Jump to content

Агенты ухудшения

Стопки поврежденных водой книг
Вода является одним из агентов порчи. Его последствия можно увидеть в этих поврежденных наводнением библиотечных книгах.

«Десять агентов порчи » представляют собой концептуальную основу, разработанную Канадским институтом охраны природы (CCI), используемую для классификации основных причин изменения, утраты или повреждения объектов культурного наследия (таких как коллекции, хранящиеся в галереях, библиотеках, архивах и музеях). . [1] Эта система, также называемая «агентами перемен», была впервые разработана в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Определенные агенты отражают и систематизируют основные пути химического и физического разрушения, которым подвержена большая часть физического материала. Они оказывают большое влияние на прикладную практику консервации, реставрации и управления коллекциями , находя особое применение в управлении рисками для коллекций культурного наследия.

CCI определяет десять «агентов»: диссоциация, огонь , неправильная относительная влажность , неправильная температура , свет и ультрафиолетовый свет , вредители , загрязняющие вещества (или загрязняющие вещества), физические силы , воры и вандалы (иногда называемые «преступниками») и вода. . Число основных агентов осталось прежним с 1994 года с добавлением «пренебрежения к содержанию под стражей» (теперь называемого диссоциацией), хотя объем и названия некоторых категорий со временем были обновлены, чтобы отразить новые исследования или идеи.

Каждую категорию можно далее разделить на редкие и/или катастрофические (Тип 1), спорадические (Тип 2) или постоянные/продолжающиеся (Тип 3), особенно применительно к оценке риска. Например, в категории физических сил землетрясение может быть отнесено к событию 1-го типа; Несчастный случай при обращении с предметом, при котором предмет упал, относится к типу 2, а продолжающийся физический износ в результате ежедневного обращения - к типу 3. [2]

Диссоциация [ править ]

Диссоциация относится к потере информации, связанной с объектом, такой как информация о происхождении или местоположении, без которой объект теряет значение или теряется. В более ранних версиях системы это называлось «пренебрежением при опеке». Диссоциация может охватывать, например, потерю идентификационных этикеток, неправильное расположение частей объекта, отсутствие описательной информации. [3] Пренебрежение коллекцией также является частью диссоциации. Не проводя надлежащего исследования и не следя за тем, чтобы все оставалось целостным, учреждения могут потерять информацию и привести к потере ценности своих коллекций. [4]

Диссоциация также может быть вызвана стихийным бедствием. [5]

Наличие хорошего плана документации и хорошей резервной копии электронной системы может помочь смягчить ущерб, причиненный событиями, которые мы не можем контролировать.

Необходимы строгие протоколы управления информацией, такие как регулярные проверки сбора информации и административные проверки. Хорошая практика документирования и обеспечение того, чтобы метки соответствовали соответствующему объекту, необходимы для предотвращения диссоциации.

Огонь [ править ]

Система управления дымом

Огонь непосредственно уничтожает культурное наследие посредством горения или отложения дыма и сажи на поверхностях. Системы пожаротушения также могут причинить ущерб, например, повреждение водой из спринклеров. Например, около 18 миллионов предметов было уничтожено в результате пожара в Национальном музее Бразилии в 2018 году .

Профилактическое обслуживание имеет решающее значение для предотвращения и минимизации риска пожара. Стратегии включают запрет на курение и использование других источников пламени и тепла, регулярное техническое обслуживание огнетушителей , поддержание регулярного графика обслуживания и испытаний детекторов дыма , а также защиту здания и его содержимого с помощью [Спринклерных систем | спринклерных систем]. [6] [7] [8]

