Jump to content

Музейная среда

Проблемы музейной среды включают температуру , влажность , свет , атмосферные загрязнители и пыль , которые обычно контролируются в зданиях, содержащих коллекции, имеющие культурное и научное значение. Все эти факторы окружающей среды являются «агентами разрушения», которые наносят ущерб объектам, поскольку они играют роль в таких путях разрушения, как окисление , гидролиз , сшивание и разрыв цепи . [ нужна ссылка ]

Реставраторы, менеджеры коллекций и менеджеры объектов часто работают вместе, чтобы контролировать среду, в которой культурное наследие хранится, транспортируется и демонстрируется. По мере развития профессии консерватора и реставрации появились различные экологические рекомендации или руководящие принципы. Диапазон температуры и относительной влажности, считающийся приемлемым в любой культурной организации, может варьироваться в зависимости от типа здания, наличия и типа систем кондиционирования воздуха , а также типов присутствующего коллекционного материала. Многие коллекторские организации также ожидают, что эти условия будут соблюдаться во время транспортировки и когда предметы сбора передаются в аренду другим организациям (в рамках кредитного соглашения). [ нужна ссылка ]

Опубликованные экологические рекомендации для музеев имеют тенденцию сводить к минимуму как экстремальные значения, так и колебания температуры и относительной влажности. Все чаще выгоды от экологического контроля музейных коллекций уравновешиваются энергетическими и экологическими затратами на поддержание относительно жестких параметров. Опубликованные рекомендации теперь также используют более целостный подход, принимая во внимание местные условия – например, что для музея, расположенного в тропиках, может быть невозможно или нецелесообразно поддерживать среду, более типичную для регионов с умеренным климатом. [ нужна ссылка ]

Устойчивое использование энергии

[ редактировать ]

Наследие техники

[ редактировать ]

Сохранение и демонстрация функциональных возможностей объекта механического наследия позволяет зрителям погрузиться в чувственный опыт показа, который передает информацию о научных и технологических достижениях и позволяет людям устанавливать личные связи с машинами. [1] Эксплуатация устаревшей техники также помогает поддерживать физические компоненты в хорошем состоянии и предоставляет возможности для сохранения и передачи традиций и знаний, которыми обладают сообщества практиков, работающих с историческими машинами . По большей части это неявные и воплощенные знания, которым, как и езде на велосипеде, необходимо учиться посредством физического опыта и практики.

Однако машины наследия в основном работают на ископаемом топливе, а это означает, что они полагаются на экологически вредные процессы добычи, выделяют парниковые газы (и другие загрязняющие вещества) и обычно пропускают смазочные масла. Это поднимает этический вопрос о том, является ли эксплуатация этих машин достаточно важной, чтобы оправдать их воздействие на окружающую среду, и практический вопрос о том, будут ли ископаемое топливо и смазочные материалы, которые им необходимы, по-прежнему доступны / доступны по цене для сектора наследия, поскольку добыча, переработка и распределение этих материалов сокращается и/или устраняется .

Благодаря разработке политики устойчивого развития коллекции машин культурного наследия могут использовать стратегии, гарантирующие, что эти объекты культурного наследия будут продолжать подвергаться воздействию для будущих поколений.

Стратегии устойчивого развития

[ редактировать ]
Компенсационная эмиссия
[ редактировать ]

Хотя выбросы от устаревших машин неизбежны, компенсация выбросов углекислого газа является стратегией, которая нейтрализует воздействие на окружающую среду эксплуатации машины в качестве функционального дисплея. К таким стратегиям компенсации относятся:

