–5). ).

Другие варианты и соображения [ править ]

Рисунок 6 – Вид на строительные леса вокруг восточной части Йоркского собора , Англия.

В некоторых случаях проект может быть настолько обширным, что требует полного удаления панели или набора панелей из публичного доступа, что, в свою очередь, вызывает другие соображения, касающиеся публичного доступа. Прекрасным примером такого случая является текущий проект по сохранению Йоркского собора, финансируемый Фондом лотереи наследия (HLF), который поднимает вопрос: как реставраторы удовлетворяют потребности живого, функционирующего собора, не ставя под угрозу сохранение цели (рис. 6) (Роузэлл, 2008а)?

Рисунок 7. Копия Великого восточного окна Йоркского собора, созданная в цифровом формате.

Например, после удаления Великого Восточного Окна из поля зрения публики (на срок до десяти лет) потребовалось решение, позволяющее бороться с внезапным мраком внутри собора. В конечном итоге была создана замечательная цифровая копия в натуральную величину, чтобы осветлить «визуальную «черную дыру», которая остается» во время консервационных работ, тем самым облегчая цели реставраторов, сводя к минимуму пагубные последствия потери окна визуального воздействия на объект. интерьер (рис. 7) (Rosewell 2008b). Это не первый случай, когда Йоркский собор использует различные методы для поддержания и расширения общественного доступа, одновременно содействуя сохранению своего витражного наследия. В настоящее время сохранившиеся части панелей, которые были навсегда удалены из своего первоначального контекста из-за проблем сохранности, можно увидеть на выставке рядом с хором (рис. 8). Хотя редко удается найти идеальное решение этих проблем, учет общественных интересов и доступа является необходимой частью планирования сохранения.

Рисунок 8 – Деталь снятой и отреставрированной панели Йоркского собора.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «Как фольгировать и паять витражи» . GoFusing.com . Проверено 26 января 2022 г.

Ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Следующие источники не упоминались напрямую в этой статье, но содержат дополнительную информацию о консервации витражей , включая прошлые подходы, а также техническую информацию.

http://www.sgaaonline.com/pdf/071-LaFarge.pdf. Архивировано 1 июля 2017 г. в Wayback Machine.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 358680e894771282c87e6bdd33ca006d__1706645400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/6d/358680e894771282c87e6bdd33ca006d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Conservation and restoration of stained glass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)