Консервация и реставрация панно.
Консервация -реставрация панно включает в себя профилактические и лечебные меры, принимаемые реставраторами картин для замедления износа, сохранения и устранения повреждений. Картины на панно состоят из деревянной подставки, основы (льна или пергамента, пропитанного клеем , смолой и левкасом ) и слоя изображения ( энкаустика , темпера , масло ). [1] Обычно они состоят из двух или более панелей, соединенных вместе поперечными балками, которые могут отделиться из-за возраста и нестабильности материала, вызванной колебаниями относительной влажности и температуры. Эти факторы нарушают структурную целостность и могут привести к деформации и отслаиванию краски. [2] Поскольку древесина особенно подвержена поражению вредителями, крайне важны план IPM и регулирование условий хранения и демонстрации. Прошлые методы лечения, которые вышли из моды, поскольку могут привести к необратимому повреждению, включают перенос картины на новую опору, строгание и тяжелое удерживание. Сегодняшним реставраторам часто приходится устранять ущерб, нанесенный предыдущими реставрационными работами. [3] Современные методы консервации и восстановления отдают предпочтение минимальному вмешательству, учитывающему естественную склонность древесины реагировать на изменения окружающей среды. Лечение может включать в себя применение гибких реек для минимизации деформации или просто оставление искажений в покое, вместо этого сосредоточив внимание на профилактическом уходе, чтобы сохранить произведения искусства в исходном состоянии. [3]
Профилактика [ править ]
Превентивная консервация включает в себя смягчение потенциальных угроз стабильности артефакта или образца с помощью ряда средств. Такие угрозы, как пожар, наводнение, стихийное бедствие, физическое насилие и кража, невозможно предвидеть, а с присущими им пороками можно бороться только посредством разумного управления рисками, ухода и обращения с музейными предметами.
Персонал по охране и хранению может снизить риски, исправив неправильные условия хранения, которые могут привести к повреждению от вредителей, воды, влажности и плесени. Эти проблемы могут еще больше усугубляться региональными и сезонными колебаниями окружающей среды и загрязнением. Правильные протоколы обращения могут помочь предотвратить химические повреждения, вызванные контактом с кожными маслами, а также структурные повреждения в результате физического стресса. Ухудшение состояния происходит также в результате воздействия света при осмотре, экспонировании, фотографировании и транспортировке предметов.
Условия окружающей среды [ править ]
Колебания влажности и температуры могут привести к структурному повреждению окрашенной поверхности из-за долговременного кумулятивного повреждения. В панелях, состоящих из нескольких кусков дерева, составляющих большую площадь поверхности, повреждения чаще всего видны в местах прикрепления кусков дерева. [4] Температура должна находиться в пределах +/- 5 % от 70 °F, а влажность – в пределах +/- 5 % от 50 % относительной влажности. Относительная влажность выше 65% может привести к росту плесени и сухой гнили. [5]
Панно подвергаются воздействию различных условий окружающей среды во время выставки. Регулирование температуры, относительной влажности, интенсивности света и продолжительности воздействия, а также атмосферных загрязнителей являются важными факторами консервации живописи. Фильтрация воздуха с помощью систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха может снизить содержание газов и загрязняющих веществ в воздухе в выставочных площадях и складских помещениях. Поддержание минимально возможного уровня освещенности (50–150 люкс) сведет к минимуму кумулятивный и необратимый световой ущерб. [6]
борьба Комплексная вредителями с

Политика интегрированной борьбы с вредителями создана для уменьшения или ограничения любых проблем, связанных с повреждением объектов в коллекциях вредителями. Основные концепции, обсуждаемые в разделе «Интегрированная политика борьбы с вредителями», включают ограничение потребления продуктов питания и сладких напитков на выставках, складских помещениях и прилегающих территориях, а также поддержание чистоты в выставочных и складских помещениях. Как уже отмечалось, хранение также играет важную роль, когда речь идет о борьбе с вредителями, климатическом контроле, оценке систем HVAC и загрязнении в результате воздействия. [7]
Обработка [ править ]
Перед любыми манипуляциями необходимо завершить проверку работы, включая поиск признаков ослабления конструкции и устойчивости материала. И картина, и пространство, в которое она переносится, должны быть измерены. Эти заметки следует передать составителям, регистраторам и кураторскому персоналу. [8] Рекомендуемый метод обращения с панно аналогичен методу обращения с холстом и другими двумерными произведениями. Реставраторы — единственные люди, которые должны прикасаться к передней или задней части картины. Панель следует держать за края в нитриловых перчатках и переносить двумя руками или вдвоем, в зависимости от размера. Картины никогда не следует обрабатывать более чем по одной за раз. Процедура включает в себя планирование переезда, обработку и общение с персоналом. Можно использовать покрасочные тележки и другие инструменты, в том числе домкрат или мебельную тележку для перемещения панели внутри ящика. Метрополитен -музей , Канадский институт консервации и Австралийский институт консервации культурных материалов предоставляют общие рекомендации по правильному уходу и обращению.