Материалы можно классифицировать по уровню их уязвимости к теплу и горению. Жан Тетро выделил пять уровней чувствительности — от очень низкой для негорючих материалов до очень высокой для самовоспламеняющихся, легкогорючих материалов. Неорганические материалы, такие как керамика, камень, стекло и металл, имеют более низкую относительную чувствительность к огню по сравнению с органическими материалами, такими как дерево, бумага или ткань, которые очень восприимчивы к огню. [9] Некоторые материалы известны своей чрезвычайно высокой относительной чувствительностью к огню, например органические растворители с температурой вспышки ниже 32. тот C, что делает их легковоспламеняющимися и наиболее опасными, если температура опускается ниже 21. тот С. [10]

Восприимчивость объекта к огню является важным фактором, влияющим на скорость распространения огня в пространстве. Учитывая, что пожар — это экзотермическая цепная реакция, в результате которой выделяется энергия в виде света и тепла, важно отметить, что для продолжения цепной реакции топливо должно находиться в подходящем состоянии и количестве. Если материал влажный, выделяемое тепло сначала вступит в реакцию с водой, чтобы удалить влагу, вместо того, чтобы напрямую вызывать разрушение топлива и продолжение цепной реакции, если будет достаточно источника топлива для питания. [11]

Неправильная относительная влажность [ править ]

Относительная влажность (ОВ) может привести к изменению или повреждению культурного наследия, если ОВ слишком высока, слишком низка или когда она колеблется. Высокая относительная влажность может вызвать рост плесени , выцветание солей , повышенную активность вредителей, набухание древесины, быструю коррозию металла и ускорение гидролиза реакций в бумаге и других материалах. Низкая относительная влажность может привести к растрескиванию и усадке деревянных предметов, а также к высыханию и хрупкости бумаги и органических тканей. [12] Колебания относительной влажности усугубляют эти эффекты и вызывают физический ущерб, когда органические материалы сжимаются и расширяются, особенно в объектах смешанной техники, где материалы расширяются и сжимаются с разной скоростью (например, панно). [13] По этой причине в музейных помещениях часто используется контроль влажности как часть системы отопления, вентиляции и охлаждения (HVAC), чтобы поддерживать относительную влажность стабильной и в определенных пределах. [14]

Облачный лес и гигрометр

Относительная влажность — это количество воды, содержащейся в воздухе, выраженное в процентах от общего количества воды, которое может удерживаться в полностью насыщенном воздухе при данной температуре. Способность воздуха удерживать влагу напрямую связана с температурой, поскольку теплый воздух может удерживать больше воды, чем холодный.

Некоторые изменения, которым подвергаются объекты, обратимы путем регулирования относительной влажности, но повреждения, такие как трещины, могут быть необратимыми. Поддержание относительной влажности в диапазоне, соответствующем типу материала, и максимально стабильном уровне позволит предотвратить большинство повреждений, связанных с относительной влажностью. Поддержание относительной влажности в складских и демонстрационных помещениях на уровне 40–60 % позволит избежать наиболее разрушительных последствий, но поддержание стабильной относительной влажности часто считается более важным, чем соблюдение абсолютных диапазонов. [15] Рекомендации по созданию музейной среды были разработаны профессиональными природоохранными организациями, такими как Международный институт консервации (IIC), Международный совет музеев (ICOM-CC), Американский институт консервации (AIC) и Австралийский институт консервации культурных ценностей. Материалы (AICCM).

Относительную влажность помещений можно измерить с помощью ряда инструментов, включая карты индикаторов влажности , термогигрографы , гигрометры , психрометры и регистраторы данных . Данные относительной влажности отслеживаются и анализируются, чтобы определить, необходимы ли корректировки. Регулировка может быть возможна с помощью увлажнителей , осушителей , корректировок существующих систем отопления и кондиционирования , а также мер пассивного контроля.

