Jump to content

Кража музея Изабеллы Стюарт Гарднер

Координаты : 42 ° 20'17 "с.ш. 71 ° 05'56" з.д.  /  42,338 ° с.ш. 71,099 ° з.д.  / 42,338; -71,099
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Пустая рамка, висящая на стене между несколькими портретами.
Рама, в которой когда-то находилась картина Рембрандта « Буря на Галилейском море» (1633 г.)

Ранним утром 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне было украдено 13 произведений искусства . Охранники впустили двух мужчин, представившихся полицейскими, прибывшими на вызов, а воры связали охранников и в течение следующего часа разграбили музей. Дело нераскрыто; никаких арестов произведено не было, и никакие произведения не были возвращены. и арт-дилеры оценили украденные работы в сотни миллионов долларов ФБР . Музей предлагает вознаграждение в размере 10 миллионов долларов за информацию, которая поможет вернуть произведение искусства. Это самая крупная награда, когда-либо предлагаемая частным учреждением.

Украденные работы первоначально были приобретены коллекционером произведений искусства Изабеллой Стюарт Гарднер (1840–1924) и предназначались для постоянной экспозиции в музее вместе с остальной частью ее коллекции. Среди них был «Концерт» , одна из 34 известных картин Йоханнеса Вермеера и считавшаяся самой ценной ненайденной картиной в мире. Также отсутствует «Буря на Галилейском море» , . единственный морской пейзаж Рембрандта Другие картины и эскизы Рембрандта, Эдгара Дега , Эдуарда Мане и Говерта Флинка были украдены вместе с относительно бесполезным навершием орла и китайским гу . Эксперты озадачились выбором произведений искусства, поскольку более ценные произведения остались нетронутыми. Поскольку коллекция и ее макет должны быть постоянными, пустые рамки остаются висеть как в знак уважения к пропавшим работам, так и в качестве заполнителей для их возвращения.

ФБР полагает, что ограбление было спланировано преступной организацией. В деле отсутствуют веские вещественные доказательства, и ФБР во многом зависело от допросов, тайных информаторов и спецопераций для сбора информации. В первую очередь он сосредоточился на Бостонской мафии , которая в тот период находилась в разгаре внутренней войны между бандами. Одна из теорий гласит, что гангстер Бобби Донати организовал ограбление, чтобы договориться об своего капорегиме освобождении из тюрьмы; Донати был убит через год после ограбления. Другие версии предполагают, что картины были украдены бандой в районе Дорчестера в Бостоне , хотя эти подозреваемые отрицают свою причастность, несмотря на то, что спецоперация привела к нескольким тюремным срокам. Все они отрицали какие-либо сведения или предоставляли зацепки, которые оказались бесполезными, несмотря на предложение денежного вознаграждения и сокращение или отмену тюремного заключения, если они раскрыли информацию, ведущую к возвращению произведений искусства.

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер был построен под руководством коллекционера произведений искусства Изабеллы Стюарт Гарднер (1840–1924) для размещения ее личной коллекции произведений искусства. [1] Музей открылся для публики в 1903 году, и Гарднер продолжала расширять коллекцию и систематизировать ее, пока не умерла в 1924 году. Она покинула музей с пожертвованием в 3,6 миллиона долларов. [2] и в ее завещании оговаривалось, что расположение произведений искусства не должно быть изменено и что никакие предметы не должны продаваться или приобретаться в коллекцию. [1]

К 1980-м годам у музея заканчивались средства. [3] Из-за финансовых затруднений музей оказался в плохом состоянии; в нем не было системы климат-контроля и страхового полиса, и здание нуждалось в базовом обслуживании. [4] [5] [3] После того как ФБР раскрыло заговор бостонских преступников с целью ограбления музея в 1982 году, музей выделил средства на усиление безопасности. [6] Среди этих улучшений - 60 инфракрасных детекторов движения и система замкнутого телевидения, состоящая из четырех камер, расположенных по периметру здания. [7] [8] [6] Внутри музея не было установлено никаких камер, поскольку попечительский совет посчитал стоимость непомерно высокой. [4] но были наняты дополнительные охранники. [6] Несмотря на эти улучшения безопасности, единственным способом, которым охранники могли вызвать полицию в музей, было нажатие кнопки на стойке службы безопасности. В других местных музеях были отказоустойчивые системы, которые требовали от ночных сторожей ежечасно звонить в полицию, чтобы сообщить, что условия в норме. [8]

Независимый консультант проанализировал меры безопасности музея в 1988 году и определил, что они находятся на одном уровне с большинством других музеев, но рекомендовал внести улучшения. [6] Директор службы безопасности Музея изящных искусств в Бостоне также предложил повысить безопасность музея. [9] Из-за финансовых затруднений музея и директивы Гарднера, запрещающей капитальный ремонт, попечительский совет не одобрил эти меры безопасности. [6] [10] [11] Совет также отклонил просьбу директора службы безопасности о повышении зарплаты охранникам в попытке привлечь более квалифицированных кандидатов. Охранникам музея платили немного выше минимальной зарплаты. [12] и недостатки безопасности музея были секретом полишинеля среди охранников. [13]

Ограбление

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
Музей Гарднера в 2018 году

Прелюдия

[ редактировать ]

Ограбление произошло рано утром в воскресенье, 18 марта 1990 года. [14] Впервые около 12:30 воры стали свидетелями   того, как несколько гуляк в честь Дня Святого Патрика покидали вечеринку возле музея. [15] [14] Двое мужчин были замаскированы под полицейских и припарковались в хэтчбеке на Пэлас-роуд, примерно в ста футах от бокового входа. [16] [14] Свидетели полагали, что это были полицейские. [14]

Охранниками музея в ту ночь дежурили Рик Абат, 23 года, и Рэнди Хестанд, 25 лет. Абат был обычным ночным сторожем, но 18 марта Хестанд впервые пришел в ночную смену. [7] Политика безопасности музея требовала, чтобы один охранник патрулировал галереи с фонариком и рацией, а другой сидел за стойкой охраны. [7] Когда Абат отправился в первый патруль, в нескольких комнатах сработала пожарная сигнализация, но он не смог обнаружить ни огня, ни дыма. [8] [17] Он вернулся в комнату охраны, где панель управления пожарной сигнализацией зафиксировала задымление в нескольких комнатах. Он предположил, что произошла какая-то неисправность, и отключил панель, прежде чем вернуться в свой патруль. [8] [16] Прежде чем завершить обход, Абат остановился у бокового входа в музей, ненадолго открыл боковую дверь и снова закрыл ее, не сообщая об этом Хестанду. [16] Абат вернулся в стойку безопасности около часа   ночи, и Хестанд взял на себя обязанности патрулирования. [16]