Хранение [ править ]
Типичные хранилища в музеях включают раздвижные ширмы или полки с прорезями, изготовленные из МДФ и термообработанной древесины, покрытой полиуретаном. S-образные крючки используются для подвешивания предметов с помощью подходящего оборудования (например, D-образных колец или кронштейнов для проушин с проволокой) на экран. Решения для временного хранения включают использование пенопласта, одеял для перевозки/упаковки и архивного гофрированного картона. Эти методы хранения используются для того, чтобы свести к минимуму воздействие тепла, света, влажности и вредителей. Все экспозиции являются накопительными, поэтому важно тщательно планировать условия выставочных условий, а также транспортировку и хранение объектов, когда они не экспонируются. Поскольку объекты со временем становятся более хрупкими, возможность их демонстрации может оказаться под вопросом из-за проблем с ухудшением качества. [9]
Агенты ухудшения состояния [ править ]

Повреждение может произойти по разным причинам, обычно известным как факторы ухудшения качества. К типичным агентам ухудшения состояния относятся:
Физическая сила [ править ]
Неправильное обращение, чрезмерное обращение, падение или неправильное хранение могут привести к физическому повреждению панно.
Огонь [ править ]
Огонь может полностью уничтожить картину, а также может быть причинен ущерб из-за жары и дыма от пожара. Краска может стать хрупкой, а дерево может деформироваться. [10] [11]
Температура и относительная влажность [ править ]
На картины могут влиять колебания температуры и относительной влажности. Низкая влажность уменьшает химические изменения в материалах при покраске панелей, но повышает риск механического повреждения краски, делая ее более хрупкой. Высокие температуры и влажность в закрытых складских или выставочных помещениях могут привести к избыточной влажности, которая деформирует картину. [11] Высокая влажность снижает механические повреждения, такие как хрупкость краски, но повышает риск возникновения биологических организмов, например, белых высолов и пятен от зеленого до черного на картине. [12] Высокая влажность также повышает риск искривления или деформации древесины с течением времени, вызывая отслаивание краски.
Вода [ править ]
Повреждение водой может вызвать набухание, как показано в тематическом исследовании Института охраны природы Гетти, а водорастворимые краски и другие материалы могут раствориться. Деревянная панель также может деформироваться, расколоться, сморщиться или испачкаться под воздействием воды. Плесень также может возникнуть, поскольку материалы являются органическими. [13] [14]
Вредители [ править ]
В данном случае вредители определяются как живые существа, способные повредить или уничтожить материальную культуру. [15] Микроорганизмы, такие как плесень или бактерии, считаются вредителями, равно как и насекомые и грызуны. Любой из трех может привести к повреждению картины на панели, в частности от вредителей древесины, таких как термиты или муравьи-плотники. [15]
Свет и ультрафиолетовое излучение [ править ]
Чрезмерное воздействие света и ультрафиолетового излучения может со временем привести к выцветанию. Чувствительность материала к красителям или оценка того, какое воздействие света он должен выдерживать до выцветания, определяет, как объект может храниться и экспонироваться. При работе с панно никогда не следует подвергать его воздействию тепла, в том числе фотоламп. Для фотографирования панно рекомендуется использовать лампы HMI. [16]
Обследование [ править ]
Первым шагом в разработке плана консервации и реставрации является тщательное обследование для оценки состояния панели и краски. Это позволяет реставраторам установить полную степень повреждения и провести оценку риска. Методы включают визуальное наблюдение и техническое обследование посредством диагностических исследований и анализа. [17]
Структурный [ править ]

Технологии, обычно используемые для изучения структуры картин и определения предшествующего лечения, включают рентгенографию и инфракрасную рефлектографию (ИК) . Рентгенография выявляет тип, состояние и плотность древесины, а также любые повреждения или активность вредителей. [18] [19] Мебель и жуки-кладовки [20] может зарыться в древесину, нарушив ее внутреннюю структуру, и ее следует обработать, прежде чем приступать к реставрации. ИК-съемка, съемка со светом и наблюдение при малом увеличении полезны для определения повреждений и искажений древесины и лакокрасочной поверхности.