Некоторые объекты имеют разные потребности в относительной влажности, чем другие на их выставке или в складском помещении. Для этих объектов необходимо создать специальные ящики или хранилища, отвечающие их потребностям. В них Rh и температура могут быть иными, чем в комнатах. Также можно изготовить специальные ящики и контейнеры для обеспечения безопасного перемещения предметов. [16]

Неправильная температура [ править ]

Два основных механизма химического разрушения, влияющих на культурное наследие, включают гидролиз и окисление , которые могут привести к разрыву цепи или сшивке . Они происходят при температуре окружающей среды в разной степени (в зависимости от материала); Скорость химических реакций увеличивается с повышением температуры. Следовательно, хранение в прохладе (например, при температуре 10 °C, 4 °C или ниже нуля) часто используется для замедления порчи уязвимых материалов, таких как нитрат целлюлозы и пленка из ацетата целлюлозы .

Более высокие температуры могут также вызвать размягчение или плавление материалов с низкой температурой плавления , таких как воск и некоторые пластмассы . Некоторые материалы становятся хрупкими при более низких температурах, что увеличивает вероятность физического повреждения при обращении. При замерзании кристаллы льда могут физически разрушить деликатные поверхности, такие как фотоэмульсии.

Свет, ультрафиолет и инфракрасный свет [ править ]

Свет потускнел на поверхности столешницы, за исключением центра, где стояла коробка и закрывала поверхность.

Свет , связанный с поддержанием коллекций, в первую очередь связан с визуальным и ультрафиолетовым (УФ) диапазонами электромагнитного спектра . Воздействие видимого света приводит к выцветанию многих красителей. света с более высокой энергией Длины волн ультрафиолетового также могут вызывать обесцвечивание, пожелтение, обесцвечивание и физическое ослабление подложек, что делает некоторые материалы хрупкими и склонными к поломке. Световое излучение обеспечивает энергию, вызывающую химические изменения в молекулярной структуре материалов. Ущерб от света, включая потерю цвета и прочности, носит накопительный и необратимый характер. [17]

Контроль светового ущерба – это процесс компромисса, поскольку свет также необходим людям, работающим с объектами культурного наследия или просматривающим их. Воздействие света можно уменьшить, ограничив либо время, в течение которого чувствительные объекты выставляются напоказ, либо силу их освещения. диммеры, таймеры и датчики движения . Для ограничения времени воздействия можно использовать [18] Культурные организации часто разрабатывают графики смены выставок, чтобы контролировать скорость повреждения, вызванного светом. Уровни освещенности для светочувствительных объектов, таких как текстиль, работы на бумаге и окрашенная кожа, обычно поддерживаются на более низких уровнях, где это возможно (например, 50 люкс ), при этом 200 люкс является более распространенным стандартом для более светостойких материалов, таких как картины, написанные маслом . кость и натуральная кожа . Некоторые типы материалов, такие как камень, металл и стекло, не подвергаются негативному воздействию видимого света. [19]

Ультрафиолетовый свет обычно не нужен для зрения (если только УФ-индуцированная флуоресценция не является важной частью зрительного восприятия), поэтому культурные организации склонны удалять или экранировать источники естественного света из складских или выставочных помещений. Шторы, шторы и фильтры, поглощающие УФ-излучение, также являются полезными стратегиями борьбы. [20]

Уровни освещенности и УФ-излучения можно измерить с помощью люксметра , чтобы можно было внести коррективы. [21]

Вредители [ править ]

Жизненный цикл коврового жука.

Многие виды насекомых питаются органическими материалами культурного наследия - например, ковровых жуков и платяную моль привлекают волокна на основе белка, такие как шерсть и шелк; чешуйницы пасутся на поверхности книг и фотографий; Различные виды бурильщиков могут поражать деревянную мебель или рамы. Насекомые могут привлекаться скоплением пыли и мусора на предметах, чтобы ими питаться. Насекомые, птицы и грызуны могут использовать объекты культурного наследия в качестве материала для гнезд, загрязнять их экскрементами, повреждать, царапая или прокалывая. Птичий помет может испачкать поверхность металлической уличной скульптуры, а птичьи лапки могут поцарапать ее поверхность.