Охранники покорены

[ редактировать ]

В 1:20   воры подъехали к боковому входу, припарковались и подошли к боковой двери. [15] [17] Они позвонили в зуммер, который соединил их с Абатом через интерком . Они объяснили Абату, что являются полицией, расследующей беспорядки, и что их необходимо впустить. [15] Абат мог видеть их по внутреннему телевидению, одетых в полицейскую форму. [15] [18] Ему не было известно о каких-либо беспорядках, но он предположил, что гуляка Дня Святого Патрика, возможно, перелез через забор, в результате чего кто-то сообщил об этом в полицию. [19] Абат принял мужчин в 1:24   ночи. [18] [20]

Сначала воры проникли в запертый холл, отделявший боковую дверь от музея. [21] Они подошли к Абату у стойки безопасности и спросили, есть ли в музее еще кто-нибудь. Абат по радио связался с Хестандом, чтобы тот вернулся в стойку безопасности. [21] [18] Примерно в это же время Абат заметил, что усы более высокого человека оказались искусственными. [21] Мужчина невысокого роста сказал Абату, что он выглядит знакомым и что у них может быть ордер на его арест, потребовав, чтобы Абат вышел из-за стола и предъявил удостоверение личности. [21] Абат подчинился, оставив стол, на котором находилась единственная в музее тревожная кнопка, позволяющая предупредить полицию. [21] [18] Мужчина невысокого роста прижал Абата к стене, раздвинул ему ноги и надел на него наручники. [22] Примерно в это время в комнату вошел Хестанд, и более высокий вор развернул его к стене и надел наручники. [22] Когда оба охранника были в наручниках, воры раскрыли свои истинные намерения ограбить музей и попросили охранников не создавать никаких проблем. [22]

Воры обмотали скотчем головы и глаза охранников. Не спрашивая направления, они повели охранников в подвал, где охранников приковали наручниками к паровой трубе и верстаку. [22] [23] Воры осмотрели кошельки охранников и пригрозили, что знают, где живут охранники, и сказали им, что если они не сообщат властям, то примерно через год получат вознаграждение. [22] [23] [24] Чтобы усмирить охранников, ворам потребовалось менее 15 минут, и это они завершили около 1:35   ночи. [25]

Кража работ

[ редактировать ]
Рама, в которой когда-то находился Чез Тортони

Передвижение воров по музею фиксировалось инфракрасными детекторами движения. [26] Шаги в первой комнате, в которую они вошли, «Голландской комнате» на втором этаже, не были зафиксированы до 1:48   ночи. [25] Это произошло через 13 минут после того, как они закончили подавлять охрану, возможно, ожидая, чтобы убедиться, что полиция не была предупреждена. [25]

Когда воры приблизились к картинам в Голландской комнате, раздался звук датчика, который должен был предупреждать, когда посетители подошли слишком близко к произведениям искусства, и воры разбили устройство. [27] [23] Они сняли «Бурю на Галилейском море» и «Даму и джентльмена в черном» со стены и бросили их на мраморный пол, разбив стеклянные рамы. Используя лезвие, они вырезали холсты из подрамников . [27] [28] [29] Они также сняли со стены большой Рембрандта , но оставили его прислоненным к шкафу. автопортрет [30] [29] Следователи полагают, что воры, возможно, посчитали его слишком большим для транспортировки, возможно, потому, что он был написан на дереве, а не на холсте, как другие. [31] [30] Вместо этого воры унесли небольшой автопортрет Рембрандта размером с почтовую марку, выставленный под большим портретом. [32] [29] В правой части зала убрали «Пейзаж с обелиском» и «Концерт» . из рам [33] Последним предметом, унесенным из комнаты, был древний китайский гу . [34]

В 1:51   ночи, пока один вор продолжал работать в Голландской комнате, другой вошел в узкий коридор, получивший название Короткая галерея, на другом конце второго этажа. Вскоре оба мужчины были в Короткой галерее. [29] [34] где они начали выкручивать винты из рамы с наполеоновским флагом, вероятно, пытаясь украсть флаг. Похоже, они отказались от этой попытки, поскольку некоторые винты не были удалены, и в конечном итоге они взяли только обнаженный навершие орла на вершине флагштока. [34] [35] пять эскизов Дега . Они также забрали из комнаты [34] [35] Последней украденной работой был Чез Тортони из Голубой комнаты на первом этаже. [26] [35] Детекторы движения музея не зафиксировали никакого движения в Голубой комнате во время нахождения в здании воров. [26] Единственные шаги, обнаруженные в комнате той ночью, принадлежали Абату в те два раза, когда он проходил через галерею во время своего предыдущего патруля. [26]

Собираясь уйти, воры еще раз проверили охранников и спросили, комфортно ли им. [36] Затем воры переместились в кабинет начальника службы безопасности, где забрали видеокассеты со свидетельствами их проникновения с камер видеонаблюдения, а также распечатки данных с оборудования для обнаружения движения. Данные о движении также были записаны на жесткий диск , который остался нетронутым. Рамка Чеза Тортони осталась на столе директора службы безопасности. [36] Затем воры начали вывозить произведения искусства из музея. Боковые входные двери были открыты в 2:40   ночи и еще раз в последний раз в 2:45   ночи. [37] [36] Ограбление длилось 81 минуту. [36]

Следующая смена охранников прибыла позже утром и поняла, что что-то не так, когда не смогла установить контакт ни с кем внутри для пропуска. Они позвонили начальнику службы безопасности, который вошел в здание со своими ключами и не обнаружил никого на стойке дежурства, прежде чем вызвать полицию. [38] [39] Полиция обыскала здание и обнаружила связанных охранников в подвале. [40] [41]

Украденные произведения искусства

[ редактировать ]