Поверхность и покраска [ править ]
Фотодокументирование, увеличение и визуальное наблюдение невооруженным глазом при рассеянном или направленном свете являются распространенными методами исследования поверхности. Рентгенографию также можно использовать, чтобы оценить непрозрачность определенных цветов краски. Разрушение поверхности панно часто является признаком основных структурных проблем, колебаний температуры и влажности, а также вредителей, сверлящих древесину.

Примеры технологий [ править ]
- Визуализация с преобразованием отражения — это тип фотографии, в котором вместо оптических процессов используются цифровые вычисления для создания новых данных, как это видно на портретах Фаюмских мумий Пенсильванского музея. [21]
- Рентгенофлуоресценция — это неразрушающий аналитический метод, используемый для определения элементного состава материалов. [22]
- Мультиспектральная визуализация позволяет извлекать информацию, которую человеческий глаз не может уловить своими видимыми рецепторами красного, зеленого и синего. Первоначально он был разработан для идентификации и разведки военных целей.
- Рентгеновская радиография — метод визуализации с использованием рентгеновских лучей , гамма-лучей или аналогичного ионизирующего и неионизирующего излучения для просмотра внутренней формы объекта.
- Ультрафиолетовый свет используется для наблюдения длин волн короче видимого света.
- Инфракрасная рефлектография используется для наблюдения за длинами волн, превышающими видимый свет.
Эти технологии были использованы при консервации картины Милле «Офелия» в музее Тейт. [23] Хотя этот пример не имеет прямого отношения к панно, он является ценной демонстрацией технологии.
Лечение [ править ]
Обработка картин с целью уменьшения ущерба, причиненного различными факторами порчи, различается. Лечение состоит из любых усилий, направленных на стабилизацию, восстановление или ремонт объекта; Картины на панелях, в основном изготовленные из дерева, могут нуждаться в обработке от вредителей, ослабленных структурных опор, неисправных клеев, повреждений, вызванных температурой и относительной влажностью, общей грязи и копоти и многого другого. Документирование всех видов обработки панно имеет решающее значение, поскольку оно определяет ход будущих усилий по консервации и реставрации. При консервации панно часто используются следующие методы обработки:
Борьба с вредителями [ править ]
Воздействие вредителей может привести к структурному повреждению деревянных панелей и опор, и их следует искоренить до консервации, чтобы обеспечить долговечность объекта и эффективность усилий по консервации. К методам борьбы с вредителями относятся:
- Изоляция посредством упаковки в пакеты – изолируйте картины с помощью промокательной бумаги, бумажного картона, салфетки или пенопласта, запечатанных в полиэтиленовый пакет, и отслеживайте наличие вредителей в течение нескольких недель или месяцев.
- Низкая температура : картины замораживаются в запечатанном пластиковом пакете при температуре -20 °F (-29 °C) на 4 часа.
При борьбе с вредителями следует контролировать чрезмерное воздействие колебаний относительной влажности и температуры, чтобы предотвратить повреждение картины.