  • Покупка углеродных кредитов: при которой наличные деньги обмениваются на углеродные кредиты, при этом каждый кредит соответствует одной метрической тонне эквивалента углекислого газа (CO 2 ), который был сохранен или которого удалось избежать в рамках проекта. [2] В Австралии Climate Active предоставляет рекомендации и минимальные стандарты для расчета и проверки компенсаций.
  • Проекты общественного партнерства , в которых учреждение или собрание проводит или участвует в мероприятиях по снижению выбросов парниковых газов или проектах, которые имеют право на выдачу углеродных кредитов. Примером такого проекта является Партнерство по устойчивому развитию дестинаций, одним из основателей которого является Австралийский музей.
  • Сокращение выбросов в музейную среду: Достижимо за счет внесения изменений в ограждающую конструкцию здания; например, использование резервуаров для дождевой воды, солнечных панелей, резервуаров для сточных вод, гидравлических систем или систем воздушного давления с замкнутым контуром или посадка деревьев для пассивного климат-контроля. [3]
  • Выбросы продаются как продукт: происходит прямой улавливание CO 2 (DAC) с места выброса для перепродажи и переработки в химикаты или топливо. [4] [5] Дополнительную информацию об экономической целесообразности продажи выбросов CO 2 см Колумбийского университета . в отчете за 2021 год. Архивировано 1 декабря 2021 г. на Wayback Machine .
Работайте устойчиво
[ редактировать ]

В ситуациях, когда социально, экономически и этически целесообразно сократить или свести на нет выбросы, могут применяться следующие стратегии:

  • Сделайте копию. Производство копии в виде статического изображения в разрезе или динамической машины, работающей на более чистой энергии, может продемонстрировать механические принципы старинной машины; тем самым уменьшая необходимость запуска исходного объекта наследия.
  • Оставить как статичный экспонат: за счет сокращения или полной остановки времени работы машины экономятся затраты на техническое обслуживание и электроэнергия, в то время как машина может оставаться на месте без изменений для удовольствия будущих поколений. Однако это действие требует тщательного рассмотрения, поскольку, хотя все жидкости можно слить из машины для чистоты дисплея, некоторые машины могут заклинить без регулярной смазки, а заклинившая машина рискует выйти из строя в будущих ситуациях.
  • Измените настройку экспоната: некоторые машины можно превратить в системы с замкнутым контуром, что может снизить эксплуатационные потери и затраты на ресурсы. Однако необходимо тщательно подумать, поскольку устаревшие машины не были предназначены для работы в замкнутом контуре, и такая установка может привести к аннулированию гарантии и увеличению затрат на техническое обслуживание из-за загрязнения и коррозии.
  • Модификация объекта наследия: это, безусловно, самая радикальная стратегия, поскольку, хотя машины адаптируются или изменяются для удовлетворения функциональных требований в течение их срока службы, [6] намеренное изменение объектов наследия сопряжено с риском нарушения этического кодекса и передового опыта учреждения наследия и/или реставратора. [7] Однако без модификаций, направленных на сокращение выбросов или потребления ресурсов, некоторые машины могут потерять свою культурную значимость из-за недостаточной осведомленности, признания и уважения, порожденных недостаточной осведомленностью аудитории. [8]
Переезд и сотрудничество
[ редактировать ]
  • Управление передачей: посредством кредита или меморандума о взаимопонимании с соответствующей группой специальных интересов (SIG) или ассоциацией, при том понимании, что предмет будет возвращен или повторно передан в дар музею через определенный период времени.
    • В обмен на передачу управления и расходов общественным организациям и частным коллекциям музей может взять на себя обязательство предоставлять консультации и/или обучение по вопросам оценки значимости, поиска финансирования, методов консервации и реставрации, а также технических навыков для поддержания объекта, таким образом компенсируя нехватку волонтеров в области промышленного наследия. сектор [9]
  • Вывод из эксплуатации и документирование: создайте цифровой архив связанной с оборудованием информации, фотографий, схем, устных записей вместо сохранения физических объектов.
Международные группы специальных интересов (SIG) по сохранению исторического оборудования
Имя
Международный комитет по сохранению промышленного наследия (TICCIH) [1]
Наследие больших вещей [2]
Шотландская сеть знаний о транспорте и промышленности (STICK) [3]

Музейная среда – ранние примеры

[ редактировать ]

В первой половине двадцатого века многие организации и частные лица отмечали параллели между температурой, относительной влажностью (RH) и состоянием предметов в музейных коллекциях. Постепенно уровни относительной влажности от 50% до 60% стали предпочтительными, например, после того, как во время Второй мировой войны картины и другие предметы коллекций из Британской национальной галереи не показали дальнейших повреждений при хранении в экологически стабильных пещерах (58% относительной влажности), но начали разрушаться. трескается и отслаивается при возвращении в Национальную галерею в Лондоне, где до 1949 года не было кондиционера . Следовательно, когда было введено кондиционирование воздуха, в качестве целевого значения было выбрано 58% относительной влажности. Опрос, проведенный Гарольдом Плендерлейтом в 1960 году, показал, что большинство музеев стремились к достижению значений относительной влажности от 50 до 60%. [10]