Тринадцать работ были украдены. В 1990 году ФБР оценило стоимость кражи в 200 миллионов долларов. [42] и увеличил оценку до 500 миллионов долларов к 2000 году. [42] В конце 2000-х некоторые арт-дилеры предположили, что общая стоимость украденных произведений искусства может составлять 600 миллионов долларов. [43] Это считается самым крупным ограблением музеев в истории. [ нужна ссылка ]

Наиболее ценные произведения были вывезены из Голландской комнаты. [44] [45] Среди них был «Концерт» голландского художника Вермеера (1632–1675), один из 34 [а] приписываемые ему картины . [46] На картину приходится половина общей стоимости кражи. [43] [47] оценивается в 250 миллионов долларов в 2015 году. [32] Эксперты полагают, что «Концерт» может оказаться самой ценной украденной вещью в мире. [47] [48] В этой же комнате воры напали на работы голландского художника Рембрандта (1606–1669). [44] К ним относятся «Буря на Галилейском море» , его единственный морской пейзаж и самая ценная из его работ, украденных той ночью. [49] [25] По оценкам, его стоимость составила около 140 миллионов долларов. [42] Другими взятыми работами Рембрандта были «Леди и джентльмен в черном» и небольшой автопортрет размером с почтовую марку. [32] [42] Последний ранее был украден и возвращен в 1970 году. [32] Воры могли украсть «Пейзаж с обелиском», полагая, что это Рембрандт; его долгое время приписывали ему, пока его незаметно не приписали его ученику Говерту Флинку (1615–1660). за несколько лет до ограбления [32] Последним предметом, взятым из Голландской комнаты, был бронзовый гу высотой около 10 дюймов (25 см). Этот стакан, который традиционно использовался для подачи вина в древнем Китае, был одним из старейших произведений в музее, относящимся к династии Шан в 12 веке до нашей эры. [50] [20] Его оценочная стоимость составляет несколько тысяч долларов. [34]

В Короткой галерее были украдены пять эскизов французского художника Эдгара Дега (1834–1917). [51] Каждый из них был нарисован на бумаге размером менее квадратного фута и выполнен карандашами, чернилами, красками и углем . [31] Они имеют относительно небольшую ценность по сравнению с другими украденными произведениями. [31] стоимостью менее 100 000 долларов вместе взятых. [34] высотой 10 дюймов (25 см) Также был взят навершие французского императорского орла из угла обрамленного флага Императорской гвардии Наполеона . За информацию, ведущую к возвращению одного только финала, объявлено вознаграждение в размере 100 000 долларов. [52] Возможно, ворам показалось, что он сделан из золота. [46] Chez Tortoni работы французского художника Эдуарда Мане (1832–1883) был взят из Голубой комнаты; это был единственный предмет, взятый с первого этажа. [53]

Эклектичное сочетание предметов озадачило экспертов. [34] [54] Хотя некоторые картины были ценными, воры сдали другие ценные работы Рафаэля , Боттичелли и Микеланджело и оставили их в покое, решив забрать относительно бесполезные предметы, такие как гу и навершие. [54] [29] [34] [35] Воры не проникли на третий этаж, где Тициана висела картина «Похищение Европы» , одна из самых ценных картин города. [26] [55] Выбор произведений и грубое обращение воров с произведениями искусства привели следователей к выводу, что воры не были экспертами, которым было поручено украсть конкретные произведения. [56] [57]

Поскольку в завещании Гарднер было указано, что ничто из ее коллекции не должно быть перемещено, пустые рамы для украденных картин остаются висеть на своих местах в музее в качестве заполнителей для их потенциального возвращения. [58] Из-за нехватки средств у музея и отсутствия страхового полиса директор обратился за помощью к Sotheby's и Christie's аукционным домам , чтобы объявить вознаграждение в размере 1 миллиона долларов в течение трех дней. [59] В 1997 году эта сумма была увеличена до 5 миллионов долларов. [60] В 2017 году она была увеличена вдвое до 10 миллионов долларов, а срок действия был установлен на конец года. [61] [62] [63] Эта награда была продлена после множества советов от общественности. [64] Это крупнейшая награда, когда-либо предлагаемая частным учреждением. [б] [66] Награда предназначена за «информацию, которая приведет непосредственно к восстановлению всех [их] предметов в хорошем состоянии». [67] Федеральные прокуроры заявили, что любой, кто добровольно вернет предметы, не будет привлечен к ответственности. Срок исковой давности также истек в 1995 году, поэтому воры и все, кто участвовал в краже, не могут быть привлечены к ответственности. [68]

Первые потенциальные клиенты и люди, представляющие интерес

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
Полицейские зарисовки воров

ФБР немедленно взяло дело под свой контроль на том основании, что произведение искусства, скорее всего, могло пересечь границу штата. [40] [69] Следователи назвали это дело уникальным из-за отсутствия веских вещественных доказательств. [70] Неизвестно, оставили ли воры доказательства ДНК . Хотя на месте происшествия были обнаружены отпечатки пальцев и следы, не удалось сделать вывод, принадлежали ли они врам или сотрудникам музея. [70] [71] ФБР проводило анализ ДНК в течение нескольких лет после кражи по мере развития достижений в этой области. Некоторые доказательства затерялись среди файлов агентства. [72] Охранники и свидетели на улице описали одного вора ростом от 5 футов 9 дюймов (1,75 м) до 5 футов 10 дюймов (1,78 м), ему около 30 лет, среднего телосложения, а рост другого - 6 футов 0 дюймов (1,83 м). до 6 футов 1 дюйм (1,85 м) в возрасте около 30 лет, при более тяжелом телосложении. [13] [73]

Рик Абат

[ редактировать ]

Охранник Ричард Эдвард Абат был расследован на ранней стадии из-за его подозрительного поведения в ночь кражи. [26] [24]

