Возвращение блудного сына (Рембрандт)
Возвращение блудного сына | |
---|---|
![]() | |
Художник | Рембрандт |
Год | 1661–1669 |
Середина | масло Холст , |
Размеры | 262 см × 205 см (103 × 81 дюйм) |
Расположение | Эрмитаж , Санкт-Петербург |
Возвращение блудного сына ( голландский : De terugkeer van de verloren Zoon ) — картина маслом Рембрандта , часть коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге . Это одна из последних работ голландского мастера, вероятно, завершенная через два года после его смерти в 1669 году. . [ 1 ] изображающее момент возвращения блудного сына к отцу в библейской притче Это известное произведение, , описано историком искусства Кеннетом Кларком как «картина, которую тем, кто видел оригинал в Санкт-Петербурге, можно простить за то, что она назвала ее таковой». величайшая картина, когда-либо написанная». [ 2 ]
На картине сын вернулся домой в несчастном состоянии из путешествий, в которых он растратил свое наследство, впал в нищету и отчаяние. Он преклоняет колени перед своим отцом в раскаянии, желая прощения и положения слуги в доме своего отца, понимая, что даже слуги его отца имели лучшее положение в жизни, чем он. Отец принимает его нежным жестом и приветствует как собственного сына. Его руки, кажется, предполагают одновременно и материнство, и отцовство; левый кажется больше и более мужественным, посаженным на плечо сына, тогда как правый жест мягче и восприимчивее. [ 3 ] Справа стоит старший брат блудного сына, который скрещивает руки в осуждении; в притче он возражает против сострадания отца к грешному сыну:
Но он ответил отцу своему: «Вот, я уже много лет служу тебе, и ни разу не ослушался повеления твоего, но ты ни разу не дал мне козла, чтобы я мог отпраздновать с друзьями моими. Но когда пришел этот, сын твой, Пожиравший имение твое с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка».
-Луки 15:29–30, Всемирная английская Библия.
Отец объясняет: «Но надлежало праздновать и веселиться, потому что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся» (Лк. 15:32).
Рембрандт был тронут притчей, и он создал множество рисунков, офортов и картин на тему, охватывающую десятилетия, начиная с офорта 1636 года (см. Галерею). «Возвращение блудного сына» включает в себя фигуры, не имеющие прямого отношения к притче, но встречающиеся в некоторых из этих более ранних произведений; их личности обсуждались. Женщина вверху слева, едва заметная, скорее всего, мать. [ 4 ] тогда как сидящий мужчина, чья одежда подразумевает богатство, может быть советником поместья или сборщиком налогов. [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]«Возвращение блудного сына» демонстрирует мастерство позднего Рембрандта. Его пробуждение духовности и послание прощения в притче считались вершиной его искусства. Ученый Рембрандта Розенберг (и др.) называет картину «монументальной», написав, что Рембрандт
христианскую идею милосердия интерпретирует с необычайной торжественностью, как если бы это было его духовное завещание миру. [Картина] выходит за рамки работ всех других художников эпохи барокко , вызывая религиозные настроения и человеческое сочувствие. Сила реализма старого художника не уменьшается, а увеличивается благодаря психологической проницательности и духовному осознанию... Наблюдатель пробуждается к ощущению какого-то необыкновенного события... Целое представляет собой символ возвращения домой, озаренной тьмы человеческого существования. умилением усталого и грешного человечества, укрывшегося под кровом милости Божией. [ 5 ]
Историк искусства Х.В. Янсон пишет, что «Блудный сын » «может быть самой трогательной картиной [Рембрандта]. Это также самая тихая его картина — момент, уходящий в вечность. Настроение нежной тишины настолько всепроникающе, что зритель чувствует родство с этой группой. Эта связь возможно, сильнее и интимнее в этой картине, чем в любом более раннем произведении искусства». [ 6 ]
Голландский священник Анри Нувен (1932–1996) был настолько увлечен картиной, что в конце концов написал книгу « Возвращение блудного сына: история возвращения домой» (1992), используя притчу и картину Рембрандта в качестве основы. Он начинает с описания своего визита в Государственный Эрмитаж в 1986 году, где ему удалось часами в одиночестве созерцать картину. Рассматривая роль отца и сыновей в притче применительно к биографии Рембрандта, он писал:
Рембрандт — настолько же старший сын притчи, насколько и младший. Когда в последние годы своей жизни он нарисовал обоих сыновей в «Возвращении блудного сына» , он прожил жизнь, в которой ему не были чужды ни потеря младшего сына, ни потеря старшего сына. Оба нуждались в исцелении и прощении. Обоим нужно было вернуться домой. Оба нуждались в объятиях прощающего отца. Но из самого рассказа, как и из картины Рембрандта, видно, что самое тяжелое обращение — это обращение того, кто остался дома. [ 7 ]

-
Офорт Рембрандта 1636 года на эту тему, созданный под влиянием гравюры на дереве Мартина ван Хемскерка. [ 8 ]
-
Блудный сын в публичном доме (ок. 1637 г.)
-
1642 рисунок
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дарем 176
- ^ Цитируется в Дареме 183.
- ^ Перейти обратно: а б Сойер 313
- ^ Предположение, основанное на более ранних рисунках. Дарем 176
- ^ Розенберг Дж., Слайв С. и Тер К.Э. (1997 [1966]). Голландское искусство и архитектура 1600–1800 гг . Издательство Йельского университета. Стр. 66, 80–81. Цитируется у Янсона, 598.
- ^ Янсон, 598
- ^ Нувен 65–66
- ^ Дарем 172
Ссылки
[ редактировать ]- Дарем, Джон И. (2004). Библейский Рембрандт: художник-человек в пейзаже веры . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554-886-2 .
- Хорст Вольдемар Янсон; Энтони Ф. Янсон (2003). История искусства: западная традиция . Прентис Холл PTR. ISBN 978-0-13-182895-7 .
- Анри Ж. М. Нувен (1992). Возвращение блудного сына: размышления об отцах, братьях и сыновьях . Книги Даблдэй. ISBN 978-0-385-41867-6 .
- Сойер, Джон Ф.А. (2006). Блэквеллский спутник Библии и культуры . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0136-3 .