, Уравнение Аррениуса впервые опубликованное в 1889 году, также сыграло важную роль в разработке музейных экологических рекомендаций. В общих чертах уравнение показывает, что на каждые 10 °C повышения температуры скорость химических реакций удваивается. [11]

Музейная среда

[ редактировать ]

Публикация Гарри Томсона 1978 года «Музейная среда» [12] оказал большое влияние на разработку экологических руководств для культурных организаций и в области профилактической консервации. Хотя критический анализ показывает, что Томпсон не намеревался сделать рекомендованные им параметры температуры и относительной влажности «правилами», тем не менее, в течение последующего десятилетия 50% ±5 относительной влажности и 21 °C / 70 °F ±2 стали параметрами по умолчанию и предпочтительными. для международного сообщества. Они стали особенно удобным стандартом для кредитных договоров. [10] [13]

Рекомендации по конкретным материалам

[ редактировать ]

Исследования 1990-х и 2000-х годов привели к выработке более детальных экологических рекомендаций для различных классов объектов и материалов, основанных на их чувствительности. Больше внимания уделялось как химическому, так и механическому воздействию температуры и относительной влажности.

В 1993 году Институт постоянства изображения выпустил «Руководство IPI по хранению ацетатной пленки» , написанное Джеймсом Рейли. На основе испытаний на ускоренное старение этот ресурс показал, как снижение температуры и относительной влажности может продлить срок службы пленки из ацетата целлюлозы . [14] [15] [16]

В середине 1990-х годов исследователи из Аналитической лаборатории охраны природы Смитсоновского института провели исследование, чтобы охарактеризовать реакцию дерева, холста, акриловых красок, фотоэмульсий и бумаги на колебания относительной влажности, что привело к выработке более конкретных рекомендаций по допустимым колебаниям относительной влажности. Например, их исследование показало, что масляные и акриловые краски чувствительны к низким температурам, но мало подвержены влиянию относительной влажности. Однако другие элементы в «слоистых» объектах, таких как картины, могут быть уязвимы к изменению относительной влажности, например, слои левкаса под краской или деревянные или холстовые подложки. Это исследование также привлекло внимание к энергозатратам, связанным с жестким контролем окружающей среды. [17] [18] [19] [20] [21] [22]

Исследователи из Канадского института охраны природы (CCI) также разработали более детальные рекомендации по температуре и относительной влажности, классифицируя материалы как низко-, средне- или высокочувствительные к заданным параметрам и определяя критические уровни, за которыми могут произойти химические, биологические или физические изменения. Например, при относительной влажности 50 % и температуре 20 °C ожидается, что химически стабильный формат, такой как черно-белые фотонегативы на стекле, будет иметь срок службы около 300 лет по сравнению с 1500 годами при относительной влажности 10 % и температуре 20 °C. Для сравнения, химически нестабильные материалы, такие как форматы магнитных носителей (аудио и видеокассеты), как ожидается, прослужат от 10 до 50 лет при относительной влажности 50% и 10% соответственно. [23] Умеренно чувствительный материал может прослужить 150 лет в теплом помещении (25 °C) и 6000 лет при 0 °C. Восковые материалы размягчаются при температуре выше 30°C (проблема для картин, покрытых воском); многие пластмассы деформируются при температуре выше 60 °C (ПЭТ, акрил, нейлон, АБС). И наоборот, при температуре ниже 5 °C многие лакокрасочные материалы переходят в стеклообразную фазу, что делает их более восприимчивыми к физическому повреждению. [24]

Зеленый протокол Бизо

[ редактировать ]