Ущерб от насекомых и других музейных вредителей обычно возникает потому, что этих вредителей привлекают предметы коллекций, которые они рассматривают как источник пищи. Некоторые типы материалов, такие как дерево, органический текстиль, мех и бумага, более уязвимы к повреждению насекомыми, чем другие. [22]

Комплексная борьба с вредителями или IPM стала ключевой стратегией мониторинга и борьбы с вредителями в музейной среде. IPM уделяет особое внимание профилактике посредством ведения домашнего хозяйства и технического обслуживания, а также мониторинга популяций вредителей с помощью системы клеевых ловушек . Это позволяет сотрудникам музея или хранилища выявлять уязвимые места, выявлять новые заражения и определять тип присутствующих насекомых, а затем действовать по устранению заражения. [22]

Существует ряд возможных методов борьбы с заражением насекомыми. Химическая обработка больше не является предпочтительным методом обработки культурных объектов из-за рисков для безопасности человека и зачастую нежелательного воздействия на сами объекты. [22] Вместо этого нехимические методы предпочтительны , включающие замораживание, контролируемое нагревание, облучение и бескислородную обработку. [22] Даже такие простые варианты, как регулирование температуры и относительной влажности помещения, могут быть эффективными для борьбы с заражением, в зависимости от вредителя. [22] Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, и выбор используемого лечения должен осуществляться после консультации с квалифицированным специалистом. [22]

Загрязнители [ править ]

Загрязнители атмосферы, такие как озон , диоксид серы , сероводород и диоксид азота , вызывают коррозию , подкисление и обесцвечивание различных материалов. Загрязнители помещений, такие как формальдегид и другие летучие органические кислоты, вызывают аналогичные проблемы и могут присутствовать в коврах, красках и лаках или в материалах, используемых для изготовления витрин или мебели для хранения (дерево, пластик, ткани, смолы). Загрязняющие вещества также могут создаваться внутри объектов — например, разрушение пленки ацетата целлюлозы приводит к образованию уксусной кислоты, которая может повредить другие объекты поблизости.

Загрязнители атмосферы могут потускнеть или разъедать металлические предметы. Серебряные предметы уязвимы к сернистым газам, которые вызывают их потускнение, а предметы из свинца и олова подвергаются коррозии под воздействием летучих органических кислот . [23] Ущерб можно свести к минимуму, если хранить уязвимые серебряные предметы в шкафах с активированным углем или серебряной тканью , которая адсорбирует серу. [24] Серебряные предметы также можно покрыть или покрыть лаком с помощью прозрачного барьерного материала, такого как Paraloid B-72 , чтобы предотвратить потускнение, но эти покрытия требуют периодического повторного нанесения. Одним из потенциальных источников летучих органических кислот являются деревянные полки или деревянная мебель для хранения и демонстрации. [25]

В этом контексте пыль также классифицируется как загрязнитель улицы и помещения, поскольку она может привести к повреждению поверхности в результате истирания при удалении или окрашивания ее при впитывании влаги. Пыль может содержать кожуру, плесень и неорганические фрагменты, такие как кремнезем или сера . Пыль со временем может прилипнуть к поверхности, что значительно усложняет ее удаление. [26] Пыль также гигроскопична , то есть способна притягивать и удерживать молекулы воды, создавая идеальный климат для плесени и нанесения биологического ущерба. роста спор [27] Гигроскопичность пыли также может вызывать химические реакции на поверхности, особенно с металлами. Частицы неорганической пыли могут иметь жесткие острые края, которые могут порвать волокна и истереть более мягкие поверхности, если их не удалить должным образом.

Накопление пыли можно предотвратить, храня и демонстрируя коллекционные предметы в закрытых шкафах или ящиках или используя пылезащитные чехлы. Стратегии минимизации пыли также включают использование воздушных фильтров в системах отопления и кондиционирования, использование пылесосов, оснащенных фильтрами HEPA , а также методы уборки с использованием мягких тканей. [20] [27]

Физические силы [ править ]

Серебряная ложка, почерневшая от потускнения, скользящей формы, бывшая в ходу в начале-середине 17 века.