  • Во время патрулирования Абат ненадолго открыл и закрыл боковую дверь. [16] шаг, который, по мнению некоторых, мог быть сигналом для воров, припарковавшихся снаружи. [74] Абат сообщил властям, что он регулярно открывал и закрывал дверь, чтобы убедиться, что она заперта. [74] Один из коллег Абата рассказал журналистам, что если бы Абат открывал дверь регулярно, как он утверждал, начальство заметило бы, что он это делает, по своим компьютерным распечаткам, и прекратило бы такое поведение. [75]
  • Подозрение окружили детекторы движения музея, которые не зафиксировали никакого движения в Голубой комнате (где располагался Чез Тортони ) в то время, пока воры находились в музее. В ту ночь в комнате были только шаги Абата во время его патрулирования. [26] Консультант по безопасности проверил оборудование детекторов движения через несколько недель после кражи и установил, что они работают правильно. [26]
  • В 2015 году ФБР опубликовало видео с камер наблюдения из музея в ночь перед кражей, на котором Абат впускает в музей неопознанного мужчину, чтобы поговорить у стойки службы безопасности. Абат сказал следователям, что он не может вспомнить инцидент или узнать этого человека, и ФБР обратилось за помощью к общественности. Несколько бывших охранников музея вышли вперед и опознали в незнакомце заместителя начальника службы безопасности музея. [76]

Абат умер в 2024 году в возрасте 57 лет. [77] всю жизнь настаивал на своей невиновности. [78] [79] Агент ФБР, курировавший это дело в первые годы его рассмотрения, пришел к выводу, что охранники были слишком некомпетентны и глупы, чтобы совершить преступление. [24]

Уайти Балджер

[ редактировать ]

Уайти Балджер был одним из самых влиятельных криминальных авторитетов Бостона того времени, возглавляя банду Уинтер-Хилл . [80] Он отрицал свою причастность и фактически отправил своих подчиненных установить виновных, поскольку ограбление было совершено в его районе, и он хотел, чтобы ему заплатили дань. [81]

Агент ФБР Томас МакШейн расследовал дело Балджера, чтобы определить его причастность. [80] Он определил, что прочные связи Балджера с бостонской полицией могут объяснить, как воры приобрели законную полицейскую форму, или, возможно, что для совершения ограбления была организована настоящая полиция. [80] Балджер также был связан с Ирландской республиканской армией (ИРА). [80] МакШейн назвал включение пожарной сигнализации перед ограблением «визитной карточкой» ИРА и ее соперника Ольстерских добровольческих сил (UVF). [80] Обе организации в то время имели агентов в Бостоне, и обе ранее продемонстрировали способность организовывать ограбления произведений искусства. [80] Расследование МакШейна в отношении Балджера и ИРА не дало никаких доказательств, связывающих их с кражей. [82] По словам Чарли Хилла, бывшего следователя по предметам искусства и древностей из Скотланд-Ярда , Балджер передал работы Гарднера ИРА, и они, скорее всего, находятся в Ирландии. [83]

Письмо в музей 1994 г.

[ редактировать ]

В 1994 году директор музея Энн Хоули получила анонимное письмо от человека, который утверждал, что пытался договориться о возврате произведения искусства. [84] Писатель пояснил, что они были сторонним переговорщиком и не знали личности воров. [85] Они объяснили, что произведение искусства было украдено, чтобы сократить срок тюремного заключения, но, поскольку возможность была упущена, мотивов хранить произведение искусства больше не было, и они хотели договориться о возврате. [86] Писатель пояснил, что произведения искусства хранились в «стране, не являющейся общим правом», в условиях контролируемого климата. [87] [85] Они хотели иммунитета для себя и всех других участников, а также 2,6 миллиона долларов за возврат произведений искусства, которые будут отправлены на оффшорный банковский счет одновременно с передачей произведений искусства. [85] Если музей заинтересован в переговорах, ему следует напечатать закодированное сообщение в The Boston Globe . [88] Чтобы доказать достоверность, писатель передал информацию, известную на тот момент только музею и ФБР. [84]

Хоули почувствовал, что это сильное преимущество. [89] Она связалась с ФБР, которое затем связалось с Globe ; закодированное сообщение было напечатано 1 мая 1994 года изданием The Boston Globe . [90] Через несколько дней Хоули получил второе письмо, в котором писатель признал, что музей был заинтересован в переговорах, но они начали опасаться того, что, по их мнению, было масштабным расследованием, проводимым федеральными властями и властями штата с целью установления их личности. [91] Писатель объяснил, что им нужно время, чтобы оценить свои варианты, но Хоули больше никогда о нем не слышал. [92]

Брайан МакДевитт

[ редактировать ]

Брайан Макдевитт был мошенником из Бостона, который пытался ограбить The Hyde Collection в Гленс-Фолс, штат Нью-Йорк , в 1981 году. Он переоделся водителем FedEx , носил с собой наручники и клейкую ленту и планировал украсть картину Рембрандта. [93] Он также был известным поклонником флагов и подходил под описание более крупного грабителя, за исключением его редеющих рыжих волос. [94] Эти параллели с делом Гарднера заинтересовали ФБР, поэтому они допросили его в конце 1990 года. Макдевитт отрицал свою причастность и отказался проходить проверку на полиграфе . [93] [94] ФБР проверило его отпечатки пальцев, которые не совпадали ни с одним из отпечатков пальцев на месте преступления. [93] Позже Макдевитт переехал в Калифорнию и начал писать сценарии для телевидения и кино. [93] [94] Он умер в 2004 году. [93]

Расследование Бостонской мафии

[ редактировать ]

Время Мерлина

[ редактировать ]

В марте 2013 года ФБР объявило о значительном прогрессе в своем расследовании. Они сообщили «с высокой степенью уверенности», что идентифицировали воров, которые, по их мнению, были членами преступной организации, базирующейся в Средней Атлантике и Новой Англии . Они также «с такой же уверенностью» считали, что произведение искусства было перевезено в Коннектикут и Филадельфию через несколько лет после кражи, а в Филадельфии в 2002 году была предпринята попытка продажи. Их знания о том, что произошло после этого, ограничены, и они обратились за помощью к общественности. найти и вернуть произведение искусства. [95] [67] В 2015 году ФБР заявило, что оба вора мертвы. [96] Хотя ФБР публично не назвало личности каких-либо лиц, источники, знакомые с ходом расследования, заявили, что они были связаны с бандой из Дорчестера . [95] Банда была лояльна бостонской мафии боссу Фрэнку Салемму и вела свою деятельность на базе авторемонтной мастерской, которой руководил преступник Кармелло Мерлино. [97] [98] [99]