Создание опор [ править ]
Каждая панель, проходящая консервацию, имеет уникальные особенности при создании опорных конструкций. Реставраторы должны опираться на свой опыт разработки планов лечения, чтобы разработать лучший план лечения для каждого отдельного панно. Две вспомогательные структуры, обычно используемые в консервации, включают:
- Изготовленные на заказ сетчатые фильтры или внутренние панели, которые подходят к картине и закрепляются винтами, что придает картине прочность и позволяет прикреплять подвесные устройства, не повреждая картину. [24]
- Подставка под подставку — это добавление деревянных подставок или рамок на обратной стороне картин. Эти ламели требуют гибкости, чтобы обеспечить возможность перемещения панелей из-за колебаний температуры и влажности. Они могут предотвратить деформацию, поскольку обеспечивают поддержку картины. [24]
Нанесение клея [ править ]
Трещины, ослабленные соединения и другие подобные повреждения лакокрасочного покрытия панели, которые могут быть вызваны различными факторами разрушения, можно устранить с помощью соответствующего клея. Адгезивные процедуры включают в себя:
- Реактивация шкурного клея. Клей для шкур, часто изготавливаемый из обработанных коровьих шкур, представляет собой клей на белковой основе, обычно используемый реставраторами, поскольку клей известен как своей долговечностью, так и обратимостью. Клей для шкур можно реактивировать под действием тепла, что позволяет выполнить ремонт там, где клеевые соединения начали ослабевать. [25]
- Добавление эмульсионных клеев на водной основе к существующим и вышедшим из строя клеям. Реставратор может добавить дополнительные клеи к существующим клеям, в зависимости от состояния существующего клея.
- Замена вышедших из строя клеев на новые. Реставратор может решить полностью заменить вышедший из строя клей. В этом случае реставратор должен осторожно удалить неудавшийся клей с участка, который планируется переклеить. Методы, с помощью которых это можно сделать, зависят от типа впервые использованного клея, а также от предыдущих обработок. После удаления исходного клея реставратор может продолжить нанесение нового клея.
Виды клеев: [26]
- Натуральные белковые клеи — изготовленные из продуктов животного происхождения, таких как казеин, альбумин, рыбий клей и клей из шкур животных. Эти белковые клеи также называются биоадгезивами , поскольку они изготовлены из природных материалов и являются биоразлагаемыми. [27]
- Природные смолы – часто используются в исторических объектах. Природные смолы ( скипидар , канифоль , кровь дракона и т. д.) в основном добываются из деревьев, в частности хвойных деревьев, таких как сосны. Другие источники включают шеллак , который производится на основе насекомых. Натуральные смолы не растворяются в воде, и перед использованием их следует смешивать с маслом или спиртом, в зависимости от типа смолы. [28]
- Клеи на основе синтетических смол . Обычно используемые клеи на основе синтетических смол включают поливинилацетат (ПВА), эмульсии поливинилацетата, паралоид B-72, нитрат целлюлозы, также называемый нитроцеллулоидом, поливинилбутираль, полиметакрилатные эмульсии, поливиниловый спирт и клей Elmer's All, хотя последний обсуждается среди реставраторов. [29] Синтетическая смола, наиболее часто используемая в консервации, поливинилацетат (ПВА), используется в качестве клея и закрепителя в зависимости от ее вязкости. Считается, что клеи с более высокой вязкостью обладают лучшими связующими способностями, тогда как ПВА с низкой вязкостью лучше всего подходят в качестве закрепителей, учитывая их способность проникать в объект. Перед использованием шарики ПВА следует растворить в растворителе (обычно используется ацетон). [29] Реставраторам следует с осторожностью наносить эти клеи на тонкие панели или панели на текстильной основе, поскольку при высыхании клея может возникнуть некоторая деформация.
Перенос панно [ править ]
Перенос панно с нестабильного панно на новую опору считается деликатным процессом. Этот процесс происходит, когда исходная панель имеет определенную степень деградации (возможные причины включают повреждение вредителями, закапывание нор, деформацию или истончение панели). Перенос следует производить на панель того же возраста, изготовленную из той же породы дерева. [30] Эти передачи практически устарели с учетом достижений в области охраны природы, но были обычным явлением в Италии до 1950-х годов. Ранние попытки перенести панно были несовершенными и приводили к искажениям картин, но в последующие годы техника стала более совершенной. [31]
Сушка [ править ]
Рекомендуемая процедура для панелей, погруженных в воду из-за затопления, заключается в длительном процессе высыхания перед любыми дальнейшими консервационными работами. Этот процесс не следует торопить, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение панелей.