В 2015 году группа Бизо , также известная как Международная группа организаторов крупномасштабных выставок, выпустила «Зеленый протокол Бизо», смещая рекомендации по музейной среде в сторону взаимопонимания между заемщиками и кредиторами и учитывая более конкретные требования к различным категориям объектов. Зеленый протокол также признал экологическую «историю» коллекционных предметов, поскольку они могли находиться в самых разных условиях окружающей среды, прежде чем стали частью музейной коллекции. В целом «Зеленый протокол» требовал более широких параметров, чем взятые из работы Томсона, предполагая диапазон относительной влажности 40–60 % и стабильную температуру в диапазоне 16–25 °C с колебаниями не более ±10 % относительной влажности в год. 24 часа.г. [25] [26] [27]

Совместное заявление ИКОМ-CC и IIC

[ редактировать ]

В 2014 году Комитет по сохранению Международного совета музеев (ICOM-CC) и Международный институт консервации (IIC) опубликовали совместное заявление, призывающее к тому, чтобы устойчивость и изменение климата стали неотъемлемыми факторами в музейных экологических рекомендациях, признавая при этом сложность науки и вовлеченные отношения. Декларация призвала к прозрачности кредитных соглашений с точки зрения того, какой экологический контроль достижим и разумен, особенно когда большинство музеев во всем мире не имеют механических систем климат-контроля. [28] [29]

В 2018 году Австралийский институт консервации культурных материалов ратифицировал новые экологические руководящие принципы для культурных коллекций и одобрил Рекомендации Совета по коллекциям наследия (HCC) по экологическому контролю в учреждениях культуры, опубликованные в 2002 году. Руководящие принципы AICCM поддержали призывы ICOM-CC и IIC требует, чтобы рекомендации по температуре и относительной влажности были достижимы для местного климата, стремились снизить воздействие на окружающую среду и отдавать приоритет решениям пассивного контроля и технологиям с низким энергопотреблением, где это возможно. [30]

Климатические характеристики ASHRAE

[ редактировать ]

Климатические характеристики Справочника по применению Американского общества инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха (ASHRAE) предоставляют ряд настроек для музеев, галерей, архивов и библиотек, основанных на чувствительности коллекций и архитектурной обстановке. которые также включают описание соразмерных рисков и преимуществ каждой ситуации. Поскольку считалось, что единый стандарт не будет подходящим вариантом для всех коллекций, а также учитывая сложность и высокую стоимость поддержания строгого экологического контроля, были созданы пять классов контроля, а именно: класс AA, класс A, класс B, класс C и класс D. Заданные значения температуры и относительной влажности или среднегодовые значения и допустимые кратковременные колебания для каждого класса следующие: [31] [32] [33]

  • Класс АА Прецизионный контроль, без сезонных изменений – 15-25 ° С +/-2 ° С; 50% +/- 5% относительной влажности (нет риска механического повреждения большинства артефактов и картин)
  • Класс А Прецизионный контроль, некоторые уклоны или сезонные изменения, но не то и другое – 15-25 ° C +/-2 ° C; 50% +/- 10% относительной влажности (небольшой риск механического повреждения артефактов с высокой уязвимостью, отсутствие механического риска для большинства артефактов, картин, фотографий и книг)
  • Класс B Прецизионное управление, некоторые уклоны плюс понижение зимней температуры – 15-25 ° С +/-5 ° С; 50% относительной влажности +/- 10% (умеренный риск механического повреждения артефактов с высокой уязвимостью, небольшой риск для большинства предметов, картин, фотографий, некоторых артефактов и книг)
  • Класс C Предотвратить сырость (или другие крайности высокого риска) – в пределах 25–75 % относительной влажности; температура редко превышает 30 ° C (Высокий риск механического повреждения артефактов с высокой уязвимостью, умеренный риск для большинства, картин, фотографий, некоторых артефактов и книг)
  • Класс D Предотвращает сырость (или другие крайности высокого риска) – достоверно ниже 75% относительной влажности (Высокий риск внезапного или кумулятивного механического повреждения большинства артефактов и картин из-за разрушения при низкой влажности, но позволяет избежать расслоения и деформаций при высокой влажности, особенно в виниры, картины, бумага и фотографии)

Временные экологические рекомендации AIC

[ редактировать ]