Соратники Мерлино, возможно, узнали о слабых местах музея после того, как гангстер Луи Ройс обвинил его еще в 1981 году. [100] [101] Вместе с партнером он разработал план, как зажечь дымовые шашки и прорваться по галереям среди суматохи. [102] [103] В 1982 году, когда агенты ФБР под прикрытием расследовали Ройса и его сообщников на предмет кражи произведений искусства, не связанной с этим, они узнали об их интересе к ограблению музея Гарднера и предупредили музей о плане банды. [104] [105] Ройс находился в тюрьме во время ограбления. [106] Ройс поделился своим планом с другими и полагает, что его партнер Стивен Россетти мог заказать ограбление или поделился им с кем-то еще. [107] [108]

Роберт Гуаренте и Роберт Джентиле

[ редактировать ]

Среди тех, кто был связан с бандой Мерлино, были Роберт Гуаренте и Манчестер, штат Коннектикут , гангстер Роберт Джентиле. [109] [110] [111] Гуаренте умер от рака в 2004 году. [112] но его вдова Элен сообщила ФБР в 2010 году, что некоторые картины ранее принадлежали ее мужу. [111] Она утверждала, что, когда ее муж заболел раком в начале 2000-х, он отдал картины Джентиле на хранение. [109] [113] Джентиле отверг обвинения, [113] утверждая, что ему их никогда не давали и он ничего не знал об их местонахождении. [114] Федеральные власти предъявили Джентиле обвинение в наркотиках в 2012 году, вероятно, в попытке оказать давление на Джентиле, чтобы получить информацию о работах Гарднера. [115] Он прошел проверку на полиграфе, которая показала, что он лгал, отрицая какие-либо сведения о краже или местонахождении произведения искусства. [116] Джентиле заявил, что говорит правду, и потребовал повторного теста. Во время повторного теста он сказал, что Элена однажды показала ему пропавший автопортрет Рембрандта, на что полиграф показал, что он говорит правду. [117] Адвокат Джентиле посчитал, что на правдивость утверждений Джентиле влияет большое присутствие федеральных агентов, и попросил провести меньшую встречу в надежде, что это заставит Джентиле говорить честно. [117] В ходе более интимной встречи Джентиле заявил, что у него нет никакой информации. [118]

Несколько дней спустя ФБР штурмовало дом Джентиле в Манчестере с ордером на обыск. [119] ФБР обнаружило потайную канаву под фальшивым полом сарая на заднем дворе, но обнаружило ее пустой. [120] Сын Джентиле объяснил, что канава была затоплена несколько лет назад, и его отец был расстроен тем, что там хранилось. [121] В подвале они нашли экземпляр газеты Boston Herald за март 1990 года, в которой сообщалось о краже, а также лист бумаги с указанием того, по какой цене каждый экземпляр можно продать на черном рынке. [119] Помимо этого, не было найдено никаких убедительных доказательств того, что эти картины когда-либо были у него. [ нужна ссылка ] Джентиле отправился в тюрьму на 30 месяцев по обвинению в хранении наркотиков. Если бы он знал информацию о краже, он ни в коем случае не решил бы поделиться ею, что могло бы смягчить его приговор или освободить его из тюрьмы. [ нужна ссылка ] После выхода из тюрьмы он поговорил с репортером-расследователем Стивеном Куркджианом , заявив, что его подставило ФБР. Он объяснил, как тюремное заключение нанесло ущерб его финансам и личной жизни. [122] Он также пояснил, что список, найденный в его подвале, был составлен преступником, который пытался добиться возвращения произведений Гуаренте и разговаривал с Джентиле в качестве посредника. [123] Когда его спросили о том, что могло быть в канаве, Джентиле не смог вспомнить, но предположил, что это могли быть небольшие моторы. [121]

Дэвид Тернер

[ редактировать ]

Дэвид Тернер был еще одним соратником Мерлино. [124] [125] [99] ФБР начало расследование в отношении него в 1992 году, когда источник сообщил им, что Тернер имел доступ к картинам. [126] В том же году Мерлино был арестован за торговлю кокаином и сообщил властям, что может вернуть картины для смягчения тюремного заключения. [127] Он попросил Тернера разыскать картины; Тернеру не удалось их вернуть, хотя он слышал, что они находились в церкви в Южном Бостоне . [128] [129] Другой сообщник, арестованный по делу о наркотиках, рассказал властям о причастности Тернера к нескольким взломам, но ни разу не упомянул об ограблении Гарднера. [129] На основе разговоров с Мерлино после его освобождения из тюрьмы в середине 1990-х годов власти пришли к выводу, что Мерлино никогда не имел прямого доступа к картинам, но, возможно, мог посредничать в их возвращении. [130]

Несмотря на его заявления о невиновности, ФБР полагает, что он мог быть одним из воров. [131] [132] Улики указывают на то, что он поехал во Флориду, чтобы забрать заказ на кокаин, всего за несколько дней до ограбления. [133] и записи кредитной карты позволяют предположить, что он оставался там всю ночь ограбления, [134] [135] но некоторые следователи полагают, что это могла быть попытка Тернера создать алиби . [ нужна ссылка ] ФБР считает, что другим вором был его друг и соратник Мерлино Джордж Рейссфельдер. [132] [136] Он умер в июле 1991 года. [137] Ни в его квартире, ни в домах друзей и родственников не было обнаружено никаких улик. [132] [137] но его братья и сестры вспоминают картину, похожую на Чеза Тортони, в его спальне. [132] Следователи полагают, что он похож на более стройного мужчину на полицейских зарисовках. [138]

В 1999 году ФБР арестовало Тернера, Мерлино, Россетти и других в ходе спецоперации в тот день, когда они планировали ограбить хранилище Лумис Фарго . [139] [99] Когда ФБР вызвало Тернера на допрос, ему сказали, что у них есть информация о том, что он участвовал в ограблении Гарднера, и что, если он вернет картины, его отпустят. [140] Он заявил властям, что не знает, кто украл картины и где их можно спрятать. [141] На суде 2001 года он заявил о провокации , что ФБР позволило продолжить заговор Лумиса Фарго, чтобы они могли оказать на него давление, чтобы получить информацию о картинах Гарднера. [141] Присяжные признали его виновным и отправили в тюрьму. [140] Тернер знал Джентиле через Гуаренте; в 2010 году он написал Джентиле письмо с вопросом, может ли он позвонить бывшей девушке Тернера, чтобы помочь вернуть картины Гарднера. [142] В сотрудничестве с ФБР Джентиле поговорил с девушкой Тернера, и она сказала ему, что Тернер хотел, чтобы он поговорил с двумя своими бывшими друзьями-заключенными в Бостоне. [143] ФБР хотело, чтобы Джентиле встретился с мужчинами и отправил с ним тайного агента ФБР, но Джентиле не хотел сотрудничать дальше. [143] Тернер был освобожден в ноябре 2019 года, через месяц после Россетти. [144] Мерлино умер в тюрьме в 2005 году. [144]