Сохранение окрашенных поверхностей [ править ]
Сохранность поверхности картины зависит от материалов, использованных в картине, а также от ее состояния. Как правило, консервация окрашенной поверхности включает очистку, удаление и замену испорченного лака, а также восстановление потерь краски. По данным музея Тейт, «чистка — это особенно деликатная и ответственная часть консервации и реставрации картин. Слои грязи, обесцвеченного лака и старых реставраций, которые могут деформировать или затемнять части композиции, тщательно удаляются». [32]
Эволюция современных материалов, которые можно использовать в панно, и их консервация положительно повлияли на методы консервации. «Внедрение синтетических связующих, в первую очередь акриловых, алкидных, поливинилацетата и нитроцеллюлозы, привело к появлению красок, которые демонстрируют быстрое время высыхания, меньшую склонность к пожелтению, широкий диапазон внешнего вида и свойств в обращении, а в случае эмульсионных составов - большая гибкость и отсутствие органических растворителей в качестве разбавителей и разбавителей», — сообщает Институт охраны природы Гетти. [33]
Ресурсы по этике сохранения природы
Уход за материалами культурного наследия и управление ими следует осуществлять с учетом физической и символической целостности артефакта. Хотя достоинства целостности объекта могут оспариваться в профессиональных кругах, конечной целью является сохранение. Учреждения руководствуются своей миссией, а также международными, федеральными и местными законами, касающимися объектов культурного наследия. Крайне важно проводить тщательные исследования не только материалов, но также этических и моральных последствий обращения с ценными артефактами в прямом и переносном смысле. Следующие ссылки посвящены этике консервации, включая реставрацию панно.
Примеры этических кодексов [ править ]
- Американский институт охраны природы (AIC) и Фонд развития охраны природы (FAIC)
- Международный журнал культурных ценностей, издаваемый издательством Кембриджского университета.
- Институт охраны природы Гетти
- Журнал консервации музея Виктории и Альберта
- Центр консервации произведений искусства Среднего Запада
Ссылки [ править ]
- ^ Узиелли, Л. (1998). «Исторический обзор технологий изготовления панелей в Центральной Италии». В Дардесе, К.; Роте, А. (ред.). Структурная консервация панно: материалы симпозиума в музее Дж. Пола Гетти, 24-28 апреля 1995 г. (PDF) . Институт консервации Гетти.
- ^ Канадский институт охраны природы. «Знайте свои картины – структура, материалы и аспекты разрушения – Примечания Канадского института консервации (CCI) 17/10» . Правительство Канады . Архивировано из оригинала 26 сентября 2017 г. Проверено 24 марта 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роте, А. «Критическая история реставрации панно в Италии». В Дардесе, К.; Роте, А. (ред.). Структурная консервация панно: материалы симпозиума в музее Дж. Пола Гетти, 24-28 апреля 1995 г. (PDF) . Институт консервации Гетти.
- ^ Андреа Роте; Джованни Марусич (1998). «Часть четвертая: Современные подходы к структурной консервации панно» (PDF) . В Дардесе, Кэтлин; Андреа Роте (ред.). Структурная консервация панно: материалы симпозиума в музее Дж. Пола Гетти . Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти. стр. 318–319. ISBN 9780892363841 .
- ^ «Картины и их окружение» . Национальная галерея .
- ^ Канадский институт охраны природы (14 сентября 2017 г.). «Экологические рекомендации для картин - Примечания Канадского института охраны природы (CCI) 10/4» . Правительство Канады .
- ^ Барбара Камберленд (2009). МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН БОРЬБЫ С ВРЕДИТЕЛЯМИ Национальный исторический парк «Золотая лихорадка Клондайк» — подразделение Сиэтла . Служба национальных парков.
- ^ Канадский институт охраны природы (2018 г.) (14 сентября 2017 г.). «Основы работы с картинами» . Канадский институт охраны природы . Архивировано из оригинала 26 сентября 2017 г. Проверено 26 марта 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Правительство Канады, Канадский институт охраны природы (2017). (14 сентября 2017 г.). «Правила хранения и демонстрации картин - Примечания Канадского института консервации (CCI) 10/3» . Правительство Канады, Канадский институт охраны природы .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Часто задаваемые вопросы по короблению древесины (Полное руководство по борьбе с короблением древесины)» . Деревообработка Торговля . 20 июля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альтен, Хелен (осень 1999 г.). «Температура и относительная влажность» . Центр охраны природы северных штатов .