В эту категорию входят источники механических повреждений, когда объекты могут быть согнуты, сломаны, деформированы, истираны, изношены и т. д. Изменение происходит под действием некоторой приложенной силы, которая может быть столь же разнообразной, как сейсмическое движение от землетрясений, вибрация от дорог, электрооборудования или усиленная сила. музыки, или в результате простых несчастных случаев при хранении, таких как удары и трение, или несчастных случаев при обращении с предметами, когда они ударяются или ударяются.

Обучение и рекомендации по обращению помогают предотвратить случайное повреждение в результате воздействия физических сил при перемещении и работе с музейными предметами. Рекомендации по обращению могут содержать рекомендации по тщательному осмотру предметов перед их поднятием, расчищению путей от препятствий и опасностей, связанных с спотыканием, покрытию тележек и тележек для транспортировки набивкой из пенополиэтилена и предварительному планированию всех этапов процедуры». [28] При хранении предметы размещаются таким образом, чтобы к ним был легко доступен доступ. [29] а хрупкие предметы могут иметь специальные опоры или крепления и мягкие ящики для хранения.

Воры и вандалы [ править ]

Эта категория, которую иногда называют «преступниками», включает в себя умышленную кражу или повреждение культурного наследия. Существует множество известных примеров, таких как кража картин из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 году или нападение на картину Ротко в галерее Тейт в 2012 году. [30] хотя вполне возможно, что многие кражи остаются незамеченными или даже незамеченными в крупных учреждениях или когда инвентаризационные проверки проводятся нечасто.

Стратегии контроля включают ограничение доступа к коллекциям на основании их ценности, редкости, портативности и/или доступности как для сотрудников, так и для потенциальных посетителей. Мебель для хранения и демонстрации может быть заперта и поставлена ​​на сигнализацию. Культурные организации могут устанавливать камеры видеонаблюдения, датчики движения и сигнализацию, а также нанимать охрану и патрули. [31] [6]

Вода [ править ]

Ущерб от воды обычно возникает в результате протечек в строительной конструкции или в результате наводнений, связанных с погодными явлениями, или выхода из строя водопроводной инфраструктуры (водопроводов, спринклерных систем, систем кондиционирования). Конденсация может возникнуть там, где температура воздуха внезапно падает, например, когда теплый воздух в помещении попадает на более прохладную внешнюю стену или окно. Вода может размягчать или растворять наносимые материалы (краски, клеи, покрытия), вызывать появление пятен и оставлять линии приливов после испарения, вызывать физические повреждения при ударах, ослаблять подложки и способствовать росту микроорганизмов, а также набухать, сжимать или деформировать органические материалы. Вода также может содержать загрязняющие вещества и примеси, такие как грязь и сточные воды, которые оставляют пятна. Наводнение во Флоренции 1966 года стало определяющим моментом в развитии консервационно-реставрационной профессии и, в частности, профилактической консервации.

Другие фреймворки [ править ]

Это не единственная основа, используемая для классификации порчи материалов в сферах культурного наследия. Например, ухудшение также можно классифицировать по источнику: биологическое, химическое, физическое. [32]

Устойчивое развитие [ править ]

Десять факторов ухудшения часто используются для формирования дискуссий об устойчивости в секторе культурного наследия, когда стоимость контроля или минимизации ухудшения сравнивается с предполагаемыми выгодами. Затраты могут быть финансовыми (например, затраты на эксплуатацию кондиционера), экологическими (например, использование пластмасс в качестве материала для хранения и упаковки, или использованием растворителей для консервационной обработки, или использованием энергии для работы систем кондиционирования воздуха) или даже затратами. труд, необходимый для поддержания деятельности. Последствия сложившейся практики сохранения и восстановления для окружающей среды и изменения климата становятся все более спорными, в частности, акцент профессии на жестком контроле температуры и влажности.