Бобби Донати

[ редактировать ]
Бобби Донати на недатированной фотографии

Преступник Бобби Донати был убит в 1991 году в разгар бандитской войны внутри преступного клана Патриарка . [145] [146] Его причастность к краже Гарднера возникла после того, как печально известный вор произведений искусства из Новой Англии Майлс Дж. Коннор-младший поговорил с властями. [147] [148] Коннор находился в тюрьме во время ограбления. [149] но он считал, что вдохновителями были Донати и преступник Дэвид Хоутон. [149] Коннор работал с Донати во время прошлых ограблений произведений искусства. [150] и заявил, что эти двое обыскали музей Гарднера. [149] [151] где Донати заинтересовался финалом. [149] Коннор также утверждал, что Хоутон посетил его в тюрьме после ограбления и сказал, что он и Донати организовали его и собирались использовать картины, чтобы вызволить Коннора из тюрьмы. [150] Если это правда, то они, скорее всего, позаимствовали эту идею у Коннора, когда он в прошлом возвращал искусство для сокращения предложений. [151] Хотя внешность Донати и Хоутона не соответствовала описаниям свидетелей, Коннор предположил, что они, вероятно, наняли гангстеров более низкого уровня для совершения ограбления. [149] Как и Донати, Хоутон также умер через два года после ограбления, но от болезни, а не от убийства. [149] Коннор сказал следователям, что может помочь вернуть работы Гарднера в обмен на обещанное музеем вознаграждение и его свободу. [149] Когда следователи не поддались требованиям Коннора из-за отсутствия доказательств, он предложил им поговорить с преступником и торговцем антиквариатом Уильямом П. Янгвортом. [149]

Действуя по инициативе Коннора, ФБР возбудило дело в отношении Янворта и провело рейды в его доме и антикварных магазинах в 1990-х годах. [152] [147] [153] Рейды привлекли внимание журналиста Тома Машберга, который в 1997 году начал разговор с Янгвортом о краже. [152] [147] Однажды ночью в августе 1997 года Янгворт позвонил Машбергу и сказал ему, что у него есть доказательства того, что он может вернуть картины Гарднера на надлежащих условиях. [154] Той ночью Янгворт забрал Машберга из офиса Boston Herald и отвез его на склад в Ред-Хук, Бруклин . [154] [155] Янгворт провел его внутрь, к складу с несколькими большими цилиндрическими трубками. Он вынул одну картину из тубуса, развернул ее и показал Машбергу при свете фонарика. Машбергу показалось, что это «Буря на Галилейском море» . Он заметил трещины на холсте, а края были обрезаны в соответствии с отчетами музея. [156] и он заметил подпись Рембрандта на руле корабля. [157] Машберг написал о своем опыте в Boston Herald , опустив детали, чтобы скрыть личность Янгворта и местонахождение картины. [158] Он сообщил, что его «информатор» (предположительно Янгворт) сообщил ему, что ограбление было совершено пятью мужчинами, и опознал двоих: Донати был одним из грабителей, а Хоутон отвечал за перемещение произведений искусства в безопасное место. [159] Несколько месяцев спустя ФБР обнаружило местонахождение склада и провело там обыск, но ничего не нашло. [160]

Достоверность утверждений Янгворта и подлинность картины, показанной Машбергу, оспариваются. [161] Янгворт поставлял Машбергу крошки краски, и федеральные власти сообщили, что они действительно принадлежали эпохе Рембрандта, но не соответствовали маслам, использованным для «Бури в Галилейском море» . [161] Также было тщательно изучено то, как Машберг описал картину как «развернутую», поскольку украденная картина была покрыта толстым слоем лака, который с трудом катился. [161] Федеральные власти и музей начали работать с Янгвортом после того, как история Машберга была опубликована, но Янгворт затруднил переговоры. [160] Он не будет сотрудничать с властями, если его требования не будут выполнены, включая полную неприкосновенность и освобождение Коннора из тюрьмы. [160] [162] [163] Власти скептически отнеслись к правдивости Янгворта и предложили лишь частичный иммунитет. [163] Прокурор США, курирующий это дело, в конечном итоге прекратил переговоры с Янгвортом, если не смог предоставить более надежные доказательства того, что он имел доступ к работам Гарднера. [160] Янгворт снова предоставил пузырек с краской, предположительно из «Бури на Галилейском море» , и 25 цветных фотографий картины и «Леди и джентльмен в черном» . [164] В совместном заявлении музея и федеральных следователей говорится, что чипы не принадлежали украденному Рембрандту, хотя, согласно тестам, они принадлежали картинам 17-го века и потенциально могли быть из «Концерта» . [165]