Рабочая группа по экологическим рекомендациям Американского института консервации исторических и художественных произведений (AIC) разработала Временные экологические рекомендации после обсуждений за круглым столом в 2010 году, состоявшихся в Бостоне и Милуоки, где специалисты по консервации и представители профессии, связанной с культурным наследием, поделились своей практикой. и опыт, связанный с климатологией коллекций, а также обсудили, как параметры окружающей среды могут адаптироваться к проблемам глобальной экономики и рационального использования природных ресурсов. Временные рекомендации рекомендуют заданное значение в диапазоне 45-55% относительной влажности с допустимыми колебаниями +/- 5% и 15-25%. тот С (59-77 тот Е) температура. [27] [32]

  1. ^ Пай, Элизабет (2016). «Проблемы консервации: рабочие объекты» . Журнал группы музеев науки . 6 (6). дои : 10.15180/160608 . S2CID   113775680 .
  2. ^ «Австралийские углеродные кредитные единицы» . www.cleanenergyregulator.gov.au . Проверено 10 ноября 2021 г.
  3. ^ Пирсон, Колин; Кинг, Стив (1 января 2000 г.). «Пассивный экологический контроль для небольших культурных учреждений в Австралии» . Австралийские академические и исследовательские библиотеки . 31 (2): 69–78. дои : 10.1080/00048623.2000.10755117 . ISSN   0004-8623 .
  4. ^ Сюй, Сяоинь; Мартин, Грегори Дж.О.; Кентиш, Сандра Э. (01 декабря 2019 г.). «Улучшенная биоутилизация CO 2 с помощью мембранного контактора жидкость-жидкость в лабораторном пруду с канализацией микроводорослей» . Журнал CO 2 утилизации . 34 : 207–214. дои : 10.1016/j.jcou.2019.06.008 . hdl : 11343/227156 . ISSN   2212-9820 . S2CID   197625062 .
  5. ^ Киани, Али; Цзян, Кайци; Ферон, Пол (2020). «Технико-экономическая оценка процесса улавливания CO 2 из воздуха с использованием традиционного процесса абсорбции на основе жидкости» . Границы энергетических исследований . 8 : 92. дои : 10.3389/fenrg.2020.00092 . ISSN   2296-598X .
  6. ^ «Фонарь маяка Тод-Хед. Консервация-реставрация технического объекта, который на протяжении многих лет постоянно модифицировался» . Большое наследие вещей . Проверено 10 ноября 2021 г.
  7. ^ админ. «Кодекс этики и практики» . Австралийский институт сохранения культурных материалов . Проверено 10 ноября 2021 г.
  8. ^ Совет австралийского наследия (2018 г.). Защита памятных мест и памятников Австралии (PDF) . Содружество Австралии. стр. 3–6.
  9. ^ Мейерс, Нил. «Защита промышленного движимого культурного наследия и роль волонтерских организаций в Австралии» (PDF) . Большое наследие вещей . Проверено 10 ноября 2021 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Экологические рекомендации – Wiki» . www.conservation-wiki.com . 12 мая 2020 г.
  11. ^ Баер, Н.С.; Индиктор, Н. (1978). «Использование уравнения Аррениуса в многокомпонентных системах». Сохранение бумаги и текстиля, имеющих историческую и художественную ценность . Достижения химии. Том. 164. стр. 336–351. дои : 10.1021/ba-1977-0164.ch022 . ISBN  9780841203600 .
  12. ^ Томсон, Гарри (10 ноября 1978 г.). Музейная среда . Баттервортс. OCLC   4076268 – через Open WorldCat.
  13. ^ Тейлор, Джоэл; Боерсма, Фокье (1 августа 2018 г.). «Управление средой для коллекций: влияние международных займов на стратегии устойчивого климата» . Исследования в области сохранения . 63 (sup1): 257–261. дои : 10.1080/00393630.2018.1504514 . S2CID   191508066 .
  14. ^ https://s3.cad.rit.edu/ipi-assets/publications/acetate_guide.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  15. ^ Эрхардт, В. Дэвид и Мекленбург, Мэрион Ф (1994). «Повторное исследование относительной влажности» . Превентивная консервация: практика, теория и исследования (препринты материалов Конгресса в Оттаве, 12–16 сентября 1994 г.) : 32–38. hdl : 10088/35952 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Тумоза, Чарльз С.; Эрхардт, В. Дэвид; Мекленбург, Мэрион Ф.; Маккормик-Гудхарт, Марк Х. (1995). «Влияние относительной влажности и температуры на выставленные объекты». Специальная серия исследований ИКОМ . 9 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Журнал, Смитсоновский институт; Кернан, Майкл. «Вокруг торгового центра и за его пределами» . Смитсоновский журнал .