Недавние экологические рекомендации для коллекций культурного наследия, например, разработанные Австралийским институтом консервации культурных материалов (AICCM), [33] подчеркивать устойчивость и устойчивость как руководящий принцип и напрямую ссылаться на изменение климата как на причину частого пересмотра. Эти рекомендации подчеркивают необходимость учитывать местный климат и соответственно допускать изменения значений относительной влажности и температуры.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Институт канадской охраны природы (14 сентября 2017 г.). «Агенты ухудшения» . www.canada.ca . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 7 ноября 2021 г.
  2. ^ Уоллер, Роберт (январь 1994 г.). «Оценка риска сохранения: стратегия управления ресурсами для превентивной консервации» (PDF) . Исследования в области консервации . 39 (суп2): 12–16. doi : 10.1179/sic.1994.39.Supplement-2.12 . ISSN   0039-3630 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 ноября 2021 г. Проверено 7 ноября 2021 г.
  3. ^ Эшли-Смит, Джонатан (1999). Оценка рисков для сохранения объектов . Лондон, Великобритания и Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge. п. 26. ISBN  9780750628532 .
  4. ^ Институт канадской охраны природы (22 сентября 2017 г.). «Диссоциация» . www.canada.ca . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 г. Проверено 17 ноября 2022 г.
  5. ^ Институт канадской охраны природы (22 сентября 2017 г.). «Диссоциация» . www.canada.ca . Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 г. Проверено 17 ноября 2022 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Планирование и определение приоритетов – 1.6 Приоритетные действия по сохранению» . Северо-восточный центр консервации документов . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  7. ^ Катон, Пейсли С. (2010). Бак, Ребекка А.; Оллман Гилмор, Джин (ред.). Методы регистрации в музее, 5-е издание (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: AAM Press, Американская ассоциация музеев. п. 365. ИСБН  978-1-933253-15-2 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  8. ^ Стюарт, Дебора (22 сентября 2017 г.). «Агент порчи: огонь» . Агенты ухудшения . Канадский институт охраны природы. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  9. ^ Тетро, ​​Жан (2008). «Пожарная оценка коллекций в музеях». Канадский институт охраны природы . 33 : 3–21.
  10. ^ Хори (2010). Материалы для консервации: органические консолиданты, клеи и покрытия . Оксфорд: Elsevier Ltd., стр. 77–78.
  11. ^ Скотт, Эндрю (2020). Огонь: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  12. ^ Бак, Ребекка; Гилмор, Джин (2010). Методы регистрации в музее (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: AAM Press. п. 289. ИСБН  9781933253152 .
  13. ^ Бахманн, Констанца (1992). «Контроль температуры и влажности в небольших коллекциях». Проблемы сохранения: Руководство для коллекционеров и хранителей . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. п. 15.
  14. ^ Амвросий, Тимоти; Пейн, Криспин (2006). «3: Развитие и уход за коллекциями музея». Основы музея (2-е изд.). Лондон: Рутледж.
  15. ^ Михальски, Стефан (22 сентября 2017 г.). «Агент порчи: неправильная относительная влажность» . Канада.ca . Канадский институт охраны природы. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  16. ^ Гарвард. «Микроклимат в музеях | Index Magazine | Гарвардские художественные музеи» . Harvardartmuseums.org . Архивировано из оригинала 17 ноября 2022 г. Проверено 17 ноября 2022 г.
  17. ^ Буллок, Линда (2006). «9: Свет как фактор ухудшения». Руководство по ведению домашнего хозяйства: уход за коллекциями в исторических домах, открытых для публики . Амстердам: Эльзевир. п. 93.
  18. ^ Томсон, Гэри (1986). Музейная среда . Лондон, Великобритания: Баттерворт-Хейнеман. п. 37. ИСБН  9780750612661 .
  19. ^ Томсон, Гарри (1986). Музейная среда . Лондон, Великобритания: Баттерворт-Хейнеман. п. 23. ISBN  9781483102719 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бахманн, Констанца (1992). «Принципы хранения». Проблемы сохранения: Руководство для коллекционеров и хранителей . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги.
  21. ^ Служба национальных парков (1998 г.), «Глава 4: Окружающая среда музейных коллекций» (PDF) , Справочник музея, Часть I: Музейные коллекции , заархивировано (PDF) из оригинала 28 февраля 2013 г. , получено 29 апреля 2014 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Квернер, Паскаль (2015). «Насекомые-вредители и комплексная борьба с вредителями в музеях, библиотеках и исторических зданиях» . Насекомые . 6 (2): 595–607. дои : 10.3390/insects6020595 . ПМЦ   4553500 . ПМИД   26463205 .
  23. ^ Шелли, Марджори (2013). Уход за предметами искусства и обращение с ними: практика Метрополитен-музея . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Met Publications. п. 12. ISBN  9780300123975 .
  24. ^ Шелли, Марджори (2013). Уход за предметами искусства и обращение с ними: практика Метрополитен-музея . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Met Publications. п. 15. ISBN  9780300123975 .
  25. ^ Шелли, Марджори (2013). Уход за предметами искусства и обращение с ними: практика Метрополитен-музея . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Met Publications. п. 14. ISBN  9780300123975 .
  26. ^ Ллойд, Хелен; Литгоу, Кэти (2006). «6: Физические факторы ухудшения состояния». Руководство по ведению домашнего хозяйства: уход за коллекциями в исторических домах, открытых для публики . Амстердам: Эльзевир. п. 62.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лэндри, Грегори; Хоаг, Роберт (2000). «1: Общий уход». Руководство Винтертура по уходу за вашими коллекциями . Ганновер: Университетское издательство Новой Англии. п. 13.
  28. ^ Шелли, Марджори (2013). Уход за предметами искусства и обращение с ними: практика Метрополитен-музея . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Met Publications. п. 172. ИСБН  9780300123975 .
  29. ^ Шелли, Марджори (2013). Уход за предметами искусства и обращение с ними: практика Метрополитен-музея . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Met Publications. стр. 174–175. ISBN  9780300123975 .
  30. ^ «Вандализм Ротко: почему подвергаются нападкам величайшие произведения?» . Хранитель . 08.10.2012. Архивировано из оригинала 10 ноября 2021 г. Проверено 10 ноября 2021 г.
  31. ^ Тремейн, Дэвид (22 сентября 2017 г.). «Воры и вандалы» . Агенты ухудшения . Канадский институт охраны природы. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  32. ^ «Институт консервации музеев. Биологическое разрушение и повреждение мебели и деревянных предметов» . www.si.edu . Архивировано из оригинала 10 ноября 2021 г. Проверено 10 ноября 2021 г.
  33. ^ «Экологические рекомендации» . Архивировано из оригинала 20 января 2021 г. Проверено 7 ноября 2021 г.
  • Михальский. С., «Общая основа профилактической консервации и восстановительной консервации», 9-е заседание Комитета ИКОМ по сохранению, проводимое раз в три года, Дрезден (1990) 589-591.
  • Уоллер, Роберт. 1994. «Оценка риска сохранения: стратегия управления ресурсами для превентивной консервации. Препринты материалов Конгресса в Оттаве, 12–16 сентября 1994 г., Превентивная консервация: практика, теория и исследования. Лондон: IIC. А. Рой и П. Смит (ред.). Доступно по адресу [1] [ постоянная мертвая ссылка ] или [2]
  • Агенты ухудшения состояния [3]. Архивировано 10 ноября 2021 г. в Wayback Machine.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bafcadede7e7ef1e25c3ec4593b4fb0e__1713500880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/0e/bafcadede7e7ef1e25c3ec4593b4fb0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agents of deterioration - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)