В 2014 году репортер-расследователь Стивен Куркджян написал гангстеру Винсенту Ферраре , начальнику Донати во время войны банд, спрашивая, есть ли у него информация о краже Гарднера. [166] [167] Ему перезвонил сотрудник Феррары, который объяснил, что ФБР ошибалось, подозревая в причастности банды Мерлино, и заявил, что ограбление организовал Донати. [166] Звонивший пояснил, что Донати посетил Феррару в тюрьме примерно за три месяца до кражи, после того как последнему было предъявлено обвинение в убийстве. [168] и сказал Ферраре, что собирается сделать что-нибудь, чтобы вызволить его из тюрьмы. [169] Три месяца спустя Феррара услышала новости о краже Гарднера. [169] после чего Донати снова посетил его и подтвердил Ферраре, что он причастен к ограблению. [170] Он утверждал, что закопал произведение искусства и начнет переговоры о его освобождении, как только расследование затихнет. [145] Переговоры так и не состоялись, поскольку Донати был убит. [145] Куркджян считает, что Донати был мотивирован освободить Феррару из тюрьмы, потому что Феррара могла защитить его в войне между бандами. [167] Друг Гуаренте также подтвердил, что Донати организовал ограбление и что Донати подарил Гуаренте картины, когда тот забеспокоился о своей безопасности. [171] Донати был близким другом Гуаренте. [172] Их видели в клубе в Ревире незадолго до ограбления с сумкой полицейской формы. [172]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Количество картин, приписываемых Вермееру, оспаривается.
  2. Вознаграждение музея Гарднера превосходит лишь награду правительства США в размере 25 миллионов долларов за Усаму бен Ладена . [65]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Изабелла Стюарт Гарднер» . www.gardnermuseum.org . Проверено 29 сентября 2019 г.
  2. ^ Бозер 2009 , стр. 86.
  3. ^ Перейти обратно: а б Бозер 2009 , стр. 86–87.
  4. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 34.
  5. ^ Куркджян 2015 , с. 36.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Бозер 2009 , стр. 85.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Куркджян 2015 , с. 40.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Куркджян 2015 , с. 41.
  9. ^ Куркджян 2015 , с. 32.
  10. ^ Куркджян 2015 , с. 33.
  11. ^ Куркджян 2015 , с. 37.
  12. ^ Boser 2009 , стр. 84–85.
  13. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 46.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Бозер 2009 , стр. 1.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Куркджян 2015 , с. 43.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Куркджян 2015 , с. 42.
  17. ^ Перейти обратно: а б Бозер 2009 , стр. 3.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Бозер 2009 , стр. 4.
  19. ^ Куркджян 2015 , с. 43–44.
  20. ^ Перейти обратно: а б МакШейн 2006 , с. 250.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и Куркджян 2015 , с. 44.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и Куркджян 2015 , с. 45.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Бозер 2009 , стр. 5.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Бозер 2009 , стр. 94.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Куркджян 2015 , с. 48.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Куркджян 2015 , с. 53.
  27. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 49.
  28. ^ Бозер 2009 , стр. 6.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Бозер 2009 , стр. 7.
  30. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 49–50.
  31. ^ Перейти обратно: а б с МакШейн 2006 , с. 251.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и Куркджян 2015 , с. 50.
  33. ^ Куркджян 2015 , с. 50–51.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Куркджян 2015 , с. 51.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д Бозер 2009 , стр. 8.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Бозер 2009 , стр. 9.
  37. ^ Куркджян 2015 , с. 58.
  38. ^ Куркджян 2015 , с. 59.
  39. ^ Бозер 2009 , стр. 89.
  40. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 61.
  41. ^ Бозер 2009 , стр. 90.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д Бозер 2009 , стр. 68.
  43. ^ Перейти обратно: а б Бозер 2009 , стр. 69.
  44. ^ Перейти обратно: а б Музей Гарднера 2018 , с. 20.
  45. ^ Гольдфарб 1995 , с. 92.
  46. ^ Перейти обратно: а б «ФБР – вы это видели?» . Федеральное бюро расследований. Архивировано из оригинала 15 сентября 2015 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Музей Гарднера 2018 , с. 32.
  48. ^ Бозер 2009 , стр. 37.
  49. ^ Музей Гарднера 2018 , с. 30.
  50. ^ Музей Гарднера 2018 , с. 22.
  51. ^ Музей Гарднера 2018 , с. 14.
  52. ^ Музей Гарднера 2018 , с. 18.
  53. ^ Музей Гарднера 2018 , с. 10.
  54. ^ Перейти обратно: а б Виттман 2010 , с. 252.
  55. ^ МакШейн 2006 , с. 251, 254.
  56. ^ Boser 2009 , стр. 73–74.
  57. ^ Куркджян, Стивен (март 2013 г.). «Спустя десятилетия после ограбления Гарднера полиция сосредоточилась на охране» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года.
  58. ^ МакШейн 2006 , с. 266.
  59. ^ Бозер 2009 , стр. 92.
  60. ^ Бозер 2009 , стр. 115.
  61. ^ Сотрудники музея Гарднера (май 2017 г.). «Музей Изабеллы Стюарт Гарднер: Музей Гарднера удваивает вознаграждение до 10 миллионов долларов за возвращение украденных произведений искусства» . www.gardnermuseum.org . Проверено 26 мая 2017 г.
  62. ^ Боули, Грэм (23 мая 2017 г.). «Музей Гарднера удваивает вознаграждение за возвращение украденных шедевров» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 24 мая 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
  63. ^ Мерфи, Шелли (15 декабря 2017 г.). «Срок действия вознаграждения в размере 10 миллионов долларов за украденные произведения искусства из музея Гарднер истекает в конце 2017 года» . Бостон Глобус . Проверено 16 декабря 2017 г.
  64. ^ «Продлена награда в 10 миллионов долларов за возвращение украденных произведений искусства из музея Гарднера» . ЦБС . 11 января 2018 года . Проверено 16 января 2018 г.
  65. ^ Бозер 2009 , стр. 59.
  66. ^ Бозер 2009 , стр. 58.