  18. ^ Эрхардт, В. Дэвид; Мекленбург, Мэрион Ф.; Тумоза, Чарльз С.; Маккормик-Гудхарт, Марк Х. (1995). «Определение допустимых колебаний относительной влажности». Информационный бюллетень WAAC . 17 (1): 19–23. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  19. ^ Эрхардт, Дэвид; Мекленбург, Мэрион Ф.; Тумоза, Чарльз С.; Маккормик-Гудхарт, Марк Х. (1997). «Определение подходящей музейной среды» . Взаимодействие между наукой и охраной природы (периодический доклад Британского музея № 116) : 153–163. hdl : 10088/35940 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Мекленбург, Мэрион Ф.; Тумоза, Чарльз С.; Эрхардт, В. Дэвид (1998). «Структурная реакция окрашенных деревянных поверхностей на изменения относительной влажности окружающей среды» . Расписное дерево: история и сохранение : 464–483. hdl : 10088/35942 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  21. ^ Тумоза, Чарльз С.; Мекленбург, Мэрион Ф.; Эрхардт, В. Дэвид; Маккормик-Гудхарт, Марк Х. (1996). «Обсуждение исследований влияния температуры и относительной влажности на музейные предметы» . Информационный бюллетень WAAC . 18 (3): 19–20. hdl : 10088/10312 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  22. ^ Эрхардт, В. Дэвид; Мекленбург, Мэрион Ф. (1994). «Повторное исследование относительной влажности» . Превентивная консервация: практика, теория и исследования (препринты материалов Конгресса в Оттаве, 12–16 сентября 1994 г.) : 32–38. hdl : 10088/35952 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  23. ^ Михальски, Стефан (22 сентября 2017 г.). «Вредители порчи: неправильная относительная влажность» . Канадский институт охраны природы . Проверено 9 ноября 2021 г.
  24. ^ Михальски, Стефан (22 сентября 2017 г.). «Агенты порчи: неправильная температура» . Канадский институт охраны природы . Проверено 9 ноября 2021 г.
  25. ^ «Экологическая устойчивость – сокращение углеродного следа музеев – Веб-сайт Совета директоров национальных музеев» . www.nationalmuseums.org.uk .
  26. ^ «Экологическая устойчивость – сокращение углеродного следа музеев – Веб-сайт Совета директоров национальных музеев» . www.nationalmuseums.org.uk . Проверено 10 ноября 2021 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Бикерстет, Джулиан (2016). «Декларация IIC и ICOM-CC 2014 г. об экологических руководящих принципах» . Исследования в области сохранения . 61 : 12–17. дои : 10.1080/00393630.2016.1166018 . S2CID   193509888 .
  28. ^ «Декларация об экологических руководящих принципах – ИКОМ-CC» . www.icom-cc.org .
  29. ^ «IIC объявляет о декларации по экологическим принципам | Международный институт консервации исторических и художественных произведений» . www.iiconservation.org .
  30. ^ «Экологические рекомендации» .
  31. ^ Улас, Эмра Баки; Крэмптон, Ричард; Теннант, Фиона; Бикерстет, Джулиан (2013). Практическое руководство по устойчивому климат-контролю и освещению в музеях и галереях . Сидней: Международные службы охраны природы. стр. 54–56. ISBN  9780646936871 .
  32. ^ Перейти обратно: а б «Экологические рекомендации – Wiki» . www.conservation-wiki.com . Проверено 10 ноября 2021 г.
  33. ^ Михальски, Стефан (2016). «Климатические рекомендации для коллекций наследия: где мы находимся в 2014 году и как мы сюда попали». Материалы саммита Смитсоновского института по вопросам охраны окружающей среды в музеях . Научная пресса Смитсоновского института: 7–32.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 521410f75cf29f96f061f65054722b93__1718934720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/93/521410f75cf29f96f061f65054722b93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Museum environments - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)