- ^ Чиферри, Орио (1999). «Микробная деградация картин» . Прикладная и экологическая микробиология . 65 (3): 879–885. дои : 10.1128/АЕМ.65.3.879-885.1999 . ПМЦ 91117 . ПМИД 10049836 .
- ^ Андреа Роте; Джованни Марусич (1998). «Часть четвертая: Современные подходы к структурной консервации панно» (PDF) . В Дардесе, Кэтлин; Андреа Роте (ред.). Структурная консервация панно: материалы симпозиума в музее Дж. Пола Гетти . Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти.
- ^ «Агент порчи: вода» . Канадский институт охраны природы . Канадский институт охраны природы. 22 сентября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Агент порчи: вредители» . Канадский институт охраны природы . Канадский институт охраны природы. 22 сентября 2017 г.
- ^ Шелли, М., и Никель, Х. (2000). Уход за предметами искусства и обращение с ними: Практика в Метрополитен-музее. Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- ^ Кастелли, К. (1998). «Восстановление опор для панно: некоторые истории болезни». В Дардасе, К.; Роте, А. (ред.). Структурная консервация панно: материалы симпозиума в музее Дж. Пола Гетти, 24-28 апреля 1995 г. (PDF) . Институт консервации Гетти.
- ^ Мюррей, Элисон (1996). «Ультразвуковая система с воздушной связью: новая технология обнаружения дефектов росписи на деревянных панелях» . Журнал Американского института охраны природы .
- ^ «Современные подходы к структурной консервации панно» (PDF) . Институт охраны природы Гетти . 29 октября 1998 г.
- ^ Пиннигер, Д. и Винсортайтл, П. (2004) | Комплексная борьба с вредителями: руководство для музеев, библиотек и архивов https://formacaompr.files.wordpress.com/2010/02/ipm_guide-pestes.pdf%7Curl- status=live%7Caccess-date=26 марта 2021 г.
- ^ Майбергер, Э. (28 марта 2016 г.). «Проект APPEAR – визуализация портретов фаюмских мумий с помощью трансформации отражения» . Пеннский музей . Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 г. Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ де Вигери, Л.; Соле, Вирджиния; Уолтер, П. (декабрь 2009 г.). «Многослойный количественный рентгенофлуоресцентный анализ станковой живописи». Аналитическая и биоаналитическая химия . 395 (7): 2015–2020. дои : 10.1007/s00216-009-2997-0 . ПМИД 19688344 . S2CID 13593428 .
- ^ «История Офелии: Сохранение Офелии» . Музей Тейт . Архивировано из оригинала 11 сентября 2017 г. Проверено 24 марта 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эберт, Беттина. «Консервация: носилки или сито» . Фонд Азиарта .
- ^ Этеридж, Зак. «Древние методы склеивания шкур сочетаются с современной деревообработкой и практически со всем остальным» . Высокогорная деревообработка . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Уильямс, Д. (1998). «Обзор клеев для консервации древесины». В Дардесе, К.; Роте, А. (ред.). Структурная консервация панно: материалы симпозиума в музее Дж. Пола Гетти, 24-28 апреля 1995 г. Институт консервации Гетти.
- ^ «Клей» . Британская энциклопедия .
- ^ «Смола» . Британская энциклопедия .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Клеи и закрепители» . Техасский департамент археологии A&M .
- ^ «Изучаем Рафаэля: история консервации» . Национальная галерея . Архивировано из оригинала 5 июля 2011 г. Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Роте, Андреа. «История структурной консервации панно: Часть третья» (PDF) . Исследовательский институт Гетти.
- ^ «Реставрация: Картины» . Музей Тейт . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 г. Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «Современные краски» . Институт охраны природы Гетти . Архивировано из оригинала 05 февраля 2012 г. Проверено 24 марта 2021 г.
Внешние ссылки [ править ]
- У Института консервации Гетти есть множество ресурсов в виде плейлиста YouTube по сохранению панельных картин и на странице «Инициатива по панно живописи» на их веб-сайте.
- Виктория и Альберт: консервация английской панно 17 века
- Метрополитен-музей: структурная консервация: панели «Адам и Ева» Дюрера
- Музей азиатского искусства: консервация южноазиатской живописи