  67. ^ Перейти обратно: а б Комкович, Грег (18 марта 2013 г.). «ФБР предоставляет новую информацию относительно ограбления музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 году: информация запрашивается у тех, кто в Филадельфии и Коннектикуте может знать о местонахождении произведения искусства» (пресс-релиз). Федеральное бюро расследований, Бостонское отделение. Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года.
  68. ^ Куркджян 2015 , с. 178.
  69. ^ Куркджян 2015 , с. 94.
  70. ^ Перейти обратно: а б Бозер 2009 , стр. 97.
  71. ^ МакШейн 2006 , с. 257–258.
  72. ^ Мерфи, Шелли; Куркджян, Стивен (12 июня 2017 г.). «Доказательства кражи в музее Гарднера, которые могли бы содержать ДНК, отсутствуют» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 12 июня 2017 г.
  73. ^ МакШейн 2006 , с. 257.
  74. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 55.
  75. ^ Куркджян 2015 , с. 56.
  76. ^ Куркджян 2015 , с. 56–57.
  77. ^ Ризен, Клэй (4 марта 2024 г.). «Ричард Абат, 57 лет, охранник в центре ограбления Бостонского художественного музея, умер» . Нью-Йорк Таймс . Том. 173, нет. 660083. с. Б6.
  78. ^ Куркджян 2015 , с. 54.
  79. ^ Мерфи, Шелли (27 февраля 2024 г.). «Ночной сторож, который десятилетия назад жужжал ворами в Гарднерском музее, умер — The Boston Globe» . BostonGlobe.com . Проверено 27 февраля 2024 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б с д и ж МакШейн 2006 , с. 256.
  81. ^ Куркджян 2015 , с. 96.
  82. ^ МакШейн 2006 , с. 259.
  83. ^ Суддат, Клэр (30 июня 2020 г.). «Дело о пустых рамах остается величайшей загадкой мира искусства» . Новости Блумберга . Проверено 2 июля 2020 г.
  84. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 79.
  85. ^ Перейти обратно: а б с Куркджян 2015 , с. 81.
  86. ^ Куркджян 2015 , с. 80.
  87. ^ Куркджян 2015 , с. 79–80.
  88. ^ Куркджян 2015 , с. 81–82.
  89. ^ Куркджян 2015 , с. 82.
  90. ^ Куркджян 2015 , с. 82–83.
  91. ^ Куркджян 2015 , с. 82–84.
  92. ^ Куркджян 2015 , с. 84.
  93. ^ Перейти обратно: а б с д и Бозер 2009 , стр. 97–98.
  94. ^ Перейти обратно: а б с МакШейн 2006 , с. 262.
  95. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 114–118.
  96. ^ «ФБР сообщает, что двое подозреваемых, укравших произведения искусства на 500 миллионов долларов из Бостонского музея, мертвы» . Хранитель . 7 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2015 года . Проверено 12 августа 2015 г.
  97. ^ Куркджян 2015 , с. 190.
  98. ^ Куркджян 2015 , с. 180.
  99. ^ Перейти обратно: а б с Бозер 2009 , стр. 99.
  100. ^ Куркджян 2015 , с. 191.
  101. ^ Куркджян 2015 , с. 11.
  102. ^ Куркджян 2015 , с. 21.
  103. ^ Куркджян 2015 , с. 24.
  104. ^ Куркджян 2015 , с. 22–25.
  105. ^ Бозер 2009 , стр. 84.
  106. ^ Куркджян 2015 , с. 27.
  107. ^ Куркджян 2015 , с. 19.
  108. ^ Куркджян 2015 , с. 28.
  109. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 141.
  110. ^ Куркджян 2015 , с. 140.
  111. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 146.
  112. ^ Куркджян 2015 , с. 144.
  113. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 148–149.
  114. ^ Куркджян 2015 , с. 147.
  115. ^ Куркджян 2015 , с. 119–120.
  116. ^ Куркджян 2015 , с. 121.
  117. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 123.
  118. ^ Куркджян 2015 , с. 124.
  119. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 125.
  120. ^ Куркджян 2015 , с. 127.
  121. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 128.
  122. ^ Куркджян 2015 , с. 131.
  123. ^ Куркджян 2015 , с. 137–140.
  124. ^ Куркджян 2015 , с. 151.
  125. ^ Куркджян 2015 , с. 142.
  126. ^ Бозер 2009 , стр. 104.
  127. ^ Бозер 2009 , стр. 105.
  128. ^ Куркджян 2015 , с. 157.
  129. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 158.
  130. ^ Бозер 2009 , стр. 106.
  131. ^ Куркджян 2015 , с. 152.
  132. ^ Перейти обратно: а б с д Куркджян 2015 , с. 162.
  133. ^ Куркджян 2015 , с. 154.
  134. ^ Куркджян 2015 , с. 154–155.
  135. ^ Куркджян 2015 , с. 155.
  136. ^ Бозер 2009 , стр. 198.
  137. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 163.
  138. ^ Бозер 2009 , стр. 199.
  139. ^ Куркджян 2015 , с. 170.
  140. ^ Перейти обратно: а б Бозер 2009 , стр. 100.
  141. ^ Перейти обратно: а б Бозер 2009 , стр. 107.
  142. ^ Куркджян 2015 , с. 149.
  143. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 150.
  144. ^ Перейти обратно: а б Мерфи, Шелли. «Человек, подозреваемый в ограблении музея Гарднера, освобожден - The Boston Globe» . BostonGlobe.com .
  145. ^ Перейти обратно: а б с Куркджян 2015 , с. 200.
  146. ^ Куркджян 2015 , с. 189.
  147. ^ Перейти обратно: а б с Куркджян 2015 , с. 66.
  148. ^ Куркджян 2015 , с. 201.
  149. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час МакШейн 2006 , с. 263.
  150. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 202.
  151. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 204.
  152. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 65.
  153. ^ Бозер 2009 , стр. 116.
  154. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 67.
  155. ^ Куркджян 2015 , с. 68.
  156. ^ Куркджян 2015 , с. 69.
  157. ^ Бозер 2009 , стр. 117.
  158. ^ Куркджян 2015 , с. 70.
  159. ^ Куркджян 2015 , с. 70–71.
  160. ^ Перейти обратно: а б с д Куркджян 2015 , с. 74.
  161. ^ Перейти обратно: а б с Куркджян 2015 , с. 71.
  162. ^ Куркджян 2015 , с. 72.
  163. ^ Перейти обратно: а б Бозер 2009 , стр. 118.
  164. ^ Куркджян 2015 , с. 74–75.
  165. ^ Куркджян 2015 , с. 75.
  166. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 193–194.
  167. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 218.
  168. ^ Куркджян 2015 , с. 198.
  169. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 198–199.
  170. ^ Куркджян 2015 , с. 199–200.
  171. ^ Куркджян 2015 , с. 206.
  172. ^ Перейти обратно: а б Куркджян 2015 , с. 205.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]

42 ° 20'17 "с.ш. 71 ° 05'56" з.д.  /  42,338 ° с.ш. 71,099 ° з.д.  / 42,338; -71,099

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ef517f09b1c0c2a99aa5bbc093d2921__1716687120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/21/2ef517f09b1c0c2a99aa5bbc093d2921.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isabella Stewart Gardner Museum